Отец Иоанн никогда не служил в храме после Литургии ни молебнов, ни панихид, очевидно, сознавая, что ничего не может быть сильнее молитв, соединенных с Бескровной Жертвой, и что после ее принесения дополнительные молитвы могут явиться как бы свидетельством неверия в силу этой Всеобъемлющей Жертвы. После окончания Литургии отцу Иоанну приходилось еще в храме выслушивать тех или иных людей и просматривать срочную почту. 27 Антоний (в миру Алексей Павлович Храповицкий; (1863–1936) – митрополит, русский православный богослов и церковный деятель; был сторонником движения по возрождению патриаршества и одним из кандидатов на кафедру первосвятителя; эмигрировал в 1920 г., стал первоиерархом Русской Синодальной Зарубежной Церкви, похоронен в Белграде; автор множества богословских трудов («Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы», «Лекции по пастырскому богословию» и др.) 28 Протоиерей Иоанн Восторгов (1864–1918) – выдающийся проповедник и миссионер, «Златоуст Русской Православной Церкви»; участвовал во многих миссионерских съездах, возглавлял пастырские и псаломщицкие курсы в в 1908г. посетил Кронштадт и побывал у отца Иоанна; в мае 1918 г. был арестован ВЧК и в сентябре того же года расстрелян. 29 Михаил (в миру Михаил Михайлович Грибановский; 1856–1898), епископ Таврический и Симферопольский, богослов и духовный писатель, скончался в возрасте 42 лет от туберкулеза; стал первым за 20 лет в преподавательской среде Петербургской Духовной Академии, кто принял монашество; автор трудов «Над Евангелием» (СПб., 1896, 1898), «Лекции по введению в круг богословских наук» (Казань, 1899) и др., любитель творчества Ф.М. Достоевского. 31 Евдоким (в миру Василий Иванович Мещерский; 1869–1935) – епископ сначала Православной Российской Церкви, а с 1922 г., по присоединении к обновленческому движению, обновленческий митрополит Одесский, председатель обновленческого Синода (1923–1925, фактически до 1924 г.); выпускник Московской Духовной Академии, магистр богословия, автор трудов: «Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: Его жизнь и благовестнические труды…, «О христианском браке», «Два дня в Кронштадте» и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Наверное, так случалось в былые времена: человек узнавал о духовной жизни, о том, что есть монастыри, где иноки всецело служат одному только Богу…, недолго думая, собирал нехитрую котомку вещей и уходил в ту обитель, куда направляли его стопы и Промысл. Оказывается, вот такие же бесхитростные истории случаются и в наши дни. О том, как связано послушание с любовью, как возможно выстроить монастырь на пустом месте, почему старцы — не волшебники и отчего монах никогда не оправдывается, говорим с наместником монастыря «Спаса Нерукотворного пустынь» села Клыково игуменом Михаилом (Семёновым). Игумен Михаил (Семёнов) «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» Лк. 18: 17 Место, где Бог ближе Клыково. Художник: Елена Соколова. 2012 год — Отец Михаил, это же страшное дело для мирянина — бросить «жизнь» и уйти в монастырь! Что-то должно быть такое, что выталкивает из мира? — Все, что полноценно совершается, совершается ради любви. Как бы поступили сейчас современные жены на месте жен декабристов? Ехать куда-то в Сибирь за какими-то мужиками, которые неизвестно когда вернутся? Современная женщина развелась бы и вышла замуж за успешного человека, не связанного с тюрьмой, с криминалом, с преступлением против государства. Но жены декабристов, небедные светские дамы, поехали в ссылку, в Сибирь, не в лучшие условия, ни на что не рассчитывая, только потому, что любили своих мужей. Так и в христианстве, в монашестве : все, что делается, делается из любви к Богу. Никакого другого смысла это не имеет. Это не угождение самолюбию, не угождение тщеславию. Просто современный человек все оценивает с точки зрения угождения себе. И о монастыре он думает: «Стоп, а зачем мне это? А в чем выгода, а что мне за интерес, а что я от этого получу?» Но причем здесь выгода?.. Если человек достигает какой-то степени любви, он хочет оказаться с любимым человеком. Такова для христианина любовь к Богу. Человек способен всего достичь в миру: и деньги он сможет заработать, и добрым семьянином стать. Но он к Богу стремится, он стремится к тому, чтобы этой любви ничто не мешало, чтобы ничего не стояло между ним и Богом. А можно ли найти для этого место лучшее, чем монастырь? Монастырь и есть такое место — здесь люди живут только этим.

http://pravoslavie.ru/65551.html

В приходе было десять деревянных часовен. В погосте Вышегород в церковном доме находились церковно-приходская школа, в которой в 1910 году обучался 31 ученик, и школа Министерства народного образования, в Филиппово - земская школа. Служили в церкви священник и псаломщик. Священником с 14 октября 1899 года служил Димитрий Иоаннович Карзов, сын и брат священников погоста Гористо. Он родился 20 октября 1870 года. Псаломщиком с 28 марта 1895 года служил Павел Дубровский. В 1910 году вместо псаломщика служил дьякон Василий Троицкий. Судьбы всех их после 1917 года неизвестны. Приход составляли следующие населённые пункты: село Вышегород; деревни: Антановка, Антаново, Горушка, Дубник, Заболотье, Загорье, Заклинье, Захаркино, Ключки, Кривково, Минино, Олухово, Осва, Пеньково, Платичино, Пешково, Трофимово, Скупец, Филистово, Хударево, Юрьево, а также переселенцы из других уездов и приходов в деревнях Анискино, Замошье Заходец, Карново, Клюки, Козлово, Минино, Михалево, Петрово, Поповка, Тимонино, Тишинка, Уза, Узкая Губа, Филиппово. В 1900 г. в приходе проживало 1095 мужчин и 1192 женщин. По благословению епископа Антонина 5 июня 1894 года полковником, впоследствии генерал-майором Михаилом Ивановичем Поповым и его женою Хиониею Ивановной в погосте основана «Вышегородская церковная библиотека в память дочери господ Поповых Александры». В 1892 году семья Поповых с тремя детьми приехала из Двинска (Даугавпилса) на дачу к родственникам в село Вилина Горушка, в 5 верстах от Вышегорода. Здесь 13 мая неожиданно скончалась их дочь Александра, родившаяся 20 апреля 1886 года. Чтобы увековечить память дочери родители решили основать библиотеку. Помещалась она в приделе Богоявленской церкви. Устав библиотеки утвержден 7 ноября 1896 года. В библиотеке были книги религиозно-нравственные, по изучению русского и церковно-славянского языков, по арифметике и математике, географии, педагогике, сельскому хозяйству, истории, сельской медицине, ремёслам, пению, игре на музыкальных инструментах, ноты, справочники. Управлял библиотекой совет, состоявший из причтов двух церквей погоста, учителей церковно-приходской школы, почетных граждан. Председателем совета являлся священник одной из церквей по выбору Псковского Кирилло-Мефодиевского братства и утвержденный Псковским архиереем. Членом совета не мог быть торговец спиртными напитками. Заведование библиотекой совет поручал тому или иному лицу, с обязательным утверждением архиереем. Пользование книгами было бесплатным. К концу 1900 года в ней было 4033 наименования книг, 238 читателей. Самыми популярными были книги религиозно-нравственного характера, учебники русского и славянского языков, по сельскому хозяйству и. в частности, по пчеловодству. Для отопления библиотеки крестьяне деревни Узкая Губа, члены приходского попечительства Иосиф Федоров, Михаил Семёнов, Игнатий Михайлов и Иван Яковлев пожертвовали участок леса. Поповы не раз приезжали в Вышегород, постоянно пополняли библиотеку. Библиотека работала до 1917 года.

http://sobory.ru/article/?object=35333

Там, где тяжело, где грязь и боль, – там и Андрей. И ни грамма уныния! Памяти Андрея Викторовича Завражнова 12 августа – 40-й день преставления ко Господу основателя детского приюта «Рождественский», что на Калужской земле, Андрея Викторовича Завражнова . Этого неутомимого труженика и спасателя детских жизней вспоминают близкие ему люди. Андрей Викторович Завражнов с детьми приюта Сверхверность Игумен Михаил (Семёнов) , наместник монастыря Спаса Нерукотворного пустынь села Клыково: – Андрей мне всегда напоминал первых христиан. Отказался от весьма обеспеченной столичной жизни, уехал в деревню Нелюбовку, в которой даже не было нормальной дороги. Стал вести настоящий крестьянский образ жизни. Поселился в простой избе, где две комнаты русской печкой разделены. У него даже супруга рожала на дому, меня поражало: как это он сам мог принимать роды? Они вели просто подвижнический образ жизни. Когда в Клыково схиархимандрит Илий (Ноздрин) благословил нас восстанавливать храм, Андрей сразу же занял очень активную позицию. Это, безусловно, харизматическая личность. Он никогда не искал легких путей. Даже как-то избегал комфорта. Если, допустим, до Клыково можно было проехать по более-менее сносной дороге 40 км, он предпочитал срезать напрямик, пробороздив км 8 по бездорожному полю. У него был совершенно неуемный темперамент. Он не ставил себе таких целей, что вот, мол, этого достигну и тогда отдохну. Нет, он снова и снова находил себе какую-то новую заботу, дело. Вот этот храм еще восстановить, вон тот... По его инициативе началось возрождение храма на родине преподобного Амвросия Оптинского, на Тамбовщине. Представляете, он мотался туда и обратно по 800 км. Не охал, не роптал, не ругал дороги... Потом батюшка Илий благословил его устроить детский приют. Каждому ребенку он старался уделить внимание. У него и своих-то пятеро, а он и для сотен обездоленных малышей распахнул свою душу, стал им настоящим отцом. Там были просто страшные судьбы. Многих родители избивали. Однажды привезли мальчика с ушибами: его отчим по голове трубой бил. Или такая еще история была: трех девочек мама, уехав куда-то, закрыла на ключ в квартире... Соседи спохватились только спустя неделю. К тому времени одна из девочек, наевшись таблеток – просто есть ребенку хотелось! – умерла. Когда их открыли, старшая вынесла младшую сестренку на руках, потому что та уже была в голодном обмороке. Вот таких детей Андрей спасал!

http://pravoslavie.ru/115009.html

Глава 1. От рождения до священства 1 Место, где родился, и среда, в которой появился на свет отец Иоанн Кронштадтский , сразу привлекают внимание духовного взора. Место это расположено за много сотен верст от главных очагов русской жизни, а среда эта была вовсе бедной и скромной. Невольно думаешь: почему он родился в захолустье? Но дальний север места рождения отца Иоанна понуждает некоторых его почитателей вспоминать о Ломоносове, а скудость обстановки – возводит их мысль к Пещере, в которой родился Тот, чьим верным служителем ему надлежало стать. Нет ничего случайного в судьбе человека, но Промысл Божий о нас обычно только в малой мере прозревается в том, что кажется случайностью. Иван Ильич Сергиев, впоследствии прославившийся во всем православном мире протоиерей Иоанн Кронштадтский , родился в селе Суре Пинежского уезда, Архангельской губернии. Село расположено при слиянии рек Суры и Пинеги, правого притока Северной Двины, в пятистах примерно верстах от Белого моря. Невдалеке от села большие холмы, белые алебастровые скалы с пещерами, леса, луга… В лесу много зверей и птиц… Во всем этом мощь, сила. Зато самое село и все вообще созданное там руками человека скудно, бедно: скромные деревянные домики, две древние деревянные, давно покосившиеся церкви – Введенская и Никольская, в которых даже сосуды были оловянные и, наконец, самый дом, где родился отец Иоанн, – не избушка, а скорее всего – ветхая лачуга. «Итак, с одной стороны – красота, суровое, нетронутое величие, – пишет жизнеописатель отца Иоанна Кронштадтского иеромонах Михаил, – с другой – нужда; вот «фон» первых впечатлений Вани Сергиева» 3 . Трудно не видеть в этом контрасте проявления Божественного Промысла, подготовлявшего христианскую настроенность будущего пастыря, настроенность, в основе которой всегда имеется, с одной стороны, сознание слабости человеческих сил, с другой – величие Творца Вселенной. Отец Ивана – Илья Михайлович Сергиев был псаломщиком местной сельской церкви и не очень грамотным человеком, а мать Феодора Власьевна – еще менее сильная в грамоте женщина. Об отце сведений дошло мало, но известно, что дед отца Иоанна был священником, так же как и большинство предков в роду отца, и это в течение, по крайней мере, 350-ти лет. 4 Мать отца Иоанна прожила сравнительно долго (скончалась в 1871 году) и увидела занимавшуюся славу своего сына. 5 До нас дошли ее фотографические портреты. Лицо ее очень русское, широкое, благообразное и, пожалуй, в особенности в нижней части своей выражает особую свойственную русским северянам твердость. Однажды, когда молодой еще отец Иоанн сильно заболел и врачи настойчиво уговаривали его нарушить пост, он отвечал, что решится на это лишь с разрешения матери. Мать разрешения этого не дала.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Кроме того, с тех пор как он начал свободно читать, стал он находить постоянную опору и в Евангелии. «Знаешь ли, – сказал однажды отец Иоанн игуменьи Таисии, – что прежде всего положило начало моему обращению к Богу и еще в детстве согрело мое сердце любовью к Нему? Это – святое Евангелие. У родителя моего было Евангелие на славяно-русском языке, любил я читать эту чудную книгу, когда приезжал домой на вакационное время, и слог ее и простота речи были доступны моему детскому разумению; читал и услаждался ею и находил в этом чтении высокое и незаменимое утешение. Это Евангелие было со мною и в духовном училище. Могу сказать, что Евангелие было спутником моего детства, моим наставником, руководителем и утешителем, с которым я сроднился с ранних лет». 5 В Санкт-Петербургскую Духовную Академию Иван Сергиев поступил в 1851 году. В том же году, на 48-м году жизни, скончался его отец, и потому мать и сестры оказались на попечении молодого студента. Управление Академии, идя навстречу его нужде и зная его прекрасный каллиграфический почерк, предложило ему занять должность писаря в академической канцелярии за 9 рублей в месяц. Отец Иоанн с благодарностью принял это место и свой скудный заработок стал посылать родным. Канцелярской работы, может быть, было не так уж много, так как жизнеописатели отца Иоанна единогласно указывают, что он очень дорожил выпавшим на его долю, благодаря необходимости сидеть в канцелярии, уединенным досугом. Он пользовался им для молитвы и чтения Священного Писания и святых отцов. Особенно полюбился ему святитель Иоанн Златоуст . «Как-то, – рассказывает иеромонах Михаил, – удалось ему в студенческие годы купить толкование Златоуста на Евангелие Матфея, и он радовался приобретению, как сокровищу из сокровищ». Имеются сведения, что студент Иван Сергиев очень любил пребывать в академическом саду и там молиться. Привычка совершать молитвенное правило под открытым небом была присуща ему всю жизнь. Вступал он и с товарищами в беседы на высокие темы, но как будто особых, настоящих друзей у него не было, и он оставался скорее замкнутым и молчаливым.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Одной из тем его разговоров с товарищами на старших курсах была очень привлекавшая его мечта стать миссионером в дальних странах. Более всего думал он о Китае. «Пережил он также в Академии на 4-м курсе какой-то духовно-нервный кризис, который имел своим выражением приступы очень тяжелой, как будто беспричинной тоски, с которой он более всего боролся молитвой, – рассказывает иеромонах Михаил. – Понемногу приступы эти прошли». 6 Что касается самого учения, то надо сказать, что в Академии он учился усердно, но со средними успехами. Так или иначе, его собственные сочинения показывают, что он мыслил всегда богословски отчетливо, чему, вероятно, помогло и пребывание в Академии. Сам он с благодарностью говорит о приобретенных в Академии знаниях: «При слабых физических силах я прошел 3 школы – низшую, среднюю и высшую, постепенно образуя и развивая три душевные силы: разум, сердце и волю. Высшая духовная школа имела на меня особенно благотворное влияние. Богословские, философские, исторические и разные другие науки, широко и глубоко преподаваемые, уясняли и расширяли мое миросозерцание, и я, Божией благодатью, стал входить в глубину богословского созерцания. Прочитав Библию с Евангелием и многие творения Иоанна Златоуста , Филарета Московского и других церковных витий, я почувствовал особенное влечение к званию священника и стал молить Господа, чтобы он сподобил меня благодати священства и пастырства словесных овец». О жажде религиозного знания отец Иоанн Кронштадтский говорил в первом же отрывке своего дневника «Моя жизнь во Христе»: «Обильно открыл ты мне, Господи, истину Твою, и правду Твою… Уведал я слово Твое – слово любви… изучил законы ума человеческого и его любомудрие, строение и красоту речи; проник отчасти в тайны природы, в законы ее… сведал о народах отдельных, о лицах знаменитых… отчасти познал великую науку самопознания и приближения к Тебе; словом – многое, многое узнал я … и доселе еще многое узнаю. Много и книг у меня… читаю и перечитываю их, но все еще не насытился.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

88 Ср.: «Сознать себя человеком, значит сознать себя богом» (Михаил (Семёнов), архим. Проклятые вопросы и христианство. М., 1906. С. 11); «...свободное, духовное существо, которое одно истинно, одно могущественно, одно вечно, уже пробудилось в Нехлюдове... Как ни огромно было расстояние между тем, что он был, и тем, чем хотел быть, – для пробудившегося духовного существа представлялось всё возможно» (Толстой. 41, гл. 28). 89 «Крайнюю имеем нужду во взаимном друг друга направлении к добру и содействии в том... Цель Божия Промысла – разнообразно разорванных злом соединить опять посредством правой веры и духовной любви» (Добротолюбие. 5, 331; 3, 233). «Вдумайтесь в это, и вам станет ясно: если каждый человек для спасения себя должен воскресить свою душу и просвятить своё тело и если каждый человек должен жить не для себя, а для всех, то, значит, каждый человек обязан служить тому, чтобы воскресла душа не его одного, а всего человечества» (C-II. 86–87). 90 Мк. 16:15 ; Рим. 8:19–24 . Идея парадоксальна, как и всё христианство, но здесь нет противоречия с верой в уже совершившееся искупление; недаром апостол говорит: «...тварь освобождена будет... Ибо мы спасены в надежде». «...Вся эта видимая и чувственная тварь сделается нетленною и соединится с небесным и невидимым. Этому надлежит совершиться прежде, – и тогда приидет с силою и славою многою превожделенный и сладчайший Иисус Христос , Царь и Бог наш, судить мир» ( Симеон Новый Богослов , прп. Слово 45-е. Гл. 5). Тогда вполне завершится богочеловеческий процесс мировой истории, а после – «смерти не будет», снова произнесётся «Совершилось!» и побеждающие будут во всей полноте сынами Божиими ( Откр. 21:4–7 ). 91 Ср.: «Высший акт личной свободы и сознания – самоотречение» (Самарин Ю. Избранные произведения. М., 1996. С. 432.); «Самая высшая свобода... «разделить всем, что имеешь, и пойти всем служить». Если способен на это человек, если способен одолеть себя до такой степени, то он ли после того не свободен? Это уже высочайшее проявление воли!» (Достоевский. 25, 62).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Биограф отца Иоанна Кронштадтского иеромонах Михаил пишет, что «отец Иоанн учит евангельскому закону, а не текстам, хотя и больше всего ценит подлинный евангельский текст»; что «у него на уроках изучается история Царства Божия на земле, а не история царей израильских»; что «он больше всего заботится о том, чтобы правды евангельские были усвоены сердцем учеников». Далее тот же биограф приводит свидетельство одного из бывших его учеников, что «батюшка почти никогда не ставил нам дурных отметок, и иметь даже «три» по Закону Божьему у нас считалось большим стыдом и позором». В другой книге об отце Иоанне приводится свидетельство его бывшего ученик Н.В. Суровецкого, что «ему помнится случай неподдельных горя и слез, когда кто-то получил «пять с минусом " ». Тот же бывший ученик его передает, что «не знавших урока не было», что «во время уроков в классе было тихо», что «еще более незабвенными были уроки во втором классе, когда мы учили Новый Завет . Трепетная восторженность рассказа передавалась нам. И такой недавней казалась нам жизнь Спасителя. Слезы выступали на глазах батюшки во время рассказа о крестных страданиях Спасителя. Мы сидели потрясенные, притихшие». Далее он пишет: «Батюшке задавались вопросы, и он охотно отвечал. Случаи повседневной жизни также будили наше любопытство. Батюшка беседовал с нами о них». Тот же ученик повествует: «Прошел еще год, и мы в третьем классе. Батюшка стал объяснять нам – богослужение как общую молитву Творцу. Он пояснял нам: «В храме вы – перед Лицом Божества!» И это было нам страшно и таинственно». Некоторые ученики любили ходить на службу отца Иоанна, и большинство из них знало, а в значительной мере и видело, как его благотворение, так и любовь народа к нему. Все это, конечно, способствовало увеличению престижа отца Иоанна как преподавателя. Кроме того, его бывшие ученики припоминают, как он раздавал для чтения дома небольшие книжки в разноцветных обложках – «жития святых», что дети очень это любили. Еще не могло не действовать на них, что отец Иоанн не наказывал, а вразумлял их беседой и заступался за них перед начальством. Он брал как бы на поруки подлежавших исключению из школы и, случалось, эти дети потом исправлялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

После 1905 г. оживилась богословская полемика как между различными старообрядческими согласиями, так и между старообрядцами и миссионерами правосл. Церкви. Среди приемлющих священство Б. и. в этих спорах особенно прославились апологетическим мастерством «начетчики» - епископы Арсений (Швецов), Иннокентий (Усов), Михаил (Семёнов), священники Феодор Гусляков, Алексей Старков, а также Мельников, Перетрухин, Д. С. Варакин (впосл. священник), В. Т. Зеленков, Бриллиантов, Н. Д. Зенин, В. Г. Сенатов и др. В 1906 г. был создан всероссийский «Союз старообрядческих начетчиков». Сочинения его членов, а также изложения их бесед с правосл. миссионерами и старообрядцами др. согласий публиковались отдельными изданиями и на страницах бурно развивавшейся в 1905-1917 гг. периодики белокриницкого согласия. 1-й старообрядческий журнал в России «Старообрядческий вестник» был основан еп. Иннокентием (Усовым) в 1904 г. и издавался первоначально нелегально, с 1906 г. открыто выходил в Н. Новгороде под названием «Старообрядец» (в 1908-1909 - «Старообрядцы»). Наиболее информативным периодическим изданием согласия в нач. XX в. был еженедельник «Церковь», выпускавшийся в Москве в 1908-1918 гг. (в 1914-1917 - «Слово Церкви», в 1918 - «Голос Церкви») на средства П. П. Рябушинского под ред. Ф. Е. Мельникова. Существовали также др. старообрядческие журналы, в т. ч. провинциальные, действовало неск. типографий, принадлежавших как церковным орг-циям, так и отдельным верующим. Б. и. в России в 1917 - 30-х гг. XX в. Сразу после Октябрьской революции 1917 г. в ходе массовой ликвидации домовых церквей закрылись домовые старообрядческие храмы (преимущественно в купеческих домах). В 1918 г. были упразднены почти все старообрядческие мон-ри, Богословско-учительский ин-т в Москве и все старообрядческие периодические издания. Во время гражданской войны имели место случаи жестокой расправы красноармейцев и чекистов со старообрядческими священнослужителями, а близ ст. Шамары на Урале (Екатеринбургская губ.) в 1919 г. большевики сожгли нетленные останки Пермско-Тобольского еп. Антония (Поромова) , чтобы прекратить их почитание. В 1918 г. в ж. «Голос Церкви» было помещено «Пастырское послание» главы российских старообрядцев Б. и. архиеп. Мелетия (Картушина) . Об Октябрьской революции там было сказано: «Сам сатана ополчился на христианство всеми силами своего ада». Архиепископ призывал христиан действовать против врагов Божиих «духовным оружием». Вскоре «Голос Церкви» был закрыт, архиеп. Мелетий до 1922 г. скрывался от преследований властей в Донской обл. Церковное управление в Москве в это время осуществлял еп. Рязанский и Егорьевский Александр (Богатенко или Богатенков).

http://pravenc.ru/text/77938.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010