Житие Михаила Ярославича Тверского Подготовка текста В. И. Охотниковой и С. А. Семячко, перевод и комментарии С. А. Семячко Житие Михаила Ярославича Тверского занимает свое особое место в истории древней русской литературы. Вполне традиционное по форме, оно встает в ряд известных с самого раннего времени развития русской литературы житий-«убиений», начинаемый житием первых русских святых Бориса и Глеба. Помимо определяющих эту группу памятников особенностей сюжетно-композиционного плана (особое развитие получает сцена гибели героя, при этом его жизнь либо не описывается вовсе, либо представляется крайне обобщенно и схематично) для произведений такого рода характерно, как правило, наличие четко сформулированной политической и связанной с ней религиозной идей. Β памятниках, посвященных Борису и Глебу, это идеи престолонаследия и старшинства в княжеском роде, соединенные с идеей непротивления, а за всем этим стоит мысль ο защите Руси от раздоров и усобиц, от княжеских распрей и войн. Β Сказании об убиении Михаила Черниговского идея сопротивления татаро-монгольскому нашествию тесно связана с мыслью ο страдании «за Христа и за веру христианскую». Β Житии Михаила Ярославича Тверского лейтмотивом проходит евангельская идея «положить душу свою за други своя», и эта идея получает свое осмысление не только в религиозном плане, но и в плане политическом. Мысль ο борьбе с татарами как борьбе за каждого отдельного христианина и за весь христианский род определяет высокий гуманистнческий пафос этого жития. При всей своей традиционности это житие отражает новые явления в русской истории, в истории русской культуры. Β этом произведении, в одном из первых, получила свое оформление мысль ο противостоянии, соперничестве двух новых политических и культурных центров – Москвы и Твери, отразившаяся впоследствии в памятниках разных жанров и разного времени, вплоть до XVII в. Житие Михаила Ярославича Тверского, скорее всего, было написано «вскоре после похорон Михаила, в конце 1319-го – начале 1320-го г.» (Кучкин В. А. Повести ο Михаиле Тверском. Историко-текстологическое исследование. М., 1974, с. 234). Наиболее вероятно, что его автор – игумен Тверского Отроча монастыря Александр, сопровождавший князя во время его поездки в Орду и бывший его духовником.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г.С. Гадалова Неувядаемый венец Перед вами памятник русского средневековья, самого продолжительного исторического периода. Именно в этот период, в XI–XVII веках, создан огромный пласт древнерусской литературы. Самое загадочное и знаменитое произведение – «Слово ο полку Игореве». Широко известны «Житие Александра Невского», «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. «Житие Михаила Тверского» пока менее известно. Возвышается душа перед нравственным подвигом великого князя Михаила Ярославича Тверского. И через семь столетий слышны и созвучны нам, вступившим в XXI век, заповедные слова: «И задумал положить душу свою за своё Отечество». В год 730-летия со дня рождения выдающегося политического и военного деятеля средневековой Руси, великого князя тверского и владимирского Михаила Ярославича, мы счастливы открыть читателю древнейший текст Жития, подлинная рукопись которого хранится в Государственном архиве Тверской области. Л.М. СОРИНА, начальник Архивного отдела администрации Тверской области, почётный архивист В рукописной коллекции Государственного архива Тверской области, в одной из многочисленных рукописных книг, затерявшейся в фондах среди других и прежде не привлекавшей к себе особого внимания, сохранилось произведение, представляющее собой подлинный шедевр древнерусской литературы – наиболее раннюю редакцию Жития великого князя Михаила Ярославича Тверского 1 . Особая ценность данной рукописи состоит в том, что это, как выясняется при внимательном чтении, может быть, один из лучших списков этой редакции Жития 2 . Житие Михаила Тверского (Пространная редакция Повести ο Михаиле Тверском) – одно из выдающихся произведений древней русской литературы, по своему значению, литературным достоинствам, нравственному воздействию стоящее в ряду таких шедевров, как «Сказание ο Борисе и Глебе», «Поучение Владимира Мономаха », «Житие Александра Невского». Повесть дошла до нас в части летописей 3 , a Житие в древнерусских сборниках 4 . Это произведение хорошо знали и так или иначе опирались на него при изложении событий начала XIV века почти все русские историки – В.Н. Татищев, М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин , H.A. Полевой, митрополит Макарий, С.М. Соловьёв, Н.И. Костомаров , В.О. Ключевский , а также историки, писавшие, собственно, ο Твери, – Д.И. Карманов, B.C. Борзаковский, В.И. Колосов 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУЧКИН Владимир Андреевич (род. 30.12.1933, Москва), российский историк, источниковед, специалист по истории средневек. Руси. Д-р исторических наук (1979), главный научный сотрудник, руководитель Центра по истории Др. Руси Ин-та российской истории РАН, действительный член Нью-Йоркской АН. Автор многочисленных исследований по социальной и политической истории, источниковедению, исторической географии, агиографии, истории Церкви периода рус. средневековья, публикатор древнерус. источников. Окончил исторический факультет МГУ (1957). Ученик историков М. Н. Тихомирова и А. Н. Насонова . С 1957 г. работает в Ин-те истории СССР (ныне Ин-т российской истории РАН), с 1983 г. старший научный сотрудник, с 1999 г. возглавляет Центр по истории Др. Руси ИРИ РАН. В 1967 г. защитил канд. дис. «Повести о Михаиле Тверском», в основе к-рой лежало текстологическое изучение Жития блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского, а также времени его написания, авторства, политических обстоятельств составления разных редакций памятника. Была выявлена и подготовлена к публикации ранняя, близкая к оригиналу редакция Жития. Исследование стало важным вкладом в изучение древнерус. княжеской агиографии, истории Тверского княжества и великокняжеской власти в 1-й четв. XIV в. (диссертация преобразована в монографию: Кучкин. Повести. 1974; см. также: Пространная редакция. 1999). Изучение агиографических памятников и интерес к истории Русской Церкви проходят через все научное творчество К. Им исследованы Жития св. митрополитов Киевских Петра и Алексия, прп. Софии Тверской, Похвальное слово прп. Сергию Радонежскому и древнейший список его Жития, Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери, изучена ранняя история Данилова во имя преподобного Даниила Столпника московского мужского монастыря и московского Симонова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . К. написаны тщательно выверенные с источниковедческой т. зр. работы о святых князьях Александре Ярославиче Невском и Димитрии Иоанновиче Донском , об истории Русской Церкви в эпоху Куликовской битвы . Особое место занимают труды К., посвященные прп. Сергию Радонежскому . Историк предпринял попытку написать научную биографию святого, привлекая все ранние и достоверные источники, отделяя позднейшие предания и легенды от исторических фактов XIV в.

http://pravenc.ru/text/2462357.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРСОНОФИЙ († 1328/29, Тверь), еп. Тверской. Поставлен св. митр. Петром до 14 февр. 1317 г., после того как Андрей 28 марта 1316 г. оставил Тверскую кафедру. Необычна форма летописной записи, посвященной данному событию: «Причтен бысть Варсонофии епископии Тферскои». П. М. Строев , как представляется, без достаточных оснований отождествлял В. с еп. Сарским и Подонским Варсонофием , поставленным митр. Петром зимой 1313/14 г. Архиерейство В. пришлось на период острого соперничества московского и тверского правителей за ярлык на Великое княжение Владимирское. Согласно житию св. кн. Михаила Ярославича Тверского , В. вместе с местными боярами высказался в пользу сражения Тверского князя с войсками вел. кн. Георгия (Юрия) Данииловича (Бортеневская битва 1317). Епископ благословил Михаила Ярославича на поездку в Орду, закончившуюся мученической кончиной князя. 6 сент. 1319 г. вместе с княжеской семьей В. возглавил встречу тверским клиром и горожанами тела вел. кн. Михаила на берегу Волги у Михайловского мон-ря. Нет сомнений в том, что В. отпевал князя при погребении в его в кафедральном Спасо-Преображенском соборе. «Повесть о Михаиле Тверском», созданная вскоре после гибели вел. князя в кон. 1319 - нач. 1320 г., подчеркивает духовную связь Михаила Ярославича с В. В 1321 г., когда войска вел. кн. Юрия «ходиша... ратью ко Тфери», В. выступил как посол тверского кн. св. Димитрия Михайловича Грозные Очи (по сообщению Рогожского летописца, эту миссию исполнял бывш. Тверской еп. Андрей). Согласно перемирию, заключенному в Переяславле, Димитрий отказался от претензий на Великое княжение Владимирское и должен был уплатить вел. кн. Юрию дань для передачи в Орду - 2000 р. серебром. В 1323 г. в тверском Феодоровском мон-ре в устье р. Тьмаки был заложен каменный собор во имя св. Феодора Стратилата , в том же году скончался предшественник В. на Тверской кафедре еп. Андрей, похороненный в Спасо-Преображенском соборе. Закладка храма и погребение бывш. Тверского владыки не могли обойтись без участия В. В 1325 г., будучи в Москве, В. участвовал в погребении вел. кн. Юрия, убитого в Орде тверским кн. Димитрием, возможно, также в хиротонии юрьевского архим. Моисея во архиепископа Новгородского. В 1327 г. в Твери произошло крупное антиордынское восстание, роль в нем В. неизвестна. В 1328 г. Тверь была разорена войсками Орды и ратью московско-суздальских князей. Видимо, епископ, как и тверские князья, бояре, духовенство, а также большая часть населения, бежал из города (возможно, вслед за вел. кн. Александром Михайловичем во Псков). В. погребен в тверском Спасо-Преображенском соборе. В рассказе об обновлении Спасо-Преображенского собора в 1399 г. перечисляются Тверские епископы с краткими характеристиками - о В. сказано, что он был «честныи епископ».

http://pravenc.ru/text/154343.html

Разделы портала «Азбука веры» Акафист святому благоверному великому князю Михаилу Ярославичу, Тверскому чудотворцу В Избранное Кондак 1 Избранный Богом из земных князей в небесное пресветлое мученическое воинство, от земныя сея юдоли в Царство Небесное преселился еси: положил бо еси душу твою за люди твоя. Темже, яко имеяй дерзновение ко Господу, моли за державу Российскую, за град твой и люди, тебе зовущия: Радуйся, благоверный княже Михаиле, Тверский преславный чудотворче. Икос 1 Ангелов и всея твари Создатель, ангелонравна тя провидев и воителя за Христа непобедима, архистратигу небесных воинств тезоименне тебе нарещися благоустрои. Темже славящя Божие о тебе промышление, яко избранну сосуду Христовы благодати, вопием ти: Радуйся, равноапостольнаго Владимира благословенная отрасле; Радуйся, благоверных и благочестивых Ярослава и Ксении чадо. Радуйся, яко во утробе матере осиротев, всех Бога во отца место обрел еси; Радуйся, яко под кровом крил Его премудростию и возрастом преспевал еси. Радуйся, яко отроча доброумно и благонравно был еси; Радуйся, яко от юности твоея паче всякаго сокровища Христа возлюбил еси. Радуйся, яко от Бога и человек достойне возлюблен был еси; Радуйся, благоверный княже Михаиле, Тверский преславный чудотворче. Кондак 2 Видевши тя благоверная матерь твоя Ксения, яко Анна Самуила, преспевающа возрастом и премудростию, страхом Божиим и всеми добродетельми украшаема, радовашеся о тебе, благодарно поя премудрости наставнику и смысла подателю Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разум богомудрый имея, яко Соломон, всем сердцем возлюбил еси, блаженне, премудрость Божию, юже и поискал еси прилежно от юности твоея; темже от Бога дарование прием, храмозданием Царю премудрому поревновал еси. Сего ради славяще, зовем ти: Радуйся, яко храм прекрасен Преображения Господня воздвигл еси; Радуйся, яко от имений твоих щедро оный украсил еси. Радуйся, яко всем сердцем благолепие дому Божия возлюбил еси; Радуйся, яко пребывати в нем паче всех утех мирских изволил еси. Радуйся, яко и сам храм Божий живый, духовный был еси;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

В киноклубе Паломнического центра состоится показ фильма «Михаил Тверской. За други своя» режиссера Льва Чернявского 13 мая 2008 г. 15:17 18 мая в воскресном молодежном киноклубе в Паломническом центре Московского Патриархата состоится показ и обсуждение документального фильма «Михаил Тверской. За други своя», 2007 г., режиссера Льва Чернявского. Ведущие: кинорежиссер-документалист, член Союза кинематографистов России Л.Н. Чернявский и консультант фильма, доктор исторических наук, профессор И.Н. Данилевский. Фильм посвящен одной из малоизвестных в наше время исторических фигур, о жизни которого всего век тому назад были написаны монографии, посвящены конференции, издавались книги, писались картины, ставились спектакли, а в храмах и монастырях Тверской земли до сих пор хранятся многочисленные иконы с изображением его образа. Речь идет о святом великом благоверном князе Михаиле Ярославиче Тверском (1272-1318 гг.), история жизни которого вот уже на протяжении нескольких столетий продолжает привлекать  к себе внимание соотечественников. Фильм основывается на летописных материалах жития святого князя Михаила, на подлинных миниатюрах из Лицевого Свода XVI века, собраниях икон и живописных полотен из храмов и музеев Тверской области, а также на научных материалах исследователей его жизни и деяний. Воскресный молодежный киноклуб, организованный Паломническим центром совместно с Международным благотворительным кинофестивалем «Лучезарный Ангел», открыт для всех желающих. Вход свободный. Адрес: Москва, Мичуринский проспект, д.8/29, тел.(499)147-7973, (499) 43-4510. Всероссийский благотворительный кинофестиваль детских и юношеских фильмов и фильмов для семейного просмотра «Лучезарный ангел» проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на ежегодной основе с 2006 года. Кинофестиваль создан для содействия возрождению детского и юношеского кинематографа, формирования его высокого духовно-культурного статуса, развития творческих контактов, поддержки перспективных авторов в сфере кинематографии. Дополнительную информацию можно получить по телефонам 8 499 783 4556, 8 499 783 4611 или электронной почте press@poklonnik.ru . Паломнический центр Московского Патриархата /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/406402.htm...

Блаженный Роман был попечительным отцом подвластных ему. Область его заключала в себе при нем города: Углич, Кашин, Бежецкий верх, Устюжну, Дмитров, Звенигород, и он еще построил на высоком берегу Волги, напротив слободы Борисоглебской, новый город Романов. Под кров доброго князя приходили и из других княжеств. Им устроены были богадельни и странноприимные дома, и первые содержались на его счет, а последние от монастырей. До 15 храмов построено им в разных местах княжества его. Каждый день слушал он службу Божию и часто беседовал с опытными иноками, любил читать душеспасительные книги. В 1278 г. оплакал он смерть матери, затем спустя года два умерла и бездетная супруга его. Осиротевший в мире блаженный Роман посвящал последние годы жизни своей преимущественно подвигам благочестия, молитве, посту и благотворительности. Он скончался 3-го февраля 1285 года и погребен был в соборном храме гор. Углича 17 . В 1486 году, при основании нового соборного храма, обретены нетленные мощи благоверного князя Романа. По распоряжению патриарха Иова они были вновь свидетельствованы (в 1595 году) Казанским митрополитом Гермогеном. – В 1609 году ляхи предали огню соборный храм и св. мощи князя: но останки их продолжают источать исцеления; они хранятся ныне в приделе, посвященном имени благоверного князя Романа 18 . 1 В 1285 г. «заложена бысть церковь каменная на Твери преподобным епископом Семеоном». Собр. л. 1, 207. В 1320 г. «положиша тело святаго великаго князя Михаила в церкви св. Спаса на десной стране, подле преподобнаго епископа Семеона». Собр. л. 5, 216. 2 Воск. л. под 1289 г.: «преставися Семеон, первый епископ Тверский». Собр. л. 7, 179. Ник. л.: «служиша в ней (в кафедр. Спаской церкви) Господеви епископи мнози Тверстии Божественную и священную службу: первый Семион при великом князе Михаиле Ярославиче; 2 Андрей, при нем же; 3 Варсонуфий, при великом князе Михаиле и при сынех его Димитрие, Александре, Константине и Василие; 4 Феодор, при великом князе Константине Михаиловиче; 5 Феодор, при великом князе Василие Михаиловиче; 6 Василий; 7 Евфимий Вислень, при князе Михаиле Александровиче; 8 Арсений чудотворец».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В нач. XIV в. М. принял участие в примирении враждующих князей. В 1302 г. скончался переяславский кн. Иван Дмитриевич, завещав свой удел Московскому св. блгв. кн. Даниилу Александровичу . Старший брат последнего вел. кн. Владимирский Андрей Александрович, однако, направил в Переяславль своих наместников, к-рых кн. Даниил изгнал. После кончины Даниила в 1303 г. княжение в Переяславле перешло к его сыну Георгию (Юрию) Даниловичу . В том же году кн. Андрей добился ханского пожалования на спорный город; в Переяславле собрался съезд рус. князей с участием митрополита, на котором было принято иное решение: «...и ту чли грамоты, царевы ярлыки, и князь Юрьи Даниловичь приат любовь и взял себе Переяславль, и разъехашася раздно» (ПСРЛ. Т. 18. С. 86). В 1304 г. ярлык на великое княжение Владимирское получил Михаил Ярославич Тверской, М. возглавил его интронизацию в Успенском соборе Владимира. Согласно Житию св. кн. Михаила Ярославича (автор к-рого занимает однозначно протверскую позицию), М. по просьбе матери тверского князя Оксиньи (см. Ксения Юрьевна , кнг. тверская) отговаривал Юрия Даниловича, не согласного с решением хана, от поездки в Орду, обещая, что Михаил поделится с ним великим княжением. Юрий перед лицом митрополита отказался от борьбы, но впосл. не сдержал данного святителю слова (см.: Кучкин. 1999; см. также: Он же. Повести о Михаиле Тверском: Ист.-текстол. исслед. М., 1974. С. 227, 255). С кончиной М. вел. кн. Михаил Ярославич «терял в нем авторитетную опору своих политических стремлений» ( Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва: Очерк по истории XIII-XV ст. Пг., 1918. С. 121). Датой кончины М. одни летописи называют 6 дек. (ПСРЛ. Т. 10. С. 176; Т. 18. С. 87; Приселков. 2002. С. 352), другие - 16 дек. (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 253; Т. 16. Стб. 58; Т. 25. С. 393; Т. 27. С. 237). Погребен святитель во владимирском Успенском соборе, в приделе во имя св. Пантелеимона, устроенном, по гипотезе Т. П. Тимофеевой, при митр. Кирилле II (следует отметить, что в отличие от своего предшественника Кирилла II, скончавшегося в Переяславле, но тело которого было отвезено для погребения в Киев, М. первым из митрополитов Киевских был погребен в Сев.-Вост. Руси).

http://pravenc.ru/text/2561548.html

Вскоре Г. Д. вновь выступил против Михаила вместе с новгородской ратью; в февр. 1318 г. был заключен мир, по к-рому князья договорились, что оба пойдут в Орду (сохранился договор между Г. Д., Михаилом и Новгородом). Тем временем жена Г. Д. Агафия (Кончака) умерла в тверском плену, появились слухи, что она была отравлена. Разгневанный Г. Д. убил приехавшего к нему в Москву для дальнейших переговоров посла кн. Михаила. В том же 1318 г. Г. Д. и Кавгадый отправились в Орду. Прибыл туда по требованию хана и Михаил Ярославич. В Орде тверскому князю были предъявлены обвинения в невыплате дани, сопротивлении ханскому послу и смерти Кончаки. На суде наряду с др. князьями Сев.-Вост. Руси Г. Д. выступил одним из обвинителей своего давнего врага. 22 нояб. 1318 г. Михаил Ярославич с санкции хана Узбека был казнен. Согласно тверской «Повести о Михаиле Тверском», Г. Д. и Кавгадый направили палачей к кн. Михаилу, затем удостоверились в том, что их приказ был выполнен. В 1319 г. Г. Д. выехал из Орды. Еще до возвращения вел. князя на Русь тело св. Михаила Тверского было отправлено в Москву, где его похоронили в ц. Св. Спаса. В заложниках у Г. Д. остались княжич Константин Михайлович, тверские бояре и слуги. При посредничестве Ростовского еп. св. Прохора после переговоров в Москве и Владимире, до 6 сент., Г. Д. заключил мир с правителями Твери и вернул тело кн. Михаила его вдове св. Анне Кашинской и детям (по свидетельству «Повести...», взяв у его сыновей «множество серебра»). В следующем году вел. князь выдал свою дочь от 1-го брака Софию замуж за Константина Михайловича. В 1320 г. Г. Д. ходил походом на Рязань, где заключил мир с местным кн. Иоанном Ярославичем. В 1321 г. вновь обострились отношения Г. Д. с сыновьями покойного Михаила Ярославича. Г. Д. двинул войска на Тверь, Михайловичи были вынуждены выплатить вел. князю требуемую для передачи в Орду дань («сребро... выходное, по докончанью»), а старший из них, Димитрий, обязался не оспаривать у Г. Д. вел. княжение. Однако вместо того чтобы отправиться навстречу ханскому послу и отдать ему собранную дань, Г. Д. «с серебром» ушел в Новгород, куда его позвали для организации отпора шведам. В 1322 г. Г. Д. отразил нападение шведов на Корелу и осаждал (правда, без особого успеха) Выборг, главный швед. опорный пункт в продвижении на восток.

http://pravenc.ru/text/164459.html

Мы уверены, что еще не один проект найдет воплощение под руководством юбиляра. И со своей стороны желаем здоровья, творческих удач и новых открытий удивительному человеку, талантливому ученому и педагогу –Елене Леонидовне Конявской . Друзья, коллеги, ученики       Список трудов Е. Л. Конявской по церковной истории   1. Арсеньевская редакция Киево-Печерского патерика//Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1983. 2. С. 3–11. 2. Житие Михаила Ярославича Тверского//Словарь книжности и книжников Древней Руси. Вып. 1: (XI– первая половина XIV в.). Л., 1987. С. 166–168. 3. Жанрово-композиционное своеобразие древнерусской повести о Михаиле Ярославича Тверском//Вопросы сюжета и композиции. Горький, 1987. С. 14–19. 4. Арсений//Словарь книжности и книжников Древней Руси. Вып. 2: (вторая половина XIV – XVI в.) Ч. 1. Л., 1988. С. 68–70 ( в соавторстве с Г. М. Прохоровым). 5. Житие Арсения Тверского//Словарь книжности и книжников Древней Руси. Вып. 2: (вторая половина XIV – XVI в.). Ч. 1. Л., 1988. С. 248–249. 6. Нравственное значение Киево-Печерского патерика в древнерусской культуре XV в.//Герменевтика древнерусской литературы X–XVI вв. Сб. 3. М., 1992. С. 288–312. 7. К вопросу об авторском самосознании древнерусского агиографа//Вестник Литературного института им. А. М. Горького. М., 1998. С. 23–24. 8. К вопросу о жанровой природе древнерусских хождений//Вестник Литературного института им. А. М. Горького. 1. М., 1999. С. 99–101. 9. Авторское самосознание древнерусского книжника (XI– середина XV в.). М., 2000. 10. К вопросу об авторском самосознании Епифания Премудрого//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2000. 1. С. 70–86. 11. Авторское самосознание создателей Киево-Печерского патерика//Филологические науки. 2000. 4. С. 87–94. 12. К вопросу об особенностях «Жития Авраамия Смоленского»//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2001 1(3). С. 111–114. 13. Житие св. Арсения епископа Тверского//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2001. 3(5). С. 66–94. 14. Преподобный Нестор как автор//Христианские истоки русской литературы: Сборник научных трудов. М., 2001. С. 3–23.

http://sedmitza.ru/lib/text/6033376/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010