Виноградник сторожит Суламита, но и сама она уподобляется саду-винограднику. ( Песн.1:5, 8:12, 4:12–16, 5:1 ). Под виноградником же разумеется народ Божий Израиль ( Ис.5:1–7, 27:2–6 ; Иер.2:21, 12:10 ; Мф.21:35–41 ). Суламита – «нарцисс Саронский, лилия долин» ( Песн.2:1 ), а царь, как пастырь народа всего ( Иез.34:23, 37:24 ), «пасет между лилиями». Соломон и Суламита – царь и народ, и от лица народа Суламита говорит: «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему». ( Песн.2:16, 6:3 ). Соломон царь созерцает и любит в Суламите Израиль. Описывая Суламиту, он описывает и олицетворяет в ней народ свой и страну. Суламита прекрасна, как Израиль, и Израиль прекрасен, как Суламита. В красоте Суламиты видна красота Израиля, и в её красоте физической и внешней видна красота духовно-нравственная и благодатная Церкви, народа Божия. Царь любит Израиль – народ свой, – как любит эту девицу. Он видит и соединяет в ней самое идеальное и лучшее, что есть в Израиле. Она – истинная представительница Израиля. Именем «дщери Сиона» ( Ис.62:11–12 ; Зах.2:10 ), «девы Израилевой» ( Иер.31:1–4 ) обозначается целый народ избранный. Под Суламитой и надо разуметь последний. «Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами» ( Песн.2:2 ) – говорит царь о народе своем, сравнивая его с другими народами. Таково слово Писания. Бог «поставил тебя выше всех народов, которых Он сотворил, в чести, славе и великолепии» ( Втор.26:19 ). «Ты народ святой у Господа Бога твоего; тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным народом из всех народов, которые на земле» ( Втор.7:6 ), ибо «благословятся в нем все народы земли» ( Быт.12:3, 18:18, 22:18 ), когда через него «придет желаемый всеми народами» ( Агг.2:7 ) Мессия – Христос. – «Оглянись, оглянись, Суламита: оглянись, оглянись, – и мы посмотрим на тебя. Что нам смотреть на Суламиту, как на хоровод Манаимский?» ( Песн.7:1 ). Странный образ, Манаим или Маханаим – место, где патриарха Иакова «встретили ангелы Божии, и Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие». ( Быт.32:1–2 ). Вот какой небесный «хоровод» надо вспоминать, глядя на красоту Суламиты, или на страну народа Божия. 6. Вторая идея аллегории – Христос и Церковь

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Затем на светлом облаке появляется в золотом венце и с острым серпом в руках подобный Сыну человеческому, и по громкому приглашению ангела, вышедшего из храма небесного, пускает свой серп на землю, и земля была пожата. После сего другой ангел, вышедший из храма, находящегося на небе, тоже – по приглашению иного ангела, имеющего власть над огнем, бросил на землю острый серп для обрезания винограда, и истоптаны срезанные гроздья в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских на 1 600 стадий ( Откр. 14 ). б) Затем появляются семь ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия; но пред наступлением этих язв предварительно раздается хвалебная песнь правосудному Господу из уст победителей зверя и образа его, стоявших с гуслями Божиими, как бы на стеклянном море, смешанном с огнем. После сей песни из отверзшегося храма Божия вышли вышереченные семь ангелов, облеченные в светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами. И одно из четырех животных дало им семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков, а храм наполнился дымом от славы Божией ( Откр. 15 ). в) Семь ангелов выливают семь чаш гнева Божия на землю один после другого. После 1-й чаши появляются гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя. После 2-й чаши, вылитой в море, морская вода стала кровью. После 3-й чаши, вылитой в реки и источники тоже сделалось с реками и источниками. После 4-й чаши, вылитой на солнце, – жгучий зной солнечный. После 5-й чаши, вылитой на престол зверя, царство его сделалось мрачно, и его клевреты кусал языки свои от страдания. После 6-й чаши, вылитой на великую реку Ефрат, сия река иссохла и сделалась дорогой, по которой духи нечистые, изошедшие из уст дракона, зверя и лжепророка, собрали царей земных на брань в оный великий день Бога вседержителя. После 7-й чаши, вылитой на воздух, раздался из храма небесного громкий возглас: «свершилось!», а на земле от страшного землетрясения Вавилон распался на три части, на людей же пал град величиной с талант, – и люди хулили Бога за язвы от града ( Откр. 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

а) Как нельзя прогнать голодного льва в лесу, или угасить мгновенно солому разгоревшуюся, или отразить стрелу, пущенную стрелком сильным, так нельзя отвратить возвещенных бедствий, (ст. 1–16). б) Произойдут столь страшные опустошения в нераскаянной среде людской – от болезней, голода, язвы и войны, что некому будет собирать плодов с деревьев и топтать созревшего винограда. Истребление будет так велико, что число оставшихся людей будет равняться нескольким маслинам или виноградным гроздям, случайно забытым при самом тщательном обобрании (ст. 17–35). в) Ввиду неизбежности грядущих бедствий (как неизбежны боли беременной женщины перед родами), рабы Господни убеждаются отстраниться совершенно от язычников («не верить богам»), и не закреплять на земле никаких глубоких связей житейских и пристрастий мирских: «Продающий пусть будет, как собирающийся в бегство... и покупающий, как готовящийся на погибель,... сеятель пусть думает, что не пожнет, вступающие в брак – что не будут рождать детей, и не вступающие – как вдовцы и проч....» Ибо, чем дольше люди будут коснеть в своих грешных пристрастиях, тем грознее будет суд на них в наступающем пришествии Господнем, «ибо, еще немного, – и неправда будет удалена с земли, а правда воцарится» (ст. 36–53). г) Грешники убеждаются поспешить чистосердечным раскаянием и не обольщать себя ненаказанностью; ибо пред всемогущим Господом, сотворившим всю вселениую одним словом Своим и видящим душу человека – нельзя укрыться; напротив, «беззакония грешников предстанут обвинителями на них в тот день», т. е. в страшный день суда (ст. 54–68). Возлюбленным рабам Божиим, равно и покаявшимся грешникам, обещается всесильная помощь Божия при наступающих страшных испытаниях неверных (ст. 69–78). В обозренных последних двух главах 3-й книги Ездры, замечательно, во-первых, то место, где говорится, что « кровь неповинная и праведная вопиет ко Господу, и души праведных вопиют непрестанно об отмщении » 1259 . Это место замечательно по сходству с апокалиптическим видением Св. Иоанна, который видел под алтарем Агнца души избиенных праведников, и слышал, как они громким голосом вопияли о скорейшем отмщении за свои страдания 1260 . Замечательны, во-вторых, те места, где, как и в Апокалипсисе, грозный гнев Божий возвещается, главным образом, Малой Азии, Сирии, Египту и Вавилону (т. е. языческому Риму). Из истории Церкви христианской открывается, что в этих, именно, областях и городах, преимущественно, свирепствовало гонение на веру Христову, и проливалась кровь христианских мучеников 1261 . На основании такого видимого и близкого параллелизма, толковники, как выше было замечено, заключают, что писатель последних глав 3-й книги Ездры жил уже в христианские времена, и писал под влиянием последней книги христианского канона, т. е. Апокалипсиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ева 23 июля 2019, 02:43 Не жду чтобы меня любили, благодарили-просто не хочу получать нож в спину.Своей добротой создавать угрозу для своей семьи. Как смириться с человеческой подлостью? Нельзя же всегда ее ждать? Как христианин может давать приют бездомному и не опасаться? Как Вы с этим справляетесь? Sara 29 июня 2019, 21:33 Жизнь на 99% являет собой пресловутую ситуацию с уехавшим автобусом. И, поди разбери, в чем воля Божия — тебе не ехать по намеченному адресу, или же, вопреки обстоятельствам, ловить попутку и догонять автобус. Имеешь ли право задавать вопросы? Как о себе можно думать, будто в должной мере восприимчив и можешь, в данный момент, найти, а главное, ПРИНЯТЬ единственно верный ответ??? Тамара 19 июня 2019, 18:05 Спаси Вас Господи, отец Нектарий! Дмитрий 7 июня 2019, 22:37 Прочитал статью и понял- ведь это краткое практическое руководство ко спасению! Ведь часто нам не надо изобретать ничего нового, или прикладывать сверхусилия, а просто идти в нужном направлении, то есть по воле Божией. А как идти- об этом и статья! Татьяна Пронина 7 июня 2019, 09:33 Спаси Господи отец Нектарий.Есть о чем поразмышлять Валентина 6 июня 2019, 16:56 Спасибо. Всё очень просто и без навязывания. Николай 6 июня 2019, 13:11 СПАСИБО !!! Людмила 6 июня 2019, 11:00 Спасибо, отец Нектарий, за практическое наставление в понимании и исполнении духовных законов. Милости Божией Вам. Нина 5 июня 2019, 23:54 Спасибо!!! Михаил 5 июня 2019, 21:55 Благодарю за статью))) Красиво Сам Господь говорит об исполнении Его воли:-))) " А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие,

http://pravoslavie.ru/121624.html

Иудеи гордились своим происхождением от Авраама, гордились знанием и исполнением закона Моисеева ( Мф. 3:89 ; Лк. 3:8 ; Ин. 8:33; 9:28 ; Рим. 2:1723 51 . Крайнее самомнение иудейского народа ярко выражается в следующих словах автора 3-й книги Ездры: «о, Владыко Господи! Ты из всех лесов на земле и из всех дерев на ней избрал только одну виноградную лозу, из всех построенных городов освятил для Себя один Сион, из всех многочисленных народов Ты приобрел Себе один народ, и возлюбил его, дал ему закон совершенный. Для нас создал Ты век сей. О прочих же народах, происшедших от Адама, Ты сказал, что они ничто, но подобны слюне, и все множество их Ты уподобил каплям, каплющим из сосуда» ( 3Ездр.5:23. 25. 27 ; 3Ездр.6:55. 56 ). Грядущее спасение иудеи склонны были ограничивать одним своим народом: они ждали от Бога Израилева посещения Его народа и избавления только ему (ср. Лк. 1:6869 ). Иудеи являлись наследниками царства Мессии уже в силу своего происхождения от Авраама, поэтому блага этого царства ждали всех иудеев без исключения: для участия в царстве Мессии иудеи будут собраны из всех стран рассеяния их, и даже, может быть, воскреснут мертвые (книга Еноха, псалмы Соломона, Сивиллины книги). В царстве Мессии иудеи надеялись занять первые места и получить владычество над всеми языческими народами. А так как ко времени Иисуса Христа иудеи находились в политической зависимости от римлян, то ближайшим образом свободы от этой зависимости – вот чего ждали они от Мессии: они надеялись в Нем видеть своего национального царя ( Ин. 6:15 ). С пришествием Мессии они соединяли грозный суд над всеми своими врагами, над всеми теми народами, которые в течение времен порабощали иудейский народ и причиняли ему страдания (ср. Лк. 1:71 ). Знаменательно, что язычники знали о мессианских чаяниях иудеев, прежде всего, как об их надежде овладеть миром (Suet. Vespas. IV; Тас. Hist. V, 13). Этим и объясняется смысл искушений Иисуса Христа в пустыне. Согласно ожиданиям иудеев, Мессия должен был явиться чудесным питателем их и, конечно, лично стоять, как чудотворец, выше материальной зависимости.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

7. Ин. 15:7 . Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Ин. 14:13 ; Мк. 11:24 . 8. Ин. 15:8 . Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками. Ин. 5:23, 13:35 ; Мф. 5:16 . От угрозы снова обращается Господь к увещанию, утешению и обетованиям. Образ виноградной лозы и ветвей почти оставляется (ст. 8. 16), и речь идёт менее образная, более точная. – Если пребудете во Мне: в смысле предшествующей образной речи, как ветви на виноградной лозе; если пребудете в духовном внутреннем общении со Мною. – И слова Мои в вас пребудут: речь менее образная; если т. е. возьмёте учение Моё правилом всей вашей жизни и деятельности, будете осуществлять Моё учение в жизни. Постоянное хранение в мысли учения Господа и размышление о нем содействует пребыванию в общении с Господом, так как оно имеет оживляющую духовно силу. – Чего ни пожелаете, конечно, такого, что сообразно с волей Божией, просите во имя Господа Иисуса Христа (14:13–14), и будет вам: будет исполнено, – просимое получите. Постоянное хранение в сердце учения Господа побуждает верующего к молитве веры, а такая молитва легко восходит к небу, к престолу Божию, по силе её всё получается. – Тем прославится Отец Мой и пр.: новое побуждение к тому, чтобы ученики пребывали в общении с Господом. Честь виноградарю, если его виноградник, с любовью возделываемый им, приносит много плодов. Виноградарь есть Бог, и многоплодностью учеников Христовых в их жизни и деятельности Он прославится в мире. Той же многоплодностью, которая выразится в их деятельности, направленной к продолжению и распространению на земле дела их Учителя и тем – к славе Отца Небесного, они докажут, что они истинно Христовы ученики, вполне достойно носят имя учеников Господа (ср. 14:13). 9. Ин. 15:9 . Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. 10. Ин. 15:10 . Если заповеди Мои соблюдёте, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

О трудности укрощения языка Апостол говорит так, что легче укротить каких бы то ни было зверей и животных, чем язык ( Иак. 3:7–8 ). Обличая злоупотребление языка, Св. Апостол с прискорбием выставляет на вид особенно то, что языком мы благословляем Бога и Отца и им же часто проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Неестественность всего этого он выясняет разными подобиями (водного источника, смоковницы и виноградной лозы), и лишает вообще звания мудрых и разумных всех тех любящих учительствовать, кто имеет в сердце своем горькую зависть и сварливость, ибо истинная мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна и послушлива и проч. Плод же правды, естественно ожидаемый от исинного учительства, в мире сеется у тех, которые хранят мир ( Иак. 3:9–18 ). г) Брани и свары ( Иак. 4:1–12 ). Где источник браней и свар? В любостяжании, ибо оно порождает зависть и увлекает даже к убийствам. Просить ли лучше благ у Господа Бога? но Бог не слушает молитв из прелюбодейных уст миролюбцев, ищущих только удовлетворения своим вожделениям; и вообще сластолюбие и дружба с миром есть вражда на Бога, а Он, до ревности возлюбивший нас, и благодать свою подает только друзьям своим смиренным, гордым же противится ( Иак. 4:1–6 ). Итак, кто хочет приобрести благоволение Божие, покорен Богу и противится диаволу, выражая сия чувства в сокрушенном плаче о грехах своих и в дружелюбном отношении к ближним. Напротив, тот, можно сказать – самому Богу наносит оскорбление, кто злословит брата или судит брата, ибо он злословит и судит (т. е. позорит) закон, данный Богом, так как вместо того, чтобы быть подчиненным исполнителем закона о любви к ближнему, он сам делает себя судьей ближнего. Между тем один законодатель и судья, могущий спасти и погубить, а ты кто, который судишь другого? вопрошает апостол ( Иак. 4:7–12 ). д) Самонадеянность купцов и жестокость богачей ( Иак. 4:13–5:9 ). Послушайте вы говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город и будем торговать и получать прибыль», разве вы знаете, что завтра случится? Не пар ли вся жизнь ваша, являющийся на малое время? Посему поручать следует всю судьбу свою воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Так Давид говорит Богу своему: «Велик Ты, Иегова, Боже, ибо нет подобного Тебе и нет бога, кроме Тебя, по всему, что слышали мы своими ушами. И кто подобен народу Твоему, Израилю, единственному народу на земле, который Ты приобрел Себе от Египта, народов и богов его» 40 . Вместе с тем Израиль в своей судьбе испытывал также могущество Иеговы над природою, над всем миром. Уже выход евреев из Египта, сопровождавшийся казнями и знамениями, показал им, что Иегова владеет речною водою, жабами, мошками, саранчой, болезнями и здоровьем, светом и тьмой, молнией и громом, жизнью и смертью , ветрами и морем. Этот опыт Израиля продолжался и во время их странствования к земле обетованной, при ее завоевании и в жизни их на этой земле, где Иуда и Израиль обитали спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею. Иегова образует свет и творит тьму, делает мир и производит бедствия 41 ; Он творит все, что хочет на небесах и на земле, на морях и во всех безднах, – возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ его 42 ; горы таят от лица Иеговы, а земля поднимается и опускается как река 43 . Солнце остановилось над Гаваоном и луна над долиною Аиалонскою, когда Иисус Навин поражал врагов, – и большие камни (града) сыпались на них с неба 44 . «С неба сражались, звезды с путей своих сражались с Сисарою» за Израиля, как воспела Девора-пророчица 45 . По молитве Исаии, в знамение царю Езекии, солнечная тень воротилась на десять ступеней 46 . Иегова есть царь неба и земли, распорядитель явлениями вселенной, виновник мира Небеса дело Его перстов, луну и звезды Он поставил 47 ; Он поставил жилище солнцу, и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробегая путь 48 . Словом Его созданы небеса, и духом уст Его – все воинство их, ибо Он сказал, и сделалось, – Он повелел, и явилось 49 . Он все благоустроил – Его день и Его ночь, Он установил все пределы земли, учредил лето и зиму 50 . Все великолепие небес свидетельствует о Его славе 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

В этом случае голод, который Он почувствовал поутру, был для Него как бы побуждением свыше подойти к смоковнице, которую Он увидел издалека, поискать на ней плодов, а Его слова к смоковнице, не имевшей ни одного плода, были как бы вопросом к Отцу Небесному: «если смоковница засохнет, то настал час отвержения иудеев». Впрочем вопрос этот не мог проистекать из полной неизвестности; напротив, в словах Господа Иисуса слышится уверенность. Вместе с вопросом дается и ответ. Его вопрос был вместе приговором Отца Небесного, произнесенным Его устами. Во всяком случае замечательно, что фактически окончательное отвержение иудеев, выразившееся преимущественно в притче Господа о виноградарях и в Его обличительной речи против книжников и фарисеев, последовало за иссушением смоковницы. По евангелию Матфея, смоковница засохла тотчас после слов Христа к ней и, в связи с этим, в этот же день были произнесены притчи и обличительная речь; по евангелию Марка, иссушение смоковницы было замечено апостолами на другой день после слов Христа к ней, когда они снова, после другой ночи, проведенной также вне Иерусалима, возвращались мимо смоковницы в город, и, в связи с этим, притча и речь были произнесены также в этот день. Евангелия не дают механической хронологии, но смысл событий и их связь ими передаются согласно. По смыслу евангельской истории, вход Господа в Иерусалим с предшествующими ему чудесами был в ее течении тем моментом, когда торжество Христа само по себе доводило ненависть врагов до крайнего напряжения. Смысл этого события в том, что полное мессианское откровение Христа иудеям заставило их осудить Его на смерть. Этот взгляд имеет за себя евангельские свидетельства. По евангелию Иоанна, первосвященники и фарисеи, услышав о чуде воскрешения Господом Лазаря, собрали совет и говорили: «что нам делать? Этот человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него» ( Ин.11:47–48 ). Когда же Господь Иисус был торжественно встречен народом в Иерусалиме, то фарисеи говорили между собою: «видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним» ( Ин.12:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Евреи верили, что явление ангела предвещает близкую смерть того, кому он является, поэтому страх, свойственный всем разделявшим это верование, напал и на престарелого священника. Но страх и смущение были тотчас же рассеяны Божиим посланником, сказавшим: Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются ( Лк. 1, 13–14 ). Молитва Захарии Обыкновенно полагают, что ангел говорил о молитве Захарии относительно разрешения неплодия его жены, но это одно только предположение. Если Захария и молился прежде о даровании ему потомства, то в описываемое Евангелистом время он уже потерял всякую надежду иметь детей, так как не поверил даже ангелу, возвестившему ему о предстоящем рождении Елисаветой сына. Вернее, что Захария, как один из немногих лучших людей того времени, ожидавших Мессию, молился ни о чем другом, как о скорейшем пришествии Его. И вот, в ответ на такую молитву он слышит от ангела то, чего никак не мог ожидать: и жена твоя Елисавета родит тебе сына. Применительно к этому объяснению речь ангела может быть выражена так: ты молился о пришествии Мессии; молитва твоя услышана: Он придет скоро; сын твой, которого родит тебе Елисавета, жена твоя, будет Предтечей Его. Он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера . Сикером назывался всякий опьяняющий напиток, приготовленный не из винограда. Словами этими ангел указывает на то, что Иоанн будет назорей, которые, по закону (Числ., гл. 6), должны были воздерживаться в продолжение всей своей жизни от всех хмельных напитков. И Духа Святаго исполнится еще от чрева матери ( Лк. 1, 15 ). Этими словами ангел указывает на необыкновенное обилие даров Духа Святого, которые будут сообщены Иоанну для выполнения Его предназначения (Епископ Михаил. Толковое Евангелие. 2, 243). Ангел говорит, что сыну Захарии, Иоанну, предстоит приготовить народ израильский к пришествию Мессии и обратить сынов Израилевых к Господу Богу их.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010