Так мог думать народ, стоявший на Голгофе, и думы его не были чужды и Апостолам. И стоял народ и смотрел. Прошло еще три часа в томительном ожидании чего-то необыкновенного. Наконец, Иисус возопил громким голосом: «Или! Или! 9 ламма савахфани? То есть: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф.27:46 ; Мк.15:34 ). Народ расслышал только два слова: «Или! Или!» и подумал, что Иисус зовет Илию. Книжники учили, что перед открытием Царства Израилева придет Пророк Илия и устроит все для принятия Мессии. И если Иисус зовет теперь Илию, и если Илия действительно придет на Его зов, то, значит, наступает счастливое время избавления Израиля. Да, счастливое, но для кого? Конечно, не для тех, кто распял Мессию, а для Его учеников, Его последователей; а тем, которые требовали Его казни, не сдобровать. И послышался из толпы народа возглас: «Вот, Илию зовет!» ( Мк.15:35 ; Мф.27:47 ). Что таилось в этом возгласе? Страх ли перед грозным ветхозаветным Пророком, Вестником Бога карающего? Страх ли, что вот придет он и поразит лютой казнью всех противившихся Иисусу и отвергнувших Его? Или же надежда, что вот придет Илия и тотчас же начнется счастливая для евреев пора, предвозвещенная всеми пророками?... Возглас этот был, конечно, повторен многими из находившихся на Голгофе: одними со страхом, другими с затаенной надеждой на скорую и притом счастливую развязку загадочных событий последних дней. Все это, вероятно, пережили, перечувствовали и Апостолы, стоявшие в толпе на Голгофе. Но возглас Иисуса, принятый народом за призыв Илии, они могли объяснить иначе, если только вспомнили ответ Господа на вопрос Петра, Иакова и Иоанна о пришествии этого Пророка. Когда эти три Апостола спросили Иисуса, как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде, то Он ответил им: «Правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его». Из этого ответа Апостолы поняли, что Иисус говорил об Иоанне Крестителе ( Мф.17:10–13 ; Мк.9:11–12 ). Если теперь, на Голгофе, Апостолы вспомнили этот ответ Господа, то, конечно, не ждали пришествия Илии. Скорее всего, они поняли предсмертный возглас своего Учителя, как сожаление умирающего Страдальца, что Бог оставил Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

32 Вопрос о времени возникновения и смысле титула «апостол» в Церкви сталкивается с рядом трудностей. Из прямого текста Евангелия вытекает, что такое название дал Двенадцати Сам Господь ( Лк. 6: 13 ). Но поскольку в Новом Завете термин «апостол» применяется в разных смыслах, некоторые историки полагают, что он укрепился только в «послепасхальной общине» (см.: C.K. Barret . The Signs of an Apostle. 1972, p. 31). 33 Мф. 17: 24-27 . 34 См., напр.: Мф. 15: 15 ; Лк. 8: 45 (здесь характерно выражение «Петр и бывшие с ним»); 9: 28 ; 12: 41 ; Ин. 13: 36 . 35 См. так наз. II Послание Климента Римского (5). 36 Св. Кирилл Иерусалимский . Огласительные слова, II, 19. 37 Св. Иоанн Златоуст . Похвала св. Игнатию. Творения, т. II, с. 650. 38 Так в наиболее древних рукописях. 39 Цари назывались «сынами Ягве», поскольку Бог «усыновлял» их в акте интронизации (ср. Пс. 109 ). Позднее такие речения стали относить к Мессии (ср. Мф. 22: 44 ). В кумранском свитке псевдо-Даниила встречается термин «Сын Божий», но из-за фрагментарности отрывка трудно утверждать, что титул относится к Мессии. 40 См.: Пс. 28: 1 ; 88: 7 ; Иов. 1: 6 . 41 Мф. 16: 17-19 . 42 Характерно арам. слово бар (сын) и архаичное выражение «врата ада», означающее силы ада. Остается открытым вопрос, почему в Мк, которое, как гласит предание, было вдохновлено ап. Петром, отсутствует это место. Не исключено, что сам Петр из смирения не делал акцента на своем первенстве. 43 Ср. Ис. 22: 22 . 44 Лк. 13: 32 ; в этом же смысле можно понимать Мф. 26: 61 ; ср.: Ос. 6: 2 , а также трехчастное деление периода испытаний у Дан. f Противник (арам.) Примечания 45 В том, что Христос не позволял носить через двор поклажу (ср. Мк. 11: 16 ) и употребил не палку, а бич, свитый из веревок, следует видеть знак Его уважения к Храму: в Дом Божий полагалось входить без посоха. 46 Лк. 24: 34 ; 1 Кор. 15: 5 . 47 Деян. 1:8 ; ср. Ис. 43:10 ; 44:8 . 48 Деян. 1: 3 . 49 Ис. 11:6-9 ; Мих. 4:1-7 . 1 Кор 9:5 Лк 7:5 Деян 10:14 Екк 2:1 Ис 12:3 Ин 1:42 1 Кор 1:12

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Духа ( Мк.1:10 ) и т. п. 269 . Наконец ариане приводили целый ряд мест из свящ. Писания, с очевидностью относящихся к человеческой природе Иисуса Христа. Но не желая различать во Христе природ, они считали такие места определением всего Христова существа. Если Он, говорили они, по естеству истинная и совершенная Премудрость Отца, то почему написано: Иисус преспевание премудростью и возрастом и благодатью у Бога и человек ( Лк.2:58 )? Почему Он спрашивает в стране Кесарии Филипповой: Кого Мя глаголют человецы быти ( Мф.16:13 )? и в Вифании: где лежит Лазарь ( Ин.11:34 )? Почему говорит ученикам: колико хлебы имате? ( Мф.15:34 ) и: о дни же том или часе никтоже весть, ни ангелы, ни Сын ( Мк.13:32 ). Почему называется Премудростью Тот, Кто преспевает премудростью и не имеет всеведения? Или, как может быть по естеству истинной силой Отчей Тот, Кто во время страданий говорит: ныне душа Моя возмутися и что реку; Отче, спаси Мя от часа сего ( Ин.12:27 ), – также: Отче, аще возможно есть, да мимоидет чаша сия ( Мф.26:39 )? Если бы Он был силой, то не страшился бы, но и другим подавал бы силу. Наконец, как может быть собственным Отчим Словом, всегда соприсущим Отцу, Тот, Кто на кресте говорит: Боже Мой, Боже Мой! вскую Мя еси оставил ( Мф.27:46 )? 270 В своём ответе арианам на все эти вопросы св. Афанасий держится строго принципа различения во Христе Божества и человечества. Арианское понимание только что приведённых мест св. Писания св. Афанасий называет иудейским заблуждением. Как ариане, так и иудеи одинаково отрицают вечность и Божество Слова 271 , как бы не зная, что Писание сообщает нам о Спасителе две истины: что Он всегда был и есть Бог и Сын Бога, как Его Слово, Сияние и Премудрость, и – что впоследствии ради нас Он принял на Себя плоть от Девы Марии, соделался человеком. В подтверждение этого св. Афанасий приводит на память несколько мест св. Писания, напр. из 1 гл. Ев. Иоанна, где об Иисусе Христе говорится, как о вечном Слове Божием (1–4 ст.), из послания апостола Павла к Филиппийцам, где Иисус Христос называется сущим во образе Божии, равным Богу, но принявшим зрак раба и претерпевшим смерть (2:6–8), – из Евангелия Матфея, где приводится ветхозаветное пророчество о рождении от Девы Эммануила (1:23).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Ин. 19:25–27 При кресте Иисуса Христа стояли: Матерь Его, с сестрой Своей, Марией Клеоповой, и с Марией Магдалиной, и любимый ученик Его, Иоанн. Увидевши Матерь и любимого ученика, Иисус Христос говорит Своей Матери: – «вот, сын Тебе». – Потом говорит ученику: – «вот Матерь тебе». – С этого времени, Иоанн принял Богоматерь в свой дом на свое попечение, и всегда заботился о Ней, как сын о родной матери. Мф. 27:45 ; Мк. 15:33 ; Лк. 23:44 . В шестом же часу сделалась тьма по всей земле, и продолжалась до часа девятого. Последняя четверть дня – девятый час. Последние воззвания и смерть Иисуса Христа на кресте. Страшные знамения. Исповедание сотника. Прободение в бок (Мф. 27:46–50; Мк. 15, 34–37; Лк. 23:36, 37, 46; Ин. 19:28–30) Около девятого часа, Иисус громким голосом возопил: – «Или! Или! лама савахфани?» – Это значило: – «Боже Мой! Боже Мой! почто Ты Меня оставил?» – Некоторые из стоявших тут, услышавши это воззвание, говорили: «слышите, Илию зовет». (Хотели ли этим сказать, что, вот уже Мессии понадобился Илия, который должен перед Ним явиться; или просто хотели заметить, что Иисус уже в крайней опасности, и зовет Илию на спасение, – так как у Иудеев существовало мнение, что Илия приходит на помощь, находящимся в крайней опасности; во всяком случае, эти слова составляли язвительную насмешку. Понимали, что воззвание относится к Богу; а по созвучию слов, ради жалкой остроты, относили его к Илие пророку). Тотчас же, подбежал один из воинов, взял губку, наполнил ее уксусом, и, наложивши на трость, поил Его. А другие говорили: «постой, посмотрим, придет ли Илия снять и спасти Его?» После сего, Иисус, зная, что уже все (что нужно претерпеть) исполнено, сказал: – «жажду». – Воины опять, напоивши уксусом губку, и возложивши на иссоп, поднесли к устам Его. Отведавши уксусу, Он сказал: – «свершилось!» – (именно, дело искупления рода человеческого). Потом громким голосом возопил: – «Отче! в руки Твои предаю дух Мой!» – и, преклонивши главу, предал дух. Мф. 27:51–53 ; Мк. 15:38 ; Лк. 23:45

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Иисус принял славу Божию. Исаия пишет: «Я Господь [Яхве], это – Моё имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» ( Ис. 42:8 ) и «Так говорит Господь [Яхве] [...]: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» ( Ис. 44:6 ). Точно так же Иисус молится: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» ( Ин. 17:5 ). Но ведь Яхве сказал, что не даст славы Своей «иному». Тогда как Ветхий Завет запрещает поклоняться кому бы то ни было, кроме Бога ( Исх. 20:1–4 ; Вт. 5:6–9), Иисус принимал поклонение ( Мф. 8:2; 14:33; 15:25; 20:20; 28:17 ; Мк. 5:6 ). Ученики соотносили с Ним обозначения, которые в Ветхом Завете отведены для Бога, такие как «Первый и Последний» ( Отк. 1:17; 2:8; 22:13 ), «Свет истинный» ( Ин. 1:9 ), «камень», «скала» или «твердыня» ( 1Кор. 10:4 ; 1Пет. 2:6–8 ; ср. Пс. 17:3; 94:1 ), «муж» и «жених» ( Еф. 5:28–33 ; Отк. 21:2 ), «Пастыреначальник» ( 1Пет. 5:4 ), «Пастырь овец великий» ( Евр. 13:20 ). Они говорили об осуществлении Иисусом таких божественных действий, как творение ( Ин. 1:3 ; Кол. 1:15–16 ), искупление ( Ос. 13:14 ; Пс. 129:7 ), прощение ( Деян. 5:31 ; Кол. 3:13 ; ср. Пс. 129:4 ; Иер. 31:34 ) и суд ( Ин. 5:27 ). Они называют Иисуса именами Бога. Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин. 20:28 ). Павел говорит о Иисусе, что «в Нём обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол. 2:9 ). В Послании к Титу Иисус упоминается в качестве «великого Бога и Спасителя нашего» ( Тит. 2:13 ), а священнописатель Послания к евреям обращается к Нему: «престол Твой, Боже, в век века» ( Евр. 1:8 ). Как указывает Павел, прежде чем Иисус существовал в качестве человека, Он существовал в качестве Бога ( Флп. 2:5–8 ). В Евр. 1:3 сказано, что в Христе отражены сияние славы Божьей и Его сущность, что Им держится мироздание. Во вступлении к Евангелию от Иоанна также прямо говорится, что «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин. 1:1 ). Иисус и другими способами указывал на Свою единосущность с Богом. Он брал на Себя прерогативы Бога. Он провозгласил, что будет судить всех людей ( Мф. 25:31–46 ; Ин. 5:27–30 ), а ведь Иоиль приводит такие слова Яхве: «ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду» ( Иоиль 3:12 ). Иисус сказал расслабленному: «чадо! прощаются тебе грехи твои» ( Мк. 2:5 ). Услышав это, книжники задали совершенно законный вопрос: «Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» ( Мк. 2:7 ). Иисус говорил о Своей власти воскрешать и судить умерших, власти, обладает которою один только Бог ( Ин. 5:21, 29 ). Однако Ветхий Завет ясно учит, что только Бог даёт жизнь и только Бог воскрешает мёртвых (Вт. 32:39; 1Цар. 2:6 ; Пс. 2:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Далее в стт. 15–22 первой части псалмопевец яркими чертами изображает картину мучительной казни и ужасной смерти, какой желают предать его враги. Вследствие мучений силы его истощились; кости вывихнуты, сердце потеряло свою крепость; палачи же, подобно голодным собакам, напали на него, пронзили руки и ноги его; кости его, вследствие мучительного висения, напрягались и высовывались на теле, и вся эта страшная картина страданий служит потешным зрелищем для палачей, которые делят его одежды. Один Бог может спасти его, и он взывает к Нему о скорой помощи и избавлении от смертной опасности. Вторая часть псалма (стт. 23–32) содержит в себе благодарственную молитву за спасение. По ясности пророчеств о крестных страданиях Спасителя 21-й псалом можно сравнить только с 53-й главой книги пр. Исаии. Этот псалом, как и пророчество Исаии в 53 гл., написан как бы у подножия Голгофы. Стихи 1, 8, 9, 17–19 приводятся в Евангелиях как пророчества о страданиях Спасителя ( Пс. 21:1 Мф. 27:46 ; Пс. 21:8 Мф. 27:39 ; Пс. 21:9 Мф. 27:43 ; Пс. 21:17 Мф. 27:27 ; Пс. 21:18 Лк. 23:35 ; Пс. 21:19 Мф. 27:35 ; Мк. 15:24 ; Лк. 23:34 ; Ин. 19:24 ). Также как и евангелисты, отцы Церкви единодушно видели в этом псалме пророчество о страданиях и прославления Богочеловека Иисуса Христа и на пятом Вселенском соборе осудили одного из неблагомыслящих церковных учителей (Феодора Мопсуетского), который понимал этот псалом только в историческом смысле (т.е. только в приложении к Давиду) и отвергал пророческий и мессианский смысл, засвидетельствованный в Евангелиях. 2–3 стт. «Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил Мя еси?». Повторение указывает на тяжкую скорбь праведного Страдальца, оставленного Богом. Господь Иисус Христос произнес эти слова на кресте на общеупотребительном тогда арамейском языке: «Или Или! лима савахвани=Боже, Боже мой: почто Ты меня оставил?» ( Мф. 27:46 ). Эти слова выражают невыразимую скорбь Невинного Страдальца, испытавшего на кресте чувство богооставленности за грехи людей. Прекрасным объяснением смысла этих слов служит свидетельство апостола Павла в Посл. к Евр. 5:7–9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

Глава II . §3. Частная жизнь священника Св. апостол Павел, указав нравственные правила, которыми священнослужители должны руководиться в своей жизни и деятельности, обращает еще особенное внимание на то, чтобы они постоянно памятовали о полученной ими благодати священства и усердно заботились о возгревании в себе этого божественного дара. Не неради, говорит он, о своем даровании, живущем в тебе, еже дано тебе бысть пророчеством с возложением рук священничества ( 1Тим.4:14 ). И в другом месте: воспоминаю тебе возгревати дар Божий, живущий в тебе ( 2Тим.1:6 ). Священнослужитель сохранит этот священный завет апостола только тогда, если будет стараться всегда и везде являть себя пред Богом делателем достойным и непостыдным ( 2Тим.2:15 ). Лучшим же средством для постоянного поддержания в пастыре внутреннего настроения, сообразного с его высоким званием, могут служить: молитва, душеспасительное чтение, поучительная беседа, точное исполнение Церковного Устава и соблюдение добрых обычаев предков в домашнем быту. а) Молитва, как выражение религиозного чувства, составляет естественную и неизбежную потребность человеческого духа и потому свойственна и присуща людям всех вообще религий и вероисповеданий. Священникам же Сам Бог вменяет молитву, в их непременную обязанность, так как она постоянно возвышает их к небу. Определяя в ветхозаветной Церкви порядок Богослужения и избирая для совершения священнодействий особенных лиц (Аарона и левитов), Господь сказал им: «пусть будет для вас вечным законом – молиться о сынах израилевых и о прощении грехов их» ( Лев.16:34 ; Числ.15:25 ). В новом завете Сам Христос, Который есть первообраз священника, постоянно молился Богу Отцу Своему, совершая дело Своего Божественного служения на земле ( Лк.6:12, 9:28 ; Мф.14:23 ; Лк.5:16 ). Молитвою Он приготовлялся к своей искупительной смерти и ею сопровождал последний вздох Свой ( Лк.23:46 ; сравн. Мф.27:46, 50 ; Мк.15:34:37 ). Призывая апостолов к делу проповеди , Спаситель внушал им необходимость для них молитвы. «Не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас», – замечает им спаситель ( Мф.10:20 ); а этот Дух Утешитель ниспосылается от Отца только по силе молитвы Сына к Отцу ( Ин.14:16 ) или же по молитве к Отцу во имя Сына ( Ин.14:13 ). Вообще, Спаситель, желая доказать апостолам необходимость и обязательность молитвы для их пастырского служения, внушал им, что, о чем бы они именем Его ни просили Бога Отца, все будет дано им ( Ин.16:23 ; срав. Лк.22:40 ). Апостолы так именно и понимали важность молитвы для их пастырского служения ( Евр.5:3 ) и считали ее такою же своею обязанностью, как и проповедание слова Божия: «мы постоянно пребудем, говорили они, в молитве и служении слова» ( Деян.6:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

Иисус пробыл на кресте несколько часов. Вовсе не обязательно полагать, что за это время Он произнес только одну фразу, которую один свидетель положил на бумагу, а другие сочли своим долгом изменить. Иисус вполне мог несколько раз отверзать уста и возвышать голос, и в памяти разных свидетелей могли остаться разные Его слова и восклицания. Не будем забывать и о том, что разные группы свидетелей могли то подходить к кресту, то отходить от него в течение всего этого времени. Среди этих свидетелей были и женщины, которые тоже могли запомнить что-то, не услышанное другими. Попыткой гармонизации свидетельств четырех евангелистов является список, известный под названием «Семь слов Спасителя на кресте». Не позднее XVI века он стал использоваться в некоторых западных христианских общинах в качестве основы для богослужения и проповеди; к этому же периоду относятся первые попытки положить его на музыку. 538 Со временем практика произнесения проповедей на «Семь слов Спасителя» закрепилась также в Православной Церкви. 539 Последние изречения Христа в списке «Семи слов» обычно располагаются в такой последовательности: Отче! прости им, ибо не знают, что делают ( Лк.23:34 ). Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ). Жено! се, сын Твой... Се, Матерь твоя! ( Ин.19:26–27 ). Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? ( Мф.27:46 ; Мк.15:34 ). Жажду ( Ин.19:28 ). Совершилось! ( Ин.19:30 ). Отче! в руки Твои предаю дух Мой ( Лк.23:46 ). Обрамляют список два изречения, начинающиеся словом «Отче!», из Евангелия от Луки. В центре списка стоит крик отчаяния из Евангелий от Матфея и Марка. Замыкают список два изречения, которые представлены как последние слова, произнесенные Иисусом, у Иоанна и Луки соответственно. Первое, среднее и последнее изречения в списке являются прямыми обращениями Иисуса к Отцу. Евангелисты по-разному описывают смерть Иисуса на кресте, однако их свидетельства также не являются взаимоисключающими. Приведем еще раз все четыре свидетельства: Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух ( Мф.27:50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

24. Молитва человека, не примирившегося с братом, – недостойная молитва ( Мф. 5:23; 18.23-25 ), 25. Нет “религии” как некой изолированной системы ценностей. Все совершается перед лицом Бога. Царство Божие, жизнь с Богом и в Боге превосходит в ————————— Раздел 25 не завершен. 26. Тот, кто гордится своими “религиозными подвигами”, живет во власти заблуждения. Исполнение заповедей есть долг человека перед Богом, а не заслуга ( Лк. 12,7 .) —————————————– В разделе 27 в авторских списках – лакуна. Тема 6. Жизнь по Евангелию (продолжение) 2). Отношение людей друг к другу 29. Христос подтверждает древнюю заповедь “Люби ближнего, как самого себя” ( Лев. 19:18.34 ; Мф. 5.43 ). Но в отличие от ветхозаветной заповеди Он расширяет понятие “ближний”. Оно может относиться к любому человеку, независимо от его веры и народности (см. притчу Лк. 10.30-37 ). Любовь есть деятельное служение, которое “выше всесожжений и жертв” ( Мк. 12:33 ; см. Мф. 25.31-46 ). 30. Живя среди других людей, ученик Христа следует древнему “золотому правилу” (известному у многих народов) – поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой ( Мф. 7:12 ). 31. Новой заповедью Христос называл заповедь о самоотверженной жертвенной любви ( Ин. 13:34 ), т. е. не просто о доброжелательстве и сочувствии, а о любви-самоотдаче, подобной любви Самого Христа (см. парадоксальные слова ап. Павла в ( Рим. 9:1-4 ). 32. Христос осуждает месть ( Мф. 5:39 ) и даже призывает любить врагов (желать им добра, учиться прощать их). Это, однако, не исключает борьбы со злом (Он Сам обличает фарисеев, изгоняет торгующих из храма). 33. Священна не только древняя заповедь “не убий”, но и несправедливый гнев является грехом ( Мф. 5:21-22 ). Примечание: Допустимо ли для христианина участие в войне. Вопрос этот долго дебатировался в Церкви. Наиболее распространенное решение сводится к тому, что хотя война и есть зло, но нельзя отказываться от защиты своего отечества, “ибо нет большей любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” ( Ин. 15:13 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

Последний, заключительный акт, для которого совершится второе пришествие Спасителя, есть всеобщий суд над людьми. Судить будет Сам Сын Божий с ангелами и святыми ( Мф. 13:41–42; 24:31 ). Предстанут на суд все люди, живые и мертвые ( Мф. 25:32 ; 2Кор. 5:10 ), и совесть каждого человека откроется перед всеми, и обнаружатся не только дела, какие он сделал во всю свою жизнь на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и помышления ( 1Кор. 4:5 ; Мф. 25:34–41 ). Праведники услышать призыв Судии: «приидите., благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф. 25:34 ); грешникам возвещено будет: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (ст. 41). Мучения грешников будут состоять в том, что они будут отвергнуты Богом, удалены от лица Его. Он скажет: «говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» ( Лк. 13:27 ). Отчужденные от источника духовного света и жизни, грешники будут испытывать самое мучительное, угнетенное, безотрадное состояние, и такому тяжелому состоянию будет соответствовать и все то, что будет окружать их в определенном для них мрачном жилище ада: вместо Бога и ангельских ликов с ними будет виновник греха и смерти – диавол, вместо избранных Богом святых они будут находиться в общении с подобными себе отвергнутыми Богом ( Мф. 8:12 ; Апок. 22:15 ). – При всей своей тяжести, мучения грешников не будут вполне одинаковы, но соразмерно с их виною будут иметь различные виды и степени ( Лк. 12:48 ). Адские мучения не будут иметь конца; о вечности их много раз говорится в Св. Писании ( Мф. 25:41–46 ; Мк. 9:43–48 ; 2Сол. 1:9 ; Апок. 14:11; 20:10 ), и эту истину торжественно исповедала Церковь на 5-ом Вселенском соборе, осудив лжеучение Оригена , будто демоны и злые люди будут страдать в аду лишь до определенного срока. Так строго будут наказаны грешники не потому, что Бог хочет их погибели, но они, как говорить ап. Павел, сами «погибают за то, что не приняли любви истины для своего спасения» ( 2Сол. 2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010