5) что та загробная жизнь не есть юридическая только награда или наказание – это безусловно верно; но предполагать, что та жизнь есть просто продолжение этой без всякой коренной метаморфозы – это тоже рискованно. Мы не можем туда перенести никаких законов пространства и времени, дробности наших душевных сил и пр.; уже самое слово «вечность» показывает на нечто не количественное только, но и качественно различное, и с этим придется считаться. 6) Я не говорю о понятии «общественного блага»: Вы писали, что об этом будет статья вторая. А то теперь неясность этого понятия даст ложное освещение многим Вашим статьям. Напрасно Вы, пока его не выяснив, не заменяли его словом «любовь к ближним». 7) В отношении сектантов Вы примите во внимание, что их протест вытекает иногда, а может быть и часто, из той же эгоистической, горделивой мысли о спасении помимо любви и снисхождения, о которой Вы говорите так хорошо. Много как будто еще чего-то собиралось в голове, чтобы сообщить вам. Но и так довольно. А в общем, я от всего сердца рад Вашей статье и благодарен Вам. Она зажжет – это наверно. А это очень важно. Напишите, как отнесутся к статье наши блюстители благочестия. Я думаю, Вам придется выдержать порядочный натиск. Но любовь любящих Вас и служащих с Вами Христу безраздельно принадлежит Вам. Братски целует Вас любящий Вас архим Михаил. 14 марта 1893 г. Афины P. S. Вот еще: неосторожно молитву причислять к сентиментальностям, неправда это полная. – Еще: неправда, что отшельники оставляли мир на время. Мне кажется, что Вы мало даете значения молитве как общественной силе. Потому Вы и боитесь сказать слово за уединение. Общественное благо, пожалуй, и Вы склонны почитать более внешне, чем следует. По-моему, никакой тут грани нет, а все вместе. 51 Дорогой и возлюбленнейший о Антоний! Простите Христа ради, что ничего Вам не пишу. В Симферополе до апреля месяца был всецело поглощен делами и бумагами. Поработал довольно. В конце марта и начале апреля пришлось полежать, а теперь обитаю в Гурзуфе, где веду полуживотную жизнь и едва-едва успеваю между спаньем, едой и прогулкой переделывать все дела, поступающие из Симферополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

I. Иван Саввич Пальмов , рязан. уроженец (1880 – год окончания академического курса), с 1904 г. – доктор церковной истории, ныне сверхштатный заслуженный ординарный профессор, член Академии наук. II. Платон Николаевич Жукович, литовск. (1881), с 1901 г. – доктор церковной истории, сверхштатный заслуженный ординарный профессор. III. Феофан Алексеевич Тихомиров , новгор. (1883), с 1891 г. – экстраординарный профессор, в 1894 г. оставил службу при академии, даровитый преподаватель, страдал косноязычием: этот недостаток побудил его оставить академическую службу. IV. Александр Александрович Бронзов , новгор. (1883), с 1901 г. – доктор богословия, ныне сверхштатный заслуженный ординарный профессор. V. Архимандрит Михаил (Грибановский) , тамбов. (1884), магистр 1888 г., инспектор (см. выше). VI. Александр Павлович Высокоостровский, новгор. (1885), даровитый преподаватель, долго, около 13-ти лет, как не имевший степени магистра, был и. д. доцента; с 1909 г. – секретарь совета. VII. Протоиерей Тимофей Александрович Налимов, петрогр. (1886), магистр 1890 г., в 1896 г. – экстраординарный профессор, с 1906 г. – в отставке; в 1909 г. был избран баллотировкой совета в ректоры Петроградской академии, но не получил утверждения. VIII. Протоиерей Евгений Петрович Аквилонов, тамбов. (1886), с 1905 г. – доктор богословия, ординарный профессор, скончался протопресвитером военного духовенства. IX. Виталий Степанович Серебреников , вятск. (1886), с 1909 г. – доктор богословия и ординарный профессор, ныне заслуженный ординарный профессор. X. Николай Константинович Никольский , петрогр. (1887), с 1899 г. – доктор церковной истории и ординарный профессор, член Академии наук; в 1906 г. оставил службу при академии. XI. Петр Семенович Смирнов, рязан. (1887); с 1909 г. – доктор церковной истории и ординарный профессор. XII. Николай Никанорович Глубоковский , вологод. (1889), питомец Московской академии; с 1898 г. – доктор богословия и ординарный профессор, член-корреспондент Академии наук. XIII. Протоиерей Михаил Иванович Орлов, новгор. (1889), с 1908 г. – доктор богословия и ординарный профессор. XIV. Протоиерей Александр Петрович Рождественский, псков. (1890), с 1911 г. – доктор богословия и ординарный профессор. XV. Димитрий Павлович Миртов, рязан. (1891), с 1915 г. – доктор богословия и ординарный профессор. Достойно примечания время окончания всеми этими почтенными, ныне старейшими профессорами 440 , академического курса – в десятилетие от 1880 до 1890 г. Не сказалось ли здесь несколько действие прежней, не совсем еще выдохшейся, закваски?.. Просим читателей обратить внимание на отмеченное (год, указанный в скобках) время окончания поименованными лицами академического курса.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Опираясь на труды Глубоковского, я выделяю две стороны такого восхождения: от онтологической недостаточности относительного к абсолютному (основанный на том, что " само относительное приобретает основу своего бытия в абсолютном, в чем каждый может убедиться личным опытом и вдумчивым наблюдением " 7, этот путь удостоверяет человека в том, что цельное миросозерцание, в отсутствии которого ставится под сомнение и целостность субъекта (личности), без отношения к абсолютному невозможно.); от гносеологической недостаточности рационального к вере (здесь оригинальное прочтение знаменитого credo Ансельма8, которое в " Православной богословской энциклопедии " того времени названо " принципом всякого ортодоксального богословия " 9. Глубоковский писал: " Рациональное признание чудесности наступает после испытания непригодности всех обычных приемов истолкования и потом бывает уже не гипотетическим постулатом, а живою реальностью по бесспорности комментируемого факта " 10). Для того чтобы сделать возможным " рациональное признание чудесности " , следует, опираясь на все методы критической науки, явить парадоксальность христианства, ту парадоксальность, которая для апостолов заключалась в самой личности Христа: в Его безупречной человечности при жизни, в Его добровольной смерти, в Его славном Воскресении. Но какими " чудесами " того же порядка располагает современное христианство? По мысли Глубоковского, только христианская жизнь и христианское отношение к жизни продолжают являться парадоксальными в современном мире. Рациональность не может возместить богословию то содержание, которое делает его превосходным по отношению к ней. Между тем упадок христианской жизни во второй половине XIX в. наблюдался и в стенах духовных академий. Так, в течение 20 лет в СПбДА никто из учащихся не изъявлял желания принять монашеский постриг. Только в 1883 г., при ректоре архиеп. Арсении (Брянцеве), первым монахом-студентом стал будущий епископ Михаил (Грибановский). Этот человек, впоследствии продолживший свое пребывание в академии в качестве преподавателя, был достойным представителем нарождавшегося на рубеже веков класса ученого монашества, который позднее дал из своей среды множество мучеников. Несмотря на то, что сам еп. Михаил умер от чахотки в 1898 г., я считаю возможным включить его в это повествование.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Относительно консистории и епархиального свечного завода деятельность Владыки выразилась все в том же строгом и неуклонном стремлении поставить эти учреждения в надлежащую норму относительно правильности и быстроты делопроизводства и счетоводства. Владыка об этом так говорит в одном из своих писем епископу Димитрию (Самбикину) 1074 : «...Вы сами знаете из дел и из писем, сколько мне ныне пришлось помучиться с различными епархиальными недугами. И, слава Богу, небесплоден был в этой борьбе; и болезнь не только не помешала, а думаю, что, по Промыслу Божию, помогла торжеству правды, так как немного издали виднее дело, и, отделенный от личных влияний и обходов, я мог быть справедливее и решительнее... Теперь у нас И. К. Зинченко. 1075 Завтра или послезавтра жду его к себе в Ялту. Не знаю, что он нашел, но думаю, что не мог не подтвердить моих предположений, потому что они основывались на очевидных фактах. Очень жажду услышать от него отзыв о впечатлении при знакомстве с делами и о мерах к благоустройству в будущем. Что можно, все сделаю к подготовке будущего» . 1076 Несмотря на страшную массу дел, Владыка в отношении здоровья чувствовал себя хорошо. Прекрасно чувствовал он себя и во время поездки по епархии в мае 1897 года, хотя время было дождливое. Возвратился он из этой поездки в последних числах мая. В это время производился капитальный ремонт собора 1077 на средства известного богача и благотворителя Н. Д. Стахеева: 1078 производилась покраска стен и их роспись, устанавливался новый иконостас и т. п. Владыка живо интересовался этим делом, получившим свое развитие именно благодаря его инициативе и воздействию на Н. Д. Стахеева. Между прочим, он, при одном из посещений собора и осмотре производившихся там работ, пожелал подняться на верх установленных там лесов, чтобы посмотреть живопись под куполом. Усилие, которое естественно пришлось ему сделать при этом, и образовавшийся наверху сквозняк сделали свое дело: с этого дня преосвященный Михаил почувствовал все признаки простуды; с этого времени ни одного дня не было у него нормальной температуры. Страшный недуг – легочная чахотка в соединении с горловой чахоткой – постепенно подтачивали его и без того истощенный ослабевший организм.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Аминь, аминь глаголю вам: аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит. ( Ин.12:24 ) Сии слова Христовы исполнились, братие, на умершем и ныне предлежащем нам покойном епископе Михаиле. Умерши, он не пребыл единым, но собрал около своего бездыханного тела многия люди и сотворил через них плод молитвы и любви. Ибо это народное множество, которое в продолжении трех дней и трех ночей приближалось к его гробу, не было водимо праздным любопытством, но исполнилось духом сокрушения, просвещалось размышлением о собственной тленности, одухотворялось благоговейным сочувствием к отшедшему страдальцу, освящалось усердной молитвой о спасении души его. Тем утешительнее и удивительнее представляется нам это зрелище скорбной молитвы, что усопший не был и не мог быть давним другом своего народа, а скорее должен быть назван пришельцем среди него, ибо за полтора года своего духовного правления сею паствою он две трети этого малого срока провел на одре своей болезни и смерти. Чем же объяснить это народное ему сострадание, эти коленопреклонения, воздыхания и слезы христиан всех возрастов и сословий? Едва ли сами богомольцы сумеют объяснить происхождение охватившего их чувства, но выше приведенные слова Евангелия объяснят все это для тех, кто знал дух усопшего. То был дух великий, дух апостольский, который распростирался далеко за пределы своей личной жизни, и в стремительном порыве любви и сострадания желал всех людей, всю вселенную охватить собою и, очищая всех молитвенным пламенем, вознести ко Христу. Поистине преосвященный Михаил был одним из тех немногих людей, которые едва замечают окружающую их внешнюю действительность жизни, и обращаясь среди нее, исполняя дела своего звания, на самом деле бывают заняты всегда одною мыслью, одним чувством – скорби за грешный мир, пламенным желанием общего спасения. И блага, которые желают всем быти вся, да всяко некия спасут. 1130 Это те избранные сосуды, что вместе с Христом могли бы сказать: огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся ( Лк.12:49 ). Это те, которые, скорбя о человеческих пороках и неправде и нестроениях церковных, взывают в сердце своем: жалость дому твоему снеде мя (см. Ин.2:17 ), и потому могут повторять о себе слова божественного Павла: свидетельствуюсь совестью моею, что я всякий день умираю (ср. 1Кор.15:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Прежний владелец дачи Дондуков-Корсаков. – А. Л. Дондуков-Корсаков Михаил Александрович (1794–1869) – князь, потомок калмыцких князей, тайный советник (генерал-лейтенант), вице-президент Императорской Академии наук, был владельцем не одной только дачи, а целого имения под названием «Гюльзанне» («Роза – предмет любви»), которое было отмечено в 1853 г. на «Геометрическом плане Таврической губернии Ялтинского уезда». Впоследствии, купив весь южный и западный склоны холма Дарсан, князь переименовал свое имение в «Гюзель Тепе» («Красивый холм»). После смерти князя в 1869 г. оно перешло в наследство Александру Михайловичу Дондукову-Корсакову. Выйдя в отставку, князь переселился в Ялту и занялся благоустройством «Гюзель-Тепе»: расширил виноградники и фруктовые сады, построил небольшой винный завод, опорные стены для укрепления оползней. После смерти князя Александра часть имения «Гюзель-Тепе» перешла к третьему поколению владельцев – его детям, Михаилу и Николаю. В 1897 г. они решили продать все земли имения «Гюзель-Тепе» оптом или в розницу. Оптовый покупатель нашелся, и новым владельцем земли стал почетный гражданин Москвы, статский советник Антон Эрлангер. Он был одним из крупнейших российских промышленников, основателем мукомольной промышленности. Благодаря Антону Эрлангеру российская мука отвечала самым высоким требованиям к качеству. Антон Эрлангер создал специальные школы, где готовили специалистов для мукомольной промышленности, он также издавал журнал «Мукомол». Кроме того, он неплохо играл на скрипке, собирал произведения искусства и был лично знаком со многими выдающимися деятелями российской культуры. Помимо этого, он щедро давал деньги на благотворительность, строил приюты, принимал участие в строительстве римско-католического храма в Ялте. Приобретя участок площадью 27 десятин и 692 сажени [около 30 га], Антон Эрлангер подошел к делу по-хозяйски, привел его в порядок, засадил хорошими сортами винограда, создал питомник для выращивания рассады цветов, а также саженцев хвойных и вечнозеленых деревьев. Из винограда делали вино, заказы на которое поступали даже из других городов. Земля стала приносить хозяину приличный доход, а само имение стали называть «Парк Эрлангера» (см.: Владимир Кургузое. Дорога в «Парк Эрлангера». Ялтинские вести. 30 января 2006). – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Прости, преосвященнейший Владыко, если мы нескромною речью потревожили твой дух, но мы считали своим долгом поведать это пастве, которая при твоей продолжительной болезни быть может не могла узнать всех благородных черт твоего духа. Дабы не утомлять вас, благочестивые слушатели, мы позволим себе остановить ваше внимание еще лишь на одной черте Архипастыря. Преосвященнейший Михаил вообще любил школу, любил детей, с удовольствием посещал школы всех видов и названий – и духовные и светские, и с нескрываемым наслаждением и восторгом проводил время в кругу детей и присутствовал на экзаменах. И вот в 1896 году на экзамене в духовной семинарии он поразил нас своим глубоким знанием Священного Писания. Поразил нас почивший Архипастырь не знанием цитат, не ссылками на главы и стихи Библии, но своим простым пониманием слова Божия; видимо, он его продумал, прочувствовал, а излагал и передавал его тем же апостольским слогом, – в том же духе, как излагали его писатели новозаветные – святые евангелисты и апостолы. Столь, братие, был светел, высок и неподражаем облик почившего Архипастыря! И расставание с ним тем более наполняет нашу душу тяжелою скорбью... Но... он был глубоким христианином, а для христианина нет смерти, она лишь переход в лучший духовный мир. Бог смерти не сотвори ( Прем.1:13 ) ... Аз Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова, несть Бог мертвых, но Бог живых, говорит слово Божие [см. Исх.3:6 ; Мф.22:32 ; Мк.12:26–27 ]. ... Здесь удручала тяжкая болезнь, которая и свела его в гроб, он был страдальцем и мучеником, а там нет ни печали, ни воздыхания, но жизнь безконечная... Архипастырь наш перешел в новый мир, благо слушат , со спокойным духом и в полном сознании, достойно приготовившись к этому переходу в вечность, простивши всех и сам испросивши прощения. И мы глубоко верим и надеемся, что Господь примет его чистый дух в Свои небесные кровы. Благослови же нас, преосвященнейший Владыко, и напутствуемый нашими благожеланиями иди твердою стопою в мир вечности, к престолу Небесного Отца, дабы предстать непостыдно пред Праведным Судиею, Который, уготовляя блаженство избранным Своим, скажет о тебе: рабе благий и верный, вниди в радость Господа Твоего [ Мф.25:21, 23 ]. Аминь. Речь протоиерея В. Знаменского, ректора семинарии 1143

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Итак, владыка Михаил был человек идеальный в лучшем смысле этого слова: определенный, стойкий, нелицемерный. Его богатый и пытливый ум еще в юности искал правды среди хитросплетенных узоров человеческих суждений, нашел ее, усвоил и укрепил в себе. С высоты ее он смотрел на все окружающее, как орел, парящий в небесной дали, и все замечал зорким своим взглядом, и все весил на весах приобретенной им мудрости. Несомненно, его должно признать передовым человеком нашего времени. Он был человек всесторонне образованный, с богатым запасом знаний и, что всего важнее, был искренне и глубоковерующий. С этой стороны его должно поставить в образец всем так называемым образованным людям, у которых нередко гордость ума вытесняет из сердца истинную любовь к Богу и людям, а вместе с нею – веру и надежду, столь необходимые в жизни. Неудивительно после этого, если он нашел успокоение душе своей в евангельском учении и принял на себя звание епископа Православной Церкви. Другими словами: он посвятил самого себя на служение единой и вечной Истине – Господу Богу. Кратковременно было его служение, продолжавшееся только 4 года; но кто может оценить качество его служения, кроме Самого Создателя? Он был подобен ясной, кроткой звезде, взошедшей на вечернее небо с тем, чтобы сейчас же и спуститься за горизонт, но тем сильнее он оставил по себе впечатление. Во всяком случае след его святительского служения был слишком ясен и светел, чтобы забыть его. Имея живой характер, Владыка никогда не оставался в бездействии. Чувствуя, что годы, даже дни его жизни сочтены, он как бы спешил окончить предназначенную ему работу на земле. И каких только сторон жизни не коснулся Владыка свое управление Таврической епархией! Прежде всего было обращено внимание на распространение просвещения в народе в духе православной веры. И вот, по мысли Преосвященного, во многих местах Таврической епархии возникают церковно-приходские школы. Школы возникали там, где в них ощущалась наибольшая нужда: где их или совсем не было (по деревням, отдаленным колониям), или было недостаточно. Насаждение школ весьма радовало Владыку, и неоднократно он давал благословения и благодарности инициаторам и руководителям этого дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Лучше всего бандеролью, а уж заказною – так это идеал. Рад, что у Вас нашлись желающие монашества, от всей души рад. Передайте им мой братский привет и Божие благословение. Мое здоровье хорошо. Первую неделю всю отслужил сам. Среду и пятницу также служу, 4-ю всю; на 5 – Преждеосвященные, стояние и акафист, 841 если даст Бог. На 6-ю всю; будут говеть матросы, конечно, и всю Страстную. Эту неделю молодцом: чувствую себя хорошо и бодро. В самой службе находишь силу, особенно в литургии. Чем более втягиваешься внутренне в таинственный и благодатный организм Церкви, тем более находишь сил, радости и обретаешь глубочайший мир, тем более переживаешь противоположность Церкви и мира. Мало мы сознаем эту противоположность, и поэтому так мало во многих из нас бодрости и ясности духа... все смешалось, все обмирщилось, в этом тумане и мгле не находишь врага и не отличишь своего... О Никанор прислал несколько строк о своем выезде из Тифлиса. О Герман третьего дня прислал доброе письмо. Струнников прислал письмо с просьбой, нельзя ли в псаломщики. Я ответил отрицательно: псаломщик есть, и необходимо притом соединять это с регентством, от чего Струнников отказывается. Конечно, ему скучно в Кашме. Насчет разницы земли и неба я совершенно согласен, и это как раз входит в противоположность Церкви и мира. Но это не значит, что нельзя влиять, будучи выше других по избранию Божию. Нужно лишь предаться Христу, и тогда каждый пост будет Его велением, и тогда иная постановка дела; тогда и авторитет у места даже и в Церкви. Простите. Привет братский о инспектору и о Палладию. Храни Вас Христос! Любящий Вас Ваш собрат а Михаил 29 марта 1891 г. 40 Дорогой отец Антоний! Христос Воскресе! От всего сердца поздравляю с Великим праздником. Дай Господи Вам радости и мира. Конечно, служите и служите... но, наверное, не больше моего. Я служу почти весь пост; служил и стояние, и акафист. Эту (6-ю) неделю имею 160 причастников матросов. 842 Хотя устаю, но не ослабеваю и чувствую себя здоровым, бодрым и мирным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

169 Молешотт Яков (1822–1893) – немецкий физиолог и философ; фактически отождествлял философию с естествознанием, а в мышлении видел лишь физиологический механизм. По Молешотту, все психологические и духовные процессы имеют вещественно-физиологическую природу и зависят, в частности, от характера пищи, ее состава и т. п. В России в конце XIX в. сочинения Я. Молешотта («Учение о пище», «Физиологические эскизы» и др.) пользовались большой популярностью. 170 Бюхнер Людвиг (1824–1899) – немецкий врач, естествоиспытатель и философ. Бюхнер разделял идеи так называемого социального дарвинизма – идейного течения в обществоведении конца XIX – начала XX в., которому было свойственно сведение закономерностей развития человеческого общества к закономерностям биологической эволюции и выдвижение принципов естественного отбора, борьбы за существование и выживания наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов общественной жизни. Телеология – учение о цели и целесообразности. 171 По всей видимости, архим. Михаил своими словами пересказывает мысль Шеллинга, которую тот развивает в 4-й и 5-й лекциях 1-го тома «Философии откровения». Ср., напр.: «...мышление прежде всего должно войти в данное непосредственное содержание разума, раскрыть его для себя, оно должно спросить: что есть это сущее – непосредственное содержание разума, – что есть в нем такого, что оно есть сущее?» (Шеллинг Ф. В. И. Философия откровения//Соч.: В 2 т. М., 2000. Т. 1. С. 115). 173 См. параграф «Об идеале высшего блага как об основании для определения конечной цели чистого разума» (Кант И. Критика чистого разума. С. 471–480). 174 В Священном Писании слово ματαιτης на церковнославянский и русский языки переводится как «суета». См., напр.: И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность – суета (ματαιτης) ( Еккл.11:10 ). 175 Брама, или Брахма, – один из трех высших богов (наряду с Вишну и Шивой) брахманизма и индуизма. 176 Ормузд – в зороастрийской религии бог света, олицетворение добра; Ариман – бог тьмы, олицетворение всего дурного, первоисточник зла.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010