Действительно, в плоти и крови еврейского народа времён Христа не было идеи воплощения Сына Божия и даже не было благоприятной почвы для этой идеи. «Идея Эммануила, в Своём богочеловеческом лице явившего природу идеально-совершеннейшую, выходила за пределы тогдашнего иудейского, как и вообще греховного-человеческого, сознания» 37 . Мысль о Боге воплотившемся казалась иудеям не только соблазном, но и богохульством. Иудеи говорили Христу: «не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человеком, делаешь себя Богом» ( Ин.10:33 ), Когда Господь на суде признал Себя Христом, Сыном Божиим, первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! вот теперь вы слышали богохульство Его! Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти (Мф.2:63–66. Мк.14:60–64 . Лк.22:70–71 ). В одном месте Иерусалимского талмуда богохульной называется мысль, что Бог может иметь Сына 38 , а в другом читаем: «сказал равви Аббагу: если скажет тебе человек: Я – Бог , так он лжёт» 39 . В диалоге Иустина философа с Трифоном мы можем видеть, как идея воплощения не укладывается в сознание иудея: «невероятное и почти невозможное нечто пытаешься ты доказать, что Бог претерпел рождение и стал человеком» 40 . Тот же иудей определённо выражает свои мессианские чаяния: «мы все ожидаем, что Мессия будет человеком от человеков – τν Χριστν νϑρωπον ξ νϑρπων προσδοκμεν γενσεϑαι» 41 . Подобное же говорит о мессианских чаяниях иудеев и св. Ипполит Римский : «рождение его, говорит, будет из рода Давида, не от Девы и Св. Духа, но от мужа и жены, как всем определено рождаться – из семени» 42 . В науке формулируется даже тезис, по которому иудейские мессианские понятия не дают материала для учения об особности предсуществующего Христа 43 . Во всяком случае в иудейском богословии Мессия мыслится как человеческий царь и владыка, только наделённый от Бога особыми дарами и силами 44 . Уже в христианский период все ереси, возникавшие под влиянием иудейства, уклонялись от истины именно в решении вопросов хронологических. Иудействующие, по выражению Евсевия Кесарийского , имели скудное и унизительное понятие о Христе. Они считали Его бедным и обыкновенным человеком, который только за усовершенствование нрава признан праведным и который родился от соединения мужа с Марией 45 . Эвиониты, говорит св. Ириней Лионский , «не принимают в свою душу верою соединения Бога и человека» 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Вот и в третий раз Марк сообщает нам о том, что Иисус возвещает Свои Страсти. Он знал, что в Иерусалиме Он «предан будет первосвященникам и книжникам». Но Он не колебался и не уклонялся от Своего пути. Решительно и целеустремленно Он впереди Своих последователей восходил в Иерусалим, так что все «ужасались и, следуя за Ним, были в страхе». Страх имел основания. Иисус не преуменьшал того, что Ему – и им – предстоит испытать: «Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет». Три раза предсказывал Он предстоящую Ему участь, и с каждым разом Его предсказания становились все мрачнее, и в них прибавлялись все новые ужасные подробности. Сначала ( Мк 8, 31 ) было простое предсказание; во второй раз ( Мк 9, 31 ) – указание на предательство, и вот теперь, в третий раз Он уже говорит, что надругаются над Ним, будут бить Его и оплюют Его. Картина как бы все больше и больше проясняется в представлении Иисуса, по мере того, как Он все яснее понимал цену искупления. Совершенно очевидно, что до этого момента ученики еще не знали, что произойдет дальше. Они были уверены в том, что Иисус – Мессия, они слышали также от Него, что Он собирается умереть. Но в их представлении эти два момента казались несовместимыми. Ученики были совершенно сбиты с толку, и все же следовали за Ним «в страхе». Они не понимали ничего, кроме того, что они любят Иисуса, и поэтому не могут покинуть Его. Однако, о смысле предсказаний Иисуса о Своих Страстях мы подробно говорили, изъясняя уже Его первое возвещение Страстей в Мк 8,31 . б) Просьба сыновей Зеведеевых (Мк.10,35–45; Мф 20,20–28). 35 Тогда/подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. 36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? 37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. 38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? 39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; 40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня/зависит,/но кому уготовано. 41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. 42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. 43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; 44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. 45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Отметим главнейшие из наиболее ранних свидетельств об Евангелии от Марка. У св. Поликарпа, еп. Смирнского, ученика ап. Иоанна Богослова и учителя св. Иринея, еп. Лионского, в его послании к Филипп. и в повествовании о его мученической смерти, далее в «Учении XII апостолов» (ок. 80–100 г.), в «Послании Варнавы» (памятн. нач. II-ro века), в «Послании в Диогнету» (около 117-го года) и в других раннейших христианских документах имеются следы знакомства с ев-лием от Марка. В «Пастыре» Ерма (не позднее 156-го г.) и у Иустина, философа и мученика († в 165-м г.), имеются многочисленные указания на знакомство с ев-лием от Марка; в частности в «Диалоге с Трифоном-иудеем» Иустина, говорится о Христе, как о плотнике (τκτονος νομιζομνου ср. Мк.6:3 , без паралл. в др. евр.), передаются слова «Воанергес, т. е. сыны грома» (ср. Мк.3:17 , без паралл. в других евангелиях). В том же Диалоге упоминаются πομνη μονεματα (воспоминания, мемуары) апостола Петра, под каковыми возможно, разумелось наше евангелие от Марка (см. ниже отд. «б» этого §, особенно свидетельство Папия Иерапольского ). Более точные и пространные свидетельства дошли до нас в творениях св. Иринея, еп. Лионского (II-ro века). Последний говорит о четверо-евангелии (τετρμορφον τ εαγγλιον) а также и в отдельности об евангелисте Марке и его евангелии, приводя из последнего многочисленные прямые и точные цитаты (напр., он пишет: «Marcus... initium evangelic consciptionis fecit cic: Initium Evangelii Jesu Christi filii Dei» и т. д., в точности, как в самом евангелии Мк.1:1–3 ; далее цитируются буквально Мк.1:24, 5:31–41–43, 8:31–38, 9:23–44, 10:38, 13:32 и, с маленьким предисловием 16:19: in fine autem Evangelii ait Marcus: «Et quidem Dominus Jesus, postquam locutus est eis, receptus est in caelum, et sedet et dexteram Dei»). Из других свидетельств можно отметить свидетельство Афинагора, христианского апологета II-ro века, так наз. Мураториев фрагмент канона 7 , Ипполита, еп. Римского († около 236 г.), Тертуллиана , христианского церк. писателя II и III вв., свидетельствующего о вере Карфагенской церкви, Климента Александрийского (II и нач. III в.) и др. Имеются и свидетельства о том, что ев-лие от Марка было известно среди восточных и западных еретиков, евионитов, докетов, особенно же гностиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/besedy...

Вот еще одна цитата: Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион… и будет земля его горящею смолою: не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее ( Ис. 34, 8–10 ). Вообще, выражение ни днем ни ночью означает: не переставая, постоянно, круглые сутки 40 . В греческом тексте Писания в этом месте вместо слова вечно стоит «в вечное время» . Святитель Иоанн Златоуст говорит, что хотя здесь изображается тягчайшее бедствие идумеев, однако, это сказано и о последнем суде, а наказание в вечное время святитель Иоанн Златоуст понимает в смысле бесконечности, поскольку оно неугасающее: «не угаснет в вечное время, ни днем, ни ночью» 41 . Так же толкует это место блаженный Иероним Стридонский 42 . А.П. Лопухин как бы подводит итог этим толкованиям. Он пишет, что пророк говорит здесь о конце мира, но образно последний всеобщий суд над вселенной принимает у него характер суда над известным клочком земли (Идумеей) 43 . Итак, существует два значения выражения день и ночь в приведенных цитатах из Священного Писания. В одном случае оно означает бесконечный день для праведников и бесконечную ночь для грешников, в другом – постоянство и непрекращаемость мучений грешников. 6 . В Священном Писании есть еще одно выражение о гееннских мучениях грешников: червь их не умрет, и огонь их не угаснет ( Ис. 66, 24 ). Существует такое хитроумное мнение, что в аду червь не умрет и огонь не угаснет, будут бесконечными, но Господь всех помилует, и в конце концов в аду уже никого не останется. Но, если внимательно прочитать слова пророка Исаии, становится понятно, что это не так, поскольку стоит слово их : червь их не умрет, и огонь их не угаснет ( Ис. 66, 24 ). Здесь червь и огонь – это виды мучений, то есть их мучения не закончатся. Говорит пророчество Исаии о ветхозаветных событиях, однако, так же, как и в предыдущей цитате, это пророчество относится и к новозаветной истории, к последним временам и Страшному Суду 44 45 . А.П. Лопухин пишет об этом: «Образ этот перешел и в новозаветное мировоззрение ( Мк.9:44 )» 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

А надо стремиться к славе? Надо. В Писании сказано: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» ( Ин.5:44 ). Оказывается, надо, но это слава самоуничижения: «кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий» ( Лк.22:26 ); «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою» ( Мк.10:43 ). Будь для всех рабом. Для вашего тела будет тяжело, а для души будет радостно смиряться, самоуничижаться, унижать себя. И мы читаем далее, 6 стих: «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель» ( Откр.19:6 ). Опять мы видим, что «голос многочисленного народа» – как бы голос одного, голос, а не голоса. Как я уже сказал, это указывает на единодушие верующих людей. Соборность – это очень важное состояние для народа Божия, мы должны стяжать соборность. Сейчас наша духовная жизнь не совсем соборна. Она больше напоминает некую духовную ярмарку. Вы слышите, что проходят православные ярмарки, мы объявляем по радио «Радонеж»: тогда-то будет православная ярмарка – все вперед, бегом, ура!.. Но на этих ярмарках царит полное безобразие. Туда привозят мощи для того, чтобы на этих мощах зарабатывать деньги. И вот, стоят продавцы благодати мощей, человек прикладывается, бросает денежку, другой человек приходит, прикладывается, бросает денежку. Идет конвейер, и ты не поймешь, – то ли там торгуют, то ли там молятся, то ли там платят деньги, то ли почитают мощи. Это очень странно, когда на ярмарки вывозят мощи. Мы просто привыкли к этому, а для любого нормального христианина это дико. Скоро на ярмарку вывезут Святые Дары и будут продавать. Платите на восстановление монастыря и причащайтесь! Иконы чудотворные выставляют на ярмарках. Это – ярмарки религиозного тщеславия. Христиане так себя не должны вести. Продавать можно что? Воск, свечи, мед, иконы продавать можно, но не освященные, освященные иконы уже не продают. Продавать можно крестики, опять же не освященные. То есть, торговля может быть, но превращать почитание мощей, почитание святых икон в элемент торговли, делать поводом для обогащения, – неправильно.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

К священству – одни требования, к монашествующим – другие, к мирянам – третьи, многое зависит от рода занятий человека. Так, например, начальствующий над кем-либо должен перенимать отношение Сергия к власти. Его житие позволяет выделить следующие моменты: 1. Преподобный понимает пагубность анархии и обращается к Источнику власти – Богу о даровании братии игумена, когда в этом возникла необходимость; 2. Он осознает ответственность человека, облеченного властью, и опасность самовольно восхитить её, вот почему «братия долго принуждали его стать игуменом, он же, смиренномудрый, не хотел принять игуменство и отложить присущее ему с детства и приближающее к Богу смирение» ; На игуменство он просит «не себя, но кого-нибудь другого, кого Бог даст» , сам «не хотяше поставлениа поповьства или игуменьства взяти: глаголаше бо присно, яко зачало и корень есть санолюбиа, еже хотети игуменьства» ; 3. Став игуменом монастыря «за послушание», Преподобный ощущает острую необходимость в молитвах о помощи Божией в нелегком деле начальствования, показательно его обращение к братии: «Молитесь, братия, обо мне, ибо я человек малосведущий и неопытный. Вот я принял от Небесного Царя талант попечения о пастве словесных овец и должен буду держать о нем ответ» ; 4. Воля Божия: «Как Господу угодно, так пусть и будет, благословен Господь во веки!» и Его евангельские заветы: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом (Мк. 10,43-44)» лежат в основании понимания преподобным Сергием истинного начальствования. Поэтому оказавшись во главе монастыря, он продолжает трудиться «как купленный раб» и имеет непрестанное «попечение о своей братии, заботясь не только об их телесном благе, но и о душевном» . В таком ключе житие аввы Сергия может рассматриваться представителями всех слоев современного общества. Есть чему поучиться у него взрослым и детям, мужам и женам, богатым и бедным, славным и безвестным, вне зависимости от рода занятий и образа жизни, лишь бы это не противоречило Заповедям Божиим.

http://bogoslov.ru/article/5108957

Святитель Спиридон против обновленцев Очень важным представляется для нас и то, как ревностно стоял святитель Спиридон на страже духовных сокровищ Церкви. По свидетельству историков Никифора и Созомена, он чрезвычайно заботился о строгом соблюдении церковного чина и сохранении во всей неприкосновенности до последнего слова книг Священного Писания. В наши дни, когда «неообновленцы» все настойчивей говорят о возможности критического отношения к богодухновенным книгам и требуют «русификации богослужения», поучительно звучит его обличение некоего Трифиллия, человека весьма изощрённого в красноречии и книжной премудрости. Во время проповеди о расслабленном тот заменил евангельские слова Спасителя: «востани и возми одр твой» (Мк. 2, 12) на «востани и возми ложе твое». Не вынося изменений слов Писания, святитель сказал Трифиллию: «Неужели ты лучше сказавшего «одр», что стыдишься этого слова?» «Все, что приняла святая Церковь, должно быть любезно сердцу христианина», – говорит преподобный Серафим Саровский. И все святые Отцы заповедуют нам: «Золото принял, золото и передай». Царственное священство В необыкновенном соединении у святителя Спиридона, одновременно пастыря и пастуха, можно увидеть ещё одну тайну Церкви. В наше время безусловно необходимая полемика с сектантами и антипротестантская апологетика о царственном священстве верных приводит порой к другого рода искажениям. Как если бы «священство верных» представляло опасность для священства иерархического и сакраментального. Но то и другое относится к Великому Первосвященнику, Ходатаю Нового Завета, Который раз и навсегда со Своею Кровию вошел в Небесное Святилище и приобрел для нас вечное искупление (Евр. 9, 12). Он – Источник всякой благодати. Вся совокупность членов Церкви участвует в священстве Христа в той мере, в какой каждый соединяется со Христом. В Церкви – Теле Христовом – Глава и члены составляют одно, осуществляя полноту Христа. Церковь – всецелый Христос, говорят святые Отцы. Апокалипсис ясно утверждает эту тайну: « Он содеял нас царями и священниками Богу и Отцу Своему» (Откр. 1, 6; 5, 10). Так исполняется торжественное пророчество Писания: «А вы будете священниками Господа, служителями Бога нашего будут именовать вас» (Ис. 61, 6 ). «Вы избранный народ» (Ис. 43, 20), «вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19, 6; Втор. 7, 6), « возлюбленный… которого Я избрал» (Ис. 44, 1). И, как букет цветов, собранный со всех полей, как пучок лучей, из всех обетований звучит слово апостола Петра: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»( 1 Пет. 2, 9).

http://pravoslavie.ru/37201.html

Смотри, как ведет [Господь] к совершенству Отца тех, которые блюдут Божии повеления. Любя врагов, говорит Он, благословляя проклинающих и благотворя ненавидящим вас, будете совершенными и сынами Небесного Отца. Разве не потому Он совершен, что повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ? Ведь и без этого Он был, есть и будет совершенным и пресовершенным. Но вы будьте совершенными, имея любовь ко всем [людям] и молясь за врагов. Как говорит [Господь] в другом месте: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф 19:21) 42 . Итак, Преблагий 43 показал, что следует делать возлюбившим блаженное совершенство, а именно: любить врагов, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим, молиться за обижающих и гонящих, продавать имение и раздавать нищим. Из любви к врагам и последующего рождается в душе покой и невозмутимость [духа] 44 , благодаря чему здесь возводится и свершается вместилище для Святого Духа 45 , и [человек] делается совершенным подражателем Христа, изрекшего: Прости им, ибо не знают, что делают (Лк 23:34). А из продажи имения и раздаяния его нищим происходит тройная польза: нестяжательность, милостивость и следование Христу, как то сказано: вот, мы оставили все и последовали за Тобою (Лк 18:28) 46 . Если же ты спросишь, что же будет с нами, то услышь неложное обетование о многом воздаянии, а именно о том, что вместо увядающих [и преходящих стяжаний] в веке сем, ты получишь во сто крат большее наследие в веке грядущем (ср. Мк 10:30) 47 . Но поскольку [наше] слово о любви, то к ней мы и возвращаемся. [Господь говорит]: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф 5:44–45) ; также: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф 6:14–15) 48 . Наконец, в притче о десяти тысячах талантов, приводящей в трепет, Он как бы подводит итог: Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф 18:35) 49 .

http://pravmir.ru/desyat-slov-o-zapovedy...

40 То есть время воскресной Обедни. Воскресение Христа приурочивается в Евангелии к раннему утру первого дня недели после субботы (см. Мк. 16:2), что впоследствии и легло в основание недельного цикла христианского богослужения. 41 Иларий говорит здесь о богословском обосновании таинства Евхаристии, прообразом которого послужила небесная манна. 42 Символическое отождествление манны небесной и «небесного хлеба» таинства Евхаристии присутствует уже в Евангелии (см. Ио. 6, 48—58), на которое и опираются последующие толкователи. Ср., напр., Киприан, Ер. 69, 14: «Тайна же этого равенства возвещена, как мы видим, в книге Исхода, когда манна упадала с небес и, в проображение будущего, обещала вкушение хлеба небесного и пищу грядущего Христа. Ибо там все, без различия возраста или пола, собирали ровно по одному гомору». 43 Ср. Ориген, In Ex. hom. 7, 5: «Шестой день — это тот, в который мы живем теперь (ибо в шесть дней Бог создал сей мир); в этот, стало быть, день мы должны отложить и припасти столько, сколько достало бы на будущий день. И если теперь ты накопишь какие-нибудь благие дела, запасешься какими-нибудь праведными, милосердными и благочестивыми поступками, то сие тебе будет пищей в грядущем веке». Ср. также Иларий, In Psal. XCI, 10: «Сие же есть та совершенная суббота, тот подлинный покой, для которого, по примеру субботы века сего, заповедуется нам приготовить все накануне. Ибо иудеи, следуя заповеди закона, все, что им необходимо в субботу, приготовляют накануне субботы, и им надобно заранее позаботиться о пище и питии, приготовить и запасти их, хотя они и не разумеют, что в сем явлен отблеск грядущей истины. Ибо как для обеспечения субботнего досуга требуется удвоить труды в предшествующий день (ведь следует позаботиться о том, что необходимо и на этот день, и на субботу), так и нам, чающим вечной субботы, усилиями в теперешней жизни надлежит приготовить то, чем мы могли бы воспользоваться тогда,— потребное даже и теперь, но имеющее обеспечить субботний покой». 44

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3197...

Божественные дела Господа Иисуса суть естественное выражение Его Божественных свойств. Так как Он – истинный Бог, то Он и не мог не действовать как Бог. Евангелие как единственное истинное благовестие – красноречивое тому свидетельство. Если бы Иисус не был Богом, то разве мог бы «наибольший между рожденных женами» провозгласить Иисуса Мессией, Подателем Небесного Царства, крестителем Духом Святым и огнем, Вечным Судией (см. Мф.3:2, 3, 10–12 ; Мк.1:2–10 ; Лк.3:4–17 ). Как Иисус – не Бог, если в пустыне Он побеждает сатану и все искушения и если после этого Ему служат Ангелы (см. Мф.4:1–11 ; Мк.1:12–13 ; Лк.4:1–13 )? Отчего Иисус – «великий Свет во тьме и сени смертной», если Он не Бог (ср. Мф.4:16 )? Как простые рыбаки по зову Иисуса оставляют всё и идут за Ним, если Он как Бог не действует Божественно в их душах (см. Мф.4:18–22 ; Мк.1:16–21 ; Мф.9:9 )? Как исцеляет Он «всякую болезнь и всякую немощь в людях», если Он не Бог ( Мф.4:23–24 ; Мк.6:55–56 ; Мф.9:35, 15:30–31 )? Если Иисус не Бог, то разве мог Он одним словом исцелить прокаженного от проказы (см. Мф.8:2–3 ; Мк.1:40–42 ; Лк.5:12–13 )? Если Он не Бог, как тогда смог Он на расстоянии одним словом исцелить слугу капернаумского сотника (см. Мф.8:6–13 ; Лк.7:2–10 )? Если Он не Бог, то неужели сумел бы словом исцелить десять прокаженных (см. Лк.17:12–19 )? Если Он не Бог, то разве мог Он одним прикосновением исцелить Петрову тещу от горячки (см. Мф.8:14–15 ; Мк.1:30–31 ; Лк.4:38–39 )? Если Иисус не Бог, как тогда Он словом изгоняет бесов и исцеляет всех больных, исполняя, таким образом, мессианское пророчество Исаии: «Он взял на Себя наши немощи и понес... болезни» ( Ис.53:4 ; ср.: Мф.8:17 ; Мк.1:32–34 ; Лк.4:40–41 )? Много раз Иисуса называют Господом, и Он не возражает против этого; как тогда Он не Бог и не Господь (см. Мф.8:21 ; Лк.9:59 )? Как Иисус идет по морю и Его слушаются ветры и воды, если Он и в самом деле не Бог (см. Мф.8:24–27, 14:24–33 ; Мк.4:36–41 ; Лк.8:22–25 )? Как Иисус укрощает двух неукротимых гергесинских бесноватых; как изгоняет из них бесчисленных бесов; как бесы просят Его и слушаются как своего Повелителя, если Он не истинный Бог (см. Мф.8:28–34 ; Мк.5:1–19 ; Лк.8:26–39 )? Как Иисус отпускает грехи, если только Бог может это делать и делает; и как зрит Он человеческие помыслы, если Он не Бог (см. Мф.9:2–7 ; Мк.2:1–12 ; Лк.5:18–26 )? Как Иисус воскрешает дочь Иаира и Своей одеждой исцеляет от неисцелимой болезни кровоточивую женщину, если Он не Бог и не Господь (см. Мф.9:18–26 ; Мк.5:22–43 ; Лк.8:41–56 )? Как воскрешает Он Лазаря, который уже четыре дня был мертвым, если Он – и вправду не Бог (см. Ин.11:39–44 )? Как прикосновением Своей руки возвращает Он зрение двум слепцам, если Он не Бог (см. Мф.9:27–31, 20:29–34 ; Мк.10:46–52 ; Лк.18:35–43 )? Как исцеляет Он немого бесноватого и делает то, чего никогда в Израиле не видели, если Он не Бог (см. Мф.9:32–33 ; Лк.11:14 )? Как превращает Он воду в вино, если Он не Бог (см. Ин.2:1–11 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010