– То есть – в назидание сестрам и братии возрождающихся нынче обителей – можно сказать, что главное – не испытывать страха перед трудностями, какими бы непреодолимыми они, на первый взгляд, не казались? – Святые отцы говорят, что бояться надо только грехов. А любые житейские невзгоды, любые трудности преодолимы с Божией помощью. С Богом человек может все. Да, нам предрекали, что и за шестьдесят лет не поднять древнерусскую «развалину», но, как видите, случилось чудо: по молитвам ко Господу, Пресвятой Богородице монастырь удалось возродить, пять монастырских храмов – действующие. Господь в свое время столько благодетелей и помощников к нам привел: директоры заводов жертвовали кирпич и железо на крышу, оплачивали труд нанятых нами рабочих, а солдаты, студенты, школьники делали всё во славу Божию. Тогда люди из разных уголков России сюда приезжали и старались помочь, чем могли. Так что не будет преувеличением сказать, что Толгскую обитель мы поднимали всем миром. – А сегодня, с высоты пройденного пути, какое из событий минувших десятилетий Вы бы назвали самым главным в жизни современной обители? – Конечно, возвращение нам чудотворной Толгской иконы Божией Матери, явленной в XIV веке Ростовскому епископу Прохору (в схиме Трифону). Около 80 лет древний чудотворный образ хранился в фондах Ярославского областного художественного музея. Для того чтобы его вернули Церкви, было совершено множество молений, состоялось немало важных встреч с высокими должностными лицами. В возвращении иконы приняли личное участие Святейший Патриарх Алексий II и Президент России Владимир Путин, приснопамятный Ярославский владыка Михей (Хархаров) и возглавлявший в то время Ярославскую кафедру владыка Кирилл (Наконечный). И все же никакие человеческие усилия не могли бы совершить это без воли Божией и без благоволения Его Пречистой Матери. В тот наисчастливейший день – 21 августа 2003 года – Царица Небесная показала нам, как любит чад Своих, согрешивших и покаявшихся. Она возвратилась в Свой дом на Толге...

http://pravoslavie.ru/73080.html

Всю свою жизнь владыка посвящал Богу, безотказно выполнял любое церковное послушание. Владыке довелось служить священником кафедральных соборов и храмов многих городов тогдашнего Советского Союза: Ташкент, Саратов, Днепропетровск, Минск. Около года он состоял в братии Глинской пустыни, являлся наместником Свято-Успенского Жировицкого монастыря Минской епархии. Более тридцати лет владыка Михей трудился на Ярославской земле – с 1969 по 2002 г . В августе 1969 года он был назначен настоятелем церкви села Бабурина Даниловского района Ярославской области. Через год настоятель Успенской церкви города Рыбинска. С октября 1972 года нес послушание благочинного церквей Рыбинского округа. В 1975 году был назначен настоятелем Воскресенского собора города Тутаева. С сентября 1975 года владыка являлся штатным священником Феодоровского кафедрального собора города Ярославля, спустя семь лет его настоятель. 25 января 1989 года исполнял обязанности настоятеля церкви Петра и Павла села Петрово Ярославского района. 17 декабря 1993 года архимандрит Михей (Хархаров) хиротонисан во епископа Ярославского и Ростовского в Феодоровском кафедральном соборе города Ярославля. В1995 году возведен в сан архиепископа. На годы архипастырского служения владыки выпало много исторических событий, возвращение Русской Православной Церкви её святынь, восстановление храмов и монастырей. За годы своего служения на Ярославской кафедре владыка Михей рукоположил много священников. Епархия активно стала сотрудничать с государственными учреждениями образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения, УИН, воинскими частями, находящимися в Ярославской области. По его благословению в 2000- 2001 г .г.Ярославская епархия взяла на себя ответственность и труд по распределению гуманитарной помощи среди малоимущих граждан области. Под его руководством в епархии были собраны материалы для канонизации 82 ярославских священнослужителей и мирян, пострадавших в годы гонений. За большие труды на благо Церкви архиепископ Михей награжден Патриархом Алексием орденом Преподобного Сергия Радонежского всех степеней, орденом благоверного князя Даниила Московского I и II степени, орденом святого равноапостольного князя Владимира I степени – высшей наградой Русской Православной Церкви. Президент России Путин В.В. в 2001 году наградил архиепископа Ярославского и Ростовского Михея орденом Почета.

http://pravoslavie.ru/14908.html

Предыдущий Следующий Смотри также Подвиг святой жизни: Святые старцы Глинской пустыни. XX век Подвиг святой жизни: Святые старцы Глинской пустыни. XX век Протоиерей Александр Чесноков, Зиновий Чесноков Со всех концов страны шли и ехали нескончаемым потоком в Глинскую пустынь паломники и, побывав здесь однажды, стремились еще и еще. «Человек, каких все меньше и меньше» Ч.2 Письма архиеп. Михея (Хархарова) «Человек, каких все меньше и меньше». Письма архиепископа Михея (Хархарова). Часть 2 Батюшка отец Серафим Романцов говорил мне: «Отец Михей, раньше ведь были монахи не такие, как теперь, помню, с каким благоговением, с каким страхом и трепетом мы шли прикладываться к образу». Благочестию насельников много способствовал сам уклад монастыря, со времени возобновителя Глинской пустыни архимандрита Филарета существовавшее там старчество. Один из белых платочков. Беседа с Галиной Александровной Пыльневой Один из белых платочков. Беседа с Галиной Александровной Пыльневой В жизни Галины Александровны Пыльневой было многолетнее общение с ныне канонизированными Глинскими старцами, переписка с архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем (Хархаровым). Еще — около десятка книг, автором и составителем которых она является, множество журнальных публикаций. И — верность Церкви в самые трудные годы. Комментарии Nino Chikobava 9 августа 2015, 12:18 Какое счастье, что нам довелось быть духовными чадами о. Филарета (игумена, уже)! Столько тепла, столько любви в нашем батюшке, который уже и в возрасте преклонном, а все старается принимать паству, окормляет как русских, так и грузин, старается понимать даже ломаную речь -к нему идут и те, кто русским не владеет, ну еле-еле. Всегда молюсь за него, чтобы Господь продлил его дни и даровал спасение этому старцу, пришедшему в Грузию из Глинской пустыни и прожившему у нас всю жизнь, оставшемуся монахом среди мирских. Дарья 27 июня 2013, 12:13 Начала читать вашу книгу,- такой язык легкий, так просто и интересно читается, очень важно, чтобы автор мог как бы беседовать с читателем, будто это рассказывается только тебе за чашечкой ароматного чая в летней беседке.. И здесь я действительно почувствовала эту теплоту, эту любовь, с которой вы подходили к написанию этой книги, не все книги располагают к себе, далеко не все, а Вам это удалось! С Божьей помощью у вас всё получилось! А еще, говорят, если читаешь житие, этот святой молится за тебя - и здесь я тоже ощущаю святость и предстательство о нас пред Господом.. Большое спасибо Вам, за такой прекрасный подарок нам на всю жизнь!..) lyudmila toll 23 июня 2013, 21:18 Храни вас Господь спасибо вам за ваш труд буду рада читать здесь в сайте что напечатаете с большой благодарностью. Андрей 21 июня 2013, 15:31 Пожелание: выпускайте, пожалуйста, побольше книг в электронном формате. Хочется прочесть, но на бумаге давно ничего не читаю - неудобно и мелкий шрифт. А электронные все у вас покупаю. Спаси вас Господь! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/62299.html

«Вне зависимости от того, идет с нами владыка Вениамин, или нет – мы всегда чувствуем его присутствие, - говорит ответственный за проведение Крестного хода, бизнесмен Алексей Реуцкий, - он постоянно звонит и распрашивает, как проходит крестный ход. В 2002 году тогда еще митрофорный протоиерей Николай Лихоманов (мирское имя епископа Вениамина) был секретарем Ярославской епархии, и его предложение возобновить крестный ход с Казанской иконой до Тутаева и обратно благословил владыка Михей (Хархаров). Когда владыка Вениамин стал правящим архиереем Рыбинской епархии, мы крестный ход продлили до Рыбинска, и дорога занимает теперь не 8-9 дней, а 17-18». Как объяснил Алексей Реуцкий, крестный ход до его окончания будет сопровождать игумен Савватий (Мызников), настоятель храма Богоявления на Острову села Хопылёво, в котором был крещен святой праведный воин Феодор Ушаков. Отец Савватий присоединился к молитвенному шествию сегодня, на третий день, вместе с владыкой Вениамином, и по его благословению пройдет с паломниками весь маршрут. Родины святого адмирала святыня достигнет только 9 июня. Вечером того же дня крестный ход прибудет в кафедральный Спасо-Преображенский собор города Рыбинска. Завтра и послезавтра - в четвертый и пятый дни – крестный ход двинется автоколонной, в связи с насыщенностью паломнической программы. 15 июня после Рыбинска и его окрестностей образ Божией Матери вновь возвращается в Тутаев, чтобы 17 июня принять участие в крестном ходе с известным образом Всемилостивого Спаса (см.ЖМП 2018), являющимся достопримечательностью Воскресенского собора в Тутаеве. По словам Алексея Реуцкого, сегодня, 7 июня, крестный ход насчитывал 55 человек. Постоянный костяк – 30 участников. Проводили икону до Толгской обители, переправившись через Волгу, 100 молящихся. Во второй день крестным ходом шли 70 человек. По Рыбинску число участников крестного хода обычно достигает 600-800 человек, а в крестном ходе в Тутаеве с иконой Всемилостивого Спаса - порядка 1500. Всего подвижникам предстоит пройти 200 километров, расстояние, которое они преодолеют на машинах - порядка 650 километров. В Ярославль чудотворная икона Казанской Божией Матери вернется 19 июня, а в стены родной обители – 21 июня.

http://e-vestnik.ru/church/krestniy_hod_...

– Отец Василий, какое направление в живописи вам духовно (именно духовно!) ближе, если вообще есть смысл говорить о направлениях? Где, за какой чертой искусство перестает быть делом богоугодным и превращается в нечто совершенно иное – может быть, деструктивное, может быть, греховное? – Мне думается, что о направлениях действительно нет смысла говорить. Я особо никогда не симпатизировал авангарду или какому-то формальному искусству. Но как профессионал могу рассматривать и находить художественно­технические достоинства в любых работах. Что касается духовной составляющей – здесь экспертом и, как мне представляется, наиболее точным экспертом, если только мы сами не лукавим, всегда является наше сердце. Для самого художника самым важным в творчестве должны стать его искренность и честность. Рассматривая любую работу, можно сразу увидеть, что являлось источником вдохновения в данном случае: то ли одолевала гордыня, то ли примешивались конъюнктурные задачи... или все­таки камертон художника был настроен на восприятие и отражение красоты Божьего мира. Вообще, дарование художника, его видение и умение отобразить, в моем понимании – тонкий и сложный инструмент, позволяющий многим стать соучастниками его творчества и вместе с автором участвовать в созерцании красоты Божественного творения. Протоиерей Василий Шиханов, настоятель храма Софии Премудрости Божией в Ярославле, родился в 1969 г. в Мантурово Костромской области. Окончил Ярославское художественное училище. Служил в армии. Уволившись в запас, вернулся в Ярославль и принял Крещение. Затем уехал в Санкт-Петербург. Продавал свои работы на Невском проспекте, дежурил в вооруженной охране склада боеприпасов ЛенВО, жил в общежитии в Мурино, где и познакомился с будущим духовником – отцом Иоанном Мироновым. Именно отец Иоанн первым увидел в молодом художнике из Ярославля будущего священника. В 1997 г. Василий Шиханов окончил Санкт-Петербургскую художественно­промышленную академию имени Веры Мухиной, в 1998 г. стал членом Союза художников России. В том же году архиепископ Ярославский и Ростовский Михей (Хархаров) рукоположил его в сан диакона, а затем – священника.

http://religare.ru/2_90063.html

«Хархаров Александр Александрович, присягу принял – ноябрь 1943 года; радиотелеграфист, радио-рота; ефрейтор, 1921 года рождения, уроженец города Ленинграда, беспартийный, русский; образование: Ташкентский медицинский институт, 1 курс. В качестве его близкой родственницы была указана бабушка Маракушина Мария Степановна». Епископ Ташкентский и Среднеазиатский Гурий с послушником Александром в саду епархиального управления На самом деле это не была его родная бабушка. Это была монахиня Александра, активная участница Александро-Невского братства, одна из тех, кого в знаменитую ночь с 17 на 18 февраля 1932 арестовали в Ленинграде. В историю гонений на Православную Церковь в России это событие вошло под названием «Страстная Пятница русского монашества». После возвращений из ссылки монахиня Александра поехала не в родной город на Неве, а в далекий Ташкент, к своему духовному отцу архимандриту Гурию (Егорову). Туда же в конце 1930-х годов приехал и Саша Хархаров, который для посторонних был внуком Марии Степановны. На фронт Саша сразу не попал. Вначале окончил курсы телеграфистов в Новосибирске, по окончании которых угодил под Ашхабад на «точку». Владыка вспоминал, как совсем молоденьким, новоиспеченным солдатиком охранял палатку с оборудованием связи: «Как-то раз во время дежурства вижу – кусты шевелятся. А нас предупреждали, что в округе орудуют банды. Я кричу: Стой! Стрелять буду!” А из кустов вылезает теленок. Я – в одну сторону, теленок – в другую». В течение нескольких месяцев он служил в специальных войсках, где готовили диверсантов. Свою будущую жизнь Саша видел в священном сане, с детства мечтал стать монахом. И, по его собственным словам, горячо молил Милостивого Бога, чтобы ни в кого не пришлось стрелять. И действительно, скоро его перевели в подразделения связи, где он прошел всю войну. «Я не стрелял, и в меня не попали», – позже вспоминал владыка Михей. Свою будущую жизнь Саша видел в священном сане, с детства мечтал стать монахом Связь – незаменимая вещь на фронте. В первые годы Великой Отечественной войны советское командование отдавало предпочтение проводам. Они позволяли наладить коммуникацию прямо в поле. Чтобы прослушать разговор, нужно было сначала найти кабель и подключиться к нему напрямую. Такой сигнал не пеленгуется и не отслеживается со стороны. О том, каково было наладить в боевой обстановке оборванную связь, оставил воспоминания друг владыки Михея, протоиерей Глеб Каледа. Познакомились они уже после войны, когда Глеб Александрович учился в геологоразведочном институте и приезжал к ним в Ташкент.

http://pravoslavie.ru/130864.html

— Мне думается, что о направлениях действительно нет смысла говорить. Я особо никогда не симпатизировал авангарду или какому-то формальному искусству. Но как профессионал могу рассматривать и находить художественно­технические достоинства в любых работах. Что касается духовной составляющей — здесь экспертом и, как мне представляется, наиболее точным экспертом, если только мы сами не лукавим, всегда является наше сердце. Для самого художника самым важным в творчестве должны стать его искренность и честность. Рассматривая любую работу, можно сразу увидеть, что являлось источником вдохновения в данном случае: то ли одолевала гордыня, то ли примешивались конъюнктурные задачи… или все­таки камертон художника был настроен на восприятие и отражение красоты Божьего мира. Вообще, дарование художника, его видение и умение отобразить, в моем понимании — тонкий и сложный инструмент, позволяющий многим стать соучастниками его творчества и вместе с автором участвовать в созерцании красоты Божественного творения. Протоиерей Василий Шиханов, настоятель храма Софии Премудрости Божией в Ярославле, родился в 1969 г. в Мантурово Костромской области. Окончил Ярославское художественное училище. Служил в армии. Уволившись в запас, вернулся в Ярославль и принял Крещение. Затем уехал в Санкт-Петербург. Продавал свои работы на Невском проспекте, дежурил в вооруженной охране склада боеприпасов ЛенВО, жил в общежитии в Мурино, где и познакомился с будущим духовником — отцом Иоанном Мироновым. Именно отец Иоанн первым увидел в молодом художнике из Ярославля будущего священника. Полуостров Конони. Монастырь Влахерна В 1997 г. Василий Шиханов окончил Санкт-Петербургскую художественно­промышленную академию имени Веры Мухиной, в 1998 г. стал членом Союза художников России. В том же году архиепископ Ярославский и Ростовский Михей (Хархаров) рукоположил его в сан диакона, а затем — священника. Протоиерей Василий Шиханов — отец четверых детей. Улица в Керкире (о. Корфу) Безусловно, существует и совершенно деструктивное искусство, но ведь это тоже сразу же видно, и ничего объяснять здесь не надо. Как-то видел буклет одной московской выставки, где экспонировались какие­то компьютерные голограммы с кощунственно обработанными изображениями «апостолов», «спасителя» и т. д. Я не говорю о том, что это просто была хула на Бога; но даже если бы это не называли святыми именами, все равно это были изображения внутренне безобразные, демонические. Причем этот буклет мне показал человек не воцерковленный, но художник хороший, и он был очень возмущен этим «искусством».

http://pravoslavie.ru/49613.html

Попадала я в обитель по-разному, чаще всего через дырку в заборе В Жировицы из Саратова мы с мамой переехали в начале 1960-х годов. По ее решению я не вступила в октябрята, а, став взрослее, уже сама отказалась вступать в пионеры. Проблем, безусловно, с этим было немало – и у меня, и у самой школы. Ведь я подрывала авторитет школы, которая в первую очередь должна была вести атеистическое воспитание подрастающего поколения. Я была единственной школьницей в Жировицах, посещавшей обитель. Меня обзывали «богомолкой», «монашкой», чокнутой и т.д. Естественно, мои походы в монастырь причиняли мне много неприятностей со стороны школьного начальства. Бывало, утром ухожу из дома в школу, а после школы до самого вечера нахожусь в монастыре. Попадала я в обитель по-разному, чаще всего через дырку в заборе. Чувствовала я себя там как рыба в воде. Монахини для меня были и учительницами, и матерями, и строгими, но справедливыми воспитательницами, и подружками, и сестрами. Кого-то я любила, уважала; кого-то очень боялась. У кого-то училась пению, чтению на славянском языке, рукоделию, как стирать белье, отжимать (оказывается, это целая наука) и т.д. Помню, взяли меня сестры огород полоть. Ничего у меня не получается, сердятся они, а мать Иоанна-огородница показывает мне траву-сорняк и говорит: «Это лебеда – не беда, а вот если растет мокрица, то скорей помогай, сестрица». Владыка Ермоген Архимандрит Михей (Хархаров) с архиепископом Ермогеном (Голубевым) Как-то зимой я долго задержалась в школе, а был канун праздника святого Николая Чудотворца. Прямо с портфелем я пришла в Никольский храм на всенощную. С трудом открыла дверь, так как люди стояли на ступеньках. В это время была лития. И прямо напротив дверей – смотрю – стоит… Николай Чудотворец. Я долго не могла прийти в себя, пока он не прошел вперед. Оказывается, это был архиепископ Ермоген (Голубев), присланный на покой. Но он, действительно, так был похож на святителя, что многие это заметили. Время, в которое жил владыка Ермоген в Жировицах, для многих было счастливым временем. К сожалению, ни я, ни многие другие тогда этого не понимали. Не понимали, что живем, общаемся с таким великим и при жизни святым человеком. Обычные беседы, благословение…

http://pravoslavie.ru/121222.html

Потом приходит отец Евстафий в алтарь, смотрит на меня понимающими глазами: это, конечно, серьезно, от отца Павла такой разгон получить у престола. Праздники заканчиваются, и у нас с архимандритом Евстафием происходит серьезный разговор о том, что он слышал обо мне от отца Павла в алтаре. Я вижу, что он расстроен, помочь мне хочет, чтобы я в чем-то покаялся, что-то изменил в жизни. Все-таки он считал меня своим помощником и многое доверял, и вот начистоту решил поговорить со мной: — Я же вижу, что отец Павел к тебе холодно относится. Бывает, с кем-то пошутит, кому-то что-то скажет, а тебя благословит и все. Может, что-то есть, о чем ты забыл, подумай. А я отцу наместнику ничего сказать не могу, просто я рад, пребываю в том состоянии, когда отец Павел меня обласкал, прижал к груди, слов-то больше не надо никаких и говорить мне не хочется ничего... Через две недели, 17 октября 1994 года, отец наместник, приехав из епархии, позвал меня к себе в приемную для обсуждения монастырских дел. Под конец разговора он говорит: — На, почитай. Дает мне документ, и я читаю указ о своем назначении игуменом Борисо-Глебского монастыря . На меня это не произвело никакого впечатления, и я сказал, что у меня на это нет здоровья. Архиепископ Михей (Хархаров), игумен Феодор (Казанов), мать Феврония, игумен Иоанн (Титов) и братия Борисо-Глебского монастыря После этого разговора отец наместник уехал на две недели на Валаам, оставив меня за старшего в монастыре. Однажды под вечер я поехал в епархию к владыке Михею с твердым намерением убедить его, что мне не по силам игуменство в Борисо-Глебском монастыре. Около часа прого­ворили мы с владыкой. Он рассказывал о своем игуменстве в Жировицком монастыре . В конце разговора владыка мне говорит: — Ну, ты попробуй, уж если не справишься... отказаться никогда не поздно. После приезда отца Евстафия мы с ним поехали к отцу Павлу по поводу указа о переводе меня в другой монастырь. Мы были уверены, что отец Павел не благословит. Я помнил его слова, сказанные тогда в алтаре, чтобы от отца Евстафия не уходить и быть вместе.

http://pravoslavie.ru/136677.html

Родился в Петрограде в семье верующего рабочего. Принимал участие в Великой Отечественной войне, имел воинские награды. В 1939 году переехал в Ташкент, где в 1940 году по благословению своего духовного отца архимандрита Гурия (Егорова) поступил в медицинский институт. В 1942-1946 годах служил радиотелеграфистом в Красной армии. Участвовал в снятии блокады Ленинграда, воевал в Эстонии, Чехословакии, дошел до Берлина. За боевые заслуги был награжден медалями. С мая 1946 года — послушник Троице-Сергевой Лавры и один из первых пострижеников Лавры после ее открытия. В июне 1951 года окончил Московскую Духовную семинарию. 17 декабря 1993 года архимандрит Михей (Хархаров) хиротонисан во епископа Ярославского и Ростовского в Феодоровском кафедральном соборе города Ярославля. В1995 году возведен в сан архиепископа. Профессор, протоиерей Глеб Каледа (1921—1994) В начале Великой Отечественной войны был призван в армию. С декабря 1941 года и до конца войны он находился в действующих частях и в качестве радиста в дивизионе гвардейских минометов «катюш» участвовал в битвах под Волховом, Сталинградом, Курском, в Белоруссии и под Кенигсбергом. Был награжден орденами Красного Знамени и Отечественной Войны. В 1945 году поступил в Московский геологоразведочный институт и окончил его в 1951-м с отличием. В 1954 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1981-м — докторскую в области геолого-минералогических наук. Список его научных публикаций включает свыше 170 названий. С 1972 года тайный священник. В 1990 году выходит на открытое служение. Служил в храме Илии Обыденного, затем — во вновь открывшихся храмах Высоко-Петровского монастыря. Был духовником общины трапезного монастырского храма во имя преподобного Сергия Радонежского. Заведовал сектором в Отделе религиозного образования и катехизации, был одним из основателей Катехизаторских курсов, преобразованных затем в Свято-Тихоновский Православный богословский институт. О протоиерее Глебе Каледе Монахиня Адриана (в миру Наталия Владимировна Малышева, 1921-2012)

http://pravmir.ru/veterany-svyashhenniki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010