В строительной практике в основание углов дома ставился прочный камень, так как правильно выведенные углы обеспечивали надежность конструкции. В образах Божественного домостроительства, которыми насыщен библейский текст, камень, положенный во главу угла (краеугольный), символизирует прочность, надежность, способность не разрушаться ни при каких обстоятельствах. Так, в Псалтири: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла…» ( Пс.117:22 ). В Н. З . «камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла» ( 1Пет. 2:7 ), символизирует Христа. В речи перед синедрионом апостол Петр говорит: «Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения…» ( Деян.4:11 ). Сам Господь, обращаясь к первосвященникам и старейшинам народа, говорит: «Неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит…» ( Мф.21: 42–45 ). Во имя ВО ИМЯ: ИМЯ Оборот указывает, что чьи-либо действия, поступки совершаются ради утверждения и защиты тех или иных человеческих ценностей (во имя Родины, идеи, дела, дружбы, любви и проч.). По Воскресении Своем Господь говорит апостолам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:19–20 ). Совершаемое ради одного из «малых сих» совершается во имя Господа: Иисус, слыша, как апостолы обсуждают между собой, кто из них больше, «взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня» ( Мк.9:36–37 ). Здесь же: «…кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» ( Мк.9:41 ). Призывая христиан к совершенству, апостол Павел наставляет их: «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа…» ( Кол.3:17 ). Этот же оборот используется и в Ветхом Завете. Так, например, иудейский царь Аса перед сражением с огромным войском эфиопского царя Зарая обращается за помощью к Господу: « …помоги же нам, Господи Боже наш: ибо мы на Тебя уповаем, и во имя Твое вышли мы против множества сего» ( 2Пар. 14:11 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Да, пытались озлобленные враги Христовы обвинить Его в чем-либо; но попытки их оказались тщетными и окончились тем, что коварным обвинителям пришлось самим стать в положение обвиняемых и выслушать последнюю, сильную обличительную речь Иисуса. Начал Он ее обращением к народу и предупреждением, чтобы не брали примера с лицемерных книжников и фарисеев, которые присвоили себе власть не только толковать, но и дополнять законы; которые требуют от народа строжайшего исполнения всех законов, преданий и установленных ими же правил и тем возлагают на него бремена тяжелые и неудобоносимые, а сами не исполняют их. Окончил же Господь Свое обличение предсказанием, что вместо ожидаемого ими блаженства в Царстве Мессии, их ожидает горе: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам! ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете... Горе вам, вожди слепые!.. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?» ( Мф.23:13, 23:33 )Затем, как бы оглядываясь на прошлое и вспоминая все, сделанное Им для вразумления евреев, Господь с грустью и со слезами на глазах, воскликнул: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцев своих под крылья и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст! ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен грядый во имя Господне!» ( Мф.23:1–39 ; Мк.12:38–40 ; Лк.20:45–47 ). Окончив Свою обличительную речь, Господь пошел по направлению к выходу из храма. Но в это время эллины, прибывшие в Иерусалим, пожелали представиться Ему и заявили об этом Апостолу Филиппу; а Филипп и Андрей передали просьбу эллинов Иисусу. Прибытие эллинов, язычников, напомнило Господу, что настало время срубить бесплодную смоковницу и выбросить ее из Божьего виноградника ( Лк.13:6–9 ); настало время отобрать виноградник от злых виноградарей и отдать его другим ( Мф.21:41 ; Мк.12:9 ; Лк.20:15–16 ); настало время отправить слуг к другим народам и звать их в Царство Божие ( Лк.14:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо, кто не против вас, тот за вас ( Мк.9:38–40 ). Как бесконечно Божественное милосердие! Когда человеческая душа, эта христианка по природе, сбитая с толку и сбитая с пути своим грехом и злом мира, все же ощупью тянется к Свету и дотягивается до Бога и Христа, когда она еще не познала Христа в совершенстве и не ходит по Его пути и за Его учениками, Господь все же бережно ласкает ее и благословляет ее путь. Даже такую душу, еще не сподобившуюся полноты благодатных дарований, Господь, ради признания Его имени, удостаивает Своей поддержки вплоть до явления в ее жизни Своих чудес. Эту же бережность Господь заповедует ученикам: не отпугивайте ее, не насилуйте узостью требований, не требуйте, как обязательного сейчас, «единого пути», которого пока она не понимает, и не заставляйте вот сейчас повернуть и идти за вами. Богатый юноша ведь тоже не шел за Христом, не понимал и не принял Христова пути («опечалился и отошел»), а как ласково обошелся с ним Господь и с какой зовущей ласковостью сказал ему: «Не далек ты от Царствия Божия»! Так и душа, ищущая Христа, Божественным милосердием и помощью придет к Нему, если она честно ищет Его. Она неминуемо придет к Богу и Христу, потому что путей только два: или путь с Богом и Христом, против зла, или путь со злом против Бога и Христа. И третьего пути нет... Вот почему и сказал Господь: «Никто, сделавший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня». Потому, не возбраняйте ищущим ходить своими путями в поисках истины и Бога. Сегодня они не примут полностью Божия пути, а завтра, Божиим озарением выросши духовно, они поймут единый путь и станут на него и пойдут только за Христовыми учениками. Третьего нет... Или с Богом, или против Бога. И нейтральности нет... Вот почему и последний вывод: «Кто не против вас, тот за вас». Или как дополнено в другом месте: «Кто не со Мной, тот против Меня». Внимай! Здесь мудрость. И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей ( Мк.9:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

Все, однако ж, будущие мучения грешников представляются в Писании одинаково вечными и нескончаемыми. Еще пророки Исаия и Даниил предрекали грешникам вечность, ожидающих их после всеобщего воскресения, в обновленном мире, мучений, первый выразившись о них, что «червь их не умрет, и огонь их не угаснет ( Ис.66:24 ), а последний, что они от сна во прахе земли пробудятся на вечное поругание и посрамление, тогда как праведники восстанут для жизни вечной ( Дан.12:2 ). Это же, впоследствии, повторил св. Иоанн Предтеча, когда, указывая народу на Спасителя мира, так выразился о Нем, как будущем Судии и Мздовоздаятеле грешников, уподобленных им соломе, при уподоблении праведников пшенице: Ему же лопата в руце, и Его отребит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, плевы же сожжет огнем негасающим ( Мф.3:12 ). Между тем, и Сам Иисус Христос с совершенной ясностью подтвердил Своим учением вечность, ожидающих грешников после суда, геенских мучений. Так, наставляя верующих в том, что, если кого-либо соблазняет какой-либо из членов, рука ли и нога, или глаз, то следует их отсечь или оторвать от себя, так как лучше безрукому и хромому, или одноглазому войти в царствие Божие, нежели с двумя руками и ногами, а, также, двумя глазами быть вверженну в будущий огонь или геенну, этот огонь Он прямо назвал огнем вечным ( Мф.18:8 ), и огнем неугасимым ( Мк.9:43, 45 ), а о геенне несколько раз выразился, как о таком месте, которое наполнено огнем неугасимым, или идеже червь их не умирает и огонь не угасает ( Мк.9:44, 46, 48 ), чем, понятно, отстранялась всякая мысль о прекратимости когда-либо, неразрывно связанных с сим неугасимым огнем и неумирающим червем, ожидающих грешников, геенских мучений. Кроме того, Иисус Христос, изображая тот на суде приговор грешникам Верховного Судии, по которому они должны будут отойти в огонь, уготованный диаволу и аггелам его, этот огонь опять называет вечным ( Мф.25:41 ), а, предуказывая, затем, на то, что отсюда произойдет для грешников, сравнительно, с праведниками, Он говорит: и идут сии (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Они явятся с Ним в день страшного суда Его и будут созерцать оправдание праведных и осуждение грешных. Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов ( Лк.9:26 ). Как Ангелы не суть, по учению Христа Спасителя, какие-либо силы природы, так и злые духи не суть какие-либо присущие природе человека дурные наклонности. Нет, они также, как и те, существа личные, духовные, разумные и бессмертные, только не чистые и добрые, а злые и нечистые (πνεματα κατρτα). Выйди, дух нечистый, из сего человека, – говорит Христос Гадаринскому бесноватому ( Мк.5:8 ). Число нечистых духов, по учению Христа Спасителя, очень велико. Оно может простираться, как свидетельствует сказание о том же бесноватом, до легиона в одном человеке ( Мк.5:9 . Сравн. Мф.12:43 ). По такой своей численности, они образуют собою отдельное царство, имеющее своего начальника. Этот начальник называется Христом Спасителем следующими именами: Сатаной, или противником ( Мф.12:26 . Лк.11:18 ), диаволом или клеветником ( Мф.13:39. 25:41 ), и князем мира или главой неверующего человечества ( Ин.12:31 ). Определяя нравственную природу его и отношение к людям, Христос Спаситель характеризирует его так: Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи ( Ин.8:44 ). Здесь словами „не устоял в истине“ указывается на падение его самого, а словами „человекоубийца от начала“ указывается на влияние его при грехопадении первых людей. Все, поэтому, что является на ниве Божией как плевелы, есть его дело. Господин, спрашивают, по притче о плевелах, рабы домовладыку, не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Враг человека сделал это, – отвечал домовладыка ( Мф.13:27–28 ). Такими плевелами бывают или, как показывает событие искушения Христа Спасителя, ложные, превратные, отвлекающие человека от его призвания идеи ( Мф.4 ), или, как показывает предостережение, данное Христом Спасителем апостолу Петру пред страданиями Своими, такие затруднительные обстоятельства, когда много требуется от человека усилий, чтобы устоять в пределах долга и справедливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Исцеления от прикосновения к Христовой одежде. В огромном множестве народа, толпившегося вокруг Иисуса и теснившегося к Нему, оказалась и больная женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, причем не помогли ей ни врачи, ни лекарства. Стыдно ей было и сказать Иисусу перед людьми, чем она болеет. Посему думала она про себя не говорить Ему ни о чем, а, храня молчание, как–нибудь подойти к Нему и лишь коснуться края Его одежды. Если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею, – такой сильной была ее вера. И прикоснулась [она к одежде], и с того часа стала здорова ( Мф.9:20–22 ). Это чудо не могло не остаться без отклика – и вот, люди начали на постелях приносить больных туда, где Он, как слышно было, находился. И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись ( Мк.6:55–56 ). Все – [словно] как озябшие, когда войдут [они] в натопленный дом, то все одинаково согреваются. Воскрешение мертвых. С большими усилиями пробирается Иисус через плотные ряды народа, направляясь к дому Иаира, в котором лежала покойница. Девица, тебе говорю, встань (Талифй кумй)! – И девица тотчас встала. А видевшие пришли в великое изумление ( Мк.5:41,42 ). И удивились родители ее ( Лк.8:56 ). И разнесся слух о сем по всей земле той ( Мф.9:26 ). Как двумя словами воскресил Он умершую девицу, точно так же двумя словами воскресил и скончавшегося юношу, сына наинской вдовицы, которого несли на погребение. Громким голосом повелел Иисус мертвецу: Юноша… встань! И тут же покойник ожил, сел и стал говорить. Воздействие этого чуда на народ было колоссальным. Ибо, как засвидетельствовано, всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Так прореагировали присутствующие. Но и отсутствующие быстро услышали об этом. Ибо такое мнение о Нем распространилось по всей Иудее и по всей окрестности ( Лк.7:11–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В одном селе жители пожелали строить новую церковь . Во всем они согласовались между собой, только одному влиятельному человеку захотелось, чтобы церковь была выстроена в том месте села, где находился его дом. Некоторые селяне пристали к его стороне, поддерживали его мнение из угождения ему или из опасения мести его. А другим хотелось устроить храм в том месте, где стоял прежний обветшавший храм. Начался спор, перешедший потом во вражду; неудовольствие друг на друга перенеслось на самый храм, который остался много лет невыстроенным, а старый храм более и более ветшал и беднел. Что было при построении этого храма, то бывает и во всяком общественном предприятии. Если за него принимаются все дружно, то оно скоро приведется к концу. Если же начнется разлад, если один будет тянуть в одну сторону, другой в другую, а третий в третью, то успеха в деле никогда не будет. Имейте в себе соль, и мир имейте между собою ( Мк.9:50 ). Как без соли пища портится или гниет и издает из себя дурной запах, так и всякое доброе дело, не осоленное миром и любовью, не бывает угодно Богу. Поэтому Господь сказал в Евангелии: если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой ( Мф.5:23–24 ). Итак, благодарю вас за хлеб-соль и желаю вам от Господа обилия хлеба, чтобы вы могли обогащаться добрыми делами, и обилия евангельской соли – взаимного мира и согласия, чтобы вам проводить тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и честности. Слово при поднесении сельскими жителями хлеба-соли Благодарю вас, христолюбивые люди, за хлеб-соль, которые вы поднесли мне по старому русскому обычаю. В лице моем вы приносите дары привета служителю Христову. А приемлющий служителей Христовых приемлет Христа ( Мф.10:40 ; Ин.13:20 ). Итак, мы истину сказали, что сии дары ваши вы приносите как бы Самому Христу. Да приимет Христос Господь сие приношение ваше и воздаст всем вам милостью Своею, по обетованию Своему. А Его обетование было таковое: кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей ( Мк.9:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

В другом месте множество народа собралось вокруг одного юноши, опять-таки жертвы злого духа. Угнетаемый скорбью отец юноши стоял там же, сетуя на свое горе книжникам и Христовым ученикам. Но и те, и другие вместе с громадной толпой народа растерянно смотрели на безнадежного (букв.: беспомощного. – Ред.) [отрока], пока не появился Тот, Кто только и обладал могуществом предоставить помощь. Едва лишь оказался Он там, тотчас несчастный отец начал изливать свою скорбь, кручинясь, что дух нечистый, дух немой, с самого детства мучает его сына, повергая отрока наземь, ломая его и бросая то в огонь, то в воду – чтобы только погубить его. Но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам ( Мк.9:17.22 ), то есть «свергни муку с моего чада и печаль с моего сердца». Именно поэтому отец говорит во множественном числе: помоги нам, сжалься над нами. «Вот, здесь ученые книжники, но нет от них помощи. Здесь и Твои ученики, но и они не способны ничего сделать. Здесь и несчетные толпы народа, но не крепки они одолеть силу демонскую». Восскорбел тогда Иисус при виде маловерия всех Его окружающих, даже Его собственных учеников. И с угрозой громко приказал нечистому духу: дух немый и глухий! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него ( Мк.9:25 ). Услышав это, злой дух еще раз ожесточенно сотряс свою жертву, а затем вышел и умчался прочь. Иисус же, взяв отрока за руку, поднял его и в [полном] здравии отдал родителям. Весь народ всем сердцем радовался невиданным чудесам Господа Иисуса. Массы и толпы людей, тесня и толкая друг друга, спешили за Ним, чтобы только еще и еще раз увидеть и услышать дотоле невиданное и неслыханное. Поистине чувствовал народ, что сбылось слово древнего пророка, предвестившего: Выйдет Господь, как ратоборец ( Зах.14:3 ). А посему, объятые восторгом, славили люди и восхваляли Бога, говоря между собой: Бог посетил народ Свой ( Лк.7:16 ). Не радовались этому только «высокосветские» господа иудеи: фарисеи, саддукеи, священники и книжники. В своем озлоблении на Иисуса они твердили, что изгоняет Он бесов при посредстве диавола ( Мф.12:24 ). Именно диавол, их отец, наустил их говорить так. Ведь они были одержимы бесами. Разве что только не ведали о сем и не признавали сего. А так и мысли, и слова, и дела их были от диавола. Но не догадывались они об этом и не могли с этим смириться. И не памятовали о словах своего пророка, предсказавшего о них, что огрубеет у них сердце, и ослепнут глаза, и оглохнут уши, когда явится Господь, так что не уразумеют они этого и не станут обращаться к Нему, чтобы исцелил Он их ( Ис.6:10 ; Ин.12:38–41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Тот, чьё происхождение от земных родителей всем известно, не может быть сшедшим с небес. Возможно, здесь характерная Иоаннова ирония, ср. 7:41–42: если бы слушатели знали настоящие обстоятельства Рождества, они признали бы вероятным, что Иисус сшел с небес; впрочем, в четвёртом Евангелии о девственном рождении не говорится прямо. Тем не менее факты сами по себе не рождают веры, о чём говорится в следующем стихе: Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец — именно поэтому разговор о происхождении Иисуса с неверующими лишён смысла; ср. у синоптиков (Мк 10:27; Лк 18:27) о невозможности человеку решить задачу жизни и веры собственными усилиями. Если не привлечет его Отец — ветхозаветная параллель в Иер 31:3 простер к тебе благоволение, где в Септуагинте тот же глагол. У пророков написано: и будут все научены Богом — см. И все сыновья твои будут научены Господом (Ис 54:13); ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (Ис 11:9, ср. Авв 2:14); вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его (Иер 31:33 о Новом Завете). Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца — сказанное в предыдущем стихе не означает, что человек способен непосредственно познать Бога и вследствие этого обратиться к Иисусу. Только Посредник между Богом Отцом и человеком — Иисус обладает истинным знанием Бога. Итог всему отрывку подводится в ст. 47–51, причём в ст. 51 возникает слово Плоть, которое ошеломляет и возмущает слушателей. Как обычно в Ин, такая реакция служит отправной точкой для развития следующей темы, о хлебе жизни. Хлебом жизни некогда была манна, но она, спасая от голода в пустыне, не заключала в себе дара вечной жизни: те, кто ел её, умерли. Не таков небесный хлеб, который получают верующие в Иисуса: те, кто его ест, получают жизнь вечную. Несомненно, речь идёт о Евхаристии (ср. Мк 14:22 Сие есть Тело Мое; Мф 26:26; Лк 22:19; 1 Кор 11:24), однако не случайно, что Евангелист не даёт тут никаких прямых указаний на Тайную Вечерю: его задача — открыть смысл Евхаристии в контексте Личности и служения Иисуса Христа, чтобы верующие не воспринимали Хлеб и Вино как некие магические снадобья, сами по себе, без подвига веры, дающие бессмертие.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Прибежал (тече) и поклонился Иисусу Христу. Это – выражение покорности самого беса Господу, ибо, как пишет ап. Иаков, и бесы веруют и трепещут ( Иак.2:19 ). Что мне и тебе (что Тебе до меня), Иисусе Сыне Бога Вышнего? заклинаю тебя Богом, не мучи меня. Бесы узнают в Иисусе Христе Мессию, Сына Божия и считают Его своим повелителем и врагом (ст. 10), потому что знают, что Он пришел разрушить дела их. Св. Златоуст при этом замечает: „И вот тогда, как люди почитали Иисуса Христа за человека, бесы пришли исповедать Его Божество“. У евангелиста Матфея бес говорил Иисусу: ты пришел сюда прежде времени мучить нас ( Мф.8:29 ). Прежде времени, т. е. прежде страшного всеобщего суда ( Мф.25:41 ). Мучить бесов, т. е. как слуг сатаны, их преследовать, изгонять и ввергать в ад на мучения ( Лк.16:22 ; Откр. 14:10 ). Свящ. Писание учит, что до времени страшного суда злым духам попущено искушать и иногда мучить людей; в день же суда они окончательно будут осуждены на вечные мучения, и злые люди также вместе с ними ( 2Пет.2:4 ; Иуд.6 ). Бесы знают это, и потому как бы жалуются, что Иисус Христос преждевременно пришел мучить их, и при сем просят не делать этого с ними и не высылать их из страны (ст. 10), у евангелиста Луки ( Лк.8:31 ), не посылать их в бездну, т. е. в ад. Так страшны адские муки, что сами бесы трепещут их! Блаженный Феофилакт толкует, что мучением для себя бесы называют непозволение им мучить людей, так как мучение людей, по их злой природе, составляет для них удовольствие; и также – повеление идти в ад, так как они думали, что Иисус Христос, не стерпя чрезмерной их злобы, не станет отлагать времени наказания их (Мих.). Мк.5:8 . Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. Мк.5:9 . И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. Что ти есть (как тебе) имя? Господь спрашивает самого бесноватого о его имени, но отвечает его языком дух нечистый и говорит о себе. Легион, собственно, означает часть римского войска (дивизию), в количестве около 6000 человек; вообще же означает множество, как это и видно из дальнейших слов бесноватого: нас много.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010