Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «КАНОНЫ ИППОЛИТА» один из литургико-канонических памятников древней Церкви (Canones Hippolyti - CPG, N 1742). Текст Греч. оригинал «К. И.» утерян. Сохранился только араб. перевод, выполненный с копт. версии (вероятно, саидского диалекта), которая не сохранилась. Все араб. рукописи не старше XII в. Копт. перевод был выполнен, возможно, в V-VI вв. ( Coquin. 1966). Хотя «К. И.» не входят в состав более крупных сборников литургико-канонических памятников, они присутствуют в сводах канонического права Коптской Церкви. В частности, араб. версия сохранилась в т. н. анонимном Берлинском каноническом сборнике, составленном в XIII в. (Berolin. Sb. arab. 10181. Fol. 123-140, 1334 г.), в сборнике Макария, священника из мон-ря св. Иоанна Колова в Вади-эн-Натрун (1-я пол. XIV в.; известно не менее 11 рукописей; самые важные - Vat. Barber. Or. 4. Fol. 176v - 186, 1350 г.; Vat. arab. 149. Fol. 128-134, 1372 г.; Paris. arab. 251. Fol. 162v - 171, 1353 г.), и в ряде анонимных яковитских сборников (напр., ркп. Paris. arab. 238. Fol. 231v - 259v, XV в.). «К. И.» цитируются в Номоканоне копт. патриарха Гавриила II ибн Турайка (Тарика) (1131-1145) (изд.: Le Nomocanon du patriarche copte Gabriel II ibn Turayk (1131-1145)/Ed. A. Aziz Mina. Beirut, 1993. 2 vol.), в Номоканоне Михаила, копт. митр. Дамиетты, составленном во время Патриаршества Марка III (1167-1189) (Berolin. Sb. arab. 10180, 1211 г.; Paris. arab. 4728, 1886 г.; Vat. arab. 907, XV в.), в Номоканоне ас-Сафи ибн аль-Ассаля (1-я пол. XIII в.; см. в ст. Ассалиды ) (Brit. Lib. Or. 1331, 1236 г., и др. рукописи). Перечень канонов сохранился в 5-й кн. энциклопедического сборника Абу-ль-Бараката ибн Кабара «Светильник во тьме» (Paris. arab. 203. Fol. 53v - 54v, между 1363 и 1369). Полное арабское заглавие памятника - «Церковные каноны и постановления, написанные Ипполитом, князем епископов Рима, согласованные с заповедями апостолов, от Духа Святого [в др. редакции - «от Господа нашего Иисуса Христа»], Который говорил в нем [«через него»]. Числом 38». В Номоканоне патриарха Гавриила II «К. И.» называются «Каноны Болидоса (Булидоса), патриарха Рима, числом 38». В Номоканоне ас-Сафи ибн аль-Ассаля дополнительно сообщается, что эти каноны были переведены на копт. язык (Vat. Borg. arab. 230. Fol. 15v, кон. XIII в.). Сохранилось только копт. заглавие - «Церковные каноны, написанные Ипполитом, архиепископом святого града Рима» (встречается перед канонами Никейского Собора в ркп. Paris. copt. 129 14. Fol. 75, X в.; см.: Achelis H., [Crum W. E.]. The gnwmai of the Synod of Nicaea//JThSt. 1900. Vol. 2. N 5. P. 121-129).

http://pravenc.ru/text/1470261.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМА I ИЕРУСАЛИМИТ [Греч. Κοσμς Ιεροσολυμτης], свт. (пам. греч. 2 янв.), патриарх К-польский (ок. 8 авг. 1075 - 8 мая 1081). Родом из Антиохии; получил образование, принял монашество и долгое время жил в Иерусалиме. Вероятно, переехал в К-поль незадолго до возведения на Патриарший престол. Был избран патриархом по желанию имп. Михаила VII Дуки (1071-1078) как лицо, не связанное с к-польской знатью и клиром Великой ц. Предполагалось, что К. будет послушен имп. воле ( Τσολκης. 1968. Σ. 176). Патриаршество К. пришлось на период тяжелого политического кризиса и ожесточенной борьбы за визант. имп. престол в К-поле. В этих условиях К. мог играть роль третейского судьи в спорах между группировками византийской знати, однако самостоятельной политической фигурой он не стал. Ок. 1076-1077 гг. при К. в К-поле был проведен Собор, на котором впервые Церковью обсуждались и подверглись анафеме взгляды философа Иоанна Итала (RegPatr, N 907). Окончательное осуждение Итала состоялось на 2-м Соборе по его делу в 1082 г. В нач. 1078 г. К. поддержал военный мятеж Никифора Вотаниата против имп. Михаила VII. Возглавляемый К. Синод К-польской Церкви призвал Михаила отречься от престола в пользу Никифора, чтобы разрешить политический конфликт мирно. Действия К. сыграли важную роль в общественном давлении, которое вскоре вынудило Михаила VII к отречению и принятию монашеского пострига (RegPatr, N 909). 2 июля 1078 г., после свершившегося переворота, К. короновал имп. Никифора III Вотаниата (1078-1081). Условием возведения Никифора III на престол было сохранение прав наследования за малолетним Константином Дукой, сыном Михаила VII. При этом К. отказался признать законным политический брак Никифора III с Марией Аланской, бывш. женой Михаила VII и матерью Константина, а также распорядился лишить сана священника, к-рый венчал их (RegPatr, N 910). Это решение К. препятствовало укреплению положения на престоле как Вотаниата, так и фамилии Дука.

http://pravenc.ru/text/2458803.html

[Дохс, Дукс] (IX - нач. X в.), болг. мон. (черноризец), видный политический и культурный деятель, сын хана Пресияна, младший брат кн. св. Бориса (Михаила). Имя Д. с указанием степени родства с князем (frater eras Dox) включено в болг. княжеский помянник на лат. языке на листах Чивидальского Евангелия (Чивидале-дель-Фриули. Нац. археол. музей. Cod. Sacr. 1. Л. 3). По предположению В. Н. Златарского ( Златарски. 1971. С. 180-181. Примеч. 16), именно Д. адресовано послание папы Иоанна VIII (ок. 878-880), отправленное в связи с возвращением Болгарии под церковную власть К-польского патриарха (в заголовках дошедших копий адресатом ошибочно назван кн. Борис (Михаил) либо дано анонимное определение «Ad quemdam ex nobilibus Bulgaria»). В послании понтифик расточает многочисленные похвалы адресату и призывает употребить свое влияние на правителя, чтобы склонить его вернуться в церковную юрисдикцию Рима. До того как стали известны свидетельства лат. источников, исследователи иногда ошибочно считали Д. кн. Борисом, принявшим монашество, либо смешивали его с Тудором Доксовым (см.: КМЕ. Т. 1. С. 607). Монашеский постриг Д. принял не ранее 80-х гг. IX в. (не исключено, что одновременно с Борисом (Михаилом), постригшимся в 889), поскольку послание папы Иоанна VIII адресовано явно светскому лицу. Предполагается, что монашеский период жизни Д. был связан с княжеским мон-рем св. Пантелеимона близ Вел. Преслава. Уже в монашестве Д. («честный человек Дукс черноризец») выступил инициатором перевода «Богословия» Иоанна Дамаскина, выполненного Иоанном Экзархом , о чем последний сообщает в предисловии («прологе») к слав. тексту. Не вполне ясен характер взаимоотношений Д. с книгописцем Тудором, черноризцем Доксовым, переписавшим в 907 г. сборник слов против ариан св. Афанасия, архиеп. Александрийского, переведенный на слав. язык Константином , еп. Преславским. Традиционно (по крайней мере со времени Златарского; Златарски. 1897) в литературе было принято считать, что Тудор был сыном Д. Однако в 80-х гг. ХХ в. было высказано мнение, что определение «Доксов» обозначает не родство с Д., а принадлежность ему, т. е. Тудор был «домашним» монахом Д. ( Попконстантинов К. , Константинова В. Към въпроса за черноризец Тудор и неговата приписка//Старобългарска лит-ра. София, 1984. Кн. 15. С. 106-118) и, возможно, происходил из его челяди. Данная версия не была принята в болг. исторической науке и вызвала критику ( Георгиев П. Кой е Тудор Черноризец Доксов?: (Към въпроса за бълг. патронимия през средновековието)//Там же. 1987. Кн. 20. С. 87-94; КМЕ. Т. 4. С. 201). Однако ей нельзя отказать в правдоподобии, учитывая обстоятельство, что статус книгописца в средневек. болг. обществе, даже в период христианизации страны, едва ли был высоким.

http://pravenc.ru/text/178749.html

Закрыть itemscope itemtype="" > XIV Международные Панаринские чтения в объективе видеокамеры 06.12.2016 907 9-10 ноября 2016 года в Москве прошли XIV Международные Панаринские чтения, посвященные изучению научного наследия Александра Сергеевича Панарина — выдающегося ученого, который стал основателем успешно развивающейся научной школы МГУ. Организаторами чтений являются философский факультет МГУ имени М.В.Ломоносова и Российский НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева. 9 ноября работа конференции проходила в стенах Московского университета. Тема первого пленарного заседания — «Традиционализм в эпоху революций: культурная политика и цивилизационный выбор». Постановочные доклады сделали декан философского факультета В.В. Миронов и ученый и политик Франции Иван Бло. Свыше 60 докладов было заслушано на открытии чтений и на пяти секциях. Выступление Владимира Васильевича Миронова, на тему:«Традиционализм и трансформация взаимоотношения между международным и национальным правом, границы толерантности». Панаринские Чтения 2016, философский факультет МГУ. Выступление Ивана Бло (Франция), на тему: «Традиция, культура, революция: взгляд из Франции» Панаринские чтения 2016, философский факультет МГУ. Выступление Арсения Миронова, на тему: «Нематериальное наследие русского народа:цивилизационные особенности». Панаринские чтения 2016, философский факультет МГУ. Выступление Михаила Александровича Маслина, на тему: «Европейский взгляд на русскую цивилизацию: история и современность». Панаринские чтения 2016, философский факультет МГУ. Выступление Олега Федоровича Шаброва, на тему: «Национальная идентичность и государство перед вызовами XXI века». Панаринские чтения 2016, философский факультет МГУ. [video]http://youtu.be/_3Eqn11S0Jc[/video] Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/video/2016/dekabr/06/...

Кощино. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Храм в Кощине построен в 1791 г., каменный. Престолов четыре: в настоящем холодном — во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а по сторонам — во имя архистратига Михаила и святителя Тихона Амафунтского; в придельном теплом - во имя св. князя Владимира. Особенно чтимая икона свят. Тихона Амафунтского; она считается чудотворною, на обороте ее есть подпись преосвящ. Парфения, удостоверяющая о разных исцелениях, бывших от нее. На месте явления иконы устроена часовня. Прихожан 907 душ муж. пола и 900 жен. пола; расстоянием селения от церкви до 5 верст. Земли при церкви 45 дес.: 39 дес. пахотной, 2 дес. луговой и 4 дес. под кустарниками. Капитала церковного 700 руб., капитала причтового 1000 руб. Жалование священник получает 88 руб. 20 коп., псаломщик 35 руб. 28 коп. Церковный дом для священника. Священник Александр Васильевич Дьяконов, священник с 1896 г.; диакон Авраамий Стефанович Неклюдов, диакон с 1896 г. и псаломщик Михаил Евграфович Дьяконов, псаломщик с 1892 г. В приходе близ села одноклассное министерское училище, законоучитель священник Дьяконов, учащ. 92 чел. От Смоленска 22 версты, от благочиния в 42 верстах. «Адрес-календарь Смоленской епархии с историческими и церковно-практическими указаниями», г. Смоленск. Паровая типо-лит. Я.Н. Подземского, 1897 г. Кощино, 23 км от г. Смоленска (Смоленский район). Усадьба шляхтича И.Д. Цельнера известна с начала XVIII в., с 1710 г. владел его сын С.И. Цельнер (ум. 1716 г.); ему с 1713 г. наследовал пасынок М.П. Станкевич; с 1754 г. — надворный советник Ю.Д. Храповицкий, затем — его сын губернский предводитель дворянства полковник С.Ю. Храповицкий с женой Е.И. Храповицкой (урожд. кнж. Друцкой-Соколинской), до 1861 г. — их сын B.C. Храповицкий; далее — с 1859 г. муж его дочери М.В. Храповицкой (1839—1911), генерал-лейтенант, герой русско-турецкой войны, 1877-1878 гг. - кн. Н.Н. Оболенский (1833—1898), последний владелец до 1917 г. — их сын кн. В.Н. Оболенский (1865—1927, жена Е.В. Шереметева (1885-1955).

http://sobory.ru/article/?object=15036

Закрыть itemscope itemtype="" > Мюнхен-2016: шаг в пропасть. Россия и Запад обменялись репликами перед «дуэлью» 17.02.2016 907 Время на чтение 11 минут Дмитрий Медведев во время выступления на Мюнхенской конференции по безопасности " width="" align=""/> Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев во время выступления на Мюнхенской конференции по безопасности Очередная конференция по безопасности, завершившаяся в минувшие выходные в столице Баварии, так и не стала прорывной в отношениях между Россией и Западом. Более того, сложилось впечатление, что представители западной элиты предпочли отказаться от услуг переводчиков, предельно вольно трактуя выступления своих геополитических оппонентов. В частности, призыв Дмитрия Медведева к возобновлению диалога не просто остался без ответа, но и был истолкован западными спикерами самым превратным образом. Международному сообществу нужны не конфронтация и «третья мировая встряска», а сотрудничество, констатировал российский премьер. Поскольку, по его словам, сложившаяся атмосфера всё больше напоминает ту, что существовала в 1962 году - в момент Карибского кризиса. Это вполне тривиальное сравнение дало Wall Street Journal повод, чтобы ни много ни мало, обвинить Кремль в разжигании «страхов перед угрозой ядерной войны». В связи с чем издание процитировало псевдосенсационное и весьма сомнительное утверждение генсека НАТО Йенса Столтенберга, о том, что учения ядерных сил РФ нацелены на то, «чтобы запугать ее соседей». В свою очередь, верховный главнокомандующий НАТО в Европе американский генерал Филип Бридлав призвал «привлечь Россию к ответу» и риторически «побряцал боеголовками», напомнив, что блок тоже проводит учения своих частей, оснащённых ядерным оружием. Видимо, отбросив последнюю надежду на потепление в отношениях России и Запада, Дмитрий Медведев дал откровенно понять нашим западным партнёрам, что тем не стоит надеяться на немотивированные и односторонние уступки со стороны Москвы. Для убедительности премьер даже сослался на известное изречение героя бессмертного романа российского литературного классика. «Мы ничего просить не будем. Вы хорошо знаете нашу литературу. У Михаила Булгакова есть прекрасная фраза в книге „Мастер и Маргарита " , когда Воланд говорит о том, что никогда ничего не просите, сами предложат и сами всё дадут. Вот и мы никогда не будем просить отмены этих санкций. Сами придут и скажут: давайте, наконец, со всем этим покончим, потому что никому не лучше, всем только хуже», - сказал Медведев в интервью журналу Time .

http://ruskline.ru/opp/2016/fevral/18/my...

Ростов (Ярославская область) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 57.18587; 39.414526 Россия, Ярославская область, Ростов Ростов, Ярославская область Россия Ростов (разг. Ростов Великий) — город (с 862 г.) в России, административный центр Ростовского района Ярославской области. Расположен в 186 км к северо-востоку от Москвы, в 47 км к юго-западу от Ярославля, на берегу озера Неро. Площадь города составляет 32,0 км², население — 28 122 человек (на 2021 год). Смотри виртуальный тур по Соборной площади Ростов Содержание История города [ править править код ] Центр земли меря До прихода славян ростовский край, к которому принадлежали и Углич, и Переславль-Залесский был заселён племенем меря – ветвью северного чудского народа, родственного финнам. Меря жили в основном скотоводством. Более развитые славяне привили меря свою культуру путём создания смешанных семей. К IX веку язык, обычаи и религия меря исчезли бесследно. Только название города, возможно, осталось от мерянского вождя Росты. Крещение Ростова Впервые Ростов упоминается в «Повести временных лет» под 862 г. Вместе с князем Олегом ростовчане ходили на Киев в 882 г. и на Царьград в 907 и 911 гг. Ростов был одним из русских городов, которым Византия после этих походов платила дань. Первым удельным князем Ростова, имя которого дошло до нас, стал в 988 г. Ярослав Мудрый. 15 июля 989 г. его брат, благоверный князь Борис, крестил Ростов в озере Неро. Жителей завели в воду, а византийские священники плавали между ними на лодках. Первым храмом стала церковь мучеников Кирика и Иулитты. Ярослав правил Ростовом до 1010 г., успев основать на Ростовских землях город Ярославль. Епископы-просветители Язычество сдалось не сразу. Первые епископы Ростова Феодор и Иларион были вынуждены спасаться от своей паствы бегством. (Феодор стал епископом Суздальским.) В середине XI в. епископом Ростовским назначили Леонтия, постриженника Киево-Печерского монастыря. Ростовчане избили епископа и выгнали из города. Но Леонтий решил не оставлять свою паству. Он поселился за городом, построил маленький храм Архистратига Михаила и основные усилия обратил к просвещению детей. Язычники ощутили угрозу своему учению. Однажды толпа собралась с оружием, чтобы убить епископа. Святитель вышел им навстречу в торжественном облачении, со священниками и диаконами, с крестом; мужество Леонтия и блистание архиерейского облачения повергли язычников на землю; некоторые вскоре крестились. Леонтий обратил ко Христу многих язычников и принял от них смерть около 1071-1073 гг.

http://azbyka.ru/palomnik/Ростов_Великий

Царские терема Теремный дворец в Кремле Из многих теремов, издревле существовавших в Москве, остался только один в ее Кремле терем, или теремный, дворец, как единственный в своем роде памятник древнего Русского гражданского зодчества и вместе свидетель и указатель домашнего быта Русских Царей. Он достопамятен и внешностью и внутренностью своей в архитектоническом отношении, так равно и значением историческим и вместе государственным. Стиль сего здания с его вычурными, символическими орнаментами представляет нам пестрое смешение Ломбардского стиля с Русским и даже Индейским в некоторых частях; ибо терем имеет разительное, хотя, может быть, и случайное сходство с чертогами Мадуде в Индостане. 907 Внутреннее расположение и убранство Московских теремов соответствует образу жизни и вкусу прежнего Царского двора, где самая теснота помещения не разделяла, но сближала царственного хозяина с его семьею и двором. Здесь жили дети и внуки Царя Михаила Феодоровича, здесь имел пребывание Царевич Феодор Алексеевич, который в 1674 году шествовал отсюда с родителем своим в Успенский собор, где был объявлен народу, как Наследник престола. В этой верхней комнате своего дяди и отца, вероятно также, и Петр с матерью своей, Царицею Наталией Кирилловною проводил лета своего детства. Из выходных книг видно, что в теремах сбирались заседания Думы, отправлялась полунощница на Пасху и бывали семенные столы. Там в 1667 году, Сентября 2, кушал у Царевича Алексия Алексеевича Царь отец его с матерью, Царицею Марьею Ильиничной и с детьми своими Царевичами Феодором, Симеоном и Иоанном. 908 На светлое Воскресенье, пред шествием в собор к заутрени, столники и дворяне Московские входили здесь к Государю видеть его пресветлые очи. Самое название сего здания теремом возобновляет в памяти прежний быт Русского народа, когда терем имел во внутренней его жизни особое назначение. Хотя Рейф в Этимологическом Словаре производит это слово от Арабского harem, женский покой, вышка; но достовернее, оно перешло в Русский мир не из Аравии, но из Греции, где ταμνον, или τεμνον значил покои, горницу, девичью светлицу и комнату для новобрачных. По возвращении своем из Царяграда, Вел. Кн. Ольга поставила в Киеве на теремном двор своем каменный терем. 909 В честь и память сия на Царском дворе в Москве сооружен был в XVII веке Ольгин терем, или Ольгина палата, см. выше. Историческое сказание упоминает о златоверхом набережном тереме Вел. Кн. Евдокии, супруги Донского. 910 В XVII веке, кроме описываемого нами терема, находились еще между ими Патриаршим двором Царицыны и Царевнины хоромы, кои слыли также теремами. В набережных палатах тогда же был иконный терем, расписанный в 1672 году. 911 Впрочем такое название было не официальным, как и теперь, но народным, следственно проистекло из жизни народной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИПСА КОНСТАНТИНА МОНАСТЫРЬ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ [Греч. Μον το Λιβς, Μον τς περαγας Θεοτκου το Λιβς; мон-рь Пресв. Богородицы Липса; тур. Фенари-Иса-джами] женский мон-рь, основанный в долине р. Ликус Константином Липсом, сановником и друнгарием (главой) визант. флота имп. Льва VI (886-912), представляет собой один из крупнейших и наиболее хорошо сохранившихся средневек. памятников визант. К-поля. Единственные архитектурные постройки, сохранившиеся от некогда большого монастырского комплекса,- ц. Богоматери Панахранты (Непорочной), т. н. сев. церковь, освященная в 907/8 г. в присутствии императора, и пристроенная к ней во 2-й пол. XIII в. по инициативе имп. Феодоры, жены имп. Михаила VIII Палеолога , ц. во имя св. Иоанна Крестителя, т. н. юж. церковь ( Millingen. 1912). Церковь Пресв. Богородицы мон-ря Липса в К-поле. 908 г. Реконструкция А. Миго Церковь Пресв. Богородицы мон-ря Липса в К-поле. 908 г. Реконструкция А. Миго После смерти мужа Феодора удалилась в мон-рь, к-рый был ее усилиями отреставрирован и расширен. Здесь она, приняв постриг с именем Евгения, провела остаток жизни († 1303). Один из аркосолиев в юж. нефе с вост. стороны связывается с местом погребения имп. Феодоры ( Macridy. 1964). В юж. церкви позднее были похоронены мать Феодоры, Анна, и ее дочери Ирина, Евдокия и Анна, а также сын Константин († 1306), брат имп. Андроника II Палеолога, 1-я жена имп. Андроника III Палеолога имп. Ирина († 1324), имп. Андроник II († 1332) и 1-я жена Иоанна VIII Палеолога имп. Анна Васильевна Палеолог (Московская) († авг. 1417) (Ibid. 1964; Marinis. 2009). Архитектурный комплекс мон-ря на более поздних этапах существования включал здание больницы и др. сооружения, связанные с повседневной жизнью монашеской общины ( Janin. Églises et monastères. 1953. P. 307; Majeska. 1984). Документальные письменные свидетельства, относящиеся к ранней истории Л. м., фрагментарны. В частности, упоминания о протоспафарии Липса встречаются в сочинении имп. Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» (De administrando imperii. 43. 42-76); дата освящения мон-ря 907/8 г. содержится в Хронике Симеона Логофета (X в.). Более полные и точные данные о Л. м. имеются в визант. источниках последующего периода, напр. в Типиконе мон-ря, составленном имп. Феодорой между 1294 и 1301 гг. (или с 1282 до 1300); копия хранится в Британской б-ке в Лондоне (Lond. Brit. Lib. Add. 22748) (см.: Delehaye. 1921; Talbot. 2000). В нем содержатся сведения о жизни обители и о работах, к-рые в ней проводились.

http://pravenc.ru/text/2110542.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОРИС [греч. Βγωρις; в Крещении Михаил] (1-я пол. IX в.- 2.05.907), св. равноап. кн. (852-889), креститель Болгарии. Сын хана Пресиана. При Б. завершается славянизация правящего слоя болг. общества, для обозначения верховного правителя начинает употребляться слав. термин «князь» взамен тюрк. «каган», «хан». Дети Б. до Крещения имели, очевидно, двойные тюрк. и слав. имена, достоверно это известно в отношении его старшего сына кн. Владимира (Расате). Св. равноап. кн. Борис. Миниатюра из Учительного Евангелия. 2-я пол. XII в. (ГИМ. Син. 262. Л. 1 об) Св. равноап. кн. Борис. Миниатюра из Учительного Евангелия. 2-я пол. XII в. (ГИМ. Син. 262. Л. 1 об) После восшествия Б. на престол в 852 г. его послы подтвердили кор. Людовику Немецкому условия прежних договоров Болгарии с Восточнофранкским королевством, но уже через год болгары заключили антинем. союз с Вел. Моравией и Западнофранкским королевством Карла Лысого. Война с Восточнофранкским королевством была неудачной для Болгарии, не принес успеха и поход против союзных Людовику хорватов, к-рый завершился заключением мира и стабилизацией болгаро-хорват. отношений. В результате похода кор. Людовика на северо-западе Болгарии в 855 г. Б. был вынужден отказаться от союза с зап. франками и Вел. Моравией. Заключенный в 856 г. мир с Византией был невыгодным для Болгарии, и в 863 г. на стороне Восточнофранкского королевства Б. принял участие в войне против союзной К-полю Вел. Моравии. Под давлением визант. войск в 864 г. Б. заключил мирный договор с империей, условиями к-рого стал разрыв союза с немцами и Крещение страны во главе с ее правителем (см. статьи: Болгария , Болгарская Православная Церковь ). Согласно визант. хронике Продолжателя Феофана, решающее значение для Б. в выборе религии сыграло изображение Страшного Суда, написанное во дворце визант. мон. Мефодием, познакомившим Б. с основами христианства ( Theoph. Contin. P. 162-164). Не позднее XI в. появилось предание о том, что Б. принял Крещение от св. равноап. Мефодия . Оно нашло отражение в пространном Житии св. Климента Охридского , написанном архиеп. Охридским Феофилактом . Ок. 865 г. Б. вместе с семейством и представителями болг. знати тайно крестился ночью во дворце, приняв христ. имя своего крестного отца визант. имп. Михаила III . Массовое крещение болгар произошло, вероятно, в нач. осени 865 г. К-польский Патриарх Фотий обратился к новокрещенному Б. с пространным посланием, позднее переведенным на слав. язык, в к-ром наставляет его, как управлять страной, как относиться к приближенным и подданным, предписывает правила дворцового этикета, затрагивает вопросы об идейных корнях и философской сути христианства, сущности Св. Троицы, богословских спорах.

http://pravenc.ru/text/153131.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010