Издевательства над лицами, лишенными прав состояния, свойственны не только грешникам, но и многим праведникам. При этом предполагается, что осужденный уже не имеет права приносить кому-либо жалоб и что лица, издевающиеся над ним, во всяком случае не подлежат строгой ответственности. Внутреннее чувство, чувство стыда, требования совести заглушаются грубостью и жестокостью естественного человека, и он делается подобным хищному зверю, чуждому всякого сострадания и милосердия. А религиозная ненависть всегда бывает сильнее, чем какая бы то ни была другая. Все это и было причиной, почему Христос теперь подвергся поруганию. Ему плевали в лицо для выражения презрения, ударяли кулаками ( κολφισαν ατν) и заушали ( ρπισαν – в русском переводе пропущено), т.е. били ладонями по щекам, но, может быть, не только ладонями, но и палками или хлыстами, прутьями, розгами ( απζω имеет и такое значение). Неясно, принимали ли участие во всех этих издевательствах члены синедриона. Но, судя по тому, что Мф.26:67 и Мк.14:65 являются продолжением предыдущих стихов, в этом нет ничего невероятного. Мф.26:68 .  и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя? (Ср. Мк.14:65 ; Лк.22:64 ). Ко Христу окружавшие Его люди относились не только так, как обыкновенно относятся к осужденному преступнику, но и как они ведут себя по отношению к осужденному и, следовательно, ложному Мессии и Пророку. Оплевания, удары и заушения перемешивались с еще более грубыми, особенно при тех обстоятельствах, издевательствами над Его личным достоинством как Мессии. Это были нравственные оскорбления, не лишенные язвительности, но грубые и циничные. Мф.26:69 .  Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. (Ср. Мк.14:66–67 ; Лк.22:56 ; Ин.18:17 ). В то время, когда Христос подвергался поруганию, в том же дворе первосвященника совершались события, которые во всякой другой истории показались бы микроскопическими. Но в истории страданий Христа в них заметен страшный ужас и кровавый трагизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра» (стих 61). Согласно Евангелию от Луки, Господь находился на дворе первосвященника вместе с Петром, Он ожидал, когда Его поведут в синедрион. Он, по-видимому, сидел спиной к тому месту, где находился Петр, но, конечно, слышал разговор Петра со слугами, и, после того, как пропел петух, Он обратил Свой грустный взор на Петра. «И этот был с Ним» (стих 56). У евангелиста Марка сказано: «и ты был с Иисусом Назарянином» ( Мк.14:67 ). Различие только в употреблении лица: здесь у Луки – третье лицо, а у Марка – второе. Наоборот, второе обращение (стих 58) евангелист Лука передает как прямое, а Марк ( Мк.14:69 ) – как косвенное, причем различно обозначены у обоих евангелистов и спрашивавшие лица: у Луки – мужчина, у Марка – женщина. Лк.22:63 .  Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; Лк.22:64 .  и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? Лк.22:65 .  И много иных хулений произносили против Него. Посмеяние над Христом, согласно Марку, совершалось на суде у первосвященника после произнесения приговора, а здесь оно изображено как дело стражей, которые издевались над Христом, чтобы чем-нибудь занять свое время (ср. Мк.14:65 ), и происходило еще на дворе. По всей вероятности, евангелисты Марк и Матфей ( Мф.26:67 ) говорят о том поругании над Христом, которое действительно имело место уже после произнесения приговора, а евангелист Лука – о предварительном, бывшем на дворе. Лк.22:66 .  И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион Согласно Евангелию от Луки, только после наступления утра собирается синедрион, туда приводят и Христа. Где синедрион собрался – евангелист Лука не говорит. «Старейшины народа» ( τ πρεσβυτριον), «первосвященники и книжники» – это три составные части синедриона, представляемые, впрочем, как одно целое (артикль, поставленный при слове πρεσβυτριον, относится и к обоим следующим существительным, объединяя их в одно целое). Обстоятельство, что это – существительные различных родов и поставлены в разных числах, не служит препятствием для такого объединения ввиду имеющихся у классических писателей параллелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мк.14:65 . И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам. И плювати нань (плевать на Него). Это – знак крайнего презрения и унижения ( Иов.30:10 ). Закрывая Ему лице, ударять Его и говорить: прореки (прикрывати лице Его, и мучити Его, и глаголати Ему: прорцы). Спрашивали, кто ударил, конечно, с издевательством над божественным всеведением Иисуса Христа. Св. Златоуст восклицает при этом: „ Что может сравниться с таким оскорблением?“. На то самое лицо, которое море, видя, устыдилось, от которого солнце, узревши на кресте, сокрыло лучи свои, на то самое лице плевали, то самое лицо заушали, били по голове, порываемые своим неистовством“. „Все терпел Иисус, замечает Златоуст, чтобы мы научились поступать кротко“. Так ругались над Господом, или желая угодить начальникам, которые судили Его, или даже получив поощрение к тому от самих судей. Так сбылось тут пророчество Исаии: Плещи Мои вдах на раны и ланиты на заушения, лица же Моего не отвратих от студа заплевания ( Ис.50:6 ). „Слава долготерпению Твоему, Господи!“ „Вся терпеши Ты мене ради осужденного, Избавитель мой, слава Тебе“ (Церк. песн.). Мк.14:66 . Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника, Мк.14:67 . и, увидевши Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином. Мк.14:68 . Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух. Мк.14:69 . Служанка, увидевши его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них. С этих стихов повествуется об отречении Петровом. Об этом событии у еванг. Марка передается почти в одних и тех же словах, как и у еванг. Матфея ( Мф.26:69–75 ). Во (на) дворе низу (внизу), т. е. вне судилищной палаты, ап. Петр грелся у горящего костра (54 ст.). Ап. Петру хотелось скрыть от находившихся на этом дворе, что он ученик Христов. Но лицо его, выражавшее глубокую скорбь и мучительный страх за судьбу Учителя, не могло не возбудить против него подозрения в видевших его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

1 Правда, δι Ιησο Χριστο, включенное в русский перевод, есть лишь в рукописи Kpl и отсутствует в издании E. Nestle. Stuttgart 1930. P. 493. Однако смысл этот сохраняется. Ср. Еф. 3:10–11 : «многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Еф. 3:1 ). 2 Правда, известный повод к усвоению некоторой непогрешительности механического типа (напоминающей римскую) мы имеем, по Евангелию от Иоанна, в применении к Каиафе именно как первосвященнику: 11:49–52, 18:14. «Сие же Он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино». Однако вполне возможно видеть здесь не проявление общей харизмы первосвященства (к тому же ветхозаветного), но нарочитый дар Божий, проявленный для данного случая в данном суждении. Истолкованию же его как общего и постоянного дара непогрешительности противоречит все то ослепление, которое оказалось присуще первосвященникам, когда они слышали исповедание Христа, как Сына Божия и Сына Человеческого, сидящего одесную Отца ( Мф. 26: 63–65 ; Мк. 14: 60–64 ; Лк. 22:67–67 ). Они отвечали воплями: повинен смерти, распни Его. 3 Напротив, католическое богословие склонно приурочить проявление пророческого служения Церкви к «непогрешимому учительству Церкви» Pohle. Lehrbuch der Dogmatik. Bd. II, 1, 2-es Кар. Prophententhum Christi (forsetzsich in unfehlbaren Lehramt der Kirche), т. е. infaillibile magisterium Римского папы. Таким образом, пророчество здесь подчиняется и даже поглощается священством (чего не было даже и в Ветхом Завете, где Моисей в своем пророческом достоинстве остается наряду с первосвященством Аарона). 6 A. Michel. Jesus Christ (...) Michel говорит, что хотя Христос от Своего рождения и даже зачатия обладал в полноте всеми тремя служениями, однако лишь позже особыми действиями Божиими вводится в каждое из них. В этом смысле Христос в Своем крещении был введен в пророческое и первосвященническое служение, в воскресении же – в царское.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

“Ты ли Христос, скажи нам“, ( Лк.22:67 ), – кричали судьи, и неудержимым крикам толпы судей, описанным в одном Евангелии, положило конец только торжественное заклинание председателя, записанное в другом ( Мф.26:63 ). На страстные и враждебные вопросы совета Иисус сначала отвечал неопределенным выражением: “если Я скажу вам, вы не поверите“ ( Лк.22:67 ), давая знать им, что они забыли свой долг обсудить самые Его права. Затем Он присовокупляет: “если же Я спрошу вас (как Он сделал этο несколько дней тому назад в храме, когда они спрашивали Его: какою властью Ты это делаешь – ( Мф.21:23 ), вы не будете отвечать Мне и не отпустите“ ( Лк.22:6 ) вашего Узника. Замечание вполне истинное! Совет уже не мог быть отклонен от своей цели через вторичное требование от него Иисусом судейской честности и порядка на суде. Они видели на Его лице сияние того неземного права, которое Его уста еще несколько мгновений медлили подтвердить за собой, и со смешанным чувством страха и ненависти, встав на ноги, сказали в один голос: итак Ты сын Божий? Нο вот, над этою толпой старых искаженных злобою лиц, поднялся первосвященник Израиля, и все голоса смолкли, судьи сели; главный сановник и судия святого народа, во имя Бога, которому служил, потребовал ответа на свое торжественное заклинание: “заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос Сын Благословенного?“ Это был вопрос, решения которого люди так долго ожидали! Теперь последовал ответ: «Я есмь Христос, Сын Божий»; и, обратившись к собранию, сидевшему вокруг Него на своих должностных местах, Обвиняемый прибавил: “ отселе вы узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных“ ( Мф.26:63 ; Мк.14:61–62 ). Когда иудейский царь объявлял о своем вступлении на престол, то обыкновенно он становился в храме у колонны и радостный народ израильской страны приветствовал его кликами осанна, пением, пальмовыми ветвями и звуками труб. И если так они встречали обыкновенного царя, то как должны были встретить царя – Мессию? Когда же кто-нибудь хулил имя Божие, то по иудейскому закону всякий слышавший хулу должен был разодрать свою одежду сверху донизу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zakono...

Приблизился Иуда-предатель. Знаете вы, как совершилось предание. Заметим только, как Господь Иисус Христос в это время, отдаваясь в руки тех, кто пришел Его, по-нынешнему выражаясь, арестовывать, в одном моменте только показал им Свою Божественную силу. Когда они близко подошли к Нему, Он говорит: «...кого ищете?» Они говорят: «Иисуса Назорея». Кратко ответил Спаситель: «...это Я». Но от этого Его ответа, как говорит евангелист Иоанн, они в ужасе отступили и упали на землю. Словно плоды с дерева посыпались, так они попадали на землю в непонятном для них ужасе. Как будто что-то страшное сверкнуло для них в этих коротких словах. Это была молния Божества. Но Господь, чтобы ободрить их, опять спрашивает: «...кого ищете?» Они опять говорят: «Иисуса Назорея». Вероятно, уже испуганно и с трепетом. Тут Он уже сказал им, видимо, как-то совсем по-другому то же самое: «Я сказал вам, что это Я». И тут, и в этот момент, заботясь об апостолах Своих, говорит: «...оставьте их, пусть идут» (Ин 18, 4–5; 7–8). Мне хотелось бы обратить ваше внимание еще на один момент. Вот Господь уже на суде у первосвященника. А на дворе первосвященника происходит печальное событие, предсказанное Спасителем. Апостол Иоанн Богослов был знаком с теми, кто служил у первосвященника, и был там, видимо, свой человек. Апостол Петр тоже приблизился туда, и по ходатайству Иоанна и его впустили во двор архиерейский. И вот он там греется. Ему во дворе говорит кто-то: «...и ты был с Иисусом Назореем» (Мк 14, 67). Последовал ответ апостола, забывшего свою клятву, которую он высказал несколько часов тому назад: «...не вем, ниже знаю,что ты глаголеши» («не знаю и не понимаю, что ты говоришь») (Мк 14, 68). За этим отречением последовало второе, усиленное. А когда к нему в третий раз подошли и стали говорить: «...точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно» (Мк 14, 70), тогда тот, кто божился и клялся, что пойдет за Учителем в темницу и на смерть, здесь стал божиться и клясться, что он не знает этого Человека. Раздалось пение петуха. По евангелисту Марку, петух запел второй раз (см.: Мк 14, 71–72). Эта подробность подчеркнута именно апостолом Марком, потому что апостол Марк был ученик апостола Петра и свое Евангелие написал со слов своего великого учителя. А уж апостол Петр, конечно, никакой подробности, самомалейшей, этого страшного отречения за всю свою жизнь не забывал. И вот, когда апостол Петр стал божиться и клясться, раздалось — второе уже — пение петуха. Быть может, Господа тогда проводили по двору или Он был недалеко, Он, Который знал все, что происходило с Петром, только оглянулся и молча взглянул на апостола Петра. И этот скорбный и напоминающий взор пронзил душу апостольскую до самой ее глубины. Не с гневом Господь посмотрел на него и не с упреком, а с болью. Это была боль души обманутой и обманувшейся в том, кто обещал верность, а теперь — изменил.

http://pravoslavie.ru/3229.html

   Приблизился Иуда предатель. Знаете вы, как совершилось предание. Заметим только, как Господь Иисус Христос в это время, отдаваясь в руки тех, кто пришел Его, по нынешнему выражаясь, арестовывать, в одном моменте только показал им Свою божественную силу. Когда они близко подошли к Нему, Он говорит: «кого вы ищете?» Они говорят: «Иисуса Назорея» (Ин. 18:4, 5). Кратко ответил Спаситель: «Это Я» . Но от этого Его ответа, как говорит евангелист Иоанн, они в ужасе отступили и упали на землю. Словно плоды с дерева посыпались, так они попадали на землю в непонятном для них ужасе. Как-будто что-то страшное сверкнуло для них в этих коротких словах. Это была молния Божества. Но Господь, чтобы ободрить их, опять спрашивает: «кого вы ищете?» Они опять говорят: «Иисуса Назорея» (Ин. 18:7). Вероятно, уже испуганно и с трепетом. Тут Он уже сказал им, видимо, как-то совсем по другому то же самое: «Я вами сказал уже , что это Я» (Ин. 18:8). И тут, и в этот момент, заботясь об апостолах Своих, говорит: «А их оставьте, пускай идут» .    Мне хотелось бы обратить ваше внимание еще на один момент. Вот Господь уже на суде у первосвященника. А на дворе первосвященника происходит печальное событие, предсказанное Спасителем. Апостол Иоанн Богослов был знаком с теми, кто служил у первосвященника и был там, видимо, свой человек. Апостол Петр тоже приблизился туда и по ходатайству Иоанна и его впустили во двор архиерейский. И вот он там греется. Ему во дворе говорит кто-то: «и ты был с Иисусом Назореем» (Мк. 14:67). Последовали ответ апостола, забывшего свою клятву, которую он высказал несколько часов тому назад: «не вем, ниже знаю, что ты глаголеши (Я не знаю и не понимаю, что ты говоришь)» (Мк. 14:68). За этим отречением последовало второе, усиленное. А когда к нему в третий раз подошли и стали говорить: «воистину ты один из них, ибо ты галилеянин, и речь твоя тебя обличает» (Мк. 14:70; Мф. 26:73). Тогда тот, кто божился и клялся, что пойдет за Учителем в темницу и на смерть, здесь стал божиться и клясться, что он не знает этого Человека. Раздалось пение петуха. По евангелисту Марку, петух запел второй раз. Эта подробность подчеркнута именно ап. Марком, потому что ап. Марк был ученик ап. Петра и свое Евангелие написал со слов своего великого учителя. А уж ап. Петр, конечно, никакой подробности, самомалейшей, этого страшного отречения за всю свою жизнь не забывал. И вот, когда ап. Петр стал божиться и клясться, раздалось — второе уже пение петуха. Быть может, Господь тогда проводили по двору или Он был недалеко, но Он, Который знал все, что происходило с Петром, только оглянулся и молча взглянул на ап. Петра. И этот скорбный и напоминающий взор пронзил душу апостольскую до самой ее глубины не с гневом Господь посмотрел на него и не с упреком, а с болью. Это была боль души обманутой и обманувшейся в том, кто обещал верность, а теперь — изменил.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И я, немного отдохнув, охотно продолжал свою речь: – Напрасно ты думаешь, Архипыч, будто мы без Божественного основания присвоили своим святым разные целебные силы. Этими силами не мы их наделили, а Господь, по своему неложному обетованию: «у веровавших – сказал Он – будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками, будут брать змей; и, если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» ( Мк.16:17, 18 ; ср. Мф.10:1 ). И заметьте, братцы, что Христос обещает чудодейственные силы не Апостолам только, а всем «уверовавшим» в Него (ср. Ин.14:12 ), – и не в одно какое-либо время, а во все дни проповедания на земле Евангелия, т.е. до скончания мipa ( Мк.16:15, 16 ; ср. Мф.24:14 ). При этом Господь не положил определенного предела для чудотворений своих учеников. Он сказал: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» ( Мф.17:20 ; Мк.9:23 ; Лк.17:6 ). Что же после того удивляться, если святые угодники наши, как истинные «друзья Божии» ( Ин.15:14 ). За свою подвижническую жизнь получили от Христа «власть» исцелять одержимых глазной и зубной болезнью лихорадкой, «винным запойством» (Муч. Вонифатий, 19 дек.), обузданной блудной страстью (Пр. Мартиниан, 13 февр.) и другими недугами? Это было исполнением воли Божией (ср. Иоил.2:28–32 ) и знамением милости Христовой к нашей Церкви ( Ис.35 ). Сектанты, восстающие за великих православных чудотворцев, тем самым изобличают свою принадлежность в доныне «неплодящей Церкви». Потому мы смело можем сказать им то, что говорит св. царь Давид язычникам: «что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно? Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч…» ( Пс.67:17, 18 ). Этими колесницами Он и окружает Свою Святую «Гору Васанскую» – Церковь православную (ср. 4Цар.6:17 ) и делает ее могущественною и полною благодатных сил.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Также во время Тайной вечери, когда Господь омыл ноги ученикам, Петр сначала стал энергично возражать. Иисус кротко сказал: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Ин. 13: 8). По окончании вечери Господь возвестил самыми ясными словами о том, что Он будет предан смерти, чтобы затем воскреснуть, и предрек, что ученики оставят Его. Петр, снова побуждаемый своей горячностью, воскликнул, самоуверенно превозносясь над остальными: «Если и все соблазнятся, но не я». Иисус отвечал спокойно и грустно: «Истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде, нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мк. 14: 29–30). Петр последовал за Христом в Гефсиманский сад вместе с Иоанном и Иаковом. Те, которые удостоились стать свидетелями света Славы Господа на горе Фавор, теперь видели Его тоску, крайнее проявление Его человеческой природы. Уступая собственной человеческой слабости, апостолы заснули в то время, когда Учитель молился с кровавыми слезами. Но когда пришли слуги первосвященника и взяли Иисуса, Петр выхватил меч и отсек правое ухо Малху. Иисус одернул Петра и приказал убрать меч в ножны, напоминая, что Он должен быть предан на распятие, дабы исполнилось Писание. После этого порыва Петр, как и другие ученики, оставил Господа и шел за ним в отдалении до дома первосвященника. Он сумел проникнуть во двор, и там его узнала одна из служанок, говоря: «И ты был с Иисусом Назарянином» (Мк. 14: 67). Слова женщины испугали Петра, и тот, кто клялся, что добровольно примет смерть за Господа, отрекся от Него. Когда Петра спросили в третий раз, он клялся и божился, говоря: «Не знаю Человека сего» (Мк. 14: 71). И тотчас запел петух. Тогда Петр вспомнил слова Иисуса и горько плакал о своем отступничестве. Наутро третьего дня после Страстей святая Мария Магдалина и другие святые жены пришли ко гробу, обрели его пустым и увидели сияющего ангела, который возвестил им о Воскресении Господа. Тогда они пошли и рассказали об этом Петру и Иоанну. Два апостола побежали ко гробу. Возлюбленный ученик Христов опередил Петра, но дал ему первым войти во гроб, где они увидели только снятые пелены. Видимо, в тот же день Воскресший Господь явился Петру (см.: Лк. 24: 34; 1 Кор. 15: 5). Через некоторое время, когда апостолы вернулись к своим занятиям и целую ночь безуспешно забрасывали сети на Тивериадском озере, кто-то окликнул их с берега и велел забросить сети еще раз. Они поймали 153 крупные рыбы и с трудом смогли втащить улов в лодку. Тогда Иоанн сказал Петру: «Это Господь!» (Ин. 21: 7) Тотчас же оставив сеть, Петр схватил одежду и бросился в воду, чтобы быстрее достичь берега вплавь и пасть в ноги Иисусу. Христос разделил с ними трапезу и показал, что действительно воскрес во плоти. Затем Он трижды вопросил Петра: «Любишь ли ты Меня?» (Ин. 21: 15). Петр, исправив свое троекратное отречение троекратным исповеданием любви, Божественной силой покаяния вновь был сделан главой сонма апостолов, и Господь удостоил его стать пастырем Своей Церкви.

http://pravoslavie.ru/54792.html

Такие падения мы видим, читая жития святых. Падения высоких людей научают всякого – блюсти над собой и показывают, что недостаточно бывает собственное старание человека, если он не получит высшей помощи; равно мы – не получим никакой пользы и от высшей помощи, если не будет у нас собственного старания (Злат.). Мк.14:30 . И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Трижды отречешься от Меня (трикраты отвержешися Мене). Не один раз, а трижды отречешься, т. е. откажешься, что Я твой Господь и Учитель, скажешь даже, что не знаешь Меня. Так и случилось с ап. Петром. Первое отречение его произошло пред привратницей у ворот дома первосвященника Анны, когда та по любопытству спросила его: „И ты не из учеников ли этого человека (Иисуса Христа)?“ В это время послышалось пение петуха, первое около полуночи ( Ин.18:15 ). Второе и третье отречение произошло на дворе первосвященника Каиафы, когда некоторые спросили Петра у огня, где он грелся: „И ты был с Иисусом Назареем?“ ( Мк.14:67 ). и затем: „точно ты из них: ибо ты галилеянин, и наречие твое сходное“ ( Мк.14:70 ). Тут апостол и божился, и клялся, что не знает Иисуса Христа, и снова после сего послышалось пение петуха; это было пред утром. Это было после того, как Иисус Христос предсказал о соблазне апостолов и об отречении Петровом, по совершении тайной вечери. В селение, называемое Гефсимания. Это место или селение было около Иерусалима за долиной Иосафатовой, при подошве горы Елеонской. Туда Господь любил уединяться с Своими учениками, туда Он удалился из Иерусалима на время ночи в последние дни пред Своими страданиями. Есть предание, что Гефсимания принадлежала священникам и левитам, и что в ней паслись стада жертвенных животных. Отсюда же взяли и повели на заклание и Агнца Божия, Иисуса Христа, внемлющего грехи мира (Воскр. чт. 17 2). Гефсимания значит место выжимания оливок. Такое название произошло оттого, что здесь был сад оливковый и приготовлялось оливковое масло 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010