Эти композиции воспроизведены во мн. росписях храмов Тверской епархии 2-й пол. XIX - нач. XX в., а также на нек-рых иконах (ср. образ, соединяющий элементы обеих сцен: Павлюченкова Э. Г. Лики и лица: История одной коллекции. Иркутск, 2009. Ил. б. н. ). В описи тверского собора 1855 г. упоминается довольно много разновременных образов М. Я. ( Салимов. 2008. С. 236, 239, 241, 244, 245, 246, 247, 248-249). Кроме единичных древних произведений (напр., существовавшего в то время шитого сударя XVII в., на к-ром князь был представлен в молении Христу в типе «Спас Смоленский», образа М. Я. и кнг. Ксении и, вероятно, иконы М. Я. высотой 1 аршин 14 вершков) и настолпных картин в храме находились запрестольный крест с иконописным изображением святого, икона М. Я. и свт. Арсения «живописной работы» в местном ряду иконостаса, поставленный перед ней малый иконописный образ тех же святых, «живописный» образ М. Я., св. Александра Невского, ап. Павла и равноап. Марии Магдалины (совпадение имен святых с именами императоров Павла I, Александра I и имп. Марии Феодоровны позволяет связывать это произведение с заказом вел. кнж. Екатерины Павловны во время ее пребывания в Твери) и др. произведения, в т. ч. рака 1747-1748 гг. и ковчег с частицей мощей М. Я. и его образом на крышке (он был обложен «тонким басебным серебром», из чего можно заключить, что это было произведение XVII в.). Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Икона. Кон. XIX в. (ц. св. блгв. кн. Михаила Тверского в Твери) Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Икона. Кон. XIX в. (ц. св. блгв. кн. Михаила Тверского в Твери) Многочисленные иконы М. Я., созданные преимущественно в XVIII-XIX вв., в XIX - нач. XX в. находились в храмах Твери, в т. ч. в тех церквах, которые имели посвященные князю придельные престолы (в Знаменской ц. в 1854-1856 был устроен придел во имя М. Я. и св. Александра Невского; в ц. Рождества Пресв. Богородицы в Ямской слободе, как считалось, стоявшей на месте встречи мощей князя, придел во имя М. Я. появился в 60-х гг. XVIII в.). Известны достаточно многочисленные образы М. Я. и свт. Арсения; один из них (икона в ц. прп. Сергия Радонежского) имел клейма со сценами из Жития свт. Арсения и убиения М. Я. Некоторые из упомянутых в дореволюционных изданиях произведений создавались (или приписывались) известными тверскими иконописцами, напр., С. Ф. Пешехоновым и его внуком, владельцем с.-петербургской мастерской В. М. Пешехоновым ( Некрасов В. И., свящ. Тверские иконописцы XIX ст. и кон. XVIII. Тверь, 1905. С. 7-8, 9; [ Димитрий (Самбикин), архиеп.] Храмовые празднества в г. Твери. Тверь, 1903. Вып. 1. С. 3, 7, 14, 15, 16, 17, 36, 42, 89, 106, 107; 1904. Вып. 2. С. 17, 18, 36, 85). Подобные иконы, как храмовые, так и личные, широко бытовали в пределах Тверской епархии.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

Тверское региональное отделение Петровской академии наук и искусств (ТОПАНИ) создало и ведёт две долгосрочные программы на эту тему. С 1993 года — программу «Михаил Ярославич Тверской: личность, эпоха, наследие». Знаменательной вехой в этом исследовании стало наше участие в ноябре 1996 г. в Твери в первой Международной научной конференции, посвящённой Михаилу Тверскому, «Великий князь Тверской и Владимирский Михаил Ярославич: личность, эпоха, наследие», приуроченной к 725-летию со дня рождения святого князя. 1 Замысел, название и её организационное начало принадлежат нашим организациям: Академии политической культуры и Тверскому отделению ПАНИ. С 2003 г. мы ведём исследовательскую и пропагандистскую работу по своей долгосрочной программе «Патриарх ТИХОН — духовный вождь Русского мира». Ключевым проектом этой программы стало участие и выступления представителей ТОПАНИ с результатами своих исследований, вот уже 15 раз, на Торопецких православных Свято-Тихоновских научных конференциях, которые ежегодно проходят в городе Торопце Тверской области — на родине Василия Ивановича Беллавина, будущего Патриарха России. Поэтому вполне естественно, что моё выступление на Калязинской конференции, посвящённой русским святым и современности, будет отдано памяти, примеру жизни и актуальным заветам, в первую очередь, князя Михаила, а в дальнейшем — и патриарха Тихона. Святой благоверный великий князь всея Руси Михаил Ярославич Тверской (1271-1318 гг.) известен как руководитель центральной Северо-Восточной Руси, который начал собирание русских земель в начале XIV века, в страшный Ордынский период их существования. Он первым среди русских князей отважился, защищая своё Тверское княжество, выступить против объединённых московско-ордынских войск вторжения и нанёс им поражение в Бортеньевской битве 1317 г. Монгольский хан Узбек не простил этой дерзости, вызвал его к себе и повелел казнить в своей кочевой ставке на Северном Кавказе около древней столицы алан Магас в местечке Средние Ачалуки на территории нынешней Ингушской Республики РФ. 2 Приняв мученическую смерть «за други своя» — уникальный пример самопожертвования государственного деятеля и политика, который осознанно пошёл на смерть ради спасения своих подданных — Михаил Тверской стал обожаем сначала в родном краю. А затем в середине XVI века был причислен Русской Церковью к лику общероссийских святых. «...Ныне почитается православными людьми как небесный заступник града Твери и всей Русской земли» 3 .

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/27/...

Деяния предков, исторический опыт, результаты государственного и культурного строительства, духовные достижения моих земляков-тверичан, в первую очередь, со времён русского средневековья, представляют сейчас не только чисто историческую, искусствоведческую, нравственную или краеведческую ценность. Они — современное богатство России и всего мира. В подтверждение данного тезиса уместно сослаться на уникальное исследование середины 90-х годов академика РАО, председателя Союза краеведов России С.О.Шмидта «Тверь и тверичи в культуре России». 4 Замечено, что в переходные периоды: во времена политических смут, экономических потрясений, военных противостояний, природных катаклизмов, а тем более в периоды т. н. системных кризисов, когда обесценивается ближайшее прошлое, становится вдруг зыбким настоящее и крайне неопределённым будущее, мы ищем опору в своём далёком прошлом. И происходит удивительный социокультурный эффект: историческое время как бы сжимается; герои, казалось бы давно забытых эпох приближаются к нам, становятся близкими и понятными, вместе с историческими и литературными источниками входят в наш дом; обнаруживается глубинная связь поколений, однотипность проблем, которые стояли перед ними и которые встали перед нами. А потому актуализируется исторический опыт, становится востребованной древнерусская культура; лучшие мыслители, полководцы, политические деятели прошлого видятся своеобразным примером, а их подвиги — высоким критерием оценки деятельности потомков. Вот почему после столетий светского исторического забвения имя, личность и наследие Михаила Ярославича Тверского привлекает всё большее внимание научной и художественной общественности, в первую очередь на его родине, патриотически настроенных граждан всей России, а также некоторых дальновидных политиков. Наряду с этим, публицистика отразила целую гамму чувств скрытого неприятия имени как князя Михаила, так и рождающегося на наших глазах движения по изучению, распространению и использованию исторического опыта, национальных традиций и духовной культуры русского Возрождения периода татаро-монгольского ига; движения, на знамени которого — светлый лик святого благоверного великого князя Тверского и Владимирского Михаила Ярославича.

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/27/...

IV) Святой Роман Владимирович второй сын блаженного Владимира I Константиновича, кн. Угличского и блажен. княгини Фотинии – Евдокии; родился 1 октября 1235 года; с 1261 г. князь Угличский. В 1265 году сочетался браком с блаженною княжною Александрою († в 1281 г. и погребена в г. Угличе), но потомства не имел; † 3 февраля 1285 г. 3 ; мощи (части) его открыто почивают в Угличском Спасо-Преображенском соборе. Угличское княжество присоединено к Ростовскому. V) Димитрий I Борисович, первый сын Бориса Ярослава Васильковича кн. Ростовского (род. 24 июля 1231 г.; † 16 сентября 1277 г.) и кн. Марии Ярославны Муромской († 1297 г.): родился 11 сентября 1253 г.; зимою 1276 г, вступил в брак с княжною, неизвестною по имени (не Анна ли? 4 и имел детей: а) дочь (родившуюся около 1277 г. и в 1292 г. вышедшую в замужество за Ивана Димитриевича князя Переяславского); б) Анну, 8 ноября 1294 г. вышедшую в замужество за святого Михаила Ярославича князя Тверского; в 1318 г. она с именем Евфросинии постриглась в иночество в Тверском Софийском монастыре; † в схиме с прежним именем Анны в 1338 г. 2 октября и погребена в соборе Кашинского Успенского женского монастыря, откуда мощи ее около 1650 г. перенесены в Воскресенский собор 5 ; в) Василису (в 1294 г. вышедшую в замужество за Андрея III Александровича, Великого Князя Владимирского-Городецкого, сына святого великого князя Александра I Ярославича Невского); г) Михаила (род. 1286 г. и умершего вероятно в молодости), и д) еще дочь; в 1286 г. стал князем Угличским; со средины или конца 1288 г. – князем Ростовским; † в 1294 году, близ города Волока, приняв монашеский сан. Александр I Феодорович, сын князя Феодора (не Ярославского ли Ростиславича Черного?); в 1288 г. князь Угличский до 1289 года; † в 1294 году. VII) Андрей II Александрович Городецкий, третий сын Великого Князя Александра Ярославича Невского и Александры Брячиславовны, княгини Полоцкой; род. 1255 г.; с 1289 г. князь Угличский до 1293 г.; в 1294 г. Великий Князь Владимирский и женился на Василисе Димитриевне, княжне Ростовской; имел детей: Юрия, Михаила и Бориса; † 22 июня (иные 27 1304 г. схимником и погребен в гор. Городце в церкви святого Михаила 6

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Петр был поставлен в Константинополе в 1308 г., причем патриарх предпочел его другому кандидату – ставленнику Михаила Ярославича Геронтию. Вскоре по приезде в Северо-Восточную Русь (1309) Петр был обвинен союзником Михаила тверским епископом Андреем в симонии (поставлении на церковные должности за мзду). Обвинение разбиралось в присутствии посланника патриарха на соборе в Переяславле; Петр был оправдан, по-видимому, во многом благодаря поддержке московских князей 263 . «Житие» Петра свидетельствует, что великий князь Михаил находился во время Переяславского собора в Орде 264 . Очевидно, он был там и во время похода своего сына на Нижний Новгород: в противном случае необъяснимо, почему это предприятие возглавил не Михаил (это было бы естественно, так как в Нижнем находился сам Юрий), а 13-летний княжич 265 . Переяславский собор датируется временем от конца 1309 до начала 1311 г. 266 , а поход Дмитрия имел место в начале 1311 г. 267 Очевидно, что речь следует вести об одном и том же визите Михаила в Орду. Скорее всего, он был связан с освобождением нижегородского стола: выморочное княжество должно было отойти под власть великого князя владимирского, и Михаил отправился к Тохте за ярлыком. Но, как и в случае с Переяславлем в 1302 г., московский князь в отсутствие великого князя овладел пустующим столом. Основанием для этого был, разумеется, тот факт, что Даниловичи являлись ближайшими родственниками – двоюродными братьями умершего Михаила Андреевича. Поскольку Нижегородское княжество (бывшее Городецкое) было отчиной дяди Юрия и политического противника его отца – Андрея Александровича (предшественника Михаила Ярославича на великокняжеском столе), несомненно, что московский князь придавал большое значение такому приобретению. Очень вероятно, что он сам правил в Нижнем Новгороде не только в 1311 г. (когда его присутствие там прямо засвидетельствовано летописным известием о походе Дмитрия Михайловича), но и в течение всего периода 1310–1312 гг. 268 . Пребывание Михаила в Орде затянулось 269 , и правящие круги Тверского княжества совершили в 1311 г. попытку своими силами изгнать московского князя из Нижнего Новгорода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рогожский, л. 229 об.), а также пропуск после слов «и мы девы» (Рогожский, л. 230 об.). Можно утверждать, что Чувановский список почти на всем протяжении содержит верные чтения по сравнению с Рогожским, за исключением, пожалуй, только одного места: в Чувановском (л. 399– 399 об.) читается «священным Андреемъ», правильным представляется чтение Рогожского (л. 229 об.): «священоепископом Андреемъ». Что касается времени создания Жития Софьи Ярославны, то Л. В. Тиганова предположительно отнесла его ко второй половине XV в. 397 С этим, однако, нельзя согласиться. Во-первых, пострижение Софьи (в Чувановском списке) датировано по мартовскому стилю, а применение на Руси мартовского стиля ограничено первой третью XV в. Во-вторых, указание автора, что он не может подробно описывать события по причине «скудости ради харатии» (л. 399 об.), вводит нас в век господства харатейного писчего материала, т. е. в XIV век. Но в тексте Жития содержатся уникальные подробности исторического характера, отсутствующие в дошедших до нас источниках: приведена дата пострижения Софьи (10 февраля 1294 г.), указано имя игумена монастыря архангела Михаила (Юрьи Явидович), постригшего Софью; уточнено, что в момент пострижения (10 февраля 1294 г.) князь Михаил Ярославич находился в Орде; воспроизведены даты закладки и освящения церкви святого Афанасия; отмечены день отъезда в 1305 г. Михаила Ярославича в Орду (1 мая), день и час похорон Софьи (20 октября, в 7 часов дня) и факт отсутствия в Твери в тот день князя Михаила. Полученные данные могут свидетельствовать о том, что автор составлял Житие Софьи во время, близкое к описываемым событиям. Однако – не в начале XIV в. Стремление поставить в центр повествования Михаила Ярославича указывает уже на существование культа Тверского князя. Эту мысль подтверждает фраза, что Михаил Ярославич отправился в Орду, «заступая крестьяне от нашествия поганых» (Чувановский, л. 398 об.). Хотя отмеченная фраза отражает общую идею Жития князя Михаила Тверского, но ближайшим образом она связана с текстом Службы Михаилу Ярославичу: «град свои заступи от нахожения поганых»,

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

—233— писях немногие известия. В 1295-м году вступил с нею в брак Михаил Ярославич, о чем в Лаврентьевской летописи под нашим годом читается: «Того же лета оженися Михайло князь на Твери, и венча его епископ Андрей в святем Спасе месяца Ноября в 8, на збор архистратига Михаила», и причем сведения о невесте восполняются так называемою Академическою, Воскресенскою и Тверскою летописями, в которых под 1294-м годом читается: «Того же лета оженися князь Михайло Ярославич, поя дщерь княжу Дмитрееву Борисовича Анну». После смерти Михаила Ярославича, убитого в Орде в 1318-м году, причем она упоминается как встречавшая с детьми тело супруга, привезенное из Орды 1513 , когда-то до 1358-го года она постриглась в монашество с именем Софии и скончалась в 1368-м году. В Никоновой летописи и в выписках из летописей у Татищева читается под 1358-м годом: «Того же лета у князя Михаила Александровича Тверского внука Михайлова, правнука Ярославля, преставись сын князь Александр у бабы своея, у великия княгини Софьи, в Софейском (вар. Софьине) 1514 монастыре», и потом под 1368-м годом: «Того же лета приставись великая княгини Софья великаго князя Михаила Ярославича Тверскаго». Баба своя умершему князю Александру была супруга Александра Михайловича, сына Михаила Ярославича, а супруга последнего была ему не бабой, а прабабой, почему под княгиней Софьей 1358-го года иные и разумеют супругу Александра Михайловича, полагая, что и под Софьей 1368-го года должна быть разумеваема она же. Но супруга Александра Михайловича называлась Анастасией и о смерти ее Никоновская летопись говорит под 1365-м годом 1515 , из чего следует, что на слово «своея», читаемое в летописях, должно смотреть как на неправильно или ошибочно поставленное вместо слова «его» и разуметь под Софьею бабу не сына, а отца. Что касается до монастыря —234— княгинина, то если принимать чтение «Софийский», нужно будет разуметь монастырь, построенный в честь св. Софии, а если принимать чтение: «Софьин», можно будет разуметь монастырь неизвестного воимени, принадлежавший вел. кн. Софье. То или другое, но совсем неизвестно в Тверской области монастыря св. Софии, равно как и монастыря какого бы то ни было воимени, который принадлежал вел. кн. Софии. 1516 Вопреки сейчас переданным историческим сведениям о вел. кн. Анне, супруге Михайла Ярославича, и сверх этих исторических сведений житие княгини Анны Кашинской, выдавая ее за супругу Михайла Ярославича, сообщает о ней, что она была родом из Кашина, дочь знатных родителей 1517 , – что после смерти супруга она переселилась на жительство из Твери в Кашин к своему младшему сыну, удельному Кашинскому князю, Василию Михайловичу, – что в Кашине она и скончалась 12-го Октября 1337-го года и была погребена здесь под соборною церковью Успения Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Хан велел вызвать Романа в Орду и объявить ему, что он должен выбрать или смерть мучительную, или веру татар. Князь отвечал, что он повинуется власти хана, но никто не заставит его изменить св. вере. Тогда хан приговорил князя к смерти. На месте казни св. мученик исповедовал пред народом святость Христовой веры. Ему сначала отрезали язык, потом вырезали глаза, обрезали уши и губы, обрубили пальцы на руках и на ногах и, наконец, отрубили голову. Глубокая любовь к православной вере воодушевляла русских людей на мученический подвиг за благо русского народа. Таким подвигом прославился князь Михаил Ярославич Тверской. Обвинённый своим политическим соперником Юрием Даниловичем пред ханом, Михаил Ярославич должен был ехать в Орду. Бояре советовали Михаилу послать вместо себя одного из старших сыновей. Но Михаил отверг этот совет, говоря: «Царь требует меня; за моё ослушание падёт много голов христианских. Тогда и я не избегну смерти: не лучше ли теперь положить душу за братию». В Орде Михаила приговорили к смерти. К Михаилу приставили стражу, удалили от него верных слуг и на шею ему надели деревянную колодку, так что он не мог лечь и проводил бессонные ночи. Михаил терпел мучения с. удивительной твёрдостью, проводил ночи в молитве и чтении Псалтири, причём отрок княжеский сидел пред ним и перевёртывал листы книги. 22 ноября 1318 года князь, извещённый своими друзьями, что в этот день должна совершиться его казнь, велел отпеть заутреню и часы, сам прочёл правило к святому причащению и причастился. Убийцы ворвались в шатёр Михаила, схватили за деревянную колодку, надетую на его шею, и так сильно ударили об стену шатра, что она проломилась. Князь встал на ноги, но его снова повергли на землю и принялись бить пятами. Наконец, один из палачей вонзил ему нож в ребро и вырезал сердце. Тело страдальца привезли в Москву и схоронили в Спасской обители. Супруга убиенного князя и его старший сын умолили Юрия отпустить тело мученика в Тверь. Прославленный нетлением мощей, Михаил Ярославич причислен к лику русских святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Ниже публикуется Пространная редакция Жития Михаила Ярославича по списку ГИМ, Увар., 184 (4 ) первой четверти XVI века. Испорченные чтения исправляются, а пропуски восполняются по другим спискам, что оговаривается в примечаниях. В лето 6800 убиен бысть благоверныи и христолюбивыи великыи князь Михаило Ярославичь месяца ноемвриа 22 день. Благослови, отче. Венець убо многоцветен всякым украшением, всякым цветочьным, видящим его очима многу светлость подають, кыиждо убо възора своего видением влечет к себе. Ово белым образом цветочным просвещается, ин же червленым и багряным и зелоточным лице имея, а в едином совокуплении смесившимся от мног арамат, чюдоносную воню испущающе благоухания, изимающе злосмрадиа от сердца верных. Сице убо жития имеющих велие усвоение ко единому Богови, желающе, како угодная Ему сътворити, киим [образом] 328 доити и видети горнии Иерусалим. Овии же отлождьше плотскую немощь, постом и молитвами в пустынях и в горах, в пещерах изнуряюще тело свое, и венець, и поръфиру, и весь сан своего суньклитъства временнааго, ничто же вменяюще, оставляаху, токмо единого Христа любящи в сердци и желающе нетленнааго царства, но еще тело свое предаша на поругание узам, и темницам, и ранам, конечное кровь свою проливающе, восприимааху царство небесное и венець неуведаемыи. Яко же сии крепкыи умом и терпеливыи душею блаженныи христолюбивыи великыи князь Михаило Ярославечь свое царство, уметы 329 вменив, остави, прият страсть нужную, положи душю свою за другы своя, помня слово Господне, еже рече: «Аще кто положит душю свою за другы своя, сеи великыи наречется в царствии небеснемъ». Сии словеса измлада навыче от божественааго писания, положи на сердци си, како бы пострадати. Нам же се не от инех 330 слыщавше, но самовидци 331 бывше четному его въспитанию и добронравному възрасту его и премудру разуму усерднаго к Богови усвоения. Сего блаженнааго великаго князя Михаила Ярославича несть лепо в забвение ума оставити, но на свещьнице проповедания поставити, да вси видящи свет богоразумнаго князя житие и терпения, конечнаа его страсти, просве тят сердца своя умная светом немерцаемыя благодати. Аз же аще грубъ сыи и невежа есмь, но ревностию любве господина своего палим есмь, убояхся оного раба ленивааго, съкрывшаго талант господина своего в земли, а не давшаго добрым торжником, да Быша куплю сътворили сторицею. Но пакы боюся и трепещю своея грубости 332 , како въспишю от многа мало, известити о конечнеи страсти блаженаго Христова воина великого князя Михаила Ярославича, еже сътворися в последняя времена, во дни наша. Се начиная, молю Ти ся 333 : «Владыко, Господи Исусе Христе, подаи же ми разум и ум и отверзи ми устне, да възвестять хвалу Твою, да провещаю подвиг блаженааго раба Твоего».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

л. 69 об. Мес. того же в 8 день, чюдо архистратига Михаила о исцелении иже в Термии, и другие. л. 74. Мес. тогоже в 14 день, слово похвално св. и всехвалному апостолу Филиппу. Нач. Якоже в пролетие сияние различно красных цветец весело творим зрение. л. 81. В тойже день, чюдо св. чюдотворца Евпатиа о змии. Нач. Таковая же слышавши игемон от своея жены и весь народ стоящи тамо. За сим еще 4 чуда, молитва и похвала. л. 91. В тойже день, успение иже во святых отца нашего Григориа, архиеп. Селунскаго. Нач. Иже божественаго и невечерняго Света сын светлый проповедник Григорие. л. 97 об. Мес. тогоже в 16 день, Слово похвалное вкратце словес изображение св. апостолу и евангелисту Матфею. Нач. Отнелиже сниде, иже от высоты превышних небес к земным мертвеному существу Сын и Слово Божие. л. 103 об. Мес. тогоже в 19 день, память св. пророка Авдея. Нач. Святый пророк Авдей бе от веси сухемейския, страны палестиньския. Тут же: Сказание пророчества Авдеина. л. 106. Мес. тогоже в 21, Введение в церковь св. Богородица, трею лет сущи ей. Нач. Якоже пишет пророк Давид: благо мне, яко смирил мя еси. л. 111. Мес. тогоже в 22, убиение В. Князя Михаила Ярославича тверскаго от безбожнаго царя Азбяка. Нач. Венец убо многоцветен всяким украшением. л. 129 об. Мес. тогоже 22 день, убиение В. Князя Михаила Ярославича от безбожнаго царя Азбяка. Нач. Сей блаженный В. Князь Михаил сын В. Князя Ярослава Ярославича. На поле: ино творение. л. 141 об. Мес. тогоже в 23 день, житие и похвала благоверному В. Князю Александру, иже Невский именуется, новому чюдотворцу, в немже и о чюдесех его исповедася. Нач. Преблагий человеколюбивый Господь изрядно свою благостыню на согрешающих показует. л. 153. Еще же нечто мало о чудесех поведаю вам св. и прав. В. Князя Александра, еже бысть в последняя лета. л. 158. Житие и жизнь и повесть о храбрости и о чюдесех, списано вкратце, св. В. Князя Александра Ярославича Невскаго. Нач. Что реку или что возглаголю о доблести и мужестве и подвизании в молитвах. л. 173 об. Мес. тогоже в 24 день, о проявлении и о чюдеси от иконы пресв. Богородицы св. мученику Меркурию, иже во граде Смоленьске, и о нахожении безбожнаго царя Батыя. Нач. Великое чюдо хощет ныне повести предложитися.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010