В этой притче И. Христос разумел под хозяином виноградника – Бога, под виноградником – Церковь Божию. Работники, призванные в виноградник в разное время – люди, призванные в Церковь Христову в разное время жизни их. Расчет с работниками – это суд Божий после смерти людей и, главным образом, последний суд. Люди призваны в царство в разное время, но все получат равные награды, и даже многие, призванные после, получат большую награду; в царство Мессии призваны все люди, но не все будут достойны его, потому-то Спаситель и сказал: «много званных, но мало избранных». 60. Болезнь и смерть Лазаря ( Ин.11:1–16 ) Лазарь, брать Марфы и Марии, опасно заболел. Сестры Лазаря, зная любовь Спасителя к их брату и искренне веря в Его чудотворную силу, послали к Нему сказать: «Господи! кого Ты любишь, болен». Иисус Христос, услыша эту весть, сказал: «Болезнь эта не к смерти, но к славе Божией», и остался там, где услышал весть о болезни друга. По прошествии двух дней, Спаситель сказал ученикам: «Пойдем опять в Иудею». Ученики сильно испугались этого намерения Учителя, потому что знали ненависть к нему иудеев и их желание убить Его. Поэтому они стали отговаривать Спасителя от путешествия в Иудею: «Учитель, давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, а Ты опять идешь туда?» Иисус отвечал им: «Не двенадцать ли часов во дне? Кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним». Потом Спаситель прибавил: «Лазарь, друг наш, уснул, но иду разбудить его». Ученики не поняли, что Иисус Христос говорит о смерти Лазаря: они подумали, что сон поможет ему, и сказали: «Господи, если уснул, то выздоровеет». Тогда Иисус Христос прямо объявил им: «Лазарь умер, и радуюсь за вас, прибавил Он, что Меня не было там (и Я не исцелил его от болезни), чтобы вы уверовали; но пойдем к нему». Ученики пошли за Иисусом; но так были уверены, что Учитель их и они сами будут убиты в Иудее, что один из них, Фома, сказал: «Пойдем – и мы умрем с Ним». 61. Предсказание Иисуса Христа об ожидающих Его страданиях в Иерусалиме. Просьба Саломии

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Евангелист Иоанн о содержании этих речей Господа делает лишь краткое замечание, что Он дал иудеям разуметь, какою смертью Он умрет, и тем отнял у них последнюю надежду на внешнее царство, подобно тому как раньше по насыщении пяти тысяч человек Он в капернаумской беседе отказал иудеям в таком питании на будущее время; иудеи же, как тогда, так и теперь, несмотря на столько чудес, сотворенных Христом, не веровали в Него ( Ин.12:3237 ). Но первые три евангелиста более подробно передают содержание бесед Господа Иисуса с иудеями в последнее пребывание Его в Иерусалиме, в первый день или в первые два дня после торжественного входа в Иерусалим. Беседы были начаты Его врагами. Еще во время Его путешествия в пределы иудейские заиорданскою стороною они враждебно окружали Его и старались уловить Его в слове. Так они, искушая, спрашивали Его, по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею. Во время входа в Иерусалим они приступают к Нему и требуют, чтобы Он запретил ученикам сопровождать Его возгласами. На другой день, когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: «какою властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал такую власть?» На этот вопрос Он ответил тоже вопросом: крещение Иоанново откуда было – с небес, или от человеков? Вопрос ставил иудеев в затруднение, так как они Иоанну не поверили, а все почитали его за пророка. Если бы они дали ответ, что крещение Иоанново было с небес, то сами осудили бы себя за неверие, а если бы ответили, что оно было от человеков, то вооружили бы против себя народ. Они отказались отвечать. Но затем Господь Иисус Христос раскрыл им смысл того ответа, который они должны были дать. Он сказал им притчу о двух сыновьях, из которых первый на приглашение отца работать в винограднике сначала отказался, а потом раскаявшись пошел, а второй согласился, но не пошел. Объясняя притчу, Господь уподобил первому сыну, исполнившему волю отца, мытарей и блудниц, а второму иудеев – первосвященников, старейшин народа и книжников, и сказал им: «мытари и блудницы вперед вас идут в царство Божие».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Затем Он сказал им другую притчу о виноградарях, которым был сдан виноградник и которые присланных к ним за плодами рабов хозяина одних прибили и отпустили с бесчестием, а других убили, и даже сына хозяина, выведи вон из виноградника, убили, чтобы завладеть его наследством. «Что же, спросил Христос, сделает хозяин виноградника? Виноградарей предаст смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои». Затем Он применил притчу к иудеям и сказал им: «так и от вас отнимется царство Божие, и дано будет народу, приносящему плоды его» 133 . Третью притчу Господь сказал иудеям о брачном пире, который был сделан царем для сына своего. Званные не хотели прийти на пир и оказались недостойными; а пир наполнился собранными на дорогах и допущенными на пир в брачном одеянии. Слыша все эти притчи Его, первосвященники и фарисеи понимали, что Он об них говорит, и схватили бы Его, если бы не боялись народа. Им было очевидно, что тот, кто славно вошел в Иерусалим, как Мессия, для них грозный судия, извергающий их из царства Божия, как не исполнивших воли Божией, не принесших должных плодов и недостойных брачного пира. Это содержание притчей было дополнено беседою Господа по вопросам, которые были предложены Ему иродианами, саддукеями и фарисеями. Иродиане, приверженцы династии Ирода и потому в Галилее сторонники Ирода Антипы, а в Иудее недовольные римской властью, вследствие устранения римлянами династии Ирода, вместе с учениками фарисеев, для которых эта власть была ненавистна и которые надеялись освободиться от нее с помощью Мессии, спросили Его, позволительно ли давать подать кесарю, или нет. Фарисеи, которыми были подосланы их ученики и иродиане, надеялись, что Он в Своем ответе должен высказаться или сторонником, или противником римской власти. Но Господь ответил им, что кесарю нужно отдавать назад монеты с его изображением, от него полученные, а Богу – Божие. Истинный Мессия не может быть ни сторонником, ни противником римской власти, духовное царство лежит вне той области, в которой возникают вопросы о внешней власти, в духовном царстве Божием нет места национальным чаяниям иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Самсон сказал: «(Не правда!) и отец мой, и мать моя не знают ее». Между тем молодые Филистимляне стали грозить жене Самсоновой, что они сожгут ее и с домом отца ее, если она не узнает и не скажет им значения загадки. Жена Самсонова начала плакать перед мужем своим; и не могла утешиться во все дни пира. Самсон не выдержал этого испытания, и в седьмой день разгадал ей загадку; а она открыла все, что ей было сказано, своим единоплеменникам. И вот, в седьмой день, прежде чем взошло солнце, брачные друзья сказали Самсону: «что может быть слаще меду, и сильнее льва?» На это он заметил им: «если бы вы не пахали моею телицею, то не отгадать бы вам моей загадки». После этого сошел на него Дух Божий; и он отправился подалее от Фамнафы в Аскалон: там он убил 30 Филистимлян, снял с них все одежды и отдал разгадавшим загадку. А сам, в гневе на жену свою, оставил ее и возвратился в дом отца своего. Спустя несколько дней, гнев Самсона прошел. Он пошел к жене своей; но отец ее не допустил его видеться с нею. Он сказал Самсону: «я подумал, что ты совсем возненавидел ее; и потому выдал ее за одного из брачных друзей твоих. А не угодно ли, вместо ее, взять меньшую ее сестру, которая еще красивее?» Самсон на это отвечал: «теперь я не буду виноват перед Филистимлянами, если причиню им зло». И поймал он 300 лисиц, связал по две хвостами, и укрепил по Факелу между двумя хвостами и, зажегши Факелы, пустил лисиц. Они бросились на нивы Филистимлян, на те места, где сложен был сжатый хлеб их, в виноградники и в масличные сады их: везде занялся пожар, и все сделалось добычею пламени. Началось исследование, кто это сделал? И узнали, что это сделал Самсон, в отмщение тестю своему за то, что тесть отдал жену его другому. Тогда Филистимляне пошли и сожгли ее и отца ее. Но этот жестокий поступок еще более раздражил Самсона; и он поклялся, что он не успокоится, пока не отмстит им; и, действительно, сильно избил их. Потом засел в ущелии скалы Етама. Филистимляне собрали ополчение и расположились станом в колене Иудином.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Отец и мать сказали ему: «разве нет невест между нашими единоплеменницами, что ты хочешь взять жену из дочерей Филистимлян необрезанных?» Самсон сказал отцу своему: «ее возьми за меня; потому что она мне понравилась». Отец и мать Самсона не понимали, что эта настойчивость их сына была особенным действием Промысла Божия, который приготовлял Самсону законный повод мстить филистимлянам за их притеснения Израилю. И пошел Самсон с отцом своим и с матерью в Фамнафу. Когда они поравнялись с виноградниками фамнафскими, Самсон отлучился от отца и матери. Вдруг видит навстречу ему молодой лев идет и рыкает. Тогда Дух Господень сошел на Самсона: и он без всякого оружия, одними руками своими растерзал льва, как козленка. Присоединившись потом к отцу своему и матери, он ничего не сказал им об этом приключении. Все трое пришли в Фамнафу; предложение было принято, и положено, спустя несколько времени, праздновать брак. В назначенный день Самсон, со своим отцом и матерью, шел опять по той же дороге и зашел посмотреть на труп растерзанного льва: он увидал, что в трупе рой пчел и мед. Он взял сот, и стал есть, догнавши отца и мать, дал и им; но не сказал, что этот мед взят им из трупа льва. Когда пришли в Фамнафу, Самсон сделал там большой пир, как обыкновенно делали женихи. Без сомнения, Филистимляне уже знали об его необыкновенной силе и, как видно, опасались его: потому что выбрали 30 юношей и приставили к нему в качестве брачных друзей. Самсон сказал им: «загадаю я вам загадку. Если вы мне ее отгадаете в продолжение семи дней пира; я дам вам тридцать полотняных рубашек и тридцать перемен платья; если же не отгадаете, то вы дайте мне столько же». Они сказали: «загадай: мы послушаем твоей загадки». Тогда Самсон сказал: «от того, кто ест, вышло то, что можно есть, и от сильного вышло сладкое». Целых три дня они не могли отгадать загадки. На четвертый день приступили к жене Самсоновой и сказали ей: «выведай у своего мужа и скажи нам, что значит его загадка? Конечно, вы созвали нас не с тем, чтобы обобрать нас?» Жена Самсонова стала говорить своему мужу: «загадал ты загадку моим единоплеменникам; а мне не растолкуешь ее? Верно, ты ненавидишь меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

По числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, за каждый день по году, сорок лет вы будете нести наказание за вину свою, дабы вы знали, как много значит быть оставленным Мною. Теперь же возвратитесь и отправьтесь в пустыню к Чермному морю». Суд Божий не замедлил открыться над теми десятью начальниками Израильскими, которые вместе с Халевом и Иисусом Навином обозревали землю и распустили худую молву о ней: они тотчас же, поражены были смертью. Между тем Израильтяне, выслушавши все, что сказал им Моисей от имени Божии, стали горько плакать. Но хотя они и сознались в своем грехе против Бога; однако же, несмотря на сопротивление Моисея и на явное запрещение Божие, вставши рано поутру, пошли на вершину горы, с упорным намерением силою пробиться в землю, им обещанную. Тогда Хананеи, жившие на той горе, отразили их и прогнали от своих пределов, так что Евреи должны были возвратиться в свой стан. Чис. 15:32–36 Около этого времени случилось, что один Израильтянин собирал дрова в день субботы. Другие Изранльтяне взяли его и привели к Моисею сте с братьями нашими! Не за тем ли вы привели нас в эту пустыню, чтоб уморить нас и скот наш? Нет здесь ни хлеба, ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок, ни воды дли питья!» Моисей и Аарон отошли от народа к дверям скинии и пали на лица свои. Тогда слава Господня явилась им; и сказал Господь Моисею: «возьми посох и вместе с братом своим Аароном созови народ; и скажите при них скале, и она даст из себя воду, и таким образом вы напоите общество и скот его». Они привели народ к скале. Но Моисей, с чувством негодования, которое могло показаться народу сомнением неверия, сказал: «послушайте, непокорные, разве из этой скалы мы для вас источим воду?» – и ударил в скалу своим посохом дважды. И вытекло много воды, которою народ утолил свою жажду; напоен был и скот. Между тем Господь сказал Моисею и Аарону: «за то, что вы говорили при народе языком сомнения и не явили, как можно торжественнее, могущества Моего сынам Израилевым, не введете этого народа в землю, которую Я даю ему“.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Положено было вызвать из Месопотамии, с реки Евфрата, знаменитого волхва Валаама и просить его проклясть Израиля. Этим средством надеялись взять верх над Израильтянами, и отогнать их от своих пределов: потому что верили, будто кого благословит Валаам, тот будет счастлив; а кого он проклянет, того поразит несчастие. И пошли старейшины Моавитские и старейшины Мадиамские с дарами к Валааму и предложили ему просьбу Валака. Валаам попросил их переночевать у него, чтоб ему узнать волю Божию. Ночью Бог пришел к Валааму, и сказал ему: «не ходи с этими людьми и не проклинай того народа, потому что он благословен». Поутру Валаам сказал князьям Валаковым: «возвратитесь назад; Бог не дозволяет мне идти с вами». Они возвратились и сказали Валаку, что Валаам не согласился идти с ними. Тогда Валак послал другое, многочисленнейшее и почетнейшее посольство. Послы говорили Валааму: «вот что говорит Валак: прошу тебя, не откажись придти; поверь, что я тебя вознагражу и сделаю все, что ты ни скажешь: приди же, прокляни мне этот народ». На это Валаам сказал: «хотя бы Валак давал мне полный у себя дом серебра и золота, я не могу преступить повеления Божия». Несмотря на этот решительный ответ, мысль о богатом вознаграждении поколебала его. Как и в первый раз, он оставил послов переночевать у себя и ждал благоприятного себе откровения. Бог пришел к Валааму ночью и сказал ему: «если эти люди пришли звать тебя, ступай за ними: только ты будешь у Меня делать то, что Я скажу» 59 . На другой день Валаам собрался, оседлал свою ослицу и отправился в путь с князьями Моавитскими. На дороге случилось, что ослица своротила в сторону и пошла на поле. Валаам стал бить ее, чтобы направить на путь. Потом в узком месте, между виноградниками, она прижалась к изгороди и придавила ему ногу; он опять стал бить ее. Наконец, в другом узком проходе она вдруг упала под Валаамом. Он вспылил и стал жестоко бить ее палкою. Тогда Господь отверз уста ослицы; и она сказала Валааму: «что я тебе сделала, что ты вот уже третий раз бьешь меня? Не с молодых ли лет я служу тебе? и бывало ли когда-нибудь, чтобы я делала так с тобою?» Он сознался, что «нет».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

воцарилось молчание, он продолжал: «Когда-то деревья решились непременно помазать над собою царя. И сказали маслине: будь у нас царем. Маслина отвечала: расстанусь ли я с тучностию моею, которую употребляют, чтобы почтить Бога и людей, и стану ли трястись над деревьями? Деревья сказали смоковнице: приди ты, царствуй над нами. Смоковница отвечала: расстанусь ли я с сладостию моею и с прекрасным плодом моим, и стану ли трястись над деревьями? Деревья сказали виноградной лозе: приди ты, царствуй над нами. И виноградная лоза отвечала: расстанусь ли я с соком своим, который веселит богов и людей, и стану ли трястись над деревьями? Наконец, все деревья предложили терновнику: поди ты, царствуй над нами. Терновник сказал: если вы вправду помазуете меня царем над собою, то подите, укройтесь под тению моею (а что за тень у терновника): если же нет, то берегитесь, чтобы не вышел огонь из терновника (так как его часто выжигают), и не пожег (даже) кедров Ливанских. Итак, одумайтесь, справедливо ли вы поступили, поставивши Авимелеха царем! и так ли, как следует, вы наградили Иероваала и дом его? За вас отец мой подвергал опасности жизнь свою, и избавил вас от руки Мадианитян; а вы убили семьдесят сыновей его и поставили царем Авимелеха, сына рабыни его. Если вы справедливо поступили с Иероваалом и домом его; то радуйтесь об Авимелехе, и он пусть порадуется о вас: если же нет, то да изыдет огонь от Авимелеха, и да пожжет жителей Сихемских, и да взыдет огонь от жителей Снхемских, и да пожжет Авимелеха». Сказавши это, Иофам убежал и скрылся от брата своего. Авимелех же царствовал три года. К концу этого времени Сихемляне стали отказывать ему в повиновении; и раз, когда не было Авимелеха в городе, во время праздника по случаю собирания винограда некто Гаал хвалился изгнать Авимелеха. Об этом тайно дано было знать Авимелеху. Он неожиданно явился под стенами города, разбил мятежников, овладел Сихемом, разрушил его и засеял солью. Часть его жителей заперлись в башне, находившейся при капище Ваал-верифа. Авимелех пошел на близ лежащую гору, нарубил сучьев с дерев и понес их на себе, сказавши народу, который за ним следовал, чтобы и они скорее делали то же. По его приказанию все нарубили сучьев, понесли за ним и сложили около башни. Весь этот хворост был зажжен; пламень охватил башню, и с нею сгорело до тысячи мужчин и женщин. После этого он двинулся к Тевецу (Фивису), и также подступил к городской башне, чтобы сжечь ее с жителями, которые заперлись в ней: но одна женщина, бывшая на кровле башни, сбросила отломок жернова на голову Авимелеху, и проломила ему темя. Рана была смертельная, но он имел еще довольно силы, чтобы подозвать своего оруженосца и приказать ему обнажить меч и умертвить его. Он выразил опасение, чтобы не сказали о нем: «женщина убила его». Оруженосец пронзил его, и он умер. Таким образом, проклятие Иофама постигло и Сихемлян за злочестие и Авимелеха за братоубийство. 5. Фола и Иаир

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Давид сказал: «другого подобного и не найти; дай мне его». С этим запасом и вооружением Давид в этот же день бежал к Анхусу, царю Гефскому. Когда он явился перед Анхусом, слуги этого филистимского царя сказали ему: «должно быть, это – Давид, царь той страны! ему-то некогда пели: Саул поразил тысячи, а Давид тьмы». Давид испугался этих речей. Он изменил свой вид, притворился безумным; стал чертить какие-то знаки на воротах, и испускал слюну на свою бороду. Анхус, взглянувши на него, сказал своим слугам: «разве вы не видите, что это помешанный? зачем вы привели ко мне? еще ли мало у меня помешанных? Этим притворным юродством Давид спасся из рук Филистимлян, и удалился в пещеру Одолламскую. Сюда пришли к нему братья и все родные, также и все те, которые имели какие-нибудь неудачи или несчастия, либо терпели от заимодавцев. Собралось около четырех сот человек; и Давид принял над ними начальство. С ним теперь были и отец, и мать. Чтобы дать им на старости безопасное убежище, он проводил их в Моавитскую землю, и умолил царя Моавитского принять их под свое покровительство. Но Богу не угодно было, чтобы сам Давид оставался вне своего отечества. Пророк Гад повелел сму возвратиться в землю Иудину. Давид возвратился, и скрывался в лесистых местах по горам Иудеи. 1Цар.22:6–23 Саул узнал об этом. Он находился в Раме со всеми слугами своими. Раз он с жалобою стал говорить им: «послушайте, сыны Вениаминовы! верно вы ожидаете, что сын Иессеев наделит вас землями и виноградниками, поделает вас тысяченачальниками и стоначальниками, потому что все вы сговорились против меня; никто не открыл мне, что мой сын вступил в завет с сыном Иессеевым; ни один из вас не имеет жалости ко мне; ни один не известил меня, как родной сын мой поднял на меня раба моего, чтобы тот злоумышлял против меня». Все молчали. Заговорил один Идумеянин, по имени Доик, который был начальником над всеми пастухами Сауловыми. Он сказал Саулу: «я видел,– сын Иессеев приходил в Номву к Ахимелеху, который вопрошал об нем Господа, и дал ему съестных припасов и меч Голиафа Филистимлянина».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

А что значит «новое»? Новым, т.е. необыкновенным образом, не в теле, подверженном страданию, но бессмертном, нетленном и не имеющем нужды в пище» (Злат.). «Или можешь понимать так: новое питие есть откровение тайн Божиих... Христос Сам обещается пить их вместе с нами в том смысле, что нашу пользу почитает Своею пищею и питием» (Феофил.). В сем последнем смысле все изречение имеет значение не собственное. Все обряды и обычаи пасхальные, равно как и другие обряды ветхозаветного закона, которые суть только сень или образ истины, отселе должны престать: «отныне не буду пить от плода сего виноградного». Христос грядет на смерть; образы оканчиваются; настает самая истина образуемого. В последний раз, говорит Он, Я совершаю с вами эту пасхальную вечерю. Со времени же смерти Моей и воскресения, или, что то же, с открытием царства Моего или Отца Моего, мы будем созерцать и вкушать самые тайны, представляемые сими образами или обрядами. Тогда настанет самое искупление чрез пролитие Моей крови; эта кровь Моя, это новое вино, будет истинным питием, и во оставление грехов всем. Таинственная речь – в речи о таинстве! Мф.26:30 . И, воспев, пошли на гору Елеонскую. «Воспев»: в продолжение пасхальной вечери иудеи пели псалмы аллилуиа Пс.110–118 , разделяя их на две части: Пс.110–114 пели во время вечери, остальные по окончании (см. прим. к ст. Мф.26:1 ). Господь с учениками своими и в этом, вероятно, следовал обычаю, и вышел из дома, при пении псалмов Пс.115–118 . Обычай не выходить в пасхальную ночь никуда, вероятно, в это время не строго соблюдался. – «На гору Елеонскую»: см. прим. к Мф.21:1 . Мф.26:31–32 . Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; по воскресении же Моем предварю вас в Галилее. «Соблазнитесь о Мне» (ср. прим. к Мф.5:29 и Мф.11:6 ): не устоите твердо в исповедании Меня, испугаетесь и оставите Меня; поношение и уничижение Меня в наступающую ночь послужат случаем к вашему падению; вы побоитесь исповедать Меня пред врагами Моими своим Господом и Учителем; может быть, сама вера ваша в Меня несколько поколеблется, так как вы все еще неясно понимаете образ искупления мира Моими страданиями и смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010