Лк.5:4 . Якоже престá глагóля, речé к Симону: поступи во глубинý, и ввéрзите мрéжи вáшя в ловитву. Лк.5:5 . И отвещáв Симон речé емý: настáвниче, об нóщь всю трýждшеся, ничесóже яхом: по глагóлу же твоемý ввéргу мрéжу. Лк.5:6 . И сé сотвóрше, яша мнóжество рыб мнóго: протерзáшеся же мрéжа их. Лк.5:7 . И поманýша причáстником, иже беху во друзем корабли, да пришéдше помóгут им: и приидóша, и испóлниша óба корабля, яко погружáтися има. (Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.) Господь вошел в лодку Симона Петра, потому что он вместе с братом его Андреем уже был известен Ему, они ранее были призваны Им ( Ин.1:37, 42 ), и лодка их, по всей вероятности, была ближе других к берегу. Моли (просил) его (Петра) от земли отступити мало (отплыть несколько от берега), – это для того, чтобы Господу удобнее было учить, так как народ очень теснился около Него (1. ст.). Поступи (отплыви) во глубину и пр. Обыкновенно рыболовные сети устраиваются так, что на глубоких местах неудобно ловить ими: для ловли там употребляется другой способ; сетями ловят лишь невдалеке от берегов, где не глубоко. Поэтому повеление Господне закинуть сети в глубине не могло не показаться для Петра удивительным. Но он не противоречил, потому что и сам видел несколько необычайных действий Господа, и слышал от других о многих таковых действиях Его, а только сказал, что он с товарищами целую ночь ловил напрасно. А это все и делало последовавшее затем чудо необыкновенного лова рыбы (яша – поймали – множество рыб много) более поразительным (Мих.). Помануша причастником (дали знать товарищам). Товарищи эти были (как видно из 10 ст.) Иаков и Иоанн с отцем Зеведеем и работниками ( Мк.1:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

1Пет.1:18–21 . «Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценной Кровью Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного ещё прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мёртвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога». Объяснение. Несомненно, что мы искуплены драгоценной Кровью Христа Спасителя. Но, получив избавление, не должны ли мы «со страхом проводить время странствования нашего»? (ст.17), Конечно, мы должны иметь светильники горящими: Лк.12:35 ; поступать достойно звания: Еф.4:1 ; совершать добрые дела и многие подвиги; к этим подвигам относятся и пожертвования на храм: Мк.12:43–44 ; и приношения в пользу священнослужителей: Лк.10:7 ; Гал.6:6 . Бог, как всеведущий, от вечности знал о падении будущего человека и от вечности предопределил, чтобы Единородный Сын Его искупил человечество Своей Кровью: Евр.10:5–7 . Время явления Спасителя названо последними временами в том смысле, в каком ветхозаветные пророки обыкновенно называли его, т.е. в смысле исполнения времени: Гал.4:4 . Вера и упование на Бога должны быть деятельными: 1Пет.1:13 . Рим.3:21–23 . «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих; ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией». Объяснение. Здесь под «правдой Божией» разумеется искупление Иисусом Христом, которым грешник оправдывается пред Богом и становится способным к восприятию благодати Духа Святого: Деян.10:43 ; Ис.53:5 . Рим.5:16–17 . «И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление к осуждению, а дар благодати к оправданию от многих преступлений. Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

3) «уча их соблюдать все, что Я повелел вам, Апостолам«; этим поручается управление Церковью . 4) »се, Я с вами во все дни до скончания века» – все вышесказанное поручается Апостолам ( Мф.28:16 ), к которым и речь была, и не им только, но и преемникам их, потому что Господь знал о недолговечной жизни Апостолов на земле и когда обещает пребывать с устроителями Церкви «во вся веки», то разумеет преемственное непрерывное священноначалие. Поручение проповеди и устроения Церкви только Апостолам и их преемникам: речь одиннадцати ( Мф.28:16 ). «явился одиннадцати» и послал их ( Мк.16:14–15 ). Так и Апостолы понимали, избравши вместо Иуды Матфия, а не предоставили всем христианам быть Апостолами, как у сектантов: От сошествия Святого Духа Церковь Христова началась и стала шириться. Появилась необходимость преемников и заместителей ( Деян.1:20–26, 47 ). Поставление их чрез руковозложение, хиротонию»: Тимофей поставлен «с возложением рук священства» ( 1Тим.4:14 ). Тимофей поставлял других, но должен был поставлять разборчиво: »рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим.5:22 ). " рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» ( Деян.14:23 ). Через рукоположение дается именно дар священника: «напоминаю тебе возгревать дар Божий. который в тебе через мое рукоположение» ( 2Тим.1:6 ). «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим.4:14 ). Посему и сказано о священстве: «Дух Святой поставил вас» ( Деян.20:28 ). Степеней священства три: епископы, пресвитеры и диаконы: епископы (апостолы) и пресвитеры ( Деян.15:23 ). епископы и диаконы ( Флп.1:1 ). епископы и диаконы ( 1Тим.3 ). Епископа поставляют несколько епископов: «с возложением рук священства», то есть " епископов» – так в древних переводах (Эфиопском, так же Златоуст, Феодорит, все отцы) ( 1Тим.4:14 ). Апостольское правило 1-е: «епископа да поставляют два или три епископа». Пресвитеров и диаконов поставляет один епископ:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Питаясь диким мёдом и загадочными акридами, о коих до сих пор спорят ученые, он непонятным нам образом возрос в духовного мужа, который и предстает пред нами в Евангелии. «Был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» (Лк. 3, 2), – привычно читаем мы в Евангелии. «Глагол Божий» – так в Библии означается призвание пророческое. Например, «было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня» (Иона 1, 1). Но Иона испугался и пытался бежать. Или, например, Иеремия говорит о себе: «Было ко мне слово Господне: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер. 1, 4–5). Но Иеремия засомневался: «Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод» (Иер. 1, 6). И Господь вразумляет его: «Не говори: я молод”; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь» (Иер. 1, 7). Колебался при своем призвании даже Моисей: «О, Господи! человек я не речистый… Тяжело говорю и косноязычен» (Исх. 4, 10). И его Господь вразумлял: «Кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь Бог? итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить» (Исх. 4, 11). Иоанн же не сомневался и от Бога никуда не бежал. Он, не колеблясь, откликнулся. Может, потому и сказано: «Из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя» (Лк. 7, 28). Его отклик молниеносен, как молниеносны ангелы в исполнении воли Божией. Потому сам Иоанн назван Ангелом, то есть вестником воли Божией: «Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мк. 1, 2; ср. Мал. 3, 1). Его отклик молниеносен, как молниеносны ангелы в исполнении воли Божией Еще одна поразительная вещь. Исаия, прозревая особенности служения Предтечи, пророчествовал: « Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу» (Ис. 40, 3). Но, собственно, в пустыне кто услышит тебя? Хочешь быть услышанным, иди на площади городов, на сельские улицы. Иди туда, где люди снуют подобно муравьям, туда и сюда. Парадокс Иоанна – он проповедует в пустыне, а люди к нему в эту пустыню идут.

http://pravoslavie.ru/140338.html

И далее следующие вопросы, к которым приводит этика сублимации как этика Благодати: 3) Основные возражения против религиозной этики. Антиномия Н. Гартмана. Телеологизм и теодицея. Всякое творчество «имеет в виду» Абсолютное (закон сублимации). 4) Этика Благодати отвергает ли Закон? «Я пришел не нарушить Закон, но исполнить» 5 . Антиномия упразднения и сохранения Закона у ап. Павла и ее решение. 5) Закон как борьба со злом. Антиномия противления и непротивления злу и ее решение. Проблема власти у ап. Павла и антиномия власти. 6) Идея права и смысл права и государства с точки зрения метаномической и метаполитической этики Благодати 6 . Высшая ступень соборности как сверхправового общения. Иерархия ступеней общения: хозяйственная солидарность, справедливость и любовь. Париж. Октябрь, 1931. I АНТИТЕЗА ЗАКОНА И БЛАГОДАТИ 1. ЗАКОН И ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ Всякая великая религия содержит в себе и открывает некоторую систему ценностей; иначе говоря, устанавливает некоторое этическое учение. И совершенно неверно, будто все религии открывают одни и те же ценности и совпадают в своих этических учениях. Христос открывает миру и возвещает совершенно новую систему ценностей, выраженную в едином символе «Царствия Божия». В этом Его «Откровение», Его «добрая весть» и Его «Новый Завет». «Евангелие Царствия Божия» — вот первое и простейшее определение проповеди Иисуса Христа: «приблизилось Царствие Божие» (Мк. 1: 14, 15; Мф. 3:2, 4:17, 23). Оно, это Царствие Божие, или Царство Небесное, есть абсолютно ценное и абсолютно желанное, то, во что мы верим и на что надеемся: «да придет Царствие Твое» " . Притчи изображают «Царствие», как высшую ценность, ради которой стоит отдать все остальное, как драгоценную жемчужину, как сокровище, зарытое в поле. Оно есть предел человеческих исканий. Новая система ценностей, Новый Завет, со всею силою противополагается старому. Вся Нагорная проповедь построена на этой противоположности, постоянно повторяемой: «вы слышали, что сказано древним… а Я говорю вам» 2 … Праведности книжников и фарисеев противопоставляется другая, более высокая праведность, без которой нельзя войти в Царство Небесное (Мф. 5:20). Старая система ценностей в этом противопоставлении чаще всего объемлется понятием закона (Тора 3 ). «Закон и пророки до Иоанна — отныне Царствие Божие возвещается» (Лк. 16:16; Мф. 11:12, 13). Или, как говорит ап. Павел, «старое прошло, теперь все новое» 4 . Действительно, праведность «книжников и фарисеев», т. е. еврейских ученых и учителей жизни, именно и состояла в строжайшем и точнейшем исполнении буквы закона. Закон есть высшая ценность ветхозаветной религиозной этики, а может быть, и всей дохристианской этики вообще. 2. ЗАКОН И БЛАГОДАТЬ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=738...

Мы слышим в Евангелии о том, как Господь три раза призывал апостола Петра. Первый раз это произошло через его брата Андрея, который был учеником Иоанна Крестителя. Андрей стоял с еще одним учеником (предположительно Иоанном Богословом, автором четвертого Евангелия) и слышал, как Иоанн Креститель, указывая на Иисуса, сказал: «Вот Агнец Божий» (Ин. 1:29), и эти два ученика последовали за Иисусом. Затем Андрей нашел своего брата Петра и сказал: «Мы нашли Мессию, что значит: Христос» (Ин. 1:41), и привел Петра к Иисусу. Когда Спаситель увидел Петра, Он сказал: «Ты Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)» (Ин. 1:42). Это была первая встреча Петра с Иисусом, согласно Евангелию от Иоанна. В Евангелии от Луки мы читаем другую историю: Господь Иисус Христос подошел к Галилейскому озеру, увидел там рыбаков, которые трудились много часов, но ничего не поймали. И Христос сказал им: «Закиньте сети свои для лова», а те ответили: «Мы трудились всю ночь и ничего не поймали» (Лк. 5:4-5), но Господь вновь настойчиво призвал их закинуть сети. Они сделали так и поймали такое множество рыбы, что сеть стала прорываться. Для Петра, профессионального рыбака, это было чудо, которое сразу явило ему силу Спасителя. И он в лодке, припав к коленям Иисуса, сказал: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5:8). И, наконец, третий раз это то, о чем мы читаем в Евангелиях от Матфея и Марка: проходя близ моря Галилейского, Иисус Христос увидел двух братьев Петра и Андрея, и сказал им: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19; Мк. 1:17). И они последовали за Иисусом, не зная, куда Он их поведет, не зная, что их ожидает. Последовали потому, что Он их призвал, и какая-то сила Божия привлекла их к этому необычному человеку. Петр упоминается в Священном Писании Нового Завета в общей сложности 110 раз под разными именами чаще всего под именем Петр, иногда с именем Симон и несколько раз под именем Кифа, что, собственно, то же самое, что греческое имя Петр, но на еврейском языке. И на том, и на другом языке это имя означает «камень» или «скала».

http://patriarchia.ru/db/text/4964764.ht...

6-я Неделя Великого поста – Вход Господень в Иерусалим. При внимательном анализе сразу же бросается в глаза неоднородность вышеприведенных наименований воскресных дней периода Триоди. Если названия и содержание песнопений предварительных недель напрямую связаны с рядовыми евангельскими чтениями литургии, то для недель Великого поста подобная закономерность нехарактерна. Здесь сразу можно выделить три дня – Недели 2-ю, 4-ю и 5-ю – названные в честь святых, тогда как темы рядовых чтений литургии в эти дни не отражаются в названиях, да и вообще никак не связаны с содержанием богослужений. Например, в Неделю 2-ю поста на литургии читается рядовое Евангелие Мк. 2 :1–12 (зач. 7-е) об исцелении расслабленного, однако ни в одном песнопении дня аллюзии на этот фрагмент мы не встретим. Более того, в Триоди на утрене находится покаянный канон, который имеет явную связь с притчей о блудном сыне. Как объяснить такое явление? Для ответа на этот вопрос следует помнить о двух обстоятельствах. Во-первых, памяти святых, совершаемые в Недели 2-ю, 4-ю и 5-ю, были закреплены за этими днями на достаточно позднем этапе развития богослужений Триоди (XI–XIV вв.). До момента включения в Триодь служб святителю Григорию, преподобным Иоанну и Марии каждый из соответствующих воскресных дней имел уже сформировавшееся богослужение с особым тематическим содержанием. И как раз песнопения Триоди, которые в Недели 2-ю, 4-ю и 5-ю Великого поста не посвящены святым (а также самогласен на утрене в Неделю 3-ю), являются рудиментами древнейшей традиции. Таким образом, второе и самое важное обстоятельство, которое нужно иметь в виду – тематика богослужений в воскресные дни Великого поста в древности была несколько иной (для некоторых дней – принципиально иной), нежели в настоящее время. Дело в том, что до X–XI веков параллельно существовали две традиции рядовых евангельских чтений недель Постной Триоди: константинопольская и иерусалимская. Константинопольская традиция нам знакома, так как именно она восторжествовала впоследствии и используется в современном богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Обетование о ниспослании Святого Духа исполнилось в день Пятидесятницы, когда Он сошел в виде огненных языков на всех апостолов, собравшихся в одном доме ( Деян. 2:1–4 ) (1:27), а в их лице – «и на всех верующих во имя Его Пресвятое» (1:94) «и на всякую плоть» (5:275). Благодатное излияние Утешителя соделало апостолов носителями Троического Божества, а также чудесно изменило их ум, волю и чувство и придало их слову огненную силу, против которой никто не мог устоять (5:257). Святой Дух даровал апостолам глубочайшее ведение Божественной Премудрости (5:83) и напомнил им то учение, которое было преподано Самим Спасителем, когда Он был с ними на земле. Дух Святой соделал апостолов безбоязненными и духовно сильными. Так, в день Пятидесятницы, проповедь апостола Петра многим присутствовавшим открыла сердца к уразумению Божественной истины, после чего они приняли крещение (3:12). Таким образом, день Пятидесятницы, или день сошествия Святого Духа, есть начало существования на земле таинственного и благодатного Тела Христова – Его Святой Церкви. С сошествием Духа Святого на учеников Христовых в их сердцах произошло совершенное перерождение. Ощутив в себе благодатную силу Святого Духа, они стали неустрашимыми и ревностными проповедниками учения Христова. В их сердцах загорелся яркий пламень любви к Богу и людям. С этого момента они целиком посвятили свою жизнь взысканию погибших овец, ради которых Сын Божий сошел с неба. Во исполнение заповеди своего Божественного Учителя: «Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари» ( Мк. 15, 16 ) они свидетельствовали о Христе не только в Израиле, но и во всем мире (4:130). И это свидетельство принесло свой плод. «Бог, Который как мир из ничего создал, так и падший восстановил, исправил и обновил чудесно… привлек к Себе отпадших языков… через дванадесять простых и бескнижных, силой Его вооруженных и Святым Духом умудренных» (2:87). Именно в этом и было чудо, что святые апостолы, избранные Сыном Божиим из числа простых и неграмотных рыбаков, содействием Духа Святого распространили Христово учение по всей земле и объединили все народы во едино Христово стадо (2:87).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

аломъ Двд, не надписанъ у а. Радйтес, гд: правымъ подобаетъ похвала. 1. Радуйтесь, праведные, о Господе: правым прилично славословить. 1 . Тема псалма. Благочестивые верующие должны радоваться о Господе (ср. выше Пс.31:11 ). Эта духовная, святая радость, обыкновенно выражающаяся в хвалении или прославлении Господа, по преимуществу прилична им и составляет их всегдашний, непременный нравственный долг, потоку что «пребывая в Самом Господе и, сколько возможно, созерцая чудеса» Его (св. Василий В.) божественного величия и Им же Самим исполняемые духовною радостию ( Рим.15:13 ; Гал. 5:22 ) и возбуждаемые к выражению ее ( Деян.2:4 и 11; 2Кор.4:15 ), они всего более достойны и способны и естественно обязаны славословить Его ( Пс.118:7 и 171). От избытка сердца говорят уста ( Мф.12:34 ): посему любящее Господа сердца по необходимости должно благодушествовать я веселиться и «от восторга любви к Благому» порываться к хвалению Его (св. Василий В.) Напротив того, не красна похвала во устах грешника ( Сир. 15:9 ). в. Исповдайтес гдеви въ гслехъ, во алтири дестострннмъ пойте 2. Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири; г. воспойте пснь нов, добр пойте со 3. пойте Ему новую песнь; пойте Ему стройно, с восклицанием, Во 2–3 ст. указывается способ достойного прославления Господа. 2 . В церкви ветхозаветной со времени Давида, по его установлению, принято было при богослужении прославлять Господа пением псалмов с аккомпанементом различных музыкальных инструментов ( 1Пар.15:16–28; 16:4–5; 25:1–6 )». Из числа этих инструментов наиболее любимыми самим Давидом были – струнные: гусли, иди арфа, евр. Киннор (, κινρα, κιθра=цитра, гитара), инструмент, состоящий из пустого внутри и, большею частью, треугольного (бл. Иероним) ящика, с натянутыми на нем струнами, на котором играли, ударяя по струнам прямо пальцами ( 1Цар.16:23; 18:10; 19:9 ), или особою палочкою (πλκτρω – И. Флавий – Древн. Иуд.7:12:3 ), – и Псалтирь (ψαλτριον, Пс.151:2 ), евр. Невел (, νβλα), также род арфы, большею частью с 10 струнами, только натянутыми не на ящик, а на металлический ободок, который своими изгибами придавал инструменту форму меха ( первонач. – мех: см. Якимова, толк. на Ис.5:12 ). Посему Давид и призывает верующих прославлять Господа пением псалмов, с игрою на гуслях и десятиструнной псалтири. Но прав. христ. церковь , по примеру Самого Иисуса Христа ( Мф.26:30 ; Мк.14:26 ) и апостолов ( Деян.16:25 ; Еф.5:19 ; Кол.3:16 ), славословит Господа только пением священных песней живым голосом, никогда не употребляя при этом никакой музыки. Поэтому 00. и учители церкви сказанное здесь музыкальных инструментах в применении к правосл. христианам толковали в «духовном смысле» о прославлении Господа «чувственными и умственными способностями души» (бл. Феодорит) и всеми членами нашего тела, удерживая их от грехов и направляя их действия к служению Богу (св. Афанасий, Василий В. и св. Иоанн Златоуста на Пс.143:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Беззаконный «становится на путь недобрый» ( Пс.35:5 ), потому что «не знает пути Господня и закона Бога своего» ( Иер.5:4 ). По последнему признаку узнается дух заблуждения ( 1Ин.4:6 ). Премудрость заповедует «не вступать на стезю нечестивых и не ходить по пути злых» ( Притч.4:14 ). Таковые пути только «кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти» ( Притч.16:25 ). Блажен тот, кто даже «не стоит на пути грешных», зная, что «путь нечестивых погибнет», а идущие по нему «как прах, возметаемый ветром с лица земли», исчезнут бесследно в пропастях ада ( Пс.1:1–6 ). Но как узнать путь спасения? «Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти» ( Ис.48:17 ). И первое что Он требует – это обратиться каждому от злого пути своего и исправить поступки свои ( Иер.18:11 ), а потом послушать гласа Его и пойти по тому пути, который Он заповедает ( Иер.7:23 ). Другими словами: «покайтесь и веруйте во Евангелие» ( Мк.1:15 ), ибо с этого начинается путь жизни. Психологически этот процесс объясняется так. Всякое сознательное движение берет свое начало от той установки, которую имеет наш ум. Первый человек, послушав лукавый совет, данный завидовавшим ему змием, изменил первоначальную установку своего сознания и отвратил свой мысленный взор от Бога – Источника духовной жизни, обратив его к твари, живущей плотской жизнью. Сосредоточившись сознанием своим на низшем, человек стал жить этим низшим, забыв совершенно о высшем своем назначении. Воплотившись, Господь напомнил человеку о его назначении и посоветовал изменить установившееся греховное направление его сознания, возвратив его на прежнее – к Богу. «Покайся», т.е. перемени направление ума своего, отврати его от греха и веруй во Евангелие», свидетельствующее о Боге. Только с этого момента и может начаться движение по направлению к Богу, т.е. может начаться путь жизни. Надо отметить при этом, что покаяние без веры бесплодно, а вера без предваряющего его покаяния безжизненна.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010