Более того, это отчасти и его обязанность: «Поелику законом постановлено, чтобы никто не терпел от другого обиды, то и сам патриарх может быть судим царём как блюстителем Церкви - если бы, например, он был обвиняем в святотатстве или неправославии, или в каком-нибудь другом преступлении; ибо мы видели это на практике в разные времена». Ближайший пример этому, бывший на памяти самого канониста, - обвинения против знаменитого патриарха Михаила I Кирулария (1043-1058), зачитанные от лица императора известным Михаилом Пселлом. Позднее такая же история повторится в палеологовскую эпоху, вскоре по вступлении на императорский престол Андроника II Палеолога Старшего (1282-1328), противника унии с латинянами, когда патриарх Иоанн XI Векк (1275-1282) будет низвергнут за вероотступничество с константинопольской кафедры по указу василевса, которого оратор Никифор Хумн восславит как архиерея-ревнителя веры. [xxxvii] Мнение Вальсамона разделял в XIII в. и византийский канонист архиепископ Димитрий (Хоматиан), считавший, что император «есть мерило в отношении к церковной иерархии, законодатель для жизни и поведения священников, его ведению подлежат споры епископов и клириков и право замещения вакантных кафедр». [xxxviii] Ссылаясь на возможность апелляции к вселенскому патриарху и к «великому сбору», митрополит Киприан подчеркивает свой иммунитет перед судебным преследованием со стороны московских властей. Между тем, правовое поле на Руси к тому времени претерпевает некоторые изменения, так как великий князь Дмитрий Иванович в своей политике начинает руководствоваться целями восстановления сакрального статуса русского государя, в том числе в области взаимоотношений Церкви и государства. [xxxix] На это указывает, в частности, тот факт, что в 1371 г., узнав, что тверской князь Михаил Александрович пришёл из Орды с ярлыком на великое княжение, великий князь Дмитрий Иванович рассылает указ о всеобщем крестном целовании московскому правителю: «по всемъ городомъ бояре и люди превелъ къ целованию не датися князю великому Михаилу, а въ землю его на княжение на великое не пустити».

http://bogoslov.ru/article/622211

Принимают его Мелитон Сардийский , Феофил Антиохийский и др. Два послания Климента, упоминаемые в настоящем апостольском правиле, обращены к коринфянам от лица Римской Церкви и изданы в 1-м томе «Соборных деяний». Второе из этих посланий Фотий считает подложным (Мириобиблион. Л. 156) 547 . «Апостольские постановления», которые Афанасий Великий называет еще апостольским учением, были отвергнуты правилом VI Всел. 2, потому что их исказили еретики. Но поскольку искажены они были не полностью, а в некоторых частях, то многие из отцов и до VI Вселенского собора, особенно Григорий Богослов и священный Максим, использовали изречения из них. Григорий Богослов в слове на Пасху, начинающемся «На стражи моей стану», аллегорически показывает Христа в образе овцы, как символ одежды нетления 548 , а это речение, согласно Никите, было взято им из «Постановлений». Божественный же Максим в своем толковании на Дионисия использует целые отрывки из «Постановлений». Да что мне говорить об отдельных отцах? Сам V Вселенский собор в послании Юстиниана приводит свидетельство из «Постановлений» о том, что подобает подавать милостыню за умерших (Синодикон. Т. 2. С. 392). Кроме того, и после VI Вселенского собора пользовался свидетельством из «Постановлений» Собор в Святой Софии. Михаил Кируларий, патриарх Константинопольский, вместе со своим Собором, бывшим в 1053 г., привел свидетельство против обычая стричь бороды из 1-й кн. «Апостольских постановлений» (гл. 3), в которой говорится: «Не стригите свои бороды, ибо безбородое лицо Создатель Бог сделал благопристойным для женщины, а для мужчины признал несообразным» 549 (см. также: Синодикон. Т. 2. С. 978). Да и сейчас в том виде, в каком они напечатаны, «Апостольские постановления», как мне кажется, не содержат в себе ничего подложного или неуместного. А книга «Пастырь», о которой говорит Афанасий Великий в уже не раз упомянутом послании, не сохранилась до наших дней 550 . Вероятно, эта книга представляла собой то же, что и слово Иоанна Лествичника , обращенное к пастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

по 20-е гг. XIII в. ( Janin. Grands centres. P. 234-236). Дополнительной информацией мы располагаем лишь в тех случаях, когда обитель так или иначе вступала в контакты с центральными властями К-польской Церкви и империи,- об этом сохранялись сведения в документах имп. и патриаршего дворов. Преемником св. Павла был игум. Симеон, который упоминается в Житии св. Павла. Он ездил в К-поль утверждать в Патриархии устав монастыря. Большую роль в становлении мон-ря сыграл 4-й игум. Гавриил, к-рый упоминается в документах 985-987 гг. Будучи крупным местным землевладельцем, он принял монашество и передал мон-рю большую часть своих земель, создав т. о. ядро монастырского домена Стилу, впосл. имевшее значение для повышения статуса этой обители. Тем не менее в XI в. первенство на Л. сохранялось за мон-рем Келливарон. В 1049 г. патриарх Михаил I Кируларий отправил на Л. своего кувуклисия Константина для инспекции мон-рей и разбора спорного дела о разделе территорий между лаврами Келливарон и Пресв. Богородицы Лампониу (το Λαμπονου; RegPatr, N 857a). Последняя образовалась в X в., вероятно, в результате разделения общины Келливарон, владения обоих мон-рей не были четко разграничены. Константина принимал игумен мон-ря Келливарон Мефодий, здесь же присутствовал игумен Стилу Николай, но исход дела неясен; мон-рь Лампониу позднее не упоминается. В 1075-1087 гг. игуменом Стилу был прп. Христодул Латрин , к-рого К-польский патриарх Косма I назначил протом Л., тем самым изменив традицию первенства мон-ря Келливарон. Через 3 года после вступления в должность Христодул был обвинен в ереси и более 10 лет вел тяжбы с К-польской Патриархией и рядом иерархов, отстаивая как свою невиновность, так и права мон-рей Л. на автономию, против прямого подчинения Патриархии. После ряда судебных процессов в К-поле Христодул был вынужден уйти со своего поста и удалиться в мон-рь св. Иоанна Богослова на Патмосе ( Mikloschich, M ü ller. Vol. 6. P. 18). Лавра Келливарон на Латросе. XIII в. Лавра Келливарон на Латросе.

http://pravenc.ru/text/2463187.html

В начале 1050-х гг. Михаил направил на Запад письмо с обличениями заблуждений «христиан латинских» и в достаточно жесткой форме потребовал от церкви Рима исправления. Претензии Константинополя касались целого ряда аспектов западного исповедания веры, а главная из них сводилась к вопросу о дарах евхаристии (латиняне совершали ее на пресном хлебе, православные – на заквашенном). Вскоре после этого события уполномоченный патриарха на службе в одной из немногочисленных тогда латинских церквей Константинополя сбросил на пол блюдо с хлебом причастия и растоптал его, ссылаясь на то, что опресноки-де не суть дары евхаристии. Для того чтобы как-то уладить возникшие трения, в начале 1054 г. в Константинополь прибыло римское посольство во главе с кардиналом Гумбертом, фактически замещавшим папу Льва IX, томившегося в норманнском плену после разгрома папской армии в Италии (1053). Посольство было направлено для переговоров только с императором Константином IX (римляне намеренно игнорировали патриарха), но Кируларий вынудил Гумберта встретиться и с ним. Споры по поводу взаимных обвинений в нарушении догматов и обрядов веры затянулись надолго, и с обеих сторон велись некорректно. Гумберт на аудиенциях у Михаила вел себя на удивление нахально и допускал нападки на православную церковь , не лучшим образом действовали и византийские иерархи. Константин IX Мономах пытался примирить спорщиков, но тщетно. 16 июля 1054 г. кардинал римской курии Гумберт возложил на алтарь св.Софии хартию, в которой отлучил от церкви Кирулария «со всеми еретиками, с дьяволом  и ангелами его» 94 . Через четыре дня спешно созванный патриархом собор провозгласил главе Западной церкви (несмотря на то, что Лев IX к тому времени покоился в могиле, а другой папа еще не был избран) анафему. Ссора Гумберта. с Кируларием, однако, не привела к полному разрыву между церквями (единство которых было утрачено еще в IX столетии). Около 1057 г. посольство папы Стефана IX пыталось договориться о воссоединении, такого рода попытки предпринимались и позже 95 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Монастырь Неа-Мони [Греч. Να Μον - Новый монастырь], правосл. мон-рь Пресв. Богородицы на о-ве Хиос (Греция), крупнейший памятник визант. архитектуры и изобразительного искусства XI в.; в 1990 г. включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО наряду с византийскими мон-рями Осиос Лукас и Дафни . Н.-М. основан вскоре после 1042 г. местными монахами Никитой, Иоанном и Иосифом . Их Житие написано не ранее XV-XVI вв. и, по мнению совр. исследователей, содержит ряд недостоверных деталей. Согласно Житию, близ пещеры, в к-рой подвизались монахи, им явилась икона Пресв. Богородицы Оранты на горевшей и не сгоравшей миртовой ветви. Впосл. в Н.-М. икона почиталась как чудотворная. Помимо нее в мон-ре был святой источник, также посвященный Богородице. Чудесное явление иконы произошло в правление визант. имп. Михаила IV (1034-1041). Вскоре монахи посетили находившегося в то время в ссылке на Лесбосе придворного Константина Мономаха и рассказали ему о том, что от иконы им было видение, предсказывавшее, что Константин станет императором. Тот пообещал в случае исполнения пророчества построить ц. во имя Пресв. Богородицы на Хиосе. Став императором в 1042 г., Константин IX Мономах начал строительство мон-ря. На Хиос отправили столичных мастеров-строителей и художников. В июле 1049 г. главный храм (кафоликон) Успения Пресв. Богородицы был освящен. Возведение всего комплекса, как считают историки, завершилось ок. 1055 г., уже после смерти имп. Константина. Скорее всего в тот же период были созданы мозаики кафоликона. Русский путешественник В. Г. Григорович-Барский , неоднократно посещавший Н.-М. в 1725-1743 гг., сообщил, что видел в Н.-М. рельефную памятную надпись о начале строительства кафоликона 11 янв. 6553 г. от сотворения мира, т. е. в 1045 г. (надпись утрачена, вероятно, в 1822). В первые десятилетия своей истории Н.-М. находился в центре внимания визант. политической элиты. Ктиторами мон-ря были и имп. Константин IX, и его жена августа Зоя , и ее сестра Феодора . Особое покровительство монахам оказывал К-польский патриарх Михаил I Кируларий . Сохранились сведения о 8 хрисовулах и др. имп. актах, изданных для Н.-М. при Константине IX, большей частью между 1044 и 1051 гг. (RegImp, N 861, 862, 868, 878, 887, 892, 893, 902; Miklosich, Muller. Vol. 5. P. 1-13, 440-449). Часть из этих документов известна по рукописным копиям в собраниях Халкинской богословской школы, Святогробского подворья в К-поле и б-ки мон-ря св. Илии на о-ве Самос. Подлинные акты были утрачены в 1822 г.

http://pravenc.ru/text/2564792.html

Но все эти попытки ни к чему не привели. Ни Латинская, ни Греческая церкви не испытывали внутренней тяги к воссоединению. Сложившееся положение всех устраивало, потому что на деле две половинки христианского общества уже давно жили отдельно друг от друга. Каждая занималась своими проблемами, не заботясь о другой и не нуждаясь в ней. Благодаря этому безразличию иногда казалось, что никакого разделения не случилось, что все идет по – прежнему, а случайное недоразумение не имеет значения. Римских пап продолжали иногда поминать в некоторых восточных церквях, изредка проводились совместные богослужения, и западные святые, случалось, попадали в православные святцы. Но постепенно разрыв стал привычкой, потом правилом и, наконец, традицией. В XIII веке, когда император Михаил V Палеолог поставил вопрос о воссоединении Церкви, патриарх Иосиф сослался на собор Кирулария как на вселенский и потребовал соблюдения его решений. Первые крестовые походы, реально столкнувшие Запад и Восток лицом к лицу, подкрепили теорию практикой. К этому времени греки и латиняне уже так ненавидели друг друга, что предпочитали заключать союз с арабами и турками, а не между собой. Ромеи заявляли, что готовы скорей пойти под иго «агарян», то есть мусульман, чем иметь дело с латинянами, от которых «смердит нечестием». Поход 1202–1204 годов, когда крестоносцы обратили свое оружие против византийцев и разграбили их столицу, залив кровью улицы города, казался естественным итогом этих отношений и никого уже не удивил. Последний проблеск возможности воссоединения Церквей промелькнул накануне взятия Константинополя турками. Силы были уже слишком неравны, и речь могла идти только об унии, то есть поглощении Восточной церкви Западной. Из осажденной столицы Константин XI Палеолог в отчаянии звал на помощь Рим и был готов на все, чтобы спасти империю. Но византийский клир в последний раз собрался с силами и отстоял чистоту веры ценой собственной гибели. После этого православное христианство почти целиком переместилось в Россию, настолько далекую и настолько нецивилизованную в глазах Запада, что о православии практически забыли на несколько веков. Расстановка сил в Европе была уже другой и формировала новую церковную историю, рассмотрение которой не входит в рамки этой книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Овдовев, в 1147 г. удалилась в монастырь. Написанная ею история ее отца " Алексиада " содержит интереснейшие подробности о крестоносном движении и принадлежит к лучшим историческим сочинениям византийцев. Половецкие вежи: так в русских летописях называли половецкие полевые укрепления, а также ханские шатры. Роберт, граф Фландрский — Роберт I Фриз, граф Фландрии (ок. 1013-1093). В юности строил проекты завоевания Византийской империи с группой нормандских рыцарей. Был женат на Гертруде, графине Фрисландской (Голландской). Его брат Балдуин VI перед смертью доверил ему своего сына Арнульфа III и регентство над Фландрией; потом вдова Балдуина Рихильда это оспорила. В состоявшейся в 1071 г. битве с ее сторонниками, в числе которых были войска короля Филиппа I Французского, Роберт одержал победу. Гибель Арнульфа III в этом сражении позволила Роберту стать графом. В 1085 г. совершил паломничество в Святую Землю. Пропонтида — древнегреческое название Мраморного моря. Подлинность этого письма, от которого сохранилось несколько латинских копий, но не греческий текст, вызывает большие сомнения. Подавляющее большинство историков считает его пропагандистской фальшивкой, направленной на то, чтобы, соблазнив рыцарей сокровищами Константинополя, побудить их отправиться в поход на Восток. Вместе с тем ряд исследователей допускает, что Алексей действительно в момент обострения печенежской угрозы направлял какие-то письма о помощи западным князьям. С последними годами империи, когда османские турки окружили Константинополь... — см. прим. 15. Раскол христианской церкви на западную и восточную произошел в 1054 г. в Константинополе, где легат папы Льва IX кардинал Гумберт и патриарх Константинопольский Михаил Кируларий предали друг друга анафеме. Феофилакт — Феофилакт Болгарский (первая пол. XI в. — после 1126), византийский богослов и писатель. Принадлежал к высшей духовной знати, был вхож ко двору императора Михаила VII. В 1088-1089 гг. возглавил Охридское архиепископство. Из его сочинений наиболее известно толкование Священного Писания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

Разделы портала «Азбука веры» В 1054 году, церковь разделилась на католическую и православную. Мне один баптист сказал, что они предали друг друга анафеме. Что такое предать анафеме и как это понять? 5 Ответов Церковь едина (единственна) и не может разделиться. Произошло отпадение от Православной Церкви её части — Западной Церкви. См. Католицизм . В 1054 году патриарх Константинопольский Михаил Кируларий и легат папы Льва IX кардинал Гумберт предали друг друга анафеме.  В 1965 году взаимные анафемы были обоюдно сняты Папой римским Павлом VI и Вселенским Патриархом Афинагором. 1054 год стал годом окончательного отпадения Римской Церкви от Православия. Несмотря на снятие анафем, накопленное богословское разделение за период в 1000 лет не разрешить. Для объединения необходимо, чтоб Рим принял и подписал все решения против филиокве; осудил свою практику вызванной филиокве; отменил канонизацию всех, кто не соответствует Православию; привёл свои решения в соответствии с практикой Православия; принёс Покаяние. Судя по всему, это никак не возможно, пока в Римской Церкви не останется совсем немного людей. В 1054 году произошло трагическое событие, западная Церковь в результате внутренних процессов деградации окончательно отпала от Православной Вселенской Церкви. В предыдущих комментариях совершенно верно были отмечены конкретные заблуждения католиков, ставшие, в том числе, причиной раскола. И условия возвращения Римской Церкви тоже понятны – отказ от этих искажений и заблуждений. Но вот только эти искажения уже сделали свое дело – изменили уклад и мировоззрение западного мира, западного христианства, так что процесс духовной деградации там, похоже, уже необратим. Ведь постоянно все дальше и дальше католики удаляются от евангельских истин, доводя свое положения иной раз до полного безобразия. К примеру, в США некоторые католические приходы демонстрируют «терпимость» к мужеложникам и прочим извращенцам, а ряд католических епископов в США открыто поддержали сторонников движение ЛГБТ.

http://azbyka.ru/vopros/chto-proizoshlo-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ЦЕЦ [греч. Ιωννης Τζτζης] (ок. 1110 или 1112 - после 1180 или 1185), визант. писатель. Источники Биография И. Ц. в основном реконструируется благодаря его эпистолярному наследию. Сохранилось и опубликовано собрание из 2 книг, включающее 107 расположенных в хронологическом порядке писем, к-рые относятся к 1138-1170 гг. Эти письма подготовил к публикации И. Ц. Сборник известен в 2 авторских редакциях (ранней и поздней). Среди адресатов И. Ц.- члены имп. фамилии (Мануил I Комнин, Анна Комнина и др.), чиновники высшего ранга, друзья и ученики. Внимание автора к деталям столичной жизни делает сборники писем важным источником для изучения визант. быта. Сведения о происхождении И. Ц. и об истории его рода содержит «Книга историй». Это написанный политическим стихом (пятнадцатисложником) пространный (более 12,5 тыс. стихов) историко-этнографический авторский комментарий к своим письмам, составленный между 1144 и 1170 гг. Закрепившееся в научной лит-ре название «Хилиады» (букв.- Тысячи) не является авторским и принадлежит 1-му издателю (Н. Гербелю), в 1546 г. разделившему 600 «историй», составляющих сочинение, на 13 книг приблизительно по тысяче стихов в каждой. Образ автора представлен в схолиях к античным сочинениям и в ученых гекзаметрических поэмах, что в целом нетипично для визант. традиции. И. Ц. включает в свои произведения эпизоды из собственной биографии (напр., воспоминание о путешествии пешком из пров. Веррия в К-поль), жалобы на безденежье и отсутствие покровителей, едкие выпады против др. схолиастов, а также рассуждения о технике создания лит. произведения: цитировать ли тот или иной источник по памяти или же сверяться с оригиналом, хватит ли ему оставшихся листов кодекса и т. п. Биография По материнской линии И. Ц. принадлежал к аристократическому роду: его бабушка была дочерью родственницы Марии Аланской (дочери груз. царя Баграта IV) и севаста, и вел. друнгария Константина (по предположению издателя «Хилиад», племянника патриарха Михаила I Кирулария ) и пользовалась покровительством имп. Евдокии Макремволитиссы. Отец И. Ц. Михаил был незнатного происхождения. Он позаботился об образовании сыновей: известно, что старший брат И. Ц., Исаак, также занимался лит. творчеством, в нек-рых рукописях комментарии к Ликофрону атрибутируются ему, а не И. Ц.; младшему брату Андронику И. Ц. посвятил стихотворный комментарий к «Исагоге» Порфирия (подробнее об образовании и происхождении И. Ц. см. Gautier P. La curieuse ascendance de Jean Tzetzes//RÉB. 1970. Vol. 28. P. 207-220).

http://pravenc.ru/text/471551.html

два года была еще единодержавной. Двенадцатилетнее правление Константина Мономаха наполнено интригами и скандальными похождениями, связанными с именем цариц и его фаворитки, упомянутой Склирены. Сначала Мономах несколько скрывал свои отношения к Склирене, а потом с согласия Зои перевел ее в Большой дворец, почтил саном севасты и жил с ней почти открыто. Когда же она умерла от чахотки, то царь перенес свои симпатии на одну грузинку, проживавшую в столице в качестве заложницы. Придворная жизнь служит канвой, по которой расшиваются узоры общественной и государственной деятельности. Склирена привела с собой клику родственников, которые возбудили против себя неудовольствие в чиновных сферах и в народе; особенно когда стали ходить слухи, что Мономах думает жениться на Склирене и возвести ее на престол. Мы будем иметь случай видеть далее, как самые существенные интересы государства приносились при этом в жертву личным счетам и партийной борьбе. Заговоры, возмущения и попытки к государственным переворотам были обычным явлением в этот период. Таковы движения Маниака, Стефана Севастофора, Льва Ламбра, наконец, Льва Торника, последнему покровительствовала даже Евпрепия, родная сестра Мономаха. Когда в начале 1055 г. Мономах был на смертном одре, снова выступил вопрос о престолонаследии. Приближенные к нему государственные сановники указали на Никифора Протевона, но приверженцы царицы Феодоры приняли свои меры и провозгласили ее царицей. Она еще 2 года управляла империей. Отмечается как особенность ее царствования то, что при ней не было больше внутренних смут и заговоров. Когда престарелая царица сделалась больна, приискали кандидата на престол в лице патрикия Михаила Стратиотика, который по старости и незначительности не мог угрожать привилегиям служилой и придворной аристократии, получившей преобладание за этот период смут и интриг. Патриарх Михаил Кируларий короновал его 31 августа 1056 г., а вскоре затем скончалась и Феодора. Царствование Михаила VI Стратиотика было весьма непродолжительно и могло бы быть совершенно обойдено молчанием, если бы оно не было пограничным между двумя периодами.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010