3 мая: стг ца федось(после 24 июня пропуск до 6 авг.). БЗ6 Евангелие-апракос, Синод. Типогр., в Москве, библ. 19–1186, пис. на перг., в л., в два столбца, по 27 строк, на 97 л. XIV в. Правописание русское. На бумажке, приклеенной к внутренней стороне переплета, значится, что евангелие это принадлежало некогда Середкину монастырю. Из 24 тетрадей сей рукописи утрачены 13–23. Текст Евангельский прерывается на чтении в суб. 7-ю после Нового лета; месяцеслов сохранился с 24 июня. Посему, из Ев. Марка нет 1, 1–8, 9–11 и чтений великопостных. 24 июля: стою мк бориса и глба. Б37 Евангелие-апракос, Синод. Типогр., в Москве, библ. 20–1201, пис. на перг., в л., в два столбца, по 25 строк, на 128 л. отчетливым уставом XIV в. Правописание русское ( ч вм. ц: ловьча 8 об.). Рукопись без начала и конца. Начинается с средины чтения в нед. 11-ю по пятьдес., прерывается на чтении в месяцеслове – 20 декабря. Из Ев. Марка нет 1, 1–8, 9–11; 6, 14–30; 9, 2–9. Б38 Евангелие-апракос, Синод. Типогр., в Москве, библ. 21–1192, пис. на перг., в л., в два столбца по 25–29 строк, на 173 л., уставом – в начале рукописи более крупным – XIV в. На бумажке, приклеенной к внутренней стороне переплета, значится: «книга Димитриевского монастыря с иоля». Правописание русское ( ч вм. ц: ичели 60. въ притцахъ 62; и вм. : влиъшю 62). Мк. 2:14–17 положено в суб. 5-ю поста, но прописано только начало, с ссылкой на суб. 3-ю, хотя здесь помещено Мк. 7:31–37 . В месяцеслове 24 июля: бориса и глба. Б39 Евангелие-апракос, Синод. Типогр., в Москве, библ. 22–1195, пис . на перг., в л., в два столбца, по 28 строк, на 160 л. отчетливым уставом XIV в. Рукопись без начала и конца. Начинается с средины в нед. 3-ю по пасхе, прерывается на чтении 6 января. Правописание русское ( ц вм. ч: притъца 51; вм. ь – е: правдник 149 об.). Б40 Евангелие-апракос, Синод. Типогр., в Москве, библ. 23–1196, пис. на перг., в л., в два столбца, по 21–22 строки, на 80 л. XIV в. Принадлежало прежде Воскресенскому Деревяницкому (новгородскому) монастырю, как значится в подписи на полях внизу л. 2–7. Рукопись не полная. Недостает, после л. 8-го, с вторн. 2 нед. по пасхе до нед. 3-й после Нового лета; прерывается на чтении в понед. страстной недели. Правописание русское.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

61. Егда внидеши в Вавлнъ, и узриши, и прочтеши вс словеса и речеши: 61. И сказал Иеремия Сераии: когда ты прийдешь в Вавилон, то смотри, прочитай все сии речи, 62. Гди, ты реклъ ес против мста сег, погбити е, и да не бдетъ живй в немъ члвка и до скота, и да бдетъ в вчню пстыню. 62. И скажи: Господи! Ты изрек о месте сем, что истребишь его так, что не останется в нем ни человека, ни скота, но оно будет вечною пустынею. Пророчество Иеремии Сераия должен был прочитать, когда он «войдет в Вавилон и узрит» его – этот город. Последние слова не значат непременно, что Сераия должен был читать пророчество пред народным собранием внутри города; но значат только, что он должен был обратиться лицом к Вавилону, стоя на каком-либо возвышенном месте в его окрестностях, и в таком положении, может быть, в присутствии нескольких соотечественников, читать пророчество. Слова, которыми надлежало заключить чтение пророчества: Гди, ты реклъ ес… и да бдетъ в вчню пстыню ( Иер. 51:62 ), – слова, выражающие сущность пророческой речи о Вавилоне, в настоящем случае, по смыслу своему, подобны таким изречениям, как: да будет, или: буди, или: аминь, Господи! По строю своему, слова эти напоминают изречение Спасителя: «ты сказал», или: «ты говоришь» ( Мф. 27:11 ; Мк. 15:2 ; Лк. 23:3 ; Ин. 18:37 ). Иер. 51:64 63. И бдетъ, егда прочтеши книг привж к ней камень, и вверзи ю посред Ефрата, и рцы: 63. И когда окончишь чтение сей книги, привяжи к ней камень, и брось ее в средину Евфрата, 64. Так потопитс Вавлнъ, и не востанетъ лица же азъ навед нань, и разоритс. даже до зд словеса 64. И скажи: так погрузится Вавилон, и не возстанет от того бедствия, которое Я наведу на него, и они совершенно изнемогут. Доселе речи Иеремии. Ст. 64: так потопитс… ср. Иер. 51:42  с толков. Бросить список пророчества с привязанным к нему камнем в реку Евфрат значило особенно усилить и показать наглядно смысл слов, которыми сопровождалось это действие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Подчеркивая истинность смерти Иисуса, Иоанн тем самым готовит читателей и к истинности Его грядущего Воскресения, к истинности Его победы над смертью . Попутно Иоанн показывает свершение еще двух ветхозаветных пророчеств, касающихся этих последних событий земной жизни Господа: «Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится. Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили» ( Ин.19:31–37 ). Погребение И тут выходят на передний план тайные до сих пор ученики Христовы. «И как уже настал вечер, – потому что была пятница, то есть день перед субботою, – пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета» ( Мк.15:42,43 ), «человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их» ( Лк.23:50,51 ), «ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев» ( Ин.19:38 ), – «который и сам ожидал Царствия Божия». Он «осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер», потому что умирание на кресте было не только мучительным, но и долгим, «и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника», что двоим, как и приказал Пилат, перебили голени, а Иисус к этому времени уже был мертв, – «отдал тело Иосифу» ( Мк.15,43–45 ). «Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый», то есть пещера для погребения, склеп, «в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко» ( Ин.19:39–42 ), «привалив большой камень к двери гроба» ( Мф.27:60 ). «Была же там Мария Магдалина и другая Мария («Мария Иосиева» Мк.15:47 ), которые сидели против гроба» ( Мф.27:61 ). «Возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди» ( Лк.23:56 ). «На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать» ( Мф.27:62–66 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

На вопрос первосвященника: «Ты ли Христос, Сын Божий?» Иисус отвечает утвердительно (σ επας, – ср. Мк.14:62 : γ εμι) и к этому присоединяет: «отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (ср. Мк.14:62 ; Лк.22:69 ). Здесь, равно как и в других подобных изречениях ( Мф.24:30 , ср. Мк.13:26 ; Лк.21:27 ; Мф.16:27–28 ; Мк.8:38 и др.) связь с известным нам пророч. видением Даниила выступает настолько ясно, что даже Баур не находит возможным отрицать эту связь 82 . Сходство между приведённым евангельским изречением и лежащим в его основе пророчеством Даниила выражается в следующих чертах: a) Даниил видит «как бы Сына человеческого», шествующего на облаках небесных, – что, как мы видели, является символом Его божественной славы; Христос говорит о Сыне человеческом, грядущем на облаках небесных со славою великою. b) В видении пр. Даниила явившийся на облаках небесных приводится к Ветхому днями, т. е. к Иегове; в евангельском изречении Сын человеческий является сидящим одесную силы, т. е. Бога 83 . Если обратиться к другим евангельским изречениям, то здесь мы встретим еще новую черту сходства с пророч. видением Даниила. Приведённый к Ветхому днями, Сын человеческий, в видении Даниила, получает от Него власть над всеми племенами земли; по евангельским изречениям Бог-Отец передал Сыну человеческому власть производить суд ( Ин.5:27 ), и когда Он сядет на престоле Славы Своей для совершения этого суда, пред Ним соберутся все народы ( Мф.25:32 ). Черты сходства вполне достаточные для того, чтобы поставить вне всякого сомнения тесную связь и близкое соотношение между употреблением выражения: «Сын человеческий» у пр. Даниила с одной стороны и евангельским употреблением того же выражения – с другой. Нельзя также отрицать, при несомненном различии во многом, и некоторого сходства евангельских представлений о Сыне человеческом с представлениями о том же, известными нам из кн. Еноха. Это сходство особенно заметно в евангельских изречениях эсхатологического характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

Сорок шесть лет строил царь храм, великолепное сооружение архитектуры, к тому же – главная святыня народа, а Он хочет разломать! Ну что бы сделали сейчас, например, с человеком, который бы решил сломать Кремль в Москве! Казалось бы, что еще нужно, чтобы осудить на смерть?! Но вот «малость» – не могли те двое доказать, что Он говорил: «Я разрушу». Нет! Говорил Он: «Разрушьте, а Я воздвигну» ( Ин.2:19–21 ). И говорил-то о Своём теле. «Но и такое свидетельство их не было «достаточно» ( Мк.14:59 ) даже для Каиафы. И так легко было опровергнуть и, опровергнув, выиграть суд... Но с этим-то желанием выиграть и с безумием клеветы и боролся Иисус... молчанием! Не выдержал сам первосвященник: «Что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?» ( Мф.26:62 ; Мк.14:60 ) «Что?» – и Иисус молчанием Своим как бы отвечает: «Сам знаешь, что они свидетельствуют ложь и говорят неправду». Иисус молчит... Что же молчишь Ты, Подсудимый? Ведь Твоя свобода так близка?! Скажи слово, опровергни, и Ты будешь свободен! Но Иисус молчит. Борется и молчит. Тогда в отчаянии, понимая, что ничего у него не получается, что Иисус снова, как раньше, уйдёт невредим от них, судия–первосвященник Каиафа с клятвою восклицает: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» ( Мф.26:63 ). Ну а теперь, Иисус–Подсудимый, промолчи ещё раз, и Ты выиграл суд и на свободе! Не отвечай на этот вопрос, и ни в чём Тебя не осудят! Но Подсудимый больше не молчал. Он даже как бы рад, вот теперь вы говорите то, за что сможете меня осудить. Видя, что у них ничего не получается, Сам спешит им помочь, давая повод против Себя. «Ты сказал, даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных» ( Мф.26:64 ; Мк.14:62 ). Иисус, что говоришь Ты?! Ты губишь себя! Разве Ты не знаешь, что по их закону смерти повинен, кто Себя делает равным Богу?! Но боролся Иисус не за Себя, а за судей, за спасение мира на Божием Суде. Дальше уже больше ничего не нужно было. Сам предал Себя Подсудимый на осуждение. Дальше еще только краткий спектакль иудеев, нужный для формы. Разрывают одежды на себе от негодования мнимого, крики возмущения: «Он богохульствует!» Смакуя победу, Каиафа не сам выносит приговор, а разыгрывает некую коллегиальность решения суда, обращаясь к синедриону: «Как вам кажется? Вот теперь вы слышали» ( Мф.26:65–66 ; Мк.14:63–64 ). Пусть не сам выскажет решение, пусть ласкают его слух их истошные крики «Повинен смерти!»

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Мф.27:61 .  Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. (Ср. Мк.15:47 ; Лк.23:55–56 .) Ссылка на женщин, о которых упомянуто в 56-м стихе. В то время как другие женщины удалились, две Марии сидели против гроба, наблюдая, как происходило погребение. Но Лука рассказывает несколько иначе. Мф.27:62 .  На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату Дальнейший рассказ до конца главы только у Матфея. Относительно времени посещения Пилата первосвященниками и фарисеями мнения сильно разнятся. Мейер думает, что пятницей ( παρασκευ) называется или день перед субботой, или – перед праздником. Из выражений евангелистов ( Мф.27:62 – μετ τν παρασακευν; Мк.15:42 – πε ν παρασκευ; Лк.23:54 – μρα ν παρασακευ; Ин.19:14 – ν δ παρασακευ το πσχα; Ин.19:31 – πε παρσακευ ν; Ин.19:42 – πε ον δι τν παρασκευν τν ουδαων) можно вывести, что все евангелисты говорят не о пятнице перед пасхальной вечерей, а перед субботой на пасхальной неделе. Потому что иначе их выражения можно было бы понимать в том смысле, что у иудеев были пятницы перед пятницами (когда в последние случался праздник), что еще не доказано. Иудеи пришли к Пилату не в ночь с пятницы на субботу, а в саму субботу, когда Спаситель был уже погребен. Предполагают,что это было вечером в саму субботу, когда она уже миновала. Но едва ли это было нужно. Приваливать камень, запечатывать гроб и приставлять стражу – все это не относилось к деятельности самих иудеев. Мф.27:63 .  и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; «Обманщик» – имеет непереходное и переходное значение: заблуждающийся сам и вводящий других в заблуждение (ср. 2Ин.1:7 ; 2Кор.6:8 ; 1Тим.4:1 ). «Еще будучи в живых» – слова эти, вопреки теории о воскресении, согласно которой Иисус Христос был снят с Креста и приведен в чувство, показывают, что Христос был теперь мертв. Дальнейшая речь служит припоминанием того, о чем говорил Сам Христос ( Мф.16:21, 17:23, 20:19 ; Мк.8:31, 9:31 и др.; Ин.2:19 ). Слово γερομαι поставлено в настоящем времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   Как Иисус — не Бог, если Он возвещает, что верующему в Него всё возможно (см. Мк.9:23; Мф.17:20, 21:22)? Как Иисус — не Царь и не Господь Неба, если богатому юноше Он обещает, что, если тот оставит всё и пойдет вслед за Ним, то будет иметь сокровище на небесах (см. Мф.19:21; Мк.10:21; Лк.18:22)? Как Иисус — не Бог, если Своим ученикам, оставившим ради Него всё, Он дает обетование, что в день Страшного Суда они сядут на двенадцати престолах и будут судить двенадцать колен Израилевых (см. Мф.19:27—28; Лк.22:29—30)? Как Иисус — не Бог и не Божественный Учитель, если Своим последователям Он заповедует никого не называть учителем, кроме как только Его [собственно] Учителя (см. Мф.23:8—10)? Как Иисус — не Бог, если Он ясно и решительно говорит о Своем втором славном Пришествии на облаках с силой и великой славой, когда Он придет, как молния — и солнце померкнет, и луна лишится света, и звезды спадут, и силы небесные поколеблются (см. Мф.24:27—31; Мк.13:24—27; Лк.21:25—28; Ис.13:10; Иез.32:7; Иоил.2:31)? Как Иисус — не Бог, если Он возвещает, что при Его втором Пришествии с Ним придут и все святые Ангелы, и Он воссядет на Престоле Своей славы, и соберутся перед Ним все народы, и Он разлучит злых от добрых; добрым дарует Царство Небесное, а злых ввергнет в вечный огонь (см. Мф.25:31—46)? Как Иисус — не Бог, Который спасает, если на Тайной вечери Он устанавливает Святое Таинство Евхаристии, ибо Его Кровь проливается для отпущения грехов (см. Мф.26:26—28; Мк.14:22—24; Лк.22:19—20; 1Кор.11:23—29)?    Если Иисус — не Мессия и не Единородный Сын Божий, как тогда на вопрос Каиафы: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» — Он отвечает: «Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мф.26:63—64; Мк.14:62). Если Иисус — не Бог, как тогда по Своем Воскресении Он посылает Своих учеников на проповедь Евангелия всей твари, обещая пребывать с ними вовек: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:19—20)? Если Иисус — не истинный Бог и не Господь, как тогда Он — вечное Божие Слово и Бог, и жизнь в Себе, и свет в Себе, Свет Истинный, Свет жизни (Ин.1:1, 3, 4, 5, 9)? Если Иисус — не Бог и не Вечная Истина и благодать, как тогда «благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин.1:17)? «Если Христос — только человек, как тогда всё это пришло через Него? Откуда в Нем Божественная сила, если в Нем было только человеческое естество (Unde in ео virtus divina, si in eo sola humana conditio)?» (87). Если Иисус — не Бог, как тогда Он — Единородный Сын Божий, вечно пребывающий в недре Своего Отца: ведь только Он один Его являет (см. Ин.1:18)? Если Иисус — не Бог, как тогда Он — «Агнец Божий, вземлющий на Себя грех мира» (Ин.1:29)?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Мк.14:61 .  Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Мк.14:62 .  Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Мк.14:63 .  Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Мк.14:64 .  Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти. Мк.14:65 .  И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам. (См. Мф.26:57–68 ). «Петр... грелся у огня» (стих 54). Точнее: «грелся у света» ( τ φς). Огонь был зажжен, очевидно, для того, чтобы осветить двор. А может быть, разложен был огонь и для того, чтобы около него сторожа могли погреться, так как на Востоке ночи весной бывают очень холодные. «Свидетельства сии не были достаточны» (стих 56), вероятно, потому, что не были согласны одно с другим. «Храм сей рукотворенный...» (стих 58). Евангелист Марк точнее формулирует высказанное против Христа обвинение, чем Матфей. Очевидно, что здесь имеется искаженное повторение слов Христа, сказанных Им при первом выступлении в Иерусалимском храме: «разрушьте храм сей» ( Ин.2:19 ). «Тогда первосвященник стал посреди» (стих 60). Процесс плохо двигался вперед, все свидетельства против Христа были не достаточно сильны и даже не согласны между собою. Поэтому первосвященник выступает «на средину» синедриона, намереваясь, как прежде фарисеи ( Мф.22:15 ), заставить Христа Самого проговориться о Своих намерениях и взглядах. «Опять первосвященник спросил» (стих 61). Точнее: «спрашивал» ( πηρτα – прошедшее время несовершенного вида), чем евангелист намекает, что вопросов Христу было на этот раз предложено немало. «Благословенного». Только здесь во всем Новом Завете называется так Бог 15 . «Разодрав одежды» (стих 63), точнее: «нижние одежды» (ср. Мф.5:40 ). В холодное время первосвященник мог иметь на себе две нижние одежды (по-гречески χιτνας – множественное число).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4й член. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. Смысл этого тот: вспоминая следующие слова, той же беседы Спасителя с Никодимом, где Он сказал: И как Моисей вознёс змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную… Ибо не для того Бог послал в мир Сына Своего, чтобы От судил мир, но чтобы мир спасён был чрез Него ( Ин.3:14, 15 17), всякий Православный Христианин должен повторять в душе: верую и исповедую, что Господь Иисус Христос, не имевший ни единого греха на Себе, добровольно принёс Себя в умилостивительную жертву Правосудию Божию за наши грехи; был распят при Понтийском Пилате (наместнике Римского Императора в Иудее); страдал вдвойне, и телом и духом, за ослепление и жестокосердие людские, — и наконец, уснув плотью человеческою — был погребён. 5й член. И воскресшаго в третий день по Писанием. Смысл этого тот: что, кроме древних пророчеств, так верно оправданных Христом во всю жизнь Его, и так ясно изобразивших Его страдания, смерть и воскресение, — припомнив ещё Собственные слова Его, сказанные Апостолам при последнем входе их в Иерусалим: Се Мы восходим в Иерусалим, и совершится всё написанное Пророками о Сыне человеческом. Ибо предадут Его язычникам, и поругаются Ему, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его; и в третий день воскреснет ( Лк.18:31–34 ), — всякий Православный Христианин должен в глубине души своей сказать: верую, и всем сердцем исповедую, что Господь Иисус Христос, будучи погребён в недрах земли, в пещере, закрытой огромным камнем, запечатанной печатями Первосвященников и стрегомый их стражей, — в третий день воскрес из мёртвых, силою Божества Своего, и этим снова оправдал то, что было сказано о Нём в пророческих писаниях и предречено Им Самим. 6й член. И возшедшаго на Небеса, и Седяща Одесную Отца. Смысл этого тот: что, припомнив слова Спасителя, сказанные Им в Капернаумской синагоге, роптавшим на Него ученикам: Это ли вас соблазняет! Что ж, если увидите Сына человеческого, восходящего туда, где был прежде ? ( Ин.6:62 ), и потом, те слова, которыми Он отвечал судившим Его Первосвященникам, на вопрос: — Он ли Сын Благословенного? Я; и вы узрите Сына человеческого, сидящего одесную Силы Божией, и грядущаго на облаках небесных ! ( Мк.14:62 ), — всякий Православный Христианин должен от всей души воскликнуть вместе с Ап. Павлом: верую и исповедую, что Господь Иисус Христос, будучи Сиянием славы и Образом существа Божия, держащий всё сильным словом Своим,  — очистив крестною жертвой грехи наши, взошёл с плотью на небо и воссел, как равный Богу-Отцу, одесную величия Его ( Евр.1:3 ), не покидая в то же время землю, как Вездесущий Бог!

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

И Марк вспоминает, что другие казали: «Мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и чрез три дня воздвигну другой, нерукотворенный. Но и такое свидетельство их не было достаточно. Тогда первосвященник встал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я» ( Мк. 14:58–62 ). А вот говорит Матфей: «Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал» ( Мф. 26:63–64 ). Итак, выходит, что ответ: «Ты сказал» имеет то же значение, что и ответ: «Я». Действительно, у Марка читаем: «Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». То же говорит и Матфей, хотя и не приводит ответ Иисуса: «Я». «Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? вы слышали богохульство» ( Мк. 14:62–64 ). О том же говорит и Матфей, прибавляя: «Вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти». Об этом же свидетельствует и Марк. А Матфей продолжает: «Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?» ( Мф. 26:65–68 ) То же пишет и Марк, вспоминая также, что они закрывали Его лицо. Обо всем этом повествует и Лука ( Мк. 14:64–65 ; Лк. 22:63–64 ). 21 . Можно понять, что Господь претерпевал это до самого утра в доме первосвященника, где подвергся искушению и Петр. Однако, относительно этого искушения евангелисты повествуют в несколько различном порядке, ибо Матфей и Марк вспоминают вначале о поруганиях, а затем уже – об искушении Петра, Лука же – наоборот: сперва об искушении, а потом – о поруганиях над Господом. Иоанн, в свою очередь, сначала начинает говорить об искушении Петра, затем вставляет несколько слов о поруганиях, далее прибавляет, что Он был отведен к Каиафе, а потом снова возвращается к Петру.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010