Закрыть itemscope itemtype="" > Блаженная Матрона: житие без мифов и домыслов 08.03.2023 464 Время на чтение 18 минут Источник: журнал " ФОМА " Биография блаженной Матроны обросла невероятным количеством народных домыслов. Встречалась ли она со Сталиным? Видела ли бесов, влетающих через форточку? Занималась ли она заговариванием водички и прочими колдовскими делами? " Я понимаю тяжесть подвига юродства, но народная гипертрофизация определенных святых, фамильярное их наименование — Ксеньюшка, Матронушка — мне непонятны… Экзальтация православных при почитании блаженной Матроны мне представляется чуждой православию и больше свойственной католической практике». Такое мнение можно встретить, и нередко. Некоторые сведения о блаженной Матроне Московской, «народные жития», апокрифы и ажиотаж вокруг мощей, находящихся в Покровском монастыре в Москве, действительно зачастую выглядят странными, а порой и отталкивающими. Однако блаженная Матрона — это удивительный человек, проживший жизнь веры, и плоды этой жизни очевидны для Церкви, прославившей старицу в лике святых в 2004 году. Наш текст — попытка представить историю блаженной Матроны без мифов и домыслов, которые распространены сегодня и, к сожалению, иногда создают несовместимый с христианством образ святой. Итак, какой же была почитаемая сегодня миллионами старица, чья жизнь пришлась на тяжелые годы гонений и войны? Нежеланный ребенок Юрий Александрович Олсуфьев. Фотография из следственного дела. 1937 В психологии, популярной в наши дни как среди светских людей, так и среди верующих, небезосновательно принято искать корни многих жизненных проблем человека в его детстве и даже во внутриутробном развитии. Согласно такому подходу, маленькая Матрюша должна была бы вырасти с серьезными претензиями и к жизни, и к Богу: ее рождения не хотел никто. Мать Матроны, Наталья Никонова, забеременела ею в зрелом возрасте. В бедной крестьянской семье уже было трое детей: дочка Мария и два сына — Михаил и Иван. Никоновы жили в селе Себино Тульской губернии, недалеко от знаменитого Куликова поля, а на небольшом удалении от них местный помещик, граф Юрий Александрович Олсуфьев, организовал приют для сирот на 40 мест. Туда и было решено отдать еще не родившегося четвертого ребенка — из-за банальной невозможности прокормить малышку…

http://ruskline.ru/opp/2023/03/07/blazhe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Дети Победы на литературном фронте 06.05.2016 673 Время на чтение 20 минут Мои сверстники принадлежат к поколению детей Победы. Цена, заплаченная за нее, столь велика, что вот уже более 70 лет продолжается в нашей стране, худо-бедно, но все-таки мирная жизнь - срок для России неслыханный. Это тот срок, в который уложилось наше беззаботное детство, годы учебы (говоря диким языком современных чиновников, годы бесплатно предоставлявшихся народу «образовательных услуг»). В этот срок вошли еще годы, когда многими из нас был набран «опыт - сын ошибок трудных», и те годы, в которые были осмыслены эти ошибки. Мы успели (благодаря Победе нам была дарована такая возможность!) осознать многое в себе, в этом мире, в стране, наконец, созреть для того, чтобы прийти к Православной вере, окрепнуть в ней и постараться по этой вере жить. Цена Победы - это огромное число пожертвовавших собой и неизмеримо большее число спасенных ими. Они отдали себя, чтобы жизнь на земле продолжалась и чтобы она была достойной и свободной. Те страны, которые не были готовы платить такую цену, сдавались врагу. Россия взошла на крест, в том числе и за жителей этих стран. Теперь их правящие верхушки стараются стереть, уничтожить благодарную память своих народов, исказить, оклеветать в их глазах ход и суть исторических событий. Да и наши доморощенные «лакеи мысли», которые точно так же обязаны участникам войны самим фактом своего существования , пытаются развенчать народную, священную войну как ложный миф. Но живы мы, дети Победы - свидетели правды о наших отцах, и наш священный долг - встать на их защиту. Речь здесь пойдет о детях Победы, которые лично знакомы автору и которые, как представляется, принадлежат к числу тех, кто в наши дни сражается на передовой сегодняшней жестокой информационной войны. Сражаются оружием слова за правду и за Россию. Один из них - Александр Леонидович Казин. Он родился в победном сорок пятом, 21 ноября, в день архистратига Михаила, полководца Ангельских сил. Вместе с Георгием Победоносцем и Ильей пророком Архангел Михаил, победитель демонов, является покровителем русского воинства. Родители А. Л. Казина, Леонид Александрович и Мария Борисовна, во время Великой Отечественной работали на фронтах военными врачами. В конце войны их медсанбат стоял в немецком городке Мариенвердер. Сразу после войны, в августе 1945 г. Леонид Александрович умер от брюшного тифа. Мария Борисовна вернулась в родной Смоленск. Вскоре там родился сын, нареченный Александром. Однако дома его привыкли звать Леней - в память об отце. Через много лет он получил имя Леонид при крещении. В преемственной связи с отцом - не только кровной, но и воспринятой через святое имя - чувствуется что-то неслучайное.

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/07/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Геннадий Беловолов: «Его имя чрезвычайно важно для истории России» 19 мая в Петербурге открывается научно-историческая конференция, посвященная памяти Великого князя Михаила Александровича 17.05.2010 368 Время на чтение 4 минуты Практически завершена подготовка научно-исторической конференции, посвященной памяти Великого князя Михаила Александровича в Санкт-Петербурге. Эта конференция станет первой по возрождению памяти Великого князя. Его имя чрезвычайно важно для всей последующей истории России после 1917 года, поскольку именно ему Царь-мученик Николай Александрович передал всю полноту власти. Именно то, как распорядился ею Михаил Александрович, по сути и определило многие последующие события. Поэтому нам не понять истории ХХ века и нашего будущего без осмысления его деяний, его личности и его наследия. Эта конференция будет проходить во дворце Великого князя на Английской набережной (дом N54). К сегодняшнему дню уже сверстана программа этого памятного дня 19 мая. Конференция приурочена ко Дню рождения Императора Николая Александровича, тем самым мы хотим выразить единство подвига Государя и Великого князя, единство их служения и мученического креста. Конференция начнется с панихиды, которая будет отслужена по Великому князю Михаилу Александровичу в 10 часов утра в помещении дворца. Далее, участниками конференции, которые приедут из Москвы , Брянска, Брасово, Перми и, естественно, Петербурга, будут представлены доклады на самые разные темы, связанные с жизнью Великого князя. В конференции примет участие профессор из США Владислав Краснов. Будучи по рождению пермяком, он, одним из первых, еще в начале 1990-х годов, стал возрождать память о Великом князе Михаиле Александровиче. Благодаря его инициативе подобные чтения проводятся уже несколько лет в Перми, там же проходят Крестные ходы в день мученической смерти Михаила Александровича 12 июня. В.Г.Краснов специально прибывает из Америки для участия в Петербургской конференции. Так что его участие придает конференции международный характер.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/05/17/pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Геннадий Беловолов: «Эта конференция попала в нерв нашего современного сознания» Петербургский священник подвел итоги Первой Санкт-Петербургской научно-исторической конференции, посвященной памяти брата Царя-Мученика 20.05.2010 388 Время на чтение 6 минут Радует небывалое внимание СМИ, в том числе и общенациональных, вроде ИТАР-ТАСС, к нашей конференции . Такое ощущение, что мы все вместе попали в духовную десятку. Эта конференция попала в нерв нашего современного сознания, поэтому откликнулись СМИ. Ранее пытаясь что-то организовать, провести то или иное мероприятие, мы неизбежно сталкивались с какими-то столкновениями, препятствиями, сопроматом, а здесь было полное всеобщее благоволение. Нам никто ни разу не отказал. Мы работали над подготовкой этой конференции почти три месяца, и не встретили ни одного препятствия, которое не было бы преодолено. Я это воспринимаю как чудо самого Михаила Александровича. Если до этого я почитал его как великого исторического деятеля, сыгравшего судьбоносную роль в истории России, то после конференции он мне открылся как молитвенник, как святой князь-страстотерпец. Конечно, важнее общественная значимость конференции. Она состоит в том, что мы теперь все более будем воспринимать образ царя-мученика в единстве с подвигом его брата Великого Князя Михаила Александровича. Все более открывается тот факт, что это была одна голгофа, один крест, одно деяние. Николай Александрович передал власть своему брату, а Михаил Александрович не отрекся от нее. В его манифесте даже намека нет на отречение. Там есть слова: «Я готов воспринять власть в случае согласия народа». Эти слова не раз звучали на конференции, мы пытались их осмыслить, понять, что из них следует. А из них следует одно, что монархия в России никогда не была ликвидирована законным образом, она только де-факто перестала существовать. Не будем говорить, что манифест Великого Князя Михаила безупречно идеальный, но спустя 90 лет является его правота. Этот манифест дает нам надежду, что мы можем вполне законно, не прибегая ни к каким революциям, поставить вопрос о рассмотрении формы государственного правления.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/05/20/pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Геннадий Беловолов: Это мероприятие должно стать событием в научной и культурно-общественной жизни России Продолжается подготовка конференции памяти Великого князя Михаила Александровича 19.04.2010 310 Время на чтение 3 минуты «Сегодня преодолен очередной этап подготовки к научно-исторической конференции, посвященной памяти Великого князя Михаила Александровича - состоялась встреча с председателем Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества глухих Ольгой Александровной Новоселовой, в ведении которой находится ныне Дом культуры, а ранее дворец Михаила Александровича на Английской набережной, дом 54. Ольга Александровна поддержала идею первой в Санкт-Петербурге конференции, посвященной памяти Великого князя Михаила Александровича в здании, которое принадлежало ранее ему, в стенах, где он когда-то жил. Достигнута договоренность, что Всероссийское общество глухих станет соучредителем этого мероприятия», - рассказал в интервью нашему изданию известный петербургский священник, настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов . Кроме того, отметил пастырь, Всероссийское общество глухих не просто предоставит для конференции историческое помещение, но выступит как участник этого мероприятия. «Это придает задуманной конференции событийный характер. Люди, лишенные слуха, получат возможность почтить память Великого князя, который должен был бы стать после событий 2 марта 1917 года следующим Российским Императором. Я с интересом и удивлением узнал тот факт, что, оказывается, еще до революции Великий князь Михаил Александрович состоял почетным членом Общества вспомоществования глухих, почетным председателем которого был сам Государь Николай Александрович, а список почетных членов, как раз и открывало имя Михаила Александровича. Разве это не знамение, что его дворец в 1922 году был передан именно Всероссийскому обществу глухих? Это общество и глава его Петербургского отделения помнят, знают и почитают имя Михаила Александровича. Я в этом убедился, увидев, что среди стендов, повешенных в коридоре бывшего дворца, посвященных истории общества, есть отдельный стенд, посвященный Великому князю Михаилу. Он называется " Последний владелец " . Так что идея конференции была здесь воспринята с радостью, с активной поддержкой», - рассказал отец Геннадий.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/04/19/pr...

Закрыть Апология образа Императора Николая Александровича К 150-летию со дня рождения Государя и 100-летию мученической кончины Царской Семьи. Часть 1 05.07.2018 1319 Время на чтение 33 минут О трудах и подвигах Николая Второго, Императора и Самодержца Всероссийского, Московского, Киевского, Владимирского, Новгородского; Царя Казанского, Царя Астраханского, Царя Польского, Царя Сибирского, Царя Херсониса Таврического, Царя Грузинского; Государя Псковского и Великого Князя Смоленского, Литовского, Волынского, Подольского и Финляндского; Князя Эстляндского, Лифляндского, Курляндского и Семигальского, Самогитского, Белостокского, Корельского, Тверского, Югорского, Пермского, Вятского, Болгарского и иных; Государя и Великого Князя Новагорода низовския земли, Черниговского, Рязанского, Полотского, Ростовского, Ярославского, Белозерского, Удорского, Обдорского, Кондийского, Витебского, Мстиславского и всея северныя страны Повелителя; и Государя Иверския, Карталинския и Кабардинския земли и области Арменския; Черкасских и Горских Князей и иных Наследного Государя и Обладателя; Государя Туркестанского; Наследника Норвежского, Герцога Шлезвиг-Голстинского, Стормарнского, Дитмарсенского и Ольденбургского и прочая, и прочая, и прочая. «Верую Ему [Господу Иисусу Христу], яко Царю и Богу». из Чинопоследования Таинства Крещения каждого христианина «Невозможно христианам иметь Церковь, но не иметь Царя». Патриарх Константинопольский Антоний (XIVb.) «В очах Божиих нет лучшей власти, чем власть Православного Царя». Преподобный Серафим Саровский Судьба Царя - судьба России. Не будет Царя - не будет и России» Оптинский старец Анатолий (Потапов) (1917 г.) «Кто любит Царя и Россию, тот любит Бога». Старец Николай (Гурьянов) Россия - наследница Ромейской Православной Империи - на протяжении тысячелетия созидалась, распространялась вширь, обустраивалась, благоукрашалась православным русским народом во главе с Помазанниками Божиими. Равноапостольный Великий Князь Владимир; Великие Князья Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Андрей Боголюбский, Александр Невский, Иоанн Данилович (Калита), Димитрий Донской, Василий Васильевич, Иоанн Великий, Василий Иоаннович; Цари Иоанн Васильевич Грозный, Феодор Иоаннович, Михаил Феодорович, Алексей Михайлович; Императоры Петр Великий, Павел I, Александр I Благословенный, Николай I, Александр II Освободитель, Александр III Миротворец и многие другие созидали в согласии с Божией волей великую и славную Россию. Многие Государи Российские уже прославлены Церковной полнотой как Угодники Божьи или почитаются как местночтимые святые.

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/06/...

Иван Крамской. Портрет Александра III. 1886 В правом приделе собора Владимирской иконы Божьей Матери находится необычная икона. Внизу надпись: «Икона сия сооружена старанием прихожан и молитвенников Свято-Троицкой церкви в память чудесного спасения государя Александра III и его августейшей семьи от угрожающей им опасности 17 октября 1888 года». На ней изображены небесные покровители членов царской семьи — благоверный великий князь Александр Невский, святая равноапостольная Мария Магдалина, святитель Николай Чудотворец, святой князь Михаил Тверской, святая равноапостольная великая княгиня Ольга, святой великомученик Георгий Победоносец, преподобная Ксения — и святые, память которых приходится на 30 октября: пророк Божий Осия и преподобный Андрей Критский. На иконе изображены еще мученики безсребреники Косма и Дамиан (покровители царской семьи), мученики Леонтий и Евтропий, святой праведный Лазарь, а вверху — икона Спаса Нерукотворного. Некогда икона украшала бело-голубую часовню близ Свято-Троицкого Измайловского собора, возведённую в память этого страшного и в то же время поразительного события, всколыхнувшего всю Россию… 17 (30) октября 1888 г. в районе станции Борки, в 49 верстах от Харькова, произошла одна из самых серьёзных железнодорожных катастроф того времени. На полном ходу сошел с рельс царский поезд, в котором Александр III с семьёй возвращался в Петербург после отдыха в Крыму. Во время крушения на императора упала крыша вагона-ресторана, погиб лакей, подававший в минуту трагедии кофе царю. Серебряный портсигар в кармане царя сплющило в лепешку, лежавшая у его ног в момент катастрофы собака была убита. Когда вагон стал разрушаться, нечеловеческим усилием Александр III приподнял рухнувший потолок, дав возможность женщинам и другим пострадавшим выбраться наружу, а затем помогал оказывать первую помощь раненым. Обсыпанные землёй и обломками, из-под крыши вышли: император, императрица, наследник цесаревич Николай Александрович — будущий последний российский император Николай II, великий князь Георгий Александрович, великая княжна Ксения Александровна, а вместе с ними и лица свиты, приглашённые к завтраку. Большинство пассажиров этого вагона отделались лёгкими ушибами, ссадинами и царапинами. Вагон-ресторан был сброшен на левую сторону насыпи и полулежал на насыпи без колёс, с разрушенными стенами; крыша его частично лежала на нижней раме.

http://pravoslavie.ru/36535.html

(Краснопёров Михаил Платонович; 30.07.1868, с. Вятское Сарапульского у. Вятской губ.- 17.02.1921, г. Петропавловск, ныне в Республике Казахстан), сщмч. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Петропавловский. Род. в семье псаломщика. Окончил Сарапульское ДУ и Вятскую ДС. В 1890 г. определен на должность надзирателя Сарапульского ДУ. 22 окт. 1891 г. Сарапульский еп. Афанасий (Пархомович ; впосл. архиепископ) рукоположил его во иерея. Назначен священником Тихвино-Богородицкой ц. в с. Паздеры Сарапульского у. С 19 февр. 1896 г. сверхштатный священник в Вознесенском соборе в Сарапуле, одновременно был заведующим и законоучителем в городской Никольской церковноприходской школе. Овдовел. В 1898 г. уволен с должностей в связи с поступлением в КазДА. Общение с ректором академии еп. Антонием ( Храповицким ; впосл. митрополит) склонило его к решению принять монашество. 11 февр. 1900 г. пострижен еп. Антонием в мантию с именем Мефодий. Был назначен благочинным учащегося в академии духовенства. В 1902 г. окончил КазДА со степенью кандидата богословия за соч. «Пастырь Церкви по учению святого апостола Павла». 16 авг. того же года назначен помощником смотрителя Уфимского ДУ. 5 июля 1903 г. стал инспектором Александровской миссионерской ДС (бывш. Ардонское ДУ) близ Владикавказа и членом Ардонского отд-ния епархиального училищного совета. В 1905 г. назначен исполняющим обязанности ректора Александровской ДС. 20 нояб. 1906 г. назначен ректором Уфимской ДС и возведен в сан архимандрита. С 1907 г. постоянный член Уфимского епархиального комитета правосл. миссионерского об-ва, с 1908 г. редактор неофиц. части «Уфимских епархиальных ведомостей», в том же году стал старшим членом просветительского отдела уфимского епархиального братства Воскресения Христова со званием помощника председателя братства. М. был известен в Уфимской епархии как одаренный проповедник, ему часто поручали произносить проповеди в уфимском кафедральном соборе. Был одним из активных участников открывшегося в 1909 г. в Уфе пастырско-проповеднического кружка. По его инициативе было положено начало регулярным беседам в городском ночлежном доме, в к-рых он принимал самое деятельное участие: посещал его вместе с учениками семинарии, совершал здесь молебны, всенощные, раздавал книги и брошюры религиозно-нравственного содержания. 13 нояб. 1911 г. в Уфе при участии М. было открыто Попечительство о бедных воспитанниках семинарии. Активно трудился в Уфимском епархиальном комитете Православного миссионерского об-ва и во время отсутствия епархиального архиерея возглавлял все заседания комитета.

http://pravenc.ru/text/2563104.html

Краткая программа направления «Церковь и культура» XXV Международных рождественских образовательных чтений «1917–2017: уроки истории». Председатель: епископ Егорьевский ТИХОН, Председатель Патриаршего совета по культуре, наместник московского Сретенского монастыря Ответственный секретарь: Парменов Александр Георгиевич, руководитель отдела программ Патриаршего совета по культуре, ap@pravoslavie.ru Мероприятия Председатель, сопредседатель Кураторы Время проведения Место проведения Конференция «Революции 1917 года в России» Конференция проводится в закрытом режиме. Вход по утвержденному списку участников. Епископ Егорьевский ТИХОН; Безбородов Александр Борисович 25.01 14:00–19:00 Сретенская духовная семинария, библиотека; ул. Б. Лубянка, д. 19, стр. 3; м. «Чистые пруды», «Тургеневская», «Сретенский бульвар», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Трубная» Выезд представителей епархиальных отделов культуры и древлехранителей к памятникам церковной архитектуры Протоиерей Леонид Калинин Анохина Светлана Александровна 26.01 8:30–20:00 Коломна. По возникающим вопросам пишите на: anohina59@mail.ru Совещание представителей епархиальных отделов по культуре и епархиальных древлехранителей. Вход согласно списку приглашенных. Епископ Егорьевский ТИХОН; протоиерей Леонид Калинин Иеромонах Павел (Щербачев); Анохина Светлана Александровна Клыков Михаил Вячеславович 27.01 11:00–17:00 ВДНХ; павильон 57; исторический парк «Россия – моя история»; м. «ВДНХ» V молодежный форум «Моя история»: «Отражение уроков истории 1917-2017 гг. в рамках мультимедийной экспозиции “Россия – моя история”. Культурные вызовы современности» Кузенков Павел Владимирович Белый Константин Вячеславович 21.01 13:00–16:00 ВДНХ; павильон 57; исторический парк «Россия – моя история»; м. «ВДНХ» Свободное посещение и экскурсии по экспозициям Исторического парка «Россия – моя история» для участников Рождественских чтений Денисова Елена Владимировна Середа Иван Васильевич 25–29.01 10:30–20:00 ВДНХ; павильон 57; исторический парк «Россия – моя история»;

http://pravoslavie.ru/99379.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР III АЛЕКСАНДРОВИЧ Имп. Александр III. Худ. И. А. Тюрин. 1890 г. ГМЗ " Царское село " Имп. Александр III. Худ. И. А. Тюрин. 1890 г. ГМЗ " Царское село " Миротворец ( 26.02.1845, С.-Петербург - 20.10.1894, Ливадия, Крым), имп. Всероссийский (с 1 марта 1881), 2-й сын имп. Александра II Николаевича и императрицы Марии Александровны. С детства готовившийся к военной службе, после смерти старшего брата Николая (1865) А. был объявлен наследником престола, и руководство его образованием было вверено проф. Московского ун-та, известному экономисту А. И. Чивилёву. Акад. Я. К. Грот преподавал А. рус. лит-ру, рус. и нем. языки, видный военный теоретик М. И. Драгомиров - тактику и военную историю, С. М. Соловьёв - рус. историю. Особенно большое влияние на А. оказал К. П. Победоносцев , преподававший ему законоведение. 28 окт. 1866 г. А. вступил в брак с дат. принцессой Луизой Софией Фредерикой Дагмарой (в Православии Мария Феодоровна, 1847-1928). Дети: Николай (буд. имп. мч. Николай II ), Георгий, Михаил, Ксения и Ольга. Будучи наследником престола, А. участвовал в заседаниях Гос. совета и Комитета министров, был канцлером Гельсингфорсского ун-та, атаманом всех казачьих войск, командующим гвардейскими частями в С.-Петербурге, в русско-тур. войне 1877-1878 гг. командовал Рущукским отрядом, составлявшим левое крыло действующей армии. Гибель отца 1 марта 1881 г. от рук террористов была сильнейшим потрясением для А. Опасаясь покушений со стороны революционных экстремистов, А. первые годы своего царствования провел в Гатчине под усиленной охраной войск и полиции. 29 апр. 1881 г. был издан манифест «О незыблемости самодержавия». В нем провозглашалось, что император «с верою в силу и истину самодержавной власти» будет ее «утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений», поддерживать «строгую справедливость», возвращение к «исконно русским началам». «Посвящая себя великому Нашему служению,- говорилось в манифесте,- Мы призываем всех верных подданных Наших служить Нам и государству верой и правдой к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, к утверждению веры и нравственности, к доброму воспитанию детей, к истреблению неправды и хищения, к водворению порядка и правды в действия учреждений, дарованных России благодетелем ее, возлюбленным Нашим родителем».

http://pravenc.ru/text/64320.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010