На фронт были мобилизованы двое из этой духовной семьи – студент медицинского института Александр Хархаров и врач Елизавета Николаевна Вендланд. Она вместе с фронтовым госпиталем прошла от Сталинграда до Польши. Свой ратный путь Александр Хархаров начал в составе 963-го отдельного батальона связи 118-го стрелкового корпуса 67-й армии Ленинградского фронта. Тогда задачу перед корпусом поставили тяжелейшую: в январе 1944 года окончательно снять блокаду города на Неве. Местом расположения соединения стали Синявинские высоты. В историю войны они еще вошли как Синявинские болота. Это было место ожесточенных боев наших войск с гитлеровцами в течение двух с половиной лет. Место знаковое. Именно здесь в 1941-м году гитлеровцы замкнули кольцо блокады. Лишили огромный город всякой связи с внешним миром. И именно здесь предстояло блокаду окончательно снять. За два с половиной года неприятель сумел укрепиться на Синявинских высотах, создал всю необходимую инфраструктуру, построил оборонительные сооружения. Попытки прорвать здесь блокаду наши войска делали в 1942-м году. Неудачно. Только в январе 1943 года сумели наши воины на замерзших болотах, оставшихся от довоенных торфоразработок, пробить блокадное кольцо. Но и после этого еще целый год Синявинские высоты оставались ареной страшных боев. Первый день нового 1944 года бойцы встретили довольно спокойно. Об этом пишет начальник 1 отдела штаба 268 дивизии капитан Казанцев: «В частях и подразделениях были проведены доклады и беседы, посвященные итогам прошлого и задаче в наступающем году; состоялись товарищеские вечера, демонстрировались кинокартины. В некоторых землянках можно было увидеть красочно убранные новогодние ёлки. Воины писали и получали письма и открытки с новогодними пожеланиями. И бойцы, и офицеры, и гражданские люди, весь народ нашей Родины уверен, что наступивший 1944 год будет годом победы над проклятым врагом, последним годом Отечественной войны». Ошибся капитан Казанцев на несколько месяцев. Такие встречи Нового года были на фронте распространенным явлением. Советское командование делало всё, чтобы поднять дух бойцов. К Новому году им привозили посылки от трудящихся тыла. Главными гостинцами для солдат были тёплые вещи и кисеты с махоркой-самосадом. Как правило, к посылке прикладывалось письмо, в котором солдатам наказывали крепче бить фашистов. Иногда на праздничном столе присутствовали американская тушёнка и американская консервированная колбаса, поступавшие в СССР по ленд-лизу. Не обходилось и без дополнительной порции спиртного – 75–100 граммов на человека.

http://pravoslavie.ru/130864.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Глеб Александрович Каледа повторил таким образом тот особый путь служения Церкви Христовой, по которому шел и сам митрополит Иоанн. Путь этот, скрытый от глаз гонителей, был проложен отцами Александро-Невского братства. Все годы тайного служения отец Глеб совершал Божественную литургию в своей домовой церкви, освященной в память Всех святых, в земле Российской просиявших. Не знаем, кто дал название домовому храму: сам ли отец Глеб или благословил митрополит Иоанн. Но то, что русских святых особо почитали в духовной семье митрополита Гурия (Егорова), известно достоверно. В честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в 1930-е годы архимандритом Гурием была устроена тайная церковь в поселке Беш-Бала под Ферганой. В земляном полу узбекского домика вырыли нишу. В ней и разместили алтарь тайного храма. Уже при открытом служении в Ташкенте у Владыки Гурия в доме также был храм, освященный в честь Святых Российской земли. Все, жившие с ним, а это были будущий митрополит Иоанна (Вендланд), будущий архиепископ Михей (Хархаров), Елизавета Николаевна Вендланд, игумения Серафима (Яковлева) и многие другие, ежедневно пели им тропарь и кондак в конце и утренних, и вечерних молитв. Последнюю в своей жизни службу протоиерей Глеб Каледа отслужил Всем святым, в земле Российской просиявшим Может быть, и молодому геологу Глебу Каледе тоже довелось стоять на молитве в этом доме. Первый раз он приехал в Ташкент в 1951 году, после свадьбы с Лидией Владимировной Амбарцумовой. А затем ежегодно участвовал в экспедициях в Среднюю Азию и пользовался любой возможностью встретиться со своим духовным отцом. Известно, что последнюю в своей жизни службу протоиерей Глеб Каледа отслужил Всем святым, в земле Российской просиявшим. Говорят, что вдохновенной была его проповедь о подвиге известных и безвестных миллионах свидетелей, исповедников, мучеников и страстотерпцев – о его народе. С митрополитом Иоанном (Вендландом) После кончины митрополита Иоанна я часто бывала в Москве, заходила к отцу Глебу, отцу Леониду Кузьминову, к геологу Марии Николаевне Соловьевой. Она была ученицей Константина Николаевича Вендланда в Ташкенте. Рассказывала, как в экспедиции в Средней Азии сломала ногу. И Глеб Александрович Каледа, Глебушка, спускал ее с гор на своих плечах: «Глеб был бесстрашный геолог».

http://pravoslavie.ru/143202.html

Досрочно освободившись из лагеря в июле 1933 г. как «подлинный ударник Беломорстроя», архимандрит Гурий на короткий срок вернулся в Ленинград, но проживать там и служить не имел права. Он переехал в город Бийск на Алтае, где к нему присоединился молодой геолог — Константин Николаевич Вендланд (будущий митрополит Ярославский Иоанн), ставший его духовным сыном. У архимандрита Гурия было тайное решение: по возможности перебраться в Казанско-Богородицкий мужской монастырь в китайском городе Харбине, а оттуда в Японию к митрополиту Сергию (Тихомирову). Но в итоге они оказались в Ташкенте. Официально «пребывая на покое» с 1933 по 1944 г., архимандрит Гурий руководил небольшой общиной из своих духовных чад. Он получил от митрополита Арсения (Стадницкого) благословение на тайное служение в домашних условиях и антиминс для совершения Божественной литургии. В сентябре 1934 г. архимандрит Гурий совершил тайный постриг в монашество К. Н. Вендланда с наречением имени Иоанн, а в сентябре 1936 г. епископ Иннокентий (Тихонов), служивший викарием в Старой Руссе, рукоположил монаха Иоанна во иеродиакона и иеромонаха. В 1937 г. архимандрит Гурий заболел крупозным воспалением лёгких, и это способствовало его знакомству с епископом Лукой (Войно-Ясенецким), осуществлявшим врачебную практику в Ташкенте. В 1938 г. архимандрит Гурий с частью общины, опасаясь ареста, переселился в предместье Ферганы — кишлак Беш-Бала, где был куплен частный дом. В земляном полу дома была вырыта ниша, в которой находился алтарь домашнего храма в честь всех святых, в земле Российской просиявших. В 1939 г. из Ленинграда в Фергану переехал Александр Хархаров (будущий архиепископ Ярославский Михей), который также стал духовным сыном архимандрита Гурия. Тайная община архимандрита Гурия в пос. Беш-Бала под Ферганой. 1940 г. После крушения обновленческой организации Патриарх Сергий в феврале 1944 г. направил архиепископа Куйбышевского Алексия (Палицына) в Ташкент для принятия покаяния от обновленцев и устройства церковной жизни в Среднеазиатской епархии. Благодаря его приезду архимандрит Гурий после длительного «подполья» получил возможность выйти на открытое служение: в июне 1944 г. он был назначен настоятелем Покровского собора Самарканда, но в октябре того же года указом епископа Ташкентского и Среднеазиатского Кирилла (Поспелова) переведён в Фергану. Причиной перевода послужили внутриобщинные конфликты в самаркандском соборе и обострившаяся болезнь. В апреле 1945 г. архимандрит Гурий получил назначение в Ташкент на должность секретаря Епархиального совета с введением в причт Александро-Невского храма. 

http://bogoslov.ru/article/6172382

Я просил владыку Антония Мельникова, редактора «Богословских трудов» , напечатать что-либо из трудов владыки Вениамина, он отказал, ничего не нашел в них подходящего для публикации. Его духовным сыном и почитателем между прочих был покойный архимандрит Феодорит лаврский . Владыка Вениамин был одаренным проповедником. В Саратове, когда он только произносил слова обращения: «Дорогие, возлюбленные, Богом данные мне дети…», причем сказанные с такой теплотой и сердечностью, что с этих начальных слов прихожане начинали плакать. Говорил он всегда с большим чувством. У него был замечательный сильный голос, бас, которым он исключительно хорошо и умело пользовался. В проповедях он использовал всегда и интонацию голоса, и примеры трогательные из житий святых и других. По сие время (уже 19 лет) могила его всегда посещается саратовцами и почитают его память. Умер он 58 лет, из них 26 провел в ссылках. Без сомнения, это была очень светлая и незаурядная личность. Если есть возможность, хотелось бы почитать его письма или хотя бы те места, которые не касаются личных вопросов. Как здоровье Ваше и Вашей тетушки? Кланяюсь ей и призываю на нее Божие благословение. Простите. 30/X–74 г. Нед[остойный] архим[андрит] Михей P.S. Приветствую Вас с праздником в честь Казанской иконы Матери Божией. Усердно желаю благодатной помощи, заступления и покрова Царицы Небесной. Многоуважаемая Галина Александровна! Сердечно благодарю Вас за поздравления и праздничные подарки к Преображению и к Успению Матери Божией. И тот, и другой праздник для меня очень дороги. С детства я прислуживал в Преображенском соборе в Ленинграде, начал ходить именно в этот храм, а затем многое в жизни было связано с праздником Успения Матери Божией и с храмами, посвященными этому празднику. Первый открытый в Лавре храм был Успенский собор. В день Успения Матери Божией меня рукополагали во иеромонаха в Успенском Ташкентском соборе, затем служил в нескольких храмах Успенских (Жировицкий монастырь, в Рыбинске), и Ваш подарок к этому празднику был особенно приятен. Спасибо Вам.

http://pravoslavie.ru/47765.html

Ведь столько всяких искушений было с этим храмом, со священником, с народом. Вокруг этого столько было всякой драмы. И успокоилось все именно с его благословением. Я думаю, что благодаря ему и сейчас там продолжается жизнь. Если бы не владыка, не знаю, был бы монастырь или нет. И когда я через 3 года вернулась в ярославский Казанский монастырь и была назначена владыкой Кириллом игуменьей, я поняла, что там был рай. Голгофа – она здесь. Где стоишь, где служишь, там твоя Голгофа. Потому что было очень много искушений, испытаний. И все надо было выдержать, все безропотно пройти. Где стоишь, где служишь, там твоя Голгофа Игуменья Екатерина вспоминает такой удивительный эпизод. В свое время архиепископ Михей предвидел ее служение. – Когда я еще работала в мэрии и приходила в Казанский просто помогать чуть-чуть, как это делали и другие ярославцы, какая- то девочка подбежала к окошку и крикнула: «Это ты – та самая Наталья, которая будет игуменьей? Владыка так сказал!» Для меня это было потрясением. На тот момент я еще даже не пришла в монастырь. Еще не было никакого понимания, что я делаю, зачем… После ухода на покой владыка Михей какое-то время жил при Казанском монастыре. Несмотря на болезнь и немощь, он очень часто служил. Самое главное для нас – это была общая молитва сестер и владыки. Это было – как воздухом дышать. Он был очень слаб, и эта взаимная молитва нас всех поддерживала. Иногда мы с сестрами собирались у него, садились вокруг, слушали. Эти моменты были такими благодатными. Его тепло нам передавалось. Мы не всегда понимали, что он говорит, у него ведь была нарушена речь, но просто находиться рядышком – и то было хорошо. Архиепископ Михей (Хархаров) Многие искали его благословения, его молитв. Достаточно было попросить просто: «Владыченька святый, помолитесь». Трудно, плохо, скорбно, немощно. Он: «Господи, помилуй!» И через некоторое время все как-то управлялось и становилось на свои места. Мне очень потребна была его молитва. Я всегда приезжала поздравлять его с днем Ангела, днем рождения. Он внешне не проявлял такого: «Ах, кто к нам пришел!» Но очень внимателен был к людям, чрезвычайно внимателен. Так проникновенно слушал. Казалось, что когда он слушал, то уже начинал молитву за человека.

http://pravoslavie.ru/137970.html

Последний раз мы были там в октябре. Деревья роняли желтую листву. Земля у подножия склона была усыпана плодами маклюры. Это круглые плоды, похожие на апельсины, только ярко-зеленого цвета. В народе их называют «адамово яблоко». Предприимчивые бабушки продают их курортникам для лечения суставов. За последние два-три года на старом Ливадийском кладбище произошли перемены. Ялтинская общественность загорелась идеей создать там историко-мемориальный объект. На небольшой сохранившейся территории (говорят, что это 10 процентов от бывшего кладбища) захоронены почетные жители Ялты, солдаты нескольких войн, в том числе Крымской, Гражданской и Великой Отечественной. Даже какие-то гардемарины. Последнее захоронение датируется 1949 годом. Недавно владыка Феодор благоустроил могилу Николая Антоновича. Рядом с ней установили белый баннер на металлической опоре с информацией, что здесь захоронен действительный тайный советник, внук знаменитого генерала Карла Андреевича Шильдера, пионер фотографии в России Н.А. Вендланд. Сообщается и о том, кем стали его дети. А стали они монахами, а сын – даже митрополитом. Баннер хорошо просматривается с Ялтинского шоссе сквозь густую листву и является хорошим ориентиром. Могила окружена новой оградой. А вот крест решили не менять. Он по-прежнему в хорошем состоянии. Нина Петровна и ее дети. Эли – 13 лет, Жене – 10, Косте – 4 …День в Фергане начинался замечательно. Май. Рано утром уже жара. Собираемся на литургию в церковь Сергия Радонежского. Каким-то мистическим образом единственную ночь в этом городе, приехав из Ташкента, мы провели в заказанной методом тыка простенькой гостинице (точнее – в квартире хрущевской пятиэтажки, оборудованной для приезжих). И находилась она не где-то, а на территории бывшей Беш-Балы. Это особое место в истории духовной семьи митрополита Гурия. В 1937-м он переехал сюда из Ташкента. Вместе с ним в пригороде Ферганы поселились его духовные чада, а также сестра Константина Николаевича Евгения с мамой Ниной Петровной. Перед войной из Питера приехал 17-летний Саша Хархаров, будущий архиепископ Михей.

http://pravoslavie.ru/157758.html

Прп. Геннадий Костромской. Икона. Посл. треть XVII нач. XVIII в. (ГИМ) Прп. Геннадий Костромской. Икона. Посл. треть XVII нач. XVIII в. (ГИМ) В 1777 г. правобережье р. Костромы, с XV в. входившее в состав Костромского у., вместе со Спасо-Геннадиевым мон-рем отошло Ярославскому наместничеству, в 1796 г. вошло в состав Любимского у. Ярославской губ. В XVIII - нач. ХХ в. Г. являлся одним из наиболее почитаемых святых в вост. уездах Ярославской и зап. уездах Костромской губ. В 1805 г. в Спасо-Геннадиевом мон-ре во имя Г. был освящен один из приделов теплого храма, примыкавшего к Спасо-Преображенскому собору с зап. стороны. В 1-й четв. XIX в. над местом погребения Г. установили серебряную раку, изготовленную на средства жителей г. Любима. На раке лежала древняя икона преподобного в серебряном окладе, к-рый в 1851 г. был позолочен. В 30-х гг. XIX в. игум. мон-ря Палладий попытался осмотреть мощи Г. Когда начали разбирать кладку на месте раки, случились треск и сотрясение собора, игумен и рабочие в страхе бежали. Во 2-й пол. XIX в. над местом погребения Г. установили новую серебряную раку, изготовленную иждивением любимского купца (позднее крупного костромского фабриканта) И. С. Михина. В мон-ре хранились реликвии, по преданию принадлежавшие Г.: ковш для сбора денег и топор (в 1934 они поступили в ЯМЗ - Монастыри и храмы земли Ярославской. Ярославль; Рыбинск, 2000. Т. 2. С. 188-189). В 1861 г. была опубликована служба с акафистом Г. (автор акафиста - Г. Карцев), позднее службу редактировал Ярославский архиеп. Нил Исакович ; (1853-1874). Спасо-Геннадиев мон-рь был закрыт в 1919 г., собор действовал в качестве приходского храма до 1928 г. 28 сент. 1920 г. в соборе состоялось публичное вскрытие мощей Г., после чего они были увезены в Ярославский губ. музей (находились там до сер. 30-х гг. XX в., дальнейшая их судьба неизв.). В советское время Г. особенно почитался в Костромской епархии. В 1948 г. в Иоанно-Златоустовском кафедральном соборе в Костроме левый придел храма был переосвящен во имя Г. Когда в 1981 г. было установлено празднование Собора Костромских святых, то днем для него стал день памяти Г.- 23 янв. Имя Г. вошло в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рого было установлено в 1964 г., в 2002 г. было внесено в Собор Белорусских святых. В 1995 г. началось возрождение Спасо-Геннадиева мон-ря. В 1998-1999 гг. вблизи руинированного Спасо-Преображенского собора, на месте, где, по преданию, Г. вырыл колодец, была построена небольшая деревянная ц. во имя Г. 1 сент. 1999 г. Ярославский архиеп. Михей (Хархаров) служил в храме водосвятный молебен, первая литургия состоялась 23 июня 2000 г.

http://pravenc.ru/text/162062.html

Церковь свт. Иоанна Златоуста. Фотография. 2001 г. Церковь свт. Иоанна Златоуста. Фотография. 2001 г. В 1928 г. в Костроме началось строительство железнодорожного моста через Волгу, и «в виду недостатка» кирпича и щебня для его сооружения Костромской окрисполком в июне 1930 г. постановил разобрать Никольский храм, колокольню, стены и башни бывш. Б. м. Полученные кирпич и щебень на баржах отправляли в Кострому на строительство моста, движение по к-рому открылось 1 мая 1932 г. Летом 1940 г. был взорван Иверский собор (из его кирпича построили баню в пос. Красный Профинтерн). Из монастырских построек сохранились неск. жилых корпусов и лишенная главы ц. свт. Иоанна Златоуста (в ней был оборудован учебный класс). С сент. 1941 г. в мон-ре размещался госпиталь для раненых, с авг. 1945 г.- детская трудовая колония, с 1952 г.- областной детский костнотуберкулезный санаторий. В послереволюционное время неск. раз менялась адм.-территориальная принадлежность бывш. мон-ря. В 1929 г. с. Бабайки с обителью вошли в состав Ивановской обл., в 1935 г.- в состав Большесольского р-на (с 1938 в связи с переименованием Б. Солей в Некрасовское - в Некрасовский р-н) Ярославской обл. 26 мая 1988 г., накануне прославления свт. Игнатия (Брянчанинова), в присутствии Ярославского архиеп. Платона (Удовенко) состоялось вскрытие и обретение мощей еп. Игнатия в ц. свт. Иоанна Златоуста, в тот же день св. мощи были перевезены в Толгский мон-рь . В нояб. 1995 г. из ц. свт. Иоанна Златоуста в Кострому были перевезены останки еп. Самуила (Запольского-Платонова), перезахороненные в подклети кафедрального Богоявленско-Анастасиина собора. В 1995 г. из мон-ря был выведен санаторий, в течение 3 лет помещения обители оставались бесхозными и разрушались. 17 июля 1998 г. определением Свящ. Синода Б. м. был возобновлен. 3 мая 2001 г. Ярославский архиеп. Михей (Хархаров) , являющийся священноархимандритом мон-ря, освятил Иоанно-Златоустовский храм. В марте 2002 г. в мон-ре подвизались 6 насельников, наместник - игум. Борис (Долженко).

http://pravenc.ru/text/77282.html

– Это не богослужебная, а повседневная одежда священника. Вы же ходите в форме с погонами. – Но у нас служба такая. – Вот и у меня служба такая. Архиепископ Михей (Хархаров) Отец Михей даже по грибы ходил в летнем светлом подряснике. Очень любил грибы собирать, и сохранил эту любовь до конца жизни, когда в Ярославле его келейник иеромонах Феодор (Казанов) – сейчас митрополит Волгоградский и Камышинский – возил его в лес на инвалидной коляске. У него была особая походка. Ходил он с тросточкой, но на нее не опирался. Шел и как-то красиво ее откидывал, плавно помахивая. Такой у него был изящный жест. Не опирается, а помахивает. А обратно он возвращался часа через два. Батюшка был очень внимателен ко дням Ангела насельников и насельниц Жировицкого монастыря. А это были и монахини из Гродно. В день Ангела сестрам полагался именинный пакет от наместника. Отец Михей давал и денежку. Суммы были разные. Тем, кто помоложе, сумма побольше. Регентша получала 20 рублей. Она и сил больше тратила, и для голоса могла что-то купить. Стареньким отец наместник давал по 10 рублей. Это помимо того, что именинники получали официально, по ведомости. Жили и питались в то время очень скромно. Сейчас на трапезах в монастырях – и рыба, и фрукты, и молоко, и творог. А тогда в обычный воскресный день на обед были щи ленивые, но необыкновенно вкусные. Был салат из сметаны с зеленым луком, очень вкусный, и картофельное пюре. И компот или какао с плавленым сырком. Белый хлеб подавали только на праздничный обед. На Пасху, Рождество, праздник Жировицкой иконы Божией Матери, на именины матушки Гавриилы, владыки Ермогена и отца Михея были еще рыбные котлеты и необыкновенной вкусности салат: помидоры, огурцы, лук зеленый и масло. «Как мы ни пытались повторить рецепт, – рассказывает игуменья Гавриила, – тот вкус уже не повторишь. Да и качество продуктов уже не то». Как жил архиепископ Внешние условия, в которых пребывал владыка Ермоген в Жировицком монастыре, были чрезвычайно просты. Он не имел пристрастия к вещам и довольствовался только самым необходимым. Более он радовался, когда ему приносили в подарок что-то необходимое в его работе: писчую бумагу, ручку или карандаш.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/19/arhiep...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010