Михей (Алексеев), еп. б.Уфимский и Мензелинский Родился 23 января 1851 года в Петербургской епархии. В 1869 года окончил морское училище и служил в Военно-морском ведомстве. В 1890 году поступил послушником в Оптинскую пустынь под богомудрое руководство старца Амвросия. В 1892 году поступил вольнослушателем в Московскую духовную академию. 10 окт. в этом же году пострижен в монашество, а 17 окт. рукоположен во иеродиакона. 16 мая 1893 г. рукоположен во иеромонаха. В 1896 году удостоен степени кандидата богословия и назначен смотрителем Жировицкого духовного училища, а затем перемещен на должность синодального ризничего. В 1897 году возведен в сан игумена и назначен настоятелем Волоколамского Иосифова монастыря. В 1898 году возведен в сан архимандрита. В 1901 г. – настоятель Херсонисского Св.Владимирова монастыря. 19 мая 1902 года хиротонисан во епископа Сарапульского, второго викария Вятской епархии. Хиротония состоялась в Вятском Александро-Невском соборе. Чин хиротонии совершали: епископ Вологодский Алексий, епископ Вятский Иоанн и другие. С 25 авг.1906 г. – епископ Владимиро-Волынский, вик. Волынской епархии. С 31 окт.1908 г. – епископ Архангельский и Холмогорский. С 17 апр.1912 года – епископ Уфимский и Мензелинский. 22 дек.1913 года уволен на покой по слабости здоровья. Скончался 3 февраля 1931 года. Последние годы проживал на покое в Оптинской пустыни. По другим сведениям скончался в 1930 году и погребен на Пятницком городском кладбище. Был чтимый народом за высокую п праведную свою жизнь. Литература: «Церк.Ведом.» 1902, 15–16, стр.66. -«- 1906, 36, стр.393. -»- 1906, 45, стр.336. -«- 1910, 34, стр.314. -»- 1912, 17, стр. 101. -«- 1914, 2, стр.5. -»- 1917, 18–19, стр.117. «Приб. к «ЦВ» 1902, стр.823–826. «Церк.Вестн.» 1908, 46, стб.1443. Булгаков, стр.1394, 1398, 1399. БЭС т.1, стб.239. БЭС m.II, стб.2215. «Мисс.Календарь» 1907, стр.135. «Прав.Собес.» 1909, январь, стр.52. «Изв.Каз.Еп.» 1913, 21, стр.656. 1914, 4, стр.123. «Состав Св.Прав.Всер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1916 год», стр. 344–345. Смирнов В. прот. «Краткое историч.описание Архангельского собора " · Архангельск, 1915. ФПС III, стр.4. ФАМ II, 58, стр.7. A. Krasnov-Levitin, Lichie gody 1925–1941, 219; Böse Jahre 267. I.M. Andreyev, Russia’s Catacomb Saints 363. 1923 hat er В Kirill (im Schima Makarij) Vasili’ev zum В von Luban‘ geweiht. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

После ссылки Дурманова, как установлено свидетельскими показаниями, место хлыстовских главарей заняли Иван и Семен Утицкие, Михаил Щукин, братья Михей, Егор и Евсей Калетовы и Алексей Петров Кожевников; начало деятельности этих лиц относится еще к 80-м годам. Примечательно, что еще во время производства следствия о Дурманове Иван Утицкий и братья Колетовы ходили к оренбургскому священнику о. Милию Головкину (Епархиальный миссионер) с целью убедить его в православии Дурманова. Утицкий бывал даже и у преосвященного и умолял его заступиться за Дурманова пред судом, уверяя, что он страдает не справедливо. Бывая у о. Головкина Иван Утицкий объяснял, что он вел прежде беспутную жизнь, но после падения в колодезь, из которого был извлечен ангелом, нравственно переродился, за свою девственную жизнь получил от своих единоплеменников название Иоанна Богослова и сподобился получения благодатного дара исцелений. По просьбе о. Головкина он пел у него стихи, во время пения в такт притопывал ногами, потрясал и похлопывать руками, плакал, всхлипывал, голос его от среднего переходил в очень громкий и вся его фигура выражала исступление. Однажды, после пения Утицкий, придя в экстаз, стал призывать духа: «Господи, дай хотя не много, не много росы» (Показ. Головкина. Предвар. следств. т. I, л. 124–125). После ссылки Дурманова сношения с ним поименованных выше лиц не прекращались. Михей Калетов виделся с Дурмановым в Елизаветполе, привез его фотографическую карточку, получал от него письма. Для свидания с Дурмановым ездили на Кавказ и другие братья Калетовы. В домах означенных лиц устроялись радения, и они являлись распространителями секты. Иван Утицюй, после падения в колодезь, «приубожился», прикинулся благочестивым странником, пошел на богомолье, поражая всех своего приниженностью, вкрадчивостью и уменьем говорить; он казался подвижником, носил вериги в 32½ ф. весом, хотел было поселиться в пещере близ Городищенской станицы, называть себя о. Иоанном Оренбургским и святым, пытался творить чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В октябре он говорил о том же: «Одна надежда – на Бога и на Преблагословенную Владычицу мира, всегдашнюю покровительницу Земли нашей… Если Господь Бог и Пречистая Богоматерь смилуются над нами, то все благоустроится и изменится на лучшее, но что для этого нужно каяться». 25 декабря, на праздничной Литургии по случаю Рождества Христова, владыка, как сообщает летописец, «по обычаю, обратился к молящимся со словом назидания и утешения ввиду продолжающихся общественных бедствий: призывал к терпению, к покаянию в уповании на милосердие Божие, указал на милость Божию, выразившуюся в восстановлении в Русской Церкви Патриаршества, обратил внимание богомольцев на утешительное нововведение в чин архиерейской службы (в так называемой «выкличке» старейшего диакона после освящения Св. Даров – возносится теперь моление и о предстоящих, «поминающих кийждо о своих си согрешениях»), привел примеры терпения и богоугодной жизни из теперешнего времени и лично ему, владыке, известные и призывал к подражанию им всех присутствующих». В навечерие праздника Богоявления, в январе 1918 года, в Оптиной служил архимандрит Исаакий, а освящение воды совершал епископ Михей. Иеромонахи обходили в монастыре все здания, кропя их святой водой. 6-го же января, в самый праздник, Литургию служил епископ Михей с отцами Исаакием и Феодосией. 10/23 января этого года безбожная власть обнародовала декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», который сопровождался рядом инструкций. Местная власть не сразу окрепла, поэтому в обители все шло по-прежнему. Но пришлось для прикрытия создать монашескую сельхозартель, что было не так трудно, так как Оптина имела большое и хорошо налаженное хозяйство. Царская Семья еще в 1917 году Временным правительством была отправлена в ссылку. Владыке Михею весьма горько было сознавать, что среди предателей, нарушивших присягу Царю, причастных к аресту Государя, был одним из активнейших его родной племянник – генерал Михаил Васильевич Алексеев. В июле пришло потрясающее известие о злодейском убиении всех членов Царской Семьи в Екатеринбурге.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

— Давай! А какой мультик-то? — «Алеша Попович и Тугарин-змей». Начали смотреть: офицер от хохота по полу валяется — так ему мультик понравился. Я говорю: «Может, выключим, а?» «Нет, нет», — говорит владыка. А мне уже совсем неловко — мы же телевизор практически не смотрели. Я говорю: «Владыка, неужели Вам нравится?» Он так пальцем показывает на майора: «Ему нравится». И ради этого человека он до конца весь мультик посмотрел. Конечно, мультик ему был неинтересен. Только ради любви к человеку он на это пошел. Ради человека он готов был многое терпеть. Сравниваешь с собой, с современным миром — бездна между нами… Я предложил как-то владыке отключать рабочий телефон после рабочего дня. Он на меня как глянет: — Ты что? — Но, владыка, могут ведь и в одиннадцать вечера позвонить… — Не смей! Вдруг позвонит кто-то, кому нужна помощь! Бывало, священники поздно звонили: проезжали мимо и хотели навестить владыку, — он их и чаем напоит, и с собой подарок даст. Столько лет прошло, а батюшки это гостеприимство в своем сердце носят, как драгоценную жемчужину. Как владыка умирал Митрополит Симон, архиепископ Михей, архиепископ Кирилл. Толгский монастырь 2003 г. Начались ухудшения у владыки. Был приступ, вызвали скорую — у него упало давление и, похоже, что отказали почки. Давление подняли, но с почками ничего уже не поделаешь. Позвонили Алексею Викторовичу: что делать? Он очень хороший врач, дар диагноста у него прекрасный, его прогнозы практически всегда сбывались. И сейчас он сказал: «Дайте человеку спокойно умереть. Ведь смерть — это таинство… И нехорошо будет, если владыка умрет в больнице». Мы подумали и сказали, что владыка останется дома, в больницу не поедет. Врачи скорой, кстати, тоже изменились: приехали такие суетливые, а тут, у владыки, стихли, стали говорить полушепотом, с благоговением. И уехали от нас совершенно другими людьми: было впечатление, что вся их жизнь перевернулась. Мы позвонили правящему архиерею (с 2002 года владыка Михей был за штатом). Архиепископ Кирилл был в отъезде, но позаботился обо всем и дал необходимые распоряжения по телефону. Мы служили молебны, читали акафист без остановки.

http://pravoslavie.ru/65115.html

Антонием (Храповицким ; впосл. митрополит) пострижен в мантию с именем в честь прп. Михея Радонежского. 17 окт. 1892 г. рукоположен Можайским еп. сщмч. Тихоном (Никаноровым ; впосл. архиепископ) во диакона, 16 мая 1893 г.- во иерея. По окончании академии со званием канд. богословия назначен 7 сент. 1896 г. смотрителем Жировицкого ДУ. 4 дек. того же года перемещен в Москву на должность ризничего Синодальной ризницы Московского Кремля и настоятеля кремлевского храма во имя Двенадцати апостолов. В 1897 г. возведен в сан игумена. 5 янв. 1898 г. назначен настоятелем Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря с возведением в сан архимандрита. 6 июля 1900 г. определением Синода вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения, но уже 9 авг. того же года в связи с событиями в Китае (т. н. Боксерским восстанием, сопровождавшимся нападениями на иностранцев и кит. христиан) назначен в санитарный отряд Красного Креста им. имп. Марии Феодоровны на госпитальном судне «Царица», к-рое было срочно отправлено из Одессы на Дальн. Восток. Окормлял русских раненых, эвакуируемых в Порт-Артур и Владивосток, а затем в Европейскую Россию. По возвращении из Китая назначен 2 июня 1901 г. настоятелем херсонесского во имя св. кн. Владимира мон-ря. Михей (Алексеев), еп. Уфимский, с братией Оптиной пуст. Фотография. Ок. 1915 г. 19 мая 1902 г. М. был хиротонисан во епископа Сарапульского, викария Вятской и Слободской епархии. Хиротонию в Александро-Невском соборе Вятки возглавил Вятский и Слободской еп. Никон (Софийский ; впосл. архиепископ). Резиденцией М. в Сарапуле стал Старцево-Горский Иоанно-Предтеченский мон-рь. Как викарий М. отвечал за миссионерскую деятельность среди удмуртов и марийцев. Много занимался благотворительностью, в т. ч. заботился о беспризорных детях. В связи с организацией в Вятской епархии детских приютов был близко знаком с вел. кнг. прмц. Елисаветой Феодоровной , в дальнейшем продолжал сотрудничать с ней в деле благотворительности.

http://pravenc.ru/text/2563836.html

Говорю не от своего имени, а по просьбе всей братии. Мы поражены тем простым, задушевным и ласковым отношением, которого Вы удостоили нас, а потому братия просила меня земно благодарить Вас”. Преосвященный епископ Михей при этих словах в полном облачении поклонился до земли, и вся братия и все молящиеся в храме. Момент был в высшей степени трогательный и умилительный. Великая княгиня Елисавета Феодоровна также поклонилась до земли. А затем в сопровождении братии и всего народа направилась к парому, где приготовлены были экипажи. Весь путь от собора до парома усыпан был зеленью и цветами. Ее Императорское Высочество Великая княгиня взошла на паром. Взошли и преосвященный Михей и другие начальствующие лица. Паром тронулся. А братский хор чудно запел величественный догматик 5-го гласа “В Чермнем мори...”. Затем возглашено было многолетие. И Великая княгиня, попрощавшись с братией, причем – поклонившись в землю настоятелю отцу Ксенофонту, милостиво раскланиваясь, села в экипаж и изволила отбыть на станцию Козельск» 510 . 1 июня в Летописи отмечено: «Скитяне ходили на общий чай, устроенный преосвященным Михеем в монастырской трапезе. Перед чаем владыка беседовал с братией, а также прочитал две телеграммы В.К. Елизаветы Феодоровны: одну на имя его, а другую на имя настоятеля. Ее Императорское Высочество благодарит за радушный прием, оказанный ей в обители» 511 . 507 Александр Михайлович Аваев р. в 1881 г. в Твери. Служил в армии: запасной поручик 8-го Гренадерского Московского полка. В Оптиной пустыни в числе указных послушников с 29 октября 1911 г. нес послушание библиотекаря в скиту. 17 июля 1914 г. выбыл в армию. В будущем – протоиерей, настоятель храма Покрова Богородицы в местечке Войново (Польша). 510 Пребывание Великой княгини Елизаветы Феодоровны в Оптиной пустыни//Русский паломник. 1914. 29. 20 июля. С. 466–468. Читать далее Источник: Вертоград старчества. Оптинский патерик на фоне истории обители/Сост. монах Лазарь (Афанасьев).– М.: Изд-во Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2016.– 704 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Благолепное, вдохновенное служение преосвященного Михея производило глубокое впечатление на народ. Во время Божественной литургии на глазах Великой княгини и многих молящихся замечались слезы. После литургии там, где имела пребывание Великая княгиня, состоялся чай, к которому приглашены были епископ Михей, отец Ксенофонт и старец отец Анатолий. В этот же день Великая княгиня посетила преосвященного Михея, старца отца Анатолия, больницу, милостиво беседовала с больными; с одним послушником, Павлом, беседовала почти пред самой его смертью; посетила иконную лавку, библиотеку и ризницу. Затем, в 5 часов вечера, Великая княгиня удостоила своим посещением Иоанно-Предтеченский скит, куда женщин никогда не пускают. Но на этот раз вместе с Великой княгиней Елисаветой Феодоровной удостоились посетить скит многие женщины, бывшие в то время в обители. Скит этот расположен в четверти версты от Оптиной. К нему ведет чудная аллея, а кругом большой густой лес. В скитских вратах встретил Великую княгиню преосвященный Михей со всеми скитянами при торжественном колокольном звоне. Дорожка к храму была усеяна чудными цветами, преимущественно розами, ароматный запах которых приятно разносился кругом. В скитском храме приветствовал Великую княгиню настоятель скита иеромонах отец Феодосий, обратившись к ней с такими словами: “Ваше Императорское Высочество, скит имеет особое счастье приветствовать Вас в своих святых стенах. Да благословит Господь вхождение Ваше и да покроет Вас своею благодатию...”. После краткого молебна с возглашением многолетия Царствующему Дому отец Феодосий поднес Ее Высочеству в дорогом окладе икону святого Иоанна Предтечи, сказав при этом: “Примите, Ваше Императорское Высочество, образ святого Иоанна Предтечи, покровителя скита сего. Да будет он покровителем и Вашим и да хранит Вас на всех путях Вашей жизни”. Началась вечерня, которую совершал иеромонах отец Осия при участии всего скитского хора. Прослушав вечерню, Великая княгиня посетила летний скитской храм, библиотеку, находящуюся при храме, осматривала достопримечательные рукописи, проследовала скитским кладбищем в помещение для совершения молитвенного правила, на которое собираются скитяне по своему уставу в особые часы. Потом Великая княгиня посетила келию монаха отца Иова, посетила старцев отца Феодосия, отца Нектария и долго с ними милостиво беседовала.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

82 После смерти игумена Авеля – 30 апреля 1914 г. от инфаркта в возрасте 61 года. До этого Родион был блюстителем Троицкого собора. Между прочим, в период Русско-японской войны о. Родион (тогда еще иеромонах) и послушник Алексей Гнездилов (впоследствии – иеромонах Кирион) были направлены Лаврой в Рязанский госпиталь. 25 ноября 1905 г. по ходатайству Красного Креста первый из них был награжден орденом св. Анны III-й степени, а второй – серебряной медалью «за отличную усердную службу». В возрасте всего 43-х лет иеродиакон Кирион ушел из Лавры на приход в Елецкий уезд, где служил псаломщиком; скончался от тифа 20.XI/3.XII.1920 г. (там же д. 19241). О Родионе см. в следующей рубрике основного текста. 83 Игумен Михей, по словам о. Сергия Боскина, в 1919–1925 гг. состоял в клире Пятницкой церкви, в 1926–1929 гг. жил в пустыни Св. Параклита, а умер у себя на родине («Троицкое Слово», 1990 г., 4, с. 25). По словам Н. Верховцевой, «он всеми был, чтим и любим. Вне лаврских стен отец Михей имел вид совершенного ребенка, испуганного и робкого, и ввиду этого, вероятно, лишь в крайних случаях покидал свою обитель. Очень нервный, он производил впечатление хрупкого и нежного, но духовник был внимательный, чуткий и твердый. Как смотритель – опытный, многопопечительный, как настоятель – вдохновенный, как инок – чистейший и взыскательный к себе и·преданнейший сын Преподобного. Каким еще определением ублажить твою светлую память, родной отец, окормлявший всю нашу семью с духовной твердостью и беспредельной добротой. В ангелоподобии его облика мог с ним соперничать лишь один отец Тимолай, инок истинно «не от мира сего». Совершенно необычными являлись они среди суеты многолюдной мирской волны, вечно вливающейся в гостеприимно отверстые врата св. Лавры. Я любила службы в Варваринском храме. Там дышалось и молилось легко в атмосфере особой чистоты, как внутренней, так и внешней. Неторопливые, истовые службы, проникнутые теплотой и любовью. Торжественно праздновался день памяти Великомученика Пантелеимона. Народу бывало немного в этом отдаленном больничном храме». (См. «Московский журнал», 1992 г., 10, с. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Встреченный таким образом гроб был крестным ходом перенесен к поезду, где установлен в специально приготовленный траурный вагон. По Балтийской дороге в пять часов утра 23 декабря поезд прибыл в Санкт-Петербург. По Обводному каналу и по всему Измайловскому проспекту гроб встречали тысячи верующих 88 , переживавших незабываемые минуты священной скорби, ибо очень многими утрата великого пастыря осознавалась уже как начало иного почитания «батюшки Иоанна», почитания как угодника Божия, предстателя Горнему Престолу и молитвенника за всю русскую паству. Уже на вокзале гроб святого, сопровождаемый преосвященным Кириллом и кронштадтским духовенством 89 , встречали архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) , епископ Архангельский Михей (Алексеев) и епископ Нарвский Никандр (Феноменов), кои сопроводили тело почившего до Иоанновского монастыря, куда процессия прибыла уже вечером. Утром следующего дня первым в монастырь приехал епископ Кирилл, вскоре прибыли архиепископ Сергий, епископ Михей, ректор Петербургской духовной семинарии архимандрит Вениамин (Казанский), а затем и сам митрополит Антоний (Вадковский) . После литургии началось отпевание, в котором участвовали помимо указанных архипастырей до шестидесяти священников и двадцати диаконов. Во время отпевания «Непорочны» читал преосвященный Кирилл, а канон – протоиерей Философ Орнатский 90 . 28 января 1909 года, на сороковой день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского , преосвященный Кирилл в Исаакиевском кафедральном соборе совершил заупокойную литургию. Перед панихидой владыка, близко знавший отца Иоанна и любивший его, «с особым воодушевлением в похвалу о Бозе почившего и в назидание всем, посвятил прекрасное слово, заключив оное пожеланием, чтобы добрая память о дорогом батюшке отце Иоанне и славные советы его пребывали в долготу дней» 91 , а 5 февраля преосвященный Кирилл, состоявший благочинным всех петербургских единоверческих храмов, совершил в Иоанновском монастыре литургию с единоверцами по особому единоверческому чину, на особых просфорах и по особым книгам 92 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Т. 1. Пг., 1919. С. 353.) 484 (Преосвященный Ионафан – имеется в виду архиепископ Ярославский Ионафан (Руднев), см. Примеч. к л. 19.) 485 (Преосвященный Полтавский Иларион слишком стар... – Иларион (Юшенов Иван Ефимович, 22.02.1824–18.01.1904) – епископ Полтавский и Переяславский. Родился в семье священника Смоленской губернии. В 1844 г. окончил Смоленскую ДС. 05.11.1844 г. рукоположен во иерея. В 1856 г. овдовел. С 1859 г. настоятель Успенского кафедрального собора и благочинный церквей г. Смоленска. В 1873 г. пострижен в монашество, назначен настоятелем Троицкого монастыря г. Смоленска с возведением в сан архимандрита. С 1878 г. наместник Киево-Печерской Успенской Лавры. 29.04.1884 г. хиротонисан во епископа Прилуцкого, викария Полтавской епархии. С 14.11.1887 г. епископ Полтавскийи Переяславский. Подробнее о нем см.: Смолич И.К. С. 739; История иерархии. С. 395, 670.) 486 (Преосвященный Климент Уфимский взял... отпуск... не вернется в Уфу. – 26.11.1903 г. епископ Уфимский и Мензенский Климент (Берниковский) был назначен епископом Подольским и Брацлавским. Подробнее о нем см. Примеч. к л. 16–16 об.) 487 (...а то назначат преосвященного Американского Тихона... возвращающегося в Россию. – Епископ Алеутский и Северо-Американский Тихон (Беллавин) возвратился в Россию лишь в январе 1907 г. уже в сане архиепископа; подробнее о нем см. Примеч. к л. 64 об.) 488 (Преосвященный Екатеринбургский Никанор взял... отпуск... его переведут на другую епархию; на место него предполагается Михей Сарапульский... – 26.11.1903 г. епископ Екатеринбургский и Ирбитский Никанор (Каменский) был назначен епископом Гродненским и Брестским. 29.11.1903 г. епископом Екатеринбургским и Ирбитским был назначен епископ Оренбургский и Уральский Владимир (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич, 31.12.1852–31.06.1931). Михей (Алексеев Михаил Феодорович, 23.01.1851–03(16).02.1931) – епископ Сарапульский. Родился в дворянской семье вС.-Петербурге. В 1872 г. окончил С.-Петербургский Морской кадетский корпус; служил в военно-морском ведомстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010