Между прочим, в 1613 году такие шайки нападали на пригород Солигалич, лежащий на реке Костроме и на Железно-боровской монастырь, отстоящий от села Домнина в 20 верстах» Смутное время. 1894 г., стран. 253). О хождении Ивана Сусанина с поляками по лесам и о времени хождения достоверных известий нет. В грамоте Михаила Феодоровича зятю Ивана Сусанина Богдану Собинину, данной 30-го ноября 1619 года, об каком-либо хождении Сусанина с поляками ничего не говорится, а говорится только, что они изымали его и пытали великими немерными пытками, а он не сказал, хотя и знал, где был Михаил Феодорович и они замучили его до смерти (Собр. Госуд. грам., т. III, стр. 214). Внуки Богдана Собинина в прошении своем в Костромской приказ в 1731 году написали только, что прадед их Иван Сусанин, взятый поляками, отпустил зятя своего Собинина в село Домнино с вестью, чтобы Государь шел на Кострому в Ипатский монастырь, а он польских и литовских людей от села Домнина отвел, и про Государя не сказал, и за то они в селе Исупове (в 8–10 верстах от Домнина на юго- восток) прадеда пытали и посадя на столб, изрубили в мелкие части (Опис. Ипатьевского монастыря 1870 г., стр. 166). Конечно, могли поляки и в ноябре 1612 г. отправиться в Костромской уезд из войска Сигизмунда, к которому в Вязьме присоединился гетман Ходкевич, бывший под Москвой. Поляки еще в 1608 и 1609 годах, под командой Лисовского, ходили по Костромской губернии, разорили и Кострому. Но вообще трудно, по доселе известным историческим данным, с достоверностью доказать, что дело спасения Михаила Феодоровича Сусаниным было именно осенью 1612 года и еще труднее доказать, что Сусанин замучен 27-го ноября. 11 Подробное описание кончины Михаила Феодоровича см. Временник Императ. Москов. Общ. Истории, кн. 17-я, стран. 204. 12 Год и четыре месяца царствования Михаила Феодоровича, следовательно, не с 21-го февраля или избрания его на царство, а с 14-го марта, – с принятия им царской власти в Костроме, считают современник Царя Алексея Михайловича до 1653 г. и вероятно, и самого Михаила Феодоровича, продолжатель Нового Летописца (см. Временник Импер. Моск. Общ. Истории, кн. 17, стр. 192), исправитель книги о преставлении Михаила Феодоровича (там же стр. 204), писатель книги о титулах царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, современник последнего (Древн. Российск. Вивлиофика, изд. 2, ч. XVI, стр. 107). Сам Михаил Феодорович праздновал восшествие на престол не 21-го февраля, а 14-го марта, совершая в этот день празднество во славу Феодоровской Костромской иконы Божией Матери. Читать далее Источник: Преподобный Михаил Малеин и трехсотлетие рождения благочестивейшаго великаго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича : 12-го июля 1596-1896 г./[Сергий, архиепископ Владимирский]. - Вязники : Типо-литография С.К. Матренинскаго, 1896. - II, 32, 12 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

За исповеднические Церковно-Царские деяния враг рода человеческого постоянно искушал протоиерея Михаила страшными испытаниями. В 2001 году ушел в мip иной наш друг и соратник - сын отца Михаила - протоиерей Димитрий Капранов (16.11.1964-15.02.2001), храмоздатель и настоятель церковного комплекса в городе Заринске. А уже в мае нынешнего года отец Михаил проводил в последний путь свою старшую дочь Ольгу. Эта горькая утрата потрясла его и всех нас. Отнюдь не унынием был повержен в смерть отец Михаил, который, подобно Святому Праведному Иову Многострадальному, всегда взывал ко ГОСПОДУ: " На все воля ТВОЯ! " До последних дней и часов он сопротивлялся смерти. Его духовное стояние, мужественное и покорное СПАСИТЕЛЮ, удерживало отца Михаила в дольнем мipe. Но для грядущего всеобщего восстания из мертвых САМ СПАСИТЕЛЬ повел отца Михаила к могиле как благоплодное зерно ХРИСТОВО. Мы, друзья и близкие митрофорного протоиерея Михаила Капранова, выражаем свое глубочайшей соболезнования вдове - матушке Галине, их дочери Татиане, всем внукам отца Михаила и всем его сродникам. Да укрепит вас, дорогих, ГОСПОДЬ БОГ наш ИИСУС ХРИСТОС в нашей общей скорби. Ко ХРИСТУ ИИСУСУ же взываем: СПАСИТЕЛЬ наш, прими в селения ТВОИ душу новопреставленного Протоиерея Михаила! Даруй ему, простому, прощение прегрешений вольных и невольных! И со Святыми ТВОИМИ упокой его! Просим и вас, возлюбленных о ГОСПОДЕ читателей " Русской Линии " , помолиться об упокоении души нашего друга, соратника и очень близкого человека. Игумен Алексий (Просвирин), дьякон Петр Троицкий, Вячеслав Родионов, Виталий Шестопалов, Леонид Болотин, Андрей Хвалин , а также племянник отца Михаила - Алексей Небогатов . Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2007/12/06/...

927. Михаиловский – Ефремов, мужской, ныне собор Михаила арх. в гор. Переяславе, Полтавской губ. В летописи Нестора под 6597 (1089) году записано: «В се же лето священа бысть церкы святого Михаила Переяславьская, Ефремом митрополитом тоя церкы, юже бе создал велику сущу, бе бо прежде в Переяславли митрополья, и пристрои ю великою пристроею, украсив ю всякою красотою, церковными сосуды». Около церкви образовался монастырь, разрушенный Батыем в 1239 г. Возобновлен в 1711 г. еписк. Переяславским Захарием Корниловичем, погребенным в Липлянском-Онуфриев- ском мон., в 1715 г. При издании штатов в 1786 г. монастырь упразднен и бывшие здесь мощи преп. Макария, принесенные сюда в 1688 г. из Овруцкого Каневского мон., перенесены в Вознесенский Переяславский мон. “Полн. собр. лет.», I, 78 (игум. Никола Переяслав. 1072 г.), 89 (основ. церкви св. Михаила 1089 г.), 128 ( церковь Михаила развалилась 1123 г.), 134 (здесь погребен кн. Андрей Владимиров. 1141 г.), 193 (землетрясение 1230 г.); II, 4 (погребен Святослав Владимиров. 1114 г.), 44 (кн. Юрий покланялся св. Михаилу), 300 (погребен кн. Ростислав Юрьевич 1150 г.), 320 (погребен Владим. Глебович 1187 г.); V, 146 (перенес. мощей Бориса и Глеба в 1072 г.; игум. Николай), 159 (погреб. Андрей Владим. в 1140 г.); VII, 5 (освящ. церк. св. Михаила 1090 г.), 23 (в 1114 г. погреб. кн. Святосл. Владим.), 25 (в 1124 г. падеся церк. Михаила), 33 (погреб. в 1141 г. кн. Андрея Влад.), 136 (землетряс. 1230 г.), 144 (в 1239 г. разруш. Батыем при еписк. Симеоне); IX, 100 (перенес. мощей св. Бориса и Гл. 1072 г; игум. Николай), 116 (в 1091 г. освящ. церк. Михаила митр. Ефремом), 152 (в 1123 г. падеся цер. кам. св. Михаила), 169 (в 1146 г. моление в цер. св. Михаила кн. Изяслава Мстислав.), 180 (в 1149 г. Изясл. Мстислав. слушал обедню), 186 (в 1150 г. преставился кн. Ростислав Юрьев. и положен близ дядей его кн. Святосл. Владим. и кн. Андрея Владим.); X, 100 (землетряс. в 1230 г.), 114 (разорен татарами в 1239 г.); XV, 181 (в 1090 г. еписк. Ефрем заложи цер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

На этом приходе отец Михаил прослужил более восьми лет. Здесь у отца Михаила и Елисаветы Ивановны родились четверо детей: Владимир (1898), Лидия (1901), Нина (1903) и Димитрий (1904). Но когда в 1905 году скончался протоиерей Андрей Дмитрев, мама отца Михаила просила своего сына перейти на отцовский приход, после чего отца Михаила по его прошению переместили в село Маккавеево – на место отца. В Маккавееве у него родились еще трое детей: Александра (1906), Евгения (1909) и Ольга (1913). Младшая дочь, Ольга, стала впоследствии женой священника – протоиерея Анатолия Сергиевича Правдолюбова, внука протоиерея Анатолия Авдеевича Правдолюбова. В марте 1913 года отца Михаила перевели на другой приход – в Троицкий храм села Селище Касимовского уезда. Как протекала жизнь в Селищах немало рассказывала своим детям дочь отца Михаила – Ольга Михайловна. Многое из этих рассказов сохранила в своих записях Лидия Анатольевна Правдолюбова, внучка отца Михаила. Село Селище было самым бедным приходом Рязанской епархии. В этот приход входило несколько деревень, дома которых стояли под соломенными крышами, люди в них жили еще с лучинами. Храм был деревянным и очень маленьким. Перевели сюда отца Михаила как молодого и энергичного священника, способного поднять и возродить приход. До него здесь служил протоиерей Леонид Правдолюбов – брат протоиерея Анатолия Авдеевича Правдолюбова. Он построил в Селищах большой деревянный дом, начал строительство нового кирпичного храма. Но отец Леонид понимал, что не справляется со строительством нового храма, и поэтому просил перевести его на другой приход. Тогда поменяли местами отца Михаила и отца Леонида. Поменялись они и домами – у отца Михаила в Маккавееве был также построен хороший большой дом. В Селищах отец Михаил начал свою деятельность прежде всего с завершения строительства храма. Он строился большим, просторным и светлым. Начали его строить так, что прежний маленький деревянный храм находился внутри строящегося храма. Постепенно вокруг него возводились кирпичные стены, а служба в прежнем храме продолжалась до самого последнего момента, пока не был завершен новый храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Selishi...

Церковная земля отдавалась в оброк и в оброчных книгах казенного приказа за 1638 г. писалось: «с церковной земли Архангела Михаила, что в Раменнице, на реке Дорке, князя Дмитрия Петровича Пожарского на крестьянине села Софонова на Антошке Кузнецове, оброку 6 алтын 4 деньги». На старом церковном месте погоста Архангельского в 1641 – 42 гг. построена новая деревянная церковь во имя Михаила Архангела, которая стояла в 1646 г. «без пения», при церкви в то время попа не было, а находился один дьячок Гришка Кузмин. Церковной дани положено 5 алтын 2 деньги, заезда гривна, а те данные деньги за 1642 – 51 гг. в патриаршую домовую казну плачены сполна и церковную землю в оброк отдавать не велено». По дозорным книгам Патриаршего казенного приказа 1680 г.: «при церкви были поп Семен Андреев, дьячок Родка Андреев, у которых находилась во владении церковная земля по писцовым книгам 1631 – 33 гг.». В 1717 г. церковь Архангела Михаила деревянная. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г. Каменная церковь Архангела Михаила в селе Загорново была построена в 1805 году по проекту швейцарца Джозуэ Жилярди – дяди знаменитого зодчего московского ампира Доменико Жилярди. Церковь возводилась на средства владельца Раменской волости Павла Михайловича Волконского. Бездетный князь был последним представителем фамилии Волконских по линии легендарного защитника Пафнутьев Боровского монастыря Михаила Константиновича Орла. Похороны П.М. Волконского в 1808 году напоминали многолюдный крестный ход: несколько сотен раменских крестьян несли гроб Павла Волконского на своих руках более 90 верст из Москвы в Боровский монастырь Калужской губернии. В древности Загорново носило название Архангельского погоста на речке Дорке (в XIX веке – погост Архангельский в Дорках Бронницкого уезда). Впервые погост с деревянной церковью Михаила Архангела в дворцовой Раменской волости упоминался в документах XVI века. В Смутное время церковь была разорена, селение запустело, и только в 1642 году на бывшем церковном месте был построен новый деревянный храм, сохранявшийся до 1717 года. В 1805 году на средства раменского землевладельца князя Павла Михайловича Волконского вместо деревянной церкви был построен сохранившийся до нашего времени каменный храм Архангела Михаила. Церковь избежала разорения и закрытия в советские годы, однако некоторые изменения в ее первоначальном облике произошли еще до революции: в 1870-е гг. были пристроены приделы в честь Николая Чудотворца и чтимой бронницкой святыни – Иерусалимской иконы Божией Матери. В 1904 году на средства церковного старосты В. Благова была возведена высокая колокольня в псевдорусском стиле.

http://sobory.ru/article/?object=14140

В 2017-2018 г.г. были проведены работы по реставрации штукатурки, окраске, обработке белокаменной поверхностей, лепного декора, кровли, медного купола, крест из лиственницы с обтяжкой медью. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru Церковь Архангела Михаила является старейшей постройкой великолепного усадебного ансамбля в селе Архангельское городского округа Красногорск. Небольшая церковь, стоящая на высоком берегу реки Москвы, была возведена в 1667 году. По посвящению этой церкви в честь Архангела Михаила село Уполозы и получило свое нынешнее имя – Архангельское. Церковь в стиле московского узорочья была построена предположительно по проекту известного крепостного архитектора Павла Сидоровича Потехина. Ранние упоминания о селе Уполозы на реке Москве относятся еще к концу XVI века. Владельцами села в ту эпоху были Осип Моисеевич Рязанцев и Алексей Иванович Уполоцкий, по фамилии которого, вероятно, и село получило свое первое название. Уже тогда в Уполозах имелась деревянная церковь Архистратига Михаила, которая, однако, стояла «без пения», то есть не действовала. После Смутного времени братья Немир (Роман) и Григорий Киреевские выкупили Уполозы у вдовы прежнего владельца. Деревянная Михайловская церковь в то время уже имела приделы святителя Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи, причем посвящение главного престола указывалось как «Чудо Архистратига Михаила в Хонех», которое празднуется Церковью 19 сентября (по новому стилю). В 1646 году Уполозы «Архангельское тож» приобрел боярин Федор Иванович Шереметев, а в 1678 году село уже принадлежало князю Якову Никитичу Одоевскому. Князь Одоевский в качестве приданого за дочерью дал Архангельское своему зятю Михаилу Яковлевичу Черкасскому. В отказной книге 1681 года впервые упоминалась каменная церковь Архистратига Михаила, хотя дата постройки не уточнялась. Главное посвящение каменного храма, видимо, изменилось с «Михайлова чуда» на Собор Архистратига Михаила, празднование которого совершается 21 ноября. Вот что было записано в писцовых книгах: «Село Архангельское , а в том селе церковь каменная собор святого Архистратига Михаила, да в пределе святого пророка Иоанна Предтеча, да в другом пределе святого отца Николая Чудотворца, а в церкви образа, и книги, и ризы, и сосуды, и утварь, и колокола и всякое церковное строение вотчинникова». Вероятно, что существующий в настоящее время каменный Михайловский храм был построен в 1667 году при Якове Никитиче Одоевском. Существовали и другие мнения на этот счет.

http://sobory.ru/article/?object=01733

Михаил поднялся с нар, протянул вперед руки, почти шагнув, и громко произнес дважды: «Господи! Господи!» И потянувшись еще немного вперед, упал навзничь и сразу вытянулся. Рука, державшая руку о. Арсения, разжалась, черты лица приобрели спокойствие, но глаза еще светились и с восторгом смотрели вверх, и о. Арсению показалось, что он воочию увидел, как душа Михаила покидала тело. Потрясенный, о. Арсений упал на колени и стал молиться, но не о душе и спасении умершего, а о той великой милости к нему, о. Арсению, милости, даровавшей, сподобившей увидеть Неувиденное, Непознаваемое и самое таинственное из тайн – смерть Праведника. Поднявшись с колен, о. Арсений склонился над телом Михаила, глаза которого были еще раскрыты и озарены светом, но свет постепенно гас, озаренность пропадала, чуть заметная дымка покрыла их, потом веки медленно закрылись, по лицу пробежала тень, и от этого лицо стало величественным, радостным и спокойным. Склонившись над телом, о. Арсений молился, и хотя он только что присутствовал при смерти инока Михаила, на душе у него не было скорби, были спокойствие и внутренняя радость. Сейчас он видел Праведника, прикоснулся к Милости Божией и Славе Его. Отец Арсений бережно оправил одежду умершего, поклонился телу Михаила и вдруг осознал, что он находится в бараке лагеря «особого режима», и мысль, как молния, еще и еще раз пришла к нему, что Бог, Сам Господь был сейчас здесь и принял душу Михаила. Скоро должен был начаться подъем. Отец Арсений взял шапку Михаила, спорол номера со своей и его шапки и пошел к старшому по бараку сказать о смерти Михаила. Старшой из старых уголовников спросил номер умершего и посочувствовал. Барак открыли, заключенные выбегали на поверку, строились. Перед входом в барак стояли надзиратели, старшой по бараку, подойдя к ним, сказал: «Мертвяк у нас, 382». Один из надзирателей вошел в барак, посмотрел на умершего, толкнул тело носком сапога и вышел. Часа через два из санчасти приехали на санях за телом. Вошел врач из вольнонаемных, небрежно скользнул взглядом по телу Михаила, рукавицей поднял веко и брезгливо сказал дневальным: «Быстрее на отвоз».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

После закрытия храма в селе Сентяпино и угрозы ареста за обличения «обновленцев» и за апологетические выступления на диспутах с атеистами, отец Михаил в 1928 г. по совету и протекции отца Василия Надеждина перебрался в Москву. Здесь он общается с отцом Василием и его окружением, в которое входили московские священники отец Владимир Амбарцумов и отец Михаил Шик, Сергей Алексеевич Никитин (будущий епископ Стефан), а также часть профессуры Тимирязевской Сельскохозяйственной Академии. Вскоре отец Михаил получил приход в Ильинском на Бодне Можайского района Московской области. Частыми гостями в Ильинском у отца Михаила были его московские друзья. Известная православная поэтесса Надежда Александровна Павлович в этот период всегда снимала дачу в Ильинском и духовно окормлялась у отца Михаила. Она и привезла Сергея Алексеевича Никитина в Ильинское после освобождения его из лагеря в 1933 г. Бывшим заключенным не разрешалось жить в Москве и Московской области в пределах 100 км. от Москвы. Поэтому первое время Сергей Алексеевич жил и был даже прописан у отца Михаила. А отец Василий с семейством гостил у отца Михаила накануне своего ареста. Он был арестован в 1929 г. и погиб в Кемьском лагере по дороге на Соловки. В 2000 г. отец Василий Надеждин прославлен Русской Православной Церковью и почитается как священномученик Василий Московский. После закрытия храма в Ильинском в 1934 г. арестовали и отца Михаила. Он был осуждён на 3 года в Сибирь на строительство Байкало-Амурской Магистрали (БАМ-1). Узнав об аресте отца Михаила, отец Владимир организовал помощь его семье, которая состояла из матушки Веры Михайловны, шестерых детей и родителей отца Михаила. Кроме того, отец Владимир благословил и как бы прикрепил семейство Квитко к семье отца Михаила для оказания всяческой постоянной помощи. Так зародилась дружба двух семей продолжающаяся и поныне. После освобождения из лагерей в 1936 г. отцу Михаилу и его семье помогли перебраться в деревню Бородухино, распложенную в 6-ти км. от г. Малоярославеца Калужской области, а матушка стала учительствовать в местной школе. В 1936 г. отцу Михаилу удалось получить в Пензенской области паспорт без отметки о судимости, что помогло ему избежать последующих арестов, особенно в 1937 г. Выдержав соответствующие экзамены на курсах учителей, отец Михаил стал учительствовать вместе с женой, и ко времени моего знакомства с ним был директором школы и даже депутатом Малоярославецкого районного Совета.

http://pravmir.ru/blagodatnye-vstrechi-v...

2. С.-Петербургская духовная академия в минувшем году и годичный акт: [О выбытии из Академии архимандрита Михаила Грибановского ]//Церковный вестник. 1891. 8. С. 113. 3. Наречение и хиротония архимандрита Михаила во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии//Церковные ведомости. 1894. 33. С. 1146 (ч. неофиц.). 4. Наречение и хиротония архимандрита Михаила во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии//Полтавские епархиальные ведомости. 1894. 17. С. 643–645 (ч. неофиц.). 5. О возношении при богослужениях имени епископа Прилукского Михаила, викария Полтавской епархии//Полтавские епархиальные ведомости. 1894. 18. С. 942–943 (ч. офиц.). 6. [О прибытии в Полтаву преосвященного Михаила, епископа Прилукского и его первых посещениях]//Полтавские епархиальные ведомости. 1894. 17. С. 679–681 (ч. неофиц.). – В разд.: Местная хроника. 7. [О совместном служении с преосвященным Иларионом, епископом Полтавским и Переяславским, панихиды по почившем Государе Императоре Александре III и принесении присяги Государю Императору Николаю II]//Полтавские епархиальные ведомости. 1894. 21. С. 907–909 (ч. неофиц.). – В разд.: Местная хроника. 8. Архиерейские служения//Полтавские епархиальные ведомости. 1894. 18. С. 939, 940; 19. С. 984, 985; 20. С. 1000–1001, 1001–1002; 21. С. 1053–1054,1054–1056; 22. С. 1085–1086; 23. С. 1116,1117–1118; 24. С. 1190–1191; 1895. 1. С. 5; 2. С. 55–56; 4. С. 153–154; 5. С. 187; 6/7. С. 224,225–226; 8. С. 261; 10. С. 324–325; И. С. 334–335; 12. С. 377–378; 13. С. 433–434; 14. С. 473–474; 15. С. 585, 586; 16. С. 669–671; 17. С. 742–743; 18. С. 813–814; 19. С. 841; 20. С. 885–886; (ч. офиц.). 9. [О поездке преосвященного Михаила, епископа Прилукского, для обозрения церквей Полтавского, Миргородского, Лохвицкого, Пирятинского и Прилукского уездов]//Полтавские епархиальные ведомости. 1895. 13. С. 439 (ч. офиц.). 10. [Высочайший указ о назначении епископа Каширского Михаила епископом Таврическим и Симферопольским]//Церковные ведомости. 1895. 49. С. 431 (ч. офиц.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Первая церковь называлась Христокрещенской, была деревянной двухпрестольной: один в честь Крещения Господня, второй во имя преподобного Михаила Малеина (небесного покровителя Государя Михаила Федоровича Романова, при крещении нареченного в честь преподобного Михаила Малеина). Деревянный храм неоднократно страдал от пожаров, но каждый раз снова восстанавливался. Через сто лет в 1737 году в храме было уже три придела: во имя Богоявления Господня, во имя пророка Илии и во имя Архистратига Михаила. За сто лет придел преподобного Михаила Малеина трансформировался в придел Архангела Михаила. В апреле 1741 года и эта церковь полностью сгорела на глазах известного ученого-путешественника Иоганна Гмелина, бывшего в то время в Томске. Следующая деревянная церковь была четырехпрестольной: в честь Богоявления Господня, в честь иконы Божией Матери Одигитрии, во имя Архистратига Михаила и во имя пророка Илии. В 1770 году 15 апреля на площади произошел пожар. Горели деревянные купеческие лавки близ церкви Богоявления. В результате храм был почти полностью утрачен. Через год 9 июля 1771 года вместо сгоревшей церкви Богоявления Господня вновь была построена деревянная с наименованием собора святого Архангела Михаила. Наконец, 31 декабря 1776 года, было решено возвести на месте обветшалой деревянной церкви каменную. Заложен новый каменный двухэтажный храм был в 1777 году, метров на 50-70 к западу от прежней деревянной церкви (ближе к реке Томь). А на том месте, где у старого деревянного храма находился алтарь и святой престол, по церковному обычаю был устроен небольшой кирпичный памятник (в 1858 году этот памятник убрали и на его месте соорудили Иверскую часовню). Нижний этаж каменной церкви был построен и освящен в честь Богоявления Господня 23 ноября 1784 года. Строительство верхнего придела во имя пророка Илии растянулось на сорок лет, и завершено было лишь в 1817 году. Церковь строилась только на средства прихожан и жертвователей, постоянного источника денег на строительство не имелось, поэтому и само строительство шло не равномерно.

http://sobory.ru/article/?object=03578

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010