В рус. изобразительном искусстве особое внимание получила тема заступничества арх. Михаила, явившегося Иисусу Навину с обещанием победы в борьбе за землю обетованную. Сюжет «Явление арх. Михаила Ииусу Навину» получил распространение с домонгол. времени и представлен как отдельно (напр., икона «Явление арх. Михаила Ииусу Навину» кон. XII в. в Успенском соборе Московского Кремля, ГММК; икона кон. XVI в., ГТГ;), так и вместе с деяниями арх. Михаила на его иконах или в циклах росписей, посвященных ему (напр., икона «Арх. Михаил, с деяниями», ок. 1400, в Архангельском соборе Московского Кремля, ГММК - клеймо 8; икона «Собор арх. Михаила, с бытием», кон. XVI - нач. XVII в., из собрания И. С. Остроухова, ГТГ - клеймо 8; роспись сев. крыльца Благовещенского собора Московского Кремля, 1564?). Этот сюжет неоднократно помещали на воинских знаменах (на знамени вел. кн. Московского Василия III - не сохр.; на знамени Ермака, кон. XVI в.; на знамени Дмитрия Пожарского, нач. XVII в.- оба в Оружейной палате Московского Кремля). Иисус Навин на иконах, фресках, произведениях прикладного искусства изображается в этой сцене, как правило, в духе визант. традиции: простертым ниц, без шлема, в княжеских одеждах; на знаменах - коленопреклоненным, возможно, под влиянием зап. образцов. С сер. XVI в. образ Иисуса Навина приобретает особое значение для рус. иконографии. Он ассоциируется с образом праведного царя и часто встречается в произведениях, изначально связанных с церквами и др. сооружениями царского дворца, придворным кругом: на миниатюрах Лицевого летописного свода, в росписях Золотой палаты и Благовещенского собора в Московском Кремле. Иисус Навин изображен на иконе в праотеческом чине Благовещенского собора Московского Кремля (XVI в., врезка в доски XIX в.): полуфигура воина, в пластинчатых доспехах, без шлема, в алом плаще, с поднятым в правой руке мечом, т. е. подобно тому, как изображали арх. Михаила в сцене «Явления арх. Михаила Иисусу Навину». Сцена взятия Иерихона в виде отдельного сюжета известна по иконе кон. XVI в. из собрания А. С. Уварова (ГТГ).

http://pravenc.ru/text/293947.html

Реброво. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В документах впервые упоминается в 1628г. как церковь Михаила Архангела. Село Реброво в 17 в. принадлежало галичским дворянам Сытиным, позднее - боярину Б. И. Морозову, после его смерти - опять Сытиным. В 1753 г. село купил И. М. Хвостов. В 1758 в Реброве было построено новое, каменное здание храма во имя Рождества Богородицы с приделами Ивана Воина и Михаила Архангела. По моим данным (архивным, но недостаточно изученным) [примечание автора статьи] постройка начата еще М. А. Хвостовым в 1748-1749. Вероятно, в середине 19 в. были пристроены несохранившееся крыльцо с западной стороны и трехъярусная колокольня (ранее колокольня, видимо, имела форму шатра). Храм отличается “упрощенной трактовкой форм как архитектуры 17 в., так и стиля барокко”. В 1930-е годы в церкви устроили склад зерна, затем она была закрыта, колхозное правление по мере сил следило за тем, чтобы остававшиеся в храме иконы и утварь не разворовывались, но в конце 1980-х церковь была окончательно разграблена. Иконостас 1820-1830-х гг. в классицистическом стиле был перевезен в церковь Козьмы и Дамиана в Галиче (это действующая отреставрированная церковь на городском кладбище). Данные взяты преимущественно из книги: Памятники архитектуры Костромской области/Каталог. Вып. III. Город Галич. Галичский район. Кострома, 2001. Старую фотографию церкви можно найти в издании: Лукомский Г. К. Старинные церкви Костромской губернии. Пг, 1916. С. 46. Фотография 1998 года, с этого времени вид церкви не изменился. Богородицкая церковь села Реброва зданием каменная, с такою же колокольнею, построена в 1756 г. на средства прихожан. Ограда каменная с деревянной решеткою, кладбище в полуверсте от церкви, обнесено деревянной оградою. Престолов три: в честь Рождества Пресвятой Богородицы, св. Архистратига Михаила и св. вмч. Иоанна Воина. Причт: священник и псаломщик, постоянные средства его: жалование от казны: священнику 90 руб., псаломщику 36 руб. и проценты с общего причтового капитала в 258 руб. 26 коп. Помещения для причта церковные. В пользовании причта состоит церковной земли: усадебной 1342 кв. сажени, пахотной удобной 18 десятин и неудобной 15 десятин. Плана и межевой книги на землю при церкви нет.

http://sobory.ru/article/?object=00448

Дошедшу же ему во Орду месяца сентября въ 6 день, на память чюдеси великаго архаггела Михаила, на усть рки Дону, идже течет в море Сурожьское, ту же срте его князь Костяньтинъ, сынъ его. Царь же дасть ему пристава, не дадуще его никомуже обидити. Се бо умякнуша исперва словеса ихъ паче еля, та бо ны Быша и стрлы, 144 егда одари вси князи и царицю, последи же и самого царя. Бывшу же ему въ Орд полтора месяца, и рече царь княземъ своимъ: «Что ми есте молвили на князя Михаила? Сотворита има суд съ княземъ Юриемъ, да котораго сотворите вправду, того хочю жаловати, а виноватого казни предати». А не вси окаанне, аже ся своею казнию исплелъ еси ему внецъ пресвтелъ! Въ един же от дни собрашася вси князи ординьстии за дворъ его, сдше въ единой вежи, покладааху многы грамоты съ многимъ замышлениемъ на блаженнаго князя Михаила, глаголющи: «Многы дани поимал еси на городх наших, а царю не дал еси». Истинный же Христовъ страдалецъ князь Михайло глаголя, любя истинну, со всякою правдою, обличаше ихъ лживое свдтелство. О таковых судьяхъ реченно бысть: «Поставлю властеля, ругателя ихъ и судию, немилующа ихъ». 145 Се бо бяше нечестивый Ковгадый самъ судия и, судя же, тоже лжив послухъ бываше, покрывая лжею своею истинная словеса врнаго Михаила. И изрече многозамышенныя вины на блаженнаго непорочнаго Христова воина, а свою страну оправдая. Паки, минувши единой недели по суд томъ, в день суботный, от нечестивых изыде повелние безаконно: поставиша и на другомъ суд связанна блаженнаго Михаила, износяще ему неправедное осужение, глаголя: «Царевы дани не далъ еси, противу послабилъся еси, а княгиню Юрьеву повеллъ еси уморити». 146 Благоврный же князь Михайло съ многым свидтельством глаголаше: «Колико съкровищь своих издаялъ есмь цареви и княземъ, все бо исписано имяще», – а посла како избави на брани и съ многою честию отпусти, а про княгиню Бога послуха призываше, глаголаше, яко «ни на мысли ми того сътворити». Они же безаконнии, по глаголющему пророком: «уши имуть и не слышат правды, уста имуть и не глаголютъ, очи имуть и не видят», 147 ослепи бо ихъ злоба ихъ, – не вмениша себ ни мала словеса блаженнаго, но рша в соб: «Поносы и узами стяжим его и смертию нелпотною осудимъ его, яко неключимъ есть намъ, не послдует нравомъ нашим».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда же пришел он в Орду, месяца сентября в 6 день, на память чуда великого архангела Михаила, на устье реки Дона, там, где впадает она в море Сурожское, встретил его князь Константин, сын его. Царь же дал ему пристава, не давая никому его в обиду. И сперва «разнежились словеса их больше елея, а потом стали они нам как стрелы», когда одарил всех князей и царицу, наконец же и самого царя. И когда пробыл он в Орде полтора месяца, сказал царь князьям своим: «Что мне наговаривали на князя Михаила? Устроим им суд с князем Юрием: кого признаете правым, того хочу пожаловать, а виноватого казни предать». В один из дней собрались все князья ордынские за двором его, сели в одной веже и выложили множество грамот с многими измышлениями на блаженного князя Михаила и сказали: «Много дани ты взял с городов наших, а царю не отдал». Истинный же Христов страдалец князь Михаиле отвечал, любя истину, со всей правдой и обличал их лживое свидетельство. О таковых судиях было сказано: «Поставлю властителя, ругателя и судию немилостивого». Так и нечестивый Кавгадый сам был судьей и, судя, сам же был и лжесвидетелем, покрывая своею ложью правдивую речь верного Михаила. И наговорил он множество измышлений и вин на блаженного непорочного Христова воина, оправдывая свою сторону. Когда прошла неделя после того суда, в день субботний, снова вышло от нечестивых беззаконное повеление: поставили и пред другим судом блаженного Михаила, связанным, и вынесли ему неправедное осуждение, сказав : «Ты царевой дани не дал, против выступить осмелился и княгиню Юрьеву повелел уморить». Благоверный же князь Михаиле со многими доказательствами говорил: «Сколько своих сокровищ передавал я царю и князьям, ведь все это переписано», – и как посла он избавил на поле битвы и с большой честью отпустил, а про княгиню Бога в свидетели призывал, говоря, что «и на мысли того у меня не было». Эти же беззаконники, по сказанному пророком: «уши имеют и не слышат правды, уста имеют и не говорят, глаза имеют и не видят», ибо ослепила их собственная злоба, – и не прислушались они к словам блаженного, но решили промеж себя: «Поношением и узами опутаем его и безобразной смертью осудим его, ибо не годится он нам, не последует он нашим нравам».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1–39 страницы заняты... гравюрами и пояснительным к ним текстом только с одной стороны. Страницы 40–54, уже с обеих сторон, заняты записями имён усопших» 563 . Интересны поминовения в ахматском синодике, в котором упоминаются роды местных священника и помещика. «...Роды: священника Миха: Ивана Клинова и губерн. секрет. Феодора Герасимова Дубинина; Ивана Липтетова, Ивана Иванова Клинова, Матвея Токарева и Гордея Мохова; Петра Иванова; Бориса Гагомина и Гаврилы Мохова; чебоксарского мещанина Ивана Корытникова, Дорофеевой вдовы, Алексея Данилова и священника Матфея Рыбакова; диакона Алексея Григорьева» 564 . Поминается также род Обольяниновых: «...графа Василия, боярина Михаила, Елисаветы, Петра, Анны, Хрисанфа, Наталии, Михаила, Вассы, Ефимия, Гликерии, Елисаветы, Александра, Екатерины, Иакова, Михаила, воина Андрея, Марии, Николая, Елисаветы, кн. Михаила, княжон Александры, Варвары и Анны, Дарии, млад. Василия, Татианы, Евгения, Василия, на брани убиенных Константина и Александра, Агрипины, Иакова, кн. Анны, монаха Арсения, Мавры, Елисаветы и Михаила...» 565 . До революции в составе Камышинского уезда Саратовской губернии село было центром Ахматской волости. Функционировали пристань, церковь с часовней, построенной на месте алтаря старого храма в 1827 г. Земская школа была открыта в 1862 г. Также имелись волостное правление, фельдшерский и полицейский пункты, почтовое отделение, пожарный сарай, с 1872 г. работала земская станция. К церковному приходу были также приписаны школы в находящихся чуть южнее волостных деревнях Обольяниновке и Студенке 566 . Жители села Ахмат были известны далеко за пределами своего уезда, так как местные мастера сбывали свой качественный товар в Саратов. Корзиноплетение было связано с экономией графов Михаила и Дмитрия Олсуфьевых, в мастерской которых плели изделия очень высокого качества. Это подтвердила награда – серебряная медаль, которой была удостоена мастерская на Всероссийской кустарной выставке 1902 г. в Санкт-Петербурге. Ахматские мастера плели чемоданы, сундуки, детские коляски, ширмы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пришёл же в Орду месяца сентября в 6 день, в день воспоминания чуда великого Архангела Михаила, у устья реки (л. 103) Дон, у впадения в море Сурожское 89 . Тут встретил его князь Константин, сын его. Царь же дал ему пристава, не дающего его никому обидеть. Ибо прежде слова их были мягкими, как елей, а теперь стали, как стрелы. И когда одарил всех князей, и царицу, и самого царя, и пробыл в Орде полтора месяца, сказал царь князьям своим: «Что вы мне наговорили на князя Михаила? Устройте им суд с князем Юрием, и кто прав, скажите мне, того пожалую, а виноватого казни предам». И (л. 103 об.) не ведал, окаянный, что своею казнью сплёл ему пресветлый венец. В один день собрались все князья ордынские за двором его и, сев в одной веже 90 , положили грамоты со многими измышлениями на блаженного князя Михаила. «Многие дани собирал ты в городах наших, а царю не давал». Истинный же Христов страдалец Михайло, любивший правду и говоривший истину со всякими доказательствами, обличал лживое их свидетельство. Ибо о (л. 104) таких судьях сказано: «Поставлю властителя, насмехающегося над ними, и судью, не милующего их» 91 . Ибо этот нечестивый Кавгадый был сам и судья, сам же и тяжущийся, и лжесвидетель, покрывающий ложью своей правдивые слова верного истине Михаила. И изрёк многие вымышленные вины на непорочного Христова воина, а свою сторону оправдывал. И снова, неделю спустя после того суда, в день субботний, пришло от нечестивых беззаконное повеление. И поставили на другом суде блаженного князя Михаила (л. 104 об.) связанным, вынеся ему неправедное осуждение: «Царю дани не давал ты, против посла бился, а княгиню Юрьеву велел уморить» 92 . Благоверный же князь Михайло со многими свидетельствами говорил: «Сколько сокровищ своих давал царю и князьям – все записано, а посла избавил на поле брани и с многою честию отпустил. О княгине же Бога в свидетели призываю, говоря, что в мыслях не было делать это». Они же, беззаконные, по слову пророка «имеют уши и не слышат правды, имеют (л. 105) уста и не говорят истины, имеют глаза и не видят» 93 , ибо ослепила их злоба, не ставили ни во что слова блаженного, но решали в себе: «Позорными узами свяжем его и на смерть постыдную осудим его, ибо недостоин нас и не следует нравам нашим».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ивановское. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Церковь. Действует.   Престолы: " Знамение " иконы Божией Матери , Михаила Архангела , Иоанна Воина Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1782 и 1784. Ссылки:     Адрес: Московская область, Волоколамский район, с. Ивановское Координаты: 56.063117, 35.915379 Проезд: общественным транспортом до ст. Волоколамск Рижского направления ж/д (125 км), автобусом 55 до ост. «Фабрика» (7 км), далее пешком 1 км; на личном автомобиле от Москвы по Новорижскому шоссе до пересечения с А-108, затем направо. После посёлка Пречистое повернуть налево на село Нудоль, потом около ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда общественным транспортом до ст. Волоколамск Рижского направления ж/д (125 км), автобусом 55 до ост. «Фабрика» (7 км), далее пешком 1 км; на личном автомобиле от Москвы по Новорижскому шоссе до пересечения с А-108, затем направо. После посёлка Пречистое повернуть налево на село Нудоль, потом около 8 км, у коттеджного посёлка Покровские ворота повернуть налево, на Вертково и далее держаться правее, сначала по асфальту, потом по грунтовой дороге до храма - около 6 км. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Кирпичная оштукатуренная двухколокольная церковь Знамения Пресвятой Богородицы с престолами Архангела Михаила и Иоанна Воина построена в стиле классицизма в усадьбе помещика М.И. Безобразова. Трапезная имеет два придела. Церковь переделывалась в начале XIX в. и в 1864 г., после чего барабан купола приобрел позднеампирный характер. В 1903 г. на средства московского купца А.Ф. Старшинова переписана заново живопись, а храм переосвящен во имя Архангела Михаила. Закрыта и повреждена в 1930-х гг. Сейчас находится в запустении. Источник: Колмовской А.А. Памятники архитектуры Подмосковья. Западное направление. – М.: Компания Спутник, 2003. С. 22. Усадьба Ивановское родовое имение Безобразовых, находившееся в их владении с середины XVIII в. по 1917 г. Архитектурный ансамбль усадьбы стиля классицизма с чертами ложной готики сформировался в два этапа. Заложенный М. О. Безобразовым на рубеже 1770-1780-х гг., он окончательно сложился после реконструкции парадной части в первой четверти XIX в. Создан неизвестным, очевидно, крепостным архитектором. Прекрасно сохранился большой двухэтажный дом со сводчатым подвалом, два жилых флигеля, ворота и ограда парадного двора, различные хозяйственные постройки.

http://sobory.ru/article/?object=04529

Максим М. 17 ноября 2019, 07:55 Господи Иисусе, упокой душу воина Михаила, прости ему вся согрешения вольная и невольная, даруй ему Царствие Небесное! Ты, Господи, един без греха, спаси и нас недостойных рабов Твоих! Калашников - пример простого русского и доброго, работящего человека, настоящего воина. Читаю его размышления и умиляюсь, какое сердце даровал ему Господь! Наталья 17 ноября 2019, 00:17 Статья очень интересная даже и не технарю. Только вот в паре мест карябнуло: 1. " они были чужды изобретателю химического оружия Фрицу Габеру " . Разве? " Хотя Габер ненавидел войну, он считал, что применение химического оружия может сохранить многие жизни, если прекратится изматывающая траншейная война на Западном фронте. " 2. " Немцы действовали по логике «прекрасное качество, но в единственном экземпляре на весь Рейх», занимались перфекционизмом, поэтому и проиграли " . Далеко не всегда, и совсем не (только) поэтому проиграли. Понятно, что мы тут на православном портале, а не на кафедре военной истории, но ведь точность и аккуратность в словах и суждениях - вполне себе православные качества. Елена Киев 16 ноября 2019, 10:08 Господи упокой душу р.Б.Михаила, прости ему вся прегрешения вольные и невольные и даруй ему Царствие Небесное! монах Савва 16 ноября 2019, 01:21 Статья о Достойном Человеке! Анна, Фамилия у отче Василик, а зовут его Владимир. р.Б.Сергий 15 ноября 2019, 17:12 Большое спасиБо о.Владимиру за этот материал.Отдельная благодарность за информацию о начальных этапах проектирования легендарного оружия,после выписки М.Т.Калашникова из госпиталя, что определило направление более детально искать источники о работе конструктора в тот период.Это особенно ценно в свете вновь возродившейся, в последнее время,информационной лжи о том,что,якобы,АК-47 это-всего лишь копия Smg-44.Haчuhaeшь приводить доводы о том,что,несмотря на внешнее сходство это,конструктивно и технологически разные изделия.Но в тех.различия мало,кто вникает.Надеюсь, что информация из статьи о.Владимира послужит дополнительным аргументом защиты честного имени Михаила Тимофеевича Калашникова.

http://pravoslavie.ru/125553.html

При обрамлении раки были использованы орнаменты византийских и древнерусских храмов по времени близких к земной жизни князя. Например, четыре колонны из русского серо-зеленого мрамора, поддерживающие сень, увенчаны капителями византийского образца и опираются на базы с «процветшими крестами», рисунки которых сохранились на Секстунских вратах XII в. из Софийского собора в Новгороде. Выступающие карнизы по краям раки и на сени украшены орнаментами, заимствованными из византийских храмов, построенных и освещенных в честь Архангела Михаила. По краям раки находятся четыре серафима. Вокруг всей гробнице на четырех боковых стенках установлены 12 круглых щитов, на которых размещены вензельные изображения русских государей, которые внесли особый вклад в благолепие собора. А именно: царь Иван Грозный, в царствование которого соборным определением 1549 г., установлено повсеместное празднование памяти святого, Михаила Федоровича, пожертвовавшего средства на строительство каменного кафедрального собора в Твери, Алексея Михайловича, в царствие которого состоялось переложение честных мощей в новую раку. В головах гробницы — вензелевое изображение Государя Императора Николая II, императрицы Елизаветы Петровны и Государя Наследника великого князя Михаила Александровича. Основания колонн поддерживающих сень, установлены на особом помосте с четырьмя ступенями, а поверх сени наложены знаки Михаила – меч (символ воина) и шапка Мономаха – символ княжеского достоинства Благоверного. По верхнему карнизу расположен евангельский текст, выполненный славянским шрифтом XIV века: «Больше сия любви никто не иметь, да кто душу своя положит за други своя», (Иоанн, 15 гл., 13 ст.). По нижнему карнизу сени идет текст, повествующий о жизни святого благоверного князя. По верхнему и нижнему фризу вокруг самой раки дан рассказ о её сооружении: «При державе Благословенного Великого Государя Императора Николая Александровича Самодержца Всероссийского, при супруге его Благочестивой Государыне Александре Федоровне, при Матери его Благочестивой Государыне Императрице Марии Федоровне, при Благоверном Государе Наследнике Великом Князе Михаиле Александровиче, в дни управления Тверской епархией Высокопреосвещеннейшего Димитрия, Архиепископа Тверского и Кашинского, а Тверской губернии князя Николая Дмитриевича Галицина создана рака сия: усердным приношением Его Императорского Величества Князя Михаила Александровича; Тверских сотен собственного Его Величество конвоя, Тверского драгунского полка, благородного дворянства; именитого купечества, граждан и крестьян Тверской губернии, монастырских и приходских церквей тверской епархии, по подлиннику князя Михаила Сергеевича Путятина, мастером Андреем Степановичем Брагиным в лето от сотворения мира (7410,) а от воплощения Бога Слова (1902)».

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/20/...

С тех пор прошло несколько лет. Храм Михаила Архангела отреставрирован, в нём давно возобновились службы, он стал одним из немногочисленных старинных зданий XIX века, украшающих город и в XXI веке. Статья М. Скоробогатова «И храм этот тёмный и старый...» Орловская правда, 2 апреля 2004 г. http://www.orel-story.ru/land_cercov.php Свято-Успенский собор Орла - так этот величественный храм называется официально. Однако имеет он и второе название - и оно звучит намного привычнее для любого орловца: храм Михаила Архангела. Свято-Успенская церковь пожалуй, одна из самых больших в городе. Само здание построили в начале XIX века, но, как говорится, возник собор не на пустом месте. Современные краеведы пишут, что некогда у стен Орловской крепости располагалась Посадская слобода с деревянным храмом в честь Успения Божией Матери. К концу XVII века в Посадской слободе уже стояла каменная пятиглавая Успенская церковь, при ней имелась шатровая колокольня. Но минуло около полувека, и храм перестал вмещать всех молящихся. И тогда один из местных купцов по фамилии Калашников пожертвовал средства на строительство новой церкви - посвящённой Архангелу Михаилу. Почти век простояли на теперь уже центральной площади города бок о бок две церкви. Вместе с тем распространена и другая версия: мол, в 1678 году посадские люди Овчинников и Грибачёв поставили каменный Успенский храм, а в 1730-м году рядом Калашников возвёл деревянный зимний в честь Архангела Михаила. Как бы то ни было, потом пришло время городских генеральных планов. Улицы проложили по-новому, вместо деревянных домов стали постепенно возводить каменные. Жителей в этом районе становилось всё больше, и они начали просить выстроить им новый храм. Церковь и одиноко стоявшую колокольню заложили 19 сентября 1801 года, предварительно разобрав старые церковные здания, а в 1803 году - трапезную с двумя престолами. Через 16 лет (1817) строительство храма завершилось. Было решено освятить главный престол в честь Успения Пресвятой Богородицы, а два придела - во имя Архистратига Михаила и во имя святого мученика Иоанна Воина. Тем не менее в народном сознании закрепилось именно название Михаило-Архангельский. Объясняется это тем, что в Посадской слободе селились служивые люди, военные, почитавшие Михаила Архангела своим покровителем.

http://sobory.ru/article/?object=07376

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010