Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик протоиерей Михаил Тихоницкий – †7/20 сентября 1918 Прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских Память празднуется 7/20 сентября (преставление) и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских) ОБРАЩЕНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II по случаю прославления священномученика протоиерея Казанско-Богородицкого собора города Орлова Вятской епархии Михаила Тихоницкого Ваше Высокопреосвященство, всечестные отцы, дорогие братья и сестры богоспасаемой земли Вятской! От всего сердца поздравляю Вас с торжеством прославления в сонме новомучеников великого подвижника и мученика за веру Христову протоиерея Михаила Тихоницкого. В ХХ веке Русская Православная Церковь шла тернистым путем исповедничества и мученичества. Бесчисленное множество священнослужителей, монашествующих и мирян с твердостью и смирением приняли кончину, как это подобает каждому подвижнику и делателю на ниве Божией. Претерпевая великие скорби, они сохранили в сердце мир Христов, стали светильниками веры и благочестия. Память о них навсегда останется в сознании православного народа земли Российской. Ныне совершается прославление священномученика Вятской епархии протоиерея Михаила Тихоницкого. Церковное Предание и мученические акты свидетельствуют о святости отца Михаила, которому было дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него ( Флп 1:29 ). Его мученический подвиг умножил славу Христовой Церкви на Вятской земле и явил святость и высокое благочестие, подтверждая слова апостола Павла о том, что временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас, ибо ничто не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим 8:18,39 ). Молитвами священномученика Михаила да укрепит нас всех Господь и да осенит Своим благословением духовное возрождение земли Вятской! АЛЕКСИЙ Патриарх Московский и всея Руси ОБРАЩЕНИЕ Архиепископа Вятского и Слободского ХРИСАНФА по случаю прославления в лике новомучеников Российских священномученика Михаила Тихоницкого

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кировская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Кировской области [ править править код ] С начала русской колонизации Средней Вятки в конце XII века приходы Вятской земли входили в состав Новгородской архиепископии. Далее с 1489 Хлынов и окрестности составляли церковную десятину и управлялись патриаршим десятильником (назначавшимся из представителей местной церковной верхушки, главным образом из рода Юферевых) — земли входили в Митрополичью область. По соборному определению 1657 года и повелением Патриарха Никона была открыта самостоятельная Вятская епархия; начала свою деятельность в 1658 с приездом первого епископа Александра, которому был дан титул вятского и великопермского. С декабря 1937 по декабрь 1942 не имела своего правящего архиерея. Управляющим епархией с 23 апреля 1978 года по 4 января 2011 года являлся митрополит Вятский и Слободской Хрисанф (Чепиль). 5 января 2011 года временным управляющим епархией назначен архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн (Тимофеев). Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года новым правящим архиереем назначен архиепископ Марк (Тужиков). 4 октября 2012 года из состава епархии были выделены Уржумская и Яранская епархии со включением их и Вятской епархии в состав новообразованной Вятской митрополии. Населённые пункты [ править править код ] Киров Святыни Кировской области [ править править код ] Свято-Успенский Трифонов монастырь (Киров) : мощи преподобного Трифона Вятского (XVI в.). Преображенский Вятский женский монастырь : мощи священноисповедника Виктора, епископа Вятского и Глазовского Свято-Серафимоский собор (Киров) : список «Великорецкой» иконы свт. Николая. Филейское кладбище: могила преп. Стефана Филейского (XIX в.). Храм Св. Новомучеников и Исповедников Российских на Филейке: икона муч. Пантелеимона Целителя (келейный образ преп. Стефана). Свято-Троицкий собор (Яранск) : мощи преп. Матфея Яранского (ХХ в.). ОРЛОВ. Кладбище: могила сщмч. Михаила Тихоницкого (ХХ в.). Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Орлов) : мощи Михаила Тихоницкого

http://azbyka.ru/palomnik/Кировская_обла...

ЦВ 1-2 (278-279) январь 2004 /  25 января 2004 г. Образ «инока скромного» В сентябре 18, 2003) «Церковный вестник» рассказал о канонизации первого новомученика Вятской земли протоиерея Михаила Тихоницкого. Один из его сыновей стал видным деятелем русского церковного зарубежья. Церковно-политическая деятельность митрополита Владимира — преемника митрополита Евлогия (Георгиевского) — тема серьезного исторического исследования. Здесь мы лишь попытаемся описать облик «инока скромного» — как он был назван в одной из посвященных ему посмертных статей. Вячеслав Михайлович Тихоницкий родился 2 марта 1873 года на Вятке, в с. Быстрица близ Орлова, и происходил из старого священнического рода. Фамилия Тихоницкий была присвоена его деду при поступлении в училище: трое из поступающих были однофамильцами — Федоровыми, один из них поклонился ректору «тихо, низко», и тот назвал его Тихонизким. Мать Вячеслава умерла, когда ему было три года, но на всю жизнь он сохранил яркую память о ней, преклонившей колени в горячей молитве. Жила семья отца Михаила скромно, отец был на службах и требах от зари до зари. С детских лет в юном Вячеславе закладывается любовь к богослужению: сопровождая отца в Церковь, он пономарил, читал без пропусков службу, подпевал на клиросе старому псаломщику. Затем приходят годы училища и семинарии, которую юноша закончил на хорошем месте, но все же недостаточном для поступления в Академию на казенный счет. Однако неожиданно он получил от Вятского Преосвященного Сергия (Серафимова) указание держать экзамен в Казанскую академию, с рекомендацией «за отличное благочестие». Несмотря на полное отсутствие подготовки, Вячеслав выдержал испытание и был принят в академию на казенное содержание. По воспоминаниям сверстников, его характеризовало «личное христианское смирение, незлобие, кротость, стремление к неосуждению своего ближнего, и особенное молчаливо-благотворное влияние на окружающих». Светские развлечения его не привлекали. Так, однажды товарищи затянули его на представление «Грозы» Островского, на котором он заснул, после чего его оставили в покое.

http://e-vestnik.ru/history/obraz_inoka_...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / та Екзархати У В " подвигу священномученика Михайла Тихоницького для друку 25 вересня 2018 р. 10:45 20 сентября 2018 года, в день сотой годовщины подвига священномученика Михаила Тихоницкого, митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений и митрополит Вятский и Слободской Марк совершили Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы г. Орлова (Кировская область), где пребывают мощи святого. Высокопреосвященным архиереям сослужили: епископ Яранский и Лузский Паисий ; епископ Уржумский и Омутнинский Фома ; духовенство  Вятской епархии : благочинный Первого вятского благочиния протоиерей Димитрий Антонов, благочинный Второго вятского благочиния иерей Михаил Казаковцев; благочинный Оричевского благочиния протоиерей Николай Федько, благочинный Кстининского благочиния иерей Алексей Киторога, благочинный Слободского благочиния протоиерей Евгений Смирнов, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Орлова протоиерей Николай Торопов, ключарь Успенского кафедрального собора г. Кирова протоиерей Александр Балыбердин, настоятель Троицкого храма с. Медяны Кировской области протоиерей Андрей Дудин, настоятель Свято-Духовского храма г. Слободского протоиерей Николай Бутюгов, благочинный Орловского благочиния иеромонах Никодим (Полушкин), благочинный Кирово-Чепецкого благочиния иерей Михаил Казаковцев, благочинный Нижнеивкинского и Кукарского благочиния иерей Николай Андреев, руководитель Миссионерского отдела Вятской епархии иерей Петр Машковцев, руководитель епархиального Отдела по делам молодежи протоиерей Сергий Ендальцев, руководитель епархиального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами иерей Александр Коссов, настоятель Царево-Константиновской Знаменской церкви иерей Игорь Шиляев, настоятель храма святого Георгия Победоносца поселка Мирный Кировской области иерей Евгений Костылев, настоятель Спасо-Преображенского храма иерей Сергий Молоканов, клирик храма «Всех скорбящих Радость» г. Кирова иерей Евгений Виноградов; духовенство соседних епархий; клирики Александро-Невского собора г. Парижа протоиерей Андрей Дробот, протодиакон Иоанн Дробот, диакон Сергий Циолкович.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5273574...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Вениамин (Тихоницкий), архиеп. Кировский. Фотография. 1950 г. (Тихоницкий Вениамин Михайлович; 12.10.1869, пос. Ижевский Завод Вятской губ. (ныне Ижевск, Удмуртия) - 2.04.1957, Киров), архиеп. Кировский и Слободской. Из священнического рода, сын сщмч. прот. Михаила Тихоницкого , брат митр. Владимира (Тихоницкого) . В 1890 г. окончил Вятскую ДС по 1-му разряду. 1 авг. 1891 г. Вятским еп. Сергием (Серафимовым) рукоположен во священника к храму в с. Юмском Котельничского у. (ныне с. Юма Кировской обл.), в 1891-1894 гг. был директором и законоучителем юмской церковноприходской школы. 28 июля 1894 г. переведен в клир Александро-Невского собора Вятки. С 1894 г. преподавал естественную историю в Вятском епархиальном уч-ще, Закон Божий и лат. язык - в Вятской общине сестер милосердия. C 1895 г. являлся членом правления эмеритальной кассы духовенства Вятки, с 1897 г.- ее председателем. 17 дек. 1896 г. назначен благочинным церквей города. 1 апр. 1898 г. переведен во Владимирскую ц. Вятки. В 1901 г. назначен членом правления Вятской ДС и жен. епархиального уч-ща, в 1908 г.- управляющим Вятским епархиальным домом. В 1908-1909 гг. свящ. Вениамин прослушал курс естественных наук в СПбДА. Неоднократно участвовал в епархиальных съездах, с 1912 г. избирался депутатом губ. земских собраний. Был награжден орденом св. Анны 3-й степени. После начала первой мировой войны руководил госпиталем в Вятке, участвовал в работе комитета по устройству беженцев. 1 нояб. 1917 г. свящ. Вениамин был назначен членом епархиального совета при Вятском архиерее. В 1921 г. преподавал литургику на пастырских курсах, в том же году награжден Патриархом св. Тихоном правом ношения митры. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 г. подвергся кратковременному аресту. В нач. 1927 г. по состоянию здоровья уехал в Ленинград, где находился на лечении. После возвращения в Вятку 16 сент. 1927 г. свящ. Вениамин вновь был арестован. Во время следствия от него пытались добиться признания в «контрреволюционных связях», к-рые якобы он поддерживал с «братом белогвардейцем Владимиром - эмигрантом в Ницце во Франции, близким другом и сподвижником, известным русским эмигрантом контрреволюционером Антонием Храповицким», в «использовании легального существования церкви в антисоветских целях», в «участии в организации, действующей в направлении помощи международной буржуазии». Священник виновным себя не признал. По приговору от 23 дек. 1927 г. свящ. Вениамин был освобожден без права проживания в крупных городах, а по дополнительному решению от 13 янв. 1928 г. подлежал адм. высылке в г. Галич. В 1930 г., по окончании срока высылки, о. Вениамин вернулся в Вятку, служил настоятелем Владимирской ц. до ее закрытия в 1936 г. 2 нояб. 1938 г. овдовел. 26 окт. 1942 г. возобновил богослужения в Серафимовской ц. в Кирове (название Вятки с 1934), где стал настоятелем.

http://pravenc.ru/text/150321.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 20 сентября 2024 года 7. Пятница. Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мч. Созонта. Свт. Иоанна, архиеп. Новгородского. Прмч. Макария Каневского. Сщмч. Михаила Тихоницкого, пресвитера Орловского . Прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби Радонежских . Прп. Макария Оптинского . Прп. Серапиона Псковского. Совершается шестеричная служба предпразднства Рождества Пресвятой Богородицы и мч. Созонта. На вечерне кафизма 15я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: предпразднства, глас 1й – 3, и мученика, глас 4й – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Всечестное Твое рождество…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры предпразднства, глас 8й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4й: «Всемирная радость…». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же. На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4й (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас тот же, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же. Кафизмы 19я и 20я. Малые ектении. Седальны предпразднства (по дважды). Псалом 50й. Каноны: предпразднства со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученика на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона мученика. По 3й песни – кондак и икос мученика, глас 2й; седален мученика, глас 4й. «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 8й. По 6й песни – кондак и икос предпразднства, глас 3й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мученика. «Слава, и ныне» – светилен предпразднства. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры предпразднства, глас 2й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Пронареченная всех Царица…». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же. На часах – тропарь предпразднства. «Слава» – тропарь мученика. Кондак только предпразднства.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) митрополит Владимир (Тихоницкий) (1873 — 1959), митрополит Западноевропейского Экзархата русских православных приходов, экзарх Константинопольского престола. В миру Тихоницкий Вячеслав Михайлович, родился 22 марта 1873 в селе Быстрица Орловского уезда Вятской губернии. Просходил из священнического рода, был сыном священномученика протоиерея Михаила Тихоницкого и братом архиепископа Вениамина (Тихоницкого). Участник Поместного собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. от Гродненской епархии. В 1922 г. был отстранен от кафедры за неприятие автокефалии Польской Православной Церкви и вывезен чиновниками Польского правительства в Дерманский монастырь на Волыни. В конце 1923 года был возведен Патриархом Московским и всея Руси Тихоном в сан архиепископа. Впоследствии, в октябре 1924 г., был выслан из Польши за границу, в Чехию. Некоторое время пребывал в Праге, а в январе 1925 года был назначен митрополитом Евлогием (Георгиевским), управлявшим Западно-Европейским митрополичьим округом, викарным епископом в г. Ницца, на юго-востоке Франции. В 1946-1947 гг. был ректором Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже. «С ангельской тихостью прожил он всю свою жизнь. «Он казался уже ангелом», — писала встречавшаяся с ним в августе 1959 года игуменья Мария, православная англичанка из Иерусалима.«Хрупким, светящимся, прозрачным… человеком, носившим и излучавшим свет, который исключал возможность лжи» вспоминается митрополит видевшему его незадолго до смерти архимандриту Льву Жилле[…] О «вечной красоте личности» владыки говорил о. Василий Зеньковский. «Наш Владыка как бы сиял тем внутренним светом, который исходил от его постоянного погружения в молитву… ему был дан особый дар ласковой любви, — сказал у гроба митрополита во время отпевания в храме Св. Александра Невского на улице Дарю о. Василий Зеньковский, — бывает ведь любовь подлинная, но безласковая, а наш владыка всегда былласков». Действительно, ласковость (он сам очень любил и постоянно употреблял слово «ласка») для митрополита Владимира была не просто элементом присущего ему стиля общения, но составляла conditio sine qua поп его веры, того чувства Божьего присутствия в мире, которым он жил. «Звери тоже чувствуют Христову любовь, ласкаются к старцам Божиим… Эта ласка, эта Любовь — это Сам Христос», — говорил владыка.[…]

http://pravbiblioteka.ru/book_author/vla...

«Болезни – это отголосок душевного состояния человека» Беседа о врачевании души и тела с иереем Андреем Петровым Лада Баева Предлагаем вниманию читателей интервью с настоятелем прихода в честь священномученика Михаила Тихоницкого города Кирова иереем Андреем Петровым. Разговор шел о выборе жизненной стези, о врачевании души и тела, о деятельности на приходе, где 20 сентября совершается престольный праздник – день памяти святого Михаила, небесного покровителя храма. Иерей Андрей Петров «Я не был ни октябренком, ни пионером, ни комсомольцем» – Отец Андрей, вы потомственный священник. Расскажите, этот факт каким-то образом отразился на вашем обучении в школе, которое пришлось на советское время – эпоху пионеров и октябрят? – Да, можно и так сказать, поскольку папа у меня – священник. Дед погиб на войне, а прадед был чтецом в храме и учителем закона Божьего в селе Ципья, он еще Иоанна Кронштадского встречал, когда батюшка приезжал на Вятку, владыка Никандр благословил ему Евангелие на молитвенную память. То, что я сын священника, в школьные годы, конечно, накладывало отпечаток, и при каких-то ситуациях некоторые люди могли «напомнить» в разговоре, кто мой отец. В школе я не был ни октябренком, ни пионером, ни комсомольцем. Все одноклассники спрашивали, когда же я стану октябренком, а спустя годы – пионером. «Пионер» – это значит «первый». Как все могут быть первыми? Пионер – всем ребятам пример. Какой пример для других учащихся, когда некоторые из них уже курили, вели себя непотребно? После приема в пионеры многие относились к этому событию очень серьезно. Было заметно, что они гордятся, став «первыми». Галстуки были наглажены, поправляли узелки. Но потом это постепенно сходило на нет. Могли «забыть» галстук. Иногда они походили на тряпочки, которыми вытирали школьные доски – такие же мятые и несвежие, за что некоторым доставалось от классного преподавателя. У многих стало появляться негативное отношение к сборам, линейкам и прочим пионерским мероприятиям. Они становились в тягость. Сбежать с линейки, думаю, была мечта любого.

http://pravoslavie.ru/156157.html

В преддверии дня памяти первого вятского священномученика Михаила Тихоницкого (20 сентября), пострадавшего в 1918 году в годы красного террора, мы пообщались с правнуком святого – протодиаконом Иоанном Дроботом, который несет служение в соборе святого Александра Невского в Париже. Путь к священству длиной в 33 года Отец Иоанн Дробот – Отец Иоанн, как так сложилось, что вы живете и служите в православном храме города Парижа? Когда и при каких обстоятельствах ваша семья эмигрировала во Францию? – Отец попал во Францию после Второй Мировой войны, его немцы взяли в плен в концентрационный лагерь, и он из этого лагеря бежал, а потом оказался в Берлине. Из Берлина бежал в Италию. А в 1947 году из Италии поехал во Францию учиться в Свято-Сергиевском православном богословском институте. Мама родилась в Риге, и ее отец – Елпидифор Михайлович Тихоницкий, сын священномученика Михаила – оказался в Прибалтике во время Первой Мировой войны. После революции он остался в Латвии, его пригласили преподавать в Риге. Дед был преподавателем словесности и постепенно стал разворачивать очень большую педагогическую деятельность, издавал учебники русского языка, учебники по литературе и занимался тем, что помогал русскому крестьянскому меньшинству в Латвии, и таким образом дважды был избран депутатом латвийского сейма (парламента). Он был там, как и священномученик Иоанн Рижский (Поммер). Отец попал во Францию после Второй Мировой войны: немцы взяли его в плен, из которого он бежал Когда началась Вторая Мировая война, советские войска оккупировали Латвию, деда арестовали и сослали в Казахстан. Он скончался в 1942 году в лагере в Петропавловске-Казахстанском. Бабушка, когда немцы отступали, предпочла отступить с немцами, нежели оставаться при советском строе. После того как деда арестовали и сослали, ее ожидала та же участь. Они с мамой и моим дядей оказались в Австрии, а потом поехали во Францию, где с 1925 года брат деда (будущий митрополит Владимир) являлся викарным епископом при митрополите Евлогии в экзархате Константинопольского Патриархата. Так бабушка, мама и дядя приехали в 1947 году во Францию.

http://pravoslavie.ru/156197.html

Торжества в честь обретения Великорецкого образа святителя Николая Чудотворца начались в Вятской митрополии 4 июня 2021 г. 10:46 3 июня 2021 года, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, митрополит Вятский и Слободской Марк в сослужении духовенства Вятской епархии возглавил Божественную литургию в Успенском Трифоновом мужском монастыре города Кирова. В этот день начались торжества в честь явления Великорецкого образа святителя Николая. В 2021 году отмечается юбилейная дата, связанная с этой иконой, — 500 лет со времени первого документального упоминания в источниках Великорецкого образа и паломничества на реку Великую. Летописные источники свидетельствуют, что в 1521 году великий князь Василий III пожертвовал Великорецкой иконе драгоценный оклад.  За Литургией богослужебные песнопения звучали в исполнении Архиерейского хора Успенского собора под управлением регента Юлии Скопиной. В группе Вятской епархии в социальной сети «ВКонтакте» шла прямая трансляция богослужения. Со словом проповеди к верующим обратился настоятель храма в честь Михаила пресвитера (священномученика Михаила Тихоницкого) города Кирова иерей Андрей Петров. «Будем помнить о тех, кто этот крестный ход берег в советские годы. 9 мая 1959 года Великорецкий крестный ход был запрещен, потому что якобы вытаптываются поля паломниками. Это была выдумка советской власти. Но наши бабушки, прабабушки ходили этим крестным ходом. Как? А тайком: через лески и перелески, в оврагах прятались от нарядов милиции, от комсомольских патрулей. Некоторых вылавливали, отвозили обратно, но они все равно шли на Великую, потому что обет приносить икону был дан вятским народом. Иной раз иконы не было, и они шли сами с образками святителя Николая. И мы должны помнить, должны хранить и беречь то, что нам дали наши предки», — сказал священник. По окончании богослужения перед Великорецким образом святителя Николая глава Вятской митрополии совершил молебен с акафистом. Затем владыка Марк благословил крестоходцев. Далее чтимый образ и участники торжеств переместились в Троицкую церковь слободы Макарье, где около полудня по традиции под открытым небом перед Великорецким образом был совершен молебен святителю Николаю. Возглавил богослужение митрополит Марк.

http://patriarchia.ru/db/text/5817139.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010