Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832–1989 годах. Часть 7 Архиепископ Митрофан (Гринев) Говоря об Ульяновской епархии в 30-е годы кровавого XX столетия, сложно судить об архиерейском служении на ее территории как таковом. Это десятилетие явилось некоей агонией, когда Церковь последовательно уничтожалась, а возможности хоть каким-то образом воспрепятствовать этому не было. Архиереям оставалось лишь наблюдать, как на их глазах Церковь стирается с лица ульяновской земли, а всякое о ней упоминание так же искусственно стирается из человеческого сознания. Все десятилетие охарактеризовалось для Ульяновска постоянной сменой епархиальных архиереев, которые собственно епархией и не управляли. В 1928 году Ульяновская губерния была упразднена. Отныне она вместе с Самарской, Пензенской и Оренбургской губерниями входила в состав новообразованной Средне-Волжской области с административным центром в Самаре. В составе этой области были образованы два округа – Ульяновский и Сызранский. Соответственно, было проведено и переподчинение епархий. Сызрань, ставшая теперь центром самостоятельного административного округа, более не подчинялась Ульяновскому епископу, а Мелекесс, ранее входивший в состав Самарской губернии, становится викариатством Ульяновской епархии. Летом 1928 года на Мелекесскую кафедру прибыл епископ Георгий (Анисимов). Ульяновским преосвященным в это время был епископ Иоаким (Благовидов). Обновленческой епархией управлял все тот же архиепископ Иоанн (Никольский), а вот вместо бежавшего григорианского архиерея Виссариона (Зорина) прибыл архиепископ Иоанникий (Соколовский). Этот архиерей был не очень рад своему новому назначению. Прежде он был епископом Бахмутским, потом Омским, после чего вернулся на Украину, на свою родину, и примкнул к «лубенскому расколу». Когда его исключили из состава Собора УАПЦ, он переметнулся к ВВЦС, где и получил назначение в Ульяновск . Видимо, в знак своего недовольства владыка долгое время в епархию не являлся, причем никто, даже руководство ВВЦС, не имел представления о его местонахождении. Через четыре месяца отсутствие без вести пропавшего архиерея расценено как отказ от кафедры, и тогда ВВЦС рекомендует ульяновцам обратиться к находящемуся в ссылке в Ульяновске епископу Аввакуму (Боровкову) с просьбой возглавить епархию. Однако владыка был верным Церкви архипастырем и на льстивые предложения григориан ответил категорическим отказом. Он предпочел быть обычным прихожанином Покровской церкви.

http://pravoslavie.ru/31328.html

111. Рогачев, М. Ссыльные архиереи в Коми Автономной Области//Вера-Эском: христиан. газета. 2004. 457. С. 19–20. 112. Санкт-Петербургский мартиролог/[отв. ред. В. Сорокин; сост. В. М. Шкаровский [и др.]. СПб., 2002. с.: ил.– Из содерж.: Иларион (Троицкий) , архиеп. Верейский; Василий (Зеленцев), еп. Прилуцкий; Аркадий (Остальский) , еп. Лубненский, Полтавский; Виктор (Островидов), еп. Вятский, Шадринский, Глазовский; Владимир (Лозина- Лозинский), протоиерей; Александр (Сахаров), протоиерей; Мануил (Лемешевский) , митроп. Куйбышевский и Сызранский; Димитрий (Любимов), архиеп. Гдовский; Василий (Дохтуров), еп. Пинежский, Каргопольский, Вытегорский; Амвросий (Либин), еп. Лужский; Николай (Муравьев-Уральский), еп. Рыбинский; Нектарий (Трехвинский), еп. Яранский; Николай (Александров), воспитанник И. Кронштадтского; Феодосий (Алмазов), архимандрит; Анатолий (Алявдин); И. М. Андреевский, историк РПЦ; В. М. Верюжский, протоиерей, профессор Ленинградской Духовной академии; Н. А. Вишняков, диакон; П. Н. Ивановск ий , протоиерей; П. А. Флоренский, философ, богослов; Иосиф (Софронов), архимандрит и др. 113. Святые Новомученики и Исповедники, в земле Казахстанской просиявшие: альбом/Астанайская и Алмаатинская епархия, Правосл. Св.-Тихон, гуманит. ун-т; рук. работы митр. Мефодий. М., 2008. 566 с.: ил. 114. Симбирская Голгофа (1917–1938)/сост. свящ. Владимир Дмитриев. Уьяновск, 1996. 164 с.: ил. Из содерж.: [Митрофан (Гринев), епископ].– С. 57–59. 115. Синенко, С. Уфимская епархия: худож.-докум. повествование. Уфа: ГУП «Гос. респ. изд-во «Башкортостан», 2009. 304 с.: ил. 116. Соловецкие новомученики/сост. игумен Дамаскин (Орловский). М.; Соловки [пос. Соловецкий, Архангельская область]: Изд. Спасо-Преображ. Соловец. ставропиг. мужского монастыря, 2009. 443, с., л. цв. ил.: портр. 117. Соловецкие новомученики: избранные жизнеописания: [сб.]/сост.: игум. Дамаскин (Орловский); [предисл.: архим. Мефодий]. М.; Соловки [пос. Соловецкий, Архангельская область]: Изд. Спасо-Преображ. Соловец. ставропиг. мужского монастыря [и др.], 2009. 302, л. ил.: цв.ил., портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

До 1832 года территория Симбирской губернии входила в Казанскую епархию. Позже из нее была выделена Симбирская епархия. Первым Симбирским епископом (1832–1842) был Анатолий (Максимович). В предреволюционное время наибольшее влияние на жизнь епархии оказал епископ Феоктист (Попов), создавший миссионерский комитет, Николаевское противораскольническое братство, Братство Трех Святителей при семинарии; он же начал издавать «Епархиальные ведомости». Перед революцией, в первую очередь благодаря деятельности И. Яковлева, Симбирск становится духовным и культурным центром чувашского народа. В Симбирске готовят священников чувашей, получает свое развитие издательская и педагогическая деятельность на чувашском языке. Сразу после революции епархиальная жизнь была дезорганизована репрессиями и конфликтами между обновленцами и тихоновцами, позднее — конфликтами между обновленцами, сергианами и катакомбщиками. Два ульяновских архиерея были расстреляны: Митрофан (Гринев) в 1937 г. и Владимир (Горьковский) в 1938 г. В 1937–1941 годах ульяновская кафедра пустовала. В 1941–1943 гг. в Ульяновск были эвакуированы митрополит Сергий (Страгородский) и обновленческий «первоиерарх» Александр (Введенский). В 1941 г. была возрождена архиерейская кафедра, вновь упраздненная в 1959 г., когда епархия вошла в юрисдикцию Куйбышевской епархии. Во времена Хрущева и Брежнева проводилась целенаправленная политика полного уничтожения религии на «родине В. И. Ленина». Большинство зданий храмов было разрушено, в многолюдной области сохранилось всего 9 действующих православных приходов. Полностью была искоренена организованная религиозная жизнь влиятельных до революции в Симбирском крае старообрядцев. Архиерейская кафедра была восстановлена в начале горбачевской перестройки, в 1989 году, ее возглавил тогда епископ Прокл (Хазов). Епископ Прокл родился в 1943 году в Ленинграде. Окончил техникум, затем ленинградские духовные семинарию и академию. Служил на приходах в Ленинградской области. В 1987 г. хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Ленинградской епархии при митрополите Алексии, нынешнем Патриархе.

http://religare.ru/2_7173.html

Между тем, владыка Иоаким, при поддержке бывшего преподавателя Симбирской духовной семинарии Н.И. Арнольдова, обращается к властям с просьбой о своей регистрации в качестве временного управляющего Ульяновской епархией. 1 июля 1927 года из административного управления НКВД СССР в Ульяновский ГАО приходит телеграмма, в которой рекомендуется не спешить с регистрацией епископа Иоакима, который, между прочим, является епископом в Алатыри, что административно входит в состав Чувашской республики . Но все равно все больше и больше приходов переходят к епископу Иоакиму из ведения архиепископа Виссариона. 16 октября 1927 года в Троицком кафедральном соборе (григорианском) состоялось благочинническое собрание духовенства и мирян. На этом собрании было принято решение о переходе девяти церквей города Ульяновска под омофор владыки Иоакима (Троицкая, Ильинская, Германовская, Христо-Рождественская, Тихвинская, Богоявленская, Больничная, Петропавловская и Всехсвятская). Епископ Виссарион обратился в ГАО с требованием вернуть ему храмы, перешедшие к не зарегистрированному властями епископу. Однако ГАО не обращает на все эти требования никакого внимания. Тогда же епископ Иоаким становится правящим архиереем Ульяновской епархии, а на Алатырскую кафедру прибывает епископ Митрофан (Гринев), только что вернувшийся из Соловецкого заключения . Наконец в январе 1928 года владыка Иоаким получает регистрацию и прибывает в Ульяновск, согласно полученному из Московской Патриархии циркуляру за подписью митрополита Сергия: «Ввиду состоявшейся фактически легализации при мне, как заместителе Патриаршего местоблюстителя, высшего церковно-административного органа – временного Патриаршего Священного Синода, долгом почитаю уведомить Ваше Преосвященство, что Вы можете свободно прибыть в кафедральный город вверенной Вам епархии и вступить в отправление своих архипастырских обязанностей» . С этого момента в Ульяновске существовало три зарегистрированных епархии – патриаршая во главе с епископом Иоакимом (Благовидовым), григорианская во главе с архиепископом Виссарионом (Зориным) и обновленческая во главе с архиепископом Иоанном (Никольским).

http://pravoslavie.ru/31301.html

Главой этой организации объявили Куйбышевского архиепископа Иринея (Шульмина). Эта операция готовилась тщательно заранее. За всех «действующих лиц» были составлены показания – их будущие «признания». Сначала арестовали архиепископа Иринея. В Ульяновске первым был арестован обновленческий архиепископ Иоанн (Никольский), потом григорианские архиереи – митрополит Иоанникий (Соколовский) и архиепископ Феодор (Борисов-Григорович), затем вернувшийся из заключения бывший Ульяновский епископ патриаршей Церкви Митрофан (Гринев). В Мелекессе – Владимир (Горьковский) и находившийся там в ссылке епископ Вениамин (Троицкий). В Карсуне – находящийся на покое епископ от ВВЦС Иринарх (Павлов) . Все эти аресты закончились бойней. В 1937 году в Ульяновске по обвинению в участии в этой «фашистско-повстанческой» организации было расстреляно шесть архиереев, 126 священников, 30 монашествующих и 60 мирян. В концлагеря сроком на десять лет отправились 23 священника, пять монахов и 99 мирян, а сроком на восемь лет – один архиерей, 11 священников и 19 мирян. Никто из этих людей из концлагерей не вернулся. По разным другим «церковным» делам было репрессировано 400 человек, всего за два дня – 17 и 18 февраля 1938 года – в подвале Ульяновского горотдела НКВД было расстреляно более 100 человек . Ульяновская епархия, хотя и неофициально, но просто прекратила свое существование. Вплоть до 1941 года в епархии не было ни одного архиерея, будь то обновленческого, григорианского или «сергиевского». В особняке, принадлежавшем некогда дворянам Юрловым, гостем которых бывал А.С. Пушкин, после революции обосновались чекисты. Теперь же они получили прямое указание устроить там настоящую мясорубку. Начальник Ульяновского горотдела НКВД капитан госбезопасности Коробицын получил предписание «немедленно приспособить соответствующее помещение в здании НКВД (желательно подвальное), пригодное под спецкамеру для выполнения приговоров о расстреле; вызов из тюрьмы осужденных к высшей мере наказания производить днем, на основе письменного требования за подписью начальника органа НКВД с указанием – “для направления спецконвоем в управление НКВД”; исполнение приговора – расстрел – производить ночью; после выполнения приговора трупы должны быть вывезены к заранее приготовленной яме, тщательно зарыты, и ямы замаскированы; под Вашу личную ответственность должна быть обеспечена полная конспирация места, времени, а также техника исполнения приговоров о высшей мере наказания; к выполнению приговоров о высшей мере наказания… красноармейцев и рядовой милицейский состав не допускать» .

http://pravoslavie.ru/31328.html

Менуэль, заключенный субалтерн-кавалерист Мережковский Дмитрий Сергеевич (1866 – 9 декабря 1941), писатель. В эмиграции с 1920 г. Мерхалёв [Мерхелёв] Дмитрий Николаевич (1888 – не ранее 1937), социалист-революционер. Арестован в мае 1922 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где содержался на Большой Муксалме. После освобождения из лагеря, сослан в Свердловск Мерцалов, заключенный Мещеринов Иван Алексеевич, воевода, руководил осадой монастыря в последние два года Соловецкого сидения (1668–1676) Миллер Евгений Карлович (1867 – 11 мая 1938), один из руководителей Белого движения. С января 1919 г. генерал-губернатор, фактически, глава «Временного правительства Северной области». С 1920 г. в эмиграции. Руководитель РОВСа (1930–1937). В сентябре 1937 г. похищен советской разведкой в Париже, доставлен в Москву и расстрелян во внутренней тюрьме НКВД на Лубянке Милованов [Маливанов, Малеванов], стоматолог из Москвы, сотрудник ARA. По обвинению в «экономическом шпионаже», заключен на Соловки, где был сотрудником лагерного театра 226 Мимулов, см. Мамулов Минич, поляк, отправлен на Соловки за переход советской границы Минский, возможно, имеется в виду анархист А. И. Минский, автор поэтического сборника «Мировая скорбь. Венок сонетов» (1919) Митрофан (Федор (Василий) Васильевич Гринев) (1873 – 17 февраля 1938), епископ Арзамасский, викарий Горьковской епархии. Арестован в сане епископа Аксайского, викария Донской епархии в январе 1923 г. в Ростове-на-Дону и перевезен в Москву вместе с, проходящими по одному с ним делу, священниками о. Павлом Чехрановым, о. Алексеем Трифильевым и протодьяконом Дмитрием Новочадовым. Приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен в Архангельск, затем на Соловки. После освобождения из лагеря, сослан в Ульяновскую область. Расстрелян Михаловский Здислав, поляк, погиб на Соловках Михельсон, возможно, имеется в виду Артур Иванович Михельсон (1898–?), который в начале 1920-х гг. был председателем «тройки» особого отдела ВЧК 4-й армии и Крыма Южного фронта, а в конце 1930-х – нарком внутренних дел Крымской АССР. Однако, в известном послужном списке этого человека, нет упоминаний о его пребывании на Севере России

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

17(30)10.1947 06(19)10.1949 06(19)10.1949 14(27)03.1951 Николай II Чуфаровский 14(27)03.1951 15(28)11.1955 15(28)11.1955 24.09(07.10)1958 09.1958 26.11(09.12)1958 26.11(09.12)1958 03(16)03.1961 03(16)03.1961 03(16)08.1961 03(16)08.1961 30.12.1961(12.01.1962) 30.12.1961(12.01.1962) 01(14)12.1966 02(15)12.1966 24.09(07.10)1967 24.09(07.10)1967 03(16)12.1969 03(16)12.1969 18.11(01.12)1970 Николай III Кутепов 18.11(01.12)1970 18(31)05.1973 18(31)05.1973 20.03(02.04)1982 23.03(05.04)1982 03(16)07.1982 03(16)07.1982 15(28)05.1992 14(27)05.1992 10(23)02.1993 10(23)02.1993 13(26)12.1995 13(26)12.1995 Ростовская-на-Дону, григ. Основана в 1927 г. Упразднена в 1935 г. Викарная кафедра: Новочеркасская. 1927 Смарагд Яблоков 04(17)04.1932 18(31)07.1935 Ростовская-на-Дону, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1937 г. Викарные кафедры: Таганрогская, Новочеркасская, Сальская, Шахтинская, Донская, Азово-Черноморская. 1922 23.12.1922(05.01.1923) Феофилакт Клементьев Митрофан Гринев 03(16)01.1925(?) Назарий Андреев 27.09(10.10)1925 20.01(02.02)1927 Роттердамская Основана в 1966 г. (г. Роттердам, Голландия) 3844 Брюссельское викариатство. Упразднена 05(18)08.1972 (в связи с образованием епархии Гаагской и Нидерландской – ЖМП. 1972. 10. С. 6). 07(20)03.1966 05(18)08.1972 Рубцовская Основана ок. 1924 г. (?) (местопребывание – в г. Рубцовск, Алтайский край) Бийское (?) викариатство. Упразднена в 1927 г. (?) 1924 1927 (?) Сщмч. Никита Прибытков Руисская Упоминается с V в. (Картли, Грузия). Митрополия. Упразднена в 1811 г. (присоединена к Мцхетской епархии). Именование: Руисская и Мровельская. 1811 Руставская Основана в V в. (Картли, Грузия). Архиепископия, затем митрополия. Присоединена в 1811 г. В составе Грузинского Экзархата (см.). Упразднена в 1818 г. (присоединена к Алавердской епархии). 30.06.1811 28.12.1818 Стефан, кн. Джорджадзе Рыбинская Основана в 1909 г. Именование – по г. Рыбинск (Ярославская губерния). Ярославское викариатство. Упразднена в 1937 г. 27.02.1909 18.03.1910 Евсевий Гроздов

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А. П. Яковлева. Соловецкие лагеря в истории гонений на русскую православную церковь (1923–1927) Соловецкие лагеря занимают особое место в истории гонений на Русскую Православную Церковь . Здесь в заключении находились многие выдающиеся представители духовенства, ни в одном другом лагере страны в 1920-х годах не содержалось столько священнослужителей, как в Соловецком. На сегодня нам известны имена более 80 митрополитов, архиепископов и епископов, около 400 имен священников, имена десятков монахов и мирян, пострадавших за веру и прошедших через Соловки 42 . По архивным документам установлено, что летом 1926 г. в Соловецком лагере одновременно находился 91 представитель духовенства, среди них 18 епископов и архиепископов. За период 1923–1926 гг. через лагеря прошли не менее 126 священно- и церковнослужителей 43 . Утверждение о том, что в Соловках, как в малой капле огромного океана, отражается вся история страны, находит свое подтверждение применительно и к истории предвоенных гонений на Русскую Православную Церковь . Следственные дела исповедников веры, сосланных на Соловки, могут служить прекрасной иллюстрацией общих тенденций и основных этапов этих гонений, многих основных антицерковных кампаний и массовых дел против верующих. Соловецкие лагеря особого назначения были организованы 23 октября 1923 г. Этим числом датируется Постановление СНК СССР об организации Соловецкого лагеря принудительных работ, подписанное заместителем председателя СНК А. И. Рыковым 44 . Однако уже до официального открытия лагеря на Соловках находились заключенные. К 20 сентября их количество насчитывало 3049 человек 45 . С июня 1923 г. на острова начали перевозить заключенных из Холмогорского, Архангельского и Пертоминского лагерей 46 . В числе прибывших на Соловки из Архангельского лагеря оказалась и группа духовенства из Ростовской епархии: епископ Аксайский Митрофан (Гринев), иереи Павел Чехранов, Алексей Трифильев и протодиакон Дмитрий Новочадов. Арестованы они были в Ростове-на-Дону в конце 1922 –начале 1923 г. за борьбу с обновленчеством и постановлением Комиссии НКВД СССР по административным высылкам от 30 марта 1923 г. заключены в Архангельский концлагерь. До вынесения приговора все они находились в Бутырской тюрьме, куда одновременно с ними прибыли священники из Новочеркасска Иоанн Артемьев и Владимир Волагурин, впоследствии также отбывавшие срок наказания в Соловецких лагерях 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МИТРОФАН (ГРИНЕВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Митрофан (Гринёв) Редакция текста от: 07.08.2019 14:52:30 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/25035.html

Захария (Лобов) Захария (Лобов), архп. Воронежский. Родился 23 марта 1865 года. Окончил Донскую Новочеркасскую духовную семинарию. 8 сент. 1888 г. возведён в сан иерея. До 1923 г., по всей вероятности, священствовал. Упоминается протоиереем и ключарём Новочеркасского кафедрального собора в течение двадцати лет. 22 сент. 1923 г. хиротонисан во епископа Нижне-Чирского, вик. Донской епархии. Чин хиротонии совершали: епископ Митрофан (Гринев) и епископ Иннокентий. С 1924 г. – еп. Новоторжский, вик. Тверской епархии, а с 1928 г. – Бежецкий, вик. той же епархии. 24 апр. 1929 г. возведён в сан архиепископа с назначением на Воронежскую кафедру. 19 апр. 1932 г. награждён правом ношения креста на клобуке. 12 ноября 1935 г. уволен на покой. Год смерти неизвестен. Соблюдал строго среду и пятницу, ел один раз в день пшённый суп постный и то только после всенощного бдения. В великий пост в первую, четвёртую и седьмую недели ел один раз тоже только после всенощного бдения. В частной жизни был прост, любил изредка и шутить. Последние годы ослеп и началась водянка, от которой он и скончался. Литература «ЖМП» 1932, 11–12, стр. 4. 1932, 7–8, стр. 5 181, стр. 7 102, стр. 8 Von 1935 an befand er sich auf den Solovki-Inseln. Literatur M. Pol’skij Novye mueniki I, 168 Regel’son 448 Verbannung in die Mari ASSR (Januar 1928) Regel’son 543 Solovki Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010