Мк.1:4 . Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. О явлении и проповеди Предтечи, а также и далее о Крещении Господа Иисуса Христа св. Марк повествует совершенно согласно со св. Матфеем, только короче ( Мф.3:1–12 ). Явился Иоанн, крестя в пустыне… Иоанн был Предтечей Христовым. Он приготовлял Еврейский народ своей проповедью к принятию Спасителя. О Его явлении и назначении предсказали пророки Исаия ( Ис.40:3 ) и Малахия ( Мал.3:1 ). Самое его зачатие и рождение было предвозвещено отцу его Захарии в храме Архангелом Гавриилом и первое соединено было с немотой отца за неверие Архангелу, а второе – отверстием уст и пророчеством как о Самом Спасителе, так и о Его Предтече, новорожденном сыне Захарии ( Лк.1 ). В младенческих летах Иоанна, как повествуется в предании, когда, спасаясь от преследования избивавшего младенцев в Вифлееме, царя Ирода, мать его Елисавета убежала с ним в пустыню и там скоро умерла, его питал и хранил Ангел. Когда же он достиг тридцатилетнего возраста, – возраста полной зрелости, то ему был голос от Господа начать проповедь о Мессии. Иоанн Предтеча был родственником Христа, – мать его Елисавета приходилась двоюродной сестрой Пресв. Богородицы (Кир. Алекс.), – и шестью месяцами был старше Христа ( Лк.1:26 ). Иоанн был великий подвижник, жил в пустыне; там он проповедовал, там и крестил. Крещение, это – погружение, омовение в воде. У иудеев в некоторых случаях омовение было религиозным обрядом ( Исх.19:10; 29:4 и др.) и обозначало, сверх чистоты телесной, очищение души, т. е. оставление грехов и обновление жизни. Крещение Иоанново посредством погружения в реке, чему предшествовало исповедание грехов ( Мк.1:5 ), – оттого оно и называется крещением покаяния, – было действием совершенно отличным от обыкновенных иудейских очищений, новым, приготовлявшим к принятию Искупителя мира Иисуса Христа. Оно не имело силы отпускать грехи, но указывало только на то, что наступает время, когда Спаситель дарует отпущение грехов ( Мк.1:1 ); так что крестившиеся крещением Иоанновым впоследствии должны были креститься крещением Христовым ( Деян.19:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Примечания: 2. Климент Александрийский, Строматы, VI, 7,61. 3. Дионисий Ареопагит, Послание 10//Сочинения, Спб. (издательство Олега Абышко), 2002, стр.854 (р.п., там же, стр.855). 4. Прем.7:30; 8:2. 5. Одним из ключевых в богословии св. Максима является понятие " логосов " , точного соответствия которому нет в русском языке. Дореволюционный исследователь богословия преподобного отца С.Л. Епифанович разъясняет, что " В отношении к Богу логосы это божественные идеи или хотения; в отношении ко всякой вещи ее формирующий принцип, по которому она получила бытие, ее определение, закон; в отношении к деятельности ее смысл, цель, намерение, план, правило. Как предмет нашего познания, логосы являются божественными озарениями нашего ума и воспринимаются (субъективно) как помыслы, созерцания, истины " ( " Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие " , М., " Мартис " , 1996, стр. 65, Примечание 1). Все логосы превечно содержатся в Логосе Слове Божием как Его энергии, посредством которых все бытие причастно Богу. Логосы промысла суть божественный замысел о мipe в целом и каждом творении в отдельности, каким оно должно быть согласно воле Творца; логосы суда оценка Богом того, как творение реализовало этот божественный план своего бытия. Существуя вне времени в Боге, они являются началом и концом временного бытия, одни предшествуя его возникновению, а другие следуя за его прекращением, и являя Логоса одни Творцом, без Негоже ничтоже бысть, еже бысть (Ио.1:3), а другие Судией, Которому Отец весь суд предаде (Ио.5:22). 6. Быт.1:27; 5:1. 7. Григорий Богослов, Слово 38, 11 (р.п. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского., т.1, Спб., издательство П.П. Сойкина, стр.527) 8. Там же. 9. Еф.3:11, ср. Рим.8:28. 10. Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии, 7, там же, стр.102 (р.п. стр.103). 11. 1Кор.12:3. 12. Пс.105:2, ср. Мк.7:37. 13. Ис.35:6, Мк.7:32. 14. Пс.105:2. 15. Ис.35:5, Мк.7:32. 16. Ио.16:33. 17. Ио.14:22. 18. Дионисий Ареопагит, Послание 10, стр.854 (р.п., там же, стр.855).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/948/...

Деян.10:34–35 . «Пётр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему». Объяснение. Вера в Господа и вступление в Церковь Христову не должна быть принадлежностью только одного какого-либо народа, но все люди, которые, подобно Корнилию, своими добродетелями подготовили себя к вступлению в Церковь Христову, призываются Богом ко спасению: 1Кор.12:13 ; Гал.3:28 ; Рим.10:12–14 . 2Пет.3:10 . «Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей». Объяснение. Сказанное здесь сбудется в последний день, т.е. в день страшного суда Божия: Мф.24:29–30 , а до этого дня человек, как состоящий из души и тела, нуждается в благодатных действиях не только для очищения души, но и тела, а стало быть, и средствами для очищения должны служить не одни духовные силы и внешние, как, например, при Крещении вода: Ин.3:5:23 ; при елеопомазании – масло: Иак.5:14 ; да и при жизни апостолов все чудеса совершались чрез внешние видимые посредства: Деян.2:2–3 ; Мк.8:23 ; Ин.9:6:7 ; Мк.5:27–29 . Рим.10:13 . «Ибо всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся» ( Иоил.2:32 ). Объяснение. Не думай, что спасение зависит от одного словесного обращения к Господу: Мф.7:21 . Нужно, чтобы имя Господне обладало всеми нашими помыслами, желаниями и делами: Мф.19:17 ; Мк.8:34 . По действию Духа Божия и камни могут вопиять: Лк.19:40 , и ослица провещать: Чис.22:28 , но отсюда далеко до спасения, которое бывает плодом не одного исповедания веры, но всей жизни, направляемой по христианскому учению: 1Кор.13:4–7 ; Гал.6:9–10 . 1Кор.1:28–29 . «И незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом». Объяснение. Бог избирает немощных и уничиженных и чрез них спасает мир не потому, чтобы Он отрицал мудрость истинную: Иак.3:13–17 ; а потому, чтобы таким образом доказать человеку, что спасение его зависит не от его сил, а от Христа, Который сделался нашей мудростью и спасением: Ин.15:5 ; Деян.4:12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Откуда пришел в этот раз Господь в Вифанию? По всей вероятности, из Иерихона, где Он посетил дом Закхея ( Лк.19:5 ). От Иерихона до Вифании ходьбы было около шести часов. О Вифании см. комментарии к Мк.11:1 . Ин.12:2 .  Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Как видно из Евангелий Матфея и Марка, вечеря для Христа была приготовлена «в доме Симона прокаженного» (см. Мф.26:6 ). Но Марфа была приглашена хозяином, чтобы служить Христу, как женщина из семейства, к которому Христос был расположен. Замечательно, что и Лазарь также принимал участие в пиршестве. Очевидно, что он чувствовал себя настолько хорошо, что не чуждался и радостного пиршества Ин.12:3 .  Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Евангелист опять явно противополагает Марию Марфе (ср. Ин.11:32 ). В то время как Марфа заботилась о том, чтобы за столом было всего довольно, Мария помазала ноги Иисуса миром и отерла их своими волосами. Она забывает о том, что иудейские приличия запрещают женщине являться с непокрытой головой в обществе мужчин, она даже развязывает свои волосы, чтобы отереть ими ноги Христа, повторяя таким образом то, что некогда сделала жена-грешница по отношению к Иисусу ( Лк.7:38 ). Фунт – 337,5 г. Нард – см. комментарии к Мк.14:3 . Ин.12:4 .  Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Ин.12:5 .  Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? У Иоанна против подвига Марии протестует один Иуда Искариот, тогда как у Матфея и Марка – все ученики. Очевидно, Иоанн указывает, кому собственно принадлежал почин в этом протесте. О прочем см. Мф.26 ; Мк.14 . Ин.12:6 .  Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Иуда не только носил пожертвованные деньги, но и «уносил», т.е. тайно брал значительную часть их себе. Стоящий здесь глагол ( βσταζεν), по-русски переведенный выражением «носил», правильнее перевести «уносил» (ср. Ин.20:15 ). Почему Иуде был доверен Христом ящик с деньгами? Очень вероятно, что этим проявлением доверия Христос хотел подействовать на Иуду, внушить ему любовь и преданность к Себе. Но такое доверие не имело благоприятных для Иуды последствий: он уже слишком привязался к деньгам и потому злоупотребил доверием Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2 . Предупреждения об ужасах и опасностях последних дней. 3 . Предостережение о грядущих гонениях. 4 . Пророчество о Дне Господнем, который отождествляется с днем Второго пришествия . 5 . Предостережение быть наготове. В целом, как мы уже отмечали, взгляд на будущее мира пессимистичен . Наш мир настолько плох и греховен, что все исправить может лишь Бог, разрушив ветхий мир и создав его заново. Такова идея Дня Господня. Ведь иудеи не помышляли об исправлении и преобразовании мира. Неужели и для христиан нет никакой возможности активного и положительного вмешательства в ход всемирной истории? К тому же сами христиане в злом мире будут постоянно гонимы, и эти гонения неизбежны: " надлежит сему [то есть гонениям] быть, – но это еще не конец!» ( Мк.13:7 ). Создается впечатление, что в предстоящих скорбях страдающим христианам остается только утешаться помощью Святого Духа: «Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый» ( Мк.13:11 ). Размышляя над этими вопросами, нам следует обратить внимание на три момента: 1 . В ответе Иисуса Христа апостолам Петру, Иакову, Иоанну и Андрею ( Мк.13:5–13 ) речь идет сначала о таких ограниченных конфликтах и бедствиях, которые ( еще! ) не угрожают самому существованию мира. И мы, конечно, должны согласиться, что христиане и сегодня, спустя две тысячи лет, постоянно сталкиваются с такими ситуациями. В таком случае (и это важный вывод) нам следует считаться с тем, что полная зла история будет продолжаться и дальше. Это взывает к нашей стойкости и терпению, ибо ... «претерпевший же до конца спасется». 2 . Не стоит смущаться тем то, что Евангельский текст не упоминает о способности или возможности христиан предотвращать в мире войны и катастрофы. Достаточно взглянуть на прошлую историю, в которой христиане, часто отнюдь не гонимые, принимали участие и даже в известной степени определяли ход истории. Спросим себя: В каких исторических ситуациях христиане ( как последователи Иисуса! ) фактически смогли успешно противостоять всяким войнам (локальным, мировым, гражданским)? Когда христианам удавалось противостоять так называемым необходимостям «государственного или национального интереса»? Когда им удавалось реально это сделать? – Вопросы звучат скорее риторически.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Неделя пред Богоявлением (31–я) (2Тим.4, 5–8; Мк.1,1–8). Пред явлением Господа народу и вступлением Его в дело совершения домостроительства нашего спасения был послан св. Иоанн Предтеча приготовить людей к принятию Его. Приготовление состояло в призвании к покаянию. И покаяние с того времени стало путем к Господу Спасителю и преддверием веры в Него. Сам Спаситель начал проповедь Свою словами: “покайтесь и веруйте в Евангелие” (Мк1.15). Покаяние и вера друг ко другу препровождают взыскавшего спасения. Покаяние тяготит его бременем грехов и страшит неумытным судом правды Божией. Но приходит вера и указывает ему Избавителя, взявшего грехи мира. Кающийся прилепляется к Избавителю и, сложив бремя грехов исповеданием, радостно течет вслед Его, путем заповедей Его. Вера, таким образом, рождается из покаяния и на нем стоит. Крепко держится веры кающийся по чувству избавления. Вера жива от покаяния. Без покаяния она будто без живительного тока деревцо, вяла и неживодейственна. Понедельник (32–й). (Иак.2,14–26, Мк.10,46–52). “Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?” Путь к вере — покаяние. В покаянии же что говорят? — Согрешил, не буду. Не буду грешить, следовательно, буду жить по заповедям. Поскольку с принятием веры покаяние не отходит, но, с нею сочетавшись, до конца пребывает, то и решение то — жить по заповедям, пребывает в силе и при вере. Потому верующий, если пришел к вере прямым путем, т. е. путем покаяния, бывает ревнителем исполнения заповедей или творителем добрых дел. Вера дает ему на то сильнейшие побуждения; вера дает ему на то и силы благодатные чрез св. Таинства. Так вера споспешествует делам. А дела веру делают совершенною: ибо пока делом не сделано то, чему кто уверовал, дотоле вера будто не вера. Она видною становится только в делах. И не только видною, но и крепкою. Дела воздействуют обратно на веру и ее укрепляют. Вторник (Иак.3,1–10; Мк.11,11–23). У смоковницы, которая была богата листьями, а плодов не имела, Господь отнял благословение, — и она иссохла. Это урок действием. Под этой смоковницей разумеются люди, по виду исправные, а в существе дела недостойные одобрения. Кто же такие? Которые красно разглагольствуют о вере, а самой веры не имеют, — держат только в уме предметы веры. И те таковы, которые по внешнему поведению исправны, а по чувствам и расположениям очень неисправны, и дела исправные являют только дотоле, пока нельзя скрыть неисправности в них, а когда можно — не делают. Например, милостыню подает, когда просит кто при людях, а попроси наедине, еще разбранит. Богу молиться в церковь идет, и на виду всех молится, и дома молится, чтоб не осрамиться пред домашними. Но как скоро один, и лба не перекрестит. О мысленном же и сердечном к Богу обращении и понятия не имеет. Будем молиться, чтобы Бог не попустил нам быть такими. Ибо тогда не миновать нам суда изреченного над смоковницею.

http://predanie.ru/book/86548-mysli-na-k...

Несколько другое мнение предлагает преподобный Ефрем Сирин : по его мнению, здесь речь идет о проповеди апостолов после воскресения Христа: «после тридневного воскресения Его, которое и есть явление Его, к ним придет Его сила» 3 . Наконец, есть и эсхатологическая 4 интерпретация, но она предполагает применение этих слов к христианам последующих поколений, суть же тогда такова: Христос придет раньше, чем Его последователи просветят всех иудеев светом Евангелия. Учитывая, что Евангелие от Матфея написано прежде всего для иудеев, вполне логично здесь видеть идею, что просвещением «городов Израильских» последователи Христа будут заниматься до конца времен; это – историческая миссия Церкви 5 . «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф 16:28; см. также Мк.9:1; Лк.9:27) Эта цитата – самая характерная; во многом убеждение, будто Христос обещал апостолам вернуться во славе при их жизни или будто апостолы ждали пришествия Христа в ближайшее время, основано на этом высказывании. Ключевыми для толкования фрагмента являются следующие детали: во-первых, кто такие некоторые из стоящих здесь, во-вторых, что значит увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем (в Мк. 9:1 – увидят Царствие Божие, пришедшее в силе, в Лк. 9:27 – увидят Царствие Божие)? Имеет смысл кратко рассмотреть историю интерпретации этого отрывка. Царство Божие – Преображение. Древние толкователи (свт. Иоанн Златоуст , Василий, еп. Селевкийский (V в.), прп. Иоанн Дамаскин , большинство отцов Западной церкви) видели исполнение этих слов в событии Преображения на основании контекста (так как это пророчество у всех синоптиков предшествует рассказу о Преображении Господнем); при таком понимании «некоторые» – апостолы Петр, Иаков и Иоанн, свидетели Преображения. Однако данное толкование имеет очевидные трудности: во-первых, очень короткий промежуток времени между пророчеством и событием Преображения – всего 6 дней (за это время вряд ли кто-то из слушателей мог «вкусить смерть», а ведь фраза «некоторые из стоящих» предполагает, что только часть доживет до предполагаемого события) 6 . Во-вторых, в Мк.9:1 причастие «пришедшее» стоит в форме перфекта ληλυθυαν: эта особенность текста «предполагает не преходящее явление, а утверждение Царства. К Преображению она относиться не может» 7 . Царство Божие – Церковь . Святитель Григорий I Великий, папа Римский, предложил понимать Царствие Божие в силе как Церковь , распространившуюся и утвердившуюся на территории Римской империи к концу I века. Действительно, Церковь может быть названа Царством Бога на земле; верно и то, что некоторые из слушателей Христа (как минимум, апостол Иоанн Богослов) дожили до конца I века и были очевидцами, как Церковь созидается «в силе» по всей территории «ойкумены». Это мнение доминировало в средние века, затем имело сторонников среди католических и некоторых протестантских ученых.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Во-вторых, Господь, зашедший во храм и осмотрев в нём всё ( Мк.11:11 ), частью Сам устранил ( Мк.11:15–16 ), а частью потребовал устранить ( Ин.2:16 ) то, что в нём было неприлично и нехорошо, но против бывших там всюду священных изображений не сказал ни слова ( Мф.21:12–13 ; Мк.11:11–18 ; Лк.19:45–46 ; Ин.2:13–17 ). – Значит признал их достойными находиться в храме. Наконец, по словам святого Павла в христианских храмах, даже и до второго пришествия Христова, будут предметы, которые у верующих называются «святыня», «Бог»: день тот, по словам апостола Павла, не придёт, «доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святыней, так что во Храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес.2:1–4 ). Итак, в то время, когда в отношении кумиров заповедано: «не поклоняйся им и не служи им», пред рукотворенными и священными изображениями в храме Бога Израилева и поклоняются и служат: возжигают светильники, курят фимиам, приносят жертвы, а в случае надобности выходят с ними на общественную молитву и вне святилища. И всё это не было нарушением второй заповеди. Смысл почитания святых икон таков: когда верующие взирали на медного змея – на знамение спасения, то ожидали себе исцеления не от того, на что взирают, но от Бога Спасителя ( Прем.16:6–7 ); когда лицами своими обращаются к построенному земному храму, то в это время всем сердцем своим и всей душой своей возносятся к Милосердому Богу ( 2Пар.6:38 ); когда священник воскурял фимиам пред Ковчегом со святыми херувимами ( Исх.40:5 ), то делал это пред Господом ( Исх.30:8 ); когда Иисус Навин и все старейшины преклоняли пред Ковчегом свои лица, то призывали Господа и Владыку и т.д. Из всех этих и им подобных случаев очевидно, что и поклонение, и фимиам, и светильники, и всё прочее совершаются пред святынями и священными изображениями не ради их самих, не ради того вещества, из которого они сделаны, но относятся к тем, кого эти святыни и изображения нам напоминают.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Мать Иоанна-Марка Мария, по-видимому, вдова, была членом Иерусалимской христианской общины и пользовалась в ней доверием и известностью. К ней прежде всего направился ап. Петр по освобождении его Ангелом из темницы. К ее дому вел крытый ход πυλν, в доме была сдужанка-девочка (παιδσχη), по-видимому, придверница; дом этот служил местом собрания первых иерусалимских христиан. В ночь, когда Петр выведен был из темницы и пришел туда, «многие» из них «собрались и молились» ( Деян.12:12 ). Возможно, что в этом же доме имела место и Тайная вечеря Спасителя ( Мк.14:12–15 ) и последующие собрания апостолов и последователей Христа, не исключая и молитвенного собрания в день Пятидесятницы ( Деян.1:13–20 ). По-видимому, уже в то время Марк был членом христианской общины и был близко знаком Петру и другим главам Иерусалимской церкви. Более того, в ев. Мк.14:51–52 передается один эпизод, смысл которого становится понятным только при предположении, что юноша, о котором там говорится, был сам автор повествования, евангелист Марк, пожелавший отметить, в этом единственном пункте, свою причастность к евангельской истории. Возможно, что и слова молитвы Спасителя в Гефсиманском саду, когда ученики Его были отягощены сном ( Мк.14:36 ), слышал юноша Марк, последовавший за учениками, прямо из постели, когда те ночью, после Тайной вечери, уходили из дома, где он жил со своими родителями. Марк был в Иерусалиме во время голода 46–48 годов, когда Варнава и Савл привозили туда пособие от Антиохийской церкви ( Деян.11:28–30 ). На обратном пути Варнава и Савл взяли его с собой в Сирию ( Деян.12:25 ). Если этот именно Марк был родственником ап. Варнавы, упоминаемым в посланиях ап. Павла ( Кол.4:10 ), то Варнаве, естественно было взять его к себе в качестве сотрудника (в качестве такого же сотрудника был им приведен ранее в Антиохию Савл из Тарса, Деян.11:25 . Как сотруднику и родственнику, Марку естественно было и отправиться вместе с ап. Варнаваю в миссионерское путешествие, Деян.13:5 . Служение ев-ста Марка во время этого путешествия было не столько благовестническим, как Варнавы и Савла, сколько имело характер личных услуг апостолам и технической помощи. Сюда могли входить различные хлопоты, связанные с путешествием, заботы о питании и крове, участие в качестве посыльного при различных переговорах подготовка встреч, передача сообщений и тому под.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/besedy...

«Правая рука». Это замечает один Лука. Правая, конечно, важнее левой. «Книжники». О них упоминает также только Лука. «Что бы им сделать с Иисусом». Евангелист Лука представляет их замыслы в несколько смягченном виде (ср. Мк.3:6 ). Лк.6:12 .  В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Лк.6:13 .  Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Лк.6:14 .  Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Лк.6:15 .  Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Лк.6:16 .  Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем. Лк.6:17 .  И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, Лк.6:18 .  которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. Лк.6:19 .  И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. Об избрании апостолов евангелист Лука говорит согласно с Марком ( Мк.3:7–19 ), впрочем с некоторыми от него отступлениями. «На гору помолиться». Это отмечает только Лука, как событие, указывающее на чрезвычайную важность последовавшего затем избрания апостолов. «Наименовал Апостолами», т.е. дал им известное назначение, какое достаточно определяется названием «апостол» – посланник, уполномоченный (ср. Мф.10:2 ). «Андрея, брата его». Лука еще не упоминал Андрея и потому отмечает, что он был брат Симона. Напротив, отношение между Иаковом и Иоанном, как известное (см. Лк.5:10 ), здесь не указывается. Зилот – то же, что Кананит у Мф.10:4 . Иуда Иаковлев, т.е. сын Иакова (лицо известное) – это тот же, кого Матфей называет Леввеем, прозванным Фаддеем ( Мф.10:3 ), а Марк – просто Фаддеем ( Мк.3:18 ). «И, сойдя с ними» – после того, как сошел с избранными в апостолы с горы. «Стал на ровном месте», – т.е. на одной из площадок, какие существуют в палестинских горах (ср. 2Цар.1:21 ). Господь все же оставался в пределах горы, и потому следующая Его речь вполне может быть названа «нагорной» беседой.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010