Скачать epub pdf Глава 9 Послание двенадцати Апостолов на проповедь в Иудею и наставления им (1–6). Мнение Ирода о Христе (7–9). Удаление Господа и чудесное насыщение народа (10–17). Исповедание Петрово и учение о самоотвержении (18–27). Преображение Господне (28– 36). Исцеление бесноватого отрока (37–42). Извещение Господом учеников о Своих страданиях (43–45). Кто больше в Царстве Небесном (46–50). Путешествие через Самарию (51–56). Ответы Господа желавшим быть последователями Его (57–62). Лк.9:1–6 . Сказание ев. Луки о послании Господом 12-ти Апостолов своих на проповедь в Иудею и наставления им так же кратки и сложены теми же почти словами, как и сказание об этом Марково ( Мк.6,7–13 ), сравнительно с повествованием ев. Матфея, у которого наставления Господни Апостолам изложены очень пространно ( Мф.10:5–42 ). Ев. Лука далее повествует еще ( Лк.10 и дал.) о послании Господом на проповедь 70 учеников (о чем первые два евангелиста умалчивают), и при этом также сообщает некоторые наставления им Господа; но если и сопоставить вместе те и эти наставления, все же они короче изложены и в совокупности, чем у ев. Матфея. Вероятно Господь, посылая на проповедь и 12 и 70 учеников (не в одно время), давал им в оба раза наставления относительно их проповеди и образа действий, и наставления вероятно очень сходные между собой, так как сходны обстоятельства, при которых они давались, и цели, для которых давались, и назначение лиц, которым давались; ев. Матфей, не имевший в виду повествовать о 70 учениках, совокупил все Христовы наставления Апостолам относительно их проповеднической деятельности, вложил их в уста Христовы при послании 12-ти и изложил их полнее, чем ев. Лука при рассказах о том и другом послании учеников на проповедь. Поэтому сказания ев. Марка и Луки об этом нужно здесь восполнять сказаниями Матфеевыми. – «Созвав» же и пр.: см. прим. к Мф.10:1 . Мк.6:7–8 . – «Проповедывать Царство Божие и исцелять больных»: этими словами евангелист определительнее выражает назначение посылаемых, именно двоякое назначение – проповедь и врачевание (под которым разумеется и врачевание обуреваемых нечистыми духами).– «Ничего не берите и пр. см. прим. к Мф.10:9–10 . Мк.6:8–9 . – А если где не примут и пр.: см. прим. к Мф.10:14 ; Мк.6:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

свящ. Сергий Кобзарь Приложение I. Перечень главных ересей протестантизма 1. Протестанты отвергают особое священство в Церкви и разделение верных на пастырей и овец (см. гл. 12, абз. 2–5,10), вопреки учению Библии (см. гл. 12. абз. 11–28) и всей древней Церкви (см. гл. 12, абз. 30–39). 2. Большинство протестантов, вопреки Библии и учению древней Церкви (см. гл. 12, абз. 83–120), отвергли трёхчинное устройство церковной иерархии (епископ, пресвитер, диакон), заменив её на двухчинную и упразднив епископский чин (см. гл. 12, абз. 81), без которого в самом принципе не может быть Церкви и спасительных таинств. 3. Протестанты, вопреки Св. Писанию и учению всей древней Церкви (см. гл. 12, абз. 127–151), отвергли апостольскую преемственность рукоположения священства, установив свою бесчинную, самозваную и безблагодатную иерархию. 4. Протестанты отвергают крещение «для прощения грехов» (см. гл. 13, абз. 3), вопреки Св. Писанию ( Деян.2:38 ) и единогласному учению всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 41, 43–53, 55, 57–66), изменив при этом Никео-Цареградский Символ Веры (см. гл. 13, абз. 8). 5. Протестанты, вопреки Св. Писанию ( Ин.3:5 ; Тит.3:5 ; Рим.6:2–7 – см. гл. 13, абз. 18–28,31) и единогласному учению всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 38–40, 42–45, 47, 49–54, 58, 60–62, 66, 68), отрицают то, что в Крещении человек возрождается (см. гл. 13, абз. 3), 6. Протестанты учат, что «крещение не спасает» (см. гл. 13, абз. 3), прямо противореча Апостолу, глаголющему, что «крещение... спасает» ( 1Пет.3:20–21 – см. гл. 13, абз. 10) и другим свидетельствам Св. Писания ( Мк.16:16 ; Гал.3:27 – см. гл. 13, абз. 11–13, 29–30), а также единодушной вере всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 37–69, особенно 45, 62, 64). 7. Большинство протестантов отвергают детокрещение, вопреки Св. Писанию (см. гл. 13, абз. 157–172), особенно Деян.2:37–39 , и единогласному учению древней Церкви (см. гл. 13, абз. 175–186) – даже вопреки учению своих же основателей (см. гл. 13, абз. 173, 186). 8. Протестанты извращают последовательность в спасении (сначала Крещение, а потом – принятие Духа Святого), засвидетельствованную как Св. Писанием ( Деян.2:38; 8:14–17; 8:38–39; 19:1–7 ; Тит.3:5 – см. гл. 14), так и учением всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 55–58, 60, 64, 67; гл. 14, абз. 56–57, 59, 61–69, 73, 75, 78).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Ин.18:28–40; 19:1–16 (Страдания Господа на суде у Пилата); 5 . Мф.27:3–32 (Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение Его на распятие); 6 . Мк.15:16–32 (Ведение Господа на Голгофу и Его крестные страдания); 7 . Мф.27:34–54 (Продолжение повествования о крестных страданиях Господа, чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть); 8 . Лк.23:32–49 (Молитва Спасителя на кресте за врагов и раскаяние благоразумного разбойника); 9 . Ин.19:25–37 (Слова Спасителя со креста к Богородице и ап. Иоанну и повторение сказания о Его смерти и прободении); 10 . Мк.15:43–47 (Снятие тела Господа со креста); 11 . Ин.19:38–42 (Участие Никодима и Иосифа в погребении Спасителя); 12 . Мф.27:62–66 (Приставление стражи к гробу Спасителя и запечатание гроба). Часы. Так как совершение литургии есть образ Голгофского жертвоприношения, или воспоминание крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа; то в самый день священного воспоминания сего всемирного события не совершается полная литургия 316 , не совершается даже литургия и преждеосвященных Даров, в знак глубокого сетования и сокрушения сердечного верующих в сей день. Вместо литургии совершаются царские часы: 1-й, 3-й, 6-й и 9-й, вместе, с присоединением к ним изобразительных. В состав их входят псалмы, паремии, чтения из Апостола и Евангелия, тропари и стихиры, относящиеся к обстоятельствам крестной смерти Господа Иисуса Христа. На этих часах не только воспроизводится история совершившихся в сей день Евангельских событий, но из сопоставления ветхозаветных пророчеств и новозаветных священных чтений подробно раскрывается догмат христианский о нашем искуплении крестной смертью Спасителя. 317 В песнопениях царских часов изображается взятие Спасителя под стражу, рассеяние учеников, попытка ревностной защиты своего Учителя апостолом Петром, его отречение от Спасителя и затем горькое раскаяние его в том, крестные страдания и смерть Спасителя; слышатся укоры вероломному предателю и беззаконным Иудеям; живописуется изумление всего мира, сил ангельских и всего земнородного уничиженному состоянию Богочеловека, Его венцу терновому и багрянице поругания.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

На стр. 269–270 Евр.9:27 слово „потом – μετ τοτο“, т. е. после смерти – автор толкует в значении „тотчас“ (по смерти) и выводить отсюда заключение, что здесь речь не о последнем страшном суде, а о предварительном, бывающем над каждым человеком „тотчас же после смерти“. Однакож убедительных для сектантов оснований в пользу такого толкования не представлено. В „Катехизисе“, в отделе о клятве (стр. 61–62), не приняты во внимание существенно здесь важные слова Господа: „да будет слово ваше: „да – да“, „нет – нет“, – а что сверх этого, то от лукавого“ ( Мф.5:37 ), – и Иак.5:12 : „не клянитесь ни небом, ни землею и никакою другою клятвою: но да будет у вас: „да-да“ и „нет-нет“. В доказательство той пользы, какую могла бы оказать „Миссионерским беседам“ и наука, укажу некоторые наиболее элементарные примеры. Из филологии. На стр. 143 автор говорит: „фарисеи не были священники, Богом призванные учители, – это были самозванцы, хищники, гордецы, – они лезли на Моисеево седалище, хотя никто их туда не звал, – они учили народ заповедям Божиим (? ср. Мк.7:8–13 ), выдумывали произвольные толкования на эти заповеди, а сами перстом не двигали для того, чтобы жить по закону Божию. Что же Христос? Не велит (разве) вовсе слушать таких учителей? Нет. Слушать их голоса Он приказывает: „все что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте“. Господь запрещает Своим ученикам лишь подражать гордости, лицемерию и самозванству фарисеев. Бежать же из Церкви ради фарисеев Он никому не приказывает“. Недоумение вызывает уже то, как это могли бы иудеи бежать из Церкви ради фарисеев, когда храм и все богослужение в то время находились в руках священников, in magna parte саддукеев, – а фарисеи большею частью были только простыми учителями. Но главное: мог ли Христос приказы- —308— вать Своим слушателям делать и соблюдать все, что бы ни говорили фарисеи, в виду неоднократных Его обличений ихних толкований закона, напр. Мк.7:8–18 и др.? Затруднение однакож легко устраняется простою филологическою справкой об употреблении термина „все“. Слово неизвестного значения „нехуштан“ в 4Цар.18:1–4 автор толкует (стр. 311 ср. 331) в значении „медный бог“ (?), умалчивая об основаниях такого толкования (вероятно это просто народное название медного – нехошет, змея – нехаш). В доказательство обычая креститься чрез погружение в воду, а не омовение, автор должен был сослаться на греческие термины новозаветные для христианского крещения βαπτξω, βπτισμα, βαπτισμς, βαπτιστς, соответствующие русским: погружать или погребать – в воду, землю, а не λουω – омывать (стр. 15). На стр. 283 в 1Фесс.5:23 определение „во всей целости“ – λκληρον в греческом оригинале и славянском переводе стоит пред μν πνεμα – слав. „всесовершен ваш дух“, а в Русс. и у автора – после „тело“, что неверно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кто в своем стремлении к совершенству ориентирован на волю Божию, тот благ и добр, как и Отец его Небесный. Для него больше невозможны гнев или враждебность, он желает нерушимости своего и чужого брака (ср.: Мф 5. 28, 32), у него больше не может быть двусмысленности и задних мыслей (ср.: Мф 5. 34-37). Такой человек, уподобившись Богу, в своем отношении к ближнему может руководствоваться только добром и любовью (ср.: Мф 5. 39-42, 44-47) (подробнее см. в ст. Нагорная проповедь ). Отношение Иисуса Христа к ветхозаветным заповедям I. О чистоте. Мк 7. 14-23 содержит принципиальное высказывание Иисуса Христа относительно ветхозаветной заповеди о чистоте. Центральное изречение выражено в характерной для библейской лит-ры форме антитетического параллелизма: «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека» (Мк 7. 15). В последующем поучении в стихах 18-19 разъясняется отрицание (1-й полустих): «...ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его... Потому что не в сердце его входит, а в чрево...» - а в стихах 20-21 разъясняется утверждение (2-й полустих): «Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы...» Слова Иисуса Христа упраздняют то, что считалось непреложным в Его окружении (и, как видно из Гал 2. 11-14, не было изжито в Иерусалимской Церкви и после воскресения Христа). Отрицая законы о чистоте, действующие не только у ветхозаветных евреев, но и у др. народов древнего мира, Иисус Христос устраняет различие между «чистым» и «нечистым». Это различие ставилось под сомнение уже ветхозаветной верой в то, что «славы Господней полна вся земля» (Числ 14. 21). Как иудейское окружение Иисуса Христа, так и эллинистическая диаспора соблюдали заповеди о чистоте. Соблюдение этих заповедей иудеями в языческом мире приравнивалось к исповеданию веры, напр. маккавейские юноши скорее готовы были идти на мучения и смерть, чем вкушать нечистую пищу (2 Макк 7; 1 Макк 1. 62-63; Дан 1. 8). Однако в то же время книжники эллинистического иудейства толковали ритуальные определения аллегорически, как нравственные поучения. Уже в памятнике иудейской александрийской лит-ры, Послании Аристея к Филократу (III в. до Р. Х.- I в. по Р. Х.; см. Аристея послание к Филократу ), ветхозаветные правила чистоты оправдываются как тайные указания на основные нравственные заповеди. Однако аллегорическое толкование правил чистоты не имело целью пренебречь их букв. исполнением, оно появилось как попытка оправдать эти правила перед философски просвещенными людьми эллинистического общества. Так же мыслил и Филон Александрийский, который постоянно прибегал к аллегорическим толкованиям (см. ст. Герменевтика библейская ). Однако вопреки настоянию на букв. соблюдении правил само появление аллегорической интерпретации свидетельствовало о том, что ценность культа и ритуала постепенно снижается по сравнению с этическим подходом к религии.

http://pravenc.ru/text/344423.html

Минь. Т. V. С.61 Творения Т. V. С. 36, 37 488. Любить ближнего легко и удобно. – Любить ближнего, как самого себя (см.: Мк. 12:31 ), – что может быть легче этого? Ненавидеть – тяжело и сопряжено с беспокойством; а любить – легко и удобно. Подлинно, если бы Господь сказал: вы, люди, любите зверей, – такая заповедь была бы трудна; но когда Он заповедал людям любить людей же, к чему и однородность, и единство происхождения, и естественное влечение служат великим побуждением, то какая может быть здесь трудность? Это бывает и у львов, и у волков, и их сродство природы располагает к взаимной приязни. Поэтому, какое мы можем иметь оправдание, если не станем привлекать к себе любовью однородных с нами, тогда как укрощаем львов и приучаем их к своему дому? Не видите ли, как многие для получения наследства гоняются и ухаживают за стариками, будучи сами людьми молодыми и здоровыми, и постоянно сидят около них, перенося все неприятности старческого возраста от подагры, расслабления и других болезней, сопровождающих старость? Между тем, там только одна надежда на богатство, и притом надежда неверная; а здесь – небо, и прежде неба благоволение Божие. Минь. Т. V. С. 62 Творения Т. V. С. 38 489. Молитва раннего утра Когда солнце уже поклоняется Богу, ты еще спишь, уступаешь первенство твари, не предупреждаешь всех творений, созданных для тебя… А вставая и умывая лицо и руки, душу свою оставляешь нечистою. Или ты не знаешь, что как тело очищается водою, так душа молитвою? Итак, омой прежде тела душу свою. К ней пристало много пятен порока: смоем их молитвою. Если мы таким образом оградим уста свои, то положим доброе основание дневной деятельности. Минь. Т. V. С. 65 Творения Т. V. С. 41 490. Срамные слова – гроб открытый со зловонием гниения Гроб отверст гортань их ( Пс. 5:10 ). Гробом отверстым называет уста, произносящие срамные слова, потому что это зловоние, исходящее из гниющей души, гораздо хуже чувственного зловония… И не просто сказал: гроб, но гроб отверст, чтобы лучше выразить их отвратительность. Такие слова следует скрывать, а они произносят их, и таким образом еще более обнаруживают болезнь свою. С мертвыми телами мы поступаем иначе, предаем их земле; а они поступают с своими словами наоборот, и что следовало бы скрывать в глубине сердца и подавлять, то они произносят, причиняя вред многим и предлагая на всеобщее позорище.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Маран словам Евсевия: μονον εκ τν πα ημν γραφν, αλλ’, дает такое значение: «он не из писаний наших доказывает, а только из языческих сочинений». Но такому толкованию никто не верит, как не согласному с значением оборота речи. Значение выражения у Евсевия H. Ε. 4, 23. 6, 3. Do vita Constant. 1, 58. 2, 27. 329 Сл. Мт.3:11. Dial. p. 268. et 316. Мт.11:12–25. Dial. p. 271. 301. 399. Лк.1:37 . Dial. p. 327. Мт.5:20. Dial. p. 333. Мт.7:19. 21. – Apol. 2. p. 64. Мт.1:21. Apol. 2. p. 75. Мт.9:13. Apol. 2. p. 62. Мт.11:27. Ibid. p. 95. Dial. p. 336. Лк.9:22. 10, 19. 22. 41 . Dial. p. 302. 327. 301. 337. Мт.21:13. Dial. p. 325. – Мк.3:1712, 30. Apol p. 63. Dial. p. 333. – Ин.3:4. 5. 1, 40. 4, 10 . – Apol. 1. p. 89. Dial. p. 316. 342. и пр. Евангел. повествования o чудесах известны были и Трифону Dial. § 10. Сл. Winer Iustinum M. Evangeliis canonicis usum fuisse. Jenae 1819. – Zarstav. de Iustini M. biblicis studiis, Wratislaviae 1832. 334 Напр. он говорит, что «Иудеи выбросили некоторые слова из книги Ездры там, где говорится у него о законе Пасхи». И приводит эти слова. Но Ездра не писал таких слов, какие усвояет ему Иустин. 359 Иероним: Theophilus sextus antiochensis Ecclesiae Episcopus, sub imperatore Marco Antonino Vero, librum contra Marcionem composuit, qui usque hodie extat; feruntur ejus ad Avtolicum tria volumina et contra haeresim Hermogenis liber unus et alii breves eleganter tractatus ad aedificationem ecclesiae pertinentes. De vir. illustr. § 48. У Евсевия Éτερα τνα κατηχτεκα ββλια. H. E. 4, 2. 361 Иероним: legi sub nomine ejus in Evangelium et in proverbia Salomonis commentarios, qui mihi cum superiorum voluminum elegantia et phrasi non videntur congruere (Catal. 9. 48). В предисловии к толкованию на Матфея он же говорит, что пользовался сам толкованием С. Феофила на Матвея. А в письме к Алгазии (Ер. 151. quaest. 6) пишет: Theophilus, qui quatuor Evangelistarum libros in unum opus dicte compingens, ingenii sui nobis monumenta dimisit, hae super hac parabola in suis commentariis est locutus.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Повелеваем, чтобы из вступивших в клир безбрачными могли жениться, если желают, только чтецы и певцы. (IV Всел. 14; VI Всел. 6; Карфаг. 19:33; Василия Велик. 69.) Толкование Пресвитеры, диаконы и иподиаконы имеют право до рукоположения жениться и после брака принимать рукоположение. Если же они женятся после рукоположения, то их извергают из сана, по VI Всел. 6. А чтецы, певцы и низшие клирики имеют право невозбранно жениться и после того, как станут клириками, при этом они могут продвигаться на более высокую степень. Поэтому настоящее правило и позволяет им жениться уже после вступления в клир, однако на православной, а не на инославной, по IV Всел. 14. Правило Карфаг. 19 определяет, что когда чтецы придут в юношеский возраст, т. е. достигнут 14 лет, их должно понудить или жениться, или дать обет воздержания, т. е. девства. Но после того как они женятся, не следует принуждать их воздерживаться более установленного, согласно 33-му (34-му) правилу того же Собора. А 69-е правило Василия Великого говорит, что чтец, если он падет со своей обручницей прежде венчания, должен быть запрещен в служении на один год, а затем пусть будет принят, но на более высокую степень да не восходит. Если же он вступил в связь с женщиной тайно, без обручения, пусть прекратит служение. В правиле VI Всел. 6 дословно излагается настоящее правило [ 388 ] . Правило 27 Епископа, или пресвитера, или диакона, если он бьет верных за грехи или неверных за несправедливые поступки и желает этим внушить страх, повелеваем извергать. Ибо Господь нас такому не учил вовсе. Напротив, когда Его Самого били, Он не отвечал ударами: Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал ( 1Пет. 2:23 ). (Двукрат. 9; Антиох. 5; Карфаг. 57, 62, 76, 83, 99, 100, 106, 107.) Толкование Преподавая ученикам Свои Божественные заповеди, Господь говорил: «То, что Я говорю вам, Моим ученикам, Я говорю всем христианам» (см. Мк. 13:37 ). Одна из Его заповедей повелевает нам обращать левую щеку к тому, кто ударит нас в правую (см. Мф. 5:39 ). Итак, если эту заповедь должны соблюдать все христиане, то тем более священнослужители, в особенности епископы, о которых божественный Павел писал Тимофею, что епископ не должен быть бийцей ( 1Тим. 3:3 ). Поэтому и настоящее правило говорит: «Мы повелеваем извергать того епископа, или пресвитера, или диакона, который бьет христиан, согрешающих против него, или неверных, которые обижают других, и этими побоями, видимо, хочет заставить остальных его бояться. Ведь Господь ни в одном месте Евангелия не учит нас так поступать, и более того, Своим собственным примером Он научил нас совершенно противоположному. Когда воины и иудеи били Его во время страданий, Он не поднял руки, чтобы ударить их в ответ. Когда Его обвиняли и оскорбляли, Он не оскорблял и не обвинял. И, страдая на Кресте, Он не угрожал им наказанием, но умолял Своего Отца простить их».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

О Правосудный! Ты меня помилуй и от огня избавь, и от наказанья, что на суде, увы меня так скоро ожидает. Но, прежде чем умру, мое смиренье зря и покаянию внимая, Ты Сам меня прости. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Словно разбойник, аз к Тебе взываю: помяни! И горько, как и Петр, рыдаю: Ты прости мне, Спасе! И, как мытарь, Тебе молюсь, и слезы проливаю, как блудница. Прими же все рыдания мои, как некогда приял от женщины из древней Хананеи. Лк.7:37–38, 18:13, 23:42, 22:62 . Мф.15:22 . Помилуй мя, Боже, помилуй мя. О Спасе! Ты — мой Врач единый! Гниение души несчастной исцели и, как повязками с елеем и вином, меня Ты уврачуй делами покаянья и умиления, и слез моих ручьями. Лк.10:34, 17:12–20 . Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Тебе, как хананеянка, зову: помилуй, Сын Давида! Как кровоточивая, касаюсь края риз Твоих и плачу над собой, как Марфа и Мария над телом Лазаря. Мф.9:20, 15:22 . Ин.11:33 . Слава: О Отче безначальный! О Сын собезначальный! О Ты, Утешитель благой и Душе правый! О Ты, Родитель Слова Божьего! О Слово безначального Отца! О Дух живой и зиждущий! О Троице единая! Помилуй днесь меня! И ныне: В Тебе, Пречистая, исткана, словно багряница, пурпурная завеса — Плоть Еммануила. К Тебе, как к Богородице, сердца в молитве обращаем. Песнь 9 Ирмос: Безсеменнаго зачатия рождество несказанное, Матере безмужныя нетленен Плод; Божие бо рождение обновляет естества; темже Тя вси роди, яко Богоневестную Матерь, православно величаем. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. О Христе — Слово! Ты все недуги исцелял, и нищим благовествовал, увечных врачевал и с мытарями Ты вкушал; и грешникам Ты слово предлагал, и Иаира дочери, душу отшедшую вернул, руки Твоей прикосновением, дабы, то видя, о несчастная душе, ты в вере укрепилась. Мф.4:23, 9:10–11 . Мк.5:41–42 . Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Мытарь спасение наследовал, блудница — целомудрие. Но гордый фарисей воспринял осужденье! Ибо, «Будь милостив», — так мытарь во смирении взывал. «Меня помилуй», — молилась в покаянии блудница. Но фарисей прегордый, в тщеславии себя превознося, так возглашал: «О, Боже! Благодарю Тебя, что не таков, как все!» И прочие затем из сердца исторгал безумные глаголы. Лк.7:46–47, 18:14 .

http://azbyka.ru/molitvoslov/pokayannyj-...

160 Читай мою статью ”Сущность христианского учения об отношениях человека к ближним” (Христ. Чтен. 1897 г. Ноябрь, стр. 245). 163 Шантени-де-ля Соссей ”Иллюстрированная история религий” Т II Москва, 1899 г., стр. 8, 9, 10, 12. Ср. у проф. А. и. Введенского ”Религиозное сознание Язычества. Опыт философской истории естественных религий” Т I Москва, 1902 г., стр. 242, 736–738. 179 Литература о ведаизме, браманизме и буддизме (особенно о последнем) необозрима, смотри у профессора А. И. Введенского (op cit), у Шантепи-де-ля-Соссей (op cit, т II и в приложении ”Библиографический указатель книг и статей на русском языке по истории религий”). Некоторые буддийские первоисточники переведены и на русский язык, например, ”Буддийский катихизис” – Олькотта (особенно в переводе профессора Т. И. Буткевича , Харьков 1888 г.), Буддийский катихизис – ”ламантский” (в переводе иеромонаха Мефодия, 2 изд. СПб. 1902 г.), ”Путь к истине (– Даммапада)” (в переводе Н. Герасимова, Москва, 1898 г.) и друг. – У Шантепи в ”прилож.” (смотри выше) указана литература (заметим здесь, чтоб не повторяться лишний раз по отношению к этой книге) и по другим вопросам нашего очерка, касающаяся ”Китая”, ”Вавилона”, ”Евреев”, ”Греции”, ”Рима” и др. 181 Об его сочинении ”’Νθικα Ευδημια” и отношении к Аристотелю смотри в цитов. моей диссертации ”Аристотель” etc., стр. 1, 2, 3 ”Основная мысль, проходящая по Этике Эвдемовской, в сущности, мало представляет собой чего-либо такого, что могло бы особенно отличать ее от основной мысли Аристотелевской Этики Никомаховской”, (Ibid, стр. 3). 183 Ср. Luthardt op cit (”Die ant Eth”), S 96. Ср. мою статью ”Нужно ли учиться христианству из Ипполита –Еврипидовой трагедии”? (”Хр. Чт. 1903 г., Апрель, Май, Август) (см. по отдельному ”оттиску” особенно стр. 24, 36, 37–40, 41, 52, 53, 56, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67 и друг.). По вопросу об ’Νθικα Μεγαλα и ее отношении к Аристотелевской ”Никомаховой Этике” см. в цитов. моей диссертации ”Аристотель” etc., стр. 2, 3. 185 Некоторые отдельные положения, например, Феофраста, весьма симпатичны (чит. цитов. выше ”Изречения”, стр. 239–242), он восстает против ”злых”, против ”не любящих людей сторонних” (стр. 242) (хотя и в древнегреческом, а не христианском духе), против ”завистливых” (стр. 241), ”льстивых” (Ibid), советует ”заботиться” о семье, родителях (хотя и с корыстной целью) (стр. 240) и пр. ”Презрения к славе” (стр. 242) он, как истый грек, однако ж, не одобряет (хотя и под благовидным предлогом). Ср., между прочим, Мк.9:12 , Флп.2:7–8 (ср. ст. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010