Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНАСТИР Мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца в с. Манастир в окрестностях г. Прилепа (Республика Македония), на правом берегу р. Црна. Об истории мон-ря до 1271 г. сведений не сохранилось; в XVI в., в период тур. господства, он не был разрушен и продолжал существовать. Монастырский храм во имя свт. Николая Чудотворца был возведен в 1095 г. при имп. Алексее Комнине; в 1266 г. перестроен и расписан (1271) по заказу игум. Акакия (в миру - Иоанникий) при визант. имп. Михаиле VIII Палеологе . Работами мастеров руководил диак. Иоанн, референдарий Охридской архиепископии. Эти сведения известны благодаря сохранившейся в росписи пространной посвятительной надписи (на греч. языке), к-рая помещена на стенах центрального нефа над ростовыми изображениями святых в нижнем ярусе (надпись прочел и расшифровал проф. Ф. Баришич; см.: 1964). Церковь во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря Манастир Церковь во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря Манастир Церковь свт. Николая Чудотворца представляет собой 3-нефную базилику, сложенную из туфа и камней; главный неф перекрыт цилиндрическим сводом и отделен от боковых аркадой. В качестве опор для нешироких, но высоких пролетных арок использованы столбы. Потолки в боковых нефах деревянные, плоские (результат реставрации кон. XIX - нач. XX в.). Центральный неф заканчивается на востоке апсидой, циркульной внутри и граненой снаружи, с двойным окном в нижней части, боковые апсиды - полукруглые; все 3 снаружи украшены декоративными слепыми нишами. Росписи в ц. свт. Николая Чудотворца были открыты в 1954 г. и впервые опубликованы Д. Коцо и П. Мильковиком-Пепеком в 1958 г. Их тематика обширна. В центральной апсиде композиции: «Богоматерь с поклоняющимися архангелами» (в конхе), «Причащение апостолов» и «Поклонение Жертве» (в нижней зоне); над апсидой на вост. стене - «Благовещение». На сев. и юж. стенах главного нефа: в 2 нижних ярусах - фигуры святых воинов, мучеников ростовые (в нижнем ряду), поясные (во 2-м ряду) и в медальонах; циклы земной жизни Спасителя и Страстной (в верхнем ярусе).

http://pravenc.ru/text/2561808.html

Ярославль. Церковь Михаила Архангела ( " Гарнизонная " ). Карта и ближайшие объекты Построена 1657-1682 г.г. Храм отреставрирован в советское время. В 1992 г. храм передан Русской Православной Церкви. По преданиям, первую церковь во имя Михаила Архангела (покровителя воинов) построил " в большом граде, у врат, брусяную " ростовский кн. Константин Всеволодович в 1216 г. и простояла она 79 лет. А затем княгиня Анна (жена кн. Федора Ростиславовича) создала на этом месте новый деревянный храм. Он стоял на пригорке близ р. Которосли, на западной границе посада. Каменный храм строился на средства прихожан с сер. XVII в. двадцать пять лет, что наложило отпечаток на ее внешний облик, соединивший в себе черты двух периодов развития ярославского зодчества XVII в. Четырехстолпный пятиглавый храм на подклете был первоначально окружен с трех сторон галереями или папертями. Сохранилась лишь западная, с домообразным крыльцом на ползучих арках, в северной устроен придел (Зосимы и Савватия соловецких чудотворцев) в виде башни, с тяжелой квадратной колокольней, а с южной - теплая церковь Благовещенья Пресвятой Богородицы. Все это сближает храм с ранними ярославскими церквями (церковь Николы Надеина и др.). Очень высокий подклет церкви служил складом для товаров, что объясняется месторасположением ее на берегу Которосли близ Торговой площади. Черты, свойственные более позднему периоду: крупные главы и барабаны, высокие окна, четырехскатное покрытие над декоративными закомарами, изразцовая отделка крыльца. Интерьер расписан в 1731 г. ярославскими мастерами во главе с Федором Федоровым в декоративно-повествовательном стиле. Архангельский собор в Ярославле был основан напротив Спасского монастыря ок. 1300 года татарской царевной Анной Ногаевной в память о своем деде, императоре Михаиле VIII Палеологе. До 1918 года в храме сохранялись такие древние реликвии, как подаренный Анной Ногаевной образ Михаила Архангела византийского письма (ныне в Государственной Третьяковской галерее). Постройка нового храма была начата иждивением стрельцов в 1657 году и затянулась ровно на четверть века. Первоначальный проект отдавал дань ярославской архитектурной моде 1650-х годов: очень высокий подклет предназначался для хранения товаров с близлежащей торговой площади, к северо-западному углу была пристроена тяжелая квадратная колокольня в виде башни, домообразное крыльцо возвышалось на ползучих арках. Однако верхняя часть храма была исполнена в духе более позднего периода ярославского зодчества: отсюда - крупные главы и барабаны, высокие окна, четырехскатное покрытие над ложными закомарами. Фресками храм был расписан только в 1731 году. Использовался как гарнизонный храм. В советское время превращен в склад. Ныне передан Русской пПравославной Церкви. Завершаются ремонтные работы.

http://sobory.ru/article/?object=00209

иером. Макарий Симонопетрский † Память святого благоверного царя Иоанна III Дуки Ватаца Милостивого 45 Святой благоверный император ромеев, друг Христов Иоанн III родился в 1193 г. в знатном семействе Дук. В 1204 г., после взятия Константинополя крестоносцами-латинянами, Византийская империя распалась на четыре соперничающих друг с другом государства: Латинскую империю со столицей в Константинополе, Никейскую империю в Малой Азии (где обосновались законный император и православный патриарх Константинопольский), Эпирский деспотат в Западной Греции и Болгарское царство Uoahha II Асеня. В 1222 г. Иоанн Дука наследовал своему дяде Феодору Ласкарю, умершему бездетным, который за время правления сумел укрепить и реорганизовать Никейскую империю по образцу старой Византийской империи. Иоанн вскоре обнаружил незаурядные способности политика и одновременно качества истинно христианского царя. Он стал величайшим из правителей Никейской империи и одним из самых замечательных императоров в истории Византии. Благодаря череде блестящих военных побед и хитроумных дипломатических альянсов он за несколько лет вернул своей династии контроль над Малой Азией и отвоевал большую часть территорий, попавших ранее в руки западных крестоносцев. Иоанн III овладел Адрианополем, расположенным совсем недалеко от града св. Константина, так что на момент его смерти, в 1254 г., Никейская империя по своей территории уже приближалась к границам Византии до латинского завоевания. Оставалось только отвоевать ее древнюю столицу, что и было сделано при его преемнике, Михаиле VIII Палеологе, в 1261 г. Всей душой ревнуя о благе Церкви, Иоанн III вступил с папой Римским Григорием IX в переговоры об объединении Церквей. В 1234 г. в зимней резиденции императора, гор. Нимфее, состоялась встреча папских послов с представителями Православной Церкви, возглавляемыми патриархом Германом II (1222–1240) и знаменитым богословом и церковным писателем Никифором Влеммидом 46 (1197–1272). Поскольку собеседования затягивались, император пожелал пойти на компромисс, предложив грекам изменить свое отношение к употреблению опресноков на литургии в обмен на изъятие латинянами из Символа веры формулы «и от Сына».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Печальные размышления над книгой о митрополите Исидоре 30.06.2019 1224 Время на чтение 12 минут Новая книга о митрополите Исидоре обладает просветительской ценностью. Но в научном плане она не является полностью добросовестной. Видна тенденция автора, направленная к тому, чтобы обелить митрополита Исидора перед православной общественностью в его действиях, связанных с заключением Ферраро-Флорентийской церковной унии. Постепенное введение унии Православной Церкви с папским престолом при поздних Палеологах было процессом, который начался еще при Михаиле VIII (1259-1282 гг.) и завершился незадолго до крушения Империи под ударами турок. Этот процесс имел влияния на дела Православной Церкви далеко за пределами Империи, с середины XIV столетия уже не имевшей ни статуса великой державы, ни даже статуса крупной державы регионального уровня, и, к тому же многократно сократившейся территориально. Решения, принятые в Константинополе, Ферраре и Флоренции, вызвали очень серьезные последствия во всем мире Православного Востока, включая Русь. Одним из творцов унии стал митрополит Исидор, пытавшийся ввести унию в Московском княжестве, но изгнанный оттуда. Историк Дмитрий Володих ин Традиционная точка зрения Русской Православной Церкви на Исидора заключается в том, что эта личность признается виновной в тяжелом вероисповедном отступничестве. Именно действия Исидора положили начало недоверию русской иерархии к церковному Константинополю, именно они вынудили, в частности, Русскую Церковь ко введению автокефалии. Однако в современной историко-церковной литературе появилось издание, претендующее на ревизию этой традиционной, давно устоявшейся точки зрения . Автор книги, которая позиционируется как научная монография, С.Ю. Акишин, стремится привести своих читателей к мысли о том, что Исидор - фигура то ли недопонятая, то ли вовсе неправильно понятая, и к этой фигуре следует относиться иначе - внимательнее и, в какой-то степени, мягче. Хороший биограф должен хоть немного «влюбиться» в персонажа, которого он «портретирует». Во всяком случае, именно через «вживание» в личность человека, посетившего сей мир многие века назад, легче всего научиться пониманию его глубинных надежд, страхов и моделей жизненной стратегии. А это, в идеале, предполагает весьма трудную работу интеллекта и души: биограф какое-то время живет чувствами исторической личности, учиться мыслить, как мыслил его герой, проникается его стереотипами.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyul/01/pech...

Монастырь Ксиропотам (Афон) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Ксиропотам  — православный монастырь на горе Афон; восьмой в иерархии афонских монастырей, считается древнейшим монастырем Святой Горы. Содержание История [ править править код ] Ксиропотам (греч. Μον Ξηροποτμου) считается древнейшим монастырем на Афоне и вторым местом проживания после Кареи. Название этого монастыря (Сухой поток) дано ему по месту у глубокого оврага с ручьём, пересыхающим в летнюю жару, но зимой широким и глубоким. По преданию, основание Ксиропотама положено в V веке правительницей Византийской империи, царевной Пульхерией, сестрой императора Феодосия II. Ею сооружён там храм в честь 40 севастийских мучеников, о которых ей было видение. В VII и VIII веках обитель Пульхерии опустела, но царевич Павел, появившись на Сухом протоке и основав монастырь, носящий его имя, обратился к императору Роману представлением о восстановлении Ксиропотама. Ходатайство его было уважено, но века три спустя восстановленный монастырь был разрушен землетрясением при Михаиле Палеологе, как утверждают афонские сказания — в наказание за принятие унии с Римом. Андроник Палеолог вновь построил здания, ныне существующие в Ксиропотаме, ещё раз пострадавшие в XVI веке от пожара и отстроенные султаном Селимом на собственные средства. Согласно легенде — как доказывает султанская грамота от 9 марта 1520 года, хранимая в славянском переводе в обители — султан имел во сне видение 40 мучеников, повелевших обновить Ксиропотам, в благодарность Богу за помощь, оказанную туркам при покорении Египта. После того Ксиропотам украшали валахские господари. Два пожара 1948 и 1973 нанесли ущерб обители, что, однако, не помешало её новому возрождению. В 1981 году монастырь вернулся к общежительному уставу. Современное состояние [ править править код ] Главный храм 40 мучеников, крестовидной формы, пятикупольный с двумя приделами: правым «Успения» и левым «Космы и Дамиана». Совершить виртуальную экскурсию по монастырю Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Ксир...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОФЕЙ I патриарх Антиохийский (1434/35 - 8.09.1451). Уроженец сел. Сайдная (под Дамаском), где в 1431-1434 гг. занимал епископскую кафедру. Известен как современник Флорентийской унии (1439). Вост. патриархи не принимали личного участия в подготовке и проведении Ферраро-Флорентийского Собора 1438-1439 гг. (возможно опасаясь преследований со стороны мамлюкских властей) и делегировали свои полномочия представителям визант. клира. Так, экзархами Д., по разным данным, были св. Марк Евгеник , митр. Эфесский, Григорий, духовник визант. имп. Иоанна VIII Палеолога, Исидор , митр. Киевский. Провозглашение унии 6 июля 1439 г. вызвало противоречивую реакцию на Ближ. Востоке. Получив экземпляр актов Собора через Нафанаила, митр. Родосского, Д. первоначально склонялся к их принятию. В арабо-христ. лит-ре 2-й пол. XV в. известны их переводы (в т. ч. выполненный современником Д., Михаилом, митр. Бейрутским) и ряд др. филокатолических текстов. Однако успехи унии оказались непрочными. После первой растерянности в Византии начался подъем оппозиционных настроений, к к-рому сразу присоединились ближневост. патриархи. В 1443 г. Арсений, митр. Кесарии Каппадокийской, посетил Палестину под предлогом паломничества. По его настоянию 3 патриарха - Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский,- собравшись во Св. граде в апр. 1443 г., выступили с осуждением унии и ее сторонника К-польского патриарха Митрофана II . Действительность Собора и аутентичность его актов ставились учеными под вопрос, однако не были опровергнуты. В то же время приписываемое Д. участие в аналогичном Соборе 1450 г. в К-поле, очевидно, не соответствует действительности, как и сам факт Собора. В Патриаршество Д. возобновились контакты Антиохийской и Грузинской Церквей: он поддерживал католикосов Зап. Грузии в их стремлении к автономии, увенчавшемся успехом при одном из преемников Д., Михаиле IV (см. в статьях Абхазский католикосат //ПЭ. Т. 1. С. 70 и Грузинская Православная Церковь //ПЭ. Т. 13. С. 213).tab Ист.: Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 679. Лит.: Karalevskiy K. Antioche//DHGE. Vol. 3. Col. 632; Graf. Geschichte. Bd. 3. S. 84-87; Nasrallah. Chronologie, 1250-1500. P. 28-31, 47-52; idem. Histoire. 1981. Vol. 3. T. 2. P. 72-75, 77-78; Рустум А. Церковь града Божия, Антиохии Великой. Бейрут, 1988. Т. 2. С. 370 (на араб. яз.). К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/180279.html

25 июля 1261 г., не произведя ни единого выстрела, отряды Михаила вошли в Константинополь. 573 Сам Михаил был в это время в Малой Азии, где он и узнал новость о том, что Константинополь взят. Он немедленно отправился в путь и в начале августа вошел в город, приветствуемый радостными возгласами населения. Вскоре была осуществлена его вторичная коронация в соборе Св. Софии. Балдуин II убежал на Эвбею (в Негропонте). Латинский патриарх и основное количество католического духовенства имели достаточно времени для того, чтобы оставить город до того, как он был взят. По приказу Михаила несчастный Иоанн IV Ласкарь был ослеплен. Михаил Палеолог сделался восстановителем Византийской империи, Михаилом VIII, основателем последней византийской династии Палеологов, сумевшим воспользоваться тем, что было уже сделано Никейскими императорами. Столица была перенесена из Никеи в Константинополь. Беглый латинский император Балдуин перебрался с Эвбеи в Фивы и затем в Афины. Там “на священном афинском Акрополе разыгралась последняя жалкая сцена короткой драмы Латинской империи Константинополя. Потом Балдуин отправился из Пирея в Монемвасию и, оставив в Морее большую часть своей свиты, отплыл в сторону Европы просить помощи в своем проигранном деле и играть грустную роль императора в изгнании.” 574 Таким образом, Латинская империя “создание крестоносного западного рыцарства, эгоистической торговой политики Венеции и иерархической идеи папства, пала, оставив по себе разрушение и анархию. Это уродливое рыцарское феодальное государство латинян принадлежит к незначительнейшим явлениям истории. Софистическое положение немецкого философа, который утверждал, что все существующее разумно, является здесь просто абсурдом.” 575 Другой немецкий историк заметил: “Латинский позор стал достоянием прошлого.” 576 В то время как западные источники, почти все без исключения, ограничиваются лишь простым упоминанием о взятии Константинополя Михаилом и об изгнании франков, греческие источники высказывают по этому поводу великую радость. Георгий Акрополит, например, писал: “Весь ромейский народ находился по причине случившегося тогда в великом удовольствии, веселии и несказанной радости. Не было никого, кто бы не веселился и не радовался.” 577 Однако была слышна нота неудовольствия в словах высокого должностного лица при Михаиле Палеологе, преподавателя, комментатора Гомера и юриста, Сенахерима, который, после взятия греками Константинополя, воскликнул: “Что я слышу! И это было оставлено для наших дней! Что мы сделали для того, чтобы жить и видеть подобные катастрофы? Никто не может рассчитывать ни на что хорошее, ибо ромеи снова в городе!” 578

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Первые болгарские монахи могли поселиться на Святой Горе непосредственно после Крещения Болгарии, в 860-х – 870 х годах, либо в правление царя Симеона, когда болгарская граница проходила буквально «в двух шагах» от Афона. То, что в Х веке близ Афона существовали поселения славян, подтверждается рядом документов. Легенда об основании Зографского монастыря в правление Льва VI остается дискуссионной, поскольку нет достаточно надежных свидетельств (большинство древних грамот монастыря погибли в XIII–XIV веках). Самое раннее упоминание Зографа встречаем в изданном императором Иоанном I Цимисхием Типике Св. Горы (972). Разные исследователи трактуют «Георгий зограф» (Γεργιος ζωγρφος) как подпись либо игумена обители (Й. Иванов, И. Дуйчев), либо некоего художника по имени Георгий (ζωγρφος – греч. «живописец»). При этом во втором случае можно предположить, что именно вокруг этого художника сложился монастырь во имя св. вмч. Георгия, и название происходит от профессии. В 980 году Зограф упоминается в документах как граничащий с землями греческого монастыря Ксирокастрон. В первые десятилетия своего существования обитель, по всей видимости, была также греческой; мнения исследователей о времени ее превращения в болгарскую разнятся (от конца X до начала XIII века). Впрочем, ни у кого не вызывает сомнений, что в конце XII века на Афоне была многочисленная и влиятельная болгарская монашеская община – вероятно, связанная с Зографом, – а в XIII веке монастырь уже определенно являлся болгарским. При Михаиле VIII Палеологе (1261–1282) Зограф подвергся разорению за отказ присоединиться к унии с Римом, и был восстановлен лишь на рубеже XV–XVI веков молдавским воеводой Стефаном III Великим. При всей неопределенности и немногочисленности сохранившихся исторических свидетельств о славянских иноках на Афоне в самый ранний период после крещения славян, можно уверенно сказать, что уже тогда среди святогорских монахов были представители этих народов. В эпоху подвижничества преп. Афанасия Афонского, когда был основан общежительный монастырь Великой Лавры, Святая Гора должна была иметь особую духовную притягательность для славян, лишь недавно обращенных в православную веру.

http://pravoslavie.ru/82528.html

Столичного населения Андроник опасался настолько, что даже не повез в Константинополь тело отца; смерть его скрывал от матери до своего приезда. Патриарх Векк рассчитывал даже на благоволение нового монарха, не раз писавшего папе, при жизни отца, о своей преданности Римскому престолу. Он горько ошибался. Уния перестала быть политически нужной с крушением могущества Карла Анжуйского. Против нее было громадное большинство населения: и многочисленные среди масс сторонники еще при Михаиле скончавшегося патриарха Арсения, враждебные не только латинству, но отчасти и Палеологам; и сильная среди духовенства, более умеренная партия патриарха Иосифа, вытесненного Векком с патриаршего престола. Близко знакомый с делами историк Пахимер рисует неискренность, даже фальшь первых шагов Андроника, но в них видна слабость сына сильного отца, игрушка в руках общей реакции против ненавистной народу политики Михаила VIII. Руководителями Андроника оказались тетка Евлогия – та самая властолюбивая сестра Михаила, которая хотела быть на первых порах нимфою Эгерией своего брата, но стала во главе его внутренних врагов, эмигрантка, призывавшая египетского султана против брата и на помощь православию; и рядом с Евлогией – логофет Феодор Музалон из той знаменитой семьи, которая была вознесена на высоту могущества Феодором Ласкарем и жестоко пострадала от Михаила Палеолога, и лично этот представитель аристократической оппозиции подвергся истязанию при Михаиле за отказ ехать к папе 60 . При таких советниках резкая реакция не замедлила сказаться и при дворе, несмотря на всю осторожность Андроника. О Михаиле говорили как об еретике. Евлогия запретила молиться о нем его вдове, царице Феодоре, и та обратилась за разрешением к патриарху, притом не к Векку, но к прежнему, Иосифу, жившему пока на покое. Двор игнорировал Векка. На Рождество отменили богослужения во дворце и в св. Софии, чтобы не поминать Векка. Духовенство открыто требовало заменить Векка Иосифом, проклясть унию, наложить запрещение на униатский клир св. Софии, освятить вновь храмы, оскверненные униатами. Выдвинулись изувеченные Михаилом защитники православия, монахи Галактион и Лазарь, назвавший Михаила в лицо вторым Юлианом. Андроник не решился насильственно удалить Векка и под рукой советовал ему уйти. Прямодушный Векк не стал дожидаться и удалился в столичный монастырь Панахранты. Полумертвого от болезни Иосифа с торжеством возвратили на патриарший престол. Слепой Галактион окропил св. водою все углы и самые иконы в Софии среди ликования народа. Начались преследования униатов, но в мягких формах. Так, архидиаконам Мелитиниоту и Метохиту, ездившим к папе, запретили служение навсегда, а клиру св. Софии – на несколько недель.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Один из важных памятников поздневизантийской агиографии – предлагаемое в настоящем труде в переводе на русский язык с древнегреческого «Житие святителя Афанасия I, патриарха Константинопольского» (1289–1293, 1303–1309), составленное его учеником Феоктистом Студитом. О святителе Афанасии Жизнь и патриаршество свт. Афанасия 1 выпали на одну из самых сложных эпох в истории Византии 2 . Захват и разграбление Константинополя крестоносцами в 1204 г. стали чрезвычайным потрясением для государства, на территории которого образовалась Латинская империя, а также ряд национальных греческих государств, конкурирующих между собой за право преемства от Византии: Никейская и Трапезундская империи в Малой Азии и Эпирский деспотат на Балканах. После долгой и упорной борьбы чаша весов склонилась в сторону Никейской державы, процветавшей под скипетром императоров из династии Ласкарей 3 . Этот успех был закреплён никейцами благодаря отвоеванию у крестоносцев Константинополя в 1261 г. при Никейском императоре Михаиле VIII Палеологе (1259–1282). Возвращение столицы крайне воодушевило ромеев, но оно принесло и множество трудностей: разорённый великий город требовал ресурсов для восстановления, которые беззастенчиво выкачивались из провинции, а перенесение Михаилом VIII внешнеполитических интересов из Азии в Европу повлекло за собой ослабление восточных рубежей империи. Несбалансированная социальная политика Михаила до крайности обострила и без того напряжённую обстановку, вызванную нестабильным положением государства. Постоянные войны окончательно истощили империю в военном и финансовом отношении. Засилье италийских купцов в торговле лишало империю не только одного из важнейших источников дохода, но и оставляло без дела большие социальные группы византийцев. Вероломная узурпация престола Михаилом VIII Палеологом и ослепление законного несовершеннолетнего наследника Uoahha IV Ласкаря (1258–1261) 4 вызвали острый конфликт с патриархом Арсением Авторианом (1254–1260, 1261–1265) 5 , что породило один из самых болезненных расколов в истории византийской Церкви – арсенитскую схизму, в течение пятидесяти лет (до 1310 г.) разъедавшую церковный организм. Поддерживаемые оппозиционными политическими силами, в первую очередь сторонниками свергнутой династии Ласкарей, арсениты представляли из себя мощную оппозицию Церкви и государству.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010