12-26 июля 1908 года в Киеве состоялся IV Всероссийский миссионерский съезд , где обсуждалось в т. ч. улучшение религиозного образования. Съезд обратился к Синоду с просьбой провести аналогичное собрание законоучителей, благодаря чему с 20 июля по 1 августа 1909 года в Санкт-Петербурге последовал Всероссийский съезд преподавателей Закона Божия светских средних учебных заведений. На съезде много внимания уделялось методике преподавания и содержанию предмета. Один из делегатов, Ф. Д. Самарин , утверждал, что " уроки Закона Божия не имеют сегодня религиозно-воспитательного значения " и объяснял это тем, что в обществе Православие считается устаревшим, враждебным всякому просвещению. Самарин предлагал сделать учебник Закона Божия более приближенным к современности, при этом основой преподавания должны были стать тексты Священного Писания и отцов Церкви . Схожего мнения придерживался известный законоучитель Т. С. Тихомиров : " Новый Завет лучше всего передавать по Евангелию , конечно, с изменением слов чужих (порфира, виссон)… " . В то же время другие участники съезда обращали внимание на то, что предлагаемый метод не давал возможности систематизировать знания, получить общее представление о церковной догматике . В итоге съезд констатировал, что программы и методики преподавания Закона Божия устарели и нуждались в реформировании. В 1912 - 1917 годах в Житомире издавался церковно-педагогический журнал " Законоучитель " . Закон Божий. Прот. Серафим Слободской, Джорданвилль, 1987, титульный лист. От революции до крушения СССР После Февральской революции в 1917 году Временное правительство взяло курс на постепенное отделение Церкви от сферы образования. Государственный комитет по народному образованию подготовил законопроект о преподавании Закона Божия в учебных заведениях Министерства народного просвещения. Согласно проекту, в государственных школах Закон Божий переводился в разряд необязательных, хотя при желании родителей или учащихся обеспечивалась возможность его преподавания. Частным лицам и обществам предоставлялось право открывать учебные заведения без преподавания Закона Божия. Хотя законопроект не приобрел силу закона, он вызвал большую озабоченность в церковных кругах. В июле в Петрограде состоялся 2-й съезд законоучителей, на котором говорилось о необходимости проведения реформы предмета. На съезде был создан Всероссийский законоучительский союз, председателем совета был избран священномученик протоиерей Михаил Чельцов , возглавивший борьбу за сохранение Закона Божиего в школах. С ноября 1917 до 1918 года при союзе издавался ежемесячный журнал «Религия и школа», который редактировали протоиереи Михаил Чельцов и Виталий Лебедев . В 1917-1918 годах также собирались и епархиальные законоучительские съезды.

http://drevo-info.ru/articles/13678776.h...

Но недолго пришлось быть в недоумении. Скоро начался суд, продолжавшийся почти целый месяц – с 10 июня по 5 июля (по нов.ст.) 1922 г. Исход его известен. Этот месяц суда был в высшей степени тяжел морально. Июль 1928 г., дача, деревня Черново . Воспоминания " смертника " Пояснение С 10 июня по 5 июля (нов.ст.) 1922 г. в Ленинграде происходил громкий процесс “церковников” во главе с митрополитом Вениамином. Судили до ста человек, главным образом – священников, но были и миряне – мужчины и женщины. Судили в военном трибунале по делу о неотдаче церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья, но по статье 62й Уголовного Кодекса, обвиняя в контрреволюции – “в содействии международной буржуазии в целях низвержения Советской власти”. Обвиняемые были присуждены к различным наказаниям. Между прочим десять человек были присуждены к расстрелу, а именно: митрополит Вениамин, еп. Венедикт, Ковшаров, архимандрит Сергий (Шеин) – из профессоров правоведения и член Государственной думы, Ю.П. Новицкий, прот.Л.К. Богоявленский, бывший настоятель кафедрального Исаакиевского собора, прот.Н.К. Чуков, бывший настоятель Казанского собора, Николай Александрович Елачич, бывший секретарь Государственного совета, Димитрий Флорович Огнев, бывший сенатор последнего времени, и я, Чельцов Михаил Павлович, бывший настоятель Троицкого Измайловского собора и председатель Петроградского Епархиального совета. Главным основанием для суда и осуждения было выдвинуто то, что вышепоименованные лица были членами Правления Общества приходских советов Ленинграда, т.е. входили в организацию хотя существовавшую легально, но обратившую свою работу в деле отдачи церковных ценностей будто бы во вред Советской власти. Меня все время трактовали тоже как члена Правления, хотя всем, и судьям в том числе, хорошо было известно, что членом Правления я не был и все время стоял в открытой оппозиции сему Правлению; приплели же меня, как близкого по своей общецерковной работе к митрополиту и видного протоиерея. После произнесения приговора, нашими защитниками была послана в Москву кассация на приговор, оставленная Москвой без последствий, а нашими родными посланы ходатаи в Москву во ВЦИК с просьбами о нашем помиловании. Ездила туда и моя дочь, семнадцатилетняя девочка Аня, с одной моей знакомой дамой – бывшей начальницей одной женской гимназии, где я был долгое время законоучителем. Ответ из Москвы пришел только в начале августа, а нам был объявлен 14 августа. Все это время, т.е. с 5 июля по 14 августа – эти сорок дней мы находились как “смертники” в ожидании известий из Москвы, окончательно решающих наше дело: расстрелять нас или нет.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-s...

Портрет сделан протоиереем Михаилом Чельцовым . «Я старался внимательно всматриваться в настроение, в лицо митрополита Вениамина. Ему-то, думалось мне, больше всех других должен быть известен исход нашего процесса; ему приговор суда должен быть более грозным и тяжелым. Но как я ни старался распознать что-либо в митрополите Вениамине, мне это не удавалось. Он оставался как будто прежним, каким-то окаменевшим в своем равнодушии ко всему и до бесчувственности спокойным. Мне только чудилось, что в этот день он был более спокоен и задумчиво-молчалив. Прежде он больше сидел и говорил с окружающими его, – теперь он больше ходил». Тут обязательно нужно сказать про «Воспоминания «смертника» о пережитом»... Это поразительная книга. Михаил Чельцов был приговорен к расстрелу и несколько недель провел в ожидании исполнения приговора. Потом было помилование, но память о пережитом осталась. Воспоминания об этих днях и составили основу книги. Михаил Чельцов успел записать их, и только потом, уже по другому делу, его расстреляли... Мы много говорили в этой книге о промыслительности всего, что совершается в Божием мире. В высшей степени промыслительной видится нам и эта задержка с получением мученического венца протоиереем Михаилом Чельцовым . Его воспоминания о лете 1922 года, когда он только лишь ощутил переживания смертника, в каком-то смысле являются частью подвига, который назначено было совершить ему. Беспощадно по отношению к своей собственной слабости написаны они. И эта беспощадная откровенность и позволяет нам заглянуть в души наших святых мучеников в самые главные минуты их земной жизни. Наши светочи, адаманты веры... Они были сделаны из такого же человеческого материала, как и мы все. И как мы все, они иногда оказывались слабыми в час испытаний, переживали, беспокоились, подобно протоиерею Чельцову, думали не так, как хотелось бы нам, чтобы думали наши святые. Голько, в отличие от нас, у них всегда в нужный момент находилась сила, чтобы преодолеть свои беспокойства, свою слабость.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И я бы никогда не решился написать, что в эти дни новомученики Петроградские были счастливы, если бы этих слов не написал сам владыка Вениамин в своем предсмертном письме: «Я радостен и покоен, как всегда. Христос – наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо»... Великие слова... Две тысячи лет назад сказаны они, но каждый раз они потрясают нас, как будто эта великая истина открывается нам впервые... § 6. «Радостно и спокойно» ощущал себя в эти дни и Юрий Петрович Новицкий. В литературе, посвященной Петроградскому процессу над церковниками, укрепился миф не то что бы о недостойном поведении Юрия Петровича Новицкого, но о некоем слабодушии его. Из книги в книгу кочует описание, как плакал Юрий Петрович перед расстрелом, горюя о судьбе своей малолетней дочери-сироты, как просил он передать ей на память свои часы и прядь волос... Нет нужды доказывать, что все эти подробности последних минут земной жизни святого чистейшей воды легенда, основанная на неведомо кем распушенных слухах. К сожалению, невозможно сейчас установить не только то, как происходила казнь, но и где она происходила. Расстрел святых был произведен в обстановке такой глубокой секретности, что во всем двадцати семитомном деле, определившем их судьбу, мне не удалось найти ни единой бумажки, которая бы документировала последние минуты их жизни. Зато с определенной уверенностью можно утверждать, что свои часы Юрий Петрович никак не мог попросить передать дочери. Часы у Юрия Петровича, как свидетельствует тюремная справка, были изъяты еще 30 апреля и никакому возвращению не подлежали, поскольку осужден был Юрий Петрович на расстрел с конфискацией имущества... Более того... Все известные нам документальные свидетельства о Юрии Петровиче Новицком после оглашения ему смертного приговора говорят о необыкновенном самообладании, об удивительной силе духа этого человека. Как мы уже говорили, протоиерей Михаил Чельцов к Обществу православных приходов «находился и лично и принципиально во враждебном настроении», поскольку общество это содействовало закрытию Епархиального совета, коего Чельцов был председатель. Это неприязненное отношение к обществу он, похоже, переносил и на его председателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И вот теперь Михаил Чельцов оказался в одном фургоне смертников 123 с Юрием Петровичем Новицким. «...Объявляют, что везут не в 3, а в 1 исправдом, где обычно содержатся все приговоренные к смерти в ожидании ее. Это известие прибавляет уныния. Едем при полном молчании. Я помню только одну фразу Новицкого, обращенную ко мне: «Вас вместе с нами к расстрелу?! А знаете ли, Вы наилучший повод к кассации». 124 Свидетельство потрясающее. Юрий Петрович Новицкий, получив смертный приговор, находит в себе силы, чтобы подметить анекдотичность ситуации: вместе с членами правления общества приговорен к расстрелу человек, находившийся «и лично и принципиально во враждебном настроении» к обществу. Но при этом он, разумеется, ни в коей мере не злорадствует над отцом Михаилом, попавшим по воле членов трибунала в компанию приговоренных к высшей мере наказания, а тут же и зароняет – недаром только эти слова Новицкого и запомнились потрясенному Михаилу Чельцову ! – надежду в него: «А знаете ли, Вы наилучший повод к кассации?». В одной этой фразе – весь характер Юрия Петровича, блестящего юриста-профессионала, умеющего мгновенно выхватить самую суть правовой коллизии, человека, способного к великодушию даже в такой безысходной ситуации... Но при этом и отстраненность тоже есть. Новицкий, разумеется, не может знать наверняка, что Чельцов будет помилован, но, называя его «поводом к кассации», он как бы отделяет его от себя. До обидного мало сохранилось свидетельств и документов о последних неделях земной жизни новомученика Юрия Новицкого. Но и того, что удалось обнаружить, достаточно, чтобы проследить, как совершалось последнее восхождение Святого профессора. В камере смертников Юрий Петрович сидел вдвоём с протоиереем Николаем Чуковым. «Вот провели и первую ночь, – пишет он в своем дневнике. – Беседовали об этом кошмарном деле, о всей искусственности его вздутости, о полной невиновности, о бесполезности всей процедуры суда: ведь в обвинительном приговоре упомянуто всё, что опровергнуто показаниями, сохранены даже все опечатки и ошибки в датах, в наименованиях отдельных лиц (Богоявленский – «благочинный, распространяющий по своему благочинию письма Митрополита»!) Словом, полное невнимание ко всему, выявленному в пользу подсудимых, и, наоборот, внесение в приговор того, что не в их пользу – с точки зрения обвинения, – это членство в Думе Шеина, сенаторство Огнева и тому подобные глупости, которыми, хотя бы для виду, надо было вздуть обвинение в процесс.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Четверо, а именно митрополит Вениамин, архимандрит Сергий, Новицкий и Ковшаров не были помилованы, нам же остальным расстрел был заменен пятью годами лишения свободы, т.е. тюрьмой, которая в то время именовалась “исправдомом”, т.е. Домом исправления преступников. Все эти мои записки описывают мои переживания за этот период, сорок дней “подсмертного” состояния. Писал я их по переводе уже из ДПЗ, что на Шпалерной улице, во 2й исправдом, из этого последнего они были пересылаемы домой, к семье, в качестве писем. Начались писания с ноября 1922 г. и закончены были в феврале 1923 г. Я старался в них быть искренним и правдивым, воспроизводя только то, что и как действительно было и переживалось. Это не дневник “смертника”, а лишь воспоминания его о времени с 5 июля по 14 августа (нов.ст.) 1922 г. Переписаны они с оригинала сохранившихся писем в июле 1926 г. Протоиерей Михаил Павлович Чельцов 24 июля 1926 г . Воспоминания Часть 1 11 ноября. Ленинград 2я Красноармейская ул., д.14, кв.11. День св. кн. Ольги Говорят, что у больных капризный вкус. Я физически совершенно здоров и бодр и духом спокоен. Но сильно тянет меня к перу и бумаге. Быть может, в этом сказывается, как отрыжка, старая привычка к писательству. Но что писать? Жизнь идет очень однообразно, но так идет только внешняя жизнь событий дня и физическая, – дух же все требует нового содержания, как пищи себе. Мысль поэтому постоянно работает. Если внешнее не дает ей материала, то она живет воспоминаниями о старом. Все чаще и чаще всплывают в памяти дни бывшего июньского суда и июльского сидения на Шпалерной. Мне и хочется описать все внутренние переживания и перечувствования, в связи с внешней обстановкой, в эти сорок дней предсмертного сидения. После них прошло только три – три с половиной месяца, и каждая мелочь из пережитого в них еще жива и больно вертится в памяти. 22 июня/5 июля – памятный день не только для нас, осужденных на расстрел, но и для всех вас, более нас страдавших и продолжающих страдать доселе. Еще накануне, после нашего опроса о последнем слове подсудимых, часов в одиннадцать ночи было приказано нашей страже привезти нас в суд из тюрьмы в среду 5 июля к четырем часам дня.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-s...

Но может быть о. Чельцов говорил о благодати Св. Духа? Если так, – образованным светским людям самим остаётся с завистью смотреть на священников. Они, можно сказать, напаяются токами воды живой, изливающейся на них через таинства... И тем не менее наши священники жаждут воды живой, потому что не довольно ощущают её? Но... не к авгурству ли приводит нас такое предположение? Поэтому лучше замолкнуть... Ясно нам чрезвычайно, что о. Михаил хотел сказать что-то другое. Только вдавшись в лирику, при новой-то обстановке словоговорения, он не ясно и двусмысленно выразился, а это и подхватили в СПб. Ведомостях... Такова наша действительность. Критиков наших, настроенных к нам недоверчиво, нельзя задобрить общими фразами. Им „дело“ подавай на чистоту. Если же это „дело“ предложил бы своим читателям в „Путеводителе“ о. Μ. П. Чельцов, – о, поверьте! – оно им не полюбилось бы, и они не стали бы нашего почтенного собрата хвалить за „живой язык“, который они услышали „наконец-то“... Говорим же так мы потому, что прославленные „шесть сравнений“ между православием и расколом, на самом-то деле, при беспристрастном отношении к ним, оказываются простым и даже не особенно удачным раскольничьим хитросплетением. Мы не утверждаем, чтобы в тех „сравнениях“ никакой правды не было. Наоборот: в них есть превосходные частности, дорогие чёрточки, – только фундамента-то, основания у этой постройки и нет. А без фундамента даже самые ценные камни дома не составят. Будет громада мусора, образуются дорогие развалины, из которых желающие могут кое-что с пользой для себя вынести – и только... Чтобы не быть голословными, попробуем хоть слегка прикоснуться к упомянутым „сравнениям“, так как, мы думаем, что этого достаточно будет для того, чтобы обнаружить их мыльный состав и неустойчивость. 1 . Раскольники утверждают, что они составляют тело Церкви, по примеру греков, – тогда как в русской Церкви будто не народ, а духовенство признаётся Церковью. – Это утверждение ложно во всех частях своих. Тело церковное, по учению Ап. Павла, составляется из многих членов, но в нём непременно должны быть правильно поставленные пастыри и учители ( Еф.4:11 ). Таких-то пастырей у раскольников нет, и в этом отношении они глубоко разнятся от православных греков. Эту мысль мы считаем себя в праве не доказывать подробно. Она с достаточной очевидностью раскрыта в руководствах даже для грамотных простолюдинов, не говоря уже о семинарских учебниках по обличению раскола.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Дополнительное образование Расписание работы кружков в 2022-2023 уч.году День недели Руководитель Кружок, секция, студия Время проведения занятия Понедельник Учитель по предмету Проектная работа с учащимися индивидуальное расписание учащегося Чельцов К.Ю. Кружок по истории " Артефакт " Вторник Фурсов А.С. Футбол 13.35-14.25 Чельцов К.Ю. Кружок обществознания 14.-15.15 Власова Г.Ю. Кружок сцен речи 14.30-17.00 Двуреченская Е.Б. Кружок естествознания (биология) 14.30-15.15 Учитель по предмету Проектная работа с учащимися индивидуальное расписание учащегося Лобзова Л.К. Золотошвейное мастерство 13.50 — 15.10 Еремеевская Ю.Ю. Мозаика 13.30-14.30 Власова Г.Ю. Кружок сцен речи 14.30-17.00 Учитель по предмету Проектная работа с учащимися индивидуальное расписание учащегося Четверг Флоренский В.П. Изо-мастерская 13.00-14.00 14.00-15.30 Тихонова Т.С. В мире искусств Лобзова Л.К. Золотошвейное мастерство 13.50-15.10 Козий А.Н. 13.30-14.30 Учитель по предмету Проектная работа с учащимися индивидуальное расписание учащегося Пятница Малахова Е.Г. Компьютерная графика 14.10-15.30 Флоренский В.П. Изо-мастерская 13.45-15.30 Малахова Е.Г. Изостудия 14.00 — 15.20 1-4 классы Учитель по предмету Проектная работа с учащимися индивидуальное расписание учащегося     Учебный план Православной классической гимназии «Радонеж» дополнительного образования  Направленность дополнительного образования Всего час/год Форма контроля Социально-педагогическая Программа «Введение в традицию» Праздники, презентации, участие в проектах 1.3              «Огоньки» Праздники, презентации, участие в проектах Клуб личностного роста «Звезда Вифлеема» Подготовка праздников, презентации, участие в проектах                  Физкультурно-спортивная Секция футбола Участие в соревнованиях, журнал посещения секции. Секция фитнеса Участие в соревнованиях, журнал посещения секции. Художественно-эстетическая Изобразительное творчество

http://old.gymnasia-radonezh.ru/addition...

Первым в ходе кампании изъятия церковных ценностей в 12 часов ночи 29 апреля 1922 г. был арестован председатель правления «Общества православных приходов Петрограда и его губернии» Ю.П. Новицкий, член правления настоятель Исаакиевского собора прот.Л.Богоявленский и большая часть состава правления. Ю.П. Новицкий и отец Леонид были отправлены в Выборгскую женскую тюрьму. Аресты членов правления продолжались в течение всего мая. Товарищ председателя правления прот.Н.Чуков немедленно организовал помощь заключенным в плане съестных и др. передач в организации защиты в случае суда и т.д. По доходившим от заключенных сведениям, они были арестованы именно как члены правления «контрреволюционной организации». Несмотря на то, что «изъятие» в его соборе прошло «без крови», и было сдано практически все имевшееся серебро, за исключением выкупленных священных предметов, 30 мая настоятель Казанского собора Петрограда, ректор Петроградского Богословского института прот.Н.Чуков также был арестован, по обвинению в «сопротивлении изъятию церковных ценностей»... 31 мая был арестован настоятель Свято-Троицкого собора Измайловского полка прот. Михаил Чельцов. Он не имел никакого отношения к «Обществу православных приходов Петрограда и его губернии», поскольку со своим приходом он в общество не вошел. Более того, как он сам писал, он находился в оппозиции к нему, «...и лично, и принципиально во враждебном настроении», считая почему-то, несмотря на то, что епархиальные советы были ликвидированы повсеместно, что «Общество» содействовало закрытию Петроградского Епархиального совета, председателем которого был он. Так же враждебно относился о. Михаил и к Петроградскому Богословскому институту, в корпорацию которого он не попал, и средствами прихода в его содержании не участвовал. « " Но я ошибся, - писал далее прот. Михаил. - Советской власти нужно было разделаться со всеми более или менее видными священниками. К тому же моя фамилия попалась в одной записке протоиерея Н.К. Чукова, говорившей об одном частном собрании на квартире Аксенова " . О том, как происходило изъятие ценностей у него в соборе, прот. Михаил в своих воспоминаниях совсем ничего не написал, но и он не связывал причину своего ареста с изъятием ценностей».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

1140 См. Михаил Керулларий. Киев, 1854. – Проф. Лебедев, Римские папы в их отношении к церкви Византийской в IX, X, XI вв. М. 1875. – Чельцов, Полемика между греками и латинянами по вопросу об опресноках в XI, XII вв. Спб. 1879. – Проф. Скабаланович, Разделение церквей при патриархе Михаиле Керулларие. Христ. Чтение. 1884. 11–12, 1885. 1–2. – Hefele, Conciliengeschichte, IV, S. 725–738. Hergenröther, Photius, III, 730. 1143 Об этом соборе известно из Эадмера: Eadmer, Vita Anselmi, II, 47. Histor. Variorum. II. Migne, Patrol, CLVIII, 102; CLIX, 414. Baronius, Annales eccles. an. 1097. – (Hardiun, Concil. VII, p. 1753). – Hasse, Anselm von Canterbury, Leipz. 1848, Bd. I. 514. – Remusa, Saint Amselm de Canterbéry, Paris, 1868, p. 215. – Hefele, Conciliengeschichie, V, 225–227. – Катанский, стр. 84, прим. 8. – Судьба православной греко-италийской церкви. Русская Беседа, 1859 г. 1145 Хониат, русск. пер. т. I, 383. См. О внешнем состоянии восточной православной церкви во время владычества латинян в Византийской империи. Правосл. Собеседн. 1866, I, 121, 175. – Смирнова, Состояние церкви в империи греческой во время владычества латинян в Константинополе. Прибав. к твор. св. отцев, XVI, 555. – Зенковича, Состояние Константинопольской церкви в XIII в.. Душеп. Чтение. 1875, II. – Игум. Арсения, Об отношениях церквей латинской и греческой в период крестовых походов. Журн. Мин. Народ. Просвещ. 1867. CXXXIII, стр. 499–534. – Проф. А. П. Лебедев, Очерки византийско-восточной церкви от конца XI в. до половины XV в. Приб. к твор. св. отцев, 1890. II, стр. 241. 1146 Λογοι, Евстратия против архиеп. Миланского изданы Димитракопулом ( Δημητρακοπουλος , Eκκλεσιαστικ Вιλιοϑκη. ν Λειψ, 1866) по рукоп. Моск. синод. библиот. О диспуте: Allatius, De consens. 629. Migne, CXXVII, 909; CLXII, 1005. О спорах самого Алексея Комнена с латинянами и литературном произведении относящемся к этим спорам см. у Гергенретера, Photius, том третий, в истории этих споров. 1147 Анзельмово изложение диспута у Миня t. CLXXXVIII. О диспуте у Флери, Шрека, Неандера, Селье и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010