О. Гурий вернулся из ссылки в начале лета 1925 года и был назначен настоятелем Киновии при Александро-Невской лавре, а в 1926 году – заведующим Богословско-пастырским училищем. Лаврская Киновия стала одним из главных центров церковной жизни Петербурга. О. Гурий окормлял общины сестер на Конной улице и в Петергофе, руководил мужским монашеским кружком, создал братский хор при храмах Киновии. Регентовала этим хором упоминавшаяся Лидия Александровна Мейер, пели духовные дети о. Гурия, среди которых – А. Хархаров (будущий архиепископ Ярославский и Ростовский Михей, † 2005), Л. Поляков (впоследствии митрополит Рижский Леонид, † 1990), Константин Вендланд (будущий митрополит Ярославский Иоанн, † 1989), и другие. Накануне своего очередного ареста по «делу Богословско-пастырского училища» 14 февраля 1927 г. о. Гурий писал своим духовным дочерям из общины на Конной улице: «Дорогие мои. Не знаю, вернусь ли завтра с Гороховой. Хочу написать Вам нечто вроде завещания. Крепко держитесь за послушание. Пусть старшая сестра станет Вам действительно старшей. А сестре Марии повелеваю, никогда не считать себя начальницей и не принимать начальственного тона, а действовать словом убеждения и терпением. Еще: помните, что Вам нет уже пути в мир. Если кто-то почувствует, что дозрел до монастыря, может идти туда, но только если этот монастырь хранит три обета монашества. А пока что – стремитесь посильно проводить в жизнь каждодневно послушание, нестяжание и целомудрие. Не останавливайтесь, идите вперед, все к большему осуществлению этих обетов. Я не передаю руководство Вами никому из отцов, оставляю его всецело за собой. Если умру, обращайтесь за советом и благословением к Владыке Иннокентию. А пока руковожу я, а меня заменяет сестра Мария. Поручения и просьбы отцов исполняйте только с ее разрешения. Это храните свято. Недовольство друг другом открывайте непосредственно, не в силах молча побороть. Духом не падайте. Я считаю, что у Вас в общем благополучно и много хороших сторон. Да благословит Вас Христос».

http://pravoslavie.ru/125370.html

Ознакомившись с оглавлением, читатель сразу увидит, что тема молитвы раскрыта в данной работе исключительно глубоко и широко. Переход от одной мысли о молитве к другой отцу Варсонофию всегда удается осуществить очень естественно. Он вселяет в сердце читателей новую мысль очень бережно, стремится напитать ее словами святых отцов так, чтобы восхождение его на гору добродетелей было приемлемым, легким. Так обучает своего духовного сына благодатный старец. Литературный редактор этой книги, Лидия Леонидовна Шаматонова, глубоко проникнув в тему о молитве, сумела обеспечить высокий научный уровень данного издания. Книга готовилась ею к выходу в свет с большой любовью как к самой теме, так и к ее автору. Эта любовь помогла ей благодушно, с благодарностью к Богу, переносить тяжелую болезнь. Ее чаяние скончаться, закончив полностью этот труд, по милости Божией осуществилось. Издание посвящено памяти митрополита Гурия Егорова. Именно он положил начало той духовной семье, в которую входил и игумен Варсонофий. К ней принадлежат такие служители православной церкви, как ныне здравствующие митрополит Волгоградский и Камышинский Герман Тимофеев и архиепископ Ярославский и Ростовский Михей Хархаров, протоиерей Леонид Кузьминов, протоиерей Леонтий Никифоров, протоиерей Иоанн Беляков, а также почившие митрополит Иоанн Вендланд , архиепископ Иннокентий Тихонов, архимандрит Варлаам Сацердоцкий, архимандрит Серафим Суторихин, протоиерей Игорь Мальцев и многие другие. Митрополит Гурий был одним из основателей Александро-Невского братства. Оно образовалось в 1918 году по благословению ныне причисленных к лику святых Святейшего Патриарха Тихона и священномученика митрополита Вениамина. Вся жизнь игумена Варсонофия, включая его труд «Учение о молитве по Добротолюбию», служила основному делу Александро-Невского братства – сохранению веры, надежды и любви к Богу в тяжелые годы гонений. От издательства В стихире, прославляющей святителя Николая, которая поется на утрене по 50-м псалме, говорится, что кротость святителя Христова «извествоваше слово молчаливое», т. е. слово, сказанное им, потому свидетельствовало о его кротости, что произносилось с благоговением, с трепетом, с любовью по отношению к ближнему. Слово, наполненное страхом Божиим и потому тихо и легко воспринимаемое сердцем слушающего, творец стихиры образно, ёмко охарактеризовал как «слово молчаливое».

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Считается, что митрополит Никодим (Ротов) рукоположил более 100 тайных священников и монахов, хотя А. Беглов говорит, что цифра явно завышена, и что она вкралась в многие историографии благодаря канадскому исследователю Д. Поспеловскому , но факт остается фактом – Церковь рассматривала и путь ухода на нелегальное положение.   Открыто свой голос в защиту Церкви и приходской общины подняли московские священники Н. Эшлиман, Г. Якунин, Д. Дудко, рязанский мирянин А. И. Солженицын, кировец А. Таланов и множество простых священников и мирян как Центральной России, так и всех уголков СССР. Возникло целое движение религиозных диссидентов . Настоятели приходов в большинстве своем выражали свое неодобрение реформы. В докладной записке, адресованной епископу, бывший преподаватель Луцкой семинарии, кандидат богословия Винцукевич писал: «При настоящем положении выражение настоятель звучит чёрной иронией – ныне он наемник в полном значении этого слова» . Несмотря на желание властей сделать священника «наемником», «служителем культа», на зов Святейшего Патриарха о соответствии священника своему избранию откликались многие пастыри Церкви. К ним не зарастала народная тропа: тысячи людей посещали протоиерея Всеволода Шпиллера, архимандрита Тавриона (Ботозского), архимандрита Павла (Груздева), архимандрита Поликарпа (Будаква) и др., к которым приходили и приезжали мудрецы и простецы, интеллигенты и рабочие, должностные лица, ища духовной мудрости и наставления в жизни. Власти не удалось разорвать духовную связь пастырей со своей паствой. Уполномоченный по Ярославской области, осознав тщетность своих усилий свести на нет религиозную жизнь «вверенных его попечению» людей, восклицает, обращаясь к епископу: «Считаем ошибкой назначение настоятелем над церквами ряда районов священника Хархарова А. А. (архимандрит Михей, впоследствии архиепископ Ярославский и Ростовский – прим. автора), очень грамотного в своем роде, авторитетного среди верующих, тонко и хитро ведущего работу» . Священники часто своим видом, соответствующим сану, вызывали уважение, что служило своеобразной проповедью о Христе тогда, когда проповедь вне стен храма была запрещена .

http://bogoslov.ru/article/4786144

– Эти его первые слова, его голос я буду помнить до смерти, – говорит матушка Гавриила. – «Откуду начну плакати о горьких моих деяниях?» Эти слова глубоко ложились на сердце не только монахиням, но и людям глубоко верующим, подвижникам, страдающим, понимающим бред того безбожного периода. – Мне, девчонке, он тоже западал в душу. Во время чтения Великого канона, особенно когда читал владыка Ермоген и отец Михей, я как вкопанная стояла. Я знаю эти слова, неоднократно слышала их, сама читала. Владыка Филарет (Вахромеев) великолепно читал Канон. И Патриарх Пимен (Извеков) прекрасно читал. И Патриарх Кирилл читает великолепно, когда он был митрополитом Смоленским и Калининградским, я слушала его. Но чтение этих первых слов владыкой Ермогеном было такое мягкое, проникновенное, глубокое… Только услышишь первые слова – и ты поймался. Действительно, с какого момента надо плакать? С пеленок? С пяти лет? С десяти? Наверное, точно с пеленок. С этого момента тебе надо плакать о своих деяниях. Так глубоко и проникновенно написал царь Давид. Ни одной службы владыка Ермоген не совершал без проповеди, поэтому власти упорно пытались ограничивать его в этом, понимая, какую опасность для «атеистического воспитания трудящихся» могут представлять исполненные горячей веры и искренней любви ко Господу, простые и понятные всем слова владыки-проповедника. Именно наместнику архимандриту Михею было вменено в обязанность запрещать архиепископу Ермогену служить и проповедовать. Им обоим недвусмысленно намекали о нежелательности произнесения проповедей, однако, несмотря на все внешние притеснения, сосланный в Жировицкую обитель владыка продолжал ревностно исполнять свой пастырский долг. Тогда проповеди можно было говорить только на тему Евангелия, и без всяких аналогий с днем сегодняшним. Несмотря на все притеснения, сосланный владыка продолжал ревностно исполнять свой пастырский долг В 1969-м последний год наместничества отца Михея власти поставили условие, чтобы архиепископ Ермоген не проповедовал. Ведь ссыльный владыка говорил не только на тему евангельского отрывка. Он призывал. Он обращался к прошлому, к совести. Когда он рассказывал об иконоборчестве, то волей-неволей напрашивались сравнения с политикой советского государства.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/19/arhiep...

Отец Глеб очень легко находил контакт с духовно живыми людьми. А еще он умел неформально молиться и чувствовал молитву других. Его многие, конечно, могли воспринимать как такого корифея, который столько всего знает и на всё, наверно, может ответить… Но у него на самом деле всегда была масса своих вопросов, которые ему было трудно решить. И он, помню, ездил в Ярославскую область к своему духовнику, которому на определенном этапе доверил свою внутреннюю жизнь, – архимандриту Михею (Хархарову). Отец Михей тогда, подвергаясь гонениям, служил на сельском приходе. А сельский приход отличался тем, что поговорить там было некогда. Расписание богослужений там было подверстано под время прихода и отправления поездов. Люди туда приезжали, молились за службой, а после ее окончания вынуждены были бежать на отходящий поезд. Тем не менее, когда отец Глеб приезжал к своему духовному отцу на Литургию, ему достаточно было просто постоять с отцом Михеем рядом. «И всё, – говорил он, – все мои вопросы решены! Мне бы только постоять с ним рядом и подержаться за его мантию!» То есть вот это общение людей в Духе и молитве происходило поверх каких-либо понятий и рассуждений. Просто постоять рядом с духоносным человеком достаточно для того, чтобы развязать какой-то внутренний проблемный узел, и ради этого стоило, даже если знаешь, что не будет возможности поговорить, ехать из Москвы в ярославскую глубинку. Мне думается, что особое влияние и назначение отца Глеба, помимо всего того, о чем уже говорилось и еще скажут другие, в том, что он помогал людям настроить свою внутреннюю жизнь. Это то, что не передается ни через какие книги. Это дух, который только в личном общении и можно воспринять, – от лица к лицу, от сердца к сердцу. То, что он сумел вместить в себя Евангельский Дух и передать его дальше, – это одна из его заслуг. Сказано же у апостола: Духа не угашайте (1 Сол. 5:19). Он не количественно передавал какую-то сумму знаний, а таинственно благодатно мог ввести молодых в ту сокровенную жизнь духа, где Царствие Божие обретается. Помочь им сродниться, привиться к самой сердцевине церковного бытия. Это самое главное.

http://pravoslavie.ru/143433.html

Первый послушник Троице-Сергиевой Лавры после ее открытия в 1946 году В послужном списке архиепископа Михея значатся участие в битве за Правобережную Украину, в Прибалтийской операциях. Он был награжден медалью «За оборону Ленинграда», получил благодарность Верховного главнокомандующего за участие в боях за город Тарту, орденом Отечественной войны 2-й степени. После возвращения с фронта рядовой Хархаров стал первым послушником только что открывшейся Троице-Сергиевой лавры. Открывать ее после годов мерзости и запустения Патриарх Алексий I благословил духовного отца Александра – архимандрита Гурия (Егорова). Митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор (Казанов) , духовный сын архиепископа Ярославского и Ростовского Михея (Хархарова) – Архиепископ Михей (Хархаров) относился к плеяде людей, которые, где бы они ни оказывались, принадлежали Богу и Церкви. За свою долгую жизнь владыка был послушником, солдатом, монахом, священником, архиереем. И везде он оставался человеком Божиим. Иеродиакон Михей, 1948 год Святейший Патриарх Кирилл говорил о том, что в жизни каждого православного верующего человека должны быть ориентиры, маяки. Владыка Михей и есть такой маяк. Своим примером он показывает, как надо жить, как надо поступать. 15 лет прошло с его кончины († 22 октября 2005 года). И прожил он свою жизнь так свято и чисто, что мы его воспринимаем как святого и на него ориентируемся. Если мы хотя бы малую часть возьмем от него, то для нас это будет жизнь совершенная. Владыка Михей от юности воспитал в себе и сохранил чувство святой простоты. Он жил в великом страхе Божием и осознании присутствия Его. Эту любовь к Церкви, к Богу он невольно передавал всем, кто хотел воспринять. У него был уникальный опыт жизни в Глинской пустыни, где он всей душой старался постичь науку не только монашеской, но и аскетической жизни этого святого места. Насельников Глинской пустыни отличала простота, совмещенная со страхом Божиим. Старцы удивлялись молодым послушникам, монахам: «Как вы так можете? Подошел, перекрестился, икону поцеловал, побежал…». Те, в свою очередь, удивлялись: «А как по- другому? А вы как?» А они и подойти боялись, так благоговели перед святым. Это благоговение в полной мере воспринял владыка Михей.

http://pravoslavie.ru/130864.html

24 часа на сборы Да, к сожалению, я росла, а сестры постепенно переходили в вечность. В обители были разные периоды – и спокойствия, и сильных нападок со стороны светских властей. Сестры несли свой крест добровольно и терпеливо. Очень многие из них по ночам молились о ниспослании мира сей обители и просили Господа сохранить ее от закрытия. Период наместничества архимандрита Михея был самым благоприятным в духовном отношении. К сожалению, люди, творящие добро, были и есть всегда гонимы. Над отцом Михеем сгущались тучи со стороны безбожной власти. Точка над всем была поставлена, когда ему запретили давать возможность проповедовать слово Божие опальному старцу Ермогену. Наместник против своей совести идти не смог. За неподчинение безбожникам он получил времени на сборы 24 часа. Всего архимандрит Михей (Хархаров) был наместником монастыря с 1963 по 1969 год. На праздничную службу – через… яму Архиепископ Михей (Хархаров) у Жировицкой иконы Божией Матери В 1970 году праздновалось 500-летие со дня явления Жировицкой иконы Божией Матери. Этот юбилей пришелся на безвластие в монастыре. У всех было скорбное, гнетущее состояние. На праздник в обитель приехал известный старец схиархимандрит Валентин (Семисал) из Киева. Приехала также прозорливая схимонахиня Онуфрия из Одессы. Рассказывали, что она после революции жила в берлоге с медведями. Старцы и старицы молились об обители, предчувствуя ее скорые скорби и испытания. Матушка Онуфрия останавливалась в келье возле кухни. Я постоянно бегала к ней. Перед отъездом она подарила мне рясу, подрясник, апостольник и четки. Надевать не разрешила. Сказала: «Пусть лежит до времени». Затем перекрестила меня и сказала, что я буду… матушкой. Летом 1970 года сестры несли свои обычные послушания на огороде, в саду. К концу лета грянул гром. Не найдя никакой причины, чтобы закрыть монастырь, власти вдруг поставили сестре Евдокии, заболевшей обычным кишечным расстройством, диагноз: холера. Монастырь мгновенно закрыли на карантин. И произошло это в престольный праздник Жировицкой обители Успения Божией Матери! В обитель, как обычно, приехало множество паломников. Всем им в одночасье было приказано покинуть монастырь.

http://pravoslavie.ru/121222.html

Архимандрит Михей (Хархаров), протоиерей Борис Старк, протоиере Игорь Мальцев. Никольский придел Феодоровского Кафедрального собора, 1983 г.      Многие его любили и помнили, как отца Михея. Бабушки-то не понимали, да и трудно им было произносить «Ваше Высокопреосвященство». Вот и называли по-старому: «Отец Михей», а он и не обижался. По существу, он и был все отцом. С отеческой любовью всех выслушает. Не тогда, когда к нему приходили рассказать про интрижки или выяснять меркантильные вопросы, а когда приходили как к отцу — рассказать про жизнь, про беды, горести. Он слышал уже плохо, у него слуховой аппарат был — так он подсядет к человеку, настроит свой слуховой аппарат, колесико подкрутит, потом помолится, перекрестится, посоветует, пособолезнует: «Ничего, ты читай то-то и то-то». И, действительно, по его молитвам помощь приходила. Пришла как-то одна женщина бесплодная со своим горем — ее один батюшка к владыке отправил помолиться. Она пришла, плачет, владыка говорит: — Ничего, все будет хорошо! — Да как же хорошо, когда я всех врачей уж прошла, а у меня все плохо-то? — Все будет хорошо, говорю тебе. И родила потом месяцев через десять ребеночка. Вспоминается такой случай. Одна раба Божия, знавшая владыку еще священником, архимандритом, работала заведующей магазином. Она помогала приходам: собирала различные вещи для людей. Как-то ее водитель очень сильно занемог и, будучи больным, увидел во сне владыку: «Он подошел ко мне, перекрестил, и я встал с постели совершенно здоровым». Это при том, что владыку он не знал и видел его лицо лишь на фотографиях. Вел себя очень просто. В течение рабочего дня, когда находился в епархии, он любил выйти во двор, пройти к епархиальному складу, где покупали утварь, свечи и книги со всей епархии. Он любил подойти туда, посмотреть, кто приехал. Подойдет к священнику, обязательно спросит, как дела на приходе, как матушка, как там детки — про всех все помнил. Как идет ремонт храма и т. д. Во всех аспектах приходской жизни он прекрасно разбирался.

http://pravoslavie.ru/65115.html

Объяснение простое: если тебе сызмальства прививали любовь к сельскому труду, и она, как говорится, вошла в кровь и плоть, то где бы ты ни был, кем бы ты ни был, эта любовь заявит о себе обязательно... Если монах ходит на службу, ходит на послушания, ходит на трапезу – уже спасен Матушка Варвара, исходя из многолетнего опыта игуменства, скажите, насколько в монастыре действенна сила личного примера? Старчик Григорий с Афона, прозорливый старец, говорил, что если монах ходит на службу, ходит на послушания, ходит на трапезу – уже спасен. Я стараюсь личным примером показывать сестрам, как надо молиться, как надо трудиться, как надо спасать свою бессмертную душу. Каждое утро, каждый вечер я в храме. Ежедневно у нас совершается Литургия, а что может быть выше этого – жить с Богом на земле? Идешь с Литургии словно на крыльях. Сестры чувствуют, как благодать Божия касается их сердец, и кто не спешит на послушание – в поварню или коровник – стоят на Литургии до конца. Не по принуждению. Из любви к Богу.      А помощницы у Вас есть, способные решать многие насущные проблемы? Как без них обойтись? У всех игуменов и игумений есть помощники. Наша благочинная и старшая келейница мать Николая имеет такой дар Божий, что она постоянно вся в трудах, вся в бегах. Мы с ней тридцать лет живем в Толгской обители, и дай Бог ей здоровья, потому что это совсем не просто – помогать игумении изо дня в день, из года в год, десятилетиями. Назову также казначею, мать Елизавету; эконома, мать Назарию; старшего регента и уставщицу мать Иринарху. Хорошие у меня помощницы, ответственные!      По милости Божией мы с нашим фотографом стали сопричастниками великого торжества, связанного с передачей чудотворного образа Толгской иконы Божией Матери из художественного музея в Толгский монастырь. И в памяти «высвечивается» картинка: владыка Михей (Хархаров) – уже на покое, уже в инвалидной коляске – а так ревностно совершает праздничную Литургию вместе с другими, полными сил, архиереями! Это я в продолжение темы личного примера. Да, в августе 2003 года свершилось давно ожидаемое событие – святыня вернулась в родной монастырь. И владыченька, как его называли в народе, разделил с нами радость незабываемого праздника. Архиепископ Михей, был для нас, как родной отец. Мы видели, какой он молитвенник, какой утешитель, и очень его любили. Он приезжал к нам на праздники, на День ангела. Все старались на его службах причаститься. Владыка совершал постриги сестер. Мы знали, что он фронтовик и что, будучи наместником известного Жировицкого монастыря в Белоруссии, был оклеветан, подвергся гонениям. Хиротония его во епископа состоялась, когда архимандриту Михею шел 73-й год... Один раз я пришла на его могилку, и так разболелось горло, что я взяла с могилки цветочек, чуть-чуть пососала – боль тут же прошла. Непростой был архипастырь. Божий человек!

http://pravoslavie.ru/144714.html

И насколько же горько было его слушать. Вот так шаблонно мы относимся к таким антикварным людям. Венчание в сельском храме. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru      А еще у Миши Сказкина самая лучшая и единственная в своем роде стиральная машина. Он живет возле реки Редьмы . Редьма – река узенькая, но очень быстрая. Он взял лом и заколотил посередке реки. Привяжет фуфайку за веревку к лому, она вот так поболтается, а через неделю – белая и отличная. Так он все белье и стирает. И оно у него белое и без порошка. Вот такие у нас люди. И их, слава Богу, очень много. Любят Бога, любят труд, не унывают и живут свято. Есть, конечно, и заезжие, те, что хвастаются жирными кошельками. Но кошелек можно потерять. Может быть понос, может быть паралич. И все. Денег-то и не будет. Не на деньги надо надеяться и даже не на автостраховку с ремнем безопасности. Надеяться надо на Бога. И все будет! Аминь. Рейтинг: 9.9 Голосов: 899 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 21 ноября 2010 года храм св. архангела Михаила села Прозорово Ярославской области будет отмечать 200-летие. В данный момент продолжается роспись храма. Просим материально посодействовать в этом благом деле. Реквизиты храмы: Местная религиозная организация Храм Св. Михаила Архангела ИНН 7615002245/КПП 761501001 р/с 40703810377150120040 Северный банк Сбербанка России ОАО г. Ярославль к/с 301018105000000670 БИК 047888670 Архиепископ Михей (Хархаров; 1921–2005), участник Великой Отечественной войны. С 1993 по 2002 гг. возглавлял Ярославскую и Ростовскую епархию. Анатолий Иванович Лисицын в 1991–2007 гг. был губернатором Ярославской области. У протоиерея Василия Денисова, настоятеля кафедрального Спасо-Преображенского собора г. Рыбинска. 4 марта 1238 года в районе села Сить-Покровского состоялось одно из самых кровопролитных сражений в истории Древней Руси. Войско Владимиро-Суздальского князя Юрия Всеволодовича почти целиком погибло в бою с ордой Бурундая, темника Батыя. Но и монгольское войско было настолько ослаблено, что Батый отказался от похода на Новгород.

http://pravoslavie.ru/35760.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010