1) Михаил Рагоза , с 27 июля 1589 г. из архимандритов Минского Вознесенского монастыря митрополит киевский; в 1595 г. увлеченный происками и настойчивостью владимирского и луцкого епископов принял унию. Умер 1599 года. 2) Ипатий Поцей , литвин, епископ владимирский, с 26 сентября 1599 г. митрополит. Умер 18 июля 1613 г. во Владимире Волынском и погребен при тамошнем соборе. О деятельности Поцея в пользу унии, М. О. Кояловича Литов. церк. уния, т. II, стр. 54 – 79. Трипольского: униатский митрополит Ипатий Поцей и его проповедническая деятельность. Труды киевск. акад. 1877 г. 3) Иосиф Велямин-Рутский , с 1613 года митрополит. В 1617 г. преобразовал униатское монашествующее духовенство в базилианский орден и выпросил у Владислава IV привиллегию на предоставление высших иерархических мест и должностей монахам этого ордена. Умер в Дермане 5 февраля 1637 г. Папа Урбан VIII называл его fidci columnam Russiaeque Athanasium. 1131 4) Рафаил Корсак , белорус, учился в Несвижской иезуитской коллегии; галицкий епископ; с 1637 года митрополит. Вытесненный православным митрополитом Петром Могилой из Киева, он удалился в 1639 году в Рим искать помощи у папы и там умер в 1643 году. 1132 Погребен в униатской церкви св. Сергия и Вакха. 5) Антоний Селлява , архиепископ полоцкий, с 1640 г. администратор митрополии, с 1645 г. митрополит. Ему довелось управлять митрополией в самое тяжелое время казацких войн Хмельницкого, когда святая уния (sancta unia) была в опасности совершенного уничтожения. 1133 Между тем это был больной старик, которому были не под силу и менее тяжелые испытания. 1134 В 1655 году «убегая от Москвы», прибыл из Белоруссии в Супрасль, а отсюда выехал в Тыкоцин на Подляшье, где тяжко заболел и умер. Тело его перенесено в Супрасль и похоронено в гробнице ктиторов. 1135 После него в униатской церкви, по случаю военных замешательств, 9 лет не было митрополита. 6) Гавриил Коленда (Коляда), архиепископ полоцкий, с 1656 года администратор митрополии, с 1665 г. митрополит «по милости Божией и святой апостольской столицы». Коленда умер 18 февраля 1674 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

К тому же Иеремия своими действиями (не всегда тактичными) возбудил против себя недовольство в южно – русской иерархии. Михаил Рагоза был оскорблен тем недоверием, какое оказал ему Иеремия, поставив своим экзархом Кирилла и подчинив митрополита его надзору; Кирилл был недоволен тем, что Иеремия принимал на него жалобы и клеветы (от Гедеона львовского) и веря им, писал против него грамоты, впоследствии им же самим отмененные. Гедеон Болобан, еписк. львовский, негодовал на Иеремию за то, что он своей грамотой утвердил право патронатства за львовским братством (из мирян и духовных лиц), освободив его от власти епископа и даже поставив последнего под его контроль; равно как за то, что братству отдал в управление Онуфриевский и Уневский монастыри, которые Гедеон хотел было подчинить себе. Еписк. полоцкий (Афанасий) мог быть недоволен тем, что Иеремия наделил Владимирского епископа титулом прототрония (первостольника), т. – е. первого и старейшего после митрополита, чем прежде пользовались епископы полоцкие. Иерархи, не удовлетворявшие каноническим требованиям, как например холмский епископ Дионисий Збируйский и пинский Леонтий Пельчицкий, не покидавшие брачной жизни, должны были опасаться за свое положение в виду распоряжений патриарха о низложении недостойных иерархов, тем более что митрополит начал было действовать в духе его распоряжений (брестский собор 1590 г.). Недовольство Иеремией стало обнаруживаться еще во время его пребывания в России, а по отъезде смело осуждались его действия и говорилось, что зависимость от греков тяжела для Русской Церкви, а между тем малополезна, так как власть патриарха в действительности очень слаба. Иезуиты удачно пользовались всем этим: поддерживая недовольство патриархом, они всюду призывали православных к подчинению папе, под всесильною властью которого обещали православной Церкви и ее епископам благоденствие. И вот началось среди православных иерархов движение к унии. В 1591 г. епископы Кирилл, Гедеон, Дионисий и Леонтий подписали и подали королю грамоту, где выражали желание подчиниться папе с условием сохранения православных обрядов и ограждения их иерархических прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Отсюда ясно, что и то последнее крещение Россов, было от Востока, после разделения римлян от греков, и что и тогда русская Церковь не была в послушании Риму. Это, кроме того, можно видеть из следующего свидетельства самих римских летописцев. Прежде крещения ко Владимиру приходили, как и от других народов, так и от папы, из Рима, посланные, предлагая ему исповедание своей веры и советуя принять ее, но он не пожелал, «потому что нашел чин латинский мало богоугодным и церкви их не вполне благолепными». Когда же из Царьграда пришел посланный философ со свитком, на котором изображен Страшный суд, тогда, услыхав от него объяснение греческой веры и умиляясь, Владимир пожелал принять ее (об этом, кроме других, пишет и Стриковий). И опять сам Владимир посылал как к другим народам, так и к римлянам и грекам узнать о вере, и тогда послам также римская вера показалась мало умилительною, греческую же они полюбили и говорили, что греческая литургия, которую они выслушали, имеет такую сладость, что они находились в изумлении и думали, что предстоят скорее небесной, чем земной святыне (как, кроме других, свидетельствует Длугош). Какое же здесь было единение Церкви греческой и римской? Теперь обратимся к преподобным отцам Печерским, о которых известно, что они подвизались уже после этого последнего крещения и потому соблюдали ту веру, которая не только во время их, но и еще прежде Владимира, во всех крещениях России, не содержала послушания к римскому архиепископу, а только к восточному константинопольскому. Пусть не произносят хулы, говоря так: если бы Печерские святые и не были в единении с римскою Церковью , существовавшем некогда прежде разделения от Церкви греческой, то они были в единении, устроенном уже после разделения, и таким образом сохранили веру с послушанием римскому архиепископу. На это ответ ясен. Это соединение, противное древнему Символу веры и несогласное с исповеданием святейших восточных патриархов, устроено, во-первых, в Италии на соборе Флорентийском, где изменил вере митрополит киевский Исидор Болгарин, во-вторых, позже у нас в России на соборе Брестском, где согрешил митрополит киевский Михаил Рагоза.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Константинопольский патриарх Иеремия, проезжая в Москву, лишил Киевского митрополита Онисифора кафедры за прежнее двоеженство и приказал нарядить суд для исследования преступлений Луцкого епископа Кирилла (Терлецкого). Для избежания грозного суда, Терлецкий решил отдаться сам и предал всю Юго-Западную Церковь во власть папы. Участником своего предприятия он сделал хитрого и деятельного, но вместе с тем и бессовестного сенатора Ипатия Поцея, которому ничего не значило менять одну веру на другую, а нужно было избавиться от долгов. Кирилл привязал его к себе, выхлопотав ему через иезуитов у Сигизмунда выгодное Владимирское епископство. Чтобы приготовить умы к замышляемой унии, Терлецкий и Поцей объехали все Литовское княжество, всюду рассеивая хулы на Патриархов. Но несмотря на сие, предложение унии на трех созываемых ими один за другим Соборах было отвергнуто. Они решились прибегнуть к хитрости и подлогу. На Соборе 1591 года Кирилл (Терлецкий) успел получить бланкеты с приложенными печатями епископов для составления просьбы королю о возвращении Православной Церкви ее прежних прав и преимуществ. Он продержал у себя эти бланкеты до 1595 года и потом вместе с Ипатием написал на них прошение королю и послание папе с изъявлением желания унии не только от лица митрополита и епископов, но и всего духовенства и паствы. Сигизмунд отправил Терлецкого и Поцея в Рим: там они присягнули папе за себя и за всех русских епископов. По возвращении их из Рима для торжественного открытия и введения унии назначен был сейм в Бресте. Туда съехалось из всего Литовского княжества и Польши множество особ духовных и светских, православных и папистов. При самом начале совещаний сейм разделился на две враждебные стороны. Желание унии изъявляли только пять епископов, к коим после долгого колебания присоединился и митрополит Михаил (Рагоза); остальные же три литовских епископа со всем прочим духовенством, митрополит Белгородский из Славонии и вся русская знать, во главе коей стоял знаменитый князь Константин Острожский, объявили решительно, что они и слышать не хотят об унии. Дело кончилось тем, что униаты, поддерживаемые Сигизмундом, обнародовали акт о воссоединении Греко-Российской Церкви с Римской на основании Флорентийского Собора. Православные же положили: во-первых, не слушать ни в чем митрополита и прочих епископов-отступников, а считать их лишенными власти; во-вторых, не принимать ничего нового в отношении к вере без Константинопольского Патриарха. Так возникла уния.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

189 Архим. Леонида: «Киприан до восшествия на московскую митрополию» в Чтениях в Общ. ист. и древн. Росс. 1857 г., кн. 2. 190 Дионисий скончался 15 октября 1385 г. Густынский летописец говорит: «в сие лето преставился Дионисий митрополит, иже не сиде на митрополии». П. С. Л. II, 352. 193 Не тогда ли условлено было между митрополитом и великим князем литовским отделение южно-русской митрополии от северной и избрание на оную племянника Киприанова Григория Цамелака? 199 Григорий Цамвлак (или Семивлах), из молдовлахийских болгар после обучения в терновской школе, провел несколько времени на Афоне, после был игуменом в Дечанской обители (в Старой Сербии), потом переселился в Молдавию, где был пресвитером великой молдовлахийской церкви; оттуда вызван был в Россию митрополитом Киприаном, который был ему дядей, но уже не застал его в живых. (М. Макария. И. Р. Ц. IV, 98 след.). По-видимому, Цамвлак избран Витовтом, а не епископами. Умел ли Цамвлак подойти к Витовту, или рекомендован был литовскому князю Киприаном, неизвестно. Вероятно Витовт надеялся, что митрополит из посторонних лучше устроит дела митрополии, нежели избранный из русских епископов. 200 По Никоновской летописи V, 51, на соборе присутствовали в числе прочих: галицкий епископ Иоанн и червенский Павел. Но так как в галицкой епархии был в это время митрополичий наместник (Игнат Крехович, подписавшийся в качестве свидетеля на правой грамоте львовского воеводы Миклуши Александровича, некоему Мирославу на владение селом Пукасовцы. Галиц. Истор. Сборн. кн. III, прим. 48. Львов, 1860). а о епископе галицком в актах о посвящении митрополита Григория Цамвлака не упоминается, то это сообщение Никоновской летописи нужно признать сомнительным. 206 М. Макария, Ист. Р. Ц. Т. IX, стр. 37–39. Но в памяти западнорусский церкви сохранилось предубеждение против него, вследствие бывшего его отступничества. «Православная церковь , писал Копыстенский в Палинодии (Русск. Ист. Библиотека, т. IV, стр. 1048), приняла православных митрополитов киевских в свой правдивый каталог (синодики и диптихи). «А оные – Исидор, Григорий, Михаил Рагоза, Ипатий, Иосиф Велиамин, такие и единомысленные их владыкове... за митрополитов и епископов их не знаемо и знати не хочемо».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Униат. митрополиты жили в Новогрудке, изредка приезжали в Вильно. Сразу после Брестского Собора 1596 г. митр. Михаил (Рагоза) под угрозой митрополичьего суда подчинил себе виленский клирос, во главе к-рого стоял протопоп Иоанн Парфёнович, и клирос Новогрудка. По-видимому, митрополичий клирос был реорганизован по образцу реформы, проведенной Ипатием Потеем во Владимире в 1598 г., когда местный клирос претерпел латинизацию. В 1608 г. митр. Ипатий заменил должность митрополичьего наместника должностью официала, права которого были больше, чем у клироса (в частности, официал возглавлял духовный суд). Это вызвало протест виленских клирошан требовавших возвращения старой практики. В правление Рутского при официалах появились помощники-суррогаты. Митрополиту в работе с епархиальным духовенством также помогали теолог, экзаменатор, аудитор, делегат - эти должности предоставлялись исключительно василианам. После пожара 1611 г. и восстановления Пречистенского собора в Вильно местный клирос стал называться по лат. образцу капитулой. Виленский протопоп по-прежнему возглавлял городское духовенство, но его функции сводились теперь к опеке над соборным храмом. В 1631 г. Рутский подтвердил права и владения новогрудского капитула (имения Лисневичи, Литовка, Печураны, Лавришевичи). Известны члены новогрудского капитула в 1672 г.: протопоп Павел Красневич, священники сулятичский Александр, воскресенский Иван, сенненский Александр Волоскович, негневичский Христофор Клочковский. К кон. XVII в. наблюдается упадок влияния униат. кафедрального духовенства и соборных капитул, одновременно в церковном управлении усилилась роль василиан. Материальное положение униат. митрополичьей кафедры оставалось на том же уровне, что и в правосл. период. Оно сначала улучшилось за счет отобранных у Киево-Печерского мон-ря полесских владений, но в 1613 г. имения были возвращены обители (несмотря на это, униат. митрополиты присвоили себе титул «архимандрит киево-печерский»). Униатские митрополиты стремились к увеличению владений кафедры. Рутский, поселив в 1633 г. при Борисоглебском соборе в Новогрудке василиан, передал им принадлежавшие клирошанам «юридики» (районы в городе в собственности частных владельцев), сделав митрополичьими имения местного клироса. Материальное обеспечение униат. Церкви в Литве и Белоруссии ухудшалось в связи с действиями римо-католиков, католич. шляхта часто использовала борьбу униатов с православными для увеличения своих имений за счет православных.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

В обители ныне три каменных храма. Соборный храм в честь Св. Троицы построен в 1505 г. слуцкой княгиней Анастасией Олелько, восстановлен в 1795 г. минским архиеп. Виктором Садковским и окончен сооружением иконостаса в 1801 г. архиеп. минским Иовом Потемкиным. В нем два придела: правый во имя Св. вмчц. Екатерины, сооруженный на средства императрицы Екатерины II, и левый во имя Св. князя Александра Невского. Второй храм над святыми вратами освящен во имя Св. ап. и ев. Иоанна Богослова, а третий – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, В монастырской ризнице хранятся пожертвованные слуцким князем Юрием Юрьевичем Олелько настоятельский посох из литого серебра (в 1580 г.), серебряный золоченный потир и писанное им уставное рукописное четвероевангелие. Кроме того, здесь же находятся фелонь из самотканой цельной серебряной парчи и кипарисный посох, присланный в благословение монастырю в 1611 г. иерусалимским патриархом Феофаном через слуцкого князя Иеронима Радзивилла. У левого придела соборного Свято-Троицкого храма покоятся в металлическом гробике накладного серебра мощи младенца Гавриила (сконч. 1690 г.), а у стены правого придела того же храма в свинцовой раке покоится тело последней слуцкой княжны Софии Юрьевы Олелько, скончавшейся 19 марта 1612 года. В числе настоятелей Свято-Троицкого монастыря был известный Михаил Рагоза, впоследствии киевский митрополит. Управляет ныне этой необщежительной обителью архимандрит. Женская обитель Спасо-Преображенский монастырь в Минске. Эта необщежительная обитель находится в самом городе и существует с 1872 г. в зданиях бывшего католического Бенедиктинского монастыря. Сюда были переведены инокини монастырей Варваринского, бывшего в Пинске, и Троицкого, находившегося в с. Вольне, Новогрудовского уезда. В обители один каменный храм в честь Преображения Господня, освященный в 1874 году. В нем хранится частица мощей вмчц. Варвары. Управляет игуменья. Могилевская губерния Обителей мужских 8, женских 6. Мужские обители Богоявленский Братский монастырь в Могилеве. Богоявленский необщежительный монастырь находится в самом городе. Он был основан в 1633 г. поборником православия князем Яном Огинским. Для более успешной борьбы с унией при монастыре им же была устроена типография и школьное братство. Богоявленская Братская обитель несколько раз подвергалась опустошительным пожарам. Она страдала от огня 6 апреля 1664 г. и в 1708 г., когда шведы унесли все ее драгоценные украшения. Возобновленная в 1731 году, она вновь охватывается пламенем в Вознесение 1748 года. Через два года после этого бедствия ее возобновляют, но она снова сгорает 9 октября 1810 года и 16 августа 1850 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

—134— Историк – м. Макарий: „все они уже перенесли за свою ревность о православии, шестинедельное запрещение священно служения от митрополита; все, по его требованию, явились к нему на суд... и несмотря на это, не переставали смело протестовать против унии, ратовать за отеческую веру и тем подавать пример прочему духовенству и мирянам“ 2560 . Особенно сильно пришлось пострадать знаменитому виленскому проповеднику Стефану Зизанию. Задеты за живое его сильными и смелыми обличениями в двоедушии и вероломстве, м. Михаил Рагоза, посылает ему особую, запретительную грамоту, в которой, между прочим пишет: „ты возгордился, неистовствуешь против всех нас, своих пастырей и попрал повеление наше; ты не в праве никого судить и обличать, не имея духовного сана, а между тем бесстыдно порицаешь с амвона всех духовных, от высших до низших; ты в Вильне возмущаешь церкви, раздвоил народ и, особенно в последнее время, яришься и клевещешь на пастырей и на наше церковное управление“. За все эти вины митрополит лишил Стефана не только права проповедовать в церкви, но даже читать и петь на клиросе 2561 . Самым замечательным из всех соборов западнорусской митрополии был, без сомнения, брестский собор 1596 года: на нем произошло решительное столкновение православной и униатской партий и их окончательное разделение. „Никогда в западнорусской церкви не было собора, который представлял бы собою такую торжественность и величие, как собор 1596 года в Бресте Литовском“ 2562 . В виду чрезвычайной важности вопросов предстоящего собора, затрагивавших самые дорогие религиозные и национальные интересы, состав этого собора был особенно полным и разнообразным. По своему отношению к унии, участники этого собора еще до начала его заседаний видимо поделились на два лагеря, весьма неравных по числу членов. Православная сторона была представлена гораздо богаче и полнее. Во главе ее стояли два патриарших эк- 135– зарха: Никифор – заместитель константинопольского патриарха и Кирилл Лукарис – александрийского. Кроме них с Востока же прибыли следующие лица; Лука – митрополит Велиградский, Макарий – архимандрит монастыря Симона – Петра на св. горе, по поручению Паисия епископа веноцкого и Матфей – архимандрит святогорского Пантелеймонова монастыря по поручению Амфилохия, епископа мукацкого.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Собор Брестский открылся 6 октября 1596 года 191 . В Брест съехалось множество духовных и светских лиц – православных, католиков, униатов и протестантов. Между ними были: митрополит Михаил Рагоза с семью литовско-русскими епископами, множеством архимандритов, игуменов и священников; Львовский католический епископ Ян Соликовский с двумя латинскими бискупами (Луцким и Холмским) и с четырьмя иезуитами в качестве послов от папы; Литовский гетман Христофор Николай Радзивилл; Литовский канцлер Лев Сапега в качестве послов от короля; князь Константин Острожский с сыном Александром; различные сановники, депутаты от воеводств и многие другие 192 . Некоторые паны приехали с многочисленной и вооруженной свитой; окрестности Бреста имели вид военного лагеря с шатрами и пушками. Перевес был на стороне православных и униатская партия боялась насилий; но Константин Острожский успокоил ее своим словом. Съехавшиеся разделились на две партии: униатско-католическую и православную. Та и другая составила свой собор: униатская – в соборной церкви св. Николая, православная – в частном доме, предложенном протестантами, так как местный епископ Поцей распорядился запереть для православных все церкви в городе. На униатском соборе председательствовал Ян Соликовский 193 , на православном – экзарх Константинопольского патриарха Никифор. Православный собор распался на две половины – духовную и светскую. Троекратно позванные сюда митрополит и епископы, согласившиеся на унию, отказались явиться и заседали на соборе униатском. Тот и другой собор пришли к противоположным решениям: униатский утвердил унию, объявил лишенными сана Михаила Перемышльского и Гедеона Львовского, равно как всех духовных, противящихся унии, и проклял всех, кто впредь будет противиться ей или принимать духовных лиц, осужденных за противление унии. Православный собор всецело высказывался против унии как нежелательной народу, незаконной и несогласной с православием , лишил сана митрополита и других иерархов, принявших унию. Во всех заседаниях православного собора Кирилл Лукарис принимал деятельное участие 194 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

Сия строгость, вместо того чтобы остановить дерзость желавших унии, раздражила только их более и ускорила отпадение. Митрополит остановился было, но польский король Сигизмунд III, сам ревностно старавшийся покорить русские церкви Папе, издал привилегию епископам за себя и за преемников своих, что если бы патриархами и самим митрополитом Рагозой по какой-нибудь причине изречена была на них клятва, то она не действительна. Скоро за сим получено известие о кончине патриарха Иеремии, которого преемник Матвей II был на патриаршестве только 19 дней, другой Гавриил I, не больше пяти месяцев, третий Феофан II умер через 7 месяцев. Такие беспрерывные перемены на патриаршем престоле тем паче ободрили умышлявших отчуждиться от Константинопольской Церкви. Они то страхом, то обольщениями, убедили наконец митрополита назначить съезд духовенству и открыть собор в Бресте. Нельзя без замечания оставить самое назначение сего места, принадлежавшего Ипатиевой епархии, уже во второй раз для униатского собора, тогда как по делу Церкви, если бы оно было не зазорно, приличнее бы собору сему быть при митрополитанской кафедре в Вильне, или в Киеве, или в Новогродке, где жил тогда Рагоза, как и сам он сего требовал. Вероятно, Ипатий не надеялся обезопасить себя в сих митрополитанских столицах и больше приверженцев имел в своем городе. Как бы то ни было, в Бресте к Ипатию съехались митрополит и русские епископы: Луцкий Кирилл Терлецкий, архиепископ Полотский Нафанаил Селецкий, Перемышльский епископ Михаил Копыстенский, Пинский Леонтий Пельчицкий, Хелмский Донисий Збируйский, Львовский Гедеон Болобан и многие архимандриты, игумены и знатнейшие из белого духовенства. На собор сей от короля присланы также и католические архиепископы: Гнезненский Станислав Карнковский, Львовский Димитрий Суликовский, епископы: Луцкий Бернард Мацеевский, Хелмский Стефан или Станислав Гомолинский, и многие сенаторы, князья, рыцари и шляхта. Ипатий открыл заседание пространной речью, которой старался убедить всех православных принять унию и покориться Папе.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010