Впрочем, некоторые преданные любители подобной суетности, доводя зло уже до крайности, на вышесказанном не ставят границы своих безумных помыслов, но изобретя какой-то пустой 8 и бесполезный способ ткачества, которое посредством переплетения основы с утком подражает живописному искусству и выделывает на плащах изображения всяких животных, – искусно приготовляют цветистую и многими идолами испещренную одежду – себе, женам и детям, уже забавляясь по-ребячески, а не занимаясь важным делом, – при безмерности богатства злоупотребляя жизнью, а не пользуясь ( 1Кор.7:31 ), – узаконяя противное Павлу и воюя против богодухновенных глаголов, – не письменами, а делами. Что тот (Апостол) воспретил словом, то самое эти содержат и повелевают делами ( 1Тим.2:9–10 ). И вот, когда они появляются разодетыми, то рассматриваются встречными как расписанные стены. А то и ребятишки обступают их, смеясь друг с другом и указывая пальцами живопись на одеждах, – даже идут вслед им, очень долго не отставая. Там львы и барсы, – медведи, быки и собаки, – леса и скалы, – люди-звероубийцы и всякого рода живопись, изображающая природу. Да, им казалось нужным не стены только свои и дома раскрасить, но даже нижние и верхние одежды. Более же благочестивые из богатых у вас мужей и жен, подобрав события Евангельские, предали (их) ткачам, – Самого, говорю, Христа нашего со всеми учениками и отдельные чудеса, как (об этом) повествуется. Увидишь (тут) брак Галилейский и водоносы ( Ин.2:1–10 ), – расслабленного, несущего постель на плечах ( Мф.9:2 дал. Мк.2:3 дал. Лк.5:18 дал.), – слепца, исцеляемого брением ( Ин.9:1 дал.), – кровоточивую (женщину), держащуюся за воскрилие ( Мф.9:20 дал. Мк.5:25 дал. Лк.8:43 дал.) 9 , – грешницу, припадающую к ногам Иисуса ( Лк.7:37 дал.), – Лазаря, возвращающегося из гроба к жизни ( Ин.11:1 дал.). Делая это, они думают, что поступают благочестиво и облекаются в угодные Богу одежды. Но если примут мой совет, то, продав те одежды, пусть чтут живые образы Бога. Не пиши Христа, ибо достаточно Ему единого смиренномудрия воплощения, которое Он добровольно восприял ради нас, но на душе своей подъемля духовно бестелесное Слово, носи повсюду 10 . Не на одеждах имей расслабленного, но отыщи лежащего в немощи. Не историю кровоточивой постоянно напоминай (изображением на одежде), но вдове утесняемой окажи милость. Не на грешную жену, коленопреклоняющуюся пред Господом, внимательно смотри, но, сокрушаясь о своих прегрешениях, проливай частые слезы. Не Лазаря, воздвигаемого из мертвых, живописуй, но благоуготовляй добрую защиту твоего собственного воскресения 11 . Не слепца повсюду носи на одежде, но живого и лишенного зрения (человека) утешь благодеяниями. Не короба с остатками ( Мф.14:20 и парал.) изображай, но питай алчущих. Не водоносы, которые Он наполнил в Кане Галилейской 12 , носи на одеждах, но подавай пить жаждущему.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

2. Предсказаны свойства и действия на суде виновников осуждения Иисуса Христа. Так свойства врагов Иисуса Христа, бывших главными виновниками Его осуждения, особенно в разительных чертах изобразил царь-пророк. «Обыдоша мя тельцы, – юнцы тучнии одержаша мя. Обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя. Врази же мои живут, и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящии мя без правды», и проч. ( Пс. 21:13, 17, 37:20 ). Сам Иисус Христос прямо назвал врагов – обвинителей и судей – грешниками: «приспе конец, прииде час: се предается Сын человеческий в руки грешников» ( Мк. 14:41 ). Что касается до действий виновников осуждения Иисуса Христа, то вот какие из них указаны были пророками: Лжесвидетельство на суде синедриона и оболгание перед Пилатом. – Так св. псалмопевец сказал: «воставше на мя свидетели неправеднии, яже не ведях, вопрошаху мя» ( Пс. 34:11 ). И в другом месте: «ищущии злая мне, глаголаху суетная, и льстивым (коварствам) поучахуся весь день, – оболгаху мя» ( Пс. 37:13, 21 ) 4 . Поругание Христа, именно: ударение в ланиту, заушение, заплевание, бичевание. Ударение в ланиту предвидел пророк Иеремия и сказал: «подаст ланиту свою биющему, насытится укоризн» ( Плч. 3:30 ). Заушение и заплевание предсказал пророк Исаия, говоря от лица Мессии: «вдах ланите мои на заушения, лица же моего не отвратих от студа заплеваний. Положих лице свое аки твердый камень» ( Ис. 50:6, 7 ). И псалмопевец: «покры срамота лице мое» ( Пс. 68:8 ). О бичевании предсказал Исаия: «плещи моя вдах на раны» ( Ис. 50:6 ), и Давид: «Аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну» ( Пс. 37:18 ). «На хребте моем делаша грешницы» ( Пс. 128:3 ) 5 ; «и бых язвен весь день» ( Пс. 72:14 ; сн. Иов. 16:11–14 ). А вот о том же и слова самого Спасителя: «Сын человеческий предан будет архиереем, и книжником, и предадут Его языком на поругание и биение, и поругаются Ему, и уязвят Его, и оплюют Его» ( Мк. 10:33, 34 ; Мф. 20:18, 19 ). Буйные вопли беззаконных обвинителей Иисуса Христа. Вот как пророки о них заявляли от лица Мессии: «бысть Мне достояние Мое» (народ избранный) «яко лев в дубраве, даде противу Мене глас свой» ( Иер. 12:8 ). «Отверзоша на мя уста своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй» ( Пс. 21:14 ). «Дом израилев, ждах, да сотворит суд, сотвори же беззаконие, и не правду, но вопль» ( Ис. 5:7 )! 6

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Плодом первых трудных попыток в составлении материала Евангельской истории было возможно лучшее Собрание изречений Христа, именно изречений, потому что они были великим и главным средством для целей Ев. учения, а потому и в тоже время главным содержанием устного и письменного предания о Христе. В это время возникло содержание весьма важного Евангельского произведения – Собрания изречений Иисуса Христа (Spruchsammlung). Образцами собрания изречений представляются: Нагорная беседа, – Мф. 5–7 ; речь против книжников и фарисеев: Мф. 23:2–39 ; притчи, в которых говорится о созидании, истинном достоинстве и распространении Царства Божья, выясняется существо этого Царства, открывается его история до последнего мыслимого её конца; таковы: Мф. 13 ; Мк. 4; Лк. 8:4–18, 13:18–21 ; Мф. 21:28–32, 33–46 ; Мк. 12:1–9, 22:1–4, 1–14 , Мф. 22:1–14, 21:1–16, 25:14–30 ; Лк. 19:12–27 ; Мф. 24:43, 44–50, 25:1–13 ; Лк. 11:5–8, 18:1–8 ; Мф. 24:32 ; ; Мф. 18:23–35 ; Лк. 12:16–21, 16:1–13, 19–31 . Сюда же относятся и некоторые отрывки речей Спасителя: Мф. 10:5–42, 18:1–20, 24 . Все это содержание первых опытов располагалось в группах по круглым числам, преимущественно по числу семи. Много труднее, чем собирание по воспоминанию изречений Христа, были опыты составления связных рассказов Ев. Истории. И если принимать понятие такой связи в его строжайшем смысле, так, чтобы каждое отдельное происшествие и каждое особое дело было восстановлено совершенно точно на своем первоначальном месте, то ясно, что это было решительно невозможно по причине великого множества таких отдельных происшествий. Но усилие некоторых лиц достигло великой полноты собрания отдельных воспоминаний, причем воспоминания и рассказы, сродные по своему содержанию, соединялись в группы и держались твердо один при другом. Следы таких групп, сродных по материи рассказа, существуют еще и теперь в наших Евангелиях, из точно таких групп составились и главные основоположения их. В таких же группах составлялись более или менее отдельные и сравнительно большие рассказы. Последним результатом такого рода опытов было произведение, сохранившее разрозненный материал Ев. истории в виде первоначального устного предания, хотя и не без искусственного порядка. Тип такого труда представляет Евангелие от Марка, но не в виде второго канонического Евангелия от Марка, а в первоначальном его составе (Ur-Markus), впрочем, мало измененном, за что ручается его простейший план, сохранившийся в каноническом Евангелии от Марка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Но не только в храме возможна общая молитва. Молитва друг за друга, чтение Псалтири и молитва по соглашению, молитва в малой группе — все это формы совместной молитвы. Молитва друг за друга Каждый день, утром и вечером, мы вспоминаем на молитве своих родных, друзей, близких, о ком нас просили молиться. Это очень важно, потому что мы любим этих людей, наши жизни связаны друг с другом. Мы хотим, чтобы они спаслись, чтобы они были с Богом, были здоровы, успешны. Ежедневная молитва друг за друга — это не просто перечисление имен. Это молитва от сердца, настойчивая и деятельная, какой она была у друзей или родных расслабленного, которые так хотели попасть к Господу, чтобы их близкий исцелился, что раскрыли крышу дома, в котором Он находился, и спустили туда больного на постели (Мк 2:3–5; Лк 5:18–20). Хорошо, если есть возможность, дополнить молитву делом и как-то помочь нуждающимся в этом делами любви и милосердия (Иак 2:15–16). Сейчас идет Рождественский пост , все стараются больше молиться, ограничивать себя в пище, развлечениях. Но это лишь малая частица того, что мы можем принести Богу. Мы можем постараться принести Ему молитву друг за друга. И тогда все в едином устремлении к Господу и любви друг к другу, мы можем стать ближе к Нему, встретить Рождество Христово . Можно молиться не только за дорогих нам людей, но и за тех, кто нас огорчил, причинил зло, за врагов. Такая молитва, если она искренняя, вносит в душу мир и даже меняет этих людей. Если есть какие-то общие проблемы, вопросы, о которых нужно особо помолиться, существует практика молитвы по соглашению, когда люди договариваются в определенное время молиться об этом. И несмотря на то, что молящиеся могут находиться в абсолютно разных местах, их молитва соединяется в одно общее моление. В основе молитвы по соглашению — обещание Господа Иисуса Христа исполнить всякое прошение, если двое или трое согласились просить во имя Его (Мф 18:19–20). Еще одна практика — чтение Псалтири по соглашению. Обычно это делается в период долгих постов. Набирается группа не менее 20 человек (Псалтирь разделена на 20 частей — кафизм), которые каждый день молятся, прочитывая по одной кафизме в день. Изначально за каждым закреплена конкретная кафизма, а дальше человек последовательно читает Псалтирь, пока не дойдет до первоначальной кафизмы. Таким образом, каждый член группы прочитывает всю Псалтирь за 20 дней, а вся группа — за один день. Во время таких чтений поминаются имена людей, о которых согласились молиться. Такая молитва очень поддерживает, утешает и объединяет молящихся. Особенно если они хорошо знают друг друга. Важно читать не спеша, вдумчиво, понимая смысл написанного. Молитва в группе

http://blog.predanie.ru/article/obshhaya...

Опасно делать добро, говорить людям правду, открывать им истину, потому что всегда найдутся те, кто, выдавая себя за знающих её (Ин. 7:45–52), прекрасно устраивают свою жизнь. Они имеют власть, деньги, почёт – и отнюдь не собираются всего этого лишаться только потому, что Бог стал человеком и «пришел к своим». И потому именно «свои Его не приняли» (Ин. 1:11), даже наверное зная, что Он «Сын Благословенного» (Мк. 14:61). При этом личные и групповые своекорыстные интересы, как всегда в таких случаях прикрываются заботой о стране и народе (Ин. 11:47–53). Так, что сказанное в XIX веке о капитале, который даже под угрозой виселицы рискнет на любое преступление ради трехсот процентов прибыли, было на заре новой эры идеально осуществлено еще при полном господстве рабовладельческого способа производства. «Идеально» потому, что это было преступление абсолютное и уникальное, никем, нигде и никогда более неповторимое, ибо убить истинного Бога, ставшего человеком, можно только один раз в человеческой истории (все остальные злодеяния – тени этого). Последствия были ужасными, но на момент принятия решения сиюминутное желание сохранить власть, деньги и авторитет перевесили на чаше весов заранее известное, но все же будущее наказание (Мф. 21:33–46; Мк. 12:1–12; Лк. 20: 9–19) с отложенным сроком исполнения (Мф. 24:1–2) . Евангелие – это трагедия человеческой жизни Бога. Мы привыкли проживать свои скорби, страдать своими страданиями, размышлять о своей жизненной драме, жаловаться на свою судьбу, упрекать Бога в нашей человеческой трагедии. Упрекать или искать оправдание благому Торцу за зло, обильно разлитое в сотворенном Им мире… Евангелие показывает нам жизненную трагедию нашего Творца, совершенную на деле теодицею в лице Сына Божия, ставшего человеком. Мы с удивлением и недоумением узнаем из Священного Писания, что пришедший на землю Бог – Господь наш Иисус Христос, превечный Сын Божий, есть « Агнец закланный от создания мира » (Откр. 13:8); что мы «не тленным серебром или золотом искуплены… от суетной жизни, преданной нам от отцов, но драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира , но явившегося в последние времена» для нас (1Петр. 1:18–20).

http://radonezh.ru/analytics/nas-radi-ch...

Опасно делать добро, говорить людям правду, открывать им истину, потому что всегда найдутся те, кто, выдавая себя за знающих её (Ин. 7:45-52), прекрасно устраивают свою жизнь. Они имеют власть, деньги, почёт - и отнюдь не собираются всего этого лишаться только потому, что Бог стал человеком и «пришел к своим». И потому именно «свои Его не приняли» (Ин. 1:11), даже наверное зная, что Он «Сын Благословенного» (Мк. 14:61). При этом личные и групповые своекорыстные интересы, как всегда в таких случаях прикрываются заботой о стране и народе (Ин. 11:47-53). Так, что сказанное в XIX веке о капитале, который даже под угрозой виселицы рискнет на любое преступление ради трехсот процентов прибыли, было на заре новой эры идеально осуществлено еще при полном господстве рабовладельческого способа производства. «Идеально» потому, что это было преступление абсолютное и уникальное, никем, нигде и никогда более неповторимое, ибо убить истинного Бога, ставшего человеком, можно только один раз в человеческой истории (все остальные злодеяния - тени этого). Последствия были ужасными, но на момент принятия решения сиюминутное желание сохранить власть, деньги и авторитет перевесили на чаше весов заранее известное, но все же будущее наказание (Мф. 21:33-46; Мк. 12:1-12; Лк. 20: 9-19) с отложенным сроком исполнения (Мф. 24:1-2) . Евангелие - это трагедия человеческой жизни Бога. Мы привыкли проживать свои скорби, страдать своими страданиями, размышлять о своей жизненной драме, жаловаться на свою судьбу, упрекать Бога в нашей человеческой трагедии. Упрекать или искать оправдание благому Торцу за зло, обильно разлитое в сотворенном Им мире... Евангелие показывает нам жизненную трагедию нашего Творца, совершенную на деле теодицею в лице Сына Божия, ставшего человеком. Мы с удивлением и недоумением узнаем из Священного Писания, что пришедший на землю Бог - Господь наш Иисус Христос, превечный Сын Божий, есть « Агнец закланный от создания мира » (Откр. 13:8); что мы «не тленным серебром или золотом искуплены... от суетной жизни, преданной нам от отцов, но драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира , но явившегося в последние времена» для нас (1Петр. 1:18-20).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/f...

На дальнейшую христ. традицию оказали существенное влияние новозаветные темы мучений и преследований верующих (см., напр.: Suffering. 1981). Христос предсказал ученикам, что их будут преследовать за Него (Мф 5. 11-12; 10. 16-38; Ин 15. 18-22; 15-24; 16. 1-4), и призвал их быть готовыми пожертвовать жизнью ради спасения души (Мк 8. 34-36; 10. 38-39; Ин 15. 12-14). Мотив страдания за веру совмещался с мотивом свидетельства как основного содержания апостольской миссии. О гонениях, к-рым подвергались проповедники Евангелия, говорится в 2 Тим; в 1 Петр страдания христиан представлены как подражание Христу и участие в Его страстях. Во время гонений, к-рым подвергались проповедники, они приносили свидетельство (τ μαρτριον) о Христе перед правителями и царями (Мк 13. 9-10; Лк 21. 12-13). Христ. свидетельство, повторявшее свидетельство Христа перед Пилатом (μαρτυρσαντος - 1 Тим 6. 13), могло сопровождаться страданием (μ ον παισχυνθς τ μαρτριον το κυρου... λλ συγκακοπθησον τ εαγγελ - 2 Тим 1. 8). Как в проповеди, так и в гонениях проявлялось действие Св. Духа, пребывавшего в апостолах: опираясь на помощь свыше, проповедники рисковали свободой и жизнью ради свидетельства о Боге (см.: Trites. 1977). Связь между свидетельством о Христе и принятием смерти за веру, возможно, прослеживается в Деяниях св. апостолов, где слово μρτυς использовано по отношению к погибшему архидиак. Стефану (τε ξεχννετο τ αμα Στεφνου το μρτυρς σου - Деян 22. 20). С тем же смысловым оттенком оно употребляется в Откровении, где говорится о свидетелях Бога (δυσν μρτυσν μου), к-рые за свою проповедь будут убиты «зверем, выходящим из бездны» (Откр 11. 3, 7), о «крови святых и крови свидетелей Иисусовых» (Откр 17. 6). «Верным свидетелем Моим» названы некий Антипа, погибший в Пергаме (Αντπας, μρτυς μου, πιστς μου ς πεκτνθη παρ μν - Откр 2. 13), и др. последователи Христа. Связь между христианским свидетельством и смертью за веру подтверждается тем, что «верным свидетелем» именуется и Сам Христос ( μρτυς, πιστς - Откр 1. 5). Т. о., в новозаветных текстах есть указания на постепенное изменение значения слова μρτυς, к-рое приобретало специфический христ. смысл. Однако понятие «мученик» еще не возникло: христ. свидетельство, о к-ром говорится в НЗ, не обязательно включало самопожертвование ( Delehaye. Martyr. 1921. P. 23-24; Idem. Sanctus. 1927. P. 78-79); смерть за веру можно рассматривать лишь как крайнюю форму свидетельства ( Rordorf. L " espérance. 1986. P. 399-400; ср.: Henten. 2010). В раннехристианской литературе

http://pravenc.ru/text/2564422.html

Поэтому нужно сделать некоторые разъяснения на этот счет. Так как родина церковного устава – Палестина, где день почти равен ночи, как у нас в равноденствие (ср. Ин.11:9 ), то в Типиконе дается только 2 определения времени: ночи и дня. В Священном Писание сутки делятся на вечер, полночь, пение петухов и утро, и дневные часы – 3, 6, 9 ( Мк.13:35;15:33 ; Деян.2:15;3,1 ). А мы делим сутки на 24 часа. Вопрос: как время Типикона соответствует хотя бы примерно нашему исчислению? Ответ: Разница около 6 часов, т.е. 1ый час Типикона соответствует 6 часам утра (по нашему исчислению). 3й – 9 часам утра, 9ый – 15:00 часам, т.е. 3 часам пополудни. Если в Типиконе указан 2й час нощи (скажем с этого времени предписывается совершать Утреню Великой Пятницы с чтением Страстных Евангелий), то по-нашему это будет 20:00, а если в 7й час нощи, (Утреню Великой Субботы), то по-нашему это будет около 1:00 ночи. Конечно, все эти мелкие подразделения времени Типикона достаточно условные, ибо у нас время восхода и захода солнца постоянно меняется. Летом, например, восход солнца можно обозначить 3–4 часами утра, а зимой это время принято называть не утром, а ночью. Но если руководствоваться простой симметричностью частей суток, то получается следующая картина. Время совершения Утрени: с 4:00–5:00 до 7:00 Время совершения 1го Часа: с 7:00 до 9:00 Время совершения 3го Часа: с 9:00 до 12:00 Время совершения 6го Часа: с 12:00 до 15:00 Время совершения 9го Часа: с 15:00 до 18:00 Время совершения Вечерни: с 18:00 до 20:00 Время совершения Повечерия: с 20:00 до 22:00 Когда совершается НОЧНОЕ БДЕНИЕ, то раз вечерня переносится, а повечерие опускается (раз спать никто не собирается), чтобы не оставить без привычного молитвенного освящения время, в которое должна совершаться вечерня и повечерие (с 18:00 до 22:00) совершается малая вечерня. По времени чин малой вечерни приближается к часам и однородным с ними службам. Время совершения Полунощницы: с 22:00 до 24:00 По традиции Западной Церкви полунощница и утреня (с 4:00) составляют одну службу, начинающуюся в глубокую ночь (в 1 час ночи); соответственно частям ночи она делилась на несколько (около трех) частей, за которыми следовала утреня в собственном смысле. Со временем приходские храмы ночную службу, по крайней мере по местам, постепенно стали начинать все позже (около4:00 утра).

http://azbyka.ru/video/07-vremja-sutochn...

«Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?» Господь предложил довольно странное доказательство: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Ясно, что здесь какая-то загадка. Ясно, что никто не будет разрушать, чтобы посмотреть, как кто-то в три дня восстановит. Но иудеи поняли именно, как говорится, «в лоб», и сами над этим посмеялись: «Сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?» Ученики же почувствовали, что дело в чем-то другом. Они запомнили эту загадку. И только когда «воскрес Он из мертвых» после тридневной смерти, они вдруг поняли, что тогда «Он говорил о храме Тела Своего». Так, многие ветхозаветные пророчества о грядущем Христе сначала звучали прикровенно. Но когда уже пришедший Христос указывал на них, – открывалась духовная связь времен, и люди, чистые сердцем, «верили» и ветхозаветному «Писанию, и слову, которое сказал Иисус». ( Ин.2:13–25 ). Ну а «книжники и первосвященники... искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его. Когда же стало поздно, Он вышел вон из города» ( Мк.11:18,19 ). Очевидно, было и темно, потому что на пути не разглядели смоковницу, которую утром проклял Господь. Великий вторник Только «поутру», во вторник, «проходя мимо», на пути в Иерусалим, они «увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла». Ученики не нашли в этом ничего несправедливого. Просто их в очередной раз поразила сила слова Учителя. А «Иисус», желая, чтобы и слово каждого ученика обрело такую же силу, «отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не – усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам. И» снова напомнил о главном условии силы молитвенного слова: «когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого». И снова напомнил, что не о передвижении гор надо молиться день и ночь, но – «дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» ( Мк.11:20–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Между тем, по тому же Елизавет. и поздн. изд. Библии, в Деян. 2:16 , а, равно, также, в «Служебнике» и «Требнике» уже произошло изменение в акцентуации: «Иоиль» (см. под 19 октября). В подобных примерах, очевидно, отразилось влияние живого говора, который имеет обыкновение вообще передвигать ударение с конца к началу слова, напр.: «Михаил» (вместо «Михаил»). Таковая особенность речи (перемещение ударения к началу слова) замечается, преимущественно, у жителей южной и юго-западной полосы России (малороссы и белорусы): «сироты» (вместо «сироты»), «неисповедим» (вместо «неисповедим»), κτλ. И только лишь принимая во внимание высказанную точку зрения, можно мириться с ударением на «ну» в имени " Еммануил« ( Ис.7:14 ; Мф.1:23 ); научные же данные говорят не в пользу этого, и приурочивают акцентуацию к последнему слогу ил: греческое, по LXX-mu – «μμανουλ», еврейско-масоретское « » (сила произношения, во всяком случае, в конечном l). Аналогичные примеры на «уил» свидетельствуют о том же: «Рагуил»=«αγουλ»= ( Исх.2:18 ); »Намуил»=«Ναμουλ=» « ( Числ.26:12 ); «Самуил»=«Σαμουλ»=« » ( 1Цар.1:20 ) (по еврейской Библии – 1 кн. Самуила, 1,20). Вообще, надобно сказать, что непостоянство акцентуации в новославянском тексте наблюдается не только в собственных именах, но и в словах иного порядка; напр., глагольная форма «имет» то ударяется «имет» (по Елизав. изд. Библии Мк.16:16 ), то «имет» (в том же изд. Библии: Иов.18:14 и в новейш. изд. Еванг.). Последняя повышаемость голоса на слоге и, по всем лингвистическим основаниям, наиболее устойчивая. В некоторых словах, своим обликом напоминающих имена рассматриваемого типа, вторая половина, по своему характеру, бывает не вполне тождественна им, каковое обстоятельство в греческом и славянском языке иногда представляет затруднение для лингвистических наблюдений, в отношении состава относящихся сюда речений, ибо не всегда указывается признак отличия их от исследуемых. В подтверждение сказанного, можно привести такие примеры: « « ( + ) «βιμαλ» – «Авимаиль» ( Быт.10:28 ); » « ( + ) «Μαλελελ» – «Малелеиль» ( Быт.5:12 ); " « ( + ) «Μαϑουσλα» – «Мафусал» ( Быт.4:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Velika...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010