О рассудительности Сказал Господь: внемлите же от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы. От плод их познаете их ( Мф. 7:15,16 ). Также: не всяк глаголяй ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное: но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех ( Мф. 7:21 ). Опять: никтоже может двема господинома работати... и прочее ( Мф. 6:24 ). И еще: делайте не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в живот вечный ( Ин. 6: 27 ). И Апостол говорит: аз убо тако теку, не яко безвестно, но тако подвизаюся, не яко воздух бияй. Но умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам неключим буду... тако тецыте, да постигнете ( 1Кор. 9:24–27 ); и блюдитеся от псов, блюдитеся от злых делателей ( Флп. 3:2 ). Также: иже аще яст хлеб сей, или пиет чашу Господню недостойне, повинен будет телу и крови Господни. Да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет ( 1Кор. 11:27, 28 ). И там же: аще бо быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были. Судими же, от Господа наказуемся, да не с миром осудимся ( 1Кор. 11:31–32 ). И в другом мест: печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает: а сего мира печаль, смерть соделовает ( 2Кор. 7:10 ). И еще: преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная ( Рим. 12:2 ); а о себе говорит: задняя убо забывая, в предняя же простираяся, со усердием гоню, к почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе ( Флп. 3:13, 14 ). И наставляет: настой благовременне и безвременне ( 2Тим. 4:2 ); внимайте убо себе и всему стаду (Деен. 20:28) и вся же искушающе, добрая держите ( 1Фес. 5:21 ). О трезвенной и непрестанной молитве Господь сказал: внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими... бдите убо на всяко время молящеся ( Лк. 21:34, 36 ); бдите и молитеся, да не внидете в напасть ( Мф. 26:41 ). Также: а яже вам глаголю, всем глаголю: бдите ( Мк. 13:37 ). И еще: просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется ( Мф. 7:7, 8 ). Господь сказал и притчу о том, како подобает всегда молитися и не стужати си, глаголя: судия бе некий...( Лк. 18:1–6 ) И еще: будите готови: яко, в оньже час не мните, Сын человеческий приидет ( Мф. 24:44 ). А Апостол Павел наставляет: всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся. О всем благодарите ( 1Фес. 5:16–18 ), со страхом и трепетом свое спасение содевайте ( Флп. 2:12 ), и еще: во всем молитвою и молением со благодарением прошения ваша да сказуются к Богу ( Флп. 4:6 ). Также о себе: безпрестани память о вас творю: всегда в молитвах моих моляся ( Рим. 1:9, 10 ). В Деениях повествуется: в полунощи же Павел и Сила молящеся пояху Бога (Деен. 16:25). И Апостол Петр предостерегает: трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити ( 1Петр. 5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

225 При этой каменной решетке, в некотором отдалении, помещались по Иосифу (De bell. jud. V, 5 2) столбы с греческими и латинскими надписями, которые воспрещали язычникам пробираться далее во святилище, под угрозою смертной казни (по VI, 2, 1). 226 Иосиф (De bell. jud. V, 5, 2 : «Над 14-ю ступенями было совершенно ровное пространство в 10 локтей до стены. Оттуда опять вели к воротам другие, в пятъ ступеней, лестницы». Однако с этим несогласно показание внешней и внутренней высоты стены. Именно, если отнять 25 локтей внутренней высоты стены от 40 локтей внешней высоты ее, то для лестницы останется 13 локтей; следовательно 5 ступеней будет для нее недостаточно. Если даже с Винером (R. W. II, стр. 581 ) и Де Ветте (Archaol. стр. относить сюда и 14 ступеней, ведущих на вал; след. если принимать 14+5, т. е. 19 ступеней, то и в таком случае эти ступени были бы неестественно высоки, тем более, что по Middoth. 2, 3 каждая ступень была только в 1 / 2 локтя вышиною и шириною. Итак, у Иосифа есть ошибка в числах, и Гирт (13 стр.) предлагает брать 30 локтей вместо 40. Но этим не много выигрывается, потому что нет основания как на то, чтобы считать вместе 14 и 5 ступеней, так и на то, чтобы с Гиртом 14 ступеней, которые вели на возвышение вала, переносить к возвышению внутреннего двора над плоскостью вала. Если справедливо свидетельство о πεντβαϑμοι κλμακες, то возвышение грунта внутреннего двора над поверхностью вала могло простираться только на 3 локтя, и стена, окружающая внутренний двор, могла показаться с внутренней стороны ниже, чем с внешней только на три локтя (считая от грунта вала). Но по Middoth. 2, 3 во двор женщин вели 12 ступеней. 227 Ср. Mischna Middoth. 1, 4. 2, 6. Іота 3, 2. Schekalim 6, 3 и др. и l’Empereur к Midd. 1, 4. По Midd. ворота вышиною были только в 20 локтей, а шириною только в 10, исключая восточных ворот. 229 В четырех углах двора женщин были: dur hàetzim, комната для дров, оказавшихся негодными на жертвеннике (Edajoth. 8, 5), lischkotch hammetzor a’im, где очищались прокаженные (Neg. 14, 8), lischkoth beth schemanim, комната для жертвенного вина и масла, lischkoth hannezirim, где стриглись волосы у назореев и варилось освященное жертвенное мясо. Ср. Reland, Antiqq. ss. I, 8, 12.–Далее, по Иосифу, (de bell. jud. V, 5, 2) здесь находились при стене, между колонн, церковные кружки в пользу бедных, по Mischna (Schekal 6, 1) 13 ящиков для подаяний, которые Гемара описывает (в Schekal 2, 1) как агсае incurvatae, angustae supra, latae infra propter deceptores. Cp. Reland. 1. Тождественны ли они с γαζοφυλακιον о котором упоминают Мк.12:41 и Лк.21:1 ? Что Иосиф (1. с. и VI; 5, 2) говорит во множественном числе о γαζοφολακοις, это не указывает на различие их, так как он (Antiqq. XIX, 6, 1) употребляет также и единственное число.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Маркиан же с негодованием повелел ученику оставить робость (ибо и она – пагубная страсть), изобразил перстом крестное знамение и дунул устами, обозначив тем самым древнюю вражду. И змей духом уст, словно неким огнем, объятый и сожженный, распался на многие части, подобно сожженной трости. 8. Посмотри, как Маркиан подражает Господу подобно благоразумному слуге Его! Ибо и Господь некогда, когда море угрожало опасностью судну учеников, видя их борющимися с опасностью, усмирил ярость моря лишь после того, как упреком утишил неверие учеников ( Мк.4:35–41 ; Лк.8:22–25 ). Подражая этому, дивный муж сей также сначала рассеял робость ученика, а потом уже зверя предал смерти. 9. Таковы мудрость, чудотворения и дерзновение перед Богом великого Маркиана! Но, удостоенный столь великой благодати и обладая великой силой творить чудеса, он старался скрыть эту силу, опасаясь козней похитителя добродетели, который, внушая страсть хвастовства, стремится ограбить трудом собранные плоды. Поэтому, скрывая данную ему благодать, Маркиан неохотно творил чудеса, ибо тогда свет добродетели его обнаруживался и проявлял сокрытую в нем силу. Например, однажды случилось вот что. Один муж благородного происхождения, родом из Верии Сирийской, много раз стоявший во главе войска, имел дочь, которая долгое время неистовствовала и бесновалась, мучимая лукавым духом. Будучи прежде знакомым с великим Маркианом, он пришел в пустыню, надеясь, что подвижник, ради прежней дружбы, примет участие в нем и помолится Богу о его беде. Но, обманувшись в своей надежде, ибо он не сумел встретиться со служителем Божиим, он попросил одного старца, который в то время прислуживал человеку Божию, принять сосуд, наполненный елеем, и поставить его у дверей домика Маркиана. Старец много раз отказывался, однако после многократных уговоров уступил просьбе. Великий Маркиан же, чувствуя шорох, спросил: кто там и по какой нужде пришел? Прислужник, скрыв истинную причину, сказал, что это он пришел узнать, нет ли каких повелений у Маркиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Но великого совета Ангел, Господь наш Иисус Христос, Иже весть, колико и како можем мы, в сем мире сущие, понять некончаемые и лютейшие истязания будущей муки, как пресвятыми Своими устами, так чрез Богоглаголивых Своих Апостолов довольно беседовал для понятия и восчувствования того неизглаголанного мучения. Представил нам немилостивого раба, преданного во власть диавольскую: «и предаде его, говорит, мучителем» ( Мф.18:34 ). Коль же жестокими муками мучат беси преданных во власть их, удобно познаем, если представим, что они были искони враги и ненавистники человеческого рода, и даже доныне ходят яко львы рыкающие, «ищуще кого поглотити» ( 1Пет.5:8 ). Представил немилосердого богача, в муках страждущего и пламенем жегомого: просит он единой капли воды, да оросит пламенеющий от жажды язык свой, вопиет: «отче Аврааме, помилуй мя, и посли Лазаря, да омочит конец перста своего в воде, и устудит язык мой, яко стражду во пламени сем» ( Лк.16:24 ), – но ниже сего малого утешения удостоивается. Сие единое повествование изъявляет жестокость страдания и скорби. Однако Богочеловек и другие показал представления о горестном тамо сущем состоянии. Геенна огненная, сказал Он, ожидает презирающих и ругающихся брату своему ( Мф.5:22 ); пещь огненная – соблазны творящих ( Мф.13:42 ); червь неумирающий и огнь негасимый – не отсекающих случая к соблазну ( Мк.9:46 ); вечный огнь, уготованный диаволу и аггелом его, – жестоких и немилостивых ( Мф.25:41 ); тьма кромешная, идеже плач и скрежет зубом, – не хотевших творити добродетельных деяний ( Мф.22:13 ); езеро, горящее огнем и жупелом, еже есть смерть вторая, – трусливых и неверных, сквернодеев и убийц, блудодеев и чародеев, идолослужителей и всех лжецов. ( Апок.21:8 ). Мучители убо и муки, неутолимая жажда, червь нескончаемый, тьма кромешная, плач неутешный, скрежет зубом ужаснейший, – к сим же присовокупляется огнь многоразличный и многообразный, пламя огненное, геенский огнь, пещный огнь, езеро, горящее огнем и жупелом, смерть вторая: сии-то суть образы мучения. Единое токмо из сих довольно устрашить и поразить и самое каменное и оледенелое сердце, едино токмо из сих приводит в чувствие и самых бесчувственных: колико же страшна суть сия совокупно, притом вся бесконечная и вечная? Не дознаемся ли убо из сих Спасителя слов, что будущая грешников мука превышает все совокупно в мире сем взятые жесточайшие скорби, каковые природа причиняет, каковые обстоятельства жизни сгромождают, каковые самые жесточайшие вымыслили тираны? Хотя б ты какую-либо самую жесточайшую представил болезнь, хотя б все совокупно лютейшие и долговременные мира сего вообразил казни, – все они находят конец в конце жизни: муки же адские суть многие, прежестокие и нескончаемые.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

О рассудительности сказал Господь: «внемлите же от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы. От плод их познаете их» (Мф. 7, 15—16). Также: «не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех» (ст. 21). Опять: «никтоже может двема господинома работати» (Мф. 6, 24). И еще: «делайте не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в живот вечный» (Ин. 6, 27). И Апостол говорит: «аз убо тако теку, не яко безвестно, тако подвизаюся, не яко воздух бияй. Но умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како иным проповедуя, сам неключим буду… тако тецыте, да постигнете» (1Кор. 9, 24—27); «блюдите, како опасно ходите» (Еф. 5, 15); «блюдитеся от псов, блюдитеся от злых делателей» (Флп. 3, 2). Также: «иже аще яст хлеб сей, или пиет чашу Господню недостойне, повинен будет Телу и Крови Господней. Да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет» (1 Кор. Ц; 27—28). «Аще бо быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были. Судими же, от Господа наказуемся, да не с миром осудимся» (ст. 31, 32). Опять: «печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает; а сего мира печаль смерть соделовает» (2 Кор. 7, 10). Еще: «преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божия благая, и угодная, и совершенная» (Рим. 12, 2); «к намеренному теку, к почести вышняго звания» (Флп. 3, 14). И еще: «настой благовремение и безвременне» (2 Тим. 4, 2). И еще: «внимайте себе и всему стаду «(Деян. 20, 28). И еще: «вся искушающе, добрая держите» (1 Сол. 5, 21). О трезвенной и непрестанной молитве Господь сказал: «внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством, и печальми житейскими» (Ак. 21, 34). «Бдите убо на всяко время молящеся» (ст. 36). «Бдите и молитеся, да не внидете в напасть» (Мф. 26, 41). Также: «а яже вам глаголю, всем глаголю: бдите» (Мк.13,37). «Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется» (Мф. 7, 7—8). Господь сказал и «притчу о том, како подобает всегда молитися и не стужати си: судия бе некий» и проч. (Лк. 18, 1—6). Еще: «будите готови, яко в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет» (Мф. 24, 44). И апостол говорит: «всегда радуитеся. Непрестанно молитеся. О всем благодарите» (1 Сол. 5, 16—18); со «страхом и трепетом свое спасение содевайте» (Флп. 2, 12). Также: «беспрестани память о вас творю… всегда в молитвах моих моляся» (Рим.1, 9—10). Еще: «во всем молитвою и молением со благодарением, прошения ваша да сказуются к Богу» (Флп. 4, 6). Опять: «в полунощи Павел и Сила молящеся пояху Бога» (Деян. 16, 25). И еще: «трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити» (1 Пет. 5, 8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=862...

    5:39. Удар в правую щеку считался самым большим оскорблением в Древнем мире (помимо тяжких телесных повреждений) и во многих культурах приравнивался к преступлениям, караемым законами воздаяния; какеврейское, так и римское право допускало судебное преследование за это оскорбление. Подобному унижению подвергались и пророки (3 Цар. 22:24; Ис. 50:6).     5:40. Самые бедные люди в Римской империи (напр., большинство крестьян в Египте) имели только нижнюю и верхнюю одежду, а потому кража рубашки могла служить причиной судебного разбирательства. Хотяусловия жизни в Палестине I в. были вполне терпимыми, этот стих может указывать на то, что лучше лишиться всего имущества, даже (в гиперболическом смысле) одежды, чем заводить тяжбу в суде. Иисус дает этот совет, несмотря на то что, по еврейскому закону, возвратить одежду было совсем несложно; кредитор не имел права брать в залог ни верхнюю одежду, которая могла служить ночью единственным покрывалом, ни рубашку (Исх. 22:26,27).     5:41. Римские воины на законном основании могли использовать труд, рабочий скот или имущество местных жителей (ср.: Мк. 15:21). Хотя подобное принуждение редко имело место в Галилее, в других местах оно было широко распространено, поэтому пример непротивления и преданного служения угнетателям не мог не вызвать у слушателей Иисуса величайшего удивления.    Еврейскую религиозную верхушку устраивали существующие отношения с Римом, но революционно настроенные умы хотели поднять мятеж против римлян. В этот период все палестинские евреи мечтали о национальной независимости, но не все были революционерами. Однако в 66 г еврейская Палестина была вовлечена в войну, и в 70 г благоразумие позиции Иисуса стало очевидным: Рим одержал победу, аеврейский народ, приведенный мятежниками к поражению, был сокрушен.     5:42. Ниших было очень много. Библия подчеркивает необходимость помощи нуждающимся (Втор. 15:11; Пс. 111:5,9; Прит.21:13). Бог восполнит нужды тех, кто помогает бедным (Втор. 15:10; Прит. 19:17; 22:9; 28:8).Библейские законы против ростовщичества, и особенно о даче взаймы накануне «года прощения» (Втор. 15:9; каждый седьмой год долги должны были прощаться; ср.: Лев. 25), согласуются с предписаниями Иисуса, но Он идет дальше, призывая к бескорыстному даянию (особенно Лк. 6:35).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2797...

96:3), когда одни осудятся на тьму внешнюю (Мф. 8:12), уготованную диаволу и ангелам его, другие — в огонь вечный (Мф. 25:41), третьи же в тартар посылаются и предаются неусыпающему червю (Мк. 9:11). Да и зачем все это в деталях рассказывать и наводить тоску на слушателей? Посему, обо всем этом и тому подобном помышляя, придем в сокрушение и оставим наши злые деяния, днем и ночью восплачемся пред Господем, сотворшим нас (Пс. 94:6). Потому что где слезы — там и [действенная] молитва к Богу. Блудница за один час горячих, горьких слез получила оставление многих прегрешений (Лк. 7:38), так как слезы возносят молитву к Богу и делают ее принятой [Им]. Петр за один час горьких слез (Мф. 26:75) не только получил прощение греха отречения, но ему были доверены и ключи Царства Небесного (Мф. 16:19). Царю Езекии за немногие слезы было добавлено пятнадцать лет жизни (Ис. 38:1). Капли слез, словно мед, сладки для сердца и благоуханны для Бога, словно фимиам. Посему следует прежде всякого прошения приобрести дарование слез. Ибо очень радуется Владыка наш, приемля молитву [которую мы обращаем к Нему] со слезами и со смиренным, ни в чем не возносящимся сердцем, [в котором мы лелеем мысли,] что мы, дескать, выше многих, чтобы нам не прогневать еще больше Давшего нам благодать. Так, «многие плачущие о грехах, забывая цель своих слез, были поражены безумием». Если же кто-нибудь приобретает совершенное сокрушение, то чувствует, что приемлет от Хлеба Жизни (Ин. 6:33) духовную пищу — пищу страха Божия, пищу небесной любви, утешительного воздыхания и сокрушения, пения и глубочайшего ведения некоторых Божественных тайн. Сокрушение готовит сердце к принятию и неких слезных и умягчающих помышлений, отсюда поистине можно видеть, как семена молитвы сеются на земле сердца со слезами в надежде на урожай радости (ср. Пс. 125:5). Поучение вместе с сокрушением и молитвой рождает в нас страх Божий. Посему говорится: [Col. 1764] седяй в дому и идый путем, и лежа и востая… и да будут непоколеблема пред очима твоима (Втор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Жестоко слово сие, да что делать-то! . Пусть сами рассудят... О чем пишется в тех статьях? О том, как победить страсти, как очищать сердце, как насаждать в нем добрыя расположения, как молиться и преуспевать в молитве, как благоустроять свои мысли и хранить постоянно внимание свое нерассеянным, и проч. А это разве не должно быть предметом заботы всякаго христианина? Разве не даны о всем этом заповеди Господом и святыми Апостолами? Так Господь говорит: «бдите и молитесь» ( Мф. 26:41 ); «бдите, на всяко время молящееся» ( Лк. 21:36 ). Это заповедь о внимании к себе, одном из главных подвигов духовных, который иначе именуется также трезвением, со слов Апостола, который говорит: «трезвитеся и бодрствуйте» ( 1Пет. 5:8 ). Но чтоб кто не подумал, что это обязательно только для одних Апостолов, или только для Христиан совершенных, подобно им, – Господь присовокупил: «а яже вам глаголю, всем глаголю: бдите» ( Мк. 13:37 ). По какому же это праву все наставления о внимании, трезвении и бодрствовании духовном – преимущественный предмет писаний аскетических и статей, вам пересланных, будем мы почитать относящимися только к монахам, а не к мирянам! По сему судите и о прочем. Так, когда говорится, что «узкия врата и тесный путь ведут в живот» ( Мф. 7:13 ), то дается знать, что они узки и тесны не для одних монахов, а для всех вообще, заботящихся о том, чтоб внити в живот, и что след. широко живущим не будет там места, монахи ли они или миряне. Пишется также, что подвизающийся от «всех воздержится» ( 1Кор. 9:25 ), «что надо умертвить уды, сущие на земли» ( Кол. 3:5 ), «надо вышних искать, горняя мудрствовать, а не земная» ( Кол. 3:1–2 ), «непрестанно молиться» ( 1Сол. 5:17 ) и сделать, чтоб «живот наш сокровен был со Христом в Бог» ( Кол. 3:3 ), – и тем вменяются в обязанность всем без изъятия подвижничество, умерщвление плоти, отрешение от всего земнаго, непрестанная молитва , исчезновение в Боге. Но об этом только и говорится в монашеских статьях! Вот сейчас и слышится: к сим кто доволен? Кто про то не знает и кто того не говорит? Но не о том у нас речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Высшее благо не может быть ограничено пространством и временем, как-то: местом, народом, сословием, возрастом, веком и т. п., но оно должно быть достижимо для каждого в отдельности и для всех, существовать всегда и во все времена. Оно должно быть духовного характера и не связано ни с чем материальным. Оно должно удовлетворять человека вполне со всеми его существенными свойствами – душу, мышление, чувствование и волю. Высшее благо должно быть высшим из всех благ и заключать в себе все другие действительные блага, должно быть полным и совершенным. Мы видим, что христианская религия только одна учит о таком благе, называя его «блаженной вечной жизнью». Таким образом, в будущей блаженной жизни весь человек, со всеми своими силами, будет совершенно удовлетворен и будет наслаждаться совершенным вечным блаженством. Хотя все удостоившиеся блаженства будут наслаждаться полным блаженством, однако блаженство будет различно для каждого, сообразно совершенству и заслугам ( 1Кор.3:8 ). Если блаженство одних будет больше, чем других, то из этого еще не следует, что блаженство последних несовершенно. Произойдет так, что блаженство каждого вполне будет соответствовать его благодатному состоянию и потому для его сил и способностей будет совершеннейшим. Пояснить это можно таким образом: дитя и взрослый человек могут иметь совершенно ясное представление об одной и той же вещи, которая их обоих вполне удовлетворяет, однако же, представления их весьма различны. Так и блаженство будет различно для всех, но в то же время для каждого совершеннейшим. Неисполнившие своего назначения на земле и недостигшие высшей цели своей жизни, осуждаются к вечным страданиям, которые также различаются по степеням ( Откр.18:6 ;). О вечности страданий говорится в Слове Божием ( Дан.12:9 ; Мф.25:41 ; Мк.9:44 ; Лк.3:17 ; 2Фес.1:9 и др.). Вера в вечность наказаний была у всех народов древности: Индийцев, Египтян, Персов, Греков и др. Великие языческие мудрецы также говорят о вечности мучений. В Слове Божием нет также положительных указаний о роде наказаний. Что такое огонь ада? Не есть ли это образное выражение силы страданий? или это действительный огонь не земной, естественный, а огонь сверхъестественный? Основываясь на многих местах Слова Божия, можем думать, что под огнем нужно понимать действительно огонь, но только неземной, а сверхъестественный. Хотя под огнем можно понимать и образное выражение тяжелых страданий. Одно несомненно, что муки ада, по своей силе и чувствительности, превосходят все земные страдания.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Стих 2. «Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его». «Предсташа». Торжественно противостали новому Царству Мессии и заявили враждебный ему дух свой. Еврейское слово: «иацав» — стоять, в форме «гиптаел», себя выставлять, — для присоединения к кому, как иереи к Ровоаму (см.: 2 Пар. И, 13) (также — 70 судей предстают пред скинию (см.: Чис. 11, 16). Моисей представляется фараону [см.: Исх. 8, 20; 9, 13]), или с целью противления, как Ангел— Валааму (см.: Чис. 22, 22) (также — как Голиаф пред войском израильским [см.: 1 Цар. 17, 16; ср.: 2 Цар. 23, 1, 10; Втор. 9, 2; 2 Пар. 20, 6; Иов. 33, 5; Втор. 7, 24; 11, 25 и Нав. 1, 5; Иов. 41, 1]). И в нашем месте — означается явная и упорная враждебность, не кроющаяся, но выступающая открыто с хвастливостью и самоуверенностью… «Царие». Не неразумная только чернь с буйством восстает против истины, а сами цари и главы народов, кои не только не усмиряли народных восстаний, но поощряли их. Под царями земными разумеют Ирода и Пилата (см.: Деян. 4, 27), но не исключительно, конечно. Как исключить Ирода Великого, который готовил убийство Мессии еще Дитяти? Как исключить последующих гонителей, кои покушались уничтожить малое Христово стадо? (Потому не следует брать здесь в уважение замечание грамматиков, по коему иногда множественное берется за одно из многих, — например разбойники за одного из них (см.: Мк. 15, 32 и Лк. 23, 39), ученики вместо одного из них (см.: Мф. 26, 8; Ин. 12, 4). Будто тут «царие» — стоит вместо одного царя, — Ирода.) Очевидно, это пророчество представляет непрерывно–бесконечную некую хронологию Царства Мессии и живописует лик Его в мире сем до конца мира безжалостно–злобно поражаемым врагами Его. Также нет основания слово: «земстии» — понимать только как святую землю, или Палестину. Скорее, цари земли противополагаются Верховному Царю Небесному, о Коем тотчас начинается речь (стих 3), и именуются несколько презрительно и иронически… ибо что могут прузи сии (саранча) против Того, Кто содержит круг всей вселенной? Так у Исайи (см.: Ис. 40, 22): что Земля, порошинка сия, пред необъятной широтою небес и числом тел, напоминающих его? И что точечка сия, Иудея, или хоть Италия или Испания пред всем телом Земли? Сюда очень приложима шуточная речь Сократа к Алкивиаду, когда тот несколько надмевался своею добычею: обозначьте, где это, мне на карте географической, — зная, что добытое было столь мало, что никаким знаком на карте обозначить его было невозможно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010