а) Но в чем состоит наше благополучие? В чем заключается наше счастие? Чего именно мы должны искать для нашего блаженства: богатства ли, чинов ли, удовольствий ли, или чего другого в мире?.. Нет! все это пустое, все это тень; все это никогда не составит нашего благополучия. Да, правда, иногда веселит и радует нас что-нибудь мирское. Но надолго ли? На минуту, и право, не больше Спросите вы богачей, и даже не таких, которые родились богачами, потому что таковые богачи не знают цены богатству, – но спросите и тех богачей, которые из бедняков сделались богачами, – спросите их: счастливы ли они? блаженны ли они? Да что спрашивать нынешних богачей: все они суть нищие пред Соломоном. Итак, мы посмотрим на сего царя, послушаем, что он говорит о себе, счастлив ли был он? Известно, что Соломон был столько богат, что всякая домашняя посуда во всем дворце его была из чистого золота; Соломон столь был умен, учен и просвещен, что ни один человек сам собою никогда не может сделаться столь умным, ученым и просвещенным, как он. Соломон так был могуществен, что все, что бы только он ни захотел, и почти все, что бы он ни пожелал, все исполнялось. И, наконец, при всем том Соломон наслаждался здоровьем, спокойствием, миром и благоденствием своего царства, любовию своих подданных и уважением соседей. Словом сказать, по-видимому, Соломон столь был счастлив, что одна иностранная царица завидовала уже не ему самому, но даже тем, которые прислуживали ему. Но при всем том, доволен ли был Соломон всем тем, что он имел, счастлив ли был в самом деле Соломон? называл ли он себя блаженным при всем своем видимом блаженстве? Ах нет! он вполне испытал все возможные удовольствия мира, и под старость признался, что нет в мире истинного и прочного счастия: все на свете суета суетствий и всяческая суета. – Итак, ежели уже и Соломон не мог найти благополучия в сем свете, то когда и где мы найдем оное! Да и ужели в самом деле на сем свете совсем нет для нас никакого счастия и благополучия? Нет, есть для нас счастие и блаженство – счастие вечное, блаженство и истинное и неизменное – царствие небесное. Вот наше истинное и вечное благо, счастие, благополучие и блаженство!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf 67. Даниил Романович, князь, потом король галицкий сын Романа Мстиславича, князя галицкого (см. 165), от второго брака с неизвестною. Родился в Галиче в 1201 г.; по смерти отца и 1205 г. принесен матерью, бежавшею с детьми из Галича сначала на Волынь, потом в Краков, откуда отправлен в Венгрию в 1206 г.; старанием Владислава, боярина галицкого, и руками венгров посажен на стол галицкий в 1211 г.; выведен венграми на Волынь, где отданы ему с матерью и братом Тихомль и Перемиль в 1217 г.; припыл в Галич к Мстиславу Мстиславичу Удалому, князю новгородскому (см. 145) в 1219 г.; сражался с венграми и разорил город Вельз в 1220 г.; возвратился в Галич к князю Мстиславу, окончательно выгнавшему из Галича венгров, в 1221 г.; владея Владимиром-Волынским, был в первой битве русских с татарами на реке Калке (ныне Калец, в Мариупольском уезде Екатеринославской губернии) и тут ранен 31 мая 1224 г.; добыл себе Луцк в 1227 г.; мстя за смерть Лешка Белого, герцога польского, друга своего, осаждал Калиш в 1229 г.; овладел было Галичем в 1233 г., но, разбитый половцами у Торческа (бывший городок близ Киева, за р. Стугной), вынужден ограничиться областью Перемышльской, предоставленной ему князем Михаилом Всеволодовичем черниговским (см. 138), то соперником по Галичу, в 1234 г.; пользуясь отсутствием Михаила в Киев, а сына его, Ростислава, в Литву, обступил и взял Галич и 1236 г.; по слухам о татарах прибыл в Киев, покинутый бежавшими князьями, вверил защиту города доблестному боярину Дмитрию, но сам уехал в Венгрию в 1240 г.; скрывался от татар в Мазовии в 1241 г.; возвратившись в Галич и на Волынь, опустошенные татарами, взял Люблин в 1244 г. и воевал с Литвой в 1245 г.; впервые ездил в ордынские улусы на поклон к хану в 1246 г.; вел переговоры с папой Иннокентием III о соединении церквей в 1247 г., но выгнал римского епископа Альберта, присланного папой быть главой южно-русского духовенства, в 1249 г.; стараниями венгров примирился с Римом в 1252 г.; признал папу отцом, получил от него венец царский с бармами и коронован римским аббатом в Дрогичине в 1253 г.; потерпел от литовцев, проникших до Люблина, в 1255 г.; отказался от единения с папой и латинством в 1256 г.; произвел первые наступательные действия против татар в 1257 г.; воевал за венгров с немецким императором в 1258 г., с чехами (богемцами) в 1259 г.; посылал сына воевать Мазовию в 1262 г., княжество Ловицкое в 1263 г., землю Сандомирскую в 1265 г. Умер в Галиче в 1266 г. Тело его погребено в г. Холме (ныне Хельм, в Галиции). Король Даниил галицкий был женат на дочери Мстислава Удалого, князя новгородского и галицкого, Анне, от брака с которой имел четырех сыновей: Романа, умершего при жизни отца, Льва, наследовавшего отцу, Мстислава и Шварна. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Скачать epub pdf 165. Роман Мстиславич, князь галицкий сын Мстислава II Изяславича, великого князя киевского, от брака с дочерью Болеслава III Кривоустого, короля польского, неизвестной по имени (см. 175), государь пользовавшийся в свое время европейской известностью. О годе и месте его рождения сведений нет; посланный отцом на стол новгородский, разорил часть области полоцкой и сжег Торопец в 1168 г.; разбил наголову многочисленную рать великого князя Андрея Боголюбского, явившуюся под Новгород, 25 февраля, но чрез несколько месяцев был удален новгородцами в угоду Андрею и уехал на Волынь в 1170 г.; не принял к себе, во Владимир-Волынский, князя Владимира галицкого, бежавшего от своего отца, в 1183 г.; призванный галичанами занять стол галицкий, покинутый этим же Владимиром, отдал Владимир-Волынский своему брату, но из Галича выгнан венграми, а обратно во Владимир не впущен братом, в 1188 г.; покушался овладеть Галичем с помощью рати польской в 1189 г.; получил от Рюрика Ростиславича, тестя своего, именовавшегося великим князем киевским, 5 днепровских городов, но лишенный их немедленно, в угоду Всеволоду III Юрьевичу, великому князю владимирскому, вошел в союз с Ольговичами, князьями черниговскими, врагами Рюрика, в 1194 г.; принимал вооруженное участие в усобицах польских и, помирившись с тестем, получил от него полтора города (Полонный и пол-Торческа) на Днепре в 1195 г.; снова разошелся с тестем, чем подверг разорению волынские города свои Каменец и Перемиль, в 1196 г.; ходил на ятвягов в 1197 г.; добыл, с помощью поляков, стол галицкий, который соединил со столом волынским и тем положил начало сильному при нем и впоследствии государству галицкому в 1199 г.; предупреждая нападение тестя, без боя занял Киев и передал его князю, указанному великим князем владимирским, а сам отправился громить «вежи» половецкие, в 1202 г.; наружно примирившись с тестем, схватил его в Триполе (местечко на Днепре, ниже Киева) и насильно постриг в Киеве, с женою и дочерью (своей княгиней), в 1204 г.; вовлеченный тогда же по делам галицким в войну с поляками, убит при Завихосте, на р. Висле, 19 июня 1205 г. Тело его, погребенное первоначально в Сандомире, уступлено потом галичанам за 1000 серебряных марок и перенесено в Галич. Князь Роман галицкий был женат дважды: 1) на дочери Рюрика Ростиславича, великого князя киевского, Предславе, им же постриженной; 2) на неизвестной, от которой и имел сыновей: Даниила, знаменитого короля галицкого (см. 67), и Василька (Василия). Какому из двух браков князя Романа принадлежит дочь его Федора, за князем Глебом белозерским, не известно. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Немцам и шведам страшней нет грозы… Сам ты водил нас, и Биргер твое Помнит досель на лице, чай, копье!.. Рыцари, — памятен им пооттаявший лед!.. Конница словно как в море летит кровяном!.. Бейте, колите, берите живьем Лживый, коварный, пришельческий род!.. Нам ли баскаков пустить Грабить казну, на правеж нас водить? Злата и серебра горы у нас в погребах, — Нам ли валяться у хана в ногах! Бей их, руби их, баскаков поганых, татар!..» И разлилася река, взволновался пожар… Князь приподнялся на ложе своем; Очи сверкнули огнем, Грозно сверкнули всем гневом высокой души, — Крикнул: «Эй, вы, торгаши! Бог на всю землю послал злую мзду. Вы ли одни не хотите его покориться суду? Ломятся тьмами ордынцы на Русь – я себя не щажу, Я лишь один на плечах их держу!.. Бремя нести – так всем миром нести! Дружно, что бор вековой, подыматься, расти, Веруя в чаянье лучших времен, — Всё лишь в конец претерпевый – спасен!..» Тихо лампада пред образом Спаса горит… Князь неподвижно во тьму, в беспредельность глядит… Тьма, что завеса, раздвинулась вдруг перед ним… Видит он: облитый словно лучом золотым, Берег Невы, где разил он врага… Вдруг возникает там город… Народом кишат берега… Флагами веют цветными кругом корабли… Гром раздается; корабль показался вдали… Правит им кормчий с открытым высоким челом… Кормчего все называют царем… Гроб с корабля поднимают, ко храму несут, Звон раздается, священные гимны поют… Крышу открыли… Царь что-то толпе говорит… Вот – перед гробом земные поклоны творит… Следом – все люди идут приложиться к мощам… В гробе ж, — князь видит, — он сам… Тихо лампада пред образом Спаса горит… Князь неподвижен лежит… Словно как свет над его просиял головой — Чудной лицо озарилось красой, Тихо игумен к нему подошел и дрожащей рукой Сердце ощупал его и чело — И, зарыдав, возгласил: «Наше солнце зашло!» Примечания Городец на Волге; там умер на возвратном пути из Орды в.к. Александр Ярославич Невский в 1263 г. Кн. Михаил Черниговский. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей

http://azbyka.ru/fiction/v-gorodce-v-126...

Профессор Б.Э. Нольде И на какие же территории претендовала эта Центральная рада? Претензии вначале были скромные: хотелось получить под своё автономное управление лишь пять губерний бывшей Российской империи - Киевскую, Черниговскую, Подольскую, Волынскую и Полтавскую. То есть речь шла об этнических землях Малороссии. Керенский даже зачем-то сфотографировался на фоне карты с изображением намеченного украинскими сепаратистами анклава, с трёх сторон окружённого землями России. Об этом географическом курьёзе сообщили некоторые европейские газеты, зорко следившие за русскими делами (шла Первая мировая, и Россия играла не последнюю скрипку в европейском концерте Антанты). Керенский на фоне карты новоявленной Украины Карта украинского новообразования в английской газете Сейчас пишут, что географические аппетиты Грушевского и Ко вскоре возросли: они стали требовать в придачу (якобы ни с того ни с сего) ещё четыре губернии, плюс часть прилегающих к ним территорий (Новороссию, Слобожанщину, Кубань). Делегация из Петрограда во главе с Керенским, в которую входили Михаил Терещенко и Ираклий Церетели, посетила Киев и провела переговоры, уняв на время запросы самостийников. Это было сто лет назад. А теперь Андрей Иванец из киевского Науково-дослідного інституту українознавства уверят публику: «В начале прошлого века этнические украинские земли занимали территорию в полтора раза большую, чем современная Украина». Напомним ещё раз: сами понятия «Украина», «украинец», а также все производные от них, включая прилагательное «украинские», появились лишь после февральского переворота 1917 года. Дотоле существовали лишь «Российская империя» и неофициальный термин «Малороссия», как бы ни подчищали эти слова в документах хлопцы в вышиванках. Откуда же неуёмные претензии на территории «в полтора раза большие, чем современная Украина»? А вот откуда. Четвёртый (самостийный) универсал Центральной рады был принят 9 (22) января 1918 г., когда в Бресте уже полтора месяца шли переговоры о мире между делегациями Советской России и австро-германского блока.

http://ruskline.ru/opp/2018/fevral/12/os...

В 1132 году дядя Всеволода, князь Ярополк, вступив на Киевский престол, отдал Всеволоду южный Переяславль, считавшийся старшим после Киева. С неудовольствием отпустили Новгородцы Всеволода; а между тем младшие сыновья Мономаха и дяди Всеволода восстали за Переяславль против великого князя; он хочет, говорили они, сделать племянника наследником Киевского престола. Утром въехал Всеволод в Переяславль и до обеда выгнан был дядею Юрием. – Избегая междоусобия, Богобоязненный князь возвратился в Новгород; но гордая вольница уже забыла благодетельное правление и громкие победы Всеволода, и не хотела принять его. – Впрочем на этот раз Новгородцы скоро одумались и пригласили к себе столько благотворившего им князя; только ограничили власть его новыми правами посадников своих. В 1133 году князь, заботливый о покое Новгородцев, ходил в Эстонию и взял Дерпт. В следующем году брат его Изяслав, изгнанный, по милости Юрия, из Турова, явился в Новгород за помощью против Юрия, дерзко оскорблявшего Мстиславичей. Новгородцы зашумели, вызываясь защищать Изяслава против властолюбивого Юрия, требовали похода; Всеволод изъявил согласие с волею веча, выступил с войском, но, не желая иметь дело с дядею, отпустил Изяслава в Чернигов и возвратился в Новгород. Новгородцы, не взирая ни на что, хотели воевать с Юрием. Напрасно митрополит Михаил уговаривал их и указывал на опасность зимнего похода. Посадник Давид послан был вместе с Всеволодом и сильною дружиною к Суздалю. Это было 31-го декабря. Метели и жестокий мороз преследовали Новгородское войско и очень обессилили. Января 26 (1135 г.) произошло кровопролитное сражение на Ждановой горе. Суздальцев больше было побито, чем Новгородцев; но победы не было на стороне последних, и они вынуждены были заключить мир. В том же году блаженный князь вместе с благочестивым архипастырем Нифонтом основал каменный великолепный храм св. Климента, но ему не довелось оканчивать его. В мае 1136 года вспыхнул мятеж в Новгороде. Гордые своевольники в гневе за то, что не удалось им повеличаться победою над Суздальцами, объявили Всеволода лишенным власти. Мало и того: они заключили его в княжеском доме с женою, детьми и тещею; семь недель держали его как преступника, за стражею 30 воинов. Когда князь Святослав Ольгович, друг Юрия, приехал по призыву княжить в Новгороде, они освободили Всеволода, но оставили у себя заложником сына его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Брат Петкы, когда достаточно научен был священному Писанию, пожелал иночества и с согласия родителей постригся под именем Евфимия. Восходя постепенно в жизни духовной, он стал мужем твёрдым. По известности о его высокой жизни возведён он был на епископскую кафедру епархии Мадитской; здесь он прославился добродетелями и борьбой с еретиками. Он почил в глубокой старости и тело его положено было в соборном храме, где источало чудеса. Михаил Пселл в похвальном слове п. Михаилу Керуларию (1043–1058 г.) с похвалами отзывается о святителе Евфимии, как о современнике или несколько прежде процветавшем на кафедре Мадитской, на берегу моря 177 . По смерти родителей блаж. Петка решилась совсем расстаться с миром. По сведениям, собранным святогорцем Никодимом, прежде чем удалилась она в Палестинскую пустыню, посетила Царьград и обошла святые места его; здесь выслушивала она наставления ревностных подвижников. По их совету поселилась в предместье Ираклийском при уединённом храме Покрова Богоматери; она провела здесь в молитвах, посте и слезах пять лет. Исполняя давнее желание своё, отправилась она в Палестину и, поклонившись местам, освящённым жизнью Спасителя, осталась жить в Иорданской пустыне. – Одному Господу известны все подвиги равноангельского пустынного жития преп. девы. Истаивая то от зноя, то от холода, она питалась только травой и то по закате солнца. Злой дух искушал её мечтами и привидениями; «но добрая Петка Вышнего положи прибежище себе». Так провела она жизнь до старости, не давая себе покоя, в ожидании небесного Жениха. Однажды, когда она стояла на молитве, явился ей ангел и сказал: «оставь пустыню и возвратись в твоё отечество, – там тебе надобно оставить тело на земле и душою прейти к Господу». – Преподобная возрадовалась, что близко время разрешения её от тела; но жаль ей было расстаться с пустынным уединением. Повинуясь воле небесной, она отправилась в отечество и на море довелось ей испытать бурю. Прибыв в Константинополь, посетила св. Софию и во Влахернском храме молилась перед чудотворной иконой Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

— удобнейшее практическое пособие, не очень похожее на рукописные Типиконы XVI b., но сочетавшее в себе Типикон, к которому было добавлено нечто вроде современных «Богослужебных указаний» и еще множество других материалов. Согласно Дмитриевскому, тип «больших Типиконов» много позаимствовал из монастырских и соборных Обиходников ( Дмитриевский, 554 ).  В Приходно-расходных книгах Печатного Двора сохранились имена справщиков, правивших Типикон. Они составляли некую корпорацию, обособленную от остальных справщиков: «Кроме того упоминаются как справщики Устава 1641 г. Черниговский (собора Черниговских чудотворцев в Москве) протопоп Михаил Рогов, ключарь Успенского собора Иван Наседка, князе-Александровский протопоп Иоаким, и Захар Афанасьев...» ( Мансветов II, 536-538 ). Отметим, что правили Устав самые опытные и уважаемые справщики. Корректурного экземпляра от этого печатного издания не сохранилось. Скажем немного об  Оке церковном 1651 г. Это библиографический фантом, появившийся в каталогах Сопикова и Ундольского. Его описывает (!) Мансветов, ссылаясь на несуществующие Приходно-расходные книги Печатного Двора (одна не сохранилась, в другой вырван лист — согласно Е.В. Лукьяновой). Эту ошибку повторяют вслед за Мансветовым многие литургисты (А.А. Дмитриевский, Н.Д. Успенский, из современных исследователей Т.В. Суздальцева). См. по этому поводу: Рубан II . Типикон 1682 г. Далее мы переходим к никоновской справе Типикона. Это условное название — справу точнее можно назвать послениконовской, поскольку осуществлялась она при Патр. Иоакиме, который по своем поставлении (1674) дал указ править Типикон. Однако принципы справы оставались прежними и определялись новым нетрадиционным отношением к символу и символике. Характер справы стал принципиально иным, впрочем, об этом подробно сказано в моей недавно вышедшей книге о справе Миней . Патриархом Иоакимом был издан ряд указов в целях усиления контроля над справщиками. Вводилась вторая (патриаршья) цензура: новоправленую книгу прочитывали в Крестовой палате в присутствии патриарха.

http://bogoslov.ru/article/592807

Услышав эти слова, жрецы и волхвы исполнились стыда и ярости, оставили его и поспешили возвестить об этом царю. В это же время приступили к святому князю Михаилу другие российские князья, пришедшие с ним на поклонение к царю. Был среди них князь Борис Ростовский. Они жалели его и беспокоились, боясь, что и на них царский гнев распространится. Все советовали Михаилу исполнить волю царскую. «Да не погибнем, – говорили, – и мы с тобою. Притворись и сотвори то, что повелено. Поклонись огню и солнцу, так избавишься от царской ярости и лютой смерти. Когда же с миром возвратишься восвояси, сделаешь, как хочешь. И не будет мучить тебя Бог, не прогневается на тебя за это, знает, что не по своей воле ты все это сделал. А если духовник твой сочтет это грехом, то мы все покаяние на себя возьмем, только послушай нас, пройди сквозь огонь, поклонись богам татарским да себя и нас от гнева царского и от горькой смерти освободишь и много доброго земле твоей исходатайствуешь». Все это говорили со многими слезами. Блаженный боярин Феодор, слушая их слова, пребывал в великой печали, страшась, как бы не склонился князь к советам их и не отпал от веры. Приступив к нему, начал вспоминать обещание его и слова духовника и сказал: «Помни, благочестивый князь, как обещал Христу положить за Него душу свою. Вспомни слова евангельские, которым нас духовный отец учил: «Тот, кто хочет душу свою спасти, погубит ее; а если кто погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот спасет ее». И еще: «Какая польза человеку, если приобретет весь мир, но потеряет душу свою? Или что даст человек за душу свою?» И еще: «Кто исповедает Меня перед людьми, исповеую его и Я перед Отцом Моим Небесным. А если отвержется от Меня перед людьми, отвергну его и Я перед Отцом Моим Небесным» 78 Князь же Михаил от этих слов боярина своего ощутил сладость и, палимый ревностью о Боге, с веселием ожидал мучений, готовый умереть за жизнодавца Христа. Князь же Борис, которого мы прежде упомянули, умолял его прилежно, чтобы повиновался царской воле.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Н. Голицына, В. В. Измайлова, графа В. Г. Орлова , «Речь в память Карамзина» и собственные «Мысли и замечания»; изданием книги «Взгляд на старинную русскую поэзию» (1837) Иванчин-Писарев хотел, между прочим, обратить должное внимание изследователей на памятники нашего народного творчества. Затем, одна за другой последовали работы его: «Михаил, великий князь Киево-Черниговский и боярин его Феодор», изданная князем М. А. Оболенским (М. 1839 г.) – книга, вызвавшая насмешливый отзыв «Отечественных Записок» 14 , видевших в ней лишь риторические разглагольствования, написанные языком напыщенным и «хитросплетенным»; «Вечер в Симонове» (М. 1840), «День в Троицкой Лавре» (М. 1840), «Утро в Новоспасском» (М. 1841), «Спасо-Андроников» (М. 1842) и «Прогулка по древнему Коломенскому уезду» (М. 1843). Читатель увидит из писем, с каким жаром Иванчин-Писарев относился к своим работам и изысканиям; последние и по собственному его признанию, и по словам современной критики, ценны своими примечаниями 15 , в которых заключается много подчас весьма любопытных сведений, заметок, исторических материалов и сообщений. Остроумная и меткая характеристика работ Иванчина-Писарева дана была в «Отечественных Записках» 1841 года 16 . «Учитель его», – говорит критик по поводу выхода в свет «Вечера», «Дня» и «Утра», – «Карамзин, что очень хорошо. Предмет его похвалы – время прошлое, и это очень хорошо. Цель его нападок – время нынешнее, что не совсем хорошо. Какая-то сладенькая, иногда приторная чувствительность, вздох при взгляде на камешек, слеза при виде упавшего листка, грусть при полете жучка – и вот характеристика сердечных движений почтенного автора трех означенных книжек... Но дело... не в образе мыслей и не в качестве ощущений г. Иванчина-Писарева: дело в том, что в трех книжках его очень много любопытных исторических известий, замечаний, приложений. Его примечания, право, любопытнее главного текста... Ведь со вниманием слушаем мы любопытные анекдоты из уст почтенного старичка, хотя он при начале разсказа найдет непременный случай похвалить старину и в заключении – побранить молодежь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010