Мк.16:14–19 . «Наконец»: это было впрочем не последнее явление Господа ученикам, как видим то из сказаний евангелистов Иоанна и Матфея; только евангелисты Марк и Лука, не имея в виду повествовать обо всех явлениях Господа, бывших по сказанию одного из них же в продолжение целых 40 дней по воскресении ( Деян.16:3 ), ограничиваются этим явлением, как последним прощальным, и сосредотачивают в описании этого явления сущность всего того, чему Господь учил в продолжение этих 40 дней учеников своих.– «Явился самим одиннадцати»: это то же явление, которое описывают евангелисты Лука ( Лк.24:36–49 ) и Иоанн ( Ин.20:19–23 ), каждый с некоторыми особенностями, восполняя сказания друг друга. – «Упрекал их за неверие»: об этом отчасти повествует и ев. Лука, когда описывает, как Господь удостоверял Апостолов в истине своего воскресения. – «Что видевшим Его воскресшего не поверили»: т. е. Марии Магдалине и другим мироносицам, Ап. Петру и еммаусским путникам. Казалось, довольно свидетелей для удостоверения в истине, но Апостолы все еще не верили вполне, и за это неверие, которое отчасти зависело и от жестосердия, в котором нередко Спаситель упрекал учеников своих (напр. Мк.8и дал.), упрекает Он их и теперь. Это обстоятельство, впрочем, имеет величайшую важность в повествованиях о воскресении Господа именно как неопровержимое доказательство истинности этого величайшего события. Видно, что Апостолы не ошиблись в ней, не могли обмануться, что это не мечта их, не плод восторженности или расстроенного воображения. Они не верили, и нужны были упреки им самого Воскресшего и дозволение осязать себя, чтобы победить это неверие; и если потом Апостолы поверили и проповедовали о действительном воскресении их Учителя и Господа, то это воскресение – несомненная истина и никто уже не может упрекнуть учеников в легковерии. – «Идите по всему миру»: ко всем народам без различия, иудеям и язычникам. Теперь, когда искупление совершено, Евангелие должно быть проповедано всем, а не иудеям только, к которым исключительно Господь посылал прежде Апостолов ( Мф.10:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

На человеческую природу Спасителя указывается уже в Ветхом Завете. В Быт. (12, 103 2-3; 22, 18) о грядущем Мессии говорится как о семени Авраамовом, а также как о семени Исаака (Быт. 26, 4) и Иакова (Быт. 28, 14). В книге пророка Иеремии Мессия назван потомком Давида (23, 5, 6). В Новом Завете в Евангелии от Луки (3 гл.) и Евангелии от Матфея (1 гл.) приводятся родословия Господа Иисуса Христа, где указаны его предки по плоти. Сам Господь неоднократно называет Себя в Евангелии человеком и Сыном человеческим. Например, Ин. 8, 40: " Ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину " ; Мф. (8, 20): " Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову " . Само выражение " Сын Человеческий " — это не простое наименование, а мессианский титул, восходящий к ветхозаветной книге пророка Даниила, применительно ко Христу упоминается в Свщ. Писании Нового Завета около 80 раз. Апостолы также называли Христа человеком — например, апостол Павел (1 Тим. 2, 5). В Деян. (17, 31) Господь Иисус Христос назван Мужем. В 1 Кор. (15: 45, 47, 49) Господь Иисус Христос назван Вторым Адамом. Свщ. Писание совершенно недвусмысленно говорит нам о реальности человеческой природы Спасителя и его единосущии нам по человечеству, причем, природы как телесной, так и духовной. Многократно в Свщ. Писании говорится о теле Спасителя. Некая жена помазала тело Спасителя миром перед погребением (Мк. 14, 8). Апостол Петр в 1 Пет. (2, 24) говорит, что Господь вознес наши грехи на теле Своем. Иосиф Аримафейский просил у Пилата тело Иисусово (Мф. 27: 58, 60). Кроме того, Спасителю усвояются различные части тела, как, например, глава, руки, ноги, голень, персты, ребра, а также плоть и кровь (Деян. 20, 28). Приписываются различные телесные отправления. Так, тело Спасителя было обрезано (Лк. 2, 21), имело нужду в пище и питье, подвергалось усталости (Ин. 4, 6), требовало сна (Мк. 4, 38), было способно к болезненным ощущениям (Лк. 22, 41-44 и Ин. 19, 30) и, наконец, вкусило смерть. Так же усвояется Спасителю в Свщ. Писании человеческая душа или дух.

http://sedmitza.ru/lib/text/443338/

Как бы обобщая противостояние христианства и античной цивилизации, Тертуллиан провозглашал: «Язычники и христиане чужды друг другу во всем» ( Tertull. Ad uxor. II 3). И. О. Князький, Э. П. Г. История Г. Традиционно для первых 3 веков существования Церкви насчитывают 10 Г., находя аналогию с 10 казнями егип. или 10 рогами апокалиптического зверя (Исх 7-12; Откр 12. 3; 13. 1; 17. 3, 7, 12, 16), и относят к правлению императоров Нерона, Домициана, Траяна, Марка Аврелия, Септимия Севера, Максимина Фракийца, Деция, Валериана, Аврелиана и Диоклетиана. Такой подсчет, вероятно, впервые был сделан церковным писателем рубежа IV и V вв. Сульпицием Севером ( Sulp. Sev. Chron. II 28, 33; ср.: Aug. De civ. Dei. XVIII 52). В действительности эта «цифра не имеет под собой твердой исторической почвы», поскольку число Г., случившихся в этот период, «можно насчитать и больше и меньше» ( Болотов. Собр. трудов. Т. 3. С. 49-50). Мученическая кончина архидиак. Стефана. Миниатюра из Минология имп. Василия II. Х. в. (Vat. gr. 1613. Fol. 275) Мученическая кончина архидиак. Стефана. Миниатюра из Минология имп. Василия II. Х. в. (Vat. gr. 1613. Fol. 275) Сам Господь еще во время земного служения предсказывал Своим ученикам грядущие Г., когда их «будут отдавать в судилища и в синагогах будут бить» и «поведут к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками» (Мф 10. 17-18), а Его последователи воспроизведут и самый образ Его Страданий («Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» - Мк 10. 39; Мф 20. 23; ср.: Мк 14. 24 и Мф 26. 28). Христ. община, едва возникнув в Иерусалиме, испытала справедливость слов Спасителя. Первыми гонителями христиан оказались их соплеменники и бывш. единоверцы - иудеи. Уже с сер. 30-х гг. I в. открывается список христ. мучеников: ок. 35 г. толпой «ревнителей о законе» был забит камнями диакон первомч. Стефан (Деян 6. 8-15; 7. 1-60). Во время непродолжительного правления иудейского царя Ирода Агриппы (40-44) был убит ап.

http://pravenc.ru/text/166129.html

Но наряду с этими конкретными, обусловленными временем указаниями Марк (или его возможный предшественник) использует также и традиционные образы. Сравни Мк.13:19 «в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет» с ветхозаветными пророчествами: «Вот, Я пошлю завтра, в это самое время, град весьма сильный, которому подобного не было в Египте со дня основания его доныне» ( Исх 9,18 ); «День тьмы и мрака, день облачный и туманный, ... какого не бывало от века и после того не будет в роды родов» ( Иоиль 2,2 ); «И наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени» ( Дан 12,1 ). Это время конца будет отмечено следующими признаками: а) Появится некий противник христиан. Его принято называть Антихристом. Сейчас он пока неведом и не поддаётся определению. Он будет узурпатором, займёт в жизни мира не принадлежащее ему место ( «где не должно»). «Увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно» ( Мк.13:14 ). Слова мерзость запустения взяты из книги пророка Даниила ( Дан 9:27, 11:31, 12:11 ; 1Мак. 1,54 ). Привычное нам выражение в оригинале буквально значит «ужасающее осквернение». Возникла же эта фраза в связи с Антиохом IV Епифаном (167 г. до Р.Х.). Этот эллинистический царь и наследник Александра Великого пытался уничтожить иудейскую религию и ввести греческий образ мышления и греческий образ жизни. Антиох осквернил Иерусалимский храм, принеся в жертву свинью на большом жертвенике и устроив публичные дома в священных дворах храма. Он даже поставил огромную статую Зевса в Святая Святых храме и повелел иудеям поклоняться этому идолу. В связи с этим в 1Мак 1,54 сказано: «в пятнадцатый день Хаслева, сто сорок пятого года, устроили на жертвеннике мерзость запустения, и в городах Иудейских вокруг построили жертвенники». Иисус Христос, как мы читаем в Евангелии, предсказал, что все это повторится снова. Все это сбылось уже в 40 г. Р.Х. В то время в Риме императором был безумный Калигула, утверждавший, что он – бог. Он услышал о существовании в далеком Иерусалиме храма, в котором нет идолов, и задумал установить в Святом месте свою собственную статую. Его советники уговаривали его не делать этого, потому что они понимали, что это неизбежно приведет к кровопролитной гражданской войне. Калигула же был упрям и стоял на своем, но к счастью он умер в 41 г., не успев осуществить свой план осквернения храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

У П. был брат, неоднократно упоминаемый во всех 4 Евангелиях. Его греч. имя - Андрей (Ανδρας; см. в ст. Андрей Первозванный ). Вероятно, у него было также евр. имя, данное ему при рождении, однако оно неизвестно. Из того, что в синоптических Евангелиях Андрей упоминается всегда после П. (Мф 4. 18; 10. 2; Мк 1. 16, 29; 3. 16-18; 13. 3; Лк 6. 14; Деян 1. 13), можно заключить, что он был младшим братом. Однако в Евангелии от Иоанна его имя один раз поставлено перед именем П. (Ин 1. 44). Из того же Евангелия известно, что Андрей к моменту выхода Иисуса на проповедь был учеником Иоанна Крестителя (Ин 1. 35-40). Есть 2 свидетельства того, что П. был женат. Первым является рассказ об исцелении Иисусом тещи П. у евангелистов-синоптиков (Мф 8. 14-15; Мк 1. 29-31; Лк 4. 38-39). Второе (косвенное) свидетельство принадлежит ап. Павлу (1 Кор 9. 5), из слов к-рого следует, что П. оставался женатым 2 десятилетия спустя после воскресения Иисуса и даже брал жену в свои миссионерские путешествия. Были ли у П. дети, неизвестно. Евсевий Кесарийский приводит предания, касающиеся жены и детей П. ( Euseb. Hist. eccl. III 30. 2). Образование, грамотность, возраст на момент призвания Об образовании, к-рое П. мог получить, сведений нет. В лит-ре распространено мнение о том, что П. был неграмотным. Это вполне вероятно, учитывая его происхождение и род занятий. В Деяниях о П. и об ап. Иоанне сказано, что они «люди некнижные и простые» (Деян 4. 13). Употребленное здесь греч. прилагательное γρμματοι (некнижные) буквально означает «неграмотные», «не умеющие читать». А существительное διται (простые) может быть переведено как «невежды» (подробнее о значении данных терминов по отношению к П. см. в: Adams. 2015. P. 131-134). Более поздние евр. источники (в частности, Мишна, Вавилонский и Палестинский Талмуды) рисуют, однако, картину едва ли не всеобщей грамотности среди муж. населения Палестины в I в. Этот вопрос остается предметом дискуссий (обзор различных т. зр. см. в: Meier. 1991. P. 271-276; см. также в ст. Петра послания ).

http://pravenc.ru/text/2580090.html

Ис.40:3 . Глас вопиющего в пустыне: при­готовьте путь Го­с­по­ду, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; Ис.40:4 . всякий дол да наполнит­ся, и всякая гора и холм да по­низят­ся, кривизны выпрямят­ся и неровные пути сделают­ся гладкими; Говорят о необходимых подготовительных условиях, предваряющих явление «славы Господней» – главного предмета утешительной речи. «Глас вопиющего в пустыне». Из ясных указаний Евангелия мы видим, что это пророчество прилагал к себе Иоанн Креститель, Предтеча Мессии, явившийся «уготовать пути Его» ( Мф.3:3 ; Мк.1:3 ; Лк.3:4 ; Ин.1:23 ; Лк.1:76 ; Мф.11:10 ). «Понимаемые же в общем смысле, данные слова содержат указание на ряд событий в политической, религиозной и умственной жизни древнего человечества, предварявших явление христианства и облегчавших распространение его в степи язычества ( Ис.35 ) по проложенным заранее стезям человеческой мысли и цивилизации» (Толк. на кн. пророка Исаии СПб. профес. II ч. 674 с.) «Слово в пустыне евангелисты относят к предыдущим словам: «глас вопиющего в пустыне»; а пророк относит к последующим словам: «в пустыне очищайте путь Господа». В первом случае понимается дикая, страшная пустыня Иорданская близ Иерихона, простирающаяся к Мертвому морю, в которой обитал Иоанн Креститель и проповедовал покаяние. В последнем случае под пустыней в духовном смысле разумеется народ иудейский, который по своему нравственному, религиозному состоянию тогда уподоблялся дикой невозделанной пустыне» (Еп. Петр, II, 14 с.). Впрочем, многие берут это понятие еще шире, разумея под ним весь тогдашний мир, который, подобно безводной пустыне, жаждущей дождя, напряженно ожидал Искупителя, о чем пророк упоминал уже и раньше, когда говорил: «Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс» ( Ис.35:1 ). Начиная со слов: «приготовьте путь ко Господу» и кончая заключительными словами четвертого стиха: «и неровные пути сделаются гладкими» – идет так свойственный еврейской поэтической речи параллелизм мыслей, когда одна и та же мысль передается в нескольких параллельных образах, пример чего и имеем мы здесь в речи о «прямых путях», «об понижении гор и холмов», об «воспрямлении кривизны» и «углаждении неровностей». Самый образ взят, очевидно, от обычая древневосточных деспотов во время своих путешествий посылать вперед себя целые толпы гонцов, на обязанности которых лежала, между прочим, расчистка и подготовка пути. В переносном же, духовно-нравственном смысле, это требование, по толкованию блаженного Иеронима , означало, «чтобы мы делали для Бога прямыми пути и стези в сердцах наших, и наполнялись добродетелями, и принижались смирением, чтобы кривое мы изменяли в прямое, жестокое превращали в нежное, и таким образом делались достойными видеть славу Господню и спасение Божие» (Твор. Блаженного Иеронима, ч. 8. Киев, 1882 г., с. 141).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

и пр. Но поборники отрицательной критики не удовлетворяются этим простым объяснением, и, отстраняя древние свидетельства о обстоятельствах происхождения Евангелия 333 , выставляют эти особенности, как доказательства против подлинности Евангелия, а равно и первых трех. – Разберем же эти особенности поподробнее с воззрениями на них отрицательной критики. 1 Исходным пунктом возражений против происхождения четвертого Евангелие от апостола Иоанна, на основании внутренних признаков, служит расположение повествований Иоанновых по путешествиям Господа Иисуса во Иерусалим на праздники, и зависящее от сего изображение места действий – Спасителя в продолжение Его общественного служения до последней пасхи. – Отличие повествований четвертого евангелиста от повествований первых трех в этом отношении действительно очень заметно, даже для не совсем внимательного читателя евангельских сказаний. По вступлении Господа в дело общественного служения, как повествуют все три первые евангелиста, Он возвращается из Иудеи (после крещения) в Галилею, живет здесь, учит и чудодействует, исходя иногда и в сопредельные Галилее страны, но как будто не посещая Иерусалима; по крайней мере, при повествовании о событиях, деяниях и учении Господа в Галилее и окрестных странах, ни один евангелист прямо не говорит, чтобы Он бывал и в Иерусалиме до времени последней пасхи, в которую Он пострадал ( Мф.4:12–18,35 ; Мк.1:14,9:50 ; Лк.4:14,9:50 ).. По повествованию Иоанна, Христос хотя после крещения удаляется также в Галилею ( Ин.1:43, 2:12 ), но не надолго; на праздник пасхи Он приходит в Иерусалим ( Ин.2:13 и дал.), потом живет несколько времени около Иерусалима в Иудее ( Ин.3:22 в дал.) и удаляется в Галилею чрез Самарию ( Ин.4:1–4 и дал.). Потом на праздник Он опять идет в Иерусалим (во второй раз, – Ин.5:1 и дал.), исцеляет больного при Вифезде, и опять удаляется в Галилею ( Ин.6:1 и дал.). На праздник кущей Он снова приходит в Иерусалим (в третий раз, – Ин.7:1–14 и дал.), там же был Он и на празднике обновления (совершавшемся два месяца спустя после праздника кушей, – Ин.10:22 ) и кажется, не возвращался уже в Галилею, а пребывая недалеко от Иерусалима на месте, где крестил прежде Иоанн ( Ин.10:40, 11:6 ), откуда приходил в Вифанию воскресить умершего друга своего Лазаря (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

   А.Р. ФОКИН, ИФ РАН: «Истоки средневекового учения о чистилище в западной патристике III-IV вв.» Дискуссия. 14.00-15.00 — Обед.     15.00-16.40      Д.М. ГЗГЗЯН, Свято-Филаретовский институт: «Эсхатологическое измерение христианской этики». Дискуссия.    Проф. В.К. ШОХИН, ИФ РАН: «Миф о реинкарнациях в постхристианскую эпоху». Дискуссия.    17.10-18.50 Доц. А.И. ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА, РГГУ: «Эсхатологические предпосылки экклезиологического учения матери Марии (Скобцовой)». Дискуссия.    Проф. А. И. ХОЛОДНЫЙ, Корнельский университет: Соприкосновение души и тела: представления естественной науки о современном состоянии человека и размышление о жизни будущего века». Дискуссия.    Священник Александр ТИМОФЕЕВ, МДА: «Царство Божие, пришедшее в силе» (Мк 9, 1). Эсхатологическая проблематика в современной библеистике и в творениях Византийских отцов Церкви». Дискуссия. Секция III    10.00-11.40      Преосвященный ИГНАТИЙ (Мидич): «Современные проблемы церковной жизни, связанные с эсхатологией». Дискуссия.    Высокопреосвященный АВГУСТИН, архиепископ Львовский и Галицкий: «Современные проблемы  церковной жизни, связанные с эсхатологией». Дискуссия. 12.10-13.50      Священник Александр ЗАДОРНОВ, МДА: «Современные секулярные эсхатологии». Дискуссия.    Доц. священник Георгий ПЕТРАРУ, Ясский университет: «Православное видение секулярной и сектантской эсхатологии». Дискуссия. 14.00-15.00 — Обед.    15.00-16.40      Проф. ФИРСОВ С.Л., СПбГУ: «Эсхатологические предчувствия и представления у православных «неоконсерваторов» и квазихристиан современной России». Дискуссия.    Проф. диакон Андрей КУРАЕВ, МДА: «Отношение христианина к предметам и документам с нехристианской символикой». Дискуссия.    17.10-18.50 С.В. ЧАПНИН, «Церковный Вестник»: «Христианская эсхатология в зеркале СМИ: мифы и катастрофы как информационный повод». Дискуссия. Доц. В.Р. ЛЕГОЙДА, МГИМО: «Эсхатологическая тема и православная миссия в СМИ». Дискуссия. 17 ноября, четверг 10.00-11.40 — Пленарное заседание. Круглый стол «Глобализация и эсхатология». Руководитель: Высокопреосвященный КИРИЛЛ, митрополит Смоленский и Калининградский, председатель ОВЦС МП.

http://patriarchia.ru/db/text/54955.html

В Мф.28:19 Иисус не называет Себя Отцом, Сыном и Святым Духом. Он говорит, что христианское крещение свидетельствует о вере человека в Отца, Сына, Которого Отец послал, чтобы умереть за наши грехи, и Святого Духа. Заблуждение 6: «Иисус в действительности не был совершенным Богом и совершенным человеком». Многие люди издавна отвергали идею о том, что Иисус одновременно является совершенным Богом и совершенным человеком. Они пытались разрешить этот парадокс, называя Иисуса простым человеком, через которого говорил Бог, или Богом, Который лишь принял вид человека, или предлагали какие-то еще «простые» теории. Действительно, мы не можем до конца постичь своим умом, как в Иисусе Бог стал человеком. Но воплощение – истина о том, что Бог стал плотью, – является высшим подтверждением того, что для Бога нет ничего невозможного ( Быт.18:14 ; Лк.1:37 ). И Библия ясно излагает эту истину. Ириней, епископ лионский (177 г. н. э.), писал: «А Церковь … приняла от апостолов и их учеников, свою веру в единого Бога и Отца Всемогущего, создавшего небо и землю, и море, и всё, что в них, и в единого Христа Иисуса, Сына Божьего, Который стал плотью для нашего спасения, и в Святого Духа, Который через пророков возвестил домостроительство Божие…» Библия ясно показывает, что Иисус был совершенным человеком: В детстве Он развивался физически, интеллектуально, социально и духовно ( Лк.2:40,52 ). Он уставал; Он спал; Он потел; Он испытывал голод и жажду; Он пролил кровь и умер; Его тело было похоронено ( Мф.4:2; 8:24 ; Лк.22:44 ; Ин.4:6-7; 19:28-42 ). После воскресения из мёртвых Он ел и пил с людьми, показал им Свои раны и дал им прикоснуться к Своему телу ( Лк.24:39-43 ; Ин.20:27-29 ; Деян.10:41 ). Библия также ясно показывает, что Иисус был и остается Богом в человеческом облике: Иисус делал на земле то, что может делать только Бог: Он повелевал силам природы ( Мф.8:23-27; 14:22-33 ), прощал грехи ( Мк.2:1-12 ), заявлял о том, что Он выше закона о Субботе ( Ин.5:17-18 ), и давал жизнь тем, кому Ему было угодно ( Ин.5:19-23 ).

http://azbyka.ru/troica

Сегодня нам, современникам, искать виноватых в событии, случившемся 115 лет назад, пустое и неблагодарное дело. Тем более, что исторических версий на этот счет (от халатности властей до политических провокаций) и без нас хватает. Хочется воспользоваться советом святых отцов Церкви, которые предлагали все житейские моменты, от мелких неурядиц до глобальных проблем, измерять простым вопросом: «а как поступил бы Христос?» Самое интересное, что аналог рассматриваемой ситуации можно найти в Евангелии. Например, взять то же чудо умножения хлебов. Если обратить внимание на бытовые подробности евангельского повествования, то можно увидеть, что здесь также присутствовало большое количество людей, и предстояла раздача еды. В этой связи знаменательны действия Спасителя перед совершением чуда: «И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу» (Мф. 14,17). В Евангелии от Марка вводится уточнение: «Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве» (Мк. 6,39-40). Святой апостол Лука уже цитирует слова самого Христа: «рассадите их рядами по пятидесяти» (Лк. 9,14). Стоит обратить внимание на схему раздачи пищи: сначала Господь сделал указание, чтобы все расселись на траве небольшими группами, а после совершения чуда передает хлеб ученикам, которые в свою очередь разносили их людям. Естественно, в таких условиях не могло быть никакой толкотни и давки. Святые толкователи этого евангельского отрывка акцентировали внимание на смысле самого чуда, поэтому все их объяснения носят метафорический, символический характер. Основная версия святых отцов относительно того, зачем Спаситель рассадил всех по отделениям такова: чтобы легче было сосчитать всех, кто насытился. Но все же блаженный Феофилакт, епископ Болгарский в своем толковании этого места у евангелиста Марка делает важное для нас уточнение, что Христос размещает народ на траве отдельными рядами, как бы за разные столы. Битва бидонами за крещенскую воду

http://pravmir.ru/nuzhna-li-pravoslavnym...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010