Житие Михаила Ярославича Тверского Подготовка текста В. И. Охотниковой и С. А. Семячко, перевод и комментарии С. А. Семячко Житие Михаила Ярославича Тверского занимает свое особое место в истории древней русской литературы. Вполне традиционное по форме, оно встает в ряд известных с самого раннего времени развития русской литературы житий-«убиений», начинаемый житием первых русских святых Бориса и Глеба. Помимо определяющих эту группу памятников особенностей сюжетно-композиционного плана (особое развитие получает сцена гибели героя, при этом его жизнь либо не описывается вовсе, либо представляется крайне обобщенно и схематично) для произведений такого рода характерно, как правило, наличие четко сформулированной политической и связанной с ней религиозной идей. Β памятниках, посвященных Борису и Глебу, это идеи престолонаследия и старшинства в княжеском роде, соединенные с идеей непротивления, а за всем этим стоит мысль ο защите Руси от раздоров и усобиц, от княжеских распрей и войн. Β Сказании об убиении Михаила Черниговского идея сопротивления татаро-монгольскому нашествию тесно связана с мыслью ο страдании «за Христа и за веру христианскую». Β Житии Михаила Ярославича Тверского лейтмотивом проходит евангельская идея «положить душу свою за други своя», и эта идея получает свое осмысление не только в религиозном плане, но и в плане политическом. Мысль ο борьбе с татарами как борьбе за каждого отдельного христианина и за весь христианский род определяет высокий гуманистнческий пафос этого жития. При всей своей традиционности это житие отражает новые явления в русской истории, в истории русской культуры. Β этом произведении, в одном из первых, получила свое оформление мысль ο противостоянии, соперничестве двух новых политических и культурных центров – Москвы и Твери, отразившаяся впоследствии в памятниках разных жанров и разного времени, вплоть до XVII в. Житие Михаила Ярославича Тверского, скорее всего, было написано «вскоре после похорон Михаила, в конце 1319-го – начале 1320-го г.» (Кучкин В. А. Повести ο Михаиле Тверском. Историко-текстологическое исследование. М., 1974, с. 234). Наиболее вероятно, что его автор – игумен Тверского Отроча монастыря Александр, сопровождавший князя во время его поездки в Орду и бывший его духовником.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

наст. изд., т. 1). 146 ...княгиню Юръеву повеллъ еси уморити... – Женой Юрия Даниловича Московского была сестра хана Узбека Кончака (в крещении Агафья), умерла в 1318 г. в Твери, в плену у Михаила Ярославича; был слух, что ее отравили. 149 ...отца его духовнаго Александра игумена... – Игумен Тверского Отроча монастыря, предполагаемый автор жития. 158 ...близ вратъ желзных... –Дарьяльский перевал. Возможны другие варианты – либо Дербент, либо теснина в среднем течении Дуная, узкий проход в южной части Урала, через который неоднократно устремлялись на запад орды азиатских кочевников. 167 ...з Борисом и Глбом... – Сыновья великого киевского князя Владимира Святославича, убитые в 1015 г. по приказу своего старшего брата Святополка, первые русские святые. 168 ...с Михайлом с Черниговьским. – Михаил Всеволодич (80–90-е гг. XII в. – 1246) – великий князь черниговский (1224–1234 гг.), убитый в Орде, почитавшийся на Руси как мученик, погибший за христианскую веру (Сказание об убиении в Орде князя Черниговского... см. в т. 5 наст. изд.). 170 Кыпт – варианты др. списков: якыпт, апокит, апокыт, набкит, абъкит. Значение слова не зафиксировано др. источниками. Судя по всему, в данном случае имеется в виду плащ из войлока (подробнее см.: Кучкин В. А. Повести ο Михаиле Тверском, с. 214). 172 ...въ церкви всемилостиваго Спаса в монастыри. – Монастырь Спаса на Бору в Московском Кремле. 173 ...князь Дмитрей брата своего Александра... – Дмитрий Михайлович Грозные Очи (1299–1326) – старший сын Михаила Ярославича, великий князь тверской (с 1319 г.), 21 ноября 1324 г. убил в Орде Юрия Даниловича Московского и 15 сентября 1325 г. был казнен ханом за самоуправство. Александр (1301–1339) – второй сын Михаила Ярославича, великий князь владимирский (1325–1327), после набега Чол-хана (Шевкала) бежал в Литву, с 1337 г. великий князь тверской, казнен в Орде. 175 ...въ церкви святаго Спаса... – Спасо-Преображенский собор, главный храм Твери, построенный по повелению Михаила Ярославича и его матери великой княгини Ксении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13 Житие Михаила Ярославича Тверского. Перевод С.А. Семячко//Библиотека литературы Древней Руси. – СПб., 1999, т. 6. 40 Клосс Б.М. Избранные труды, т. II. Очерки по истории русской агиографии XIV–XVI веков. – М., 2001, с. 183–185. 41 Конявская Е.Л. Житие св. Арсения, епископа тверского//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. – М., 2001, 3, с. 68. 50 См.: ДиановаТ.В. Филиграни «Герб города Амстердама»: Каталог.– М., 1998.168 с., с ил. – (Труды Гос. Ист. музея). 51 См.: ДиановаТ.В. Филиграни «Голова шута»: Каталог. – М., 1997. – 166 с., ил.– (Труды Гос. Ист. музея; Вып. 94). 52 Текст воспроизводится с соблюдением орфографии писца: сохраняются буквы – оу, , ъ, ь, , выносные буквы передаются в строке курсивом, лигатуры раскрываются с помощью угловых скобок. 53 17 в. в Жёлтиковом монастыре было два архимандрита, носивших имя Иов: первый был архимандритом в 1663–1666 гг и в 1671 г., второй – в 1683–1686 гг. См.: Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. – Стб. 457; Кучкин В.А. Повести о Михаиле Тверском. – М., 1974. – С.45. и прим. В заглавии рукописи указан год по принятому в Древней Руси летоисчислению от сотворения мира. Для современного читателя в скобках указывается год от Рождества Христова. 55 Ярослав Ярославич (после 1220–1271 гг.), князь тверской с 1247 и великий князь владимирский с 1263 г. Михаил Ярославич Тверской (1271–1318 гг.) был младшим из его сыновей. 56 Ярослав Всеволодович (1191–1246 гг.) княжил в Переяславле, Галиче, Рязани, несколько раз приглашался и изгонялся новгородцами; участник феодальных войн, потерпел поражение в Липицкой битве (1216 г.). В 1236 –1238 гг. княжил в Киеве, с 1238 г. великий князь владимирский. Умер при возвращении из поездки в Орду. Говорили, что он был отравлен. Карамзин ставит версию с отравлением под сомнение, но характерно, что так же впоследствии умерли сыновья этого князя Александр Ярославич Невский и Ярослав Ярославич Тверской. 57 Великая княгиня Ксения (?–1312 гг.), вторая жена Ярослава Ярославича и мать Михаила Ярославича. По наиболее достоверной версии – дочь новгородца Юрия Михайловича (о браке с ней Ярослава Ярославича под 1265 г. упоминают Троицкая и Воскресенская летописи). По другой версии – дочь тарусского князя Юрия Михайловича, сына великого князя Михаила Черниговского. И по третьей – дочь пономаря Афанасия из села Едимоново, неподалеку от Твери. Согласно Тверскому патерику, «отличалась необыкновенной красотой, твердым характером, искренним благочестием и отличными административными способностями, что видно из её управления княжеством в малолетство её сына... Летописцы называют Ксению премудрою, блаженною, преподобною и святою...». – Тверской патерик. Краткие сведения о тверских местночтимых святых. Репринтное издание. Тверь, 1991, с. 20–21.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Блаженный Роман был попечительным отцом подвластных ему. Область его заключала в себе при нем города: Углич, Кашин, Бежецкий верх, Устюжну, Дмитров, Звенигород, и он еще построил на высоком берегу Волги, напротив слободы Борисоглебской, новый город Романов. Под кров доброго князя приходили и из других княжеств. Им устроены были богадельни и странноприимные дома, и первые содержались на его счет, а последние от монастырей. До 15 храмов построено им в разных местах княжества его. Каждый день слушал он службу Божию и часто беседовал с опытными иноками, любил читать душеспасительные книги. В 1278 г. оплакал он смерть матери, затем спустя года два умерла и бездетная супруга его. Осиротевший в мире блаженный Роман посвящал последние годы жизни своей преимущественно подвигам благочестия, молитве, посту и благотворительности. Он скончался 3-го февраля 1285 года и погребен был в соборном храме гор. Углича 17 . В 1486 году, при основании нового соборного храма, обретены нетленные мощи благоверного князя Романа. По распоряжению патриарха Иова они были вновь свидетельствованы (в 1595 году) Казанским митрополитом Гермогеном. – В 1609 году ляхи предали огню соборный храм и св. мощи князя: но останки их продолжают источать исцеления; они хранятся ныне в приделе, посвященном имени благоверного князя Романа 18 . 1 В 1285 г. «заложена бысть церковь каменная на Твери преподобным епископом Семеоном». Собр. л. 1, 207. В 1320 г. «положиша тело святаго великаго князя Михаила в церкви св. Спаса на десной стране, подле преподобнаго епископа Семеона». Собр. л. 5, 216. 2 Воск. л. под 1289 г.: «преставися Семеон, первый епископ Тверский». Собр. л. 7, 179. Ник. л.: «служиша в ней (в кафедр. Спаской церкви) Господеви епископи мнози Тверстии Божественную и священную службу: первый Семион при великом князе Михаиле Ярославиче; 2 Андрей, при нем же; 3 Варсонуфий, при великом князе Михаиле и при сынех его Димитрие, Александре, Константине и Василие; 4 Феодор, при великом князе Константине Михаиловиче; 5 Феодор, при великом князе Василие Михаиловиче; 6 Василий; 7 Евфимий Вислень, при князе Михаиле Александровиче; 8 Арсений чудотворец».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Светилен: Светило, нам просиявшее в последнее время,/просвети ны, твоя певцы, святый великомучениче Михаиле,/и моли за ны Господа, чтущия память твою. Слава, и ныне, праздника. На хвалитех стихиры праздника 3 и святому 3, глас 1. Подобен: Небесных чинов: Светозарна, и свята, и благообразна/князя же и мученика/всепразднственная память,/яже, всю землю просвещающи/и мрак греховный отгоняющи,/врачеваний благодать источает. Каплями кровей святыми/очервленив ризы твоя, святе Михаиле,/тем, веселым сердцем/память твою празднующе,/молимся непрестанно,/да молишися за вся ны. Яко звезда светлая, мир просвещаеши/чудесными блистаньми, страстотерпче Михаиле,/мрак греховный отгоня./Тем восхваляем радостно,/похваляюще твою память. Слава, глас 8: Приидите днесь, собори Российстии,/и видите, яко суд без вины приемлет мученик Михаил,/яко агнец беззлобив, заколен бысть от окаяннаго Кавгадыя,/и повержено бысть тело его на земли, и никимже вреждено бысть./И сей убо венчася, той же без памяти погибе;/и сей в мире славимый есть, он же в геенне мучится;/сей же Христа Бога молит о душах наших. И ныне, праздника. Славословие великое. И отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона праздника, песнь 1-я и святаго, песнь 6-я. Прокимен: Возвеселится праведник о Господе/и уповает на Него. Стих: Услыши, Боже, глас мой,/внегда молитимися к Тебе. Апостол к Римляном, зачало 99. Аллилуия: Праведник, яко финикс, процветет: Стих: Насаждени в дому Господни. Евангелие от Иоанна, зачало 52. Причастен: В память вечную будет праведник: Святой благоверный князь Михаил Тверской родился в 1272 г. вскоре после кончины своего отца великого князя Ярослава Ярославича († 1271) [родного брата святого благоверного великого князя Александра Невского (память 23 ноября)]. Оставшись на попечении матери, благочестивой и кроткой княгини Ксении, Михаил рос Боголюбивым и добрым отроком, исполненным страха Божия. Он воспитывался под руководством Новгородского архиепископа (вероятно, Климента), с детства полюбил чтение духовной литературы и Священного Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

184 В 1285 г. «заложена была церковь каменная на Твери преподобным епископом Семеоном» (Собр. л. 1, 207). В 1320 г. «положили тело св. вел. кн. Михаила в церкви Св. Спаса на десной стране, подле прп. епископа Семеона» (Собр. л. 5, 215). 185 Воск. л. под 1289 г.: «преставился Семеон, первый епископ Тверский». Собр. л. 7, 179. Ник. л.: «служиша в ней (в кафедр. Спасской церкви) Господеви епископи мнози Тверстии Божественную и священную службу: первый Семион при великом князе Михаиле Ярославиче; 2 Андрей, при нем же; 3 Варсануфий, при великом князе Михаиле и при сынах его Димитрии, Александре, Константине и Василии; 4 Феодор, при великом князе Константине Михайловиче; 5 Феодор, при великом князе Василии Михайловиче; 6 Василий; 7 Евфимий Вислень, при князе Михаиле Александровиче; 8 Арсений чудотворец». Никон. л. 4, 284. По этому известию следует исправить ошибки в: Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. I. 195 Обличение святителя внесено было в «Мерило праведное» – юридический сборник. Православный Собеседник. 1851. 1; Розенкампф Г. А. Обозрение кормчей книги в историческом виде. М., 1829. 197 Собр. л. 1, 107. 4, 44; Никон. л. 3, 87, 88; Карамзин Н. М. История государства Российского. T. IV. Прим. 178, 182. 199 Обращение русских князей – Аскольда и Дира – также связано с именем Фо­тия. Весною 866 г., на 1-й неделе Великого поста, руссы произвели опустошительный набег на Грецию. Дружина князей угрожала Константинополю. Народ обратился к Богу с молением о помощи. Патр. Фотий действовал при этом, как чудное орудие Божие. Совершив молебствие, он опустил в море ризу Божией Матери, хранившуюся во Влахернском храме, и внезапно восставшая буря потопила русские суда... Это так поразило русских князей Аскольда и Дира, что они пожелали принять христианскую веру и, возвратясь в Киев, послали в Константинополь просить христианских на­ставников. Фотий послал к ним греческого епископа, и тогда князья и многие с ними приняли христианство. «Василий заключил гражданский мир с руссами. Фотий помог ему в этом деле и совершил обращение к вере». Фотий в окружном послании пишет о руссах: «Теперь и сами они преложили нечестивое языческое суеверие на чистую и неблазненную христианскую веру и, приняв епископа и учителя, ведут себя, яко послушные сыны и друзья».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Разделы портала «Азбука веры» Акафист святому благоверному великому князю Михаилу Ярославичу, Тверскому чудотворцу В Избранное Кондак 1 Избранный Богом из земных князей в небесное пресветлое мученическое воинство, от земныя сея юдоли в Царство Небесное преселился еси: положил бо еси душу твою за люди твоя. Темже, яко имеяй дерзновение ко Господу, моли за державу Российскую, за град твой и люди, тебе зовущия: Радуйся, благоверный княже Михаиле, Тверский преславный чудотворче. Икос 1 Ангелов и всея твари Создатель, ангелонравна тя провидев и воителя за Христа непобедима, архистратигу небесных воинств тезоименне тебе нарещися благоустрои. Темже славящя Божие о тебе промышление, яко избранну сосуду Христовы благодати, вопием ти: Радуйся, равноапостольнаго Владимира благословенная отрасле; Радуйся, благоверных и благочестивых Ярослава и Ксении чадо. Радуйся, яко во утробе матере осиротев, всех Бога во отца место обрел еси; Радуйся, яко под кровом крил Его премудростию и возрастом преспевал еси. Радуйся, яко отроча доброумно и благонравно был еси; Радуйся, яко от юности твоея паче всякаго сокровища Христа возлюбил еси. Радуйся, яко от Бога и человек достойне возлюблен был еси; Радуйся, благоверный княже Михаиле, Тверский преславный чудотворче. Кондак 2 Видевши тя благоверная матерь твоя Ксения, яко Анна Самуила, преспевающа возрастом и премудростию, страхом Божиим и всеми добродетельми украшаема, радовашеся о тебе, благодарно поя премудрости наставнику и смысла подателю Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разум богомудрый имея, яко Соломон, всем сердцем возлюбил еси, блаженне, премудрость Божию, юже и поискал еси прилежно от юности твоея; темже от Бога дарование прием, храмозданием Царю премудрому поревновал еси. Сего ради славяще, зовем ти: Радуйся, яко храм прекрасен Преображения Господня воздвигл еси; Радуйся, яко от имений твоих щедро оный украсил еси. Радуйся, яко всем сердцем благолепие дому Божия возлюбил еси; Радуйся, яко пребывати в нем паче всех утех мирских изволил еси. Радуйся, яко и сам храм Божий живый, духовный был еси;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

3613 ...Житие и страдание блаженного и великаго князя Михаила... – Название «Житие и страдание» имеет единственная редакция Жития Михаила Ярославина Тверского – вторая редакция конца 50-х гг. XVII в. Создание этой редакции В. А. Кучкин отнёс ко времени между 26 июля 1657 г. и 10 июля 1658 г. (Кучкин В. А. Повести о Михаиле Тверском: Историко-текстологическое исследование. М., 1974. С. 198). До XVII в. Житие Михаила Ярославина «житием» не называлось. Первая редакция 50-х гг. XVII в., созданная, по мнению В. А. Кучкина, чуть раньше второй и тем же автором, сохранилась в одном дефектном списке. Ее начало до нас не дошло, но, как показал В. А. Кучкин, судя по косвенным признакам, она тоже называлась «житием». Обе эти редакции восходят к одному источнику, созданному после перенесения мощей Михаила Ярославича 30 сентября 1654 г., по мнению В. А. Кучкина, тем же автором. Т. е. две сохранившиеся редакции и не дошедший до нас их общий источник представляют собой различные этапы работы одного и того же человека. Есть основания полагать, что уже этот общий источник двух известных нам редакций назывался «житием и страданием». Хронологически Житие Анны Кашинской не может восходить ни к первой, ни ко второй редакции 50-х гг. XVII в., оно может быть соотносимо только с их источником (подробнее см.: Семячко С. А. Круг агиографических памятников, посвящённых Анне Кашинской. II. Агиографический цикл). 3614 ...треклятого и зверообразного варвара Кавгадыя... – Имеется в виду один из ордынских военачальников, сыгравший роковую роль в судьбе князя Михаила (см.: Житие Михаила Ярославича Тверского и коммент, к нему). 3615 ...мечем усекновен бысть... – В соборном определении февраля 1677 г. этот момент отмечен как «3 несогласие»: «В Житии – великий князь Михаил кончину прият мечем усечен бысть. А в летописцах – ножемъ в ребра в десную страну ударен, и тако дух испусти» (РНБ, собр. Погодина, 1608, л. 2). 3619 Тело же его пресвятое принесено бысть из Орды в славный град Тверь... в соборной и апостолской церкви... – В соборном определении февраля 1677 г. этот момент отмечен как «4 несогласие»: «В Житии – тело князя Михаила Ярославина принесено из Орды сыномъ его князем Димитрием во Тферь. А в летописцах – великий князь Юрьи Данилович во Орде повеле, взяти тело его, и привезоша к Москве, и положиша в монастыре в церкви святаго Преображения. Потом же, по прошению великия княгини Анны и сынов ея, князь великий Юрьи Даниловичь отпусти тело его с Москвы во Тферь» (РНБ, собр. Погодина, 1608, л. 2). Имя князя Димитрия в этом фрагменте фигурирует, в частности, в списке ГИМ, Синод, собр., 622, XVII в., бывшем предметом рассмотрения на соборах 1677 и 16781679 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРСОНОФИЙ († 1328/29, Тверь), еп. Тверской. Поставлен св. митр. Петром до 14 февр. 1317 г., после того как Андрей 28 марта 1316 г. оставил Тверскую кафедру. Необычна форма летописной записи, посвященной данному событию: «Причтен бысть Варсонофии епископии Тферскои». П. М. Строев , как представляется, без достаточных оснований отождествлял В. с еп. Сарским и Подонским Варсонофием , поставленным митр. Петром зимой 1313/14 г. Архиерейство В. пришлось на период острого соперничества московского и тверского правителей за ярлык на Великое княжение Владимирское. Согласно житию св. кн. Михаила Ярославича Тверского , В. вместе с местными боярами высказался в пользу сражения Тверского князя с войсками вел. кн. Георгия (Юрия) Данииловича (Бортеневская битва 1317). Епископ благословил Михаила Ярославича на поездку в Орду, закончившуюся мученической кончиной князя. 6 сент. 1319 г. вместе с княжеской семьей В. возглавил встречу тверским клиром и горожанами тела вел. кн. Михаила на берегу Волги у Михайловского мон-ря. Нет сомнений в том, что В. отпевал князя при погребении в его в кафедральном Спасо-Преображенском соборе. «Повесть о Михаиле Тверском», созданная вскоре после гибели вел. князя в кон. 1319 - нач. 1320 г., подчеркивает духовную связь Михаила Ярославича с В. В 1321 г., когда войска вел. кн. Юрия «ходиша... ратью ко Тфери», В. выступил как посол тверского кн. св. Димитрия Михайловича Грозные Очи (по сообщению Рогожского летописца, эту миссию исполнял бывш. Тверской еп. Андрей). Согласно перемирию, заключенному в Переяславле, Димитрий отказался от претензий на Великое княжение Владимирское и должен был уплатить вел. кн. Юрию дань для передачи в Орду - 2000 р. серебром. В 1323 г. в тверском Феодоровском мон-ре в устье р. Тьмаки был заложен каменный собор во имя св. Феодора Стратилата , в том же году скончался предшественник В. на Тверской кафедре еп. Андрей, похороненный в Спасо-Преображенском соборе. Закладка храма и погребение бывш. Тверского владыки не могли обойтись без участия В. В 1325 г., будучи в Москве, В. участвовал в погребении вел. кн. Юрия, убитого в Орде тверским кн. Димитрием, возможно, также в хиротонии юрьевского архим. Моисея во архиепископа Новгородского. В 1327 г. в Твери произошло крупное антиордынское восстание, роль в нем В. неизвестна. В 1328 г. Тверь была разорена войсками Орды и ратью московско-суздальских князей. Видимо, епископ, как и тверские князья, бояре, духовенство, а также большая часть населения, бежал из города (возможно, вслед за вел. кн. Александром Михайловичем во Псков). В. погребен в тверском Спасо-Преображенском соборе. В рассказе об обновлении Спасо-Преображенского собора в 1399 г. перечисляются Тверские епископы с краткими характеристиками - о В. сказано, что он был «честныи епископ».

http://pravenc.ru/text/154343.html

Новосельцеву). Следовательно, «сторона урусов» появилась под пером продолжателя Рашид-ад-дина, и похода хана на Русь не предполагалось. Соответственно отсутствуют и основания для домысла, что планировалась мирная поездка Тохты на Русь с целью неких реформ управления русскими землями (Вернадский Г.В. Монголы и Русь. Тверь, 1997. С. 201–202). 276 Для утверждения, что Юрий «несомненно, тогда же ездил в Орду» (Борисов Н.С. Указ. соч. С. 136) опоры в источниках нет. 285 С ним сопоставимо только отнятие Туда-Менгу великого княжения у Дмитрия Александровича в 1281 г., но тогда гнев хана могло вызвать то, что после его воцарения Дмитрий не спешил явиться в Орду почтить ее нового правителя, как то было принято. 289 Версии о месте битвы см.: Михаил Ярославич, великий князь Тверской и Владимирский. Тверь, 1995. С. 332–348, 353–357; Кобозев Ю.А., Кобозева Г.В., Хохлов А.Л. К вопросу о локализации Бортеневского сражения 1317 года//Михаил Тверской: личность, эпоха, наследие. Тверь, 1997. С. 113–122; Жгутов А.В. Многовековая тайна Твери. Тверь, 1998. 292 HIЛ. С. 96; ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стб. 38; ГВНП. С. 25–26. Подробный анализ договорной грамоты см.: Кучкин В.А. Последний договор Михаила Ярославича Тверского//Михаил Тверской: личность, эпоха, наследие. 295 Кучкин В.А. Древнейшая редакция Повести о Михаиле Тверском. С. 137–155; ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стб. 38–40. 299 Насонов Л.Н. Указ. соч. С. 86, примеч. 5. Михаил иа суде утверждал, что выплатил все положенное (Кучкин В.А. Древнейшая редакция Повести о Михаиле Тверском. С. 143). 300 Пономарев Г. Значение Бортеневского сражения в судьбе тверского князя Михаила Ярославича//Михаил Ярославич, великий князь тверской и владимирский. С 357–363; см. также: Жгутов Л.В. Указ. соч. С. 15–16. 303 Там же. М.; Л., 1949. Т. 25. С. 161; скорее всего, здесь заимствование именно из данного памятника, а не из Новгородской V летописи (одного из основных источников Никоновской), так как в последней дана несколько иная форма имени – «Ястрабал» (Там же. Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010