Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ правосл. миссия в Забайкалье в 1861-1918 гг. В 30-х гг. XVIII в. в Забайкалье прекратила работу Даурская духовная миссия . С нач. XIX в. церковные власти рассматривали идею учреждения новой миссии для активизации проповеди среди бурят, эвенков и др. местных народов. Деятельность миссионеров в Забайкалье активизировалась с 1814 г. при Иркутском еп. Михаиле (Бурдукове) . В 20-30-х гг. XIX в. миссионерским делом в селениях по берегам рек Уда, Она, Чесан, Кижинга, Хилок, Селенга и др. заведовал свящ. Александр Бобровников, составивший грамматику бурят. языка. В 1830 г. при Иркутской епархии был создан Комитет по делам духовной миссии. Из-за нехватки средств и сотрудников, а также активизации буддизма успех миссионеров оказался незначительным. Для создания полноценной миссии многое сделал Иркутский архиеп. Нил (Исакович) . Он неоднократно посещал Забайкалье, предлагал местным приходским священникам-миссионерам открывать церковноприходские школы в «инородческой» среде, в 1845 г. основал в Тункинской долине Нилову Столобенскую пуст. При участии архиеп. Нила было подготовлено положение для буддистов Вост. Сибири от 13 мая 1853 г., согласно к-рому количество штатных лам ограничивалось 285 (с хувараками - 320). Позже была отменена присяга Пандито хамбо-ламы Российской империи, в которой он обязывался поддерживать и распространять ламаизм в России. Архиеп. Нил написал соч. «Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири» (СПб., 1858) и ряд статей. Изучив бурят. язык, он вместе с крестным сыном (бывш. ламой Кыренского дацана) прот. Николаем Доржиевым перевел на бурятский язык литургию, вечерню, утреню, все песнопения Обихода, Часослов, воскресную службу, а позднее воскресные чтения из Евангелий и апостольские чтения. Первое богослужение на бурят. языке состоялось в авг. 1852 г. при освящении в Тункинской долине Гужирской Николаевской ц., настоятелем к-рой был прот. Н. Доржиев. 11 апр. 1854 г. в Богоявленском кафедральном соборе Иркутска прошло богослужение на 3 языках: свящ. Г. Шастин читал на бурятском, свящ. Н. Копылов - на якутском, а свт. Иннокентий (Вениаминов) , архиеп. Камчатский,- на алеутском. Однако, несмотря на усилия миссионеров, мн. буряты продолжали считать буддизм своей исконной религией, а к Православию относились как к религии русских.

http://pravenc.ru/text/182391.html

До Иркутска можно было добраться чуть ли не чрез год 6 , а спустя без малого 100 лет, о. Даниил прибыл туда (не позже мая) сравнительно скоро, при епископе Иркутском Михаиле Бурдукове († 5 июня 1830 г.) и сибирском генерал-губернаторе М. М. Сперанском, оказавшем нашей миссии самое благосклонное внимание, как видно из одного письма его. Вот его драгоценные строки: «22 июня – писал он дочери – я давал (в Иркутске) прощальный обед, какой в Сибири только быть может. На одной стороне сидели архимандрит (Пётр Каменский) и свита его, отправлявшиеся в Пекин, на восточный конец света; на другой – трое молодых морских офицеров, отправлявшихся на Ледовитое море. Эти две, противоположные по всем видам, экспедиции оставляли отечество одна на пять, другая (миссия) на десять лет, почти без сожаления, даже с некоторым удовольствием» 7 . Итак в конце июня, по изготовлению, со стороны начальника миссии, всего нужного к заграничному путешествию, напутствованный благословением св. Иннокентия, первого епископа Иркутского, процветшего, яко крин, на востоке царства Сибирского (из службы ему), и благожелательством сибирского генерал-губернатора, иеромонах Даниил выехал, вместе с прочими, за Байкал и 1 июля прибыл в г. Троицкосавск (от Кяхты в 4 вёр. 8 ), откуда отправился не раньше 31 августа и через несколько дней прибыл в Ургу (от Кяхты в 288 вёр.), резиденцию великого кутухты (духовного властителя Монголов) и главного пограничного начальника – монгольского князя (вана). Здесь на другой день получено было известие о кончине богдыхана и о восшествии на китайский престол сына его Даогуана. Это обстоятельство задержало миссию в Урге 11 дней. В продолжении этого времени князю-вану поднесены были приличные подарки от имени сибирского генерал-губернатора, любезно отправлявшего из Иркутка в Китай нашу миссию, от самой миссии и пристава Е. О. Тимковского, сопровождавшего её из С.-Петербурга. Подарки приветливо были приняты и взаимно получены ответные дары; сверх того, по воле князя, миссия угощена была обедом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

В Прибавлениях к «И. е. в.» основное место занимали материалы по истории Церкви в Сибири, исторические очерки отдельных храмов, церковных школ и др. В Прибавлениях печатались статьи почти обо всех мон-рях епархии: Посольском в честь Преображения Господня мон-ре (1872. 12-14, 19-20, 22, 28, 44, 46; 1881. 44; 1892. 52), нерчинском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре (1883. 45), иркутском в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ре (1890. 14. С. 1-6; 15. С. 1-8; 17. С. 1-5; 20. С. 1-7; 21. С. 1-8; 24. С. 1-6; 25. С. 1-5; 26. С. 1-4; 27. С. 10-12), иркутском в честь Вознесения Господня мон-ре (1905. 3/4. С. 168-192; 1908. 24. С. 649-652; 1910. 4. С. 99-105; 1911. 11. С. 232-242; 1912. 3. С. 39-42; 1914. 13/14. С. 434-443), иркутском Князь-Владимирском мон-ре (1906. 20. С. 533-538; 21. С. 560-565), Усть-Киренском во имя Св. Троицы мон-ре (1912. 15. С. 449-451). Опубликованы летописи храмов Иркутской епархии: «Летопись Градо-Иркутской Преображенской церкви, ведена с 1867 г.» (1875. 23. С. 315-320), «Летопись Градо-Иркутской Крестовоздвиженской церкви с 1717 по 1771 г.» (1875. 26. С. 353-358; 27. С. 371-376; 35. С. 467-479; 36. С. 483-487; 37. С. 499-506; 38. С. 515-524; 39. С. 535-543; 40. С. 553-554; 41. С. 563-568; 42. С. 575-588; 45. С. 615-619; 47. С. 636-638), «Летопись Успенской церкви г. Иркутска, составленная по архивным актам бывшим настоятелем сей церкви, свящ. Иоанном Родионовым» (1876. 26, 29), «Летопись Верхнеудинского округа, Урлакской волости, Малокударинской Покровской церкви, составленная по архивным делам и по сохранившимся преданиям» М. Рещиковым (1876. 50-51), «Летопись Усть-Кяхтинской Тихвинской церкви» (1882. 36-38), «Летопись Кудинской Свято-Троицкой церкви Иркутского округа», составленная И. Протопоповым (1892. 1-3), «Краткая летопись (1791-1891) существования храма в Бирюльском селении, Иркутской губ., Верхоленского округа, Качугской волости», составленная А. Колодезниковым (1892. 4-5). Значительные по объему материалы о Тобольских и об Иркутских архиереях подготовил к печати прот. П. Громов. В течение неск. лет выходили публикации о Тобольском свт. Антонии (Стаховском) (1863. 13. С. 165-170; 14. С. 190-193), об Иркутских епископах свт. Иннокентии (Кульчицком) (1863. 15, 17, 21-24, 26; 1864. 1-5, 7-8, 10-13, 15, 17-40, 46; 1865. 2, 4-6), об Иннокентии (Неруновиче) (1867. 24-28, 34, 43-47, 50-52; 1868. 3, 48-49, 51; 1869. 25, 39; 1870. 29, 39, 43, 48, 52), о Михаиле (Бурдукове) (1879. 47-49). Громов был автором множества др. статей (иногда неподписанных) по истории Иркутской епархии. В 1863-1888 гг. в журнале были напечатаны 35 Слов и поучений свт. Иннокентия (Кульчицкого).

http://pravenc.ru/text/674059.html

Публиковались статьи по истории ламаизма в Сибири: «Очерки по истории буддизма: История северного буддизма» (1900. 1, 3, 5-13, 15-18), «Правда о дацане в г. Чите» (1904. 7/8. С. 90-97) и др.; о старообрядчестве: «О расколе в Забайкалье» К. Люкшина (1900. 22-24; 1901. 1, 3, 5, 8-10), «Старообрядцы с. Тарбагатая» свящ. Григория Говядина (1907. 9. С. 141-147). Печатались и этнографические материалы: «Из области народной медицины» свящ. Н. Виноградова (1900. 16. С. 10-13), «Из быта инородцев» (1902. 22. С. 6-12; 23. С. 15-19), «Нет ли и нам дела» Злобина (1906. 11. С. 131-139; 12/13. С. 156-166; 16. С. 194-201; 19. С. 245-252), «Верования, обряды и обычаи корейцев» Уссурийского еп. Павла (Ивановского) (1915. 7/8. С. 237-243; 9. С. 292-297; 10. С. 318-323) и др. В неофиц. отделе были также представлены материалы по истории Церкви в Забайкалье и Сибири, напр. «Забайкальские архипастыри: (Краткий обзор XVII-XIX вв.)» Якутского еп. Никанора (Надеждина) (1900. 12. С. 12-15), «Воспоминание о преосв. Мелетии [Якимове], еп. Селенгинском, викарии Иркутской епархии» (1902. 8/9. С. 1-5; 11. С. 1-7), «Записка о преосв. Михаиле [Бурдукове], архиеп. Иркутском, Нерчинском и Якутском» А. Тараторина (1902. 10; 12/13. С. 10-17; 1904. 9. С. 112-116; 10/11. С. 121-144), «О проезде в 1891 г. через Забайкальскую область и Иркутскую губернию наследника Цесаревича: (Из письма архиеп. Иркутского Вениамина [Благонравова]… К. П. Победоносцеву)» (1914. 24. С. 990-998), «Где могила митр. Арсения Мацеевича?» архим. Ефрема (Кузнецова) (1915. 3. С. 85-91). Местной образовательной системе были посвящены статьи свящ. М. Колобова «К вопросу о церковно-школьном образовании в Забайкалье» (1900. 5. С. 15-16; 6. С. 14-16; 7. С. 14-18; 8. С. 12-16), А. Попова «Исторический очерк церковно-школьного дела в Забайкалье» (1907. 17. С. 366-373; 18/19. С. 398-408; 20. С. 423-436). Ряд публикаций освещал актуальные события: «О долге сибирских священников пред Церковью, Царем и Отечеством в виду проведения Сибирской железной дороги» свящ. С. Старкова (1900. 20-21), «По вопросам церковной реформы: О выборном начале» (1907. 10. С. 178-207), статьи Читинского еп. Иоанна (Смирнова) «Из военной и мирской жизни» (1915. 1. С. 11-15) и «Об избрании, положении и власти архиерея» (1915. 5. С. 145-153) и др. В 1917-1919 гг. в «З. е. в.» отражались события церковной жизни революционных лет, публиковались документы и воззвания Поместного Собора и св. Патриарха Тихона, статьи «Церковный Собор по вопросу о правовом положении Церкви в государстве» (1918) и др. Особый интерес представляют публикации о церковной жизни в Сибири, напр. «Выписки из постановлений Сибирского церковного совещания в г. Томске, бывшего в ноябре 1918 г.» (1919. 5/8. С. 4-19).

http://pravenc.ru/text/182395.html

К времени создания Иркутского и Нерчинского вик-ства Тобольской и Сибирской митрополии (1706) только на территории совр. Бурятии действовали 2 мон-ря (Селенгинский и Посольский) и 14 православных церквей: баргузинская Спасо-Преображенская, верхнеудинские Богородице-Владимирская и Спасская, ильинская Богоявленская, кабанская Христорождественская, итанцинская Спасская, селенгинские Спасская и Покровская, хилокская Богородице-Владимирская, колесниковская Богородице-Казанская, тресковская Михаило-Архангельская, кударинская Благовещенская, чикойская Петропавловская, тункинская Покровская. В 1722-1727 гг. в Забайкалье жили члены Пекинской духовной миссии во главе с Переяславским еп. св. Иннокентием (Кульчицким) , ожидавшие разрешения кит. властей на приезд в Пекин. Миссия была послана из С.-Петербурга по предложению митр. Филофея, поскольку 26 апр. 1718 г. скончался глава первой Пекинской миссии, прибывшей в Китай в кон. 1715 г., архим. Иларион (Лежайский) . Члены миссии жили то в Селенгинском мон-ре, то в Ст. Селенгинске, то на монастырской заимке на р. Хилок (ныне с. Поселье Бичурского р-на). В эти годы свт. Иннокентий изучал быт и нравы бурят и успешно проповедовал им христианство. В 1727 г. после отказа кит. властей принять правосл. миссию Синод назначил свт. Иннокентия на новоучрежденную самостоятельную Иркутскую и Нерчинскую кафедру, в ведении к-рой оказалась Д. д. м. В 1734 г. из-за опасения осложнений в отношениях с Китаем рус. правительство запретило миссионерскую деятельность в Вост. Сибири. К сер. XVIII в. среди забайкальских бурят широко распространился ламаизм, поскольку по условиям Буринского и Кяхтинского договоров (1727-1728) российское правительство обязалось этому не препятствовать, в результате чего в Забайкалье прибыли 50 тибет. и 100 монг. лам. Еп. Вениамин (Благонравов) в «Письмах из Посольского монастыря» относил окончание деятельности Д. д. м. к времени после назначения настоятеля Посольского мон-ря архим. Илариона (Труса) в 1734 г. главой Пекинской миссии с оставлением в должности настоятеля и после кончины архим. Мисаила (1743). В 1814 г. в Забайкалье, при Иркутском еп. Михаиле (Бурдукове) деятельность миссионеров активизировалась.

http://pravenc.ru/text/171434.html

“Завещание о имении” Такожде по сем обще заповедуем, с намерением во угождение Б[о]гу, да по кончине коегождо нас, никтоже из родствен иков наших да не касается к нашему имению, ниже кто нагло от яти и присвоити себе восхощет. Понеже Го[спо]ду Б[о]гу есть посвящено, обещанием в раздаяние бедным в том и подписуемся духовной ваш старец Зосима именуемой Захар Верховской сестра твоя духовная Настасия Василиева дочь твоя духовная Онисия Конюхова дочь твоя духовная Наталия Васильева дочь твоя духовная Евдокия Романова 16 Письма епископа Михаила “ Заветное” письмо преподобный Зосима представил на рассмотрение епархиальному архиерею Иркутска — епископу (с 1826 г. — архиепископу) Михаилу (Бурдукову; †1830), в чьей епархии находилось село Сидорово, где тогда жили сестры. Преподобный Зосима высоко чтил авторитет епископа — предстоятеля местной епархии. К епископу Михаилу, находясь в его епархии, он неоднократно обращался за советом духовного и практического характера, интересовался мнением Владыки о своих сочинениях. Переписка продолжалась до самой кончины архипастыря 17 . Позже, перебравшись в Туринский монастырь, находившийся в соседней Тобольской епархии, отец Зосима так же обращался и к местному архиерею 18 . Владыка Михаил, как мы видели по его надписанию, благосклонно отнесся к начинанию старца Зосимы. Он продолжал его поддерживать и в последующие годы, о чем свидетельствуют шесть его сохранившихся писем 19 . Отметим, что при епископе Михаиле началось апостольское служение другого светильника Русской Церкви — будущего митрополита Московского и Коломенского, просветителя Америки равноапостольного Иннокентия (Вениаминова; Именно епископ Михаил в 1823 г. благословил молодого священника отправиться для проповеди Евангелия алеутам на остров Уналашку 20 .   1. Преподобный Отец Зосима, Любезный о Христе Брат! Еще не успел я ответствовать на писание Ваше от 27 Июля, как получил от Вас и другое сего Октября 17 дня. То и другое содержат в себе такие известия, кои приятны не только слуху моему, но и сердцу. Да поможет Вам Пастырь и Поспешитель душ наших, Иисус Христос довести до спасения всех, предавшихся и предающихся Духовно-Братственному Вашему водительству! — Хотя же в первом письме Вы требовали от меня некоторых советов касательно монашества: но по всему вижу, что оные Вам не нужны. Дух, виденный в Вашей книге, дух разума и благочестия, утвержденных навыком и опытностию, сей дух един доволен Вам к разрешению всех недоумений и сомнений.//Сочинение сие Ваше, хотя недовольно много мною читанное, показалось мне столь совершенным в своем роде, что я не усомнился бы подать свой голос о напечатании его. С прискорбием духа расстаюсь с оным, и посылаю его при сем по желанию Вашему. Но буду с радостию ожидать присылки другого Вашего сочинения, мне обещанного, так как и благосклонного известия о всем, случающемся с Вами 21 . Всесильный да сохранит Вас и братию Вашу от всех навет вражиих, сего всеискренне желает Вам Михаил, Епископ Иркутский.

http://pravmir.ru/vechnostiyu-nerazrushi...

В 1764 г. совершилось обретение мощей свт. Иннокентия (Кульчицкого): при ремонте Тихвинской ц. в иркутском Вознесенском монастыре было вскрыто его захоронение и обнаружилось, что тело, одежда и бархат на гробе были нетленными; в монастыре началась запись чудотворений, совершавшихся у гробницы еп. Иннокентия. При свт. Софронии сложились традиции совершения в Иркутске крестного хода на Рождество Христово, перенесения чудотворной Казанской иконы Божией Матери из кафедрального города в сельские приходы. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Тельме. 1814–1816 гг. Фотография. 2000 г. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Тельме. 1814–1816 гг. Фотография. 2000 г. Преемником свт. Софрония на Иркутской кафедре стал еп. Михаил (Миткевич; 1772-1789), при котором в епархии было построено 29 храмов. Благодаря усилиям еп. Михаила 23 марта 1780 г. открылась Иркутская ДС. В течение 6 лет архиерей посылал просьбы в Синод о создании в Иркутске семинарии, и 3 окт. 1779 г. был издан указ о ее учреждении и назначении 2 тыс. р. на ее содержание. Вскоре для семинарии было построено каменное здание недалеко от архиерейского дома. Первоначально ректором семинарии был Иркутский епископ. Помимо традиц. предметов в Иркутской ДС одно время преподавались япон., кит. и монг. языки. В семинарии обучались дети духовенства со всей Вост. Сибири, наиболее способные ученики направлялись в столичные духовные учебные заведения. Выпускником Иркутской ДС был Московский митр. св. Иннокентий (Вениаминов) . В 1799 г. в Иркутской епархии действовали 182 храма и 9 мон-рей (7 самостоятельных и 2 приписных). Во время управления епархией еп. Вениамином (Багрянским ; 1789-1814) был канонизирован свт. Иннокентий (Кульчицкий): 1 дек. 1804 г. Синод издал соответствующий указ, 9 февр. 1805 г. в Иркутске прошли торжества перенесения мощей святителя в собор Вознесенского мон-ря. При еп. Михаиле (Бурдукове ; 1814-1830) территория Иркутской епархии достигла своих максимальных размеров. В 1826 г. епархия из третьеклассной стала второклассной, архиереи получили сан архиепископа. В 1828 г. в епархии насчитывалось 310 церквей (96 в Иркутской губ., 98 в Енисейской губ., 101 в Забайкалье, 15 в Якутии). Клир епархии состоял из 1225 священно- и церковнослужителей: на территории Иркутской губ.- 489 чел., в Забайкалье - 360, в Енисейской губ.- 341, в Якутии - более 30 чел. (сведения по Якутии неполные).

http://pravenc.ru/text/674055.html

36 Сафатова Е. Ю. Паломнический сюжет в «Путешествии ко Святым местам в 1830 г.» и «Путешествии по Святым местам русским» А. Н. Муравьева: автореф. дис... канд. филол. наук. – Томск, 2008. – С.15. 41       Этот дневник, очевидно, подвергался более поздней литературной обработке. Доказательством может служить тот факт, что монахиня Евсевия в своем жизнеописании Герасима цитирует отрывки из его дневника, близкие, но все-таки незначительно отличающиеся от того, что мы имеем в опубликованном варианте. Очевидно, что Евсевия опирается на не дошедшую до нас более раннюю рукопись. 53 Духовная семинария в Иркутске была открыта по указу Святейшего Синода, подписанному Екатериной II, в 1779 г. при преосв. Михаиле I (Миткевиче). Предшественницей семинарии можно считать «мунгальскую школу» (школу переводчиков и миссионеров), заведенную в 1725 г. при Вознесенском монастыре и преобразованную в 1728 году свят. Иннокентием (Кульчицким) в богословскую славяно-русскую школу. В 1790 г. для семинарии было построено специальное здание, неподалеку от архиерейского дома, на правом берегу Ангары. Из окон семинарии, выходивших на Ангару, был виден Вознесенский монастырь. Рядом располагались Богоявленский собор и Спасская церковь . В 1815–1817 гг. при Михаиле II (Бурдукове) здание семинарии было расширено и отремонтировано. В этом же здании поместилось и уездное духовное училище. До 1802 г. Иркутская семинария подчинялась непосредственно епископу, который не только подбирал кадры, вел надзор за обучением, но и определял предметы и объем преподавания. С 1802 по 1860 гг. семинарией управлял ректор, который одновременно был и архимандритом Вознесенского монастыря. Добросердов в Иркутской духовной семинарии учился с 1825 по 1832 гг. то есть уже после реформы духовного образования в России 1808–1814 гг. В результате этой реформы окончательно сложилась четырехступенчатая система обучения: приходская школа – духовное училище – духовная семинария – духовная академия. Высшими учебными заведениями были духовные академии, открытые в Петербурге, Москве, Киеве и Казани. Преподавание стало вестись не только на латинском, но и на русском языке, по возможности требовалось искоренить схоластику и зубрежку, царившие в духовных учебных заведениях XVIII в. Вводились общеобразовательные дисциплины. Одним из авторов реформы был М. М. Сперанский, будущий генерал-губернатор Сибири. В тексте указа от 26 июня 1808 г. подчеркивалось, что «духовный пастырь, назначенный быть всем и вся, должен обладать широким развитием, одна духовная выучка образует только ремесленника своего служения».

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

В царствование имп. Александра II – миссии Сургутская, в Минусинском округе, Семиреченская. В восточной Сибири для распространения христианства открыта была в 1707 г. иркутская епархия. Стоявший во главе ея св. Иннокентий (Кульчицкий), правивший 1727–31 г.г., был первым крупным миссионером в этом обширном крае. Он обратил ко Христу многих бурят и устроил в Вознесенском монастыре в Иркутске школу для подготовки миссионеров. Деятельнейшим продолжателем его дела был еп. Иннокентий (Нерунович), прав. 1732–41 г.г., крестивший, наряду с бурятами, множество тунгузов и якутов. Обращенные им тунгузы именовались неруновскими. Большую просветительную деятельность развил в тобольской миссии архим. Верхотурского монастыря Сильвестр, позднее же (1751) иг. Иона обратил много бурят, тунгузов, вотяков и вогулов. Во второй половине XVIII в., когда при имп. Екатерине II миссионерство всюду приняло скорее формальный характер и покровительство с другой стороны стало оказываться правительством ламству, ослабела просветительная работа и в вост. Сибири. Оживилась она вновь при иркутском еп. Михаиле (Бурдукове), прав. 1814–30 г.г. Им положено было основание Забайкальской миссии, в которой много работали знатоки бурятского языка свящ. Александр Бобровников и крещеный бурят Михаил Сперанский. До 20.000 бурят и др. инородцев крестилось при известном архиеп. Ниле (Исаковиче) , прав. 1838–53 г.г. (впосл. ярославском). Он был одним из первых русских изследователей буддизма, переводил богослужебные книги на монголо-бурятский язык, в чем ему помогал бурят прот. Николай Доржеев. Владыка Парфений (Попов), еп. иркутский (1860–73) открыл иркутскую и забайкальскую миссию. Он лично много разъезжал по бурятским кочевьям с проповедью. Инородцы любили еп. Парфения и считали за особую честь принять крещение от него. Он ввел богослужение на бурятском языке в бурятских приходах. К 1890 г. иркутская миссия имела 18 станов, 14 школ, несколько благотворительных учреждений, оказывала большое влияние на гражданский быт новообращенных (их было до 35.000), испрашивала им земельные наделы и разселяла оседло.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Да кому же, говорит святитель, сделать мне увещание из Писания? Тем, кому воспрещается принятие христианской веры для негодного интереса и глупого суеверства, которые вовсе Писания не знают и коим знать оное все способы отъемлются, a я должен увещевать из Писания. Какая несообразность со здравым рассудком и пр. 72 Так стеснялась и связывалась светскою властью миссионерская деятельность и тех, вероятно, не многочисленных священников, которые, вняв призыву своих архипастырей, хотели послужить христианскому просвещению инородцев Сибири. Совершенно иной, вполне покровительственный делу миссии характер носят отношения к ней сибирского генерал-губернатора M. М. Сперанского. Близко ознакомившись с положением и бытом инородцев и со злоупотреблениями тайшей и родоначальников, стеснявших свободу совести инородцев, он издал 9 июня 1820 года циркуляр, которым воспрещал им препятствовать переходу Бурят в христианство . 73 Можно представить, до какой степени ободрительно подействовал этот циркуляр на тогдашнего Иркутского архиепископа Михаила II (Бурдукова) (1814–1830). И действительно, святитель, с приложением копии с губернаторского циркуляра, немедленно дал знать указами священникам тех приходов, в районе которых жили Буряты, чтобы «священники, несмотря на прежние предписания местной власти, возбранявшие крестить иноверцев без получения сведений о согласии на то их родоначальников, безбоязненно крестили всех приходящих к ним и желающих крещения, только, во-первых, no довольном научении их христианскому закону, во-вторых, не входя во внешние дела братских (Бурят), особливо «советуя» женатым крещающимся не покидать мужей или жен своих некрещенных «. 74 Вместе с тем архиепископом Михаилом были составлены и преподаны в руководство духовенству правила, «кои приходский священник должен наблюдать при обращении иноверных в веру христианскую, или при утверждении в оной новообращенных». 75 Из приходского духовенства, при преосвященном Михаиле особо трудился на миссионерском поприще священник Кульской церкви Александр Бобровников, которому предписано было заниматься проповедью Евангелия между соседними Бурятами, Сотрудником его был M. М. Сперанский, новокрещенный Бурят, крестник Сибирского генерал-губернатора М. М. Сперанского. Но так как и при новых своих обязанностях, священник Бобровников оставался в тоже время приходским священником, а Сперанский должен был содержаться на свои личные средства, имея только право «не в пример другим», носить священническую рясу, то миссионерская деятельность вышеуказанных лиц не сопровождалась сколько-нибудь заметными результатами. Впрочем, о. Бобровников оставил после себя капитальный ученый труд – Грамматику монгольского языка. 76

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010