12 Скончался старец в Сухуми в сане схиархимандрита 1 января 1976 года на 91-м году жизни. Пока он был жив, отец Михей часто навещал его, вел постоянную с ним переписку. В 1955–1956 годах он жил в Глинской пустыни и тогда сблизился и с другими Глинскими старцами. Отметим, что владыка Михей, беседуя о церковной жизни в дни испытаний в 50–70-х годах, всегда очень сердечно и вдохновенно говорил о том, как мужественно поступали Глинские старцы при закрытии Глинской пустыни в 1961 году и как самоотверженно продолжали они окормлять своих духовных чад при жизни вне стен монастыря. 13 Архиепископ Ермоген (Голубев Алексей Степанович; обладал высоким авторитетом среди духовенства и мирян. Во иеромонаха его рукоположил в 1921 году Святейший Патриарх Тихон. Дважды он был арестован, и в 1923–1924 гг. находился в ссылке, а в 1931–1941 гг. отбывал срок в лагере. В марте 1953 года состоялась его хиротония во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. В сентябре 1960 года по требованию гражданских властей его освободили от управления этой епархией, и он письменно обратился к Хрущеву с тем, чтобы власти не противились его назначению на новую кафедру. В 1962 году ему дали это назначение, и он был до 1963 года архиепископом Омским и Тюменским, а с 1963 по 1965 год — архиепископом Калужским и Боровским. Основное недовольство у властей вызывало то, что он стремился добиться законности в отношении их требований по отношению к Церкви. Например, категорически запрещалось давать священный сан лицам, окончившим институт или университет. Однако закона такого не было. Скончался владыка Ермоген, как и Святейший Патриарх Тихон, в Праздник Благовещения. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/zhizn-arhiepiskopa-mih...

Возрождение пустыни в кон. XVIII в. было связано с переходом в число братии группы монахов из Николо-Пешношского мон-ря. Уже в нач. XIX в. сама О. п. стала направлять настоятелей в др. обители, за ними зачастую отправлялись группы оптинских насельников. Десятки воспитанников О. п. назначались на высокие должности в др. мон-рях, в Калужском архиерейском доме, в Русской духовной миссии в Иерусалиме. В Калужской епархии в XIX - нач. XX в. по традиции настоятелями малоярославецкого Черноостровского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря , Тихоновой Калужской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни , мещовского во имя великомученика Георгия Победоносца монастыря , Перемышльского Троицкого Лютикова мон-ря, Лихвинского Покровского Доброго мон-ря в большинстве случаев ставились монахи, прошедшие через оптинское братство. Эту традицию поддерживали калужские архиереи, многое для ее укрепления сделали еп. Николай (Соколов) и архиеп. Григорий (Митькевич). Архиереями стали жившие в разное время в О. п. еп. Игнатий (Брянчанинов) , архиепископы Иувеналий (Половцев) и Михей (Алексеев) , митр. Трифон (Туркестанов) ; все они поддерживали связи с обителью, а архиеп. Михей проживал в ней на покое в 1914-1923 гг. Еп. Игнатий писал, что в О. п. собрано «избранное иноческое общество, которому подобного нет во всей России». Старцы Введенский собор (1759–1771) и церковь во имя прп. Марии Египетской и прав. Анны (1858). Фотография. Нач. XXI в. Фото: А. И. Нагаев Введенский собор (1759–1771) и церковь во имя прп. Марии Египетской и прав. Анны (1858). Фотография. Нач. XXI в. Фото: А. И. Нагаев С поселением в 1829 г. в О. п. иеросхим. прп. Льва (Наголкина) в обители была установлена традиция старчества, восходящая к ученикам схиархим. прп. Паисия (Величковского) В О. п. удалось обеспечить преемственность и непрерывность старчества на протяжении столетия - вплоть до 20-х гг. XX в. После смерти старца старшая братия выбирала его преемника. Порой служение совершали неск. старцев одновременно, и монашествующие определялись, к кому идти за окормлением. Оптинские старцы жили в Иоанно-Предтеченском скиту и, как правило, имели офиц. статус братских духовников. Стоявшие административно выше их настоятели О. п. советовались с ними.

http://pravenc.ru/text/2581451.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ (В миру Максим; † 15.02. 1651, Рязань), архиеп. Рязанский и Муромский (1638-1651). Происхождение неизвестно . В 1618-1633/34 гг. Максим был протоиереем («протопопом») Благовещенского собора Московского Кремля и духовником царя Михаила Феодоровича . Прот. Максим венчал царя в Успенском соборе 19 сент. 1624 г. с Марией Владимировной Долгоруковой, а 5 февр. 1626 г.- 2-м браком с Евдокией Лукьяновной Стрешневой (Дворцовые разряды. Т. 1. Стб. 643, 779, 886). 6 мая 1627 г. М. крестил в московском Чудовом в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мужском монастыре царевну Ирину Михайловну, в марте 1629 г. «у царевича Алексея Михайловича первые волоски снимал и о нем молитву говорил» ( Извеков. 1906. С. 141-142). Максим был близок к царской семье. Он и члены его семьи - жена Ульяна, сыновья Михей и Анания, их жены, а также племянница Максима - неоднократно получали богатые дары от царской семьи (ткани, одежда, деньги). В 20-х гг. XVII в. сыновья Максима были уже женаты и находились на царской службе (напр., Михей участвовал в царской охоте, где пострадал в результате нападения медведя, за что в 1630 г. царь пожаловал ему новую одежду - Там же). Особенно тепло к Максиму относилась царица Евдокия Лукьяновна: часто приглашала его служить молебны в церквах св. Екатерины и св. Евдокии, одаривала, поручала ему раздачу милостыни от своего имени. В кон. 1633 - нач. 1634 г. М. оставил место протоиерея Благовещенского собора (вероятно, по причине вдовства) и удалился в Новгород. Царица Евдокия Лукьяновна в февр. 1634 г. направила Максиму письмо с уверениями в неизменной милости своей и государевой к нему. С письмом был послан подарок - 12 аршин шерстяной материи («зуф»). В том же письме царица просила Максима составить и прислать ей список «сколько в Новегороде и в Новгородских местех чудотворных мест и в коем месте который чудотворец какими чудесы от Бога просвещен» (Там же. С. 225). В короткие сроки Максим составил «роспись» Новгородских святых - уже 23 мая 1634 г. эту «роспись» привез в Москву младший сын Максима Анания ( Янин. 1988. С. 217). Максим перечислил погребения 21 Новгородского святого, сопроводив исторической справкой. В качестве источников он использовал не только Жития святых, но и повести (напр., «Повесть о белом клобуке»), чего ранее составители подобных «росписей» не делали. Максим сообщил сведения о канонизации святых, напр., он указал, что тропарь и кондак прп. Арсению Новгородскому составлен, «а празднество еще не установлено» ( Каган. 1993. С. 325). М. обратил внимание царицы на необходимость собрать и переписать Жития Новгородских святых и описания их чудес.

http://pravenc.ru/text/2563982.html

761 10 декабря Макаров, находившийся в Петербурге, телеграфировал отцу Иоанну: «Дорогой Батюшка потрудитесь послать мне желаемые Вами условия. Буду здесь еще три дня. Только очень строгое не пишите. Что могу монастырю полезное и Вам приятное постараюсь так сделать. Шарвииу телеграфируйте. Яков Макаров» ЩГИАСПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 2. Л. 228). Как явствует из последующих телеграмм и письма монахине Серафиме от 13 декабря, договор с Макаровым был заключен. 763 Макаров в телеграмме советовал отцу Иоанну заплатить Шарвину 2 тысячи рублей: «Поверьте. Благословите Шарвин может взять две – у него пароход лежит без пользы, ходить не может». 10 декабря 1908 г. Шарвин телеграфировал: «Я чрезвычайно стеснен тем что пароход не мой но желая идти вам навстречу я решаюсь взять за него назначаемые вами две тысячи пятьсот рублей условием сдать его разобранном виде так как собирать в старый корпус нет расчета. Шарвин» (Там же. Л. 230). 767 Отец Иоанн с большой радостью воспринял назначение епископа Михея (Алексеева), своего друга и духовного сына, на Архангельскую кафедру, поскольку отныне он мог быть спокоен за свой монастырь в Суре. В слове, произнесенном по поводу кончины отца Иоанна, епископ Михей сказал: «Хотя я и жил далеко от батюшки, но он меня не считал далеким для себя по духу, называя даже своим другом» (Воспоминания. С. 76). 768 Епископ Михей был в Суре 13 и 14 декабря; 13 декабря он служил всенощную и молебен в Летовской роще, а двух сестер постриг в мантию. 14-го, во время торжественной Литургии, возложил на игумению Порфирию золотой наперсный крест – награду, исходатайствованную ей отцом Иоанном (см. письмо епископу Михею с датой: начало ноября 1908 г. и примеч. к нему). 769 Об особом внимании, которое новый Архангельский Владыка уделил Сурскому монастырю, свидетельствует также письмо священника Сурского подворья в Архангельске отца Димитрия Федосихина к отцу Иоанну, написанное в ноябре 1908 г.: «Дорогой Батюшка! Владыко прибыл к нам 22 в субботу. Народу собралось на встречу очень много, едва вместил собор; все Владыкой довольны, а в особенности мы. Он у пас был 25, во вторник, как родной отец просидел у нас 2,5 часа, рассказывал, как был у Вас, про Ваш радушный прием, вообще про Ваши отношения к нему. Заставил всех плакать своим отческим словом и сам плакал, осмотрел все подворье, везде был: и у меня, и у о. дьякона – и нашел все чудным. Обещал в скором времени послужить у нас» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 14в. Л. 11–11об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Забыл вчера записать, что получил от о. Феодора Быстрова уведомление, что мне дали орден Александра Невского, за что – сам не знаю. 4/17 декабря 1905. Воскресенье. После обедни зашел, с дочерью, которую приобщал в Церкви, и гувернанткой директор Восточного института Дмитрий Матвеевич Позднеев и заговорил – заговорил, причем, в ругательном тоне, так что совсем напомнил Глеба Михайловича Великовского, только у Дмитрия Матвеевича тема ругательности более основательная – современная тема, забастовка института и других учебных заведений и всякая нынешняя неурядица в России. Кстати заметить, что мы с Димитрием Матвеевичем сегодня отслужили молебен в Церкви. Был в Церкви солдат из Нарасино, Михей Николаевич Бездюгин, очень благочестивый человек, и заказал молебен. Я служил, а Позднеев, ставши на клирос, пел вместе со мной – больше решительно некому было по незнанию русского языка. 5/18 декабря 1905. Понедельник. Вечером был капитан Владимир Васильевич Алексеев, адъютант Генерала Данилова, и рассказал следующее: Генерал получил вчера с парохода «Владимир» от военнопленных артурцев, бывших в Нарасино, ругательное письмо – которое Алексеев тут же и дал мне прочитать – письмо необычайной дерзости и ругательства за то, что Генерал не спешит эвакуировать пленных, особенно их, порт-артурцев, заканчивающееся смертным приговором Генералу и уверением, что по возвращении в Россию он непременно будет казнен. Получивши это письмо, Данилов чрезвычайно рассердился и хотел задержать «Владимир» до тех пор, пока найден будет автор письма; но Алексеев уговорил его не делать этого. Данилов, тем не менее, отправился на судно и вызвал для разговора с собою унтер-офицеров. Когда они явились, то впереди всех стал один – с четырьмя Георгиями на груди – и начал допрашивать Генерала: почему так медленно идет эвакуация? Почему не зафрактуется больше судов? Почему Правительство не дает средств на это? И прочее. Вопросы все новые и новые предлагаемы были по мере ответов Данилова на них. Кончилось все тем, что «Владимир» снялся и ушел.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

М. Син. тип. 1836. XI курса (1838) Об участии злых духов в грехопадениях человеческих, Федора Флоринского. М. тип. Семена. 1838. О том, что владыка Израилев, о котором говорит пророк Михей в гл. 5 ст. 2, есть Мессия Иисус, Александра Никольского . М. тип. Семена. 1838. Об эпитимиях. Герасима Никитникова. М. Син. тип. 1838. О праздниках, совершаемых в честь Пресвятой Богородицы, Алексея Мухина. М. Син. тип. 1838 Св. Аквросий медиоланский, Ефима Алексинского (Пр. Обозр. 1861. 4, 5). XII курса (1840) О важности христианских путешествий ко святым местам, Алексея Зерчанинова. М. тип. Семена. 1840. О таинстве миропомазания, Семена Поспелова. М. тип. Семена. 1840. О праздниках Вознесения Господня и пятидесятницы, Андрея Беляева (в приб. к твор. св. Отец 1857 и 1858 г.). XIII курса (1842) О крестных ходах православной церкви. Ивана Аничкова. М. тип. Семена. 1842. О поведении первенствующих христиан в отношении к язычникам, Дмитрия Левицкого. М. тип. Семена.1842. Примеры благочестия среди соблазнов, или поведение древних христиан в отношении к язычникам, Макария Миролюбова 139 . Спб. 1857. Жизнь св. Филиппа митрополита московского и всея России чудотворца, Льва (Леонида) Краснопевкова 140 . (Душеп. Чт. 1861 г. т. 2). XIV курса (1844) Изъяснение пророчества Исаии об избранном отроке Иеговы. Ипполита Богословского-Платонова (отрывок из рассуждения в приб. к творен. св. Отец 1850 года). Предъизображение Господа нашего Иисуса Христа и церкви Его в ветхом Завете (о ветхозаветных преобразованиях). Сергея Смирнова. Москва в Унив. тип. 1852. Преосвященный Тихон, 1-й епископ воронежский и елецкий. Алексея Ключарева. М. тип. Семена. 1844. О поминовении усопших, иеромонаха Сергия (Ляпидевского) 141 . М. тип. Семена. 1844. О домашнем употреблении слова божия у христиан первых веков, Дмитрия Кастальского (Душ. Чтен. 1876. Июль и август). О таинстве покаяния. Якова Бурлуцкого. М. 1848. Христианские вечери любви, Димитрия Прилуцкого (Дух Христианина. 1865. Март и апрель). О трех обетах монашества, иером.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

помещика Николая Дмитрева сына Бибикова дворовые люди и крестьяне; капитанша Аксинья Миронова дочь Мясое(до)ва (60), дочь её маёрша Анна Иванова Назимова (42), дворовые люди той помещицы и крестьяне; однодворец Фадей Иванов сын Глебов (5?), жена ево Матрена Иванова (69); однодворец Иона Агафонов Глебов (31), жена ево Татьяна Антонова (31), дети их – Андреян (13), Тихон (10), Анна (7), Ефимий (3), Никифор (полугоду); прапорщик Иван Михайлов сын Кобосев (?) (52), жена ево Ульяна Степанова (5?); того ж приходу деревни Мясной помещик Алексей Степанов сын Мясной (41), жена ево Акилина Савина (36), дети их – сержант Николай (17), Василей (13), Ол(ь)га (11), их дворовые и крестьяне. 21) 17, лл. 271–282. Села Знаменскаго (село Болотное тож, оно же село Хилково – М.Р.) церковь Знамения Пресвятыя Богородицы (по Метрической книге 1760 г. значится: Коломенской епархии, Дедиловскаго уезду, села Знаменскаго церковь Знамения Пресвятыя Богородицы, что на реке Уперте – М.Р.). 1 . Тоя церкви иерей Гурий Иванов (33), жена ево Марина Алексеева (34), дети их – Ирина (6), Адриян (9 месяцов); той же церкви диякон Иоан Стефанов вдов (60), дети ево – Ермолай (42), Косма (37), помянутого Ермолая жена Анна Дарафеева (42), дети их – Григорей (17), Георьги (13), Марья (10), помянутаго Космы жена Агрепена Карпова (35), дети их – Павел (12), Иоаким (4), Гаврила (1). 2 . Тоя ж церкви дьячек Михей Федаров (43), жена ево Матрена Матвеева (45), дети их – Татияна (20), Анисья (18), Васса (12), Евдакея (9); тоя шь церкви пономарь Семен Федоров (35), жена ево Агафья Петрова (36), дети их – Дмитрей (8), Иван (4), Василей (15). Прихожане: села Знаменскаго помещика князь Николая Алексеева сына Долгорукова крестьяне. 22) Лл. 283–285 об. В деле вклеены листы непонятно какой церкви и села – нет заголовка, причём все три листа с возрастающей нумерацией дворов. Прихожане: помещика стацкого советника Ивана Михайлова сына Марсочникова дворовые люди (л. 285 об.) – далее текст обрывается. (Вероятно, это село Колычево , так как помещики Марсочниковы в этом селе были – М.Р.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

«Вне зависимости от того, идет с нами владыка Вениамин, или нет – мы всегда чувствуем его присутствие, - говорит ответственный за проведение Крестного хода, бизнесмен Алексей Реуцкий, - он постоянно звонит и распрашивает, как проходит крестный ход. В 2002 году тогда еще митрофорный протоиерей Николай Лихоманов (мирское имя епископа Вениамина) был секретарем Ярославской епархии, и его предложение возобновить крестный ход с Казанской иконой до Тутаева и обратно благословил владыка Михей (Хархаров). Когда владыка Вениамин стал правящим архиереем Рыбинской епархии, мы крестный ход продлили до Рыбинска, и дорога занимает теперь не 8-9 дней, а 17-18». Как объяснил Алексей Реуцкий, крестный ход до его окончания будет сопровождать игумен Савватий (Мызников), настоятель храма Богоявления на Острову села Хопылёво, в котором был крещен святой праведный воин Феодор Ушаков. Отец Савватий присоединился к молитвенному шествию сегодня, на третий день, вместе с владыкой Вениамином, и по его благословению пройдет с паломниками весь маршрут. Родины святого адмирала святыня достигнет только 9 июня. Вечером того же дня крестный ход прибудет в кафедральный Спасо-Преображенский собор города Рыбинска. Завтра и послезавтра - в четвертый и пятый дни – крестный ход двинется автоколонной, в связи с насыщенностью паломнической программы. 15 июня после Рыбинска и его окрестностей образ Божией Матери вновь возвращается в Тутаев, чтобы 17 июня принять участие в крестном ходе с известным образом Всемилостивого Спаса (см.ЖМП 2018), являющимся достопримечательностью Воскресенского собора в Тутаеве. По словам Алексея Реуцкого, сегодня, 7 июня, крестный ход насчитывал 55 человек. Постоянный костяк – 30 участников. Проводили икону до Толгской обители, переправившись через Волгу, 100 молящихся. Во второй день крестным ходом шли 70 человек. По Рыбинску число участников крестного хода обычно достигает 600-800 человек, а в крестном ходе в Тутаеве с иконой Всемилостивого Спаса - порядка 1500. Всего подвижникам предстоит пройти 200 километров, расстояние, которое они преодолеют на машинах - порядка 650 километров. В Ярославль чудотворная икона Казанской Божией Матери вернется 19 июня, а в стены родной обители – 21 июня.

http://e-vestnik.ru/news/krestniy_hod_ya...

В достаточном согласии с указаниями рассказа и то, что иеромонах Трифон поступил в Московскую духовную академию в 1891 году, а Μ. Ф. Алексеев поступил в нее вольнослушателем только год спустя. Пророчество святого Иоанна Кронштадтского сбылось еще при жизни последнего: с 1908 года по 1912 год преосвященный Михей (Алексеев) был епископом Архангельским и Холмогорским. А с 1914 года, вышедши по болезни на покой, исполняя завет архимандрита Исаакия, он пребывал в Оптиной. Вплоть до Вербного воскресенья 1923 года, когда был без всякого основания арестован. После выхода из-под ареста переехал в Козельск, где жил на частной квартире, а служил в Успенском соборе, вместе со Оптинским старцем Никоном (Беляевым) , которого совсем юным направил в Оптину, побеседовав с ним, епископ Трифон. Епископу Михею ставилось в заслугу то, что в Козельске не было обновленцев. Он принимал их в общение не иначе, как через полное покаяние. Его любили посещать паломники, не забывавшие об Оптиной и после ее запустения. Скончался он 3 февраля 1931 года, восьмидесяти лет. Сразу после поступления иеромонаха Трифона в Академию на него вдруг обрушилась нещадная череда смертей. 13 сентября 1891 года у себя дома, в Москве, умирает отец его, Петр Николаевич Туркестанов. Затем, 10 октября, в Шамординской женской обители, основанной неподалеку от Оптиной пустыни, скончался и духовный отец его, старец Амвросий, совсем недавно, после смерти родного отца, утешавший его: «смерть посылается милосердым Господом в самое лучшее время, когда душа наиболее к ней приуготовлена» 117 . А еще через месяц, 12 ноября, в монастырской гостинице, выходящей окнами на Троице-Сергиеву лавру (там после войны 1812 года разместилась и Московская духовная академия, где учился церковным наукам иеромонах Трифон), уходит из жизни скошенный двухмесячной простудной болезнью Константин Николаевич Леонтьев , незадолго до того перебравшийся в Сергиев Посад и принявший тайный монашеский постриг с именем Климент. Его хоронят в Сергиевом Посаде, в Гефсиманском скиту, где начальствует старец Варнава, к духовному наставничеству которого по смерти старца Амвросия вновь возвратился иеромонах Трифон.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

После школы помню – склад… А теперь – пустынно, голо… – Распилили! – говорят. Храм Предтечи Иоанна, Прослуживший триста лет, Распилили… Вот что странно: Есть дрова, а Храма – нет… Распилили, раскололи Церковь Божию в селе… Дух заходится от боли: Пусто стало на Земле! И в намоленном пространстве, В освященной пустоте Вопиют об окаянстве Наши души во Христе… Духов день В поселке Новом в Божьем Храме Прошел в молитвах Духов день. Ковром лежали под ногами Трава и белая сирень. Незримо с нами пребывали Отец, и Сын, и Дух Святой. Я передать смогу едва ли Великолепье службы той. Служили чинно литургию Преосвященнейший Михей, Одетый в ризы дорогие, И настоятель Алексей. Народу в Храме было много. Из сердца пастырей благих Молитвы возносились к Богу О предстоящих здесь живых, Молитвы возносились мнози Перед священным алтарем О всех, уже почивших в Бозе… Когда-нибудь и мы умрем. Но быть живым – какое чудо! Стоять в молящейся толпе И Богу петь хвалу, покуда Язык к гортани не прильпе… Чудо Словно маков цвет цветет Божия обитель… На молитву в Храм идет Дед-пустынножитель. Одуванчик-борода, Кроткий свет во взгляде… Всем насельникам всегда Тянет руку дядя! Дядя Вася – как дитя: Всем он руку тянет! Знаю: даже и шутя Дядя – не обманет! Дяде Васе руку жму. Господи Владыко! Тянут руки все ему – С мала до велика! Руки жмет он – всем подряд, Как с иконки, глядя… И никто не внидет в ад: Держит руки дядя! Не пускает нас во тьму, Не щадит усилий… Помогает, знать, ему Отче наш Василий! Не нужно житейского скарба Покинувшей тело душе, Смиренной душе Поликарпа, Живущей у Бога уже. Отверзнув сердечные уши, Услышать сподобимся мы Насельника нашего душу, Поющую в небе псалмы. Как павший в сражении воин, И он удостоен креста, Креста на Земле удостоен, За то, что погиб за Христа. Еще не окончена битва… И к Божьему Сыну не раз Возносит усердно молитвы Душа Поликарпа о нас, Ведущих земное сраженье С несметными силами тьмы… Нельзя потерпеть пораженье! И в крипте становимся мы Опять и опять на молитву.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010