Общее руководство подготовкой “Патерика” осуществляет архимандрит Макарий. Текст подготовил игумен Дамаскин (Ор­ловский). Из определений Священного Синода В заседании Священного Синода 26 декабря 2001 года под председательством ПАТРИАРХА Слушали: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о поступивших в Комиссию материалах, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. Постановили: 1. Одобрить доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века следующие имена: от Астраханской епархии: архиепископа Астраханского Митрофана (Краснопольского; 1869 — 6 июля 1919); 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Церквей для включения их в святцы. Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ Священномученик Митрофан (Краснопольский), Архиепископ Астраханский и Царевский октября 1869 — †23 июня/6 июля 1919 Прославлен 26 декабря 2001 г. Память празднуется 23 июня/6 июля (преставление) и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских) В 2009 году исполняется 90 лет со дня мученической кончины архиепископа Астраханского и Царевского Митрофана (Крас­­нопольского). Священномученик Митрофан родился в 1869 году в семье крестьянина Воронежской губернии Ивана Краснопольского и в крещении наречён был Димитрием. Родители его были бедны, и он с детства близко познакомился с суровой нуждой. Первоначальное образование Дмитрий получил в сельской школе, а затем благодетель устроил его в Бирюченское духовное училище. Окончив училище в 1884 году, Дмитрий как один из первых учеников был принят в Воронежскую Духовную семинарию на казённый счёт. В 1890 году Дмитрий окончил Духовную семинарию, женился и в том же году был рукоположен во диакона. В 1893 году он овдовел и был зачислен в Казанскую Духовную академию на казённый счёт. В 1896 году он был пострижен в монашество с именем Митрофан, а через год рукоположен во иеромонаха. В 1897 году иеромонах Митрофан был назначен инспектором Иркутской Духовной семинарии, в 1902 году — инспектором Могилёвской Духовной семинарии и возведён в сан архимандрита. Здесь он стал активным деятелем Могилёвского Богоявленского братства, много сделавшего для сохранения Православия в то время, когда Белоруссия была отторгнута от России. Теперь же Православие подстерегала ещё большая опасность — теплохладность самих православных.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Епископ Леонтий созвал совещание «Союза религиозный общин», где присутствовали представители всех городских и пригородных приходов. На этом совещании решено было обратится к православному населению с призывом «оказать помощь раненным и больным воинам» старой и советской армии. Воззвание оканчивалось ссылкою на Евангелие: «Помните слова Христа: «Я был наг и вы не одели Меня, был болен, и вы не посетили Меня». Напечатано это было в советской прессе и вызвало большое озлобление у местных военных властей. Председатель Губчека Атарбеков решил, что ссылка на Евангелие сделана для подрыва авторитета Советской власти. Он доложил свои соображения председателю Ревкома Кирову и тот вполне согласился с соображениями председателя Губчека, приказав: «действуй». 7 июня 1919 года епископ Леонтий был арестован. Арест происходил ночью и владыку забрали прямо из его келии в Ивановском монастыре. Одновременно в доме настоятеля Троицкой городской церкви отца Григория Степанова, был арестован и архиепископ Митрофан (Краснопольский) . Оба архиерея были арестованы без всякой вины, хотя официально им и было предъявлено амбициозное обвинение в организации широкомасштабного белогвардейского заговора с целью отравить весь высший командный состав Красной армии цианистым калием. В деле сохранились и два протокола допроса епископа Леонтия. Первый написан очень сдержанно. В нем владыка категорически отвергает какое либо свое участие в выступлениях против Советской власти, также опровергая слухи об участии в заговоре знакомых ему лиц. Второй же допрос резко отличается от первого. Его вместо простого следователя вел сам Атарбеков. Здесь епископ Леонтий вдруг признается в существовании какой-то контрреволюционной организации, во главе которой стоял архиепископ Митрофан. Создается впечатление, что протокол допроса был сфабрикован (так резко он отличается от первого). К делу были пришиты и два варианта какой-то записки, где сверху, совсем другим почерком, было приписано «Записка Леонтия». В этих записках поливается грязью архиепископ Митрофан, объявленный «крупной реакционной личностью». Вызывает большое сомнение подлинность этих «записок», вероятнее всего сфабрикованных для поддержания вероятности дела.

http://drevo-info.ru/articles/15398.html

Нам нужно помнить, чтить и знать жития святых исповедников, которых мы часто выносим за скобки нашего сознания. Почему у нас не все получается в жизни по-христиански? Потому что утратили ту твердость веры, которую имели христиане эпохи гонений ХХ века. Ведь именно их кровью оплачены годы нашего благоденствия, их подвигом веры была восстановлена наша Церковь после 70 лет гонений. Напрасно удивляются современные единомышленники тех гонителей, наблюдая, как в условиях жесточайшего современного кризиса, разрушающего государственные границы и независимость стран, ослабляющего духовные основы и нравственные устои общества, наша Церковь возрождается и становится средоточием спасения России и всего русского мира», — заключил митрополит Климент. Лауреат Патриаршей литературной премии, автор книги «Живый в помощи» писатель Виктор Николаев в своем слове пояснил, что изучение подвига новомученников и память о них служат примером и способствуют воспитанию честности, верности и патриотизма в нашем обществе. С докладом о подвиге астраханского священномученика Митрофана (Краснопольского) выступил древлехранитель, руководитель отдела по канонизации святых Астраханской епархии игумен Иосиф (Марьян). Служение и труды владыки Митрофана остаются актуальными не только для православных астраханцев, но и для всей Русской Православной Церкви. Благодаря личному примеру митрополита Митрофана его воспитанники встали на защиту святынь в Астраханской епархии и стали помощниками сщмч. Фаддея (Успенского) уже в 20-х гг. ХХ века. Будучи представителем от Астраханской епархии владыка Митрофан принял самое активное участие в восстановлении Патриаршества на Поместном Соборе 1917-18 гг. Другой заслугой владыки Митрофана стали подвижнические труды по прославлению священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, ныне почитаемого как покровителя Астраханской земли. Своей мученической кончиной владыка Митрофан подал пример стойкости в вере православной для христиан на все последующие времена. С докладом о новомучениках также выступила заведующая отделом ресурсов Астраханской областной научной библиотеки Елена Долматова.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5447639...

11/24 октября 1917 г., на первой сессии Собора, епископ Астраханский Митрофан (Краснопольский, сщмч., † 1919) выступил с докладом от Отдела о высшем церковном управлении по поводу так называемой «формулы перехода к очередным делам», принятой Отделом по окончании проходивших в нем прений о высшем управлении. В своем обширном выступлении преосвященный Митрофан изложил краткую предысторию обсуждения вопроса о патриаршестве в Отделе, подробно осветил доводы в защиту скорейшего восстановления патриаршества и огласил принятую Отделом «формулу» о восстановлении патриаршества следующего содержания: «По окончании общих суждений или прений по вопросу о высшем церковном управлении в Русской Церкви, Отделом принята следующая формула перехода: " выслушав общие прения по вопросу о высшем церковном управлении и 1) принимая, как исходное положение в дальнейших своих работах, восстановление сана патриарха, присвояемого первому между равными Епископу, возглавляющему управление церковными делами Российской Православной Церкви, и 2) вместе с органами этого управления подотчетному церковному поместному Собору, Отдел переходит к дальнейшему рассмотрению законопроекта о высшем церковном управлении " . Принятием такой формулы Отделом в положительном смысле разрешен вопрос о патриаршестве в России, как институте исполнительном при Соборе. Расчленяя указанную формулу на составные части, находим, что в ней заключаются следующие основные положения: 1) Поместному Собору принадлежит высшая власть в Российской Церкви. 2) Восстановляется патриаршество, которым возглавляется управление церковными делами Российской Православной Церкви. 3) Патриарх является первым между равными ему Епископами. 4) Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору...» . Данная «формула перехода» с четырьмя «основными положениями» выносилась Отделом на обсуждение в общем заседании Собора, так как определенное соборное решение по данному вопросу признавалось существенно важным для дальнейшей работы всех отделов, соприкасающихся с вопросами высшего церковного управления.

http://bogoslov.ru/article/2271021

Внутреннее согласие церковного народа с церковною властью у нас всегда признавалось и признается необходимым, а иногда и торжественно выражается внешним образом... Пусть юристы разбирают, действовал ли Синод в административном или судебном порядке, для нас – мирян – несомненно и важно только то, что епископу Православной Церкви объявляют порицание, иными словами, выговор, а затем смещают его с должности и удаляют в монастырь, не выслушав его оправданий и не истребовав от него никаких объяснений. Так не поступают с самыми тяжкими преступниками, даже когда они уличены на месте преступления; да и в административном порядке взыскание не налагается по закону без истребования объяснений от провинившегося должностного лица. Думаем, что такой образ действий не может быть оправдан и с точки зрения церковного права... Мы остаемся при том убеждении, что для прекращения соблазна и для умиротворения Церкви дело Преосвященного Гермогена должно быть пересмотрено Церковным Собором» . После этой публикации, в «Церковных ведомостях» в анонимной статье была сделана попытка оправдать Святейший Синод, по-прежнему скрывая истинные причины преследования исповедника. Однако пытавшийся защитить действия Синода и обер-прокурора Саблера в своем выступлении в Государственной Думе епископ Гомельский Митрофан (Краснопольский) сам назвал одной из причин увольнения епископа Гермогена выступление его против Распутина. Упрекнув епископа Гермогена в том, что он об этом первый стал говорить, хотя это было не так, епископ Митрофан сказал: «Для нравственного престижа епископа Гермогена было бы лучше, если бы его увольнение было следствием одного расхождения во мнениях с большинством членов Святейшего Синода по тем вопросам, о которых здесь говорили. Пусть эти вопросы не столь важны... пусть разрешение этих вопросов... не заслуживает того резкого определения, которое употребил епископ Гермоген, и пусть бы он пострадал за эту укоризну Святейшему Синоду – тогда понятна была бы хотя и неразумная, но все же ревность о чистоте церковного обряда; но он сам умалил и унизил значение своего дерзновения, когда, потерпев урон за свою резкость, он виновника своего несчастья стал искать в лице какого-то Распутина...

http://fond.ru/kalendar/499/konstantin/

Евгений (Шерешилов; 26.07.1880 - 16.12.1889), еп. Павел (Вильчинский; 16.12.1889 - 21.11.1892), еп. Исаакий (Положенский ; 21.11.1892 - 19.12.1892), еп. Павел (Вильчинский; 19.12.1892 - 13.11.1893, повторно), еп. Митрофан (Невский; 13.11.1893 - 10.08.1896), еп. Сергий (Серафимов; 10.08.1896 - 13.04.1902), архиеп. Георгий (Орлов; 27.04.1902 - 11.06.1912), еп. Феофан (Быстров; 25.06.1912 - 8.03.1913), архиеп. Никодим (Боков; 8.03.1913 - 13.03.1914), архиеп. Филарет (Никольский; 20.03.1914 - 24.05.1916), сщмч. архиеп. Митрофан (Краснопольский; 6.07.1916 - 21.06.1919), еп. Палладий (Соколов; окт. 1919 - дек. 1919), в 1919-1920 гг. епархией временно управлял еп. Енотаевский Анатолий (Соколов), архиеп. сщмч. Фаддей (Успенский; 1921 - 27.06.1927), в 1927 г. епархией временно управлял еп. Енотаевский Стефан (Гнедовский), архиеп. Иннокентий (Ястребов ; 1927 - 22.05.1928), еп. Филипп (Ставицкий; 13.06.1928-1929), с 1929 г. епархией временно управлял еп. Вольский, вик. Саратовской епархии, Андрей (Комаров), в 1930-1931 гг.- еп. Енотаевский Алексий (Орлов), архиеп. Андрей (Комаров; 30.09.1933-1939), в 1939-1942 гг. кафедра не замещалась, в 1942-1943 гг. епархией временно управлял архиеп. Саратовский и Сталинградский Григорий (Чуков), архиеп. Филипп (Ставицкий; дек. 1943 - 30.10.1947, повторно), еп. Николай (Чуфаровский; 30.10.1947 - 12.12.1947), архиеп. Филипп (Ставицкий; 12.12.1947 - 12.12.1952, в третий раз), 12.12.1952 - 7.06.1953 епархией временно управлял архиеп. Саратовский и Сталинградский Гурий (Егоров), еп. Леонид (Лобачёв; 7.06.1953 - 9.02.1954), еп. Сергий (Ларин; 9.02.1954 - 27.07.1959), архиеп. Гавриил (Огородников ; 27.07.1959 - 15.09.1960), архиеп. Павел (Голышев ; 15.09.1960 - 23.06.1964), еп. Иона (Зырянов; 5.07.1964 - 27.02.1968), архиеп. Михаил (Мудьюгин ; 30.07.1968 - 27.12.1979), архиеп. Феодосий (Дикун ; 27.12.1979 - 19.02.1990), еп. Филарет (Карагодин; 11.03.1990 - 13.08.1992), еп. Иона (Карпухин; 25.10.1992, с 2002 архиепископ, с 24 марта 2013 митрополит - 15 июля 2016); митр.

http://pravenc.ru/text/76736.html

   Особенно тяжело приходилось тем архипастырям и пастырям, которые оставались на территории, переходившей в результате поражения белых войск под контроль Советов. Одна только лояльность духовенства белым властям рассматривалась красными как контрреволюционное преступление; пение молебнов о победе белого оружия служило основанием для вынесения смертных приговоров или зверских расправ. В октябре 1918 г. 72-летний заштатный священник Павел Калиновский, проживавший в Ставрополе, был запорот плетьми за то, что внуки его были белыми офицерами. Священника Никодима Редикульцева из села Камень Томской епархии зарезали кухонным ножом. Священника отца Александра Подольского из станицы Владимировской Кубанской епархии арестовали за то, что он отслужил молебен для казаков перед боем, сначала его водили по станице и глумились над ним, а потом зарубили. Прихожанин, пришедший за телом своего пастыря, был убит пьяными красноармейцами. Священнику села Соломенского Ставропольской епархии Григорию Дмитриевскому шашками отрубили нос и уши, а затем расстреляли. 11 декабря в Каме утопили викарного архиерея Пермской епархии епископа Соликамского Феофана (Ильинского). Бывшего викарного епископа Новгородской епархии Исидора (Колоколова) умертвили в Самаре, посадив на кол. 14 января 1919 г. в подвале Кредитного банка в г. Юрьеве был зверски убит епископ Ревельский Платон (Кульбуш) вместе с двумя протоиереями Н. Бежаницким и М. Блейве. После ухода большевиков из подвала извлечено было около 20 трупов: вместе с православными священнослужителями убиты были лютеранский пастор и несколько купцов. Останки священномученика Платона носили на себе 7 штыковых и 4 огнестрельные раны, правый глаз поражен разрывной пулей. 25 мая 1919 в Астрахани по указанию Кирова были арестованы правящий архиепископ Митрофан (Краснопольский) и епископ Енотаевский Леонтий (барон Вимпфен). Попытки православных жителей города выручить своих архипастырей успехом не увенчались. Перед расстрелом архиепископ Митрофан благословил солдат, которым приказали его казнить. Тогда командовавший расстрелом чекист ударил архипастыря револьвером по благословляющей деснице и выстрелил ему в висок. Это было 23 июня, здесь же был расстрелян и его викарий. В декабре 1919 г. в монастыре святого Митрофана повесили на царских вратах архиепископа Воронежского Тихона (Никанорова). В марте 1921 г. убили епископа Петропавловского Мефодия (Красноперова). Ему нанесли несколько штыковых ран, и в одну из них вонзили крест. На исходе гражданской войны в Севастополе расстреляли бывшего архиепископа Нижегородского Иоакима (Левицкого).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Икона священномученика Митрофана (Краснопольского), архиепископа Астраханского (†1919) Почитание На иконе написанной по случаю прославления Собора новомучеников и исповедников Российских в 2000 году на десятом клейме владыка Митрофан был изображен с нимбом святого , участвующим в историческом Астраханском крестном ходе, организованном им же в 1918 году. Архиерей изображен в центре группы верующих, смело движущихся навстречу нацеленных на них винтовок большевистских солдат. В декабре 2001 года архиепископ Астраханский Митрофан был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских. 14 апреля 2002 года в Астраханском Покровском кафедральном соборе , по благословению архиепископа Астраханского Ионы , состоялось торжественное прославление нового угодника Божия. Был оратор, считался редким талантливым человеком, блестяще совершал богослужение. Имел резкий характер. Молитвословия Тропарь, глас 4 , в конец вечерни От юности твоея заповеди Господни добре сохраняя,/Богови во всяком долготерпении благоугождал еси,/ревнуя о благоустроении и процветении Церкве Православныя,/да прославится Отец Небесный во чадех ея,/и в годину лютых гонений на веру святую исповедник безстрашен явился еси,/за Христа мученическую кончину прияв,/и ныне предстоя Престолу Святыя Троицы/молися, святителю отче Митрофане,//о всех любовию чтущих святую память твою. Ин тропарь, глас 3 , на Бог Господь: Подвигом добрым яко святитель Христов подвизался еси,/веру Православную непорочно соблюд,/во время гонения лютаго мучителей прещения не убоялся,/священномучениче Митрофане,/яко первомученик Стефан,/убивающим тя рекл еси: Господь да простит вас./Сего ради уготовал ти венец правды,/егоже да воздаст Господь, молитвами твоими//всем почитающим тя. Ин тропарь, глас тот же , на Бог Господь на Слава: Воронежския земли прозябение,/во иночестве святителю Митрофану тезоименитый,/страну Белорусскую труды своими украсивый,/слова Божия проповедниче велегласный,/Собора Поместнаго уста богодухновенная,/Патриарха Тихона соработниче верный,/во граде Астрахани священномученика Иосифа прославивый,/егоже преемник на престоле и в страданиих явился еси,/отче наш Митрофане,/моли Христа Бога//о спасении всех почитающих тя.

http://drevo-info.ru/articles/1673.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Епископат (см. также по периодам) МАКСИМИЛИАН (Клюев Максим Валерьевич; род. 16.07.1971), митр. Иркутский и Ангарский, глава Иркутской митрополии МАРКЕЛЛ (Родышевский (Радышевский) Николай Романович; † 29 нояб. 1742), еп. Корельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии МАРТИРИЙ († 24.08.1199), архиеп. Новгородский (1193-1199), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МЕЛЕТИЙ (Леонтович Михаил Иванович; 1784 - 1784), свт. (пам. 12 февр., 29 (или 28) февр., а также в Соборах С.-Петербургских (3-я Неделя по Пятидесятнице), Сибирских (10 июня) и Белорусских (3-я Неделя по Пятидесятнице) святых), архиепископ Харьковский и Ахтырский МЕЛЕТИЙ (Якимов Михаил Кузьмич; 1835-1900), свт. (пам. 14 янв., 5 июня, а также в Соборах Рязанских, Липецких, Сибирских, Иркутских и Якутских святых), еп. Рязанский и Зарайский, миссионер, писатель МЕРКУРИЙ (Иванов Игорь Владимирович; род 21.01.1964), митр. Ростовский и Новочеркасский, глава Донской митрополии МЕФОДИЙ (Смирнов Михаил Алексеевич; 1761-1815), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский, духовный писатель, педагог МИНА († 1116), еп. Полоцкий, свт. (пам. 20 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) МИСАИЛ (в миру Михаил; † 1480/81), еп. Смоленский (1451-1480/81), нареченный униат. митр. Киевский, Галицкий и всея Руси (между 1472/73 и 1475/76 - 1480/81) МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых) МИТРОФАН († 7.02.1238), еп. Владимирский и Суздальский (1227-1238), сщмч. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых) МИТРОФАН (Краснопольский Дмитрий Иванович; 1869-1919), архиеп., сщмч. (пам. 23 июня, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Воронежских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов)

http://pravenc.ru/rubrics/121666_21.html

Лютер М. – основатель немецкого протестантизма (лютеранства). Магеровский Д. А. – советский государственный деятель, деятель НКВД. Макарий I – митрополит Киевский, сщмч. Макарий (Гневушев М. В. – епископ, сщмч. Макарий Калязинский – православный святой, преп. Максаков – сотрудник Центрархива. Малецкий А. – католический священник, ректор семинарии. Малин В. Н. – заведующий Общим отделом ЦК КПСС. Мансуров Б. Г. – татарский советский партийный и государственный деятель. Марков – автор. Марфа – схимонахиня, блж. Марцинковский В. Ф. – российский общественный деятель, христианский публицист. Матулянис Т.– католический свяшенник, настоятель прихода. Маяковский В. В. – русский советский поэт. Мейер А. Т. – лютеранский епископ. Меламелов – кантор. Мелетий IV – Константинопольский (Вселенский) патриарх. Мелис В. Г – представитель секты «Свидетели Христа». Мелхиседек (Паевский М, Л.) – епископ, «митрополит», глава Автономной Белорусской церкви. Архиепископ. Менжинский В. Р. – советский партийный и государственный деятель, деятель ВЧК ОГПУ. Мережин – член Временного совета ОДГБ. Мерец – обновленческий священник. Микоян А. И. – советский партийный и государственный деятель. Миллер А. Д. – американский меннонит. Миллер У. – баптистский проповедник, один из основателей адвентизма. Митин (Гершкович) М. Б. – зам. ректора Академии коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской. Митрофан Воронежский – святитель. Митрофан (Краснопольский Д. И.) – архиепиской. сщмч. Митрофан (Шкурин А. В.) – игумен, российский историк. Михаил (Ермаков В. Ф.) – митрополит. Михаил Федорович (Романов) – русский царь. Мойрова В. А. – советский партийный и государственный деятель. Молотов (Скрибин) В. М. – советский партийный и государственный деятель. Молчанов Г. А. – деятель ВЧК–ОГПУ–НКВД. Монтелеони – католический священник. Мордвинки В. Ю. – сотрудник Главлита и Главреперткома. Морозов – представитель казахской партийной организации. Моцарт В. А. – австрийский композитор. Нириманов Н. – азербайджанский советский партийный и государственный деятель.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010