Имя Иисус, или, по-еврейски, Йешуа, также значимо. Имя сие носил сын Навинов, который ввел народ израильский в землю обетованную и тем прообразовал роль и дело Иисуса Спасителя, введшего род человеческий в истинную и бессмертную землю обетованную, в Царствие Небесное. Все прочее, сообщенное архангелом, рассчитано на то, дабы уверить Деву: Ее Сын будет ожидаемым Мессией. Он наречется Сыном Всевышнего, получит от Бога престол Давида и будет царствовать над домом Иакова вовеки - все сие в сознании всякого израильтянина, тем паче в сознании духовно воспитанной Девы Марии, относится исключительно к ожидаемому Мессии. Архангел глаголет Деве не все о Господе Иисусе Христе, но лишь то, что Ей как пророчество известно и понятно из Священного Писания. Он не говорит Ей о всемирной и всечеловеческой роли Иисуса, не говорит о Нем как о Спасителе всех народов и племен, как об Основателе духовного Царствия, Судии всех живых и мертвых, а еще менее - как о Слове Божием, Одной из Трех вечных Ипостасей Святой Троицы. Если бы он сказал Ей это, он еще более смутил бы Ее. Она не всеведуща, несмотря на Свое целомудрие и чистоту. И Она имеет многому научиться от Сына Своего и во времени, и в вечности, сохраняя все слова Его в сердце Своем (Лк.2:51; Ин.2:4). Архангел строго придерживается рамок израильских представлений. Он в органической связи приводит все то, что рассеяно в пророческих книгах и что Она знает (Ис.9:6-8; 10:16; 11:1; Иер.25:5; 30:9; Иез.34:24; Ос.3:5; Мих.5:4; Пс.131:11; Дан.2:44; и др.). Клятся Господь Давиду истиною и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем (Пс.131:11). Слово посылает Господь на Иакова, и оно нисходит на Израиля (Ис.9:8). Выслушав сие послание небес, Дева Мария в Своем детском целомудрии и простодушии вопрошает чудного посетителя: как будет это, когда Я мужа не знаю? ( " Хорошо спросила Она ангела: " Как сие возможно? " - ибо Она ранее читала, что Дева во чреве приимет, но не читала, каким образом во чреве приимет " . Свт. Амвросий.) Слова сии выражают не Ее неверие гласу архангельскому, но лишь Ее детское целомудрие и простодушие. Что бы сказал кто-нибудь из вас на подобное извещение, полученное от самого необыкновенного гостя из всех гостей? То, что вам пришло бы на ум первым, когда вострепетало бы сердце ваше, не так ли? Но Дева Мария не изрекла ничего излишнего. Если Ее вопрос, предположим, является излишним для Нее, то для нас он не таков. Ради нас Ее благодатный дух вопрошает о том, о чем, конечно, спросили бы все мы, находящиеся под бременем законов природы. Для рождения нужен муж; где же муж? Так спросил бы всякий из нас - удаленных от радующейся всемогуществу Божию свободы, привыкших ко гнету природных сил. Поэтому надлежало, ради нас, чтобы Дева задала вопрос сей, а мы услышали ответ посланника Божия. Что отвечает Гавриил?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

4. нъ же вщавъ реч: писано не хлб живъ бдетъ человкъ, но всцмъ глгол исходщемъ изо устъ Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих Не о хлебе едином и пр. Спаситель говорит искусителю, что не нужно творить чудо превращения камней в хлебы, а что можно удовлетворить голод и другими предметами, по указанию или действию Божию, почему и указывает на изречение из книги Второзакония (8:3), где говорится, что Бог , напр., питал манною народ Израильский в пустыне. Это ближайший смысл изречения. Но в нем содержится указание и на духовную пищу, которою питается верующий человек, т. е. на слово Божие, на божественные заповеди и повеления, исполнение коих составляет духовную пищу, более нужную для человека, чем пища телесная ( Ин.4:34 ). При этой духовной пище забывается и телесный голод (Мих.). «Не забывают ли люди о пище, слушая приятную беседу далее человеческую? Не тем ли естественнее забыть о пище среди сладостной беседы с Богом?» (Пав. Кишин.). 5. Тогда потъ во стый градъ, и постави на крил церковнмъ, Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма 6. и глагола аще снъ верзис низ: писано бо к агглмъ своимъ заповсть теб (сохранити т), и на ркахъ возмтъ т, да не когда преткнеши камень ног твою. и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею Поят (берет) Ею диавол. Это не значит, что диавол нес Иисуса по воздуху, или принудил Его, против Его воли, но повел или сопровождал Его (Слич. Мф.17:1 ). Во святый град (город), т. е. в Иерусалим. Святым называется Иерусалим потому, что там был святой храм, где совершалось богослужение (о Иерусалиме чит. в объясн. 1 ст. 2 гл.) На крыле церковнем на кровле храма. Вероятнее всего на той части храма, которая называлась притвором Соломоновым. Крылом храма могла называться эта часть его, потому, что по форме уподоблялась распростертым крыльям птицы (о храме чит.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

7:12); также: “Ты Самарянин и … бес в Тебе” (Ин. 8:48). Наконец, чтобы они знали, что им угрожает не одно отвержение, указывает на самые казни: всякий “кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит” (Мф. 21:44). Здесь Христос представляет двоякую гибель: одну от преткновения и соблазна, — это означают слова: “упадет на этот камень”; а другую, когда подвергнутся пленению, бедствиям и совершенной погибели, — что ясно выразил словами: “того раздавит”. Этим же Он указал и на Свое воскресение. Пророк Исаия говорит, что Он обвиняет виноградник (т. е., народ); здесь же порицает и начальников народа. У Исаии говорит Он: “Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему” (Ис. 5:4)? А у другого пророка: “Какую неправду нашли во Мне отцы ваши” (Иер. 2:5)? также: “Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя” (Мих. 6:3)? Так Он изображал неблагодарность иудейского народа, что они за все Его благодеяния воздали Ему противным! Здесь то же самое говорит с большею силою. Не Сам Он является говорящим: “Что еще надлежало бы сделать … , чего Я не сделал”? Но представляет, что они сами произносят приговор, что все для них было сделано, и тем сами себя осуждают. Слова их: “Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям” — то и означают, что они сами на себя произносят самый строгий приговор. И Стефан укоряет их в этом, особенно нападая на них за то, что они, пользуясь постоянно великим Божиим промышлением о них, воздавали Благодетелю совсем противным; и это самое было ясным доказательством того, что не наказывающий, но сами наказываемые были виновниками ниспосылаемой на них казни. То же доказывается и здесь, как притчею, так и пророчеством. Христос не удовольствовался одною притчею, но привел еще два пророчества: одно Давидово, другое — собственное Свое. Итак, что же должны были сделать иудеи, выслушав это? Не поклониться ли Господу? Не удивляться ли Божией о них попечительности, явленной как в древние времена, так и после этого? Если никакое благодеяние не могло их сделать лучшими, то по крайней мере не надлежало ли им вразумиться хотя страхом наказания? Но они не вразумились.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Книга III. Письма 1. Референдарию Феоктисту О лжепророке пишет Лука: И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого ( Деян. 13:11 ). Поэтому смотри и ты, чтобы, разгневавшись, не стать причастником тьмы и помрачения в уме. Тебе нужно найти божественных наставников, которые провели бы тебя от гневливого нрава к кротости и великодушию, просвещающих ум. 2. Ему же Взывающий к Богу сначала говорит: я вопию днем, – и Ты не внемлешь мне ( Пс. 21:3 ), а затем: ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего и не скрыл, от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал, к Нему ( Пс. 21:25 ). Бог иногда медлит с помощью, предусматривая о нас нечто лучшее и премудро устраивая судьбу нашу. Поэтому с пользой для нас, а не вдруг дарует просимое. Бывает время, Бог слушает нас, а бывает – нет. Ибо пришло время ( Пс. 101:14 ), услышать душу, взывающую к Богу. 3. Ему же И выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень. Покорись Господу и надейся на Него ( Пс. 36:6–7 ). Во тьме скорбей, подавляющих мысль, внезапной переменой Господь производит постоянный полдень, а в бурю и треволнение – улыбающуюся тишину. Как говорит другой пророк: хотя я во мраке, но Господь свет для меня ( Мих. 7:8 ), то есть свет, ожидаемый и во мраке. 4. Престарелому и любодейному богачу Мартину Сыновья наши, как разросшиеся растения в их юности ( Пс. 143:12 ). Поскольку, оставив буквальный смысл, ты просишь изложить тебе умопостигаемый смысл этих слов, узнай его. Может быть, ты не вызвал бы меня на обличение, ожидая, что дам какое-либо иное толкование, но не это. Сынами демонов называются скверные помыслы и дурной нрав, обращающий любящих грех к делам порочным. Пороки подобны растениям, посаженным в юности твоей. Хоть ты и состарился телом, но силен еще в мерзостях – как юноша, одержим похотью. От юности и до старости пребываешь ненасытным в неистовом блуде, и на тебе исполняется пословица, что дурная страсть в душе никогда не стареет. Поэтому хоть теперь, если тебя пристыдили эти слова, воскликни горько, отрезвившись от долговременного упоения, умоляй Бога, могущего сотворить в тебе всякое чудо, поколебать эти негодные насаждения, потрясти и с корнем вырвать их. Чтобы ты наконец отстал от блуда и успокоился, так что смог бы сказать: до основания потрясена душа моя, поэтому успокоюсь, думая о конце. 5. Сатрапу Евсигнию

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Феман, 1-й сын Елифаза, дал имя городу, не раз упоминаемому у пророков ( Иер. 49:7, 20 ; Ам. 1:12 ; Авд. 1:9 ; Иез. 25:13 ); жители его, по-видимому, известны были своей мудростью ( Иер. 49:7 ); одним из потомков Фемана, сына Елифазова, был старший из друзей Иова – феманитянин ( Иов. 2:11 ). Омар – может быть родоначальник арабского племени амиров. Цефо (в 1Пар. 1:36 – Цефи) напоминает местность на юг от Мертвого моря. Быт.36:12 . Фамна же была наложница Елифаза, сына Исавова, и родила Елифазу Амалика. О Фамне, наложнице Елифаза, упомянуто, по еврейским толковникам, для того, чтобы показать величие и славу потомства Авраамова (даже через Исава), вследствие чего даже соседние князья хорреев (Фамна была из хорреев, ст. 20, ср. 29) искали родства с ним, по мнению некоторых – чтобы показать евреям происхождение Амалика и амаликитян, бывших при Моисее сильнейшим племенем Аравии ( Исх. 17:8 ). В 1Пар. 1:36 Фамна или Феман встречается как имя сына Елифаза (ср. Быт. 36:40 ; 1Пар. 1:51 ). Быт.36:13–14 . И вот сыновья Рагуила: Нахаф и Зерах, Шамма и Миза. Это сыновья Васемафы, жены Исавовой. И сии были сыновья Оливемы, дочери Аны, сына Цивеонова, жены Исавовой: она родила Исаву Иеуса, Иеглома и Корея. Перечисляются ближайшее потомки Исава от двух других жен: 4 рода от Васемафы и 3 – от Оливемы. Всего от 3-х жен (включая Амалика от Фамны) произошло 13 родов потомства Исавова. Быт.36:15–18 . Вот старейшины сынов Исавовых. Сыновья Елифаза, первенца Исавова: старейшина Феман, старейшина Омар, старейшина Цефо, старейшина Кеназ, старейшина Корей, старейшина Гафам, старейшина Амалик. Сии старейшины Елифазовы в земле Едома; сии сыновья Ады. Сии сыновья Рагуила, сына Исавова: старейшина Нахаф, старейшина Зерах, старейшина Шамма, старейшина Миза. Сии старейшины Рагуиловы в земле Едома; сии сыновья Васемафы, жены Исавовой. Сии сыновья Оливемы, жены Исавовой: старейшина Иеус, старейшина Иеглом, старейшина Корей. Сии старейшины Оливемы, дочери Аны, жены Исавовой. Идет перечисление старейшин alluphim (от евр. eleph – тысяча, Суд. 6:15 ; Мих. 5:2 ), тысяченачальники (хилиархи) или родоначальники (филархи); термин alluphim в Ветхом Завете прилагается к князьям племени Исава-Едома ( Исх. 15:15 ; 1Пар. 1:51 ) и лишь, как исключение, – к князьям Иудиным ( Зах. 12:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Он часто отступает от грамматически правильного изложения речи. В обращении к одним лицам пророк иногда объединяет и разделяет их ( Мих.1:16 ); речь ведет то во втором, то в третьем лице; называет их то в мужском, то в женском роде ( Мих.1:10; 2:3; 6:16; 7:15,17,19 ). Эти особенности придают книге пророка Михея характер древне-библейского писания. Пророк нередко излагает речи различных лиц. Например, во Мих.2:5 – речь приточников; в Мих.6:9 – речь Господа; в Мих.7:7–13 – свою речь к Богу от лица народа; в Мих.7:14 – Господень ответ на нее; в Мих.4:9–13 – свою речь к Сиону; в Мих.5:1–2 – к Вифлеему и Израилю. Такое обилие речей составляет также выражение сердечности и одушевленности пророка. Пророк нередко указывает на свое живейшее участие в предсказываемых событиях и обетованиях ( Мих.1:8–10; 3:8; 5:1,5–6 ) и отождествляет себя со всем еврейским народом ( Мих.7:1,8–10 ). Он указывает на свои родные места ( Мих.1:10–15 ) и на свое имя ( Мих.7:18 ). Другие особенности речи пророка Михея состоят в частом употреблении парономазий, 9 аллитераций, 10 уподоблений и игры слов ( Мих.1:10–15; 2:4,6; 5:4; 7:18 ). Такие образы и сравнения пророк заимствует из пастушеской жизни. Собрание Израиля после рассеяния уподобляется собранию овец в овчарне ( Мих.2:12 ). Страдающий среди бедствий Израиль уподобляется хромлющему и рассеянному стаду ( Мих.4:6–7 ). Мессия, Господь и израильские князья называются пастырями Израиля ( Мих.5:3–4; 7:14 ). Опустошенный Сион называется башней стада ( Мих.4:8 ). Вероятно, в связи с теми же образами стоит уподобление жестокости и насилий человеческих едению мяса животных ( Мих.3:1–3 ср. Пс. 43:12 ). Может быть, в равнине, близ родной пророку Морасфы, паслись стада, часто виденные Михеем. Язык книги пророка Михея вообще носит черты классического библейского языка, за исключением некоторых отступлений. Например, в Мих.1:15 – вместо ; Мих.2:4 – вместо ; Мих.6:10 сирийская форма – вместо – ; халдейские формы спряжений: Мих.1:10 – и Мих.4:13 – , и склонений Мих.3:12 – халдейское окончание вместо .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В Мих 2. 1-11 содержатся пророчества, обличающие социальную несправедливость, которые в своей основе считаются словами М. Этот фрагмент состоит из 2 частей. Первая часть (Мих 2. 1-5) начинается с восклицания «Горе!» (  ), обращенного к тем, кто «замышляет зло», далее перечислены грехи богатых, отбирающих дома и поля; им, притесняющим «человека (букв. «мужа») и дом его» (    ) (Мих 2. 1-2), предсказано грядущее возмездие (Мих 2. 3-5). Во 2-й части (Мих 2. 6-11) содержится обращение Яхве уже ко всему Израилю и обличение грехов народа, заключающихся в том, что израильтяне грабят прохожих и возвращающихся с войны (Мих 2. 8), изгоняют женщин из их домов, отнимают у них детей (Мих 2. 9) и предпочитают пить вино и сикеру вместо того, чтобы слушать пророческие речи (Мих 2. 11). Отрывок Мих 2. 12-13 содержит пророчество с обетованием спасения, в к-ром Бог обещает «собрать остатки Израиля» и даже пойти «впереди их» (Мих 2. 13:           переводе - «И пошел царь их перед ними, и Яхве во главе их»). Поскольку по содержанию он не соотносится с контекстом фрагмента Мих 1-3, экзегеты, начиная с Штаде ( Stade. 1881. S. 161-172; Kessler. 1999. S. 136-143), обычно рассматривали его в качестве дополнения, написанного в период Вавилонского плена или персид. эпохи. Перикопа Мих 3. 1-12 посвящена социальной несправедливости и считается частью первоначального корпуса пророчеств М. Она состоит из 3 частей. Первая часть (Мих 3. 1-4) представляет собой речь Яхве к «главам (  ) Иакова и князьям (   вариант: судьям) дома Израиля». В ней содержатся обличения глав народа, к-рые «ненавидят добро и любят зло», «сдирают кожу» с народа и «едят его плоть» (Мих 3. 2-3). Яхве обещает «скрыть» от них Свое лицо и не отвечать им, когда они будут взывать к Нему (Мих 3. 4). Во 2-й части (Мих 3. 5-8) Яхве обращается к пророкам, обличая их за то, что они «вводят народ в заблуждение» и пророчествуют за плату, предсказывая мир тем, кто спонсирует их, и «освящая войну» против тех, кто ничего не дает им (Мих 3. 5). Яхве обещает посрамить их, тем, что не будет отвечать им (Мих 3. 6-7). В 3-й части (Мих 3. 9-12) Яхве вновь обращается к главам Израиля. В этой части тема суда достигает кульминации: бедствия обрушатся на Иерусалим и храм за продажность судей, священников и пророков (Мих 3. 11-12).

http://pravenc.ru/text/2563828.html

Обозрение содержания книги пр. Михея для последовательного ее чтения Надписание книги 1:1. I. Грозные предсказания 1:2–3. 1 . Суд. Господь снидет с неба, места жилища своего, подобно огню, все истребляющему. Он идет судить грехи Израиля и Иуды, проистекавшие от грехов Самарии и Иерусилима; поэтому ближайшею целью божественного суда будет опустошение этих стран и первее всего Самарии, как наиболее созревшей к суду ( Мих.1:5–8 ). Но судьба Самарии постигнет и Иерусалим ( Мих.1:9 ). Оплакивайте, говорит Михей, не чужие несчастия, но свои собственные ( Мих.1:10 )! И затем пророк сам оплакивает судьбу соседних с Морасфою городов: дети уводятся в плен среди воплей общей их матери, земли иудейской ( Мих.1:11–16 ). 2 . Причину такого суда составляют: корыстолюбие богачей и вельмож иерусалимских, – в возмездие за это они все должны потерять ( Мих.2:1–5 ); ожесточение к словам пророков, которых они ненавидели, и притесняли бедных ( Мих.2:6–10 ). Пророк может возвестить народу и нечто доброе, a не одно злое: но это доброе – не чувственные удовольствия, a будущее избавление из плена, в который они должны пойти теперь ( Мих.2:11–13 ). При этом он укоряет несправедливых судей: во время бедствий они без милосердия подвергнутся наказанию ( Мих.3:1–4 ); погибнут вместе с ними и ложные пророки, ради корысти успокоившие народ и таким образом низвергавшие его в погибель: как они постыдятся ( Мих.3:5–8 )! Неправедные судьи грабят народ, чтобы воздвигать себе блистательные постройки ( Мих.3:9,10 ). Все руководители народа глубоко развращены, корыстолюбивы и при том считают себя безопасными. До основания будет разрушен Сион, Иерусалим и храм ( Мих.3:11,12 ). II. Утешительные обетования 4:1–5. 1 . Но как глубоко унижен теперь Сион, так высоко он некогда превознесен будет: ибо он будет средоточием народов, ожидающих наставления от Сиона касательно поведения в отношении к Господу, и вследствие такого наставления имеющих жить между собою в мире и согласии ( Мих.4:1–4 ). Народы познают тогда, кто истинный Бог ( Мих.4:7 ); рассянный же народ Божий возвратится в отечество и счастливо устроится ( Мих.4:5–7 ); древняя власть Давида возобновится на Сионе ( Мих.4:8 ). 2. Народ, которому не в состоянии помочь его цари и руководители, будет, правда, за свои грехи отведен в плен, в Вавилон, но он возвратится для торжества над язычниками, которые думали, что безнаказанно могут нападать на народ Божий ( Мих.4:9–13 ). 3. Царю угрожает уничижение и стыд, но из униженного царского дома Давидова произойдет Вечный Царь Израилев ( Мих.5:1–7 ср. Мф.2:6 ). Страдания Сиона суть муки рождения великого будущего Царя. Он соберет свой народ, будет руководить им и защитить от власти Ассура. Народ Божий будет народом сильным среди язычников, могущественным и неприкосновенным; он внутренне обновится и будет народом веры и надежды на Бога, a во вне будет торжествовать над врагами своими ( Мих.5:8–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Слово YHWH… вот, что видел он… Буквально сказано: которое видел – . Как можно видеть слово? Необычный для нас, но вполне типичный для Танаха (ср. Ам.1:1 ; Ис.1:1 ) способ выражения, очевидно, означает: слышал в видении, во время видения. …о Шомроне и Йерушалаиме. Переводим нейтрально, через о, однако, учитывая дальнейшее содержание пророчеств, наполненных суровыми инвективами в адрес Исраэля и Йенуды, в данном случае вполне допустим и перевод: против. Ср. Ион.1:2 . Шомрон и Йерушалаим здесь следует понимать метонимически: под именем столиц обозначены целые государства, Исраэль и Йенуда (синекдоха). Между падением Шомрона в результате ассирийского нашествия в 722 году и падением Йерушалаима в руки вавилонян в 586 – долгих 134 года. Но в пророческой перспективе два этих события почти сливаются воедино, потому что причина того и другого одна – непослушание YHWH. Это непослушание северянами и южанами проявляется по-разному, в разных аспектах, но и для народа Исраэля, и для народа Йенуды это нарушение одного и того же завета – завета с YHWH, их Богом. Для Михи единство судьбы Исраэля и Йенуды очевидно, очевидна и единая причина гибели двух братских царств, состоящая в отступлении от завета с YHWH, хоть мы и не встретим ни разу на протяжении всей пророческой книги самого этого слова б е рит (завет). После рассмотрения этого типичного для пророческих книг введения ( Мих.1:1 ) перейдём к содержанию основной части книги. В современной библейской науке предлагаются самые различные варианты деления на части состоящей из семи глав книги Михи. Вот основные из них: Мих.1–5 (Богоявление и его последствия); Мих.6–7 (суд Божий) 45 ; Мих.1–3 (суд); Мих.4–5 (надежда); Мих.6–7 (суд и надежда) 46 ; Мих.1–2, 3–5, 6–7 47 ; Мих.1:2–2:13, 3:1–4:8, 4:9–5:14, 6–7 48 ; Мих.1–3, 4–5, 6:1–7:7 .; 7:8–20 49 ; Мих.1:1, 1:2–7:17, 7:17–20 50 . Все предлагаемые членения книги довольно условны. Авторы находят достаточно аргументов для обоснования каждого из этих вариантов. Мы будем придерживаться деления книги на три части: Мих.1–2, 3–5, 6–7 . В пользу такого деления есть один объективный и на наш взгляд очень весомый аргумент: каждый из этих трёх разделов книги начинается с призыва слушать (): Мих.1:2 (); Мих.3:1 () 51 ; Мих.6:1 () – призыва, который можно считать делимитатором начала, внутренним, содержащимся в самом тексте книги маркером, указывающим на начало новой серии пророчеств. Часть I. Мих.1:2–2:13

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Книга разделяется на четыре части, в которых угрозы чередуются с обетованиями: Мих 1:2–3:12 — Израиль перед судом; 4:5–5:14 — обетования Сиону; 6:1–7:7 — Израиль заново предстает перед судом; 7:8–20 — надежды. Обетования Сиону резко противоречат угрозам до них и после; это симметричное построение восходит к позднейшей редакции книги. Трудно определить объем переработок, которым книга подверглась в тех кругах, где хранили память о пророке. Единодушно считается, что текст Мих 7:8–12 следует отнести ко времени возвращения из плена. Точно так же этому периоду наилучшим образом соответствовали бы слова в Мих 2:12–13, которые между угрозами кажутся инородным телом, и провозвещения в 4:6–7 и 5:6–7. Далее, текст Мих 4:1–5 почти дословно приводится в (Ис 2:2–5), причем ни в том, ни в другом контексте он не выглядит изначальным. Но возможность того, что это — последующие дополнения, еще не позволяет вывести заключения, согласно которому все обетования будущего следовало бы исключить из подлинной миссии пророка Михея. Корпус речений в глл. 4–5 возник во время плена или после него, но в нем есть и изначальные фрагменты; и особенно следует отметить, что не существует никаких решающих оснований для того, чтобы отказать пророку Михею в его авторстве мессианского обетования (Мих 5:1–5), совпадающего с тем, которое в те же времена пробудило надежду в Исайе (Ис 9:1 сл, 11:1 сл). Из сведений о жизни пророка нам известно лишь, как он был призван Богом. Ему свойственно подчеркнутое осознание собственного пророческого призвания, и поэтому он — в отличие от лжепророков — с полной убежденностью возвещает несчастия (Мих 2:6–11; 3:5–8). Он несет слово Божие, а с ним прежде всего — суд. Ягве входит в суд со Своим народом (Мих 1:2; 6:1 сл), и в качестве вины называет религиозные проступки, но прежде всего — нравственные. Пророк бичует корыстных богачей, алчных священников и пророков, тиранов-князей, жестокосердных верующих, обманщиков-торговцев, продажных судей, распадающиеся семьи. Все они делают противное тому, что требует Господь: “действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим” (Мих 6:8), — замечательная формулировка, итожащая религиозный призыв пророков и напоминающая прежде всего Осию. Назначенное наказание — Ягве придет в крушении мира (Мих 1:3–4) судить и карать Свой народ; возвещается гибель Самарии (Мих 1:6–7), разрушение городов Шафира (низменности между горами Иудеи и побережьем), где живет пророк Михей (Мих 1:8–15), и даже разрушение Иерусалима, который превратится в груду развалин (Мих 3:12).

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010