Как видно из этого примера, для уразумения истинного смысла Св. Писания, необходимо основательное знание всего Св. Писания и всего божественного учения. При самостоятельном чтении св. текста, для избежания ошибки, обязательно проверять свое понимание объяснениями людей от Господа поставленных ( 1Кор.8:2, 10:12 ); если же чего-нибудь из «заповедей Господних» человек не разумеет, «пусть не разумеет» ( 1Кор.14:37–38 ), ибо он совсем не должен браться за то, что выше его разумения и сил ( Сир.3:21–24 ср. 38:24–25). 1Кор.8:2, 10:12, 14:38 . Сир.3:21–24, 38:24–25 . В Мк.13:37 говорится собственно об обязательности для всех духовного «бодрствования». Утверждающие на основании того места, что все в Св. Писании относится непосредственно к каждому человеку и к текущей современности, забывают тот факт, что в Св. Писании иное говорится прямо к св. апостолам (Мф. гл. 10) и пастырям ( 1Пет.5:1–4 ), иное супругам и родителям ( Еф.5:22–25, 6:4 ), иное детям ( 1Ин.2:12 . Еф.6:1 ), иное слугам ( 1Пет.2:18 . Еф.6:5–8 ), иное господам ( Еф.6:9 ). Сказанное в Св. Писании действительно относится ко всем людям, но только так, что одно к одному человеку, другое – к другому и т. д. В Иак.1:5 говорится не о той мудрости, которая есть разумение Св. Писания (ср. 1Кор.14:38 . Сир.3:21–24 . 2Пет.3:16 ), а о той, которая есть доброе поведение, скромность и послушание (ср. Иак.3:13–17 ). В 1Кор.4:6 ап. Павел. увещевает предававшихся спорам и пересудам Коринфских христиан (1:11, 12, 3:3, 4:3, 4), чтобы они «от них (т. е. ап. Павла и Аполлоса) научились не мудрствовать сверх того, что написано». В предшествующих ст. 3 и 4 Апостол написал, что при всей правоте своей он не оправдывается, а предоставляет суд Господу; в ст. 5 он пишет, что сердечные тайны каждого человека доступны только для Господа, и потому суд над людьми принадлежит Господу. Следовательно, в этом месте Апостол нисколько не запрещает христианам пользование мудростью из разных наук, помимо сказанного в Св. Писании, как то утверждают сектанты, а предостерегает только от пересуд и сплетней, чтобы люди «не превозносились один перед другим». Своим примером ап. Павел, напротив, научает нас благоразумно пользоваться ненаписанными в Св. Писании мудрыми изречениями и сведениями ( 1Фес.5:21 ), приводя слова языческих писателей Арата ( Деян.17:28 ) и Эпименида ( Тит.1:12 ); ап. Петр для выяснения предметов веры употреблял простые житейские пословицы ( 2Пет.2:22 ). Во 2Кор.3:14–16 говорится о том ослеплении ума и покрывале сердца «сынов Израиля», которое, при чтении ими Ветхого Завета, закрывало для них соответствие между ветхозаветными пророчествами и событиями из жизни Господа Иисуса Христа, и которое у сынов Израиля снимается верою в Господа Иисуса Христа (ср. Лк.24:25–27 ). Таким образом ст. 16 совсем не дает признаваемой сектантами мысли о том, будто всякому обращающемуся ко Господу открывается полный и истинный смысл Св. Писания ( 1Кор.14:38 ср. Сир.38:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Примечание. Магия и чудо . В двух похожих свидетельствах (в Мк. 6:56 и Деян. 19:12 ) говорится об исцелениях, которые кажутся нам чем–то «магическим». Однако, как явствует из других эпизодов, новозаветные писатели проводили различие между христианским движением и современными им магией и колдовством (см., напр., описание встречи с Симоном волхвом в 8:9–25). Вероятнее всего, Бог желает «говорить на языке», потребном людям. Он идет навстречу их ожиданиям, чтобы содействовать им в дальнейшем познании Себя. В этом отношении одни люди, суеверно ожидающие явления Божьей силы (подобно женщине, дотронувшейся до одежды Иисуса [ Лк. 8:43–48 ]), обретают желаемое и даже сверх того. Те же, кто стремится распоряжаться сверхприродной силой, вместо того чтобы предать себя в распоряжение Божье, оказываются менее успешными (см.: 8:9–25; 19:13–16). 17 Видя любовь народа к христианам и возрастание авторитета апостолов, иудейские религиозные вожди исполнились зависти. Именно зависть толкала их на определенные действия против последователей Иисуса, а не просто факт их связи с Ним. В данной исторической ситуации, на этом этапе их преследовали не потому, что они были христианами, а потому, что им сопутствовал успех. 18 Как и в эпизоде 4:3, апостолов схватили и бросили в темницу, чтобы допросить на следующий день. 19 Однако вмешался Бог, и Ангел Господень ночью отворил двери темницы. Затем он, по–видимому, снова запер эти двери, поскольку на следующее утро служители темницу… нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими пред дверями, но внутри никого не оказалось. Между тем апостолы последовали повелениям ангела и найти их не составило никакого труда. 28 Слова первосвященника (Не запретили ли мы вам накрепко…) возвращают нас к их предыдущей встрече в 4:18. Принимать учение христиан за стремление навести на иудейскую религиозную элиту Божью кару за пролитие крови Иисуса – значит упускать суть таких эпизодов, как 3:14–17 или 5:30–32 и далее. Христиане не занимались подстрекательством, как полагали в синедрионе.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

(8:11–15) Следуя в основном Марку, Лука, однако, опускает здесь цитату Ис 6:9–10, хотя и приведет ее в Деян 28:26–27, в заключительном комментарии апостола Павла о неверии иудеев. Притча, адресованная народу, призывает слушать и принимать слово Божие; объяснение ее, адресованное ученикам, говорит о том, какова последующая судьба посеянного слова и почему проповедь иногда приносит успех, а иногда остается бесплодной. Начиная с Юлихера 47 получила большое распространение точка зрения, согласно которой объяснение притчи о сеятеле не восходит к учению Самого Иисуса. Юлихер обратил внимание на то, что смысл библейской притчи в отличие от смысла аллегории сосредотачивается на одном основном сравнении, а второстепенные подробности нередко служат лишь средствами выразительности. На этом основании он сделал вывод, что в устном предании притча о сеятеле была переосмыслена как аллегория, то есть такая литературная форма, которая одновременно использует несколько образов-метафор, и произошло это будто бы потому, что первоначальный смысл притчи был очевиден для слушателей Иисуса, но впоследствии забыт. Однако такие соображения лишены убедительной силы хотя бы потому, что евр. и арам. означают не только ‘притча’, но и ‘аллегория’, и ‘пословица’, и ‘дразнилка’, и ‘загадка’, и любое темное и неясное изречение. Впрочем, указание Юлихера на то, что не всякая деталь притчи предназначена для сравнения, не лишено ценности — не зная об этой особенности жанра, комментаторы нередко предлагали для притч фантастические или натянутые толкования. Притча о зажженной свече (8:16–18) Притча, комментарий и заключительное увещание в ст. 18 заимствованы из Мк 4:21–25, однако налицо и влияние общего источника с Матфеем; те же или сходные речения Лука приводит еще в другом контексте в 11:33 и 12:2. В притче выражено противопоставление между тайной, смирением и уничижением земного служения Иисуса, которые нашли свое высшее выражение в Кресте, и открытым исповеданием Его — Христа, Господа и Судии — в свете события Воскресения. Сейчас Иисус говорит с народом притчами; но наступит день, когда весть о Нем будет открыта всему миру. Свеча ( lЪcnoj) означает здесь масляную лампу (11:33–34,36; 12:35; 15:8), а подсвечник ( lucn…a) — подставку для нее (11:33). Слово skeaoj ‘сосуд’ вместо латинизма mTdioj ‘мерка для зерна’ у Марка больше соответствует городским, а не сельским реалиям; может быть, тут сказалась и нелюбовь Луки к заимствованным словам. В притче подразумевается, что накрывать горящий светильник сосудом — явная глупость (хотя может иметься в виду и способ гасить огонь, избегая распространения дыма). У Матфея светильник на подставке светит всем в доме, а у Луки — чтобы входящие видели свет. Это различие, может быть, отражает акцент на иудейской миссии у одного Евангелиста и на миссии среди язычников — у другого. Усмирение бури

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

По 31 ст. Ев. Луки оба мужа были в славе ( ν τ δ ξ), т. е. в таком же светлом и блестящем образе, как и сам Иисус Христос, что можно выводить уже из описания события ап. Петром, который употребляет этот термин в применении к облаку (φων νεχθε σα π τ ς μεγαλοπρεπο ς δ ξης: 2Пет.1:17 ), а оно было светлым (νεφ λη φωτειν : Мф.17:5 ). Вообще выражение δ ξα Κυρον равнозначащее Евр. Kavod Jehovah, каковое всегда означает сопутствовавший ветхозаветным богоявлениям блеск ( Исх.24:16 ; Исх.40:34 ; 3Цар.8:11 ; 2Пар.7:1 ; Ис.6:3 ; Иез.1:28 ; Иез.3:12,23 ; Иез.8:4 ; Иез.10:4,18 ; Иез.11:22 и др.). Точно также и ев. Лука говорит о славе Господней, осиявшей вифлеемских пастухов при явлении им ангела с вестью о рождении Спасителя ( Лк.2:9 ). Одним словом, Моисей и Илия были блистающими подобно самому Христу. Больше этого мы ничего не знаем. Когда апостолы проснулись и увидели двух мужей, последние беседовали с Иисусом ( Мф.17:3 ; Мк.9:4 ); предметом этого разговора был исход Господа, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме ( Лк.9:31 ) 57 . ξοδος указывает, конечно, на смерть, отшествие из жизни (2Πет.1:15; Прем.3:2 ; Прем.7:6 . Ср. Лк.9:51 ) 58 ; однако же ввиду того значения, какое имело страдание Господа в деле искупления, понятие ξοδος можно расширить до мысли об окончании всей земной деятельности Спасителя чрез добровольное ( μελλεν) подчинение смерти. В таком именно смысле глагол πληρο ν прилагается к Иоанну Крестителю, когда идет речь о завершении его миссии ( Деян.13:25 ). Насколько исход Господа в Иерусалиме обсуждался во время беседы Его с Моисеем и Илией, сказать трудно по отсутствию прямых свидетельств. Гораздо важнее решить: почему апостолы узнали обоих мужей, именно как Моисея и Илию? Феофилакт 59 , а за ним и некоторые новейшие экзегеты 60 , полагают, что это сделалось известным из разговора явившихся с Христом. Конечно, возможно и это, но евангельский рассказ ничего подобного не сообщает и о самой беседе передает очень кратко. Некоторым подтверждением такого предположения может, пожалуй, служить замечание Луки, который факт признания обоих мужей ставит после беседы, но Матфей и Марк связывают его непосредственно с самым явлением, так что они разговаривают уже как Моисей и Илия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

3 . В параллельных местах, в отношении к которым созерцаемое пророком видение подобного Сыну Человеческому служит первоначальной основой, – с несомненною очевидностью под именем Сына Человеческого является Иисус Христос , как с неба на землю пришедший Сын Человеческий, как в собственном смысле Сын Божий и Сын Человеческий, или как Слово, ставшее плотью ( Ин.1:14, 51 ; Мф.18:11, 32:8 ). Это Слово, телесно обитая на земле в состоянии земного уничижения и бесславия ( Лк.9:58 ), долженствовавшего дойти до претерпения Им крестных страданий ради искупления человечества ( Мф.20:28 ), за сии самые искупительные страдания, по совершении их, воссияло по своему человечеству Божеское прославление, Божеские права и всякую власть на небе и на земле ( Мф.28:18 ), на облаках вознеслось на небо, воссело одесную Бога ( Мк.16:19 ; Деян.1:9 ) и, таким образом, явилось Сыном Человеческим, сидящим одесную силы и грядущим на облаках небесных во славе Отца своего с ангелами своими, чтобы воздать каждому по делам его ( Мф.26:64, 16:27 ), чтобы совершить славный, последний суд над всеми людьми и за осуждением на вечную муку людей нечестивых и определением в жизнь вечную праведников открыть под своим царственным владычеством вечное, славное, блаженное царство святых ( Мф.25:31–46, 19:28 и пр.). Это же Слово, ставшее плотью, этот Сын Божий воплотившийся и ставший Сыном Человеческим, от Бога Отца, по совершении искупления, получивший всю власть над искупленным Им человечеством, – получивший, как искупитель и царственно на облаках небесных грядущий судить живых и мёртвых, чтобы затем открыть царство святых, – несомненно разумеется здесь. Если же так, если в видении указываемый Сын Человеческий должен быть понимаем как лицо особенное, отличное от общества святых, и если он именно имеет открыть предсказанное в видении царства святых, то почему в 27 ст. ангел истолкователь говорит Даниилу о предании Богом, по осуждении всех боговраждебных сил на вечную гибель, власти и царства вечного святым Всевышнего и при этом ничего не упомянул о Сыне Человеческом, приведённом, по видению, пред Ветхого днями для восприятия той же власти? Это объясняется тем, что ангел в данном 27 ст. не имел целью дать подробное объяснение всех, имеющих сюда отношение, предметов пророческого видения, он разъяснял только то, что предлагал ему пророк, как для себя непонятное и указал на вручение Богом власти и царства именно святым потому, что выше, в 19–22 ст., пророк, прося у ангела объяснения непонятного в видении, говорил ему о вражде и злодеяниях высокомерного рога против сих святых, и принятии ими царства от Всевышнего, не упоминая в то же время о борьбе рога с Сыном Человеческим; так как, по видению, явление этого Сына воспоследовало уже по окончании этой борьбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Начиная со ст. 4 (со слов «по–арамейски») и до 7:28 текст идет на арамейском языке (см.: Введение). Угроза Навуходоносора произвести скорую и жестокую расправу (5) и его подозрение о заговоре среди своих советников (9) выдают глубокую тревогу и отсутствие уверенности, несмотря на внешнюю твердость. Его указ об истреблении мудрецов (12) касался и Даниила с друзьями, чье отсутствие (комментарии по этому поводу отсутствуют) придает еще больший драматизм повествованию. 2:14–23 Даниил получает откровение свыше Сила и благородство характера Даниила снова (см.: 1:8, 12) проявились в его мудрости и такте при разговоре с начальником царских телохранителей и в полной смирения просьбе, обращенной к Навуходоносору (16). Есть время для смиренной вежливости и время для прямого обличения (ср.: 5:17–28; Мк. 6:18 ). Даниил был мужем молитвы, и это самая яркая черта его натуры (18; ср.: 6:10; 9:3–23; 10:12). Даниил и его друзья молятся о ниспослании милости Божьей (18), поскольку от сохранения их жизней зависит провозвестие о будущем царстве Божьем и свидетельство о нем в Вавилоне. Даниил верил, что имеет доступ к тем сферам, в которые вавилонские астрологи и мудрецы проникнуть не могут (11). Характер Бога, Открывающего Самого Себя и Свою истину другим (22–23а), побуждает Даниила обратиться к Нему в молитвенной просьбе. У Господа – мудрость и сила (20), Он управляет историей (21а), открывает Своему народу глубокое и сокровенное (22; ср.: Деян. 4:24–30 ). Так открыта была тайна Даниилу в ночном видении (19). 2:24–49 Истолкование сна Даниил снова предстает пред царем, теперь уже имея возможность говорить смело и твердо, резко отличаясь от беспомощных мудрецов вавилонских, поскольку он обладает знаниями, ниспосланными ему свыше. Навуходоносор видел во сне огромного истукана, который был сделан из металлов (в порядке убывания ценности): золота, серебра, меди и железа, смешанного с глиной. В этом сне ему привиделся камень, который оторвался от скалы и разрушил истукана (здесь просматривается параллель 346–35а с Пс. 2:96 ). В связи с камнем отмечаются два важных момента: он оторвался от горы без содействия рук (34), то есть его происхождение ассоциируется с Божественным действием, и он сделался великою горою и наполнил всю землю (35), то есть подчеркивается всеобъемлющий, универсальный характер деяний Божьих.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Ам. 5,22–26 ; Мих. 6,1–8 ). 43 благовонной трости. Речь идет о веществе, используемом для приготовления благовонного масла ( Исх. 30,23 ), «корицы благовонной» (ср. Иер. 6,20 ). 43 Я, Я Сам изглаживаю... не помяну. По милости Своей Господь способен простить грех, как было прощено Израилю поклонение золотому тельцу ( Исх. 34,6 ; ср. Лк. 5,21 ). ради Себя Самого. Господь прощает людям их грехи не ради них самих, а по великой Своей милости (37,35; 42,21; 48,9.11; ср. 37,35). 43 припомни... оправдаться. Подобно приговоренному, Израилю нечем ответить на упреки Господа. 43 Праотец. Т.е. Иаков, праотец всех двенадцати колен иудейских ( Нав. 12,3 ). ходатаи. Священники и пророки, молившиеся за народ. 43 предстоятелей... на поругание. Поругание Иудеи прежде всего проявилось в разрушении храма и пленении ее народа (44,26; 63,18; ср. 4Цар. 25,18–21 ). Глава 44 44:1–5 Господь возвещает через Исаию обетования нового века. 44 А ныне. См. ком. к 42,14. Иаков... Израиль. См. ком. к 41,8. раб. Точнее: «слуга» (см. ком. к 20,3). 44 воды на жаждущее... потоки на иссохшее. Эти метафоры изображают чудесное обновление Израиля (43,19–21). излию дух... на потомков. Данные слова продолжают тему обетовании 28,6; 29,23; 32,15 (см. ком. к 29,23; ср. Иоил. 2,28 ; Мк. 1,8–10 ; Деян. 2,38.39 ). 44 Один... иной. С наступлением нового века иудеи и язычники будут вместе исповедовать имя Господне (ср. Пс. 86,6 ). Иакова... Израиля. См. ком. к 41,8. прозовется именем Израиля. Т.е. все будут народом Божиим. 44:6–20 Господь противополагает Себя языческим идолам. 44 Царь. См. ком. к 43,15. Искупитель. См. ком. к 35,9; 41,14. Господь Саваоф. См. ком. к 1,9. первый... последний. См. ком. к 41,4. нет Бога. См. ком. к 37,16. 44 Кто сделал бога..? Сам вопрос звучит парадоксально, поскольку Бога Творца человека никто «сделать» не может. Следовательно, то, что сделано человеком, не может быть «богом». 44 делает... трудится. Фигура идола может быть произведением искусства. Однако, будучи сделанной человеком, она несет неизгладимую печать своего земного происхождения («голоден...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

2. Немцем называют у нас всякого, кто только из чужой земли, хоть будь он француз, или цесарец, или швед — всё немец. 3. Старообрядческая вера. 4. Сдание — ответ, возражение. 5. См.: Деян. 2: 23. 6. См.: Мф. 5: 44. 7. Екк. 12: 12. 8. См.: Лк. 7: 36, 44. 9. См.: Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13: 8). 10. См.:Мф. 9: 11,Мк. 2: 16, Лк. 5:30. 11. См.: Мф. 8: 8. 12. См.: Откр. 22: 20. 13. Срящите — встречайте. 14. Вонмем — слушайте (буквально: восслушаем). 15. Рим. 12:20. 16. См.:Мф. 5:44, Лк. 6:27. 17. Пошло (от фр. mesquin). 18. Грубо (от фр. brutal). 19. Игнорировала (от фр. ignorer). 20. Проказы (от фр. escapade). 21. Рассказ относится к 1885 г.; кстати заметим, что основная фабула его покоится на действительном факте, сообщенном автору в Москве М. А. З — вой, близко знавшей семью, названную в рассказе вымышленной фамилией Рудневых. 22. Перестаньте же, Лидия, вы невозможны (фр.). 23. «Венгерская рапсодия» (фр.). 24. Салат из картофеля (фр.). 25. Северная звезда (фр.). 26. Соте (фр.). 27. Советское рагу (фр.). 28. Жареная селедка с луком (фр.). 29. Русский рис (фр.). 30. Тихая ночь, святая ночь (нем.). 31. Пудинг — необходимое рождественское блюдо англичан, как остролистник — обязательное украшение их комнат на святочных вечерах. 32. Сити — исторический район Лондона, сформировавшийся на основе древнеримского города Лондиниум; b XIX b. Сити был главным деловым и финансовым центром в мире и продолжает оставаться одной из столиц мирового бизнеса и по сей день. 33. Фении — члены тайного общества ирландцев, основанного в Нью-Йорке в 1857 г.; фении боролись за освобождение Ирландии от английского владычества и создание независимой республики. 34. Гомруль — движение последней трети XIX — начала ХХ в. за ограниченное самоуправление Ирландии при сохранении верховной власти английской короны. 35. Уайтчепель — беднейший район Лондона. 36. Вогюэ Эжен-Мельхиор, виконт де (1848–1910) — французский политический деятель, писатель и критик. 37. Были некогда на Востоке цари-волхвы (Тертуллиан).

http://predanie.ru/book/221316-rozhdestv...

Он был со зверями, которые признали в Нем своего истинного Владыку; Он был с ними, как был с ними Адам, пока не согрешил. В Нем, во втором Адаме, являющем в себе тот идеал человека, который изображен в восьмом псалме, все преимущества, данные Адаму, столь надолго утраченные и отнятые, лишь в известной мере дарованные после потопа вновь ( Быт.9:2 ), вполне проявляются опять (ср. Быт.1:26–28 и Пс.8 ). Апокрифические евангелия, чудесная сторона которых просто чудовищна и которые так редко изображают Божественного Отрока с чертами истинно Божественными, – в данном случае не настолько далеки от истины идеальной и исторической. Так, одно из них повествует об Отроке Иисусе, что во время Его бегства в Египет львы и леопарды играли около Него, не вредя Ему и сопровождая Его. Это возобладание вторым Адамом над возмутившимся царством животных должно затем продолжиться более или менее, в Святых Его. И они будут брать змей ( Мк.16:18 ); и им дана будет власть наступать на змей и скорпионов ( Лк.10:19 ), и таким образом отменится угроза, произнесенная пророком Иеремиею ( Иер.8:17 ); Павел будет стряхивать с руки ядовитое животное и не потерпит никакого вреда ( Деян.28:5 ; ср. Иов.5:22–23 ; Ис.11:8 ; Иез.34:25 ; Ос.2:18 ). Истинным доказательством этого высшего преимущества, дарованного восстановленному от греха человеку, служат, хотя иногда и в преувеличенном виде, бесчисленные примеры из житий святых, слову и воле которых покорялись самые дикие звери: святые сзывают рыб на слушание своих поучений, переплывают реки на спине крокодилов и творят тысячи подобных дел. Нельзя, впрочем, утверждать, чтобы даже и в естественном своем состоянии человек совершенно был лишен этого преобладания над животными; обломки его царского жезла все-таки остались у него в руках; всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человека (ср. Иак.3:3 ); и в наши дни существуют укротители львов, змей; но этим жезлом, которым человек теперь владеет с трудом и при постоянных возмущениях против него его непокорных рабов, Христос действовал с полною властью, как доказано было это в течении этих сорока дней. Вот что сказано нам словами: Он был со зверями.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Что самое случилось, когда Богочеловек чрез трикратное вопрошение о любви исправил то трикратное его отвержение. Почему ж Ангел чрез жен посылает учеников в Галилею, и обещает им, что там узрят Господа, подобно как и Сам Христос воскресший из мертвых заповедал им, говоря: «идите возвестите братии Моей, да идут в Галилею, и ту Мя видят»? (Мф.28:10) Господь явился ученикам во Иерусалиме в тот же самый день, в который воскрес. «Сущу же позде, в день той во едину от суббот, и дверем затворенным, идеже бяху ученицы Его собрани страха ради Иудейска, прииде Иисус и ста посреде, и глагола им: мир вам» (Ин.20:19, 26). И паки, по осьми днях, уже при Фоме, там же ученикам Своим явился. Почему же паки, скажете, явление именно в Галилеи и Ангел и Господь провозвестили? Для того, что сие явление в Галилеи пред другими было очевиднейшее и славнейшее. Тамо воскресший Христос явился не в доме, дверем затворенным сущим, но на горе, дерзновенно и очевидно. Тамо ученики видевше Его, поклонишася; тамо Иисус с великою откровенностию объявил им данную Ему Отцем власть: «дадеся Ми», говоря, «всяка власть на небеси и на земли» (Мф.28:17-18). Оттоль послал их во всю вселенную, да проповедуют Евангелие всякой твари. И оттоле пребывал являясь им, «и глаголя, яже о царствии Божии» (Деян.1:3), и сожительствуя с ними. Знай же, что ни Ангел не сказал, что тамо токмо Его узрят, ниже Господь, тамо точию «Мя узрите». Убо явился Христос прежде явления Своего в Галилеи ученикам Своим во Иерусалиме, «идеже беша собраны», да поскорее обрадует их смущенное сердце, и да веруют без сомнения в Его из мертвых воскресение. Мк.16:8. И изшедше, бежаша от гроба: имяше же их трепет и ужас, и никомуже ничтоже реша: бояхубося.    Кого боялись жены? Иудеев ли? Или видение столько их привело в страх, что остались пристрашными и изумленными? Почему же Марко пишет, что «никомуже ничтоже реша»; а Лука, что «возвращшеся от гроба, возвестиша вся сия единомунадесяти» (Лк.24:9), и всем прочим? Некоторые утверждают, что будто Лука о другом упоминает видении (Феофил.): однако вероятнее кажется, что оба они о том же упоминают явлении.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010