66 . Между тем приближалось время окончания первого академического курса, долженствовавшего дать особенно наглядное и убедительное свидетельство высокополезной деятельности талантливого и неустанно трудолюбивого о. ректора Академии. 13 августа 1814 года учреждена была академическая конференция. В первом торжественном собрании ее о. ректор произносит речь о судьбах новосозданной обители духовного просвещения, о духе, в коем должно развиваться дальнейшее ее существование. 68 Академия получила трех почетных и трех ординарных докторов богословия, 26 магистров, несколько почетных членов. 69 Члены конференции, почетные доктора богословия, митрополит С.-Петербургский Амвросий, архиепископ Черниговский Михаил и архиепископ Минский Серафим, в тот же самый день, при первом случае избрания докторов богословия, признали достойным этой степени о. ректора Академии, архимандрита Филарета, который, таким образом, первый в нашем отечестве стал носить это звание, не как только почетный титул, но как отличие, заслуженное, по выражению диплома, «светлейшими доказательствами учености священной и церковной, представленными частию в академических чтениях, частию в церковных речах, а особенно в классических сочинениях, обработанных по академическим чтениям и изданных с удостоения и одобрения начальства, и увенчанными искренним осуществлением на деле христианского учения». За этим признанием ученых заслуг Филарета со стороны высшего духовно-учебного учреждения (Комиссии духовных училищ) вскоре же последовало новое признание их и со стороны монаршей власти. 7 августа того же 1814 года за успешное окончание первого академического курса, отличные труды и способность к образованию юношества Филарет удостоен был Высочайшего Рескрипта, с изъявлением всемилостивейшего благоволения и награжден пожизненным пенсионом по 1500 рублей в год. 70 «Поблагодарите Бога, Который длит Ваше благословение на Вашем недостойном сыне», – пишет по сему случаю Филарет к своему родителю. Осчастливленный сими событиями не столько радуется, сколько удивляется, вспоминая, с какою опасностию и ненадежностию вступил в дело, столь благополучпо ныне оконченное. Он успокоивается также от заботливости о слабом своем здоровье, видя, что, на случай утомления, приготовлен уже кусок хлеба. Слава Богу о всем! Да даст Он заслужить сверх заслуги полученное и оправдать желания и милости Благословенного из благословенных! 71 В таком смиренном духе отзывался Филарет о своих заслугах, признанных одинаково и Священною, и Монаршею властию!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Увлеченный бегущими, Даниил Волынский прискакал к реке, начал поить взмыленного коня, – и тут только почувствовал рану, о которой, впрочем, некогда было думать, потому что Татары стремительно преследуя бегущих, устилали русскими трупами оба берега Калки. Одних князей погибло тут шестеро, а именно: Святослав (по некоторым спискам Мстислав) киевский, Изяслав Ингварович, Святослав шумский, Мстислав черниговский с сыном и Юрий несвижский. Тут же лег и знаменитый богатырь Александр Попович с 70 другими удальцами. Co всем тем, бегство Русских и погоня за ними Татар не прекращались до самого Днепра, откуда Мстислав Удалой спасся на ладье в Галич. Даниил Романович пробрался на Волынь, а Владимир смоленский ускакал по дороге в Киев. Один Мстислав киевский, укрепясь на высоте правого берега несчастной для Русских Калки, решил защищаться во что бы то ни стало и три дня отражал приступы оставленных против него татарских воевод Чегиркана и Ташукана, с которыми был отряд Бродников 32 , под начальством Плоскини. На четвертый день, Татары предложили Мстиславу свободный выход под условием выкупа, с чем Мстислав согласился и Плоскиня поцеловал крест на том, что Татары честно соблюдут условие. Но едва Русские стали спускаться с укрепленной горы, тот же Плоскиня коварно связал Мстислава вместе с двумя зятьями его, князьями Андреем и Александром дубровицкими, и выдал их Татарам, которые, мстя за убиение послов своих, изрубили всех Киевлян Мстиславовых, числом до 10 тыс., a связанных князей прикрыли досками, уселись на них пировать, – и пировали до тех пор, пока несчастные князья задохнулись в невыразимых мучениях. Так кончилась битва на Калке, днем которой летописцы указывают 31 мая, не объясняя, впрочем, относится это указание к поражению Мстислава галицкого или к гибели Мстислава киевского, случившейся, по русским источникам, четырьмя, a по арабским, – семью днями позже. Сведав о бедствии южно-русских Рюриковичей, кн. Василько Константинович, уже дошедший до Чернигова, возвратился к дяде, «благодаря небо, говорит Карамзин, за спасение жизни и воинской чести своей».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Такоже и прежде сех от нас Господь силу отня, а недоумение и грозу и страх и трепет вложи в нас, за грехи наша…» 61 С другой стороны, чтобы пролить целительный бальзам на национальную рану, рассказывались легендарные истории о подвигах горстки героев. Особенно богато такими легендами было Рязанское княжество. Один повествует о благоверной княгине Евпраксии, выбросившейся из окна высокого терема вместе с маленьким сыном, чтобы избежать рабства и насилия над собой. Главным же героем Рязани был Евпатий Коловрат, который с несколькими соратниками сражался против огромной армии Батыя до тех пор, пока все его люди не были перебиты. Будто бы сам Батый восхищался храбростью Коловрата и даже сказал с сожалением: «Если бы такой вот служил у меня, держал бы его у самого сердца моего» 62 . В эпических сказаниях Рязани мы находим отголоски рыцарских идеалов киевских времен, тех самых идеалов, что отражены в летописях XII века и в знаменитом «Слове о полку Игоревом». Некоторые из князей, убитые в битвах с татарами или в плену, были позднее канонизированы как святые мученики; среди них Юрий Всеволодович, великий князь Владимирский, его племянник Василий и особенно почитаемый князь Черниговский и Киевский Михаил. Позже у нас будет возможность изучить свидетельства их житий. Несмотря на удар, нанесенный татарами, русская национальная гордость нашла некоторое утешение в воспоминаниях о былой славе земли Русской; память о ней сохранялась в никогда не прерывавшихся трудах летописцев, равно как и в необычном литературном фрагменте, известном как «Слово о погибели земли Русской» 63 Но все же преобладала тема заслуженного наказания и необходимости покаяния. Призывы к покаянию составляют содержание пяти из семи сохранившихся проповедей Серапиона, епископа Владимирского, написанных около 1257 г. Подобно древним пророкам Израиля, он резок и неутомим в призывах осознать глубину постигшего Русь несчастья: «Сила наших князей и воевод исчезла, воины наши, страха исполнясь, бежали, множество братий и чад наших в плен увели; многие города опустели, поля наши сорной травой поросли, и величие наше унизилось, великолепие наше сгинуло, богатство наше стало добычей врага, труд наш неверным достался в наследство, земля наша попала во власть иноземным; в позоре мы были живущим окрест земли нашей, в посмеяние – для наших врагов» 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Но через два года судьба призывала Мстислава к иному подвигу. В то время как русские князья и дружины их тратили силы в междоусобиях, в неведомых восточных странах совершались великие перевороты. На северной границе китайской империи хан Темучин, властитель монголов, народа, прежде подвластного татарам-ниучам, сделался сам повелителем многочисленных татарских племен, разорил часть китайской империи и взял Пекин, потом обратился на запад, завоевал и разорил могущественную и цветущую империю турков харазских и положил основание обширнейшей империи, когда-либо существовавшей в Азии. Он владел неизмеримыми пространствами от Амура до Волги, повелевал множеством народов, составлявших его военную силу, и был прозван Чингис-Ханом, т. е. великим ханом. Его завоевательные движения достигли до половцев. Татары столкнулись с половцами на восточном берегу Каспийского моря, где половцы были заодно с аланами (жителями Дагестана). Чтобы отвлечь половцев от этого союза, предводители полчища, посланного Чингис-Ханом, сначала коварно сдружились с ними, уверивши их, что татары, будучи одного с ними племени, не хотят действовать против них враждебно. Половцы доверились им и отстали от аланов; но потом монголы, разделавшись с аланами, покорили и половцев. Половецкие князья, уже крещеные, Юрий Кончакович и Данило Кобякович были убиты. Татары гнались за их товарищами до вала Половецкого, отделявшего землю половецкую от русской. Половецкий хан Котян, тесть Мстислава Удалого, прибежал в Галич к зятю со страшным известием, что идет с востока несметная сила неведомых завоевателей. «Сегодня отняли нашу землю, завтра ваша взята будет», - говорил он. Мстислав разослал вестников к разным русским князьям и созывал их для совета об общем деле в Киеве. Много князей съехалось туда. Там были Мстислав Романович киевский, Мстислав Удалой галицкий, Мстислав черниговский, Даниил Романович волынский, Михаил Всеволодович, сыны Всеволода Чермного и многие другие. Только суздальский Юрий не приехал на совет. Хан Котян щедро одарил русских князей: конями, верблюдами, буйволами и невольницами, а другой князь половецкий, Бастый, принял Св. крещение. Мстислав Удалой умолял русских князей спешить на помощь половцам. «Если мы им не поможем, - говорил он, - то половцы пристанут к врагам, и сила их станет больше». После долгих совещаний князья решили соединенными силами идти в поход. «Лучше встретить врага на чужой земле, чем на своей», - говорили русские.

http://sedmitza.ru/lib/text/435567/

Между тем, внимательное сличение их между собою показывает, что между ними есть разности как в самом составе их, так и в частях. Именно: I. В каждом уставе статьи расположены по своему особенному порядку, как это можно видеть из следующей таблицы: Порядок статей I. Рукоп. университетская II. Рук. соловецкая 1128 III. Рук. св. Варсонофия Тропари и кондаки святым новым чудотворцам (именно вел. кн. Михаилу Черниговскому и боярину его Федору (сент.20), преп. Ефросинии и Сергию (сент. 25), Иоанну Рыльскому (окт. 19) и другим последующего времени святым, которых впрочем нет в святцах рукописи). Главизны сущи ykaзahie въ настоящей сей книге. О еже со всякымъ mщahie хранити игумену, не презирати в устав noлoжehiя вся, и проч. Молтва отъ скверны bcяkiя. (В прочих уставах нет этой молитвы). Главизны сущимъ указание настоящей сей книги (т. е. оглавление первого общего отделения устава, в котором излагаются общие правила касательно богослужения и монастырского устройства; здесь между прочим помещена часть «Марковых глав» с 53 по 80, а остальные размещены в святцах по своим дням). Типик црковнй слу и въ Iepлм сты лавры, прпнаго и бгоноснаго оца нашего Савы. Cie bъcлдobahie бывает и въ прочих Iepcлuмckыx oбumeлiu Ckaзahie главам настоящей сей книз. (Здесь, так же, как в университетской рукописи помещена и часть «Марковых глав»). Уставъ црковнй служб иже въ Iepлмe стыя лавры прпбнаго и бгоноснаго оца нашего Савы. Сие bъcлдobahie бывает и въ прочихъ iepлuмckы обители. Указ о маи верни... (следует изложение этой службы, затем всенощного бдения и проч.). Nocлдobahie црковнаго cъбpahia по уставу иже въ iepлм стыя лавры преподобнаго и бгоноснаго оца нашего Савы. (святцы). уставъ црковнй служб иже в iepлuм стыя лавры. Прпбна и бгоноснаго оца нашего Савы, и проч. Nocлдobahie црковна nhia и cъбpahia вселтнаго отъ мца cehmebpia до мца августа (святцы с более или менее подробным изложением служб). Бгородичны, поемыа на слав и ныне, тропарх сты противу глсу тропарю Главы Марка iepoмohaxa, cnucahiю трудолюбезному о недовдомы уставу Cia трори, гле во всякую нелю по велико cлabocлobiu, премняя противу коегожо глса. единъ по единому.(1-й Въскрсъ изъ гроба и проч.2-й Дне cnacehie миру и проч.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

В 1224 году двое полководцев Чингисхановых, Джебе и Субут, прошли обычные ворота кочевников между Каспийским морем и Уральскими горами, попленили ясов, обезов и вошли в землю Половецкую. Половцы вышли к ним навстречу с сильнейшим ханом своим Юрием Кончаковичем, но были поражены и принуждены бежать к русским границам, к Днепру. Хан их Котян, тесть Мстислава галицкого, стал умолять зятя своего и других князей русских о помощи, не жалел даров им, роздал много коней, верблюдов, буйволов, невольниц; он говорил князьям: " Нашу землю нынче отняли татары, а вашу завтра возьмут, защитите нас; если же не поможете нам, то мы будем перебиты нынче, а вы - завтра " . Князья съехались в Киеве на совет; здесь было трое старших: Мстислав Романович киевский, Мстислав Святославич черниговский, Мстислав Мстиславич галицкий, из младших были Даниил Романович волынский, Всеволод Мстиславич, сын князя киевского, Михаил Всеволодович - племянник черниговского. Мстислав галицкий стал упрашивать братью помочь половцам, он говорил: " Если мы, братья, не поможем им, то они передадутся татарам, и тогда у них будет еще больше силы " . После долгих совещаний князья наконец согласились идти на татар; они говорили: " Лучше нам принять их на чужой земле, чем на своей " . Татары, узнавши о походе русских князей, прислали сказать им: " Слышали мы, что вы идете против нас, послушавшись половцев, а мы вашей земли не занимали, ни городов ваших, ни сел, на вас не приходили; пришли мы попущением божиим на холопей своих и конюхов, на поганых половцев, а с вами нам нет войны; если половцы бегут к вам, то вы бейте их оттуда, и добро их себе берите; слышали мы, что они и вам много зла делают, потому же и мы их отсюда бьем " . В ответ русские князья велели перебить татарских послов и шли дальше; когда они стояли на Днепре, не доходя Олешья, пришли к ним новые послы от татар и сказали: " Если вы послушались половцев, послов наших перебили и все идете против нас, то ступайте, пусть нас бог рассудит, а мы вас ничем не трогаем " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В XVII в. поддержанию и развитию почитания Черниговских чудотворцев, отразившегося в посвящениях приделов вотчинных храмов, способствовали представители рус. аристократии - члены многочисленных княжеских родов, относящих свое происхождение к М. В. Внимание к образу князя-мученика прослеживается в ктиторской деятельности князей Воротынских, потомков черниговских Рюриковичей (возможно, одной из причин этого было участие воеводы кн. М. И. Воротынского в принесшем победу рус. войскам сражении с крымскими татарами при Молодях, после к-рого, по-видимому, мощи Черниговских святых были принесены в Москву). Уже в 20-х гг. XVII в. престолы и, соответственно, иконы Черниговских святых существовали в храмах принадлежавших Воротынским сел Мошок в Муромском (позднее Судогодском) уезде ( Добронравов. 1897) и Воротынец в Нижегородском у. ( Давыдова. 2008); по-видимому, они были основаны примерно в 10-20-х гг. XVII в. Несомненно, с вкладом Воротынских были связаны икона Черниговских святых, к 60-м гг. XVII в. находившаяся в усыпальнице этого рода - ц. во имя кн. равноап. Владимира Кириллова Белозерского мон-ря, и, возможно, икона из Успенского собора той же обители (Церкви и ризница Кирилло-Белозерского мон-ря. 1861. С. 162, 195). Вероятно, родством нек-рых княжеских родов и Романовых объясняется появление престола Черниговских чудотворцев в Покровском храме подмосковного с. Измайлова ( Холмогоров. 1887. С. 33-34). Храм и его придел (2-й придел посвящен Макарию Калязинскому) существовали уже в 1623 г. и были «строением» боярина Ивана Никитича Романова, дяди царя Михаила. По мнению А. В. Топычканова, датирующего деревянную церковь в Измайлове рубежом 10-х и 20-х гг. XVII в., освящение одного из приделов в честь Черниговских чудотворцев могло быть вызвано родственными связями И. Н. Романова: его жена происходила из рода князей Литвиновых-Мосальских, потомков черниговских Рюриковичей, а дочь была выдана замуж за кн. А. И. Воротынского ( Топычканов. 2015. С. 465-476). В каменном Покровском соборе царской усадьбы Измайлово (70-е гг. XVII в.) и в др. церквах этого села в посл. четв. XVII в. придела Михаила и Феодора уже не было, а его храмовые иконы оказались в ц. св. Иоанна Предтечи соседнего «приселка» Ивановское. Опись 1687 г. упоминает «образ князя Михаила Черниговского… образ князя Михаила Черниговского и болярина ево Феодора» (Опись дворца и хозяйственных заведений 8 марта 1687 года - Топычканов. 2004. С. 254). Эти данные свидетельствуют о совместном бытовании единоличных икон М. В. и его изображений вместе с Феодором.

http://pravenc.ru/text/Михаиле ...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010