В наст. время широко распространена т. зр., согласно которой Книга прор. Михея написана в персид. эпоху. При этом признается, что в Книге присутствует и более древний материал (в т. ч. пророчества самого М.), который, однако, был использован составителями для своих целей (см. об этом особенно в: Mason. 1991. P. 43-53). Нек-рые исследователи считают, что окончательная редакция книги осуществлена в позднеперсидский или же в эллинистический период ( Steck. 1991; Kessler. 1999). В частности, Р. Кесслер ( Kessler. 1999. S. 47) полагает, что к данному позднему слою принадлежат отрывки Мих 4. 5; 5. 4-5; 5. 8, а также окончание книги (Мих 7. 8-20). Содержание Большинство исследователей (см., напр.: Mason. 1991. P. 13-14; Kessler. 1999; Andersen, Freedman. 2000) выделяют в Книге прор. Михея 3 основные части: а) Мих 1-3 (содержатся пророчества о суде и наказании, часть их восходит к словам самого М.); б) Мих 4-5 (пророчества с обетованиями спасения); в) Мих 6-7 (пророчества, содержащие как социальную критику, так и обетования спасения). Также распространена т. зр. о 4-частной структуре книги: так, напр., Вольф ( Wolff. 1982) предлагал рассматривать отрывок Мих 6. 1 - 7. 7 в качестве 3-й части книги, а Мих 7. 8-20 - в качестве 4-й (3 псалма). Заглавие книги (Мих 1. 1) подчеркивает ее пророческий характер (   - «Слово Яхве»). В нем содержится информация о предполагаемом авторе (     - «Михей Морасфитин»), времени его деятельности (годы правления царей Иоафама, Ахаза и Езекии), способе получения откровения (   - «которое он видел» или «который видел видения») и о тех городах, к к-рым относились пророчества (Самария и Иерусалим) (см. Andersen, Freedman. 2000. P. 104). По мнению практически всех исследователей, заглавие было написано редактором (см., напр.: Hillers. 1984. P. 14; Kessler. 1999. S. 72-73 и др.). Оно сочетает в себе особенности 2 типов заглавий, характерных для пророческих книг. Заглавия 1-го типа (Ос 1. 1; Иоил 1. 1; Соф 1. 1) начинаются со слов        ...- «Слово Яхве, которое было к...», в заглавиях 2-го типа (Ис 1. 1; Ам 1. 1; Авд 1. 1; Наум 1. 1; Авв 1. 1) субъектом действия является пророк, а не Яхве ( Kessler. 1999. S. 72). По мнению Кесслера, упоминание в заглавии Самарии может быть понято лишь в том случае, если рассматривать Книгу прор. Михея в качестве продолжения Книг пророков Осии и Амоса, тематически связанных с Самарией. Т. о., заглавие Книги прор. Михея написано для того, чтобы поместить эту книгу в контекст др. пророческих книг ( Kessler. 1999. S. 73).

http://pravenc.ru/text/2563828.html

плач в селении Ецель... в нем. «Дом лишения» лишит своей защиты Иудею, потому что он захвачен завоевателем. 1 Марофы. «Горький город» по иронии, ожидал от Иерусалима «сладостной» помощи. 13 быстрых. Еврейское выражение, дословно означающее «быстрых коней», имеет иронический оттенок: «Запрягайте в боевые колесницы скаковых лошадей». начало греха. Лахис, одна из главных твердынь Израиля, источник секуляризма (5,10). дщери Сионовой. Персонификация Иерусалима. 1 дары. Иначе: «приданое» ( 3Цар. 9,16 ) метафора, означающая ненавистную дань, которая будет уплачена Ассирии. селения. Иначе: «поселения ремесленников» (см. 1Пар. 4,21–23 ). Богатства царя перешли к его врагу в результате уплаты ему дани и потери захваченных им поселений ремесленников (ст. 14). 1 Одоллама. Как Давид в свое время был изгнанником и бежал в Одоллам, так и сейчас его преемники направляются туда же при аналогичных обстоятельствах ( 2Цар. 22,1; 23,13 ). См. 1,10 и ком. Глава 2 2:1–5 Эта пророческая речь содержит три части. Первая обвинение: «замышляющие беззаконие» неправедно захватывают чужую собственность и разоряют ее владельцев (ст. 1, 2). Вторая приговор: Господь накажет их пленом (ст. 3) и, как следствие, они потеряют свои земли, которые захватят вторгшиеся в страну враги (ст. 4). Третья заключение: грабители приговорены к вечной погибели (ст. 5). Как сильные мира сего отобрали поля у жителей Израиля (ст. 1,2), так Господь нашлет вражеское войско, чтобы отнять у них землю обетованную (ст. 4,5). 2 Пожелают. Жадность является одним из основных пороков ( Исх. 20,17 ; Рим. 7,8 ) и избавиться от него можно только полным перерождением. наследие. Собственность семьи была священным достоянием, полученным от Бога в управление ( Лев. 25,10.13 ). 2 в собрании. После плена земля будет перераспределена. 2:6–11 Это осуждение состоит из четырех частей. Михей отвергает требование лжепророков прекратить пророчествовать (ст. 6); Господь обличает ложные представления о Его милости (ст. 7) и обвиняет сильных в эксплуатации беззащитных (ст. 8, 9); Господь приговаривает к изгнанию тех, кто сделал страну нечистой (ст. 10); Михей обвиняет сильных в благосклонности к лжецам, которые оправдывают их преступления (ст. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Стихи 8-ой и 14-ый относят это пророчество к враждебным Ягве языческим народам. Но это внесение в текст исправлений, отвечающих новому его пониманию. 5) 7:8–20: молитвы о славном будущем, которым предшествуют слова о восстановлении после испытаний. Судя по их тематике (восстановление стен, Ягве-пастырь и т.д.) эти тексты могут быть написаны после Вавилонского плена. 5. Религиозное учение. Пророк Михей не вносит в ветхозаветную богооткровенную религию новых богословских идей или понятий. Для него вера в единого Бога, открывшегося Израилю, и этический монотеизм являются само собою разумеющимся. Он поэтому в своей проповеди на них не настаивает. Его можно определить как провозвестника гнева Божия и великого милосердия Божия. В его проповеди сочетались учение Амоса и учение Осии. Однако мотивы первого у него звучат все же сильнее, чем мотивы второго. Для Михея подлинная религия начинается тогда, когда религиозная деятельность становится праведностью, особенно в социальных взаимоотношениях. Это требование пророк предъявляет как всему обществу, так и отдельным индивидам. Михей, к тому же, является одним из самых великих мессианских пророков. В его книге ветхозаветный мессианизм достигает одной из своих вершин: пророчество о Вифлееме-Ефрафе представляется как одно из наиболее ярких, определенных и конкретно выраженных пророчеств о Мессии, Оно обрисовывает бедственное положение Иерусалима: враг обложил его осадой и наносит оскорбление его царю, которого пророк именует судьей Израилевым (4:14). Но на это через пророка дается ответ Бога, ответ, превосходящий по своему значению всю историческую ситуацию: будущая слава Вифлеема-Ефрафы, наименьшего из кланов Иуды, будет заключаться в том, что он станет родиной Мессии. Пророк настаивает на древности происхождения Мессии (ст. 26). Он может иметь в виду древность обетований, которые получат в нем свое исполнение, или же он поясняет здесь титул, данный Исаией в Ис.9:6 Мессии: Отец вовеки, (в русск. переводе: Отец вечности). Но, конечно, он может тоже говорить и о древности происхождения рода Давидова ( Быт.25:19, 48:7 , Руфь.4:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

3 Поскольку новая эра Сиона начнется с рождения Мессии в Вифлееме, то Михей делает вывод, что Он оставит Израиль, пока не родит имеющая родить (см.: 4:9–10) Мессию. Это пророчество исполнилось примерно через 700 лет через праведных Захария и Елисавету, Симеона и Анну, Иосифа и, прежде всего, Марию ( Лк. 1:52:40 ; ср.: Ис. 7:14 ). Ядро нового царства Сиона, сосредоточенное на Мессии, состоит из оставшихся братьев, связанных с Ним не только кровно и исторически, но и духовно. Они возвратятся (слово, обозначающее обращение) из порабощенности греху и примкнут к сынам Израиля (понятие, имеющее религиозный смысл). Христос собрал избранный остаток и начал царствовать с небесного Сиона: Он ниспослал Святого Духа на братьев, собравшихся в горнице, и они перевернули мир ( Лк. 3:16 ; Деян. 2 ). 4 И станет Он (т. е. Мессия вступит в управление Своим народом и Его царствование будет продолжаться вечно; ср.: Пс. 32:11 ; Ис. 14:24 ) и будет пасти, оберегая Свою паству и удовлетворяя все ее потребности, включая потребность в духовной пище ( Ин. 10 ; Евр. 13:20 ; 1Пет. 5:4 ). Он будет править в силе Господней посредством веры, а не посредством человеческих интриг и лжи (ср.: 5:10–15). Его подданные будут жить безопасно, ибо, сокрушив сатану ( Мф. 12:22–29 ; Рим. 16:20 ), Он раздвинет Свое царство до краев земли (4:3–4; Мф. 28:18–20 ; Ин. 17:2 ). Христос дарует Своим избранным жизнь вечную, и никто не может исторгнуть их из Его руки ( Ин. 10:28 ). 5 Михей полагает, что будущие нападения на царство Мессии будут осуществляться ассирийцами (Ассуром), которые были разбиты в 612 г. до н. э., за несколько столетий до прихода Христа. Пророки не обращали внимания на столетия, отделяющие их от исполнения предсказаний, и видели будущие события как живые сцены, которые разыгрывались у них перед глазами. Кроме того, они описывали будущее в категориях, почерпнутых из своего собственного опыта (см.: 4:1; Ис. 25:10 ; Ам. 9:12 ). Под водительством Мессии сообщество праведников выставит семь (совершенное число) пастырей (защитников) и восемь (т. е. более чем достаточно) князей (в оригинале использовано редкое слово, встречающееся в хрониках Саргона для обозначения военачальников). 6 Они, сопастыри Мессии (ср.: 1Пет. 5:1–4 ), мечем будут пасти землю Ассура, которая символизирует всех врагов Божьего царства, все силы зла, которые выступают против Него под руководством Его главного врага – сатаны ( Еф. 4:7–12; 6:10–18 ). Земля Немврода – это Вавилон ( Быт. 10:8–12 ), Рим и Мекка современного Михею языческого мира. Упоминание Вавилона после Ассирии подтверждает сведения, указанные в надписании книги (1:1). Во времена Михея Вавилон подчинялся Ассирии. Позже, в 612 г. до н. э., Нововавилонская империя уничтожила Ассирию, а в 539 г. до н. э. была уничтожена сама. В свете новозаветного учения меч символизирует Божье слово, явленное Святым Духом. 5:7–9 Остаток будет править народами

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Михаил (Ермаков) с 1915 г. архиеп. Гродненский и Брестский; с 1921 г. управ. Киевской епархией; с 1924 г. митр. Киевский и экзарх Украины; 1925–1927 в заключении; † 30.03.1929. Михаил (Краснодемянский) с 3.07.1911 еп. Александровский, Ставропольской епархии; с 1920 г. в эмиграции; † 1925. Михаил (Кудрявцев) в 1920 г. хирот. во еп. Арзамасского, вик. Нижегородской епархии; с 1928 г. в заключении. Михаил (Мельник) 25.02.1946 хирот. во еп. Дрогобычского и Самборского; † 9.10.1955. Михаил (Мудьюгин) 6.11.1966 хирот. во еп. Тихвинского, вик. Ленинградской епархии; с 30.07.1968 еп. Астраханский и Енотаевский; с 9.09.1977 в сане архиепископа; с 27.12.1979 архиеп. Вологодский и Великоустюжский; с 10.04.1993 на покое. Михаил (Постников) с 13.10.1922 обновленческий епископ; 5.11.1943 принес покаяние; с 12.02.1944 еп. Архангельский; с 27.01.1947 еп. Ивановский и Шуйский; с 19.07.1947 на покое; дата † неизвестна. Михаил (Расковалов) 3.04.1993 хирот. во еп. Курганского и Шадринского. Михаил (Рубинский) 29.04.1945 хирот. во еп. Херсонского и Николаевского; с 1947 г. еп. Кировоградский и Чигиринский; с 12.05.1947 на покое; с 28.02.1948 еп. Великолуцкий и Торопецкий; с 31.10.1950 на покое; † 29.12.1962. Михаил (Чуб) 13.12.1953 хирот. во еп. Лужского, вик. Ленинградской епархией, управ. патр. приходами в Финляндии; с 11.11.1954 еп. Старорусский, вик. Ленинградской епархии; с 1.02.1955 еп. Вяземский; затем еп. Смоленский и Дорогобужский; с 1.08.1957 еп. Берлинский и Германский; с 5.03.1959 еп. Ижевский и Удмуртский; с 8.08.1961 еп. Тамбовский и Мичуринский; с 16.11.1962 еп. Ставропольский и Бакинский; с 25.02.1965 в сане архиепископа; с 27.02.1968 архиеп. Воронежский и Липецкий; с 11.10.1972 архиеп. Вологодский и Великоустюжский; с 3.09.1974 архиеп. Тамбовский и Мичуринский; † 25.04.1985. Михей (Алексеев) с 1913 г. на покое (б. еп. Уфимский); † 3.02.1931. Михей (Хархаров) 17.12.1993 хирот. во еп. Ярославского и Ростовского; с 25.02.1995 в сане архиепископа. Модест (Никитин) с 9.10.1917 еп. Севастопольский; с 11.12.197 на покое; с 1922 г. в обновленческом расколе; 3.06.1931 принес покаяние; с 5.10.1931 еп. Уральский; с 27.12.1932 на покое; с 11.08.1933 еп. Вяземский; с 17.03.1936 в сане архиепископа; с 29.10.1937 епархией не управлял.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

1–3. Гл. 3-я (ст. 12) заканчивается пророчеством о разрушении Иерусалима. По Иерем. 26,17 именно это пророчество произвело сильное впечатление на народ. Но, говорят, невероятно, чтобы Михей сам пожелал ослабит впечатление своих слов, присоединив, пророчества гл. 4–5, возвещающие будущее величие Иерусалима. Это могло быть сделано только позднейшим редактором, который, восполнив кн. Михея предсказаниями о светлом будущем, желал сблизить ее с другими допленными пророческими книгами. Позднейшее, сравнительно с временем Михея написание гл. 4–5, обыкновенно доказывается присутствием в этих главах идей и указаний более позднего времени. Штаде относит сюда возвещение в 4,1–4 собрания на Сионе многих народов, упоминание в 4,10 о Вавилоне, как о месте пленения иудеев, и содержащийся в 5,6–14 протест против почитания маццеб (mazzeboth, рус. кумиры) и ашер (ascherej рус. священные рощи). При этом Штаде, Марти и др. не только отрицают принадлежность гл. 4–5 Михею, но и видят в них произведение нескольких авторов, выделяя в 4 гл., как самостоятельные отделы, ст. 8–10; 11–13. Следующее основание для отрицания принадлежности Михею гл. 4–5 находят в выражении 4,10: дойдешь до Вавилона (ubath ad babel). По мнению представителей отрицательной критики, слова дойдешь до Вавилона есть vaticinium post eventum, и Михей, живший в Ассирийский период, не мог говорить о пленени вавилонянами, могущество которых началось только сто лет спустя. Отсюда Новак, Чейн, Кьюнен считают рассматриваемые слова позднейшей вставкой, а Гартман и Штаде отрицают и подлинность всей главы, в которой слова содержатся. Очевидно, в основе отрицания лежит особый взгляд, на пророчество, взгляд, не допускающий того, чтобы пророческие предсказания возвышались над историческим горизонтом пророка. С точки зрения ортодоксальной экзегетики, такой взгляд не может быть принят, и в книге Михея, как у Исайи и других пророков, возможно пророчество возвышающееся над горизонтом его времени, т. е. возможно предсказание о вавилонском плене, хотя опасность непосредственно угрожала от ассириян.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Михаил (Краснодемянский) с 3.07.1911 еп. Александровский, Ставропольской епархии; с 1920 г. в эмиграции; † 1925. Михаил (Кудрявцев) в 1920 г. хирот. во еп. Арзамасского, вик. Нижегородской епархии; с 1928 г. в заключении. Михаил (Мельник) 25.02.1946 хирот. во еп. Дрогобычского и Самборского; † 9.10.1955. Михаил (Мудьюгин) 6.11.1966 хирот. во еп. Тихвинского, вик. Ленинградской епархии; с 30.07.1968 еп. Астраханский и Енотаевский; с 9.09.1977 в сане архиепископа; с 27.12.1979 архиеп. Вологодский и Великоустюжский; с 10.04.1993 на покое. Михаил (Постников) с 13.10.1922 обновленческий епископ; 5.11.1943 принес покаяние; с 12.02.1944 еп. Архангельский; с 27.01.1947 еп. Ивановский и Шуйский; с 19.07.1947 на покое; дата † неизвестна. Михаил (Расковалов) 3.04.1993 хирот. во еп. Курганского и Шадринского. Михаил (Рубинский) 29.04.1945 хирот. во еп. Херсонского и Николаевского; с 1947 г. еп. Кировоградский и Чигиринский; с 12.05.1947 на покое; с 28.02.1948 еп. Великолуцкий и Торопецкий; с 31.10.1950 на покое; † 29.12.1962. Михаил (Чуб) 13.12.1953 хирот. во еп. Лужского, вик. Ленинградской епархией, управ. патр. приходами в Финляндии; с 11.11.1954 еп. Старорусский, вик. Ленинградской епархии; с 1.02.1955 еп. Вяземский; затем еп. Смоленский и Дорогобужский; с 1.08.1957 еп. Берлинский и Германский; с 5.03.1959 еп. Ижевский и Удмуртский; с 8.08.1961 еп. Тамбовский и Мичуринский; с 16.11.1962 еп. Ставропольский и Бакинский; с 25.02.1965 в сане архиепископа; с 27.02.1968 архиеп. Воронежский и Липецкий; с 11.10.1972 архиеп. Вологодский и Великоустюжский; с 3.09.1974 архиеп. Тамбовский и Мичуринский; † 25.04.1985. Михей (Алексеев) с 1913 г. на покое (б. еп. Уфимский); † 3.02.1931. Михей (Хархаров) 17.12.1993 хирот. во еп. Ярославского и Ростовского; с 25.02.1995 в сане архиепископа. Модест (Никитин) с 9.10.1917 еп. Севастопольский; с 11.12.197 на покое; с 1922 г. в обновленческом расколе; 3.06.1931 принес покаяние; с 5.10.1931 еп. Уральский; с 27.12.1932 на покое; с 11.08.1933 еп. Вяземский; с 17.03.1936 в сане архиепископа; с 29.10.1937 епархией не управлял.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4120...

Пророк Осия, занимаясь по преимуществу судьбою десятиколенного Израиля, часто в своих пророческих речах делает обращения к народу иудейскому с целью предостеречь его от той страшной судьбы, которую он предсказывал Израилю за его нечестивую и упорно-нераскаянную жизнь. Само собою разумеется, что эти предостерегательные обращения были кратки и не могли производить на иудейский загрубелый в грехе народ такого сильного впечатления, как может производить это речь полная, обстоятельная, раскрывающая во всей наготе нравственное безобразие жизни народа и отсюда во всей ясности представляющая необходимость искоренения этого безобразия посредством судов Божиих. Восполнить то, чего не мог сделать в силу особенной своей задачи Осия, как пророк по преимуществу десятиколенного царства, высказать ясно и во всей мрачной, но вместе с тем и отрадной подробности то, на что Осия делал только намеки, – такова была задача Михея (Евр. Michah – сокращ. форма Michajah, как пророк называется у Иер.26:18 ; а это имя есть в свою очередь сокращенная форма из Michajahy – «кто, как Иегова» и означает человека, посвященного несравнимому Богу), пророка из Морешех – Гефа, небольшого города, находившегося близ Елевферополя, на юг от Иерусалима. Явился он с своим пророческим словом по призванию Божию, во Иерусалиме, столице иудейского царства, в то время, когда Осия совершил уже половину своего пророческого поприща во израильском царстве и когда возвещаемый им суд над этим царством стал уже осуществляться через ассириян, согласно с предсказанием пророка. Так как предсказанное Осиею разрушение Самарии и пленение десятиколенного Израиля при вступлении Михея в свою деятельность было очень недалеко от своего исполнения, то он и взял эту близко предстоящую катастрофу за исходный пункт своих мрачных проповедей против Иерусалима и всего иудейского царства. В своей речи, по её живости и возбужденности, по быстрым и ничем непосредствуемым переходам от угроз к обетованиям (2:1 – 12; 3:9 – 12; 4:1.), по вообще порывистым и неожиданным переходам от одного предмета к другому (7:1 – 7; 7:11 – 13), от одного лица к другому, от одного числа и рода в грамматическом отношении к другим (1:10; 6:16; 7:15 – 19), напоминающей речи современника его Осии, а по богатству образов и сравнений (1:8,16; 2:12,13; 4:9 и т. д.), риторических тропов и олицетворений, игры слов (1:10 – 15) и наконец диалога (2:7 – 11; 6:1 – 8; 7:7 – 20), указывающей на речи другого современника его, а именно Исайи, Михей во всей подробности раскрывает растленное состояние всех сословий иудейского народа и предсказывает этому народу, что имеющий скоро осуществиться суд Божий над Самариею не остановится там, но оттуда неминуемо перейдет к Иерусалиму и здесь так же, как и в израильском царстве, произведет действие разрушения и истребления, следствием которого будет спасение только малого числа избранных людей, тогда как большинство за свое нечестие будет погублено.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

2. Наследовавший Иеровоаму сын Нават царствует 2 года. 3. Вааса, сын Ахиама, убив Навата, царствует в Самарии 24 года. Пророчествует при нем Иуй, сын Анании. 4. Ила, наследовав своему отцу Ваасе, царствует 2 года. 5. Замврий, назначенный Илой командовать колесницами, убивает его и, уничтожив весь его дом, царствует 7 месяцев. 6. Замврий 230 , командующий войском, восстает против царствующего Замврия. Когда многим стало ясно, что он одерживает полную победу, Замврий, поджегши свой [дворец], гибнет в нем. После этого израильтяне спорили о царе, и одни предпочитали его, а другие – Фамния 231 , сына Гонафа, но сторонники Замврия взяли верх, он царствует в Самарии 12 лет. 7. Ахав, наследовав своему отцу Замврию, царствует 22 года. Его жена Иезавель (она была дочерью сидонского царя Исваала) прельстила его, чтобы он отказался от богопочитания. Пророк Михей был при Ахаве: он покрыл голову повязкой и поносил его за Адера. В это время происходит основание Иерихона. Основывает же его Ахар из Вефиля, кинув при закладке фундамента туда Авирона, первородного сына, по заклятию Иисуса, а младшего, Сегура, – при завершении города 232 . При нем пророчествуют Илия и Авдий. Авдий же постоянно прятался и прятал других пророков, страшась козней Иезавели 233 . Илия помазывает в конце Елисея в пророки. Пророчествовал также Михей. 8. Сын Охозия, наследовав Ахаву, процарствовал два года. И при нем пророчествовали Илия и Елисей. 9. Его брат Иоран, унаследовав власть, царствует 12 лет. При нем Илия был взят с земли 234 . В его времена голодающие жители того края, зарезав своих собственных детей, питались их мясом и окунали его в голубиный помет вместо соли. 10. Иуй 235 , сын Сафата, сына Намесия, помазанный Елисеем в цари в Самарии 236 , покарал весь дом Ахава: ибо самого царя Иорана он, застав за лечением ран, убивает стрелой 237 ; мать его Иезавель убивает, сбросив с высоты; а головы убитых 70 сыновей Ахава выставляет на проходах. Затем, собрав всех пророков и жрецов Ваала и народ и притворившись, что совершает всенародное жертвоприношение, он всех вместе казнит, сносит капище и делает его местом нечистот 238 . Процарствовал он 28 лет. Пророчествовал же и при нем Елисей, и скончался 239 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этом пророческом изречении, с одной стороны, ложное пророчество сопоставляется с идолослужением, – оба явления суть две главные формы проявления нечестия Израиля, – с другой стороны, ложное пророчество сопоставляется и «с нечистым духом» 1009 . Так, по воззрении пророка Божия, устами лжепророков говорит дух нечистый, или дух прельщения πνεμα κθαρτον Зах. 13:2  (ср. Откр. 16:13–14 ; Ин. 4:6 : το πνεμα τς πλνης). Такое воззрение, логически вытекающее из несомненной органической связи лжепророчества с ложным культом, предполагается и рассмотренными выше местами Второзакония ( Втор. 13  и 18). Но совершенно ясно и с конкретною наглядностью оно выражается в изображении пророком Михеем Старшим бывшего ему видения – пред царями Ахавом Израильским и Иосафатом Иудейским, отправлявшимися в поход против сирийцев 1010 . Когда Иосафат пожелал вопросить Господа об исходе предприятия, то Ахав собрал около четырехсот пророков 1011 , т.е. пророков Вефильсого культа, в котором чтили Иегову под образом золотого тельца 1012 , и все они, как один человек, от имени Божия, советовали Ахаву идти против сирийцев, обещая помощь Господа (adonai). Такое согласие их объяснялось видимым нежеланием сказать неугодное царю. Напротив, обойден был вниманием Ахава пророк Иеговы, Михей, которого царь Израильский не любил за то, что он не пророчествовал о нем ничего доброго, а только худое ( 3Цар. 22:8 ), – не любил, очевидно, в той существенно-языческой, уверенности, что качество пророчества может стоять в зависимости от личных симпатий или антипатий пророка к лицу, о котором он дает пророчество (ср. 3Цар. 22:18 1013 ), и что пророк стоить в таком отношении к Божеству, что всякое его желание исполняется. Между тем, призванный, по желанию Иосафата, Михей с торжественною клятвою обещает говорить только то, что скажет ему Иегова ( 3Цар. 22:14 ), и затем сначала только иронически вторить совету лжепророков, а потом прямо и решительно предсказывает несчастный исход сражения союзных царей с сирийцами и именем Иеговы объявляет за лучшее оставить поход, говоря, что в противном случае израильтяне возвратятся с поля битвы уже без главы своей – царя ( 3Цар. 22:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010