Орудия Страстей нек-рое время хранились в храме Гроба Господня в Иерусалиме, затем их перевезли в Антиохию. В 1098 г. (или 1118) именно здесь благодаря видению осажденные в городе крестоносцы обрели реликвии (гвозди из Честного Креста и св. Копье) и одержали великую победу в битве с мусульманами (Хроника патриарха Михаила Сирийца. 1870. С. 558). Впосл. эти святыни были отправлены в дар визант. имп. Алексею I Комнину (1081-1118) Пемундом (т. е. Боэмундом), одним из наследников киликийского трона. В 1453 г., после взятия К-поля, св. Копье среди проч. ценностей перешло к Мехмеду II, а в 1492 г. его сын Баязид II отправил его в Рим папе Иннокентию VIII, к-рый держал в плену его брата Джема. С тех пор эта реликвия хранится в Ватикане. О копье, найденном в Антиохии крестоносцами, также сообщает арм. историк Матфей Эдесский (Матевос Едесаци или Маттеос Урхаеци; XII в.). Когда в 1098 г. осажденные в Антиохии крестоносцы, получив гарантию безопасности от осаждавших их мусульман, решили сдать город и вернуться на родину, один богобоязненный франк увидел во сне ап. Петра, к-рый сказал ему: «В левой стороне церкви спрятано то орудие, которым нечестивые евреи пронзили непорочное ребро Христа; оно находится перед алтарем. Достаньте его и, используя его в борьбе, вы победите своих врагов, равно как Христос победил сатану» ( Матфей Эдесский. 1991. С. 264-265). Это видение повторялось трижды. О нем рассказали Готфриду Бульонскому, Боэмунду и др. предводителям крестоносцев. Они начали молиться и в указанном месте ц. ап. Петра нашли св. Копье, благодаря чему вскоре крестоносцы одержали важную победу. Согласно Матфею Эдесскому, именно это копье в следующем году было подарено графом Раймундом IV Тулузским визант. имп. Алексею I Комнину (Там же. С. 285). Эта история сохранилась в неск. версиях арм. авторов, напр., Киракоса Гандзакеци и Вардана Аревелци (XIII в.). Последний рассказывает, что в 1098 г. гр. Балдуин захватил Эдессу, а в 1099 г. в Антиохии на крестоносцев напали иноверцы, но франкам удалось разгромить 8 тыс. чел., потому что в ц. св. Петра они нашли копье, которым иудеи повредили изображение Христа. При этом из раны хлынули кровь и вода, как это было, когда Л. С. вонзил копье в ребра Спасителя. Это копье чтилось и называлось «боговонзенным», и именно с его помощью крестоносцы уничтожили своих противников, а потом послали копье в дар имп. Алексею I.

http://pravenc.ru/text/2110712.html

«И почил, – добавляет сирийское житие, – и пришел в покой от своих подвигов, трудов и мучений». Несколько иначе рассказывает о кончине преподобного Симеона житие, написанное Антонием. Именно по этому житию, преподобный Симеон скончался в пятницу, но уже в этот день он не показывался собравшемуся народу, как это было у него обычно. То же отсутствие подвижника наблюдалось в субботу и в воскресенье и тогда, поднявшись, ученик увидел столпника неподвижным и безмолвным. После нескольких вопросов стало ясным, что старца в живых уже нет. В этом последнем изображении излагаемого события исследователи видят путаницу и неправильности и поэтому отказывают ему в достоверности (а вслед за этим пунктом и во многих других частностях Vita). Помимо внутренних противоречий указывают 70 , что пятница была днем памяти мучеников и святых, а потому и агиографы заставляли умирать описываемых ими святых людей преимущественно в пятницу. Но и сообщение о том же предмете сирийского жития при всей его хронологической корректности (год и день здесь очень хорошо сходятся: 2 сентября 459 г., действительно, было в среду) по внутренним признакам заключает в себе еще более невероятного, чем рассказ Антония. Хорошо предполагают относительно обоих рассказов (принимая во внимание и другие неуказанные здесь частности), что мы в этих версиях имеем в сущности одну сильно стилизованную монастырскую легенду о кончине великого основателя монастыря. За всем тем остается хронологическая проблема о точной дате смерти преподобного Симеона Столпника. Кажется, надо согласиться, что такой датой, исторически обоснованной, может быть скорее всего 2 сентября 459 г. (среда). Помимо сирийских хроник (в хронике Михаила сирийца (IV, 5), впрочем, говорится, что святой Мар-Симеон Столпник умер в 773 г. греков), эту дату Lietzmann обосновывает на житии преподобного Даниила Столпника, что в Анапле (ss. 233–35), хотя то обстоятельство, что Liemzmann’y потребовалось целых 2 страницы на доказательство этого тезиса, показывает, что он не совсем прочно стоит и, конечно, имеет значение лишь как косвенный довод в целой аргументации.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Grisy...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР V (IV) Патриарх Александрийский (80-90-е гг. VII в.), православный, участник VI Вселенского (680-681) и Трулльского (Пято-Шестого; 691-692) Соборов в К-поле. В VI Вселенском Соборе участвовал как местоблюститель Александрийского Патриаршего престола, будучи монахом и пресвитером. В этом качестве его подпись в соборных актах присутствует многократно. На первых заседаниях Собора он примкнул к партии сторонников монофелитства , но потом перешел к православным. П. присутствовал на 1-8-м заседаниях Собора и после перерыва возобновил свое участие в нем только на 14-м заседании. Отсутствие П. на заседаниях с 8-го по 13-е связывается с его первоначально промонофелитской позицией (PMBZ, N 5948). Сколько-нибудь значительного участия в обсуждении богословских вопросов на Соборе П. не принимал. После окончания Собора ему было поручено доставить в Александрию копию соборного постановления (ACO II. T. 2. Vol. 1. P. 830), что может служить косвенным указанием на то, что П. был выходцем из Египта, а не из К-поля, как мн. др. предстоятели Восточных Церквей той эпохи. На Трулльском Соборе П. присутствовал уже в сане патриарха; в соборных актах его подпись стоит на 4-м месте ( Mansi. T. 11. Col. 988). Точное время Патриаршества П. неизвестно, равно как и то, где имел он постоянное местопребывание,- в Александрии или в К-поле. На основании распоряжения визант. имп. Юстиниана II на имя Римского папы Иоанна V от 17 февр. 687 г., где император упоминает о патриархах-участниках VI Вселенского Собора ( Mansi. T. 11. Col. 737; RegImp. N 254), можно сделать вывод о том, что П. поставлен патриархом до этой даты. Напротив, согласно «Хронике» Михаила Сирийца (XII в.), П. был поставлен патриархом VI Вселенским Собором, и т. к. на Соборе не было ни одного епископа из Египта, то его участники тем самым хотели придать дополнительный вес своим решениям ( Mich. Syr. Chron. T. 2. P. 451). Однако в соборных актах сведений о поставлении П. нет, и это в любом случае могло произойти только после Собора. Дата кончины П. также неизвестна. Некоторые позднейшие визант. авторы, свт. Фотий I (IX в.; Phot. Ep. 1. 1983. P. 12), канонист Матфей Властарь (XIV в.; Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 6. Σ. 23), интересовались личностью П. с канонической т. зр., т. к. его присутствие на VI Вселенском Соборе является прецедентом того, что местоблюстителем и представителем Патриаршего престола может быть обычный иеромонах.

http://pravenc.ru/text/2580334.html

    1523 Из этого места «Алексиады» ни в коем случае нельзя делать вывода, что брат Анны, Андроник погиб во время похода Алексея против турок. Плач по Андронику — своего рода лирическое отступление. Умер Андроник в 1129 г. (см. Zon., XVIII, 24).     1524 Амба находилась в 10 с лишним километрах севернее Примнеса (Ramsay, The historical geography..., р. 139).     1525 Акроний находился примерно в 3 км северо-западнее Примнеса (Ramsay, The historical geography..., р. 139).     1526 Речь идет о поражении при Манцикерте в 1071 г.     1527 Ср. сообщение Зонары (Zon., XVIII, 26): «Во главе турецкого посольства находился человек султанского рода, которого его соплеменники именуют султаном. Увидев издали императора, он сошел с коня и совершил обычное преклонение». Как и Анна, Зонара пишет, что «император с готовностью согласился на мир и щедро одарил турок». См. Dölger, Regesten..., 1269 (1116 г.).     1528 Масуд (Μασοτ) — сельджукский султан (1116—1155). (См. Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 183). По сообщению Михаила Сирийца, Масуд был заключен в тюрьму Мелик-Шахом, но с помощью одного эмира ему удалось освободиться и заключить союз с данишмендским эмиром Гази III, который предоставил Масуду военную помощь (см. Chalandon, Les/Comnène, рр. 42—43). Рассказ о перипетиях борьбы Масуда с Мелик-Шахом и смерти последнего содержится только в «Алексиаде».     1529 Ил., II, 20.     1530 Гази (Γαζς). См. Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 108.     1531 Б. Лейб (Leib, Alexiade, III, р. 262) допускает возможность, что это тот самый Хасан, о котором шла речь в 1-й главе XIV книги «Алексиады».     1532 λεγμς -Илигмиш? См. Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 122.     1533 Эти события относятся уже, видимо, к 1117 г. После расправы над своим братом Масуд получил власть султана и женился на дочери Гази III (Chalandon, Les Comnène, р. 44).     1534 Враждебный Алексею Зонара (Zon., XVIII, 27) тоже рассказывает об этом необычном шествии и заботе императора о старых и больных людях. Старикам он предоставил вьючных животных, больных велел нести на щитах, а сам обходил ряды и ободрял людей, утомленных или страдающих от жажды, голода и других причин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ I Патриарх Антиохийский (предположительно 844-867). Патриаршество Н. прошло под знаком раскола в Антиохийской Церкви, когда на Патриарший престол одновременно претендовали Н. и Евстафий (845 - между 861 и 869). Церковный историк правосл. Александрийский патриарх Евтихий , писавший всего 3 поколения спустя, удивительным образом не упоминает о расколе и не называет Евстафия среди Антиохийских первосвятителей. Вступление на Патриаршество Н. летописец относит к 3-му или, по др. спискам, 6-му году правления халифа аль-Васика (842-847). Более обоснованной представляется первая из этих датировок (3-й год халифата аль-Васика начался в кон. нояб. 843). По данным Евтихия, Н. скончался после 23 лет Патриаршества. Значительно более подробно начальные годы архипастырства Н. освещены в «Хронике» сиро-яковитского Антиохийского патриарха Михаила Сирийца (XII в.), восходящей в данном случае к историческим трудам яковитского патриарха Дионисия Телль-Махрского († 845), современника событий, не упустившего возможность описать нестроения в общине своих религ. противников - мелькитов (православных). Согласно яковитской летописи, когда после смерти патриарха Иова антиохийские мелькиты пытались избрать ему преемника, окружение покойного патриарха продвигало на Патриаршество некоего диакона, близкого к Иову, однако противостоящая им партия выдвинула кандидатуру Евстафия, приближенного митр. Василия Тирского. Спор решился вмешательством араб. градоначальника Антиохии, также происходившего из Тира, к-рый заставил замолчать противников Евстафия. К последнему был послан священник с грамотой о его избрании. Не получив от Евстафия ожидаемого денежного подношения, посланец соскоблил его имя в пергаментной грамоте и вписал туда имя Н., в то время занимавшего кафедру митрополита Дамасского. Видимо, неприятие антиохийцами Н. проявилось столь очевидно, что хиротония патриарха была проведена неск. епископами не в этом городе, а в соседнем Халебе (Алеппо).

http://pravenc.ru/text/2566052.html

Судя по всему, и по этому вопросу Зееберг пришел к определенному решению раньше, чем ознакомился с моей статьей. Не зная ничего ни о гипотезе А. И. Бриллиантова , ни о моих возражениях против гипотезы Швартца, Зееберг вполне согласился с Швартцем, что это был Евсевий исавропольский, и от себя дополнил его предположением, что этот Евсевий был interventor " ом, т. е. временным заместителем («местоблюстителем») антиохийской кафедры, и поэтому именно ему и предоставлено было первое место на соборе, который и созван был для избрания антиохийского епископа. Прочитав мою статью, Зееберг особенно заинтересовался упомянутым у меня 70 предположением А. И. Бриллиантова , что под «Евсевием» новооткрытого послания скрывается Осий кордубский, имя которого и в других сирских памятниках, как напр. в Liber chalifarum и в хронике Михаила сирийца искажено в «Евсевий». Но не совсем удачный подбор выражений у меня («Осий – носит имя Евсевия») подал повод к недоразумению: Зеебергу показалось, будто по предположению А. И. Бриллиантова Осий носил, как второе имя, имя Евсевий 71 , хотя сказанное у меня в скобках «(в сирском имена σιος и Εσβιος представляют величины взаимно заменимыя]» и устраняло кажется возможность такого недоразумения. Но сам Зееберг, и не поняв моих слов, но наведя справки в упоминаемых мною – со слов А. И. Бриллиантова – источниках, сделал из них тот, самый вывод, какой имел в виду и А. И. Бриллиантов , именно, что имя =σιος было ошибочно прочитано сирийцами, как =Εσβιος 72 . Но не решаясь принять эту гипотезу, Зееберг предлагает ее только на «размышление читателя», dem Nachdenken des Lesers. В разбор аргументации Зееберга за эту гипотезу не вхожу, так как она теперь обстоятельно мотивирована самим автором ее – А. И. Бриллиантовым 73 . Видит Зееберг – и по-видимому независимо от меня – и ту возможность, что имя «Евсевий» в заголовке новооткрытого послания – простая интерполяция 74 . Однако Зееберг и теперь более склоняется к мнению Швартца, что загадочный Евсевий есть Евсевий исавропольский, и подробно мотивирует то свое предположение, что этот Евсевий был чем-то в роде interventor´a антиохийской кафедры, и самый антиохийский собор 324/5 года созван был им для избрания нового антиохийского епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Вероятно, Мавия начала войну против римлян в 376 г.; мирный договор с имп. Валентом и назначение М. епископом последовали не позднее 378 г. ( Shah î d. 1984. Р. 184). Согласно Житию св. Виллибальда (см. ст. Виллибальд ), папа Григорий III (731-741) обратился к святому с призывом примкнуть к миссии св. Бонифация в Германии и в качестве примера привел М., который после поставления во епископа получил в удел «свирепейшее племя» (BHL, N 8933; Vita Willibaldi episcopi Eichstetensis//MGH. SS. 1887. Bd. 15. Tl. 1. S. 103). В «Хронике» Михаила Сирийца (XII в.) также рассказывается о назначении М. епископом сарацин; о Мавии говорится, что по происхождению она была римлянкой и, после того как стала женой араб. царя, не изменила веры. Благодаря Мавии, пришедшей к власти после смерти своего супруга, многие обратились ко Христу ( Mich. Syr. Chron. T. 1. P. 294; T. 4. P. 151-152) В зап. «исторических» Мартирологах IX в. поминовение М. появляется благодаря Адону Вьеннскому, к-рый поместил в своем Мартирологе под 7 февр. память святого и сказание о нем, составленное на основе «Церковной истории» Руфина. Адон исказил имя епископа, назвав его Моисетом (Moysetes), и добавил, что он почил в мире. Под этим же числом память М. содержится в Мартирологе Узуарда. В Мартирологе Ноткера Заики из-за ошибки переписчика указание «в Британии» было добавлено к тексту о М., а не к сообщению о сщмч. Авгуле , имя которого здесь пропущено (PL. 131. Col. 1044). В Мартирологе П. Галезини и в Римском Мартирологе кард. Ц. Барония (70-80-е гг. XVI в.) под 7 февр. обозначена память М., к-рый назван епископом Египта ( Galesini P. Martyrologium sanctae romanae ecclesiae. Venetia, 1578. P. 24; MartRom. P. 52). По мнению болландистов, Бароний, локализовав место епископского служения святого в Египте, возможно, подразумевал Моисея Мурина или др. одноименного египетского подвижника (MartRom. Comment. P. 52). В совр. редакции Римского Мартиролога под той же датой говорится о том, что М. вел отшельническую жизнь недалеко от горы Синай (MartRom (Vat.). P. 131).

http://pravenc.ru/text/2647911.html

В. Эрмони издал текст чина К. по рукописи Paris. copt. 109 (olim 72), снабдив его франц. переводом без к.-л. комментариев. Англ. перевод Р. М. Вулли ( Woolley. 1930. P. 1-58; перепечатан без изменений в собрании Э. Уитакера - Whitaker. 1970 2. P. 91-98) был сделан с офиц. издания 1896 г. Некоторые сведения о средневек. копт. практике К. содержит «Книга миропомазания» (букв.- Книга мира), составленная ок. 1346 г. (ркп. Paris. arab. 200. Fol. 7-12) и включающая анонимное сообщение о 6 случаях освящения мира, имевших место в 1299, 1300, 1320, 1330, 1342 и 1346 гг. Сообщение адресовано Иакову, митр. Мосула, племяннику яковитского патриарха и историка Михаила Сирийца. В состав сообщения входит письмо Макария, еп. В. Минуфа (Мемфиса), секретаря копт. патриарха Космы (920-932), адресованное неким архонтам, вопрошавшим об обычае освящать св. миро в Великий четверг. Макарий замечает, что это новый обычай, заимствованный у греков, и что в древности Коптская Церковь освящала миро и елей оглашения в пятницу 6-й седмицы Великого поста по причине массового крещения людей в этот день. В среду 6-й седмицы поста клир и народ собирались в кафедральной церкви святых Евангелистов в Александрии; иордан (баптистерий) наполнялся водой; архидиакон собирал вокруг себя диаконов, и они составляли списки тех, кто будут крещены; чтецы читали огласительное поучение патриарха; священники произносили молитвы над оглашенными и повелевали им поститься до момента причащения. В пятницу вечером патриарх с сонмом епископов освящал миро, елей оглашения (в церкви в середине литургии) и воду (в баптистерии); читалось тайноводственное поучение, объясняющее смысл таинств; затем совершался чин К. с помазанием елеем оглашения (патриарх лично крестил 3 лиц муж. пола), Миропомазание (только лично патриархом), анафора (уже ночью с пятницы на субботу) и причащение, после к-рого новокрещеным давалась смесь меда и молока (пища новорожденных в вере). Соглано Макарию, пятница 6-й седмицы поста интерпретировалась в Коптской Церкви символически: как 6-й день 6-й седмицы, последний день Четыредесятницы, день, в к-рый Господь крестил апостолов, как 6-е тысячелетие, когда Бог Слово воплотился и освободил Адама от рабства греху ( Villecourt. 1923. P. 33-42). В XV в. благодаря деятельности патриарха Гавриила V (1409-1427) происходит унификация копт. богослужения. «Установление» (Китаб Тартиб) патриарха Гавриила V описывает чин К., почти полностью соответствующий структуре совр. чина, в т. ч. содержащий позднюю молитву-анафору на освящение воды ( Abdallah. 1962. P. 113-122 [текст], 319-326 [итал. пер.]). Согласно «Установлению», апостольские и евангельские отрывки должны читаться на копт. языке и толковаться священником на араб. языке. Крещальная формула заключается в произнесении слов «Я крещаю тебя, (имярек), во имя Отца, и Сына, и Св. Духа» при каждом погружении. Если ребенок болен, его предписывается погружать в воду 2 раза наполовину, а в 3-й раз полностью или крестить обливанием.

http://pravenc.ru/text/крещение.html

Как уточняется в Иеронимовой латинской версии «Хроники» (см. Eusebi Chronicorum libri duo/Ed. A. Schoene, p. 167, где в параллельном столбце приводится эта версия). Такое уточнение относительно содержания послания Серения дается Иеронимом, и отсутствует у Евсевия. Евсевий. Церковная история, 4.9. В частности в рескрипте говорится, что «…Если жители провинции могут подтвердить свое обвинение против христиан и отвечать перед судом, то пусть этим путем и действуют, но не требованиями и воплями. Весьма приличествует, в случае обвинения, произвести тебе расследование. Если кто может доказать свое обвинение, а именно: что они поступают противозаконно, тогда в соответствии с преступлением и установи наказание». Более того, многие исследователи отвергает подлинность рассматриваемого рескрипта, что впрочем довольно обосновано опровергает В. В. Болотов (В. В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви в 4-х томах. Т. 2. М., 1994. С. 84-88). Евсевий. Церковная история, 4.23.3: «Вспоминает он (Дионисий Коринфский – П.Л. ) и Кодрата, бывшего их епископом после замученного Пуплия, и свидетельствует, что его рвением были они собраны и вновь загорелись верой». Комментарии ( 1): о. Павел Стефанов, Шумен, Болгария 06 октября 2010г. 02:10 Спасибо за эту статью, которую буду цитировать в мою книгу о монтанизме. Кодрат был одним от родоначальников этого движения и, если верить хронике Михаила Сирийца, его мощи находились вместе с телами Монтана, Прискиллы и Максимилы в роскошном святилище в г. Пепуза (Фригия). Оно уничтожено Ефеским епископом Иоанном. Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/1139253

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (1095, Эдесса - 12.07. 1165), еп. Мардинский и Харранский, богослов, св. Сирийской яковитской Церкви (пам. 12 июля). В миру носил имя Иосиф. В монашестве подвизался на горе около Эдессы. Рукоположен во архиерея в 1124/25 г. католикосом Афанасием VII. Возобновил неск. опустевших монастырей, в т. ч. Дейр-эз-Зафаран (см. Анании святого монастырь ), снабдил церкви своей епархии богослужебной утварью, руководил строительством водопровода. После взятия Эдессы Имад ад-Дином Зенги (1144) и Нур ад-Дином Махмудом (1146) позаботился о выкупе пленных. В связи с падением Эдессы И. написал трактат, в к-ром говорится, что страдания праведников совершаются помимо воли Божией. И. сомневался в истинности обещания, данного Христом царю Авгарю , о неприкосновенности Эдессы (содержится в сир. памятнике «Учение Аддая апостола»). Это вызвало возмущение мн. представителей сир. клира и послужило поводом для составления полемических сочинений. Главным оппонентом И. выступил диак. Иаков бар Салиби (см. Дионисий бар Салиби ; фрагменты полемики приведены в «Хронике» Михаила Сирийца ). В 1153 г. И. возглавил Собор, на котором был составлен свод постановлений, касающихся монашеской жизни. Вскоре после кончины И. был причислен к лику святых: патриарх Михаил Сириец (1166-1199) установил день его памяти и составил в его честь Похвальное слово 12-стопным размером (сохр. в рукописях). И. предположительно считается составителем катен (возможно, на всю Библию) на основе толкований свт. Иоанна Златоуста, прп. Ефрема Сирина и Иакова Эдесского (рукопись из собрания мон-ря Дейр-эз-Зафаран). Незадолго до 1155 г. И. написал трактат о св. мире (сохр. в 3 рукописях). Был известен как обладатель книжного собрания и искусный переписчик Евангелия золотыми и серебряными буквами (на полях одной из выполненных им рукописей сохранились фрагменты записей автобиографического содержания). Ист.: BHO, N 516; Assemani. BO. T. 2. P. 207-208, 216-230; Mich. Syr. Chron. 1905. T. 3. P. 263-269; 1910. T. 4. P. 630-634; Greg. bar Hebr. Chron. eccl. T. 2. Col. 499-502, 514-518, 525-528, 531f; T. 3. Col. 355-358.

http://pravenc.ru/text/469422.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010