А так, подъять грехи, начиная с Адама и будущих поколений, и всё взять на Себя, и быть Мужем Скорбей и изведавшим болезни, изъязвленным ( Ис. 53 ) – как Его представил пророк Исаия – это представить невозможно; и говорить на эту тему нужно очень осторожно. Далеки от спасения Моего слова вопля моего. Боже мой! я вопию днем – и Ты не внемлешь мне; ночью – и нет мне успокоения. Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля. Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе (см. Пс. 21:2–7 ). Которое Он однажды и на Кресте-то испытал. Или, Или, ламма савахфани (см. Мф. 27:46 ). Или – “Элои, Элои” (см. Мк. 15:34 ), а пророк Илия – Элиягу. То есть созвучно, но всё-таки разница. Элои и Элиягу – так в насмешку, или не разобрали, то ли специально в насмешку: смотрите, Илию зовет, посмотрим, придет ли он спасти Его (см. Мк. 15:35–36 ). Поношение у людей и презрение в народе (см. Пс. 21:7 ): вот Он поношение терпел, будучи уже распятым. Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: он уповал на Господа (см. Пс. 21:8–9 ). Посмотрите Матфея, 27-ю главу, 43-й стих, с 40-го: «Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста [кстати, эти слова, знаете, как понимают отцы-то? Это агония диавола: это наступила агония диавола; сейчас он будет убит, и его держава будет разорена, держава смерти – смертию смерть поправ (см. тропарь Пасхи). Вот он и подущает людей: сойди со креста и уверуем в Тебя]. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: “Я Божий Сын”. Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его». Оба поносили вначале, а потом один одумался. Так в 21-м псалме это почти что так и сказано: Он уповал на Господа, – 9-й стих, – пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

VI.7. И как (мудрые) педагоги часто, ради научения и укрепления нравов, не щадят детей, являющихся их господами, и воспитывают их розгами, весьма благоволя к ним и заботясь о них в надежде, что они станут благоразумными и знаменитыми в мире людьми, так и вы, подвижники-предстоятели, наказывайте невоспитанных и младенствующих братий не со страстью гнева или высокомерия, но с милосердием Христовым и в целях духовной пользы, уповая на то, что для воспитываемых вами это пригодится в Царстве Небесном. И именно в таком настроении имейте попечение о младенчестве братий, увещевая или запрещая, как сказано, каждого для его же пользы; проявляйте заботу лишь с одной только ревностью о Боге и с милосердием Христовым; наказывайте, не увлекаясь злой страстью или словно мстя за себя, чтобы, являя свой совершенный труд, который вы взяли на себя ради Бога, быть вам наследниками Царства Небесного. VI.8. Ведь (только) таковым образом и протекает подлинно ангельская жизнь на земле – когда предстоятели и подчиненные единодушно руководствуются подобным образом мыслей; когда все братия с великой радостью подчиняются друг другу, считая друг друга господами и «в почтительности друг друга предупреждая» ( Рим. 12:10 ). Братия должны жить вместе в простоте и чистоте сердечной, единодушии, мире, прямодушии и со всяким смирением. Никто, превозносясь перед другим, пусть не считает себя лучшим или большим, даже если он преуспел, но, наоборот, как ученик Христов, пусть полагает себя худшим из всех людей, поскольку Господь говорит: «кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» ( Мф. 23:12 ; Лк. 14:11, 18:14 ). И еще: «кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» ( Мк. 9:35, 10:43 ; Мф. 20:27 ), так как и «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мк. 10:45 ). И Апостол говорит: «Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Иисуса» ( 2Кор. 4:5 ). VII.1. Как желающие быть подражателями Христа, мы призываем вас к миру друг с другом, подчинению и доброму служению друг другу. Если возможно, мы должны готовить себя к тому, чтобы умереть за ближнего, имея образцом и примером Господа, Который во всем благом содействует вам по сказанному: «любящим Бога... все содействует ко благу» ( Рим. 8:28 ), дабы через любовь, простоту, непритязательность и скромность мог сохраниться в братстве «союз мира» в едином Теле и Духе Христовом ( Еф. 4:3, 4 ): когда мы, как сказано, подчиняемся друг другу в страхе и любви Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

«Именно смирение подвергает сердце испытанию»; – говорит преподобный Иоанн Лествичник 4699 : человек может быть смиренным в помыслах; но только отсутствие возмущения в момент, когда он подвергается унижению, свидетельствует о том, что он поистине смиренный. Вот признак еще большего смирения – принятие унижений с радостью 4700 . С другой стороны, смиренный человек не выносит, когда его по какому бы то ни было поводу возвышают, сравнивая с другими, и не довольствуется перенесением унижений и принятием их с радостью, но ищет его. Вот как пишет об этом преподобный Иоанн Лествичник : «Если отличительная черта крайней гордыни – это ради славы изображать добродетели, которых у нас нет, то из этого следует, что признак глубочайшего смирения – это ради самоуничижения изображать недостатки, которых у нас нет» 4701 . Принимать унижения без возмущения означает исключить по отношению к тому, кто нас унижает, всякое проявление гнева, обиды и любого озлобления. Преподобный Иоанн Лествичник отмечает, что одно из свойств смирения – «потеря всякой раздражительности» 4702 . «Смирение не гневается и никого не гневит», – утверждает один из отцов 4703 . «Смирение – это оставление гнева»,– говорит другой 4704 . Аавва Исаия учит: «Смирение... – это мирное расположение ко всем людям» 4705 . Смиренный тут же прощает того, кто презирает или обижает его. «У одного старца спросили, что такое смирение. И он ответил: «Если твой брат согрешает против тебя, а ты прощаешь его, прежде чем он попросит у тебя прощения, [то это и есть смирение]”» 4706 . Подлинно смиренный человек, говорит преподобный Иоанн Лествичник , это тот, «кто, обиженный другим, не дает своей любви к нему уменьшиться» 4707 . А один старец на вопрос, что такое смирение, отвечает в еще более позитивной форме: «Это делать добро тем, кто тебе творит зло» 4708 . Смиренный предан и подчиняется всем, он всем слуга 4709 , по примеру Христа и в соответствии с Его заповедью: Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою ( Мк. 9:35 ): Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить ( Мк. 10:43–45 ) 4710 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

   Иисус Христос встал, запретил ветру и сказал воде: «умолкни, перестань».    И тотчас ветер утих и озеро успокоилось. Сделалась великая тишина.    Потом, обратившись к ученикам, Он сказал: «что вы так боязливы? Где ваша вера?»    Они же, и все бывшие там, в страхе и удивлении говорили друг другу: «Кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?!»    ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея (Мф.8:23-27); от Марка (Мк.4:35-41); от Луки (Лк.8:22-25). Воскрешение дочери Иаира    У одного еврейского старшины, начальника синагоги, по имени Иаира, была при смерти единственная дочь, двенадцатилетняя девица.    Иаир пришел ко Иисусу Христу, пал к ногам Его и усиленно просил Его, говоря: «дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива».    Видя веру Иаира, Иисус Христос пошел с ним. На пути встречает их посланный из дома Иаира и говорит ему: «дочь твоя умерла; не утруждай учителя».    Но Иисус, услышав это, сказал Иаиру: «не бойся, только веруй, и будет спасена».    Когда они подошли к дому, то увидели там большое смятение: все плакали и рыдали.    Господь сказал им: «не плачьте; девица не умерла, но спит».    Они же не поняли Его слов и стали смеяться над Ним, зная, что она умерла.    Но Иисус Христос, выслав из дома народ, взяв с Собою только родителей умершей и трех апостолов Своих — Петра, Иакова и Иоанна, вошел в комнату, где лежала умершая девица. Он взял ее за руку и сказал: «талифа куми», что значит; «девица, тебе говорю, встань!»    И возвратился дух ее; девица тотчас встала и начала ходить. Обрадованные родители ее были в великом изумлении.    Иисус Христос велел дать ей поесть и строго запретил им разглашать в народе о происшедшем. Но слух об этом разнесся по всей стране.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея (Мф.9:18-26); от Марка (Мк.5:21-43); от Луки (Лк.8:41-56). Усекновение главы Иоанна Предтечи    Проповедь Иоанна Предтечи была непродолжительна. Приготовив людей к принятию Спасителя, он закончил свою жизнь мученическою смертью. Вскоре после крещения Господня, Иоанн был посажен галилейским царем Иродом в темницу. Этот царь галилейский, Ирод Антипа, был сыном того Ирода Великого, который убил 14-ть тысяч вифлеемских младенцев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

В этом песнопении образы из притчи о десяти девах соединены с образами притч о бодрствующих рабах ( Мф. 24:43–51 ; Лк. 12:35–48 ). Все эти притчи воспринимаются как содержащие призыв к духовному бодрствованию, трезвению, ожиданию Страшного суда, молитве и покаянию. Авторы литургических текстов, не впадая в чрезмерную аллегоризацию притч, извлекают из них тот главный урок, который в них заложен. Этот урок Иисус выразил одним кратким призывом: бодрствуйте (γρηγορετε). Тот же самый призыв Он трижды повторит в притче об ожидании хозяина дома ( Мк. 13:33, 35, 37 ), а затем дважды – в Гефсиманском саду ( Мф. 26:38, 41 ; Мк. 14:34, 38 ). Там он имеет буквальный смысл, так как ученики, подобно десяти девам ( Мф. 25:5 ), засыпают, пока Учитель молится до кровавого пота ( Ин. 22:44 ). На их примере мы вновь убеждаемся в том, как тесно переплетаются элементы притчи с реальными событиями. 5. Таланты и мины Мы подошли к притче, которая стоит на последнем месте и у Матфея, и у Луки. У Матфея она замыкает собой последнюю трилогию притч, начавшуюся притчей о благоразумном рабе и продолжившуюся притчей о десяти девах. Открывается она необычной грамматической конструкцией: Ибо как человек, отправляясь в чужую страну… В русском Синодальном переводе для ясности добавлено Он поступит, однако в оригинальном греческом тексте этих слов нет. Приведем текст в версии Матфея по Синодальному переводу: Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В обоих случаях эти слова указывают на тот эффект, который происходит от встречи с Иисусом: в человеке восстанавливается внутренний мир, гармония духовных и душевных сил. Женщина-грешница омывала ноги Иисуса слезами: мы можем только догадываться, в каких грехах она раскаивалась и как велико было ее внутреннее смятение. Кровоточивая женщина тоже была в смятении и страхе, когда подходила к Иисусу, хотя причина этих чувств была иная. Иисус возвращает ей тот духовный мир, которым, возможно, она обладала, пока ее не постигла болезнь. Весьма вероятно, впрочем, что Он дарует ей такой внутренний мир, какого она никогда не имела. 7. «Слепые прозревают» В Евангелиях упомянуты многочисленные случаи исцеления от слепоты. Два похожих случая возвращения Иисусом зрения двум слепцам мы встречаем в Евангелии от Матфея ( Мф. 9:27–31 и 20:34). Матфей также упоминает об исцелении бесноватого слепого и немого ( Мф. 12:22 ). Марк рассказывает об исцелениях безымянного слепого в Вифсаиде ( Мк. 8:22–26 ) и Вартимея в Иерихоне ( Мк. 10:46–52 ). То же исцеление в Иерихоне описано у Луки ( Лк. 18:35–43 ). В Евангелии от Иоанна содержится подробный рассказ об исцелении слепорожденного ( Ин. 9:1–7 ). Наконец, и Матфей, и Лука упоминают об исцелении Иисусом многих слепых ( Мф. 15:31; 21:14 ; Лк. 7:21 ). Тема слепоты не играет сколько-нибудь заметной роли в Ветхом Завете, где нет ни одного примера чудесного избавления от слепоты под действием силы Божией. Тем не менее упоминания о слепоте и слепых встречаются неоднократно. Обращаясь к Моисею, Бог говорит: Кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь [Бог]? ( Исх. 4:11 ). В Псалтири говорится о том, что Господь отверзает очи слепым ( Пс. 145:8 ). У пророка Исаии обетование эры Нового Завета, благословенного дня Господня, связано с исцелением от слепоты: И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых ( Ис. 29:18 ); тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся ( Ис. 35:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Что же касается духовной слепоты, то это одна из важных тем евангельского повествования: очень часто Иисус обвиняет в слепоте своих оппонентов – фарисеев и книжников ( Мф. 15:14; 23:16, 17, 19 ; Лк. 6:39 ). В Евангелии от Иоанна проводится прямая параллель между исцелением от слепоты телесной и освобождением от слепоты духовной. Начав с рассказа об исцелении слепорожденного, евангелист затем приводит многочисленные высказывания Иисуса о Себе как свете: На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы ( Ин. 9:39 ); Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме ( Ин. 12:46 ). Из описанных в Евангелиях исцелений одно относится к раннему периоду деятельности Иисуса, до избрания двенадцати учеников: это исцеление двух слепцов. В Евангелии от Матфея оно следует сразу же за рассказом о воскрешении дочери Иаира и исцелении кровоточивой женщины ( Мф. 9:27–31 ). Исцеление слепого в Вифсаиде ( Мк. 8:22–26 ) происходит после третьей Пасхи, но до прихода Иисуса в Иерусалим на праздник кущей. Исцеление слепорожденного ( Ин. 9:1–41 ) происходит в Иерусалиме на празднике кущей, а исцеление слепца (или, по версии Матфея, двух слепцов) в Иерихоне ( Мф. 20:29–34 ; Мк. 10:46–52 ; Лк. 18:35–43 ) – непосредственно перед тем, как Иисус со славой вошел в Иерусалим, чтобы там встретить Свою последнюю Пасху. В этом порядке мы и рассмотрим указанные эпизоды. Исцеление двух слепцов Рассказ об исцелении Иисусом двух слепцов содержится только в Евангелии от Матфея. Это чудо происходит на обратном пути от дома Иаира после того, как Иисус воскресил его дочь: Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, Сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той ( Мф. 9:27–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Прав. Лазарь. Икона. XVI в. (ц. прав. Лазаря в Ларнаке, Кипр) Он жил в Вифании вместе с сестрами Марфой и Марией (Ин 11. 1). О пребывании Господа в их доме говорится и в др. Евангелиях, но без упоминания Л. (Мф 26. 6; Лк 10. 38-42). Когда Л. заболел, сестры послали известить об этом Иисуса. Получив эту весть, Спаситель не сразу отправился в Вифанию, сказав, что «эта болезнь не к смерти, а к славе Божией, дабы через нее прославился Сын Божий» (Ин 11. 4). Спустя 2 дня, несмотря на предостережение учеников об угрожающей Ему опасности со стороны иудеев, Господь зовет их пойти с Ним к умершему: «...друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Ин 11. 11; ср.: Мк 5. 39). Ученики понимают выражение «уснул» буквально - как указание на болезнь Л., не понимая метафору сна как смерти. Ап. Фома говорит остальным спутникам: «Пойдем и мы умрем с ним» (Ин 11. 7-16). Навстречу пришедшему Господу поспешила скорбящая Марфа, к-рая уже верила, согласно представлениям того времени (ср.: Иов 19. 25; Иез 37. 1-14), что ее брат Л. будет участвовать в воскресении мертвых в последний день (Ин 11. 24), но не имела откровения о власти Христа как Сына Божия над смертью. Когда Господь пришел, Л. находился уже 4-й день во гробе, т. е. его тело уже должно было начать разлагаться (Ин 11. 17, 39), тем самым евангелист подчеркивает реальность смерти Л.; согласно иудейским представлениям, душа человека пребывала рядом с телом 3 дня, по истечении которых усопшего нельзя уже оживить ( Beasley-Murray. 1987. P. 189; Edwards. 2004. P. 116). Прежде чем вернуть умершего к жизни, Господь провозглашает дерзновенную весть: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин 11. 25), к-рую первой исповедает Марфа (Ин 11. 27). Мария подошла к Иисусу в слезах и повторила слова сестры: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин 11. 32). Видя всех родных и близких плачущими, Иисус Сам восскорбел духом и прослезился (Ин 11. 33-35). Придя ко гробу, Спаситель повелел отвалить камень от пещеры и, совершив благодарственную молитву к Отцу, громко возгласил: «Лазарь! иди вон» (Ин 11. 43). Когда у входа в пещеру показался Л., закутанный в погребальные пелены, Христос обратился к стоявшим рядом: «Развяжите его, пусть идет» (Ин 11. 44). Многие из присутствующих иудеев, став свидетелями чуда, поверили в Иисуса Христа (Ин 11. 45).

http://pravenc.ru/text/2462509.html

Страстная Седмица Понедельник. О том, чтобы ничем не прельститься Мф.21:18–43 Мф.24:3–35 Однажды, покидая, как обычно, на ночь Иерусалим, Господь остановился с учениками на горе Елеонской. Открылся величественный вид на Иерусалимский храм, и ученики невольно воскликнули: «Учитель! Посмотри, какие камни, и какие здания» ( Мк. 13, 1 )! Господь же вдруг сказал: «Видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» ( Мф.24, 2 ). Подавленные ученики спросили: «Скажи нам, когда это будет, и какой признак Твоего пришествия и кончины века»? И Господь начал говорить о тех временах, когда нынешний мир начнет «сворачиваться», «яко риза». И самое первое, а значит, самое главное, что Он сказал, это – «берегитесь, чтобы кто не прельстил вас». Самое страшное, это – принять ложь за истину. А как мы, в своей самоуверенности, к этому склонны! Мы ведь все знаем: где есть благодать, а где – нет; кто святой, а кто – нет; кто в раю а кто в аду. Мы осуждаем человека по первому навету, верим любой клевете. Мы трепещем, что нас хотят «сосчитать», «внести в компьютер», присвоить налоговый номер. И в то же время – готовы идти за каждым, кто сам себя хвалит и обещает золотые горы! И это уже сейчас. А что будет, когда коварство, обман, жестокость достигнут своей вершины? Тогда, как говорит Господь, «многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос». И придут они не с пустыми руками, но «дадут великие знамения и чудеса», какие нам и не снились, – «чтобы прельстить, если возможно, и избранных». А уж как мы падки на чудеса! Чуть прослышим что-то где-то, – летим туда, забыв, что весь мир – чудо, которое всегда перед нами. Господь говорит, что даже «если кто скажет вам: „вот, здесь Христос“, или „там“, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки», и будут манить в пустыни, в потаенные комнаты, в подвалы, в секты, в общины «чистых», «истинных» христиан. А любовь, может быть, до того «охладеет», и до того «во многих», что даже двое или трое не смогут собраться действительно во имя Христа, чтобы Христос был посреди. Все будет получаться или трудовой коллектив, или социальная ниша для одиноких людей, или ревнивая толпа почитателей замечательного батюшки.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 4, 2008 год На пути к Пасхе. И снова были они в дороге, восходя к Иерусалиму, и впереди всех шел Иисус, и они пребывали в изумлении, а тем, кто Его сопровождали, было страшно. И Он, отозвав Двенадцать в сторону, снова начал говорить о том, что Ему предстоит: 33 «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий будет отдан в руки первосвященников и книжников, и осудят Его на смерть, и отдадут в руки язычникам,34 и те будут над Ним глумиться, и плевать в Него, и предадут Его бичеванию, и убьют; но через три дня Он воскреснет». 35 И подходят к Нему Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея, со словами: «Учитель, хотим, чтобы Ты сделал для нас то, что мы попросим». 36 Он же спросил их:«Чего же вы хотите, чтобы Я сделал для вас?» 37 А они говорят Ему: «Дозволь нам воссесть во славе Твоей, одному по правую руку от Тебя, другому по левую руку!» 38 Но Иисус сказал им:«Сами не знаете, о чем просите. Можете ли вы пить ту чашу, которую пью Я, или креститься тем крещением, которым крещусь Я?» 39 Они же сказали Ему:«Можем». А Иисус сказал им:«Чашу, которую Я пью, вы будете пить, и крещением, которым Я крещусь, вы будете креститься;40 но воссесть по правую или по левую руку от Меня, - дать это не в Моей власти, но кому как предуготовано». 41 А прочие десять, услышав это, начали негодовать на Иакова и Иоанна. 42 И подозвав их, Иисус говорит им: «Вы знаете, что у всех народов те, кого считают за правителей, ведут себя как господа, и вельможи их показывают свою власть. 43 Между вами пусть будет не так, но кто между вами хочет сделаться велик, пусть будет вам слугой, 44 и кто между вами хочет быть первый, пусть будет вам рабом. 45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы служить и отдать жизнь Свою как выкуп за многих». Мк. 10, 32-45 Перевод Сергея Аверинцева

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/4/45...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010