достигает своего небесного предназначения. Михаилу Пселлу принадлежит неск. трактатов частично или целиком психологического содержания: «Commentarius in psychogoniam Platonicam» (Толкования на сочинения Платона о душе), «De anima celebres opiniones» (Распространенные мнения о душе), «De omnifaria doctrina» (О всяком знании), «Quod animae motus coelestibus motibus similes sint» (О том, что движение души подобно движению небесных тел). В них Михаил Пселл выступает в большей степени как эрудит и доксограф, чем как самостоятельный мыслитель и богослов. Его учение о Д. примыкает к психологической доктрине платонизма, в к-рой Д. понимается как элемент мироздания, встроенный в космическую иерархию. Иоанн Итал продолжил разработку платонической концепции Д. (реконструкцию учения о Д. Иоанна Итала см.: Успенский. 2001. С. 127-135, 152-156). Отчасти этим он спровоцировал соборное разбирательство при имп. Михаиле VII Дуке в 1077-1078 гг., на к-ром были подвергнуты осуждению его психологические концепции ( Gouillard. Synodikon. P. 57): учение о переселении душ (Ibid. P. 57-59), учение о предсуществовании душ (Ibid. P. 61). Доксографическая философская и богословская подборка о Д. представлена в соч. «Диоптра» (кон. XI в.). Константин Манасси , митр. Навпактский, написал поэтическое соч. «Ad animam meam» (К своей душе; см.: Krumbacher. Geschichte. S. 380. Anm. 9). Историк Михаил Глика размышлял о происхождении и природе Д. ( Mich. Glyc. Annales. I//PG. 158. Col. 145-156), о 3 ее частях (λοϒικν, πιθυμητικν, θυμικν - Ibid. Col. 224-232). Никифору Влеммиду принадлежит соч. «Περ ψυχς» (О душе, 1263), в к-ром он воспроизводит воззрения о Д. Аристотеля, рассматривает способности Д. ( Niceph. Blemm. Epitom. logic. 3). Никифор Хумн написал небольшое соч. «Antitheticus in Plotinum de anima» (Против трактата Плотина «О душе»), в к-ром с христ. позиций опровергаются неоплатонические взгляды на природу Д. Симеон , архиеп. Фессалоникийский, разъясняет отдельные вопросы происхождения и существования Д.

http://pravenc.ru/text/180712.html

Моей души и сердца ликование? Но нам пора в дорогу, как велел господь. Магдалина О госпожа! Вот чада галилейские И девы, сердцу твоему любезные, Спешат сюда, чтоб умастить усопшего, Не ведая досель о погребении. Ко гробу вместе с ними подойдем опять: Я лицезреньем чуда не насытилась. Ведь сердце, возжелавшее постигнуть все, Пленяется неизреченным зрелищем И жадно рвется к виду тайны явленной. Но кто же сей белохитонный юноша, Что одесную гроба восседит, лучась? Мой ум восхищен молнийным сиянием. Юноша Страшиться вам не должно: отложите страх. Тот Иисус, владыка Назареянин, Которого вы ищете в могиле сей, Восстал, о девы, полым вам оставив гроб. Ступайте возвестить Петру и братии, Что должно в Галилею им спешить теперь. Хор Умолкни, о умолкни! Смотри, владыка наш стоит во храмине. Как в запертые двери он возмог войти? Не чудо ли великое поистине! О, верно так, как изошел таинственно Из склепа своего запечатленного, Как прежде вышел из утробы девственной. Христос Мир вам. Что вы смутились? Се, пред вами явлены И руки, и стопы мои пронзенные, И вы должны признать мой облик подлинный. Так: я есмь я; не духа бестелесного Вы видите и плоти не имущего, Но Сына человеческого зрите плоть, Вещественное тело осязаете. Как мой отец небесный ниспослал меня, Так вас я посылаю к людям с вестию И духа вам дарую благодатного, Дабы, приявши силы, возвещали вы Отца и сына с духом–утешителем. Теперь ступайте, божьи благовестники, И пойте песнь победную по всей земле, И, обойдя повсюду домы царские, Реките: всякий город есть Давидов град, Коль узрит он спасенье от моих страстей Везде несите обо мне свидетельство, И тот, кто примет слово и крещением Свои грехи омоет, жизнь приимет в дар; А тот, кто ваше презрит научение, Безверие являя, подпадет суду. Итак, примите благость, духа божия: И то, что вам своим определением Вязать, решить ли заблагорассудится, Пребудет в веке будущем незыблемо. Михаил Аплухир (XII в.) Об авторе «Драматия» Михаиле Аплухире не сохранилось никаких сведений. Это сочинение написано на не очень оригинальную для византийской литературы тему. О бедственном положении ученых и поэтов и о процветании неучей писали и Феодор Продром, и Иоанн Цец, и Михаил Глика, одни – с горькой иронией, другие – в форме откровенной жалобы. Близость тематики, общность в подходе к этому вопросу у известных писателей XII в. и автора «Драматия» позволяют предположить, что Аплухир тоже жил во второй половине XII в. и принимал участие в литературных кружках, сосредоточенных вокруг дам–патронесс из императорской фамилии (Анна Комнина, севастократорисса Ирина). Имя Аплухир неоднократно встречается в документах этого периода. Правда, нет возможности идентифицировать нашего поэта с одним из исторических лиц, носящих такое же имя, так как не имеется никаких сведений о его жизни. Не были также обнаружены какие–либо другие произведение того же автора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ II КСИФИЛИН [греч. Γεργιος Ξιφιλνος], патриарх К-польский (10 сент. 1191 - 7 июля 1198). Согласно сведениям, содержащимся в «Истории» Никиты Хониата , Г. К. был клириком собора Св. Софии в К-поле; в 1182 г. участвовал в переговорах претендентов на регентство при малолетнем имп. Алексее II Комнине - протосеваста Алексея и буд. имп. Андроника I Комнина . Вероятно, хорошо знал каноническое право; накануне вступления на Патриаршество занимал пост вел. скевофилака. После отречения патриарха Досифея Г. К. был поставлен патриархом по выбору имп. Исаака II Ангела , утвержденному синодом. Избрание Г. К. позволило разрешить конфликт императора с епископатом, вызванный нарушениями канонов при возведении на престол Досифея (1189; был одновременно патриархом К-поля и Иерусалима), к-рого часть епископов отказывались признавать. Г. К. разделял стремления К-поля с помощью уступок сохранить политическую поддержку местного епископата, в 1191 г. он издал распоряжение о переводе всех ставропигиальных мон-рей империи под управлением епархий, тем самым отказавшись от контроля над ними. В период политического кризиса 1195 г. Г. К. поддерживал имп. Исаака II; после его отречения короновал имп. Алексея III Ангела , сохранил престол, но был вынужден отменить прежние постановления о монастырском управлении. Ок. 1198 г. под давлением императора Г. К. вопреки канонам позволил влиятельному придворному Константину Месопотамиту, бывш. митрополиту Фессалоники, занимать одновременно светские и церковные должности. Однако вскоре вслед за этим Константин попал в опалу при дворе и был низложен с митрополичьей кафедры. В период Патриаршества Г. К. в к-польских церковных и придворных кругах активизировалось обсуждение богословского вопроса о нетленности Св. Даров. Это мнение ранее уже высказывалось неким Мироном Сикидитом (возможно, Михаил Глика , сер. XII в.) и было признано еретическим, но при Г. К. вопрос вновь подняли митр. Халкидонский Иоанн Кастамонит и дидаскал Иоанн Каматир. Видимо, в нач. 1198 г. Г. К. издал синодальное определение, вновь осудившее учение Сикидита и его последователей. Традиционно считается, что под давлением оппозиции Г. К. был вынужден отречься от престола в 1199 г. и удалиться в основанный им мон-рь Фригана на Босфоре. Патриархом стал Иоанн X Каматир . Согласно исследованиям В. Грюмеля, Г. К. оставался на престоле до кончины в июле 1198 г.

http://pravenc.ru/text/164291.html

богослову Иакову Саругскому на рубеже V и VI вв. Впервые в развернутой форме ее воспроизвели визант. авторы сер. VI в.- хронист Иоанн Малала ( Ioan. Malal. Chron. P. 317) и церковный историк Захария Ритор ( Zach. Rhet. Hist. eccl. I 7). Оба использовали уже известные в то время «Акты Сильвестра». История о крещении К. Сильвестром была столь важна, что в 20-х гг. VI в. ей были посвящены неск. сюжетов декорации храма св. Полиевкта в К-поле, к-рый был построен Аникией Юлианой, родственницей императоров Западной Римской империи (Anthologia Palatina. I 10). В последующие эпохи в Византии легендарная история о крещении К. Сильвестром стала неотъемлемой частью церковного Предания и исторических знаний византийцев о К., она воспроизведена во всех основных версиях средневек. Жития К. (BHG, N 364) и большим числом др. авторов ( Theoph. Chron. P. 17-18; Georg. Mon. Chron. P. 485-487; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 475-476; Mich. Glyc. Annales. P. 466-467; Niceph. Callist. Hist. eccl. VII 35; VIII 54-55). Православная история крещения почти полностью вытеснила знания о крещении императора на смертном одре. Нек-рые историки (Михаил Глика, Никифор Каллист) упоминали наряду с православной и о прежней версии крещения, но критиковали и отвергали вторую, приводя различные аргументы и оценивая саму возможность крещения К. арианами как несомненную клевету. Вместе с тем наибольшим влиянием легенда о крещении К. св. папой Сильвестром пользовалась на Западе, где в VIII в. она была дополнена легендой о «Константиновом даре». В Византии известны 3 основных классических версии Жития К. Датировка этих памятников остается сложной проблемой; большинство совр. исследователей считают, что Жития имели единый прототекст и сформировались в течение длительного периода VII-XI вв. (подробный анализ см. Kazhdan. 1987; Winkelmann. 1964, 1978). Это BHG, N 364 (издание Guidi. 1908), BHG, N 365 ( Opitz. 1934; дополнения Halkin. 1960) и BHG, N 365n ( Halkin. 1959). В основных чертах композиция и характер повествования в них сходны, но есть и существенные отличия в деталях.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

Первыми авторами М. считаются Фока Филадельфийский, мон. Герман, Николай Авасиот , Николай Кловас, Михаил Падзадос, Николай Кабанис, Симеон Псиридзис, Никифор Ифик и др., время деятельности к-рых приходится на кон. XIII - нач. XIV в. После них и прп. Иоанна Кукузеля , неоднократно украшавшего их сочинения (в его творчестве есть и собственные произведения), авторами М. были такие известные мелурги, как Иоанн Глика , Ксен Коронис , Мануил Хрисаф, а в поствизант. период - протопсалт Великой ц. Панайотис Хрисаф Новый († 1685), Герман , митр. Нов. Патр, свящ. и номофилакс Баласис (оба - 2-я пол. XVII в.), протопсалт Великой ц. Иоанн Трапезундский († 1770), лампадарий Петр Пелопоннесский († 1778), протопсалт Великой ц. Даниил († 1789). Нек-рые из вышеперечисленных мелургов известны как авторы не только мелодий, но и поэтических текстов М. Первоначально М. записывали в Пападики , впосл. сформировались особые певческие книги, содержащие М.,- Калофонические Стихирари, или Матиматарии (один из самых ранних - кодекс Ath. Iver. 1006, написанный в 1431 Давидом Редестским ). Псалмовые стихи в XVIII - нач. XIX в. продолжали помещать преимущественно в Пападики (Анфологии Пападики), а калофонические стихиры - в Матиматарии. Икосы Акафиста в стиле М. были собраны в др. типе рукописи - Икиматарии, или Акафисте (Οκηματριον, Ακθιστος Υμνος). Бóльшая часть М. переведена из древней симиографии в нотацию Нового метода хартофилаксом Великой ц. Хурмузием (в Афинской национальной б-ке сохранилось ок. 10 его рукописей, не опубл.), тем не менее в XIX в. были и мелурги, продолжавшие сочинять произведения в старой традиции. «Экзегезисы» («истолкования») многих М. были сделаны и другим учителем Нового метода - протопсалтом Григорием ( 1821), а позднее святогорскими мелургами иеромонахами Матфеем Ватопедским , Николаем Дохиаритом и Иоасафом Дионисиатом . Согласно новейшим исследованиям, Хурмузий был знаком с «экзегезисами» Григория (к-рые были сделаны несколько ранее) и следовал им, «истолковывая» М., записанные более ранней нотацией.

http://pravenc.ru/text/2562578.html

Арм. историк VIII в. вардапет Гевонд упоминает, что К. отлучил арм. князя, патрикия и куропалата Смбата Багратуни за то, что тот из-за ссоры с имп. Юстинианом II разграбил г. Фасис (ныне Поти), похитив в т. ч. и церковную утварь. Это отлучение, произнесенное в 711 г. (RegPatr, N 319), должно было зачитываться каждый год на Пасху; Гевонд сообщает, что греки делают так «до сего дня». Патриаршество К. закончилось вместе с правлением имп. Юстиниана II. После казни императора и его малолетнего сына и захвата К-поля Филиппиком Варданом (711-713) К. был низложен и, согласно визант. авторам, отправлен в мон-рь Хора. Беда Достопочтенный и Павел Диакон, однако, указывают, что К. был возвращен в свой мон-рь в Амастриде. Преемником К. стал Иоанн VI , к-рому новый император поручил восстановление монофелитства. Его действия привели к очередному разрыву с Римом, недолгое примирение, достигнутое К., было нарушено. После смерти Иоанна VI патриархом стал митрополит Кизический свт. Герман I (715-730). Вопрос о восстановлении на кафедре К. не поднимался, это дает основание предполагать, что к 715 г. его уже не было в живых. В различных списках визант. синаксарей память К. указана под 7 или под 8 янв. Согласно Типикону Великой ц., собор (синаксис) совершается в мон-ре Хора и в Великой ц. в ближайшее к 7 янв. воскресенье; служба повторяет чинопоследование 2 сент. в честь свт. Иоанна IV Постника ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 190-191). В Хронике Георгия Амартола (IX в.) и у некоторых позднейших авторов, зависимых от нее (Михаил Глика, XII в.), К. носит имя Кириак (Κυριακς). Ист.: ActaSS. Ian. T. 1. Col. 531-532; Mich. Glyc. Annales. 1836. P. 518; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 781, 784; История халифов вардапета Гевонда, писателя VIII в./Пер.: К. Патканьян. СПб., 1862. С. 21-24; Niceph. Callist. Catalog. Col. 457D; Paul. Diac. Hist. Langobard. 1878. P. 225-226; Niceph. Const. Chronogr. P. 119; idem. Brev. hist. 1990. P. 104; Theoph. Chron. Vol. 1. P. 362, 374-375, 381-382; Zonara. Epit. hist. Lib. XIII-XVIII. 1897. P. 239, 244; SynCP. Col. 376-380; LP. Vol. 1. P. 390-391; Georg. Mon. Chron. 1978r. Vol. 2. P. 733.

http://pravenc.ru/text/1840119.html

– Так как об этом сочинении Аполлинария св. Василий говорит в письмах 373-го года, то и время его составления нельзя отдалять от этой даты. Книга Аполлинария о Троице в ряду прочих его догматических произведений обращает на себя внимание в том отношении, что она является переходной стадией к сочинениям с подробным изложением христологии и потому должна была иметь важное значение в процессе развития догматических воззрений Аполлинария. Одиако, на основании свидетельств древности о ней трудно сказать более того, чем мы сказали. Желая вознаградить современную науку за утрату этого любопытного сочинения Аполлинария, ученый Дрэзеке утверждает, что оно подобно многим другим произведениям Аполлинария сохраняется еще в целом виде и по наше время, хотя и не под именем его действительного автора. Он пытается доказать, что издаваемое в числе подложных творений св. Иустина Философа „Изложение правой веры» есть ничто иное, как та книга Аполлинария о Троице, о которой говорят Василий Великий и Григорий Богослов 1131 . К обозрению и обсуждению направленных к этой цели доводов Дрэзеке мы и переходим 1132 . Сочинение с именем Иустина „κθεσις τς ρθς πστεως τοι περ τριδος " 1133 становится известным в церковной литературе с века; его цитируют Леонтий Византийский , автор „Patrum doctrina», Никифор Константинопольский , Евфимий Зигабен , Феориан 1134 и Михаил Глика 1135 . Его непринадлежность Иустину, имя которого оно носит в своем надписании, не требует никаких доказательств; позднейшее происхождение этого тринитарно-христологического содержания сочинения ясно видно в каждой его строчке, в каждом термине и понятии. Оно принадлежит к тем блуждающим произведениям древне-церковной письменности, относительно автора которых не составилось никакого определенного взгляда в науке 1136 и время появления которых обозначается обычно веками 1137 . Правильному обсуждению этого сочинения до последнего времени отчасти препятствовало то обстоятельство, что, при изследовании его, оно принималось в том целом виде, в каком оно и существует в изданиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Относительно следующей генерации писателей следует упомянуть о двух чертах: 1) о страхе перед бездной премудрости, заключавшейся в трудах предшественников, который выразился в их стремлении сократить труды и без того краткие (Михаил Глика, ХПв., Константин Манасси, XII в., Иоиль, XIII в., Ефрем, XIV в.), и 2) об их византийской слабости к цветословию, сказавшейся в своеобразной форме трудов трех последних историков, передававших исторические события в политических стихах (тонического размера). Несмотря, однако, на столь своеобразную форму их трудов, они в изложении содержания замечательно строго держатся буквы трудов своих предшественников и более всего Зонары. Последним церковным историком в Византии был Ники–Фор Каллист, константинопольский монах (около 1333 г.), намеревавшийся написать церковную историю в 23 книгах; но до нас дошло только 18 книг (доведена история до 610 г.), а от следующих книг сохранились только заглавия (до 911 г.). Его историю издал по единственной венской рукописи в 1630 году Fronton le Due. С этого издания она перепечатана в «Патрологии» Миня (тт. 145—147) ). Латинская церковная историография     Латинская литература по церковной истории в древний период отражала на себе сильное влияние литературы греческой. Мы знаем, что крупные труды греческой литературы были почти все переведены на латинский язык. Так, например, была переведена церковная история Евсевия, потом — труды трех его продолжателей — Сократа, Созомена и Феодорита. Труд Евсевия был переведен Руфином в 410 году, а сочинения Сократа, Созомена и Феодорита — схоластиком Епифанием (historia tripartita), который занялся этим делом по желанию сенатора Кассиодора (t ок. 562 г.). Следующая серия греческих трудов по нашему предмету ускользает от внимания латинских ученых, но труды Георгия Синкелла, Никифора и Феофана были переведены (отчасти обработаны) на латинский язык Анастасием, римским библиотекарем (f ок. 886 г.). Хроника Евсевия, именно вторая часть — каноны, переведена, обработана и продолжена Иеронимом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

В 3373 году от сотворения мира, когда Аврааму был 61 год, сожег Авраам идолов отца своего, и вместе с ними сожжен был Арран, хотевший тушить огонь ночью. И вышел Фарра с Авраамом, чтобы идти в землю Ханаанскую, и, переменив намерение, жил в Харране, предаваясь идолопоклонству до своей смерти (Кн. Юбил., XII). На сто пятьдесят третьем году жизни Исаака Иаков возвратился к нему из Месопотамии. И Исаак, возведя очи и увидя сыновей Иакова, благословил Левия, как первосвященника, и Иуду, как царя и начальника. Ревекка побудила Исаака, уже бывшего в старости, чтобы он внушил Исаву и Иакову любить друг друга. И он, увещевая их, предсказал, что если Исав восстанет на Иакова, то впадет в руки его. И вот после смерти Исаака, Исав, возмущаемый своими сыновьями, собрав людей, вышел войною против Иакова и его сыновей. Иаков, заперев ворота башни, увещевал Исава вспомнить родительские завещания. Когда же он не склонился на увещания, а напротив, стал оскорблять и поносить его, Иаков, побуждаемый Иудой, натянул лук и поверг Исава, поразив его в правый сосок груди. После его смерти сыновья Иакова, открыв ворота, перебили весьма многих. Это говорится в Малом Бытии (XXXVII, XXXVIII). 4. Михаил Глика Не потому, что он (змий) имел прежде ноги, как говорит Иосиф и так называемое Малое Бытие, теперь Бог объявляет, что он будет ходить на чреве; но, как объясняет Златоустый Иоанн , прежде он благодаря прямому положению имел такую смелость, что приблизился к самому уху Евы и разговаривал с ней, а теперь осужден, и совершенно справедливо, ползать по земле (Кн. Юбил., III). Малое Бытие говорит, что Адам неосмотрительно взял от древа и ел и не обратил полного внимания на слова Евы, потому что изнемог от труда и голода. Но об этом, возлюбленный, лучше умолчать, ибо, как сказано выше, бывает нечто достойное и молчания; разве только и ты хочешь говорить, что Адам взял жену, чтобы не обратиться на других животных. Змий стал пресмыкающимся из скота, и имел руки и ноги; но это было отнято ради того, что он дерзновенно вошел в рай и посему первый взял от древа и ел. Адам отгонял птиц и пресмыкающихся, собирал плод в раю и ел его с своею женою. Вот это-то, чтобы не сказать, и еще гораздо большее из подобного, содержит Малое Бытие. Но оставь это; ибо иначе относящимся к Священному Писанию (это) покажется, напротив, смешным и забавным (Кн. Юбил., III). 5. Георгий Кедрин

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Константинопольский патриархат в Никее . Михаил IV Авториан (20.03. 1208 - 26.08.1212); Феодор II Ириник (20/28.09.1212 - 31.01.1215); Максим II (3.06 - 12.1215); Мануил I Сарантин Харитопул (12.1215 - 09.1222); Герман II (ок. 1223-1240); Мефодий (1240); Мануил II (1244 - 08/09.1255). Возрожденный Константинопольский патриархат . Арсений Авториан (1255 - весна 1260, 08.1261 - 05.1265); Никифор II (нач.- кон. 1260); Герман III (25.05.1265 - 15.09.1266); Иосиф I (1.01.1267 - 05.1275, 31.12.1282 - 23.03.1283); Иоанн XI Векк (2.06.1275 - 26.12.1282; заключил унию с Римско-католической Церковью); Григорий II Кипрский (28.03.1283 - 06. 1289); Афанасий I (14.10.1289 - 16.10. 1293, 1303 - 09.1309); Иоанн XII Косма (1.01.1294 - 23.08.1303), Нифонт I (9.05.1310 - 11.04.1314); Иоанн XIII Глика (12.05.1315 - 11.05.1319); Герасим I (21/22.03.1320 - 19/20.04.1321); Исаия (11.11.1323 - 13.05.1332); Иоанн XIV Калека (02.1334 - 8.01.1347); Исидор I Вухир (17.05.1347 - после 02.1350); свт. Каллист I (10.06.1350 - 11.1353, 01.1355 - 08.1363); Филофей Коккин (11.1353 - 22.11.1354, 12.02.1364 - 1376); Макарий (1376 - 1379, 30.07.1390 - 1391); Нил (06.1380 - кон. 1388); Антоний IV (12.01.1389 - 07.1390, 08.1391 - 05.1397); Каллист II (1397); Матфей I (11.1397 - 08.1410); Евфимий III (25/26.11.1410 - 29.03.1416); Иосиф II (21.05.1416 - 10.06. 1439; заключил унию с Римско-католической Церковью); Митрофан II (4/5.05.1440 - 1.08.1443); Григорий III Мамма (1443-1450); Афанасий II (1450). II. Османская эпоха . Геннадий II Схоларий (6.01.1454 - 05.1456, 04/05.1463, 08.1464 - 08.1465); Исидор II Ксанфопул (05.1456 - 31.03.1462); Иоасаф I Коккас (1.04.1462 - 10.04.1463); Софроний I Сиропул (06.1463 - 07.1464); Симеон I Трапезундский (ок. 1465, кон. 1471 - нач. 1475, 04.1482 - осень 1486); Марк II Ксилокаравис (нач. 1466 - 15.01.1467); Дионисий I (11/12.1466 - кон. 1471, 07.1488 - кон. 1490); Рафаил I (нач. 1475 - нач. 1476); Максим III (весна 1476 - 3.04.1482); Нифонт II (кон. 1486 - нач. 1488, лето 1497 - 08.1498); Максим IV (нач.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010