сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как обращаться с людьми? Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. ( Рим. 15:2 ). Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере. ( Гал. 6:10 ). Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас. ( Еф. 4:32 ). Встречай не с лестью, а с честью! Русская пословица. И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собой, чтоб тебе не иметь недостатка в любви. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867). С каждым человеком обращайся так прямодушно и искренно, как с Самим Сердцеведцем – Богом. Говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу ( Еф. 4:25 ). Если идешь к кому-либо по какому делу или в гости – иди с духом смирения и любви, но отнюдь не с духом неприязни и гордости. В первом случае тебя встретят с лицом веселым, в последнем – неблагорасположением. Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить ( Мф. 7:2 ; Мк. 4:24 ). Души чуют друг друга. Тверди, идучи к другому, в сердце заповедь Божию: возлюби ближнего твоего, как самого себя ( Мф. 22:39 ). Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908). Со всяким человеком обходись без лести, но просто, – так, как сам с собой. Каковым внешне ему являешься, таковым и внутри будь; и что ему говоришь и на устах твоих имеется, то должно быть и на сердце твоем. Святитель Тихон Задонский (1724–1783). Всякого приходящего или всякого встречаемого надо принимать как посланца Божия. Первый вопрос будет у тебя внутри: что хочет Господь, чтобы я сделал с сим или для сего лица. Всех принимать, как образ Божий, с почтением, и желать сделать добро ему. Отчего грустно после долгого с кем-либо разговора? Оттого, что во время разговора вы отходите вниманием от Господа. Господу это неприятно, и Он даёт вам о сем знать грустию. Извольте навыкать неотходно быть с Господом, что бы ни делали, и всё делать для Него, стараясь соображать то с заповедями Его. И никогда не будете грустны, ибо будете сознавать, что делали Его дела.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В день памяти прп. Марии Египетской Патриарший наместник Московской епархии совершил Литургию в Новодевичьем монастыре 27 марта 2018 г. 12:33 25 марта 2018 года, в Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возглавил Божественную литургию в Успенском храме Новодевичьего монастыря г. Москвы. Его Высокопреосвященству сослужили клирики обители. За богослужением Патриарший наместник Московской епархии рукоположил студента Коломенской духовной семинарии иподиакона Мефодия Сердюка во диакона, а диакона Димитрия Шубу — во пресвитера. На малом входе митрополит Ювеналий наградил своего личного секретаря священника Илию Саукова правом ношения камилавки. По окончании богослужения архиерей обратился к собравшимся со словом: «Дорогие и возлюбленные братья и сестры! Я очень рад, что вижу сегодня в нашем храме большее число прихожан по сравнению с предыдущими днями. Время поста подходит к концу. В предстоящую пятницу на богослужении будет воспеваться, что мы совершили спасительную Четыредесятницу, а на следующей Неделе перед нами предстанут воспоминания о спасительных страданиях Господа нашего Иисуса Христа. Я очень рад приветствовать сегодня всех вас. Причастников и причастниц поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Мне хочется поделиться с вами мыслями о прочитанных сегодня за Божественной литургией Евангельских зачалах (см.: Мк. 10:32-45; Лк. 7:36-50), которые готовят нас к Страстной седмице. Христос беседовал со Своими учениками по пути в Иерусалим, куда Он направлялся, чтобы принять на Себя вольные страдания. Как напоминает этот разговор то, что бывает между нами! Два апостола обращаются ко Христу и говорят: Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей (Мк. 10:37). А Господь отвечает: Дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано (Мк. 10:40). Затем Он начинает поучать апостолов и каждого из нас, говоря о том, что самое главное — прощение друг друга. Преподобный Ефрем Сирин оставил нам поучение, в котором говорится, что прощение выше всякой добродетели. Дорогие братья и сестры, мы знаем, как разобщает близких людей вражда, ненависть, обида, и как трудно первым сказать " прости " , примириться. Господь через преподобного напоминает нам о том, что нужно иметь доброе, прощающее сердце.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Подпишитесь на наш Телеграм Генрих Гофман. Христос и богатый юноша. 1889 Антрополог Тодд Уитмор десять лет работал в лагерях перемещенных лиц угандийской народности ачоли, куда их согнали после кровопролитного конфликта. Он не только проникся их миром и помогал им — что уже вполне норма для антропологов; не только жил реальностью христианина, но и обратил христианскую рефлексию на самого себя и превратил ее в критику академического капитала, поля науки и собственного положения в нем. Публикуем перевод выдержки из книги Тодда Уитмора, выполненный Артемом Космарским. Наша теология — теология антропологическая, и ее отправная точка — Иисус из Назарета, Христос, в Своем социальном положении. Мы начинаем именно здесь: антропология смотрит на конкретное (particular), и поэтому мы подчеркиваем значимость того факта, что Бог решил спасти человечество через конкретное лицо в конкретном месте и времени. Мы начинаем, теологически, с признания человечности Христа — точнее, Его человечности-в-социальных-отношениях. Начать с другой точки будет лишь поощрением докетического (1) соблазна богослова — желания, пусть даже слабого или скрытого, предположить, что Христос лишь выглядел человеком. Я попытаюсь доказать, что главное служение (primary mission) Иисуса — среди нищих и грешников. Мы лучше поймем, где Он ставит себя в мире, если обратим внимание на тех, с кем Его главное служение не связано, — богатых и праведников (Мк 2:17; ср. Мф 9:13 и Лк 5:32). Толкователи Библии, стремящиеся увести внимание от бедняков и расширить проход в Царствие Небесное для богачей, обычно используют одну из двух стратегий. Первая, которую выбрал Макс Вебер, делает акцент на словах «все возможно Богу» (Мк 10:27) и игнорирует сам диалог с богатым юношей и следующий за ним ответ Петру: те, кто оставят все, следуя за Иисусом, будут иметь жизнь вечную, и «многие же будут первые последними, и последние первыми». Вторая стратегия — отметить, что у Иисуса были хорошие отношения с некоторыми богатыми людьми. В конце концов, Он говорит, что лишь «многие» из первых будут последними, не все. Ярким примером тут выступает Закхей. Ему не нужно продавать все свое имущество, он только предлагает раздать нищим половину своего имения, и Иисус обещает ему спасение (Лк 19:1–10).

http://blog.predanie.ru/article/bogatyj-...

Содержание Введение    Некоторым любителям Писания, при чтении притчи о неправедном приставнике (управителе) (Лк. 16:1—13) и об оставлении всего, Христа ради и Евангелия, с восприятием во сто крат всего оставленного еще в век сей (Мк.10:29—30), вспали на сердце недоумения, показавшиеся очень затруднительными. Именно: 1) как (в первой) похвален неправедный приставник и поставлен в образец ищущим вечного спасения, как будто неправедным стяжанием можно открыть себе путь в Царствие? и 2) как (во втором) на деле оправдывается стократное восприятие всего оставленного еще здесь?    После сообщения нескольких замечаний, чтобы прояснить смысл указанных мест и отвратить недоумения, неизлишним показалось составить более подробное объяснение их и предложить его вниманию читающих в том предположении, что недоумения не невозможны и у других лиц, и в других местах. 1) В каком смысле похвален неправедный приставник?    Путь к уразумению смысла притчи о неправедном приставнике открывает обстоятельство, при котором она сказана. Спасителя окружали, кроме святых Апостолов, мытари и грешники, собравшиеся к Нему именно за тем, чтоб послушать Его (Лк. 15:1). Зная их немощи и желания, Господь, верно, тотчас к ним обратил бы и слово Свое. Но как стоявшие тут же фарисеи с книжниками укорили Его за общение с ославившимися грешниками, говоря: «Зачем Он грешников принимает?» (Лк. 15:2), то Спаситель прежде направил речь к этим фарисеям.    В нескольких притчах Он разъяснил им, что для Него, как Бога и Спасителя, грешники, способные каяться и кающиеся, столь же дороги, как дорога для домохозяина овца погибшая, одна из ста (Лк. 15:4—7), как дорога для жены драхма потерянная, одна из десяти (Лк. 15:8—10), как дорог отцу блудный сын, возвратившийся к нему после долгого блуждания на стране далекой, хоть и растративший все достояние свое (Лк. 15:11—32).    Вразумив фарисеев, Господь обратился к мытарям и грешникам, жаждавшим слова Его собственно для себя, хотя и сказанные притчи были утешительны для них, и не только утешительны, но и поучительны. Нетрудно было им понять, что это их ищет Господь, и вслед за тем прийти к вопросу: как же нам быть и что делать, чтоб присвоиться Господу? Фарисеи страдали больше гордостию, но не чужды были и корыстолюбия, хотя всегда легко могли приносить его в жертву тщеславию. Прикрывая страсти свои видом благочестия, они ожестевали в них и заключали у себя дверь сердца для покаяния. Мытари страдали любоиманием (корыстолюбием) и действовали по его побуждениям открыто, так что их преследовало общее невыгодное об них суждение. Это не могло не тяготить их, и многим из них, верно, совесть сильно говорила о неправости их действования и поведения. Собравшиеся вокруг Спасителя, можно полагать, были из числа затронутых и чаяли услышать из уст Его указание, как бы выйти им из своего нравственного лабиринта на свет Божий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

14 апреля 2019 года, в Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Воскресения Христова в поселении Воскресенское г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, в пятое воскресенье Великого поста, мы вспоминаем подвиг святой преподобной Марии Египетской. Евангелие, которое мы сегодня слышали (Мк. 10:32-45), казалось бы, не относится напрямую к памяти святой. Но это только на первый взгляд. В Евангелии говорится: кто хочет быть большим, да будет всем слугой, и кто хочет стать первым, да будет всем рабом. О чем же эти слова? Они о ближних, о том, что ближний наш должен быть ближним не на словах, как часто бывает, а действительно близким. А это возможно лишь тогда, когда людей связывают добрые дела. Мы знаем, как распадаются браки, которые начинались с того, что муж и жена сознавали близость друг к другу, жили этой близостью, этой любовью. А потом любовь уходит, близость исчезает, и люди, еще вчера близкие, вдруг становятся врагами. Что же произошло? Оказалось, что близость не была подкреплена добрыми делами по отношению друг к другу. Лишь когда есть служение ближнему, когда один человек отдает себя другому, тогда и созидается подлинная близость людей, тогда и созидается счастье человеческого общения. Казалось бы, какое отношение имеет евангельский текст о том, что мы должны быть слугами, рабами, если хотим быть первыми, к памяти преподобной Марии Египетской? Самое непосредственное! Мария вообще отказалась от ближних и ушла в пустыню в далеком V веке. Ушла, уповая исключительно на волю Божию, потому что по законам человеческого бытия она не могла выжить в пустыне без пищи и воды. Но претерпев тяжелейшие испытания ради того, чтобы приблизиться к Богу, она препобеждает естества устав, как говорит церковное песнопение, и становится сильнее человеческого естества, становится подобной ангелам.

http://pravoslavie.ru/120597.html

18 апреля 2021 года, в Неделю 5-ю Великого поста, день памяти преподобной Марии Египетской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшнее евангельское чтение (Мк. 10:32-45) посвящено очень важной теме — первенству власти, стремлению быть первым; а если не первым, то, по крайней мере, быть во власти, то есть над теми, кто вокруг тебя, а, может, и над теми, кто далеко от тебя, — все зависит от человеческих амбиций. Одному хочется быть первым в небольшом коллективе, в семье, кому-то — уже в большей группе людей, ну, а кто-то стремится быть первым над многими и многими. И вот в сегодняшнем евангельском чтении мы находим такие слова Господа: кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугой, а кто хочет быть первым между вами — страшные слова! — да будет всем рабом. Слова Спасителя раскрывают подлинный смысл того, чем должны быть человеческая власть и первенство между людьми; и чем выше и значительнее эта власть, тем большие обязанности и большую ответственность возлагает этими словами Господь. Ведь что такое слуга? Это тот, кто работает на другого, но, конечно, у него еще есть какое-то время и для себя: отработал, отслужил, пришел домой и там более или менее свободен. Но уж если ты хочешь быть действительно первым, то должен стать для всех рабом, а это значит, что даже придя домой, ты не имеешь права освободиться от той огромной ответственности, к которой Господь тебя призвал, и всех тех обязанностей, которые Господь на тебя возложил. Чем выше по лестнице власти поднимается человек, тем большая на нем ответственность. А чем большая ответственность, тем ýже пространство всего, что касается личности. Сокращается пространство личной жизни, интересов, удовольствий, свободного времяпрепровождения — все это поглощается поразительными словами Спасителя «больший, будь как раб». То есть, ни свободы тебе, ни свободного времени, ни удовольствий, — ты должен весь отдать себя тому служению, к которому Бог тебя призвал, и только тогда будет нравственно и духовно оправдана твоя власть над другими людьми. Более того, только тогда люди будут воспринимать твое участие во власти с уважением, благодарностью и послушанием.

http://pravoslavie.ru/138738.html

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 5-ю Великого поста после Литургии в храме Преображения Господня в Коммунарке г. Москвы 2 апреля 2023 г. 16:36 2 апреля 2023 года, в Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в храме Преображения Господня в Коммунарке г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня нашему вниманию было предложено Евангелие, в котором Господь говорит о власти и богатстве (Мк. 10:32-45). Богатство — это то, к чему человек устремляется, это то, с чем нередко связываются помыслы и даже само целеполагание жизни. Но Господь не отвергает богатство, как Он не отвергает и власть, а власть обычно является синонимом богатства, ведь богатство нередко ведет к обретению властных полномочий над другими людьми. Так что же Господь сказал ученикам, спорившим, кто из них больший? Каждый хотел быть поближе к Спасителю, каждый хотел быть большим, но Господь отвергает их помыслы. Он не сказал, кто из них больший или кто меньший, — Господь говорит совсем о другом. Ведь и все учение Спасителя, которое должны были бы знать Его ученики, никак не связано с тем, чтобы помочь человеку обрести богатство или власть. Ни власть, ни богатство не являются ценными в очах Божиих — в том смысле, в каком они имеют цену для стремящихся к богатству и власти. Действительно, и богатство, и власть возвышают человека, делают его способным управлять другими, но эти возможности он нередко использует лишь ради своего личного блага. Сегодняшнее евангельское чтение должно помочь понять людям, которые хотят быть во власти и не прочь обладать богатством, что всё это Богом не отрицается и не порицается. Господь не говорит: если станешь богатым, то непременно погибнешь, или: если окажешься во власти, нечего тебе делать среди Моих учеников. Ничего подобного! Спасение открыто и для тех, у кого есть власть и богатство, и, конечно, для тех, у кого нет ни того, ни другого, причем последним спастись легче, потому что меньше соблазнов и больше смирения.

http://patriarchia.ru/db/text/6016170.ht...

Великий Четверг. Господь объясняет смысл умовения ног апостолов. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон В последнее время в богословии и каноническом праве весьма обострился вопрос о первенстве в Церкви, как в силу непомерных притязаний Константинопольского Патриархата не только на первенство чести, но и на первенство власти, так и в силу явной неадекватности подобных притязаний и их несоответствия современным нуждам Церкви. В настоящее время общепринятой теорией первенства во Вселенской Церкви является т.н. «теория Пентархии», приводящая к т.н. диптихам, когда Константинопольский патриарший престол занимает первое место, Александрийский – второе, Антиохийский – третье, Иерусалимский – четвертое, Московский Патриархат – пятое и т. д. Однако эта теория, базировавшаяся в I тысячелетии на реальном политическом значении тех или иных Патриархатов, в известном смысле перестала удовлетворять потребностям времени. Для установления подлинного учения Церкви о первенстве необходимо обратиться к двум источникам вероучения – Священному Писанию и Священному Преданию. В Священном Писании среди учеников Господа нашего Иисуса Христа особо выделяются трое учеников Христовых – Петр, Иаков и Иоанн. Они становятся свидетелями Преображения Господня, воскрешения дочери Иаира, их берет Господь в Гефсиманский сад, когда «Его душа скорбит смертельно» (Мф. 26, 38). Однако что отвечает Господь ученикам, когда они хотят сесть по правую и левую руку от Него? Что отвечает Господь ученикам, когда они хотят сесть по правую и левую руку от Него? Обратимся к Евангелию от Марка и толкованиям на него: «Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10, 32–45).

http://pravoslavie.ru/122683.html

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодня, в праздник Сретения Господня, мы слышали молитву старца Симеона, которую очень часто повторяем сами и во время нашего домашнего правила, и во время церковного богослужения: « Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля » (Лк. 2: 29–32). Эти слова сказаны исполненным Духом старцем, знатоком древних писаний, Божиим человеком, который получил обетование, что он не умрет, пока не увидит Христа, Спасителя этого мира. Это слова из уст всего человечества. В этом Младенце, принесенном сегодня во храм по закону, мы обретаем спасение и избавление от власти диавола и от вечной смерти.      И Господь дарует нам Самого Себя и отпускает нас с миром, отпускает с миром всех людей, которые, являясь сами храмами Божиими, сегодня принимают Его в себя, как храм Иерусалимский принял Спасителя Младенца. Так и мы, причащаясь Его Честной Крови и Его Тела, принимаем Его в храм нашей души и получаем избавление от проклятия, от тяжести грехов, совершенных нами и нашими предками, и от Адамова греха, с которым пришла смерть в этот мир. Господь дарует нам бессмертие и избавляет нас от власти диавола. Мы не прожили на этом свете столько, сколько старец Симеон, и в то же время такой особой благодати у нас удостаиваются совершенно, казалось бы, незаслуженно. Вот в чем величие этого праздника сегодня. И всякий из нас, кто хочет встретить в этой жизни Бога и соединиться с Ним, конечно, в первую очередь должен постараться сегодня участвовать в таинстве Евхаристии – принятии Тела и Крови Христовых, для того чтобы эта встреча произошла. Без этого это невозможно. Есть очень много высоконравственных учений, цивилизаций, и есть очень много людей в этом мире, в том числе и крещеных, которые указывают на эти вероучения, цивилизации, нравственные какие-то источники и утверждают, что всё везде одинаково. Христос учит в Евангелии: не кради, не обманывай, не убивай, не прелюбодействуй (см.: Мк. 10: 19; Лк. 18: 20), и кто-то еще учит. И раньше тоже какие-то общественные учения призывали к нравственности. Но есть одно очень важное отличие, и, собственно говоря, это стержень нашей веры – Причастие Тела и Крови Христовых. Без них, без воздействия на нашу падшую душу благодати и непосредственной встречи с Богом произойти не может.

http://pravoslavie.ru/144477.html

Разделы портала «Азбука веры» О воспитании детей и крестников добрыми христианами Аудио: Боже, наш милостивый и небесный Отче! Помилуй наших детей (имена) и наших крестников (имена) , за которых мы смиренно молим Тебя и которых предаем на Твое попечение и защиту. Вложи в них крепкую веру, научи их благоговеть перед Тобою и удостой их крепко любить Тебя, нашего Создателя и Спасителя. Направь их, Боже, на путь истины и добра, чтобы они все делали во славу Твоего имени. Научи их благочестиво и добродетельно жить, быть добрыми христианами и полезными людьми. Дай им здравие душевное и телесное и успех в трудах. Избавь их от хитрых козней диавола, от многочисленных соблазнов, от скверных страстей и от всяких нечестивых и беспорядочных людей. Ради Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, по молитвам Его Пречистой Матери и всех святых приведи их к тихой пристани Твоего вечного Царства, чтобы они со всеми праведными всегда благодарили Тебя с единородным Твоим Сыном и животворящим Твоим Духом. Аминь. Молитва восприемника о крестнике Аудио: Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Иордане от Иоанна волею креститися изволивый и заповедавый нам крещатися во оставление грехов, помилуй и спаси чадо (имярек) , мною от купели восприятое. Даруй ему веру несумненную, любовь к Тебе, Спасителю нашему и ближнему своему. Сам путеводствуй его путем спасения, да преходя в возраст совершенный, духовных даров сподобится, телесное здравие добре сохранит и Царство Небесное в душе (имярек) да произрастет из зерна горушнаго в древо благосеннолиственное и добрый плод принесет во славу Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Перевод: Господь Иисус Христе, Бог наш, во Иордане от Иоанна по Своей воле Ты захотел креститься и дал заповедь нам креститься во оставление грехов, помилуй и спаси дитя (назовите имя ребёнка), мной взятого (взятую) от купели. Даруй ему (ей) искреннюю веру, любовь к Тебе Спасителю нашему и к своему ближнему (см.: Лк.10:25-37 ). Сам наставь его (её) на путь спасения, да когда вырастет, сподобится духовных даров, хорошо сохранит телесное здоровье и в душе Царство Небесное, и да произрастёт у (назовите имя ребёнка) из зерна горчичного дерево, отбрасывающее тень, и принесёт хороший плод ( Мк.4:31-32 ) во славу Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Молитва за детей и за крестников, архим. Иоанна (Крестьянкина)

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-o-d...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010