Будь великодушна: когда и гневаешься, знай меру; и гнев есть добр вовремя, и милость не у места — пагуба.    Теперь время благоприятное, и все способствует ко утешению: ходя в церковь и читая Писания Святая, а потом взирая на землю и небо, рассматривая естество воды, трав, воздуха, жизнь и вся земная и небесная созерцая вне и внутрь и рассуждая, — тогда ты токмо дух правды, веры, надежды и любви Христовой имеешь; думаю, что дух радости, дух удивления со утешением тебя должны обоять всю при таком зерцале тварей. Ты не можешь во умиление не прийти и от радости слезы не лить внутренно, зря, вопия и моляся и кланяяся Создателю Господу Богу и Спасителю — Сыну Божию Иисусу Христу и Святому Духу. Господня благодать буди с тобою. Взирая на величие, красоту и богатство и приятность земного веселья, помышляй, каково же будет и есть веселие небесное в раи и в небесных обителях. Благословение тебе с чадами … Спасайся. Мир тебе.    Убогий игумен Фот.    1821 года апреля 27 33   Пишешь ты, о всечестная госпоже, ко мне в твоем писании, что желаешь знать истинный смысл сего евангельского стиха: Всяк бо огнем осолится, и всяка жертва солию осолится (Мк. 9:49). Радуюсь духом и благодарю Господа, что Он вразумляет тебя искать пути истинного и искать разумения истинного в слове Божием, а не внимать плоти и крови, не имущей в себе соли и снедаемой червями и истлеваемой. Благословен Бог буди, что зрю тебя, жертву Богу живу, солию осоленную. О коль велие добро есть соль и все осоленное солию Божиею.    Хоть я скуден разумом и просвещением, но, уповая на благодать Христову, сколько вразумляет меня Господь, глаголю тебе, ты же внемли и послушай: и аз, и слово соль есть, но все, каково есть, не от меня, аще добро, но свыше. Не могу и помыслить ничего от себе … но все довольство разума и совершенства от Бога есть. Мой долг быть солию и раздаять соль Божию, и осолять жертвы Божия и приношения.    И дабы приступить к удобному истолкованию вышереченного стиха — Всяк бо огнем осолится, и всяка жертва солию осолится - надобно выше и ниже в той главе прочесть и уразуметь смысл слов, а именно: стихи 43, 44, 45, 46, 47, 48 и 50, а уже 49 сам по себе ясен смыслом покажется.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3011...

Мк.9:42 .  А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море. Мк.9:43 .  И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, Христос продолжает прерванную речь об отношении, в каком должны стоять апостолы к слабым в вере (см. Мф.18:5–6 ). Мк.9:44 .  где червь их не умирает и огонь не угасает. (См. комментарии к Ис.66:24 ). Блаженный Феофилакт под «червем» и «огнем» понимает муки совести, которые будет чувствовать грешник после смерти. Эти муки будут продолжаться вечно. Мк.9:45 .  И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, Мк.9:46 .  где червь их не умирает и огонь не угасает. Мк.9:47 .  И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, Мк.9:48 .  где червь их не умирает и огонь не угасает. Мк.9:49 .  Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. Мк.9:50 .  Соль – добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою. Стихи 49–50 представляют собой т.н. crux interpretum. Непонятно, почему Господь Свое учение о необходимости избегать соблазнов обосновывает указанием на осоление всякого каким-то огнем и всякой жертвы – солью. Ввиду невозможности дать естественное объяснение этому тексту, находящемуся только у евангелиста Марка, некоторые ученые (например, Кённеке в Beiträge z. Förder. Th. 1908, 1) делают такое исправление данного места. Они переставляют слова 50-го стиха в начало 49-го на место выражения «ибо всякий огнем осолится», которое этим ученым кажется неподлинным. Таким образом, 49-й стих имеет такой вид: «соль – добрая вещь, ибо (см. Лев.2:13 ) всякая жертва осолится солью». Профессор Богдашевский, однако, находит эту новую попытку толкования ни к чему не ведущей, так как при ней остается невыясненной связь 49-го стиха с 48-м, и притом не имеющей основания в наиболее удостоверенных списках Евангелия, в которых наиболее принятым является наш вид 49-го стиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кто не способен к такому великодушию, как такому понять весь глубокий жертвенный смысл слова о том, что «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие» ( Мк. 9,31 )? Этот небольшой евангельский отрывок очень важен, ибо в нем Иисус Христос изложил христианский принцип терпимости : «кто не против нас, тот за нас». О чем этот принцип? 1 . Каждый человек имеет право самостоятельно мыслить. Это право мы должны уважать. Бог дал людям свободу мнений 31 . 2 . Можно не принимать убеждения человека, можно желать ниспровергнуть его теорию, но не нужно желать его гибели. 3 . Свобода мнения приводит и к свободе самостоятельно формулировать свои мысли, то есть к свободе слова. Конечно, существуют какие-то границы элементарного здравого смысла. Во всяком случае, при соблюдении базовых принципов общежития свобода слова – право богоданное. 4 . Никто не обладает монополией на «награду», то есть на спасение. На небо может вести множество путей. Это часто забывается. Истина вообще выше всякого человеческого понимания. А гордая нетерпимость – признак высокомерия и невежества, потому что она указывает на то, что человек наивно верит, что именно его понимание истины единственное. 5 . Каждое проявление доброты не останется без награды. Каждый нуждающийся человек дорог и близок Христу, принадлежит Христу (вы, то есть жаждущие, – Христовы), и потому мы обязаны помочь ему. 9. О соблазнах (Мк.9,42–48). 42 А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море. 43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, 44 где червь их не умирает и огонь не угасает. 45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, 46 где червь их не умирает и огонь не угасает. 47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, 48 где червь их не умирает и огонь не угасает.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

24.  …покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4. 17). 25. Мф. 3. 2; 4. 17. 26.  …покайтесь и веруйте (Мк. 1. 15). 27. Пс. 50. 19. 28. Слово о вере. Добротолюбие. Ч. 1. 29. Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, гл. 16. Добротолюбие. Ч. 2. 30. Мк. 1. 14, 15; Деян. 20. 21. 31.  Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедую Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего (Пс. 31. 5). 32. Деян. 2. 38. 33. 1 Ин. 1. 9. 34. Мк. 1. 15. 35. Лк. 17. 10. 36. Слово 48. 37. Слово 71. 38. Слово 41. 39. Четьи-Минеи, 3 мая. 40.  …ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною (Пс. 50. 5). 41. Мф. 26. 75. 42. Алфавитный патерик. 43. Священномученика Петра Дамаскина о восьми умных видениях, кн. 1. Добротолюбие. Ч. 3. 44.  …помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое (Лк. 23. 42). 45.  …последнее бывает для таковых хуже первого (2 Пет. 2. 20). 46.  …всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. Дети! да не обольщает вас никто. …Кто делает грех, тот от диавола… Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего (1 Ин. 3. 6–10). 47.  Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас (1 Ин. 1.8). 48. 1 Пет. 4. 3, 4. 49.  …видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь (Деян. 11. 18). 50.  От Господа спасение (Пс. 3. 9). 51. Лк. 18. 10–13. 52. Ин. 8. 44. 53. Мф. 9. 13; Ос. 6. 6. 54. Мф. 16. 7. 55. О Законе Духовном, гл. 32. 56. Рим. 12. 2. 57. Прп. Симеона Нового Богослова главы деятельные и богословские, гл. 4. Добротолюбие. Ч. 1. 58.  Научи меня исполнять волю Твою (Пс. 142. 10). 59.  …научи меня уставам Твоим (Пс. 118. 12). 60.  …не скрывай от меня заповедей Твоих (Пс. 118. 19). 61.  …укрепи меня по слову Твоему (Пс. 118. 28). 62.  …Удали от меня путь лжи, и закон Твой даруй мне (Пс. 118. 29). 63.  …не более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор. 15. 10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

5:14). Закон далее говорит: «Если язва опять появится и будет цвести на доме после того, как выломали камни и оскоблили дом и обмазали, то священник придет и осмотрит, и если язва на доме распространилась, то это едкая проказа на доме, нечист он; должно разломать сей дом, и камни его и дерево его и всю обмазку дома вынести вне города на место нечистое» (Лев. 14:43—45). Когда употреблены были все средства к уврачеванию израильтян, когда изъятие зараженных камней не принесло никакой пользы, когда, наконец, оказалось бесполезным умащение их чрез пророков, то есть увещание, — жрец снова входит с целью осмотреть зараженный проказою (дом). Сделавшись человеком, Единородный (Сын) пришел в мир сей во плоти с целью тщательно рассмотреть, обнаруживает ли синагога какое-нибудь обращение от древнего нечестия к доброй жизни? А поелику Он нашел ее одержимою прежними страстями и болеющею неистребимой нечистотой, наконец повелевает уничтожить ее и ввергнуть в место нечистое; ибо весь союз иудеев, утверждающийся на законе, был разрушен и народ рассеян во всякое нечистое место, согласно со словами пророков: «и рассею их по всем ветрам» (Иер. 49:32) или: «и рассыплю дом Израилев по всем народам» (Ам. 9:9). На это прекрасно указывает и сказанное Спасителем о храме их: «видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено» (Мф. 24 2, Мк. 13:2; Лк. 19:44). К этому (Писание) присовокупляет, что (всяк) «кто входит в дом во все время, когда он заперт, тот нечист до вечера; и кто спит в доме том, тот должен вымыть одежды свои...; и кто ест в доме» (Лев. 14:46—47) — точно так же , ясно указывая сим на то, что всякий, каким бы то ни было образом прилепляющийся к иудеям чрез одинаковое с ними мудрование, будет вполне причастным и их нечистоте. Потом для нового осмотра дома, зараженного проказой, еще раз приводится жрец, ибо закон говорит: «Если же священник придет и увидит, что язва на доме не распространилась после того, как обмазали дом, то священник объявит дом чистым, потому что язва прошла» (Лев.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Когда, после исцеления юноши, Иисус вошел в дом, ученики стали спрашивать Его: «Почему мы не могли изгнать злого духа?» Он отвечал им: «По неверию вашему; истинно говорю вам, если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет, и ничего не будет невозможного для вас (т. е. если вы будете иметь веру, и она будет увеличиваться в вас). Род же сей (злых духов) изгоняется только молитвою и постом». 45. Чудесное получение монеты для уплаты священной подати ( Мф.17:24–27 ) После путешествия по Галилее, Иисус Христос снова возвратился в Капернаум. Когда Он пришел в этот город, к Петру подошли сборщики на храм. По закону, всякий иудей должен был платить на храм по дидрахме (43 к.). Сборщики спросили Петра: «Учитель ваш не даст ли дидрахмы?» Петр, в уверенности, что Учитель не откажется от подаяния во храм, ответил: «Да». Когда Петр вошел в дом, Иисус Христос спросил его: «Как тебе кажется, Симон? Цари земные с кого берут подати: с сынов своих или с посторонних?» «С посторонних», ответил Симон. «Итак сыны свободны!» сказал Спаситель, указывая этим, что Он, как Сын Божий, не должен платить подати в дом Отца Своего; «но чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду и возьми первую рыбу, ты найдешь у ней во рту монету, отдай ее за Меня и за себя». Петр забросил уду и в первой попавшейся на уду рыбе во рту нашел монету – статир (86 коп.), и отдал ее на храм. 46. Учение Иисуса Христа о смирении, незлобии, снисходительности к верующим в Него, удалении от соблазнов, важности суда Церкви и молитвы общественной. Притча о милосердом царе и безжалостном должнике ( Мф.18 ; Мк.9:33–47 ; Лк.9:46–50; 17:1–4 ) Во время путешествия Своего от горы Фавора до Капернаума, Иисус Христос слышал спор учеников о том, кто из них будет больший в царстве Мессии. Когда они пришли в Капернаум и вошли в дом, Иисус Христос спросил их: «О чем вы дорогой рассуждали между собою?» Они молчали. Тогда Спаситель сказал им: «Кто хочет быть первым, будь последним и всем слугою». И, призвав дитя, поставил его среди Своих учеников, обнял его и сказал им: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в царство небесное. Итак, кто умалится, как это дитя (т. е. будет иметь в себе все свойства детей: смирение, незлобие, кротость, послушание), тот и больше в царстве небесном. И кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот примет Меня; а кто Меня примет, тот не Меня только принимает, а вместе и пославшего Меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

43. Кто Мне служит, Мне да последует (Ин. 12. 26). 44. овцы слушаются голоса Его… овцы за Ним идут, потому что знают голос Его (Ин. 10. 3–4). 45. …возрождение (Тит. 3. 5). 46. …пажить найдет (Ин. 10. 9). 47. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой (Ин. 12. 26). 48. Слово было у Бога (Ин. 1. 1). 49. Отец во Мне и Я в Нем (Ин. 10. 38). 50. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге (1 Ин. 4. 15). 51. Побеждающему дам сесть со Мною на Престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на Престоле Его (Откр. 3. 21). 52. Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8. 34–35). 53. Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и не идет за Мною, не может быть Моим учеником (Лк. 14 26–27). 54. Какие странные слова! Кто может это слушать? (Ин. 6. 60). 55. Ин. 6. 63. 56. Плотские помышления (Рим. 8. 6). 57. …для нас, спасаемых, сила Божия (1 Кор. 1. 18). 58. Не можете служить Богу и богатству (Мф. 6. 24) 59. Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть (Мф. 6. 24). 60. …будете вкушать блага земли, если послушаетесь… если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят (Ис. 1. 19–20). 61. Помышления плотские суть смерть… Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут (Рим. 8. 6–7). 62. Лк. 16. 1–31. 63. Мф. 19. 16–30. 64. Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто (Лк. 11. 41). 65. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? (Ин. 5. 44.)

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

«Не горело ли в нас сердце наше...» Не была ли наша душа в необыкновенно сильном возбуждении (ср. Пс.38:4 ; Иер.20:9 )? Путники жалеют о том, что они не догадались раньше, что с ними шел Христос. Они досадуют, как это могло с ними случиться, почему они не обратили внимания на голос своего сердца. Обрадованные ученики, оставив трапезу, спешат в Иерусалим и идут к апостолам, которые сообщают им, что Христос действительно воскрес и уже явился Симону (об этом явлении рассказывается только у одного евангелиста Луки да еще у апостола Павла в 1Кор.15:5 ). Путники Эммаусские рассказали, со своей стороны, о бывшем им явлении Христа 37 . Лк.24:36 .  Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Лк.24:37 .  Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Лк.24:38 .  Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Лк.24:39 .  Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. Лк.24:40 .  И, сказав это, показал им руки и ноги. Лк.24:41 .  Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Лк.24:42 .  Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. Лк.24:43 .  И, взяв, ел пред ними. Лк.24:44 .  И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Лк.24:45 .  Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. Лк.24:46 .  И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, Лк.24:47 .  и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Лк.24:48 .  Вы же свидетели сему. Лк.24:49 .  И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. Это явление, о котором упоминает также евангелист Марк ( Мк.16:14 и сл.), есть то же самое, которое евангелист Иоанн изображает как разделенное на два: первое, бывшее десяти ученикам, без Фомы, и второе, имевшее место 8 дней спустя после первого, бывшее для уверения Фомы. Евангелист Лука соединяет оба эти явления в одно, потому что они одинаковы по свойству и цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Читатель, надеемся, видит своими глазами, насколько уклонились апостолы в своем учении от Христа и в какой мере Магомет разъяснил оное в своем Коране. Нужно быть графом Толстым, чтобы Магомета поставить выше апостолов в раскрытии откровений Моисея и Христа! Будьте милосерды, как и Отец ваш Милосерд ( Лк.6:36 ). Прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш небесный простил вам согрешения ваши ( Мк.11:25 ). Прощайте и прощены будете ( Лк.6:37 ). Вы слышали, что сказано древним, не убивай; кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду, кто же скажет брату своему рака, подлежит синедриону; а кто скажет безумный подлежит геенне огненной ( Мф.5:21–22 ). Вы слышали, что сказано, око за око, и зуб за зуб. А Я говорю вам, не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему другую (ст. 38–39). Вы слышали, что сказано, люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам, любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего небесного (ст. 43–45). Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники (ст. 46–47)? Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит, не говорю до семи, но до седмижды семидесяти раз ( Мф.18:21–22 ). Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу, как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства ( Кол. 3:12–14 ). Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры. Не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство, напротив благословляйте, зная, что к тому призваны, чтобы наследовать благословение ( 1Петр.3, 8:9 ). Никому не воздайте злом за зло; но пекитесь о добром пред всеми человеками. Если возможно с своей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его, ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побуждай зло добром ( Рим.12, 17–21 ). Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас. Но будьте друг к другу добры, сострадательны, прощайте друг другу, как и Бог во Христе простил вас ( Еф.4:31–32 ). Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло, но всегда ищите добра и друг другу и всем ( 1Сол. 5:15 ). На злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетние ( 1Кор.14:20 ). Удерживайтесь от всякого рода зла ( 1Сол.5:22 ). Желаю, чтобы вы были мудры на добро, а просты на зло ( Рим.16:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/k...

Мф.26:45 .  Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; (Ср. Мк.14:41 ; Лк.22:45–46 ). Некоторые считали слова Христа «вы все еще спите и почиваете» за иронию, порицание и сарказм. С этим нельзя согласиться, потому что совершенно невероятно, чтобы Спаситель стал иронизировать или выражаться саркастически в столь важные и торжественные минуты Своих страданий. Τ λοιπν, встречающееся у Матфея и Марка, значит «к концу», «напоследок», «впрочем» (в русском переводе – «все еще»; в Вульгате – jam). На других языках выразить здесь греческую речь довольно трудно, и потому выражение переводят по-разному, а иногда и совсем не переводят. Евфимий Зигавин добавляет произвольно ε δνασθε – если можете, спите и почивайте. Некоторые считали эту речь вопросительной. Смысл: вот, наступил конец, осталось очень мало времени. Спите и почивайте! Затем быстрый и неожиданный оборот речи: «вот, приблизился час!» Слово δο указывает на неожиданность и важность предстоящих событий; оно употреблено два раза, в этом и следующем стихе. Но смысл его в обоих стихах не один и тот же. Здесь указывается на важность момента, когда Сын Человеческий предается в руки грешников. Мф.26:46 .  встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня. (Ср. Мк.14:42 ). Противоположение речи предыдущего стиха: спите и почивайте. Теперь: пробуждайтесь, поднимайтесь ( γερεσθε). Слова, изложенные в стихах 45–46, сказаны были, несомненно, одновременно и без промежутка. Неподражаемый реализм в изображении быстрой смены исторических событий. γωμεν вместо πορευμασθε – у греков слово часто употреблялось полководцами как военный термин, когда нужно было звать воинов на борьбу, подвиги и страдания. Мф.26:47 .  И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. (Ср. Мк.14:43 ; Лк.22:47 ; Ин.18:3 ). Все синоптики повторяют выражение «один из двенадцати».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010