Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических. Часть 2. Обличение раскола. Часть 3. О сектах рационалистических и мистических Источник Часть 2. Обличение раскола Введение. Источники для рассуждений с раскольниками о вере Для уяснения вопросов веры с инакомыслящими необходимо, прежде всего, установить общие источники; при различии же этих источников нужно решить вопрос: могут ли принимаемые одной стороной источники и не принимаемые другой считаться обязательными источниками вероучения. Раскольники-старообрядцы признают, в общем, те же источники вероучения, какие признает и православная церковь , именно: 1) Священное Писание Ветхого и Нового завета. Раскольники не отвергают, и отвергать не могут, значения этого источника вероучения, так как они считают себя последователями древней православной церкви. Но на деле они не любят оным пользоваться и весьма редко прибегают к доказательствам из св. евангелия или посланий апостольских. Между тем в евангелии заключается слово самого Бога, которое Иисус Христос заповедал проповедовать всем людям ( Мк.16:15 ). Это слово и будет судить нас в последний день ( Ин.12:47–48 ). Христово евангелие дано не на время; оно вечно (Апокал. толк., зач. 40, Благов. Лук. зач. 107). Посему неведение Писания, по учению св. Златоуста, есть причина всякого зла (Бес. на 14 посл. Колос. 9 нравоуч.). Те, которые не евангельской дверью входят, суть тати и разбойники (Кир. кн., л. 363. Толков. Еванг. 2, л. 165. Учит. Еванг. зач. 26 от Иоанна). В тех случаях, когда свящ. Писание прямо противоречит раскольническому учению, защитники раскола любят говорить, подобно последователям сект рационалистических, – что Писание нельзя понимать по букве: буква убивает, дух животворит; о духовном надобно и рассуждать духовно. Но такое заявление – крайнее и одностороннее. В Соборнике 1 , напечатанном при п. Иосифе, помещено толкование слова св. Григория Богослова на св. Пасху. В нём говорится, что средина есть добродетель, безмерие же или оскудение есть злоба. Посему, кто Писание толкует буквально, тот уподобляется иудеям, а кто всё Писание объясняет иносказательно, тот уподобляется человеку, находящемуся во сне (л. 373). В правиле 19 шестого вселенского собора говорится, что божественные Писания нужно толковать не по своему разумению (не от себя), а как св. отцы истолковали.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Скачать epub pdf Св. апостол и Евангелист Марк Св. Марк был родом еврей и происходил из колена Левиина, от племени священнического. Жил он первоначально в Иерусалиме, в доме матери своей Марии ( Деян.12:12 ). Принятое православной Церковью Предание 32 почитает Марка одним из числа 70-ти апостолов Господних. Сохранилось также древнее предание, что св. Марк был тот упоминаемый в Евангелии юноша, который в ночь, когда был предан Спаситель, и все ученики оставили Его, следовал за Христом, обернувшись покрывалом по нагому телу, но, будучи схвачен воинами, оставил покрывало в их руках и нагой бежал от них ( Мк.14:51–52 ). Дом матери св. Марка, Марии, в Иерусалиме служил местом молитвенных собраний для многих верующих иерусалимлян и местом пристанища для некоторых из апостолов. Книга Деяний апостольских свидетельствует, что апостол Петр, после чудесного изведения его из темницы ангелом, пошел в дом Марии, где многие из верующих собрались для молитвы ( Деян.12:4–17 ). Таким образом св. Марк в доме матери своей мог участвовать в собраниях святых апостолов и первых христиан. Особенно в близком общении был он с апостолом Петром, который, для означения такой близости, называет его своим сыном ( 1Пет.5:13 ). Св. Марку приходился дядею св. Варнава, – муж, уважаемый в Иерусалимской Церкви, как муж добрый и исполненный Духа Святого и веры ( Деян.11:24 ). Через этого родственника своего Марк сделался известен и другому верховному апостолу, Павлу, когда тот, спустя три года после чудесного обращения своего ко Христу, в первый раз прибыл в Иерусалим. Вступив таким образом в общение с великими апостолами Петром и Павлом, Марк и в последующее время является в числе сотрудников этих верховных апостолов. Спустя 40 лет с небольшим по Рождестве Христовом, иудеи разграбили имущество иерусалимских христиан, так что те принуждены были терпеть сильный голод. По этому случаю апостол Павел вместе с Варнавой во второй раз приходил в Иерусалим, для доставления тамошним христианам пособия от христиан антиохийских. Исполнив это поручение Церкви верующих в Антиохии, Варнава и Павел, возвращаясь в Антиохию, взяли с собою Марка ( Деян.12:25 ), для того, чтобы сделать его участником в трудах своих. Когда, в том же году, Павел и Варнава предприняли из Антиохии первое апостольское путешествие для проповеди Евангелия иудеям и язычникам, то вместе с ними отправился и Марк в качестве их помощника ( Деян.13:5 ). Вместе с ними он был в приморском городе Селевкии, на восточном берегу Средиземного моря; отсюда отплыл на остров Кипр, прошел его с востока на запад, от Саламина до Пафа. В последнем месте он был свидетелем чудесного поражения слепотою по слову св. апостола Павла волхва Вариисуса. Прибыв затем в Малую Азию, в памфилийском городе Пергии, Марк, к немалому огорчению апостола Павла, почему-то оставил его с Варнавою и возвратился в Иерусалим, в дом матери своей ( Деян.12:4–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 12 1–12. Притча о злых виноградарях. – 13–17. Ответ Господа фарисеям и иродианам о дани Кесарю. – 18–27. Ответ Господа саддукеям по вопросу о воскресении мертвых. – 28–34. Самая важная заповедь. – 35–37. Христос – Сын и Владыка Давида. – 38–40. Речь против книжников и фарисеев. – 41–44. Две лепты бедной вдовы. Мк.12:1 .  И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. Мк.12:2 .  И послал в свое время к виноградарям слугу – принять от виноградарей плодов из виноградника. Мк.12:3 .  Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем. Мк.12:4 .  Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем. Мк.12:5 .  И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали. Мк.12:6 .  Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего. Мк.12:7 .  Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше. Мк.12:8 .  И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника. Мк.12:9 .  Что же сделает хозяин виноградника? Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим. Мк.12:10 .  Неужели вы не читали сего в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; Мк.12:11 .  это от Господа, и есть дивно в очах наших». Мк.12:12 .  И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли. «И начал говорить им притчами» (стих 1). Согласно Евангелию Марка выходит, что Господь сказал первосвященникам и книжникам ( «им») несколько притчей. И евангелист Матфей, действительно, сообщает в параллельном разделе ( Мф.21:28–44, 22:1–14 ) три притчи. Ясно, что если в настоящем случае евангелист Марк приводит только одну, то делает это ввиду большого сокращения повествования. Притча, избранная им (вторая у Матфея), является наиболее сильной. Точно так же из слуг, о которых говорит Матфей ( Мф.21:34 ), евангелист Марк упоминает об одном, вероятно, наиболее важном.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Священное Писание На языке христиан С.П. – это книги ВЗ и НЗ (⇒ Библия – статья «Библия» в большей степени посвящена внешним вопросам, в то время как предмет данной статьи – изложение понимания Писания). I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ А. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ» И ЕГО СИНОНИМЫ Авторы новозаветных книг употребляют ряд выражений, которые являются синонимами словосочетания «Священное Писание»: 1) выражения «священное писание», «святые писания» ( Рим. 1:2 ; 2Тим. 3:15 ) обозначают здесь ветхозаветные писания, которые в Рим. 14названы «писаниями пророческими» (ср. Мф. 26:56 ; 2Петр. 1:19 ). В 2Петр. 3послания Павла причислены к «прочим [Свящ.] писаниям». Часто, и всегда в том же значении, что и С.П., новозаветные авторы используют обозначения «писания» или «писание» (см. Мф. 21:42 ; Мк. 15:28 ; Лк. 24:27 ; Ин. 2:22 ; Ин. 5:39 ; Деян. 17:2 ; 1Кор. 15:3.4 ; 1Петр. 2:6 ; Иак. 4:5 ), причем ед.ч. подразумевает либо ВЗ в его совокупности ( Ин. 10:35 ; Гал. 3:22 ; 1Петр. 2:6 ), либо, что встречается чаще, опред. место из ВЗ ( Лк. 4:21 ; Ин. 19:24.28.36.37 ; Деян. 8:32.35 ; 1Тим. 5:18 ). Такие выражения, как «и Писание, провидя, что...» ( Гал. 3:8 ), «Писание всех заключило под грехом» ( Гал. 3:22 ), позволяют увидеть здесь персонифицированное употребление этого слова; 2) то же значение, что и «Писание», имеет слово «закон» в Ин. 10:34 ; Ин. 12:34 ; 1Кор. 14:21 . Закон также может «говорить» ( Рим. 3:19 ; Рим. 7:7 ; 1Кор. 9:8 ), «производить» ( Рим. 4:15 ); ⇒ Закон (I,Б; II,A; IV,Г); 3) «Закон и пророки» ( Лк. 16:16 ; ср. Мф. 11:13 ; Рим. 3:21 ); 4) «Моисей и пророки» ( Лк. 16:29 ; Лк. 24:27 ; Деян. 28:23 ); 5) «Писания пророков», «все пророки», «слова пророков», «сказанное у пророков» ( Мф. 26:56 ; Деян. 3:18.24 ; Деян. 13:40 ; Деян. 7:42 ; Деян. 15:15 ; Деян. 24:14 ; Деян. 26:22.27 ); 6) выражение «Моисей говорит» ( Рим. 10:19 ) употребляется в том же значении, что и «Писание говорит»; «Моисей пишет» ( Рим. 10:5 ), «Моисей написал нам» ( Мк. 12:19 ; Лк. 20:28 ). То же можно сказать о выражениях: «Давид сказал» ( Мк. 12:36 ; Лк. 20:42 ; Рим. 11:9 ); «Исаия говорит» ( Рим. 10:16.20 ; Рим. 15:12 ), «провозглашает» ( Рим. 9:27 ), «предсказал» ( Рим. 9:29 ), «пророчествовал» ( Мф. 15:7 ; Мк. 7:6 ), «как сказал пророк Исаия» ( Ин. 1:23 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Искушаем от диавола. Диавол с греческого означает соблазнитель, это – согрешивший и отпадший от Бога ангел, враг всего доброго, существо злое, враждебное добру. Конечно, диавол являлся Иисусу Христу для искушения в человеческом виде. Диаволу желалось искусить Христа, т. е. узнать, действительно-ли Он есть Мессия – Христос, – узнать это посредством соблазна к греховным действиям. Искушать, вообще, значит испытывать, дознавать, соблазнять, склонять к чему-либо недоброму. От диавола сокрыто было Богом, что Иисус Христос есть Спаситель мира, Богочеловек. Диавол полагал, что Иисус Христос не больше, как праведный человек, за добродетель усыновленный Богом. Тремя видами греховной похоти искушал сатана праотцев в раю: похотию плоти – добро древо в снедь, похотию очес – угодно очима видети, и гордостию житейскою – будете яко бози. Таким же образом искушал Иисуса Христа и диавол (Троиц. Лист.). «Не выдержал искушения первый Адам в раю, победил искусителя второй Адам, Господь Иисус в пустыне. Не яст ничесоже во дни тыя (в те, т. е. 40 дней). Столько же дней постились Моисей ( Исх.34:28 ) и Илия ( 3Цар.19:8 ). Число 40 в Свящ. писании напоминает или наказание за грех – так 40 дней шел дождь потопный ( Быт.7 ), 40 лет Евреи странствовали по пустыне ( Чис.14 ); или покаяние, – таков был пост Моисея ( Втор.9 ), и Ниневитян ( Ион.3 ). Не сохранил поста первый Адам в раю; Господь Иисус Христос, второй Адам, выполннл это – выдержал самый строгий пост.» (Троиц. Лист.). Постился Христос не для того, что Ему нужен был пост, но для нашего научения, что пост есть сильное оружие против греха, против диавола. Постился не более сорока дней для того, чтобы чрезмериым величием чуда не сделать сомнительною самую истину воплощения (Злат.). У еванг. Марка прибавлено, что Иисус Христос был в пустыне со зверями ( Мк.1:13 ). Этим говорит он, что Иисус Христос, как Возстановитель рода человеческого в первое райское состояние, был среди зверей, как Адам в раю, когда ему были послушны и нестрашны самые дикие звери, и ни один из них не сделался для Него орудием искушения, как некогда змей из среды их послужил орудием падения прородителей (Мих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Скачать epub pdf Беседа 40 4. Процесс и приговор (Мк.14,53–15,20а). Продолжение. Иисус перед Каиафой и Синедрионом (Мк.14,53–64; Мф 26,57–68; Лк 22,54; Ин 18,12–14.19–25). Продолжение. 53 И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. 54 Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня. 55 Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. 56 Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны. 57 И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: 58 мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный. 59 Но и такое свидетельство их не было достаточно. 60 Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? 61 Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? 62 Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. 63 Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? 64 Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти. Итак, после ареста Иисуса привели к первосвященнику, к которому «собрались все первосвященники и старейшины и книжники», образовавшие Синедрион, или Высший Совет иудейского народа. Иисус Христос подвергся допросу. В изображении Евангелиста Марка в центре расследования стояло два вопроса. 1 . Речь Иисуса, направленная против храма : «Мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный», – таково было обвинение. Мы ничего не узнаём об обстоятельствах, в которых Иисус мог именно так высказываться относительно судьбы храма. Точно воспроизвести подобные высказывания Христа не могли очевидно и сами свидетели. Текст нам говорит, что «такое свидетельство их не было достаточно». Вот другие евангельские предания на ту же тему: «Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий!» ( Мк 15,29 ); «Пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его» ( Мф 26,60–61 ); «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» ( Ин 2,19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Вопрос о пределах ведения Господа нашего Иисуса Христа (Мф. 24, 36; Мк. 13, 32; Лк. 2, 52; Ин. 11, 34) и его решение в контексте Святоотеческого предания 693 Все православное вероучение, так же, как и христианское житие, соткано из видимых противоречий, которые представляются падшему и греховному рассудку человеческому неразрешимыми антиномиями. Однако эти противоречия (например, противоречие Единства и Троичности Бога) остаются, как правило, неразрешимыми лишь для тех, кто либо пребывает вне ограды Церкви, либо для только что вошедших в нее, а для стремящихся ревностно следовать «тесным и узким путем» (ср. Мф. 7, 13–14 ) они перестают быть антиномиями. Причем разрешение таких противоречий осуществляется не столько способом дискурсивно-понятийного мышления, сколько стяжанием духовного опыта, объединяющего ум и сердце. Понятийное мышление является здесь не более как сопутствующим фактором. А духовный опыт, включающий в себя и опыт духовной брани, и стяжание добродетелей (в первую очередь смиренномудрия), и литургический опыт, и науку молитвы и т. д., есть главный путь обретения доступной для человека полноты христианского ведения. Этот путь и заповедан нам святыми отцами. К числу видимых противоречий, становящихся порой неразрешимыми антиномиями, можно отнести и вопрос о знании или незнании Господа, который, по констатации одного исследователя, превратился в один из важнейших вопросов современной христологии 694 . По нашему мнению, данный вопрос приобрел подобную важность прежде всего потому, что западная христология (как католическая, так и протестантская) в ряде своих представителей встала на тот ложный путь дискурсивно-понятийного мышления, который из сопутствующего фактора превратился в фактор определяющий. Если обратиться к Священному Писанию Нового Завета, то в нем можно найти лишь очень слабые предпосылки для возникновения такого вопроса. Можно указать только на высказывание Господа: О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец ( Мк. 13, 32 ; ср. Мф. 24, 36 ) – и на сообщение, что Иисус преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков ( Лк. 2, 52 ; ср. 2, 40), предполагающее определенную неполноту ведения (премудрости) у Спасителя. Также с некоторой натяжкой можно отметить в этом плане и Ин. 11, 34 , где намекается на то, что Иисус Христос не знал о месте погребения Лазаря. Это отсутствие серьезных предпосылок для возникновения вопроса о неведении Христа имело следствием тот факт, что святые отцы Церкви по собственной инициативе практически не поднимали его. Указанный вопрос ставили преимущественно еретики, и решение его у отцов Церкви и древнецерковных писателей было лишь ответом на суемудрое «богословствование» еретиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Закрыть itemscope itemtype="" > Комары и верблюды 02.05.2011 612 Время на чтение 14 минут Закваска Речь Господа нашего изобилует яркими образами. Иной раз Его слово бывает «против шерсти». Он обличает. Порой мягко, как бы намекая, деликатно подводя человека к пониманию своей неправоты, греховности (вспомним обличение фарисея, соблазнившегося Его благосклонностью к грешнице (Мф. 7; 40 - 50), самарянки, жившей, как нынче выразились бы, «в гражданском браке» (Ин. 4; 17 - 18), или женщины, взятой в прелюбодеянии (Ин. 8; 7 - 11)); но порой Он суров, Его обличения словно хлещут по щекам: «Горе вам, фарисеи, лицемеры...». Грех Ему чужд и ненавистен, однако, к грешникам у Него, скажем так, дифференцированный подход. Нигде в Евангелии Господь не обрушивается с обличениями на грешников явных, на тех, кто и без того был ненавидим или презираем в обществе и отвергаем. Единственно, кто удостаивается Его гнева, преисполненного скорби об ожесточении сердец - это книжники и законники, фарисеи и саддукеи, от чьей «закваски» (Мф. 16; 6 - 12; Мк. 8; 15; Лк. 12; 1) он предостерегал Своих последователей. Что это за «закваска» такая и кому от нее надо беречься? В Евангелии сказано, что под «закваской» имеется в виду учение фарисейское и саддукейское. Слово это было обращено к Апостолам. Из Евангелия, опять же, мы знаем, что фарисейское учение состояло в подмене казуистикой сути Закона; учения раввинов («предания человеческие») погребли под собой заповеди Десятословия, их сущность: «суд, милость и веру» (Мф. 23; 23). Саддукеи, в отличие от фарисеев, не признавали предания, но и воскресение из мертвых отрицали, будучи скорее политической партией - «партией власти». Какое это имеет отношение к нам? На первый взгляд никакого: мы не исповедуем раввинистических учений, да и к тому же фарисеи были партией национального освобождения, культивировавшей еврейский национализм на почве калейдоскопа уставных правил и ритуалов - какое это к нам имеет отношение? Фарисеи вдохновляли еврейский народ ложно интерпретируемой мессианской идеей, но мы-то не иудеи, Талмуд не приемлем, а Мессию исповедуем пришедшего «в рабьем зраке» и ожидаемого «в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8; 38) - при чем тут мы?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Псалом 109 Мессия – Христос есть Царь и Первосвященник, имеющий победить мир. Псалом Давиду. 1. Рече Господь Господеви моему: седи одесную мене, Дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих. Боговдохновенный пророк Давид говорит о Христе – Спаситель. По откровению св. Духа, Христос есть Господь, имеющий победить всех своих врагов. Пророк говорит: «Сказал Господь Господу моему», – Господь первый, по-еврейски, Иегова, сказал Господу другому, по-еврейски, Адонаи. – " Седи одесную Мене», – это есть тоже, что, восседая на престоле по правую сторону царя, быть ему соправителем; следовательно, Господь – Адонаи должен царствовать вместе с Богом. – «Доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». По обычаю древности, побежденные, приближаясь к победителям, должны были повергаться ниц пред ними, в знак полной покорности, а победители – в знаке полного покорения побежденных, становились ногою на голову их; те, таким образом, служили им некоторое время как бы подножием (I. Нав.10:24 ). Посему – положить врагов в подножие ног, значит совершенно их покорить. Кто сей Господь – Адонаи? Это – Христос. Однажды, когда собрались ко Иисусу Христу саддукеи и фарисеи и предлагали Ему различные трудные вопросы, не имея веры в божественное достоинство Его лица, то «Иисус, обратившись к фарисеям, спросил: что вы думаете о Христе? чей Он Сын? Говорят Ему книжники: Давидов. Говорите им Иисус: как же Давиде, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын Ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова: и с того дня никто уже не смел спрашивать Его» ( Мф.24:34,41–46 ; Мк.12:34–37 ; Лк.20:40–44 ). Очевидно, по пророчеству Давида, Христос есть Сын Божий, а потому и Господь самого Давида. Это решительно утверждает и Ап. Павел. В своем послании к Евреям, Ап. Павел, свидетельствуя о божестве Иисуса Христа, и о превосходстве Его, как Единородного Сына Божия, над Ангелами, между прочим, говорит: «Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ( Евр.1:4, 13–14 ). – Что Христос, во исполнение сего пророчества Давида, восшел на небеса и возседит одесную Бога Отца, о семь свидетельствует Ев. Марк, говоря: «Господь вознесся на небо и воссел одесную Бога ( Мк.16:19 ). В день Пятидесятницы, по сошествии Святого Духа, Апостол Петр, обратившись к собравшимся сюда Иудеям и другим «благоговейным людям», так свидетельствовал о Христе: «Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак, твердо знай, весь дом (народ) Израилев, что Бог соделал Господом и Христом сего Иисуса, которого вы распяли. Слышав это, они умилились», замечает Дееписатель ( Деян.2:34–37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

свящ. Сергий Кобзарь Приложение I. Перечень главных ересей протестантизма 1. Протестанты отвергают особое священство в Церкви и разделение верных на пастырей и овец (см. гл. 12, абз. 2–5,10), вопреки учению Библии (см. гл. 12. абз. 11–28) и всей древней Церкви (см. гл. 12, абз. 30–39). 2. Большинство протестантов, вопреки Библии и учению древней Церкви (см. гл. 12, абз. 83–120), отвергли трёхчинное устройство церковной иерархии (епископ, пресвитер, диакон), заменив её на двухчинную и упразднив епископский чин (см. гл. 12, абз. 81), без которого в самом принципе не может быть Церкви и спасительных таинств. 3. Протестанты, вопреки Св. Писанию и учению всей древней Церкви (см. гл. 12, абз. 127–151), отвергли апостольскую преемственность рукоположения священства, установив свою бесчинную, самозваную и безблагодатную иерархию. 4. Протестанты отвергают крещение «для прощения грехов» (см. гл. 13, абз. 3), вопреки Св. Писанию ( Деян.2:38 ) и единогласному учению всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 41, 43–53, 55, 57–66), изменив при этом Никео-Цареградский Символ Веры (см. гл. 13, абз. 8). 5. Протестанты, вопреки Св. Писанию ( Ин.3:5 ; Тит.3:5 ; Рим.6:2–7 – см. гл. 13, абз. 18–28,31) и единогласному учению всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 38–40, 42–45, 47, 49–54, 58, 60–62, 66, 68), отрицают то, что в Крещении человек возрождается (см. гл. 13, абз. 3), 6. Протестанты учат, что «крещение не спасает» (см. гл. 13, абз. 3), прямо противореча Апостолу, глаголющему, что «крещение... спасает» ( 1Пет.3:20–21 – см. гл. 13, абз. 10) и другим свидетельствам Св. Писания ( Мк.16:16 ; Гал.3:27 – см. гл. 13, абз. 11–13, 29–30), а также единодушной вере всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 37–69, особенно 45, 62, 64). 7. Большинство протестантов отвергают детокрещение, вопреки Св. Писанию (см. гл. 13, абз. 157–172), особенно Деян.2:37–39 , и единогласному учению древней Церкви (см. гл. 13, абз. 175–186) – даже вопреки учению своих же основателей (см. гл. 13, абз. 173, 186). 8. Протестанты извращают последовательность в спасении (сначала Крещение, а потом – принятие Духа Святого), засвидетельствованную как Св. Писанием ( Деян.2:38; 8:14–17; 8:38–39; 19:1–7 ; Тит.3:5 – см. гл. 14), так и учением всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 55–58, 60, 64, 67; гл. 14, абз. 56–57, 59, 61–69, 73, 75, 78).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010