Статкевич Павел Григорьевич (1870–?), физиолог, доктор медицины (1904). Ассистент Физиологического ин-та при М. у. (с 1894), приват-доцент (1904–1912), профессор (с 1912) медицинского ф-та М. у. Один из руководителей Московского женского медицинского ин-та П. Г. Статкевича и А. Б. Изачика; Стахеевы, владельцы дачи на берегу Волги, недалеко от селения Шашково, места отдыха Богословских; Сташевский Евгений Дмитриевич (1884–1938), историк, экономист. Преподаватель Киевского коммерческого ин-та и Киевских ВЖК, приват-доцент (1911–1915), профессор (1915–1917) ун-та Св. Владимира в Киеве. После Октябрьской революции преподавал в Одессе и Каменце-Подольском, в Киевском землеустроительном техникуме (с 1924), директор Киевского краевого сельскохозяйственного музея, в 1930-е научный сотрудник и консультант Ин-та истории АН УССР. В 1938 арестован по обвинению в измене, умер в тюрьме; Сторожев Василий Николаевич (1866–1924), историк, археограф. Преподаватель МВЖК и нескольких московских гимназий, сотрудник, секретарь канцелярии (с 1895) МАМЮ. Депутат (с июля 1917) Московской городской думы, руководитель сметного отдела Моссовета (с декабря 1917), зав. финансовым отделом Наркомпроса (с 1918), член коллегии Главного упр-ния архивным делом РСФСР (1918–1922), действ. член Ин-та истории ФОН МГУ (1922–1924); Стратонов Е. И. (1872–?), выпускник историко-филологическо-го ф-та М. у.; Строев Павел Михайлович (1796–1876), историк, археограф, член-корр. (1826), адъюнкт (1841), экстраординарный (1847), ординарный (1849) академик Петербургской АН. Чиновник Комиссии снабжения государства солью. Издатель журнала «Современный наблюдатель российской словесности» (с 1815). Один из активных членов Румянцевского кружка (1816–1826). Организатор первых в России Археографических экспедиций (1817– 1818 и 1829–1834), инициатор создания Петербургской АК при Мин-ве нар. просв. (1834). Действ. член (1823), библиотекарь (1841–1847) ОИДР; Струве Петр Бернгардович (1870–1944), философ, экономист, историк, публицист, издатель, общественный и политический деятель, магистр (1913), доктор (1917) экономии, академик РАН (1917, исключен в 1928).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Не случайно именно в этом круге текстов вместо старого языческого термина раи, усвоенного кирилло-мефодиевскими переводами, введен грецизм порода из греч. παρδεισις. В языке сказываются особые стилистические пристрастия переводчика. Регулярно употребляются целевые союзы деля, дельма, имьже, наречие уто «целиком, полностью», местоимение вьсь, но не вьсяк. Аорист 2-го лица переводится аористом же, а не перфектом, как в кирилло-мефодиевских текстах. Интересны некоторые особенности передачи грамматики. Греческий пассив всегда воспроизводится глагольными формами с возвратной частицей ся. Ср.: Ам. 1 αχμαλωτευθσεται ­ пленяться, ср. в бревиарии пленени будуть; Наум 1 βρωθσεται ­ поясться, ср. в бревиарии снедени будут. Греческий целевой инфинитив с артиклем переводится инфинитивом с частицами яко, якоже. Ср. Дан. 11:15 и не будеть. крепости яко стати (греч. το στναι); Иона 1и въстав и21;на якоже бежати ( το φυγεν) в Тарсис, ср. в бревиарии вста убежати. Точно так же более формально подходит симеоновский переводчик к передаче будущего времени, осложненного определенной модальностью, или сослагательного наклонения, где кирилло-мефодиевские переводы пользуются связочным глаголом имети и инфинитивом. Ср. Ос. 2послушати имамь: послушаю, греч. πακοσομαι; 2не имать обрести: не обрящеть, греч. ο μ ε ρ; Иоил. 2не имуть. постидети се: не срамят ся, греч. υ μ καταισχυνθ и т. д. (на первом месте цитируется глаголический бревиарии, на втором месте – пророческий текст по изданию Туницкого 1918). Неоценимый вклад в изучение славянского Восьмикнижия внес А. В. Михайлов своим точным изданием четьего текста Бытия по 26 спискам и исследованием, которое, впрочем, в большей своей части обращено на паримийный текст Бытия (Михайлов 1900, 1912). Кроме того, издана и в немалой степени исследована оказалась завершающая часть Восьмикнижия – книга Руфь (Vajs 1905, 1926; Михайлов 1908, 1928). Как уже говорилось в Главе 1, для восточнославянской рукописной традиции было характерно разделение Восьмикнижия на два рукописных кодекса, из которых один содержал только Пятикнижие.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

В этот же день 1968 года скончался известный российский и американский социолог Питирим Александрович Сорокин. Он родился 23 января 1889 г. в Вологодской губернии (ныне Республика Коми), где и провел первые 15 лет своей жизни. В 1909 г. поступил в Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге, где проучился один год. В 1910 г. поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Будучи студентом третьего курса, опубликовал свою первую книгу «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913). В 1917 г. социология в России приобрела характер официально признанной научной дисциплины. Сорокин в 1919-1922 гг. был руководителем межфакультетской кафедры, затем отделения социологии Петроградского университета. В 1917 г. он принял активное участие в революции на стороне партии эсеров. После октября 1917 г. встал в оппозицию большевистскому режиму. В 1918 г. дважды был арестован большевиками и находился на грани расстрела. В 1922 г. Сорокин с группой других ученых, не принимающих марксистскую идеологию и большевистскую политику, был выслан из России. Жил и работал в Праге. В конце 1923 г. был приглашен для чтения лекций в США. Первые курсы читались в университетах Иллинойса и Висконсина, затем получил предложение занять место штатного профессора в Миннесотском университете. В последнее десятилетие своей жизни он продолжал активную научно-преподавательскую работу, выступая с лекциями в разных университетах, работая над книгами и статьями. Им опубликовано более 30 книг. Также сегодня день памяти математика, академика, Героя Социалистического Труда Владимира Ивановича Смирнова, скончавшегося в 1974 году. Он родился в 1887 г. в Петербурге. В 1910 г. он окончил физико-математический факультет Петербургского университета, где и состоял профессором с 1915 г. В 1918-21 гг. жил и работал в Крыму. В 1921 г. он вернулся в Петроград, был профессором Петроградского университета, института инженерных путей сообщения. В.И.Смирнов - автор пятитомного «Курса высшей математики», академик, Герой Социалистического Труда и одновременно староста Спас-Владимирского собора. Считался самым авторитетным среди математиков города. По воспоминаниям современников, это был почти святой человек, умевший бороться со злом, не делая нового зла. Он в 1937-1938 гг. носил передачи арестованным, которым боялись её носить родственники. Вернувшимся из заключения оказывал материальную помощь. Основные труды Смирнова посвящены теории функций комплексного переменного.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/11/v_...

Сборник статей о русской революции (1918) П.И. Новгородцев 207 . О путях и задачах русской интеллигенции § 1 В 1909 г. появился сборник статей о русской интеллигенции под заглавием «Вехи». Участники этого сборника писали свои статьи, как они высказали это в предисловии к сборнику, не с высокомерным презрением к прошлому русской интеллигенции, а «с болью за это прошлое и в жгучей тревоге за будущее родной страны». Они хотели призвать русскую интеллигенцию к пересмотру тех верований, которыми она до того жила, которые привели ее к великим разочарованиям 1905 г. и которые, как предвидели они, должны были привести к еще более тягостным разочарованиям в будущем. Сами видные представители русской интеллигенции, они не ставили себе целью отвратить интеллигенцию от присущей ей задачи сознательного строительства жизни. Они не звали ее ни к отказу от работы творческого сознания, ни к отречению от веры в свое жизненное призвание. Они хотели лишь указать, что путь, по которому шло до сих пор господствующее течение русской интеллигенции, есть неправильный и гибельный путь и что для нее возможен и необходим иной путь, к которому ее давно призывали ее величайшие представители, как Чаадаев, Достоевский, Влад. Соловьев. Если вместо этого она избрала в свои руководители Бакунина и Чернышевского, Лаврова 208 и Михайловского, это великое несчастие и самой интеллигенции, и нашей родины. Ибо это есть путь отпадения, отщепенства от положительных начал жизни. Разорвать с этой традицией, ведущей к бездне и гибели, вернуться к объективным основам истории – вот задача, которую русская интеллигенция должна себе поставить. Те два пути, которые (Открываются перед нею, отличаются между собою как пути жизни и смерти. Надо сделать выбор; с этим связана и судьба России. Таковы были выводы сборника «Вехи». Что же ответила на эти вещие призывы русская интеллигенция? К сожалению, приходится засвидетельствовать, что ее ответом было единодушное осуждение того круга мыслей, который принесли «Вехи». Интеллигенции нечего пересматривать и нечего менять – таков был общий голос критики: она должна продолжать свою работу, ни от чего не отказываясь и твердо имея в виду свою цель.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/iz-...

Александро-Невское братство было образовано в январе 1918 года при Лавре из мирян - как мужчин, так и женщин - под руководством монахов, и в первое время одной из главных его задач стала защита обители от посягательств безбожников. Затем - в 1919-1921 годах - оно играло центральную роль в создании и деятельности союза православных братств Петроградской епархии. Именно на него ориентировались все другие подобные объединения верующих. В эти же и последующие годы Александро-Невское братство неустанно стремилось привлечь в церковную среду представителей различных слоев интеллигенции, сблизить их с ученым монашеством, и в этом добилось заметных успехов. Братчики и братчицы поддерживали постоянную тесную связь с возникшими после революции новыми формами духовного образования - Богословским институтом, разнообразными курсами. Но особенно крепкой эта связь была с заменившим осенью 1918 года закрытую Духовную семинарию Богословско- пастырским училищем, где члены братства составили значительную часть учащихся и преподавателей, в число которых входил и один из главных основателей и руководителей братства священномученик архимандрит Лев (в миру Леонид Михайлович Егоров). Архимандрит Лев (Егоров) В определенном смысле Александро-Невское братство представляло собою звено в ряду полулегальных религиозно-философских кружков и обществ, существовавших в северной столице в 1920-е годы. В начале 20-х такие общества, официально не зарегистрированные, действовали еще достаточно открыто. Братство имело в своем составе особый православный религиозно-философский кружок. Важной составляющей деятельности братства стало создание полулегальных монашеских общин в миру, а также монашеские постриги молодых людей (в том числе тайные) с целью сохранения института монашества в условиях массового закрытия существовавших ранее обителей. Первые две общины сестер были созданы осенью 1922 года, затем, в конце 1920-х - начале 1930-х годов, возникло еще несколько небольших общин. Особенно активно в этот период проводились тайные постриги, которые в основном совершал о. Лев.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Получив благословение на борьбу от Патриарха Тихона, Федор Артурович, находившийся в это втемя в Киеве, начал формировать свой штаб. Однако планам Келлера не суждено было сбыться. Его отъезд в Псков был сорван из-за петлюровского восстания. Гетман П.П.Скоропадский уговорил генерала взять на себя командование всеми вооруженными силами Украины , чтобы спасти Киев от петлюровских банд. Однако неприятие Келлером «украинства», его правые политические взгляды и требование генералом всей полноты власти, вскоре привели к тому, что в конце ноября 1918 года граф был отстранен от командования. («Его правые убеждения, ненавистничество ко всему украинскому меня пугали» , признавался Скоропадский). Сам же Ф.А.Келлер, объясняя причины своей отставки, в прощальном приказе заявлял: «Могу приложить свои силы и положить свою голову только для создания Великой, нераздельной, единой России, а не за отделение от России федеративного государства» . После отставки Ф.А.Келлер вынужденно оставался в Киеве, так как город со всех сторон был обложен петлюровцами. 14 декабря 1918 года генерал, собрав вокруг себя отряд в 30 офицеров и юнкеров, предпринял неудачную попытку пробиться на Дон. Распустив отряд, он, вместе с двумя преданными ему офицерами остался в Михайловском монастыре, где стал ждать своей участи. Отказавшись от предложения немцев укрыться в германской комендатуре, Келлер был арестован петлюровцами. Около 4 часов утра 21 декабря генерал и оба его адъютанта ( А.А.Пантелеев и Н.Н.Иванов) были убиты петлюровцами при переводе в Лукьяновскую тюрьму у памятника Богдану Хмельницкому на Софийской площади... Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 1. Re: «Всегда нападать, никогда не обороняться» Отличнейшая рубрика на сайте! Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Что запрещается делать всем во второй день Страстной Седмицы Жестокое видео о жуткой жизни 6 детей в семье под Тамбовом

http://ruskline.ru/history/2015/12/21/vs...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / Наука та У день пам " святителя Тихона Предстоятель Церкви звершив в Московському Видео: Роман Самсонов, Артём Леднев. для друку 18 листопада 2018 р. 16:35 18 листопада 2018 року, в день пам " святителя Тихона, Московського Собору Церкви 1917-1918 Кирил звершив в домовому в Московського дому. За Предстоятель очолив (Данилова) в Касимовського Сасовського. Прес-служба Московського , молдавська Фотоальбоми в день пам " святителя Тихона Собору 1917-1918 у Московському (Данилова) в Касимовського Сасовського за темою Церкви взяв участь у в У представили видання, дипломами церковного конкурсу через книгу» В Об " ПСТГУ та СПбДА захисти двох наукових праць Навчального «Лики святих став переможцем у грантових у 2024 Кирил звершив освячення Володимирського храму в в 2-гу Великого посту. Освячення Володимирського храму в м. Москви. (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Слово Кирила при жезла Преосвященному (Тихонову), Колпашевському Стрежевському31 березня, в 2-гу Великого посту, за : та звернення] У Донському молитовно вшанували пам " ять святителя Тихона, Московського У свято Введення в храм керуючий справами звершив в Успенському Московського Кремля Михайло Юхимович — ХХ [Стаття] У Донському молитовно вшанували пам " ять святителя Тихона, Московського з ключовими словами ПСТГУ – – Тихон   Предстоятель Церкви очолив пленарне XXXII читань у Христа Спасителя передувала XXXII читань Кирил взяв участь у XII Парламентських у Кирил з переможцями та призерами з богослов " я Кирил очолив вручення пам " митрополита Московського (Булгакова) в наук 2023 року Кирил студентами Московського державного Кирил очолив 32-е та Рад видання Кирил взяв участь в XI Парламентських у Предстоятель Церкви очолив пленарне XXXI читань У день пам " Кирил звершив в Христа Спасителя  

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5305173...

Tom Burke of Ours (1843) — 323 «Russia and Englan» — «Russia and Englan from 1876 to 1880» (London, 1880) — книга О. А. Новиковой — 272 Музеи, выставки, библиотеки Выставка картин П. П. Верещагина — 197, 205 Залы в Академии художеств — 102, 162 Залы русской и французской живописи в Зимнем дворце — 126 Мозаичное заведение Академии художеств — 101 Музей Общества поощрения художников — 143 Парижская выставка — 102, 155 Портреты дома Романовых в Зимнем дворце — 126 Публичная библиотека — Императорская публичная библиотека — 183 Обеды Завтрак в Зимнем дворце по случаю водоосвящения — 127 Завтрак в доме графа С. Д. Шереметева — 144, 229 Обед у великой княгини Екатерины Михайловны — 119 Обед у Московского митрополита Макария — 276 Обед у Петербургского митрополита Исидора — 164 Обед в Благородном собрании в юбилей Пушкина — 293 Трапеза в Александро–Невской лавре— 115, 200, 234 Общества Американское Библейское общество (основано в 1817 г.) — 212 Археологическое общество — Императорское русское археологическое общество (основано в 1846 г.) — 132 Общество взаимного вспомоществования русских художников (1871–1918) — 108 Общество вспоможения бедным студентам — Общество вспомоществования студентам (основано в 1873 г.) — 190 Общество естествознания — Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (основано в 1863 г.) — 159 Общество любителей Российской словесности (основано в 1811 г.) — 294 Общество поощрения художников (1820–1882) — 143 Периодические издания «Варшавский дневник» (1864–1915) — ежедневная газета, издавалась в Варшаве — 277 «Голос» (1863–1884, 1906, 1915–1916) — петербургская политическая и литературная ежедневная газета — 160, 175, 176, 183, 213, 232, 236 «Древняя и новая Россия» (1875–1881) — петербургский иллюстрированный ежемесячный исторический сборник — 82, 103, 106, 122, 136, 220, 327 «Журнал Министерства Народного просвещения» (1803–1917), издавался в Москве — 168 «Московские ведомости» (1756–1916) — газета; с 1859 г. выходила ежедневно — 232, 242, 254, 268, 269, 272, 294 «Нива» (1870–1918) — петербургский еженедельный журнал для семейного чтения — 321 «Новое время» (1868–1916) — петербургская политическая и литературная ежедневная газета — 132, 153, 164, 166, 169, 173, 241 «Полицейские московские ведомости» — «Ведомости московской городской полиции» (1848–1905) — ежедневная газета — 274 «Правительственный вестник» (1869–1916) — петербургская ежедневная газета — 166 «Православное обозрение» (1860–1891) — московский журнал — 218, 272 «Рассвет» (1879–1884) — еженедельная петербургская газета, орган русских евреев — 155 «Русский вестник» — московский журнал; в 1856–1887 гт.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

Эти здания со второй половины 19 века нигде не упоминаются, видимо, обветшали и были снесены без восстановления. Воспоминания о пребывании в 1808 – 1815 г. в имении Апраксина Перемилово сохранились в записках отставного генерал-майора Сергея Ивановича Мосолова «История моей жизни». Живописный пейзаж Перемилово и его окрестностей в зимние месяцы и красивейший Вознесенский храм вдохновляли отставного генерала на мысли о вечном: долгие зимние вечера он коротал за чтением духовных книг, писал и сам на богословские темы. А в 1817 году Перемилово становится приданным Софьи Степановны Апраксиной,и Мосолов был вынужден выехать из имения своего благодетеля. Отечественная война 1812 года не затронула Перемиловский храм. Хотя в соседнем Деденево враги побывали. Важную роль в экономическом развитии Перемилова и соседних с ним сёл сыграло открытие в 1868 году известным московским купцом и меценатом Иваном Артемьевичем Ляминым Покровской мануфактуры, что позволило местным крестьянам получить постоянную работу: в 1870-е годы на этой фабрике трудились более 3 000 рабочих. Храм в Перемилово долгое время оставался холодным,пригодным для совершения богослужений лишь в тёплое время года. Весь храм сделали теплым лишь в 1892 году посредством установки трех кирпичных печей, а в начале прошлого столетия в нем обустроили систему духового отопоения. Тогда же старые деревянные полы были заменены плиточными. До 1880-х годов в Перемилове не было собственной школы для крестьянских детей. В 1898 году на средства Александры Михайловны Апраксиной была построена деревянная церковноприходская школа, проработавшая до 1918 года. В 1916 году в перемиловской церковно-приходской школе обучались 27 мальчиков и 19 девочек. В начале 20 века вокруг церкви появилась изящная каменная ограда с ажурными воротами и калитками. На средства Апраксиных к 1909 году построили новые одноэтажные деревянные дома для священника и псаломщика. В планах было строительство новой колокольни, но грянула революция... Советская власть в 1918 году лишила храм обоих домов для священнослужителей и здания школы.

http://sobory.ru/article/?object=03596

1916. 10-22. 340.       История одной книги//Украинская жизнь: Сборник. 1917. 1. 341.       Черниговский Спасо-Преображенский собор и его архитектурные особенности//ТКДА. 1917. 1. 342.       Ученые труды по исследованиям новооткрытых в Киеве Зверинецких пещер Эртеля и Каманина//ИОРЯС. 1918. Т. XXIII. Кн. 1. 343.       Опыт реставрации плана Киева в " Тератургиме " А. Кальнофой-ского 1638 года//   ИОРЯС. 1918. Т. XXIII. Кн. 1. 344.       Воспоминания старого археолога// та держава. Видання у 1918. 5, 7, 10, 11. 345.       О положении архивного дела на Украине// та держава. Видання у 1918. 17, 18. 346.       Об охране памятников киевской старины//Слово. Киев, 1918. 5, 6. 347.       Украинская академия. По поводу годичного акта в Киевской духовной академии 26 сентября (9 октября) 1918 г.//Слово. Киев, 1918. 8. 348.       Киевские храмы в честь иконы Пресвятой Богородицы//Слово. Киев, 1918. 12. 349.       Новое объяснение происхождения праздника покрова Богородицы//Слово. Киев, 1918. 12. 350.       Украинский писатель И. Котляревский//Слово. Киев, 1918. 17. 351.       Святой князь Никола Святоша и Троицкая церковь над св. вратами Лавры//Слово. Киев, 1918. 27. 352.       46-я годовщина Церковно-археологического общества и музея//Слово. Киев, 1918. 26. 353.       Украинская старина. Киевская икона Пресвятыя Богородицы Пирогощая//Слово. Киев, 1918. 32. 354.       Г. С. Сковорода//Слово. Киев, 1918. 35. 355.       старовина. Преподобний й церкви//Слово. Киев, 1918. 35. 356.       старовина. Святой Димитрий Ростовский как духовный и украинский писатель //Слово. Киев, 1918. 35. 357.       Украинская старина. Холмская икона пресв. Богородицы как свидетель единения Холмской Руси с Украиной//Слово. Киев, 1918. 39. 358.       Храмовый праздник киевского Златоверхо-Михайловского монастыря//Слово. Киев, 1918. 42. 359.       К вопросу о реставрации Софийского собора//Слово. Киев, 1918. 45. 360.       Киево-Подольская Введенская церковь и древнейшая гавань Киева//Слово. Киев, 1918. 53.

http://bogoslov.ru/person/401224

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010