Калуга. Церковь Михаила Архангела. Архангельская церковь; Михаилоархангельская церковь; Михайловская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты На первом пересечении Никитской на углу, в ряд с домами, в каменной ограде воздвигнута Архангельская церковь. По описям 1626 и 1685 г. она значилась деревянной, с приделом во имя ц. Константина, в старом остроге. Существующая каменная пятиглавая церковь с трапезой и приделом во имя Иоанна Воина построена в 1687 г., как значится по надписи, сохранившейся на стене. После пожара 1754 г. она была возобновлена в 1760 г. Колокольня выстроена в 1813 г. Я.И. Билибиным. Настоящий храм со всех четырех сторон украшен портиками на высоких парных колоннах с урезанными капителями, с восточной и западной стороны колонны в половину размера, так как упираются в алтарную и трапезную кровли. Во фронтонах по священному изображению: на алтарной абсиде изображен арх. Михаил, по бокам его стоят две колонны, а над ним во фронтончике тоже св. картина. Колокольня в 3 яруса, 8-угольная, второй и третий ярусы имеют фронтоны, опирающиеся на пару колонн, по одной с каждой стороны. Над третьим ярусом круглые оконца-голосники. Из церковных древностей выделяются: 1) евангелие Московской печати 1644 г. и 2) два колокола — один, сделанный на средства прихожан, 7125 г. (1617), а другой 1771 г. Источник: Книга Малинина Д.И. (часть 2) Первые упоминания о церкви Архангела Михаила были в описях 1626 и 1685 годов, где она числилась деревянной с приделом во имя равноапостольного царя Константина. За церковью записано было земли сажень, на которой было 9 дворов бобылей. Также известны и первые священники храма: Парфений Иванов, Василий Миронов и проскурница Марья Харлампьева. Деревянная церковь сгорела при пожаре, коих в те времена было предостаточно, и на ее месте была построена новая каменная, с приделом во имя Иоанна Воина. Новую церковь постигла та же участь, — при пожаре 1754 года она сгорела, но вскоре была восстановлена, а спустя какое-то время на деньги купцов Билибиных была построена колокольня. Основными прихожанами в церкви были военные Калужского гарнизона. Около храма бил источник, с которого начинался Городенский ручей. При засыпке Городенского оврага его убрали в трубы.

http://sobory.ru/article/?object=24733

† Преставление праведного Михаила воина И Болгарском древнем синаксаре читаем следующее 333 . «Святый Божий Михаил жил во время благочестивого даря Михаила († 867 г.). Происходил он из города Потука 334 и был родом Болгарин, не из простых, а из почетного и благоверного рода. Он был из числа первых христиан (Болгарии); родители и сторонние называли его: святое дитя. С юности вел оп жизнь чистую, имел страх Божий вред очами своими, занимался милостию и постом, щедро раздавая руками своими подаяние бедным и посещая больных; был кроток и смирен и украшался добродетелями. Придя в возраст, на 25 году избран он был, по военному порядку, в начальника над дружиною 335 . Ефиопляне и Агаряне поднялись войною на христиан. – Поднялась и держава христианская со множеством войска против Арабов». – Война имп. Михаила против Агарян есть та самая война 865 г., во время которой имп. Михаил, дойдя до Черной реки, получил известие, что Руссы напали на Константинополь с моря и сухим путем, и потому поспешил возвратиться в столицу империи 336 . Оставшемуся без него войску много надобно было иметь мужества и храбрости в виду многочисленного неприятеля. «Пред натиском Ефиоплян и Агарян Греки побежали в горы и ущелья. Св. Михаил не дрогнул. Он одушевлял мужеством свою дружину. Когда Греки убежали, он, пав на землю, молился со слезами за христиан. Потом бросился о своими воинами на иноплеменников; ворвавшись в средину Ефиоплян и Агарян, он разогнал их и сам с своими остался невредим». По окончании войны возвращаясь в дом, на одном месте пустыни Раифской вздумал он отдохнуть. В том месте было озеро. Слуга его увидал у озера дым. Взяв наскоро припасы, он идет туда, где дым, и видит: сидит девушка. На расспрос его, она рассказала, что из озера выходит змий и похищает людей и скот. Пока он слушал ее, пища, готовившаяся для господина, испортилась 337 . Когда принес он ее к рабу Божию Михаилу, тот спрашивает: «где ты замедлил? Смотри, пища пригорела» 338 . Слуга рассказал все, что слышал от девушки.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Храм Михаила Архангела и чуда его в Хонех (Красноярск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Михаила Архангела и чуда его в Хонех - православный храм в Красноярске. Церковь освящена архиепископом Красноярским и Енисейским Антонием (Иваном Ивановичем Черемисовым) 19 сентября 2003 г., в день воспоминания чуда, бывшего в Хонех. Содержание История [ править править код ] Церковь Чуда Михаила Архангела в Хонех (Архангельская церковь, Михаилоархангельская церковь, Михайловская церковь) находится в микрорайоне Ветлужанка города Красноярска. Храм назван в честь предводителя небесного воинства Архистратига Михаила. Кирпичная церковь сооружена в 1998—2003 гг. на средства предпринимателя А. П. Быкова. Авторы проекта — К. Ю. Шумов и Ю. В. Тихонович. Образец неорусского стиля, шатровый храм с боковыми притворами и невысокой звонницей. В цокольном этаже располагается Предтеченский придел, в котором таинство крещения совершается полным погружением (это возможно в немногих красноярских храмах). «Архистратиг» означает «старший воин, вождь». Храм, посвященный Архистратигу Михаилу, не случайно сооружен именно в Ветлужанке, где проживает большое число ветеранов Великой Отечественной войны, солдатских вдов и матерей, участников различных боевых действий в «горячих точках». Согласно церковным канонам, каждый будущий воин должен прийти в церковь и помолиться за свою благополучную армейскую службу. В 1998 г. по настоятельной просьбе православных верующих Ветлужанки началось строительство этого храма, призванного защищать и оберегать российских воинов. Здание его, стилизованное под фигуру воина, окруженного щитами, символизирует мощь, силу духа, небесное благословение, защиту и обережение. Храм впечатляет своей основательностью, фундаментальностью и в то же время отличается легкостью, возвышенностью, устремленностью в небеса. Церковь освящена архиепископом Красноярским и Енисейским Антонием (Иваном Ивановичем Черемисовым) 19 сентября 2003 г., в день воспоминания чуда, бывшего в Хонех.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Михаила_А...

Скорняково. Церковь Михаила Архангела. Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1812. Адрес: Липецкая область, Задонкий район, с. Скорняково, ул. Муравьёва, д.1. Координаты: 52.67739, 38.915967 Проезд:Дорога Р 119, на перекрестке Задонск-Елец-Донское-Липецк необходимо свернуть на Донское. Проехав через Донское, попадаете в Скорняково. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село под названием Архангельское впервые упоминается в 1680 году, видимо, тогда уже существовала церковь во имя Архангела Михаила. Скорее всего, первая церковь была деревянной. Вскоре село было отдано во владение Г.Ф. Скорнякову-Писареву, который во время стрелецкого восстания 1682 г. оказался на стороне Петра Первого, и от чьей фамилии село получило своё новое название. Каменную церковь во имя Михаила Архангела с приделом Иоанна Воина построил в 1812 году в своём имении граф Г.И. Чернышов. А ещё несколько десятилетий спустя это имение перейдёт в руки знаменитого полководца Николая Николаевича Муравьёва-Карского. Здание включает двусветный кубический объем церкви с полуциркульной алтарной апсидой, увенчанный ротондой светового барабана с полусферическим куполом и глухой главкой, расширенный объем трапезной с двумя приделами и трехъярусную колокольню. Северный и южный фасады основного объема храма фланкированы четырех колонными портиками тосканского ордера с треугольными фронтонами оконные проемы первого света основного объема храма и трапезной – прямоугольные, оконные проемы второго светового яруса основного объема храма циркульные. Световой барабан прорезан по осям света четырьмя большими оконными проемами с полуциркульным завершением. Колокольня квадратная в плане в первом ярусе западного фасада обработан пилястрами тосканского ордера прорезан полуциркульными оконными проемами и завершен треугольными фронтонами во втором и третьем ярусах прямоугольные с полуциркульным завершениями арочные проемы звона фланкированы колонами коринфского ордера. В верхних двух ярусах углы кубических объемов срезаны при сохранении непрерывного антаблемента квадратного плана. Венчающие треугольные фронтоны третьего яруса прорезаны циркульными оконными проемами. Завершение колокольни утрачено.

http://sobory.ru/article/?object=10759

радис михайле воине хртовъ непобдимыи. но всегда побежавый, находща бес правды на течество тво. радйс страстотерпче хртовъ, ко пройде стое тво им во всю вселенню. радйс возжелавъ соверш, и скончавъ и вр соблюд. и прилъ внецъ свое побды всхъ хрта бга. же мол за течество сво ко им б да избавимс грхъ и напастей. и бдъ твоими млтвами и всхъ стыхъ твоихъ да сподобимс нбном. славще стю трц, ца и сына и стаго дха. нн и присно и вовки вкомъ аминь. Житие Михаила Тверского. Перевод В год 6826 (1318). Убиение Благоверного и христолюбивого великого князя Михаила Ярославича, тверского чудотворца. Месяца ноября в 22 день. Благослови, отче. Венец драгоценный всякими украшениями и разноцветным сиянием для взирающих на него светится. (л. 88 об.) Каждый цвет, не смотря на время, не увядает. Так и этот крепким умом, терпеливый душою блаженный великий и христолюбивый князь Михайло Ярославич, который свое царство, как ничто, оставил и принял страдания, и положил душу свою за ближних своих, помня слово Господне: «Кто положит душу свою за друзей своих, тот велик наречётся в Царствии Небесном» 54 . Эти слова (л. 89) измлада знал из Божественного Писания и решил в сердце своём пострадать ради Христа. Мы же не от других слышали, но свидетели были его благородного воспитания, и добронравного возрастания, и премудрого разума, и усердного усвоения Господня учения. Этого блаженного князя Михаила нельзя оставить в забвении, но подобает проповедовать о нём, чтобы видящие свет служащего Богопознанию княжеского жития, и терпения, и смертных страданий его просвещали (л. 89 об.) сердца свои светом немеркнущей благодати. Я же, дерзкий и неучёный, однако палимый ревностью о господине своём, боюсь быть, как тот раб ленивый, который зарыл дар господина своего в землю, а не дал купцам, чтобы приумножили его. Но боюсь и трепещу и дерзости своей: как опишу малое из многого и извещу о смертных страданиях блаженного Христова воина великого мученика князя Михаила, которые были уже в последнее время, в наши дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Праздник в честь всех них, отмечаемый 21 (8) ноября, носит такое же название, как и икона, — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Появился он в церковном календаре в IV веке, когда было осуждено еретическое учение об ангелах как о творцах и правителях мира. А икона, отразившая почитание ангелов не самих по себе, а именно собравшихся вокруг Христа, известна только с XI века. Фото иконы Михаила Архангела Архангел Михаил (в деяниях). 17 в. Пермская государственная художественная галерея. icons. pstgu.ru Архангел Михаил. Икона из собрания Коптского музея в Каире Описание иконы Архангела Михаила Вряд ли получится дать одно-единственное описание иконы Архангела Михаила, так как существует несколько различных вариантов изображения небесного защитника. Он может предстать в образе и кроткого ангела, и грозного воина, и величественного царя. Но кем бы он ни был, за спиной его всегда заметны крылья, по которым его можно отличить от святых. Часто в одной руке архангел держит жезл как символ власти, а в другой — прозрачную сферу, символизирующую мироздание. Сначала в западной, а потом и в православной традиции небесный Архистратиг стал изображаться с весами, с помощью которых на Страшном суде будут взвешиваться грехи и добрые начинания каждого человека. На ряде икон мечом, а на других тем же жезлом-копьем он поражает дьявола. С XVI–XVII веков получило распространение изображение Архангела Михаила — воеводы, на котором он — всадник с трубой на пламенном коне, возвещающий конец времен. Архангел Михаил. 18 в. Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. icons. pstgu.ru Одет Архангел Михаил или в хитон, или в воинские доспехи и плащ с тавлионом (нашивкой, подчеркивающей высокое звание), или в лоратное облачение (одеяния, включающие в себя лорум — широкую ленту, расшитую изображениями из драгоценных камней, золотых нитей и др.). На голове у него может быть корона, указывающая на его верховенство в небесной иерархии, или повязка со свободно развевающимися концами: она указывает на то, что ангелы слышат и исполняют волю Божию.

http://foma.ru/ikona-mihaila-arhangela.h...

Курск. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Церковь Михаила Архангела, до открытия Вознесенской церкви в Казацкой слободе в 1888 году, называлась Вознесенской и Вознесенско-Михайловской. Раннее упоминание о церкви относится к 1635 году: " Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа да в пределе Собор арх. Михаила за Куром на гумнах... " Описываемая ниже ныне стоящая церковь " построена в 1767 году иждивением приходских людей Казацкой слободы однодворцев " , сообщает И.Ф.Башилов. " Справочня книга о церквах... " называет 1762 год, возможно, указывая год закладки здания. В документах Курской духовной консистории (ГАКО, ф.20, оп.1, д.41) указана иная дата " ... о заложении в г.Курске Вознесенской цекрви с приделом Архангельского престола... " - 15 сентября 1773 года. Закрывалась церковь дважды: в 1940 году и 1961 году, открывалась в конце 1941 года и 18 мая 1990 года. Ныне имеет пределы святителя Митрофана Воронежского и иконы Божий Матери Державной. Михайловская церковь вместе с рядом стоящей бывшей церковноприходской школой и оградой является памятником республиканскго значения. (Краеведческий словарь-справочник. Курск, 1997г) В 1863 году в храме крестился лейтенант Российского флота А.С.Сергеев, командир героического экипажа легендарного миноносца " Стрегущий " . Об этом событии на фасаде здания храма установлена мемориальная табличка. На территории храма установлен памятник Курянам членам экипажа линкора " Новороссийск " , героически павшим в октябре 1955 года. В храме находится икона праведного воина Федора Ушакова, покровителя всех моряков. Даже лампада украшена якорями. Не зря Михайловский храм называют морским Каменная церковь Вознесения Господня была построена в 1762-1767 гг на северной окраине Курска в Казацкой слободе. До постройки каменного храма на этом месте стояла деревянная церковь с тем же посвящением. Дата её постройки - 1635 год. В середине XIX столетия к храму (в трапезе) были пристроены приделы: правый - во имя Архангела Михаила в 1838 году, и левый - в 1841 году во имя святителя Митрофана Воронежского.

http://sobory.ru/article/?object=05580

Михайловское. Церковь Михаила Архангела. Михайловская Церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. 28 марта 1767 года на имя епископа Тверского и Кашинского было подано прошение о строительстве каменной церкви Архангела Михаила в селе Михайловское Тверского уезда на месте обветшавшего деревянного храма. Вскоре разрешение на строительство храма с приделом во имя Николая Чудотворца было получено. Церковь возводилась на средства и силами прихожан. Кирпич изготавливали из местной глины, известь доставляли из Старицы. В 1772 году храм еще не был достроен, а строительство придела Николая Чудотворца уже завершилось (освящен 10 августа 1772 года). К 1778 году храм Архистратига Михаила был полностью освящен. По сведениям 1807 года, в приход церкви входило 246 дворов, прихожан мужского пола было 1014 душ. В 1810 году алтарь был покрыт железом, заменившим деревянную ветхую крышу. Для этих целей было заготовлено 88 пудов 27 фунтов листового железа и 29 фунтов краски-медянки. В 1812 году с северной стороны церкви на средства прихожан был пристроен придел во имя пророка Илии. На колокольне Михайловской церкви всего было 9 колоколов. Вес самого большого колокола составил 276 пудов. а серебра в нем содержалось 26 пудов. В 1973 году специалистами управления культуры Калининской области была обследована данная церковь и при этом был составлен паспорт на храм. Темперная живопись 1-ой половины 19 века, выполненная в барочном стиле, находилась в аварийном состоянии. Все пространство свода занято огромным изображением Саваофа. В парусах - изображения евангелистов, в простенках между окнами - фигуры святых, над окнами восьмерика - изображения ангелов. Особый интерес представляет хорошо сохранившаяся роспись апсиды, благодаря которой можно составить представление о былом убранстве храма. В конце апсиды помещен Деисус. К северу от центрального окна - " Моление о Чаше " . К югу - " Жертвоприношение Авраама " . На южной стене неплохо сохранились стоящие в ряд фигуры Иоанна-воина, преподобных Антония и Феодосия, на западной стене - образы Михаила Тверского и епископа Арсения. Южная и северная стены расписаны орнаментом из христианских символов и лавровых ветвей в технике гризайль.

http://sobory.ru/article/?object=09033

В храм на время богослужения был принесен ковчег с частицей мощей святого благоверного князя Михаила Тверского, который 4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, тверскому духовенству передал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время праздничного богослужения в Успенском соборе Московского Кремля. За Литургией молились губернатор Тверской области Игорь Руденя и члены областного правительства. По окончании праздничной службы губернатор преподнес в дар строящемуся собору икону Богородицы «Знамение» Курская-Коренная и евхаристический набор. «Сегодня нас всех объединила любовь к Тверской земле, уважение к ее истории, культуре. Спасо-Преображенский собор всегда был душой Твери, поэтому очень важно, что сегодня происходит духовное возрождение Тверской области, наших традиционных ценностей», — отметил Игорь Руденя. Одним из центральных мероприятий в этот день стала церемония переименования Советской площади в площадь Михаила Тверского. Участие в ней приняли полномочный представитель Президента РФ в ЦФО Игорь Щеголев, губернатор Игорь Руденя, председатель Законодательного собрания региона Сергей Голубев, депутат Государственной Думы ФС РФ Сергей Веремеенко, духовенство, ветераны, главы муниципальных образований региона, другие почетные гости. «В последнее время мы все чаще говорим о ярких именах в истории нашей страны и многие из них открываем заново. Подвиг Михаила Ярославича помнили наши предки на протяжении многих веков. Не случайно в XVII веке он был канонизирован и после этого много лет был общероссийским святым. Возвращаясь к традиции почитания Михаила Тверского, мы создаем новую традицию: теперь его имя будет носить центральная площадь вашего замечательного города», — сказал Игорь Щеголев. «В истории Твери и всей Тверской земли немало имен, которые дают полное основание гордиться историей города и нашего края. Многие из них увековечены в названиях улиц и площадей. Сегодня, в день 700-летия духовного подвига нашего небесного покровителя, мы стоим на площади, которая носит имя великого воина. Сейчас в Твери восстанавливается духовный символ всей Тверской области — Спасо-Преображенский собор», — отметил Игорь Руденя.

http://patriarchia.ru/db/text/5318255.ht...

Римские христиане, вышедшие на встречу Павлу, разделились на две группы, одна остановилась у «Трех Гостиниц» (около 45 верст от Рима) и там ждала Апостола, а другая пошла далее (за 15 верст) до «Аппиевой Площади», небольшого города, по дороге, ведшей в Капую и названной так по имени устроителя ее Аппия Клавдия (см. у преосвящ. Михаила). По мнению блаженного Феофилакта, писатель обозначает (здесь) некоторые местности пред Римом. Первая, т. е. Аппиев торг – это где находилась статуя Аппия. Под корчемницами (тавернами) разумеет гостиницы или шинки, названные так по-Римски. По Аппиевой дороге обыкновенно вступали в Рим триумфаторы с Востока. Но никакой триумфатор не одержал столь блестящую победу, чтобы она по своему влиянию на мир могла сравниться с победою проповеди Павла. Изнеможденный, слабый он входил в Рим и был там таким духовным воином, что стяжал славу на земле и вечность на небе. По Аппиевой дороге (в Рим) расположены древние христианские усыпальницы (катакомбы), увенчанные обширными храмами, а недалеко находится и ветхий храм святого Павла. 592 Пребывание Апостола Павла в Риме было довольно свободное, однако не вполне, ибо хотя он, как Римский гражданин, не был подвергнут одинаковой участи с прочими узниками, заключенными вероятно в Мамертинскую тюрьму, тем не менее принужден был жить под надзором особливого воина, в чем, конечно, были как неудобства, так и некоторого рода удобства «Видишь ли (говорит святой Иоанн Златоуст ): ему позволено было жить особо. И это немаловажное доказательство того, как много удивлялись ему; его не ставили в числе прочих. Павел пребывает с воином. Конечно, для того, чтобы невозможно было строить ему какие-нибудь козни, ибо там уже нельзя было производить возмущения. Посему воин не столько стерег его, сколько смотрел, чтобы не причинили ему чего-нибудь неприятного; ибо в таком городе, где был царь, и когда дело было перенесено на суд его, не следовало быть беспорядку». Так всегда то, что видимо против нас, служит к нашему благу. Воин был стражем Павла. Неудобства надзора за Павлом состояли в том, что воин был соединен с узником веревкой, которая привязывалась у воина к левой руке, а у подсудимого к правой. И в таком виде они могли ходить повсюду (см. сочинения архиеп. Иннокентия т 9, стр.448).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010