Первоначальный иконостас, некогда существовавший в храме Иоанна Воина, не сохранился. Строго говоря, следовало бы написать «не сохранились». Об иконостасе деревянной Иоанновской церкви пока не найдено никаких сведений. Некоторые иконы первого каменного храма находились в нынешней церкви вплоть до конца XVIII века вместе с иконами из иконостаса 1717 года. В 1785-1791 годы Василий Иванович Баженов создал для церкви великолепный четырехъярусный иконостас, который впоследствии, так же как росписи Гавриила Доможирова, был заменен. В 1859 году он показался слишком громоздким, не отвечающим великолепию новой росписи, работы над которой как раз начались в то время. Новый иконостас, уже четвертый, создавался по рисунку архитектора Зыкова и тоже до нас не дошел. Тот иконостас, который находится в храме сейчас, выполнили в 1712 году для церкви Трех святителей у Красных ворот (конец XVII века). В нем крестили Михаила Юрьевича Лермонтова и отпевали генерала Михаила Дмитриевича Скобелева. Несмотря на это, церковь снесли в 1928 году. Иконостас, переданный в музейное собрание, каким-то чудом оказался в церкви св. Иоанна Воина. Похожую судьбу имеют и многие почитаемые иконы этого храма. Сюда их переносили из сносившихся и закрывавших храмов этой местности. В частности, икона «святые Иоаким и Анна» с 80 житийными клеймами была храмовым образом церкви (1684-1686 годы), давшей название улице Якиманке, и снесенной в 1970 году. Икона «Великомученица Варвара» с частицами святых мощей происходит из Варваринского храма, что на улице Варварке. Казанская икона Пресвятой Богородицы долгое время стояла в местном ряду Казанской церкви, выстроенной в конце Якиманки в 1696 году и снесенной в 1972 году. Особенно сейчас почитаемы в храме два образа работы царских изографов XVII века: образ Спасителя («Спас Смоленский») из часовни возле Спасской башни Московского Кремля и образ свт. Николая из часовни возле Никольской башни. Следует несколько слов сказать о колокольне церкви святого Иоанна Воина. По своему типу это обычное для московского зодчества конца XVII-haчaлa XVIII века сооружение подобного рода – восьмерик на четверике. Принадлежность к новому этапу развития московской архитектуры выдает отсутствие обычного для такой колокольни завершения в виде шатра, так как венчает ее главка на высоком восьмигранном барабане. Необычна и четкость, даже сухость декора, целиком вписанного в ордерную систему. И четверик, и восьмерик четко делятся на ярусы профилированными карнизами. Нижний ярус четверика с трех сторон прорезают широкие проемы с полуциркульным завершением (один из них представляет собой вход в храм). Второй ярус украшен только уже знакомой нам росписью «в шахмат». Углы обоих ярусов выполнены в виде трех пилястр, идущих уступами. Эта деталь, как и форма огромных проемов, уже встречалась нам в декоре самого храма.

http://sobory.ru/article/?object=02242

Святой Михаил, выслушав рассказ, решил пойти туда и стал звать своих слуг, но они, убоявшись, отказались идти с своим господином. Тогда Михаил, помолившись Господу Богу и, осенив лице свое крестным знамением, сел на коня и поехал к озеру, взяв только одного старейшего слугу. Прибывши на место, он стал расспрашивать девицу, зачем она прибыла на это место. Девица уговаривала сначала Михаила Воина удалиться, чтобы не быть съеденным чудовищным змием, но, по настоянию святого, рассказала об установившемся в городе обычае по очереди отдавать детей на съедение змию. Изумленный рассказом девицы, Михаил приказал своему слуге отойти с конем и ожидать вдали, а сам пал на землю и стал молиться Господу Богу. Когда святой окончил молитву и встал, среди озера появился змий и, поднявши высоко голову и ударяя хвостом по воде, стал приближаться к берегу, раскрывши три свои пасти. Святой взял щит и меч и отсек лукавому три головы, с которыми он показался. Змий же, свернувши хвост, ударил святого в правую щеку и левую руку и причинил ему рану. Михаил упал без сознания, но скоро очнулся и встал. Слуга Михаила, видя такое чудо, поспешил в город и сообщил о происшедшем. Граждане вышли из города и торжественно встретили избавителя, а девицу вручили ее родителям. Итак Богу угодно было прославить Михаила Воина таким же чудом, какое совершено было древле святым Георгием Победоносцем. После этого, дав наставление гражданам твердо держаться христианской веры, Михаил Воин продолжал свой путь и возвратился в свой дом. По прошествии недолгого времени, он с миром предал блаженную душу свою Господу. При гробе святого Михаила стали совершаться многие знамения и чудеса и исцеления от болезней приходивших с верою к его гробу. Спустя много лет, во времена второго Болгарского царства, болгарский царь Калоиоанн, воюя в пределах греческого царства, столица которого тогда занята была латинянами, занял город Потуку и решил перенести мощи святого Михаила Воина в свою болгарскую столицу, город Тернов. Болгарский патриарх Василий, услышав о приближении святых мощей, вышел со всем своим духовенством и гражданами на встречу святых мощей с крестным ходом, свечами и кадилами. Болгарский царь и патриарх взяли святые мощи на свои плечи и своими руками отнесли и поставили в соборном кафедральном патриаршем храме

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Ничего не умеем сказать, нарушалась или нет этим церковная практика. В июле 1729 г. самим Святителем освящена во имя св. мученика Иоанна Войственника церковь в колокольне над папертью нового, еще не оконченного постройкою Иркутского каменного собора, устроенная усердием и иждивением вкладчика Посольского монастыря иркутского сын-боярского Ивана Пивоварова. Соборные священнослужители признали нужным иметь при сей новозданной церкви особенных причетников и просили Святителя определить к ней на первый раз пономарем иркутского жителя Ивана Подынина. Преосвященный дал Подынину на сие служение грамоту 7 августа, со взятием пошлин 45 к. Представление о пономаре Подынине подписал с прочими и ключарь соборный, священник Иоанн Дмитриев, но решения уже не дождался, – в первых днях августа он скончался. На место его поступил ключарем из соборных священников Василий Федоров. В ноябре того же 1729 г. соборяне с доверенным от Пивоварова опять просили для чтения и пения в той церкви определить дьячком города Тотьмы священнического сына Леонтия Васильева Попова, человека доброго и церковному пению и чтению заобыкновенного. Указ Святителя, утверждающий Леонтия Васильева в дьячковской должности, последовал 19 ноября. Пошлин взято 25 к. В то время как почетный и богатый иркутский сын-боярский Иван Пивоваров, оставивший свое имя нынешнему Новоямскому, вообще известному под именем Пивоварихи, селению, бывшему прежде его заимкою, просил о построении в колокольне над папертью собора храма во имя, конечно, своего ангела, – в этом храме настояла существенная надобность. Теплый собор тогда не имел еще придельных престолов, а холодный не был отстроен, потому при избытке при соборе священников негде было совершать ранние литургии. Но впоследствии, когда и холодный собор устроился, и приделы пристроились, храм в колокольне оказывался излишним, тем более что и вход в него через колоколенную лестницу был весьма неудобен. По причине этого неудобства служение в нем совершалось один раз в год, 30 июля, в день памяти св. мученика Иоанна Воина. По прибытии на епархию в 1815 г. епископа Михаила II, ему представили о нужде в помещении богатой библиотеки, предместником Михаила, покойным Преосвященным Вениамином, отказанной в Иркутскую семинарию. В семинарском корпусе (где ныне уездное училище у триумфальных ворот), пока не придумал распространить его Преосвященный Михаил, была теснота. И пришла владыке мысль упразднить излишний храм Иоанна Воина и поместить здесь семинарскую библиотеку, которая и оставалась тут до построения новой обширнейшей семинарии. Теперь в бывшем храме Иоанна Воина помещение библиотеки соборной. Храмовая икона св. мученика Иоанна Воина в рост, надобно думать, устроенная тем же строителем Иваном Пивоваровым, в серебряной позлащенной ризе, носящая признаки древности письма и работы, стоит в Казанском приделе на левой руке со входа в южные двери собора 95 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

27 июня 1936 года в бывшей церкви Архангела Михаила (его колокольня была разрушена) был открыт отдел Коломенского музея революции. На торжественном открытии нового музея побывал известный польский коммунист Феликс Кон. Отдел, разместившийся в здании церкви, был изначально посвящен событиям 1905 года в Коломне. В газетах того времени музей в бывшей церкви описывали так: «Светлый просторный зал. Стенды красные, голубые, зеленые, черные – на фоне серого холста прекрасно гармонируют со строгими архитектурными линиями помещения». Примерно в 20 метрах от Михаило-Архангельского храма в середине XIX века была воздвигнута часовня святого Иоанна Воина с чтимой иконой этого святого. Часовня находилась в ведении Коломенского уездного отделения попечительного о тюрьмах комитета, а духовное окормление заключенных осуществляли священники из ближайшей Михайловской церкви. В советские годы часовня Иоанна Воина была сильно перестроена и соединена с одним из корпусов тюрьмы. Часовня Иоанна Воина была второй по счету на Гражданской улице (бывшей улице Поповской). В старой Коломне было множество часовен, и в каждой хранилась своя чтимая реликвия. В книге О.П. Булич 1928 года дано характерное для того времени ироничное, но при этом содержательное описание религиозных обычаев жителей дореволюционной Коломны: «Развлечением [мещан] служили частые крестные ходы, да хождения по многочисленным часовням города, известным своими «чудодейтсвенными» свойствами: к Параскеве Пятнице (часовня у Пятницких ворот) ходили избавляться от зубной боли, в часовню Ивана-Воина (Поповская улица) шли жаждущие «утешения» сердца и исправления денежных дел, а к Страстной Божией Матери (вторая часовня на Поповской улице) приходили с молитвой об исцелении младенца». В справочнике «Памятники архитектуры Московской области» Михаило-Архангельский храм отмечен как «один из лучших в городе памятников архитектуры зрелого классицизма». Хотя исторически главным коломенским храмом считался Успенский собор в кремле, о большом значении Михайловской церкви говорил тот факт, что в конце XIX столетия должность церковного старосты здесь исполнял городской глава Коломны. 

http://sobory.ru/article/?object=01132

Основанием его сомнениям служит то обстоятельство, что храмовой праздник в память Иоанна Воина бывает 30 июля, а царская фамилия оставила в 1797 году Москву 3 числа мая. Не ближе ли будет допустить другое предположение, допустить ошибку в наименовании праздника, то есть предположить, что Павел был в церкви Иоанна Воина не 30 июля, а в какое-либо другое число? Рассказ генерала Кутлубицкого до такой степени характерен в малейших своих подробностях, что невольно внушает доверие к своей полной правдивости. В январе 1814 года отец Десницкий, ставший уже между тем преосвященным Михаилом, архиепископом Черниговскими, проезжал чрез Москву в Петербург, куда они был вызван для присутствования в Синоде. В последний день своего пребывания в Москве владыка в исходе двенадцатого часа ночи посетил свой бывший приход, где давно ожидали его толпы народа. Более часа шел он от святых ворот до церкви, благословляя присутствующих; на глазах его были слезы. Войдя в церковь , владыка преклонил колена на амвоне перед алтарем, воздел руки и громко произнес: – Господи, Боже мой! Ты сподобил меня опять увидеть святой храм Твой, где я недостойный совершал Безкровную Жертву пред Тобою, где слабый голос мой возвещал братии моей, православным христианам, святой завет Твой, призывал всех ко спасению, говорил о неизреченной любви Твоей к верующим. Господи, Царю мой и Боже мой! благодарю Тебя ныне и во веки. Благодаря многочисленным денежным пожертвованиям и драгоценным вкладам, храм Иоанна Воина, разграбленный французами в 1812 году, снова достиг цветущего состояния при митрополите Филарете. Но по особым соображениям митрополит Филарет не нашел возможным сохранить знаменитый иконостас, сооруженный в бытность митрополита Михаила священником, равно как и не разрешил удержать старинные хоры с кафедрою. Архимандрит Григорий приводит подробный рассказ об этом протоиерея Иоанна Михеевича Борзецовского, бывшего настоятелем церкви Иоанна Воина с 1840 по 1875 год. Рассказ этот чрезвычайно характеристичен для ознакомления со взглядами митрополита Филарета на украшение и благоустроение храмов, и мы приведем его с возможною подробностью, сделав в нем лишь незначительный сокращения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Более того, Создатель является основополагающим первопринципом всей христианской жизни, в том числе и ее военной составляющей. Это, например, прекрасно понимал воин Христов - Александр Суворов, говоривший: «Бог наш генерал. Он нас водит. От него победа!» Господь Бог Иисус Христос отдал Свою жизнь за нас. Поведение православного воина - это подражание Христу, призывающему поступать как Он. То есть Православный воин, идя сражаться за свою веру, земное Отечество, родных и близких, в первую очередь, идет умирать. Не убивать, а умирать, умирать за...Это его основная задача и цель. Да, Господь может сохранить ему жизнь, но мотивация православного воина должна быть именно таковой - в случае необходимости отдать свою жизнь за ближнего. В случае необходимости, то есть задача участия православного воина в бою - победа над врагом, а не смерть как таковая. Он должен хорошо и максимально эффективно делать свое дело - сражаться. «Умереть за» относится к его мотивации. По словам протоиерея Михаила Васильева по поводу празднования Дня защитника Отечества - 23 февраля: «В этом смысле, для меня лично совершенно не важно, как в то или иное время называлась наша армия - русской, императорской, советской или российской. Важно, что принципы, которые являл человек в этом служении, всегда были одними и теми же, а именно - полагать душу свою за други своя. Русский человек испокон веков на войну шел не убивать, а умирать. Именно так к нему мы и относимся, как к защитнику, который умирает за плохих и за хороших, за добрых и злых. Умирает не по собственной воле, а по послушанию, т.е. по приказу. Выполняет ту задачу, смысл которой до конца не осознает, но делает это, именно жертвуя собой ради любви к тем, кто ему дорог, кто остался дома, надеясь, что своей смертью, своим самопожертвованием он поможет им. Не всегда эти надежды оправдывались, но, тем не менее, нельзя себе представить, что любой бы из нас физически существовал, если бы не было Победы в Великой Отечественной войне» (« Отмена этого праздника будет оскорблением многих наших прихожан »).

http://ruskline.ru/analitika/2017/04/19/...

По словам очевидцев иконостас этот был «особенный, единственный, необыкновенный», «поражал взор своим своеобразным устройством» и пользовался в Москве такою известностью, что любопытные нарочно приезжали его осматривать. С устроением этого необыкновенного иконостаса совпадает время священствования в церкви Иоанна Воина знаменитого проповедника М. М. Десницкого, впоследствии Михаила, митрополита Петербургского и Новгородского. Проповеди свои отец Десницкий говорил с кафедры, устроенной на хорах. «Он говорил звучно, ясно, выразительно и имел редкий дар: в простых, как казалось, изречениях – заключать глубокие истины. Об одном каком-либо предмете, раскрываемом систематически, он говорил обыкновенно в нескольких беседах, а беседы его под названием: Труд, пища и покой духа человеческого, также: Изображение ветхого, внешнего, плотского, и нового, внутреннего, духовного человека, продолжаемы были по годам. Каждая беседа запечатлевалась в памяти слушателей и была предметом разговоров семейных и приятельских. Слава о красноречивом проповеднике распространилась всюду. Народ в великом множестве и из отдаленных приходов собирался в церковь Иоанна Воина для слушания стройного мелодического пения хора (сборного) и назидательных поучений, которые пастырь величавой наружности предлагал после всякой воскресной литургии. Самые знатнейшие люди того времени, например обер-камергер князь А. М. Голицын, граф Ф, А. Остерман и другие не пропускали случая посещать эту церковь и слушать проповедника. Обширная и им прославленная церковь не могла вмещать всех богомольцев; в летнее время многие стояли на крыльцах и даже на окнах, а ревнители духовного просвещения даже из других губерний приезжали в Москву единственно для того, чтобы слышать беседы отца Матвея. Чрезвычайно характерен рассказ о посещении императором Павлом церкви Иоанна Воина и о впечатлении, произведенном на него проповедью Десницкого. Во время пребывания в Москве после коронации, император Павел любил по утрам ездить верхом по городу и как-то раз заметил подле церкви Иоанна Воина большое стечение народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Ветераны из Великобритании посетили Севастополь (+ Видео) Севастополь, 8 октября 2015 г. 7 октября 2015 года, в здании правительства Севастополя состоялась встреча ветеранов арктических морских конвоев из Великобритании Эрнеста Дэйвиса, Вильяма Баннермана и Сеймора Тейлора с руководством Крыма и Севастополя, ветеранами Великой Отечественной Войны.      После встречи ветераны в сопровождении роты почетного караула и военного оркестра Черноморского флота возложили цветы к Мемориалу героической обороны Севастополя 1941-1942 гг. Затем в сопровождении клирика Свято-Владимирского собора в Херсонесе иерея Александра Григорьева ветераны посетили храм святого Архистратига Михаила, сооруженный в 1849 году по инициативе Главного командира Черноморского флота Михаила Петровича Лазарева и неразрывно связаннный с историей Севастополя и флота, сообщает сайт Севастопольского благочиния . В храме протоиерей Александр Бондаренко поприветствовал гостей, рассказал об истории храма и его святынях: «Сегодня этот храм является главной гарнизонной церковью Черноморского флота, здесь хранятся иконы с частицами мощей покровителей флота Российского: святого апостола Андрея Первозванного, святого праведного воина Феодора Ушакова, святого великомученика Георгия Победоносца. Для каждого воина это особые имена, которые нам позволяют черпать веру и крепость духа для защиты своей родины».      Гости приложились к святыням, после чего отец Александр вручил каждому ветерану на память образ святого праведного воина Феодора Ушакова. Справка: «Арктические конвои» проходили с 1941 по 1945 г. из Великобритании и США в северные порты СССР — Архангельск и Мурманск. Суда доставляли в Россию в рамках программы ленд-лиза важное военное оборудование и материалы. Во время «Арктических конвоев» было потеряно 85 торговых судов и 16 боевых кораблей ВМФ Великобритании. 8 октября 2015 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/86575.html

Вы должны смотреть на свою службу как на дело Божие, относиться к своему званию, как к одному из самых высоких, ибо в этом служении и звании вы являетесь, как слуги Божии, главным образом, защитниками веры, нет лучше и славнее смерти, как положить жизнь свою за святую веру, за Церковь Христову. Дело воина высокое и святое, и он, верный своему священному долгу, не только удостаивается, но и восхищается в райские обители. В высшей степени счастливы те христолюбивые воины, которые проникнуты такими святыми убеждениями о высоте и богоугодности своей службы. Ратный подвиг христолюбивого воина становится легким, если он смотрит на свою службу, как на служение Богу. Сам Бог невидимо подкрепляет и мышцею своею ограждает православных воинов, самоотверженно выполняющих священный долг любви христианской. Так, напр., защитники Св. Троицкой Сергиевой Лавры во время вражьей осады в „лихолетье» получили явную помощь от Архистратига небесных воинств, Архангела Михаила, при чем иноки обители объединяли в себе оружие телесное и оружие духовное. Как гражданин воин защищает Царя и родину, но самое высокое назначение христолюбивого воина заключается, главным образом, в том, чтобы пожертвовать всеми своими силами и даже своею жизнью для защиты веры Христовой. За какую же веру вы, дорогие, призваны Богом, Государем и Родиной сражаться? За ту истинную веру, которую благовестил людям Господь Иисус Христос и записали во св. Евангелие Его ученики – св. апостолы. Эта вера, содержащая все истины, которые благоволил открыть нам Бог для нашего угождения Ему и для спасения своей души, кратко изложена Церковью в Символе веры . Мы должны веровать, что Бог в Пресвятой Троице, по любви к тварям, сотворил невидимый и видимый мир, поставив господином земли человека, созданного по образу Божию. Обо всем сотворенном Господь заботится и всех направляет к доброй цели. И согрешивших людей Бог милует, и чрез Единородного Сына Своего всем указал путь в райские обители. Воплотившийся Сын Божий, Богочеловек Иисус Христос чрез Свои страдания, смерть и воскресение прославил человеческую природу, и в Лице Его мы имеем вечного Ходатая за нас пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

2014/12/17, 14:20:51 Дорогие братья , прошу молитв о моем папе- новоприставленном р.б. Андрее.Помяните его, пожалуйста... скорблю... 2014/12/17, 07:32:13 Братия, всей душой прошу Вас келейно молиться о упокоении новопреставленной рабы Божией Анны, пожалуйста, помогите! Она крещеная, умерла после исповеди и причастия, но исповедь в силу состояния не могла быть полной. Помогите этой дорогой мне душе, помолитесь ради Бога, очень, очень Вас прошу. И, если можно, ещё о новопреставленной Любови, она умерла в реанимации после инсульта, не приходя в сознание, успели лишь соборовать. Спаси Вас Господи! 2014/12/16, 20:41:46 Прошу ваших святых молитв о упокоении р.б. елизаветы,николая,лидии с почившими сродниками р.б.елена 2014/12/16, 20:40:00 Дорогие отци и братия святой горы .прошу ваших святых молитв о здравии р.б отр.андрея,ольги,любови,елены,натальи,мл елизаветы,ксении.благодарю и желаю здравия всем р.б.елена 2014/12/16, 17:27:41 Слава Богу за все. Помолитесь, пожалуйста, о здравии и спасении рабов Божьих: игум. Луки, иером. Арсения, архим. Германа, прот. Георгия, прот. Сергия, прот. Олега, прот. Алексия, Ники, мон. Луки, Людмилы, Валерии, воина Димитрия, Александры, Михаила, Димитрия, Людмилы, Анны с очадами, Константина с сродств., воина Игоря, воина Юрия. Спаси Христос. Татиана 2014/12/16, 13:07:54 Святые отцы и братия Святой горы Афон! Помолитесь ,пожалуйста о моих детях р.б.Марине и р.б. Илие, отр.Иоанне.Помогите пережить сложную семейную ситуацию.Спаси Господи моих детей и благослови их на долгую и счастливую семейную жизнь.Спаси Вас Господи. р.б.Лариса 2014/12/16, 12:35:42 Дорогие Отцы Святой горы Афон! Прошу ваших молитв О ЗДРАВИИ Марины и Сергия. О УПОКОЕНИИ Зинаиды, Агриппины, Григория, Евгения. Здравия, сил и терпения, молитвенники наши дорогие! Марина 2014/12/16, 10:28:55 Здравствуйте отцы и братия Святой горы Афон. У меня умерла мама 10 декабря, помолитесь прошу вас о упокоении усопшей рабы Божией Варвары.Кланяюсь вам до земли.Слава Богу за все! Татьяна 2014/12/16, 08:47:16

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=264

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010