А. П. Яковлева. Соловецкие лагеря в истории гонений на русскую православную церковь (1923–1927) Соловецкие лагеря занимают особое место в истории гонений на Русскую Православную Церковь . Здесь в заключении находились многие выдающиеся представители духовенства, ни в одном другом лагере страны в 1920-х годах не содержалось столько священнослужителей, как в Соловецком. На сегодня нам известны имена более 80 митрополитов, архиепископов и епископов, около 400 имен священников, имена десятков монахов и мирян, пострадавших за веру и прошедших через Соловки 42 . По архивным документам установлено, что летом 1926 г. в Соловецком лагере одновременно находился 91 представитель духовенства, среди них 18 епископов и архиепископов. За период 1923–1926 гг. через лагеря прошли не менее 126 священно- и церковнослужителей 43 . Утверждение о том, что в Соловках, как в малой капле огромного океана, отражается вся история страны, находит свое подтверждение применительно и к истории предвоенных гонений на Русскую Православную Церковь . Следственные дела исповедников веры, сосланных на Соловки, могут служить прекрасной иллюстрацией общих тенденций и основных этапов этих гонений, многих основных антицерковных кампаний и массовых дел против верующих. Соловецкие лагеря особого назначения были организованы 23 октября 1923 г. Этим числом датируется Постановление СНК СССР об организации Соловецкого лагеря принудительных работ, подписанное заместителем председателя СНК А. И. Рыковым 44 . Однако уже до официального открытия лагеря на Соловках находились заключенные. К 20 сентября их количество насчитывало 3049 человек 45 . С июня 1923 г. на острова начали перевозить заключенных из Холмогорского, Архангельского и Пертоминского лагерей 46 . В числе прибывших на Соловки из Архангельского лагеря оказалась и группа духовенства из Ростовской епархии: епископ Аксайский Митрофан (Гринев), иереи Павел Чехранов, Алексей Трифильев и протодиакон Дмитрий Новочадов. Арестованы они были в Ростове-на-Дону в конце 1922 –начале 1923 г. за борьбу с обновленчеством и постановлением Комиссии НКВД СССР по административным высылкам от 30 марта 1923 г. заключены в Архангельский концлагерь. До вынесения приговора все они находились в Бутырской тюрьме, куда одновременно с ними прибыли священники из Новочеркасска Иоанн Артемьев и Владимир Волагурин, впоследствии также отбывавшие срок наказания в Соловецких лагерях 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832–1989 годах. Часть 7 Архиепископ Митрофан (Гринев) Говоря об Ульяновской епархии в 30-е годы кровавого XX столетия, сложно судить об архиерейском служении на ее территории как таковом. Это десятилетие явилось некоей агонией, когда Церковь последовательно уничтожалась, а возможности хоть каким-то образом воспрепятствовать этому не было. Архиереям оставалось лишь наблюдать, как на их глазах Церковь стирается с лица ульяновской земли, а всякое о ней упоминание так же искусственно стирается из человеческого сознания. Все десятилетие охарактеризовалось для Ульяновска постоянной сменой епархиальных архиереев, которые собственно епархией и не управляли. В 1928 году Ульяновская губерния была упразднена. Отныне она вместе с Самарской, Пензенской и Оренбургской губерниями входила в состав новообразованной Средне-Волжской области с административным центром в Самаре. В составе этой области были образованы два округа – Ульяновский и Сызранский. Соответственно, было проведено и переподчинение епархий. Сызрань, ставшая теперь центром самостоятельного административного округа, более не подчинялась Ульяновскому епископу, а Мелекесс, ранее входивший в состав Самарской губернии, становится викариатством Ульяновской епархии. Летом 1928 года на Мелекесскую кафедру прибыл епископ Георгий (Анисимов). Ульяновским преосвященным в это время был епископ Иоаким (Благовидов). Обновленческой епархией управлял все тот же архиепископ Иоанн (Никольский), а вот вместо бежавшего григорианского архиерея Виссариона (Зорина) прибыл архиепископ Иоанникий (Соколовский). Этот архиерей был не очень рад своему новому назначению. Прежде он был епископом Бахмутским, потом Омским, после чего вернулся на Украину, на свою родину, и примкнул к «лубенскому расколу». Когда его исключили из состава Собора УАПЦ, он переметнулся к ВВЦС, где и получил назначение в Ульяновск . Видимо, в знак своего недовольства владыка долгое время в епархию не являлся, причем никто, даже руководство ВВЦС, не имел представления о его местонахождении. Через четыре месяца отсутствие без вести пропавшего архиерея расценено как отказ от кафедры, и тогда ВВЦС рекомендует ульяновцам обратиться к находящемуся в ссылке в Ульяновске епископу Аввакуму (Боровкову) с просьбой возглавить епархию. Однако владыка был верным Церкви архипастырем и на льстивые предложения григориан ответил категорическим отказом. Он предпочел быть обычным прихожанином Покровской церкви.

http://pravoslavie.ru/31328.html

Календарь Материалы 28 июля 2009 г. [Сретенский монастырь/Сретенская духовная семинария] Самыми благодатными послушаниями для себя я считаю послушания ризничего и пономаря, потому что я тогда часто мог находиться в алтаре. Полезным для меня стало и преподавание в воскресной школе при Сретенском монастыре. Я рассказывал ребятам о богослужении, о том, что сам знал, что трогало лично меня. Теперь уже нет послушания ночного дежурства по храму, но я помню такие ночи на первом курсе. Хоть очень клонило в сон, и спал в храме в середине ночи, но большинство времени можно было сидеть или ходить по храму и спокойно, например, молиться, когда ты в церкви один. [Сретенский монастырь/Издательство Сретенского монастыря] Иеромонах Иов (Гумеров) Книга, составленная из вопросов мирян и ответов на них священника, охватывает огромный круг тем, посвященных Церкви и человеку в ней, христианству и миру. Это по сути своей энциклопедическое издание обращено и к воцерковленным людям, и к тем, кто только еще приобщается к православной вере, делает первые шаги на пути к храму. [Пресса] Руководитель пресс-службы Украинской Православной церкви Московского Патриархата В. С. Анисимов ответил на вопросы «Татьяниного дня» в преддверии визита Святейшего Патриарха Кирилла на Украину. [Пресса] Сегодня редкий материал СМИ об отношениях наших двух стран обходится без слов «конфликт», «противоречие». В преддверии визита Святейшего Патриарха Кирилла на Украину мы спросили деятелей культуры, бизнесменов, журналистов, спортсменов о том, что объединяет наши народы. [Сретенский монастырь/Сретенская духовная семинария] Илья Косых В 1930 году Ульяновским преосвященным стал епископ Митрофан (Гринев), его Мелекесским викарием – епископ Амвросий (Казанский). А в злосчастном 1932 году епархия лишилась не только своих храмов, но и архиереев: епископ Митрофан был арестован, а Мелекесский епископ Амвросий скончался. [Пресса] Сегодня начинается визит патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину. Накануне события глава Отдела внешних церковных связей архиепископ Иларион (Алфеев), сопровождающий предстоятеля в поездке, дал эксклюзивное интервью «Труду»

http://pravoslavie.ru/archive/090728

Митрофан (Гринев), епископ Арзамасский Родился 17 января 1873 года, день Ангела 17 августа. Окончил Николаевскую военную академию. Пострижен в монашество. 12 июня 1919 года рукоположен во иеродиакона. 14 мая 1920 года рукоположен во иеромонаха. Упоминается архимандритом и настоятелем Задонского монастыря. 27 июня 1921 года хиротонисан во епископа Аксайского. С 16 сентября 1927 года – епископ Алатырский, вик. Ульяновской епархии (б.Симбирской) и временно управляющий Чувашской епархией. С 29 окт.1930 года – епископ Ульяновский. 16 июня 1933 года уволен на покой. С 12 ноября 1935 года – епископ Арзамасский (самостоятельный).· Скончался в 1939 или 1940 году в Архангельской области. По жизни был аскет, постник и усердный молитвенник. В храм и другие места ходил всегда пешком, подражая в этом апостолам. В церкви бывал ежедневно. Очень любил читать акафисты. Когда он молился, то весь погружался в молитвенное состояние и тогда он не замечал окружающей его обстановки. Христа Спасителя, Пречистую Матерь и святых угодников любил чистосердечно и по – детски. После каждой службы обязательно говорил поучение. Речь его была простая, ясная и доступная. Говорил исключительно о Христе, о Божией Матери и о жизни святых. Людям всегда был доступен. Всех он старался согреть отеческой лаской и любовью. Народ его любил и уважал. Болезни телесные, которые в последние годы его жизни особенно посещали, он переносил безропотно, с полной преданностью воле Божией. Литература: ФПС I, 120, стр.5. ФПС II, стр.3. ФПС IV, стр.5. ФПС V, 118. ФАМ I, 160, стр.13. «Списки архиереев 1897–1944 гг. Патриарха Алексия, стр.19, 47. Zwischen 1923 und 1927 war er in Lagern auf den Solovki- Inseln. M. Pol‘skij, Novye mueniki I, 168; II, 128: soll 1937 erschossen worden sein. Regel " son 543; 556. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Алатырская Основана в 1912 г. Именование – по г. Алатырь (Симбирская губерния, Чувашская АССР, ныне – Республика Чувашия). Ульяновское (Симбирское) викариатство. Возобновлена 11(24)12.2004. Чебоксарское викариатство. 01.07.1912 09(22)02.1918 Назарий Андреев 13(26)01.1920 14(27)06.1921 1927 (?) 07.1927 (09.1927?) Сщмч. Аркадий Ершов 16(29)09.1927 16(29)10.1930 Митрофан Гринев Иннокентий Поспелов 16(29)06.1934 09(22)11.1934 11(24)12.2004 17(30)01.2005 17(30)01.2005 Савватий Антонов Алатырская, обн. Основана в 1924 г. Именование – по г. Алатырь (Чувашская АССР). Симбирское (Ульяновское) викариатство. Упразднена в 1935 г. 27.04(10.05)1924 02(15)10.1925 Феодор Преображенский 11.1934 10(23)01.1935 Алданская, обн. Основана в 1928 г. Именование – по г. Алдан (Хабаровский край). Хабаровское викариатство. Упразднена в 1929 г. 22.10(04.11)1928 Константин Знаменский Александрийская, обн. Основана в 1923 г. Именование – по г. Александрия (Кировоградская область, УССР). Елисаветградское (Зиновьевское) викариатство. Упразднена в 1925 г. 08.1923 21.05(03.06)1925 34 Реально был на кафедре до ареста летом 1923 г. Затем пребывал в Москве, в 1923 г. некоторое время управлял Покровским монастырем. 35 В 1923 г. заключен в СЛОН, где находился по 1927 г. Вероятно, до этого времени числился на кафедре, поскольку преемник его появляется лишь в том же 1927 г. В отсутствии замещался временноуправляющими епископами. 38 Чебоксарский. По Архиереи Русской Православной Церкви (1917–1997)//История Русской Церкви. Кн. 9. Цыпин В. , прот. История Русской Церкви. 1917–1997. С. 717–769. М., 1997. С. 717–769 (далее – Архиереи Русской Православной Церкви…) С. 760. – Алатырский, временно управляющий Чебоксарской епархией, что весьма вероятно. 40 В прошлом (1923 г.) – обновленческий «уполномоченный ВЦУ» по Кунгурскому уезду Пермской еп. Обновленческим Синодом лишен «сана» и исключен из списка обновленческого духовенства за безнравственное поведение в 1932 г. В 1934 г. восстановлен. По ММЛ Каталог... вторая дата иная – 29.10(11.11)1935. Уволен и отправлен в Ивановскую епархию на священническое место. «Прославился» крайней безнравственностью, что признано и самими обновленцами («митрополитом» Александром Введенским ). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как уже говорилось выше, в 1930 году Ульяновским преосвященным стал епископ Митрофан (Гринев), его Мелекесским викарием – епископ Амвросий (Казанский). А в злосчастном 1932 году епархия лишилась не только своих храмов, но и архиереев. Епископ Митрофан был арестован, а Мелекесский епископ Амвросий скончался. Поскольку храмов в Ульяновске у «сергиевской» епархии не было, митрополит Сергий назначил управляющим Ульяновской епархией епископа Мелекесского, которым стал епископ Пугачевский Серафим (Зборовский). В 1933 году его перемещают в Чувашию, а епископом Мелекесским назначают преосвященного Стефана (Знамировского). Вот с этого момента Ульяновских архиереев лишают всяческой возможности по-настоящему управлять епархией. На заявление владыки Стефана с просьбой его регистрации власти отвечать отказом не стали. Он получил следующий ответ: «Знамировский Стефан зарегистрирован в Ульяновском городском совете как управляющий Ульяновской епархией, допущен к исполнению этой должности с местом постоянного жительства в г. Ульяновске без права личного совершения церковных служб и обрядов» . Подобная регистрация – это просто фикция. Архиерея лишили возможности служить и рукополагать новых священнослужителей, которых с каждым днем становилось все меньше. Разумеется, такое положение дел было недопустимо. Об этом епископ Стефан незамедлительно доложил в Патриархию, а в октябре уже был переведен в Вологду. До 1934 года временное управление епархией было передано Чувашскому преосвященному Серафиму (Зборовскому). Летом 1933 года ушел на покой григорианский митрополит Иоанникий (Соколовский), столь тяготившийся Ульяновской епархией. На его место пришел епископ Иоасаф (Борисов), который был арестован в 1934 году. Вместо него от ВВЦС был прислан епископ Феодосий (Борисов-Григорович), носивший титул Ульяновский и Куйбышевский. В то время как григорианский архиерей управлял двумя епархиями, своего архиерея у патриаршей Церкви в Ульяновске не было. Митрополит Сергий, носивший к этому времени титул Блаженнейшего Митрополита Московского и Коломенского, назначает на Мелекесскую кафедру для управления Ульяновской епархией епископа Артемона (Евстратова), но и этот архиерей долго не продержался на кафедре.

http://pravoslavie.ru/31328.html

В чем же состояла сущность вероучения и нравоучения «Живой церкви», которая недолго прожила и сменила свою вывеску на «Обновленчество», но с тою же программой? Цель этой организации церковной была одна – приспособить христианство к современному строю государства, упростить церковный быт в самой церкви и, в частности, в жизни христианина. Поскольку законы церковные позволяли священству один раз жениться, епископ должен быть неженатым вовсе, а мирянину разрешается вступать в брак не более трех раз после вдовства, то «Живая церковь», а затем «обновленческая», снизили эти требования, а именно: мирянину дозволялось жениться и разводиться без конца. Священнику и диакону – также без ограничения, а епископ может быть, если того захочет, женатым. Второй пункт гласил: церковный календарь соединить в одно с гражданским, иначе говоря, – подвинуть церковный календарь на тринадцать дней. А при такой подвижке праздник Пасхи оказывался совпадающим с еврейской пасхой, и не на воскресенье приходился, а на будничные дни. Между тем, как постановлением Первого Вселенского Собора Пасха должна быть только в воскресенье, не ранее 22-го марта и не позже 25-го апреля и ни в коем случае не может быть на будничный день. В отношении внешнего поведения сами живоцерковники-обновленцы определили: священник ли, епископ ли – только в храме за богослужением, а вне храма – такой же мирянин, как и все; и все, что мирянину позволяется, то и ему. Задача обновленцев была – упростить христианство, снять повышенные требования с него, а это и есть разрушение церкви православной, что и требовалось духом времени безбожия по программе большевизма. Обновленцы во главе с Введенским, Красницким, Белковым и Красотиным пошли на это и нашли себе в конце концов погибель. А православие дало, выявило стойких исповедников апостольской церкви, имена которых записаны в книге Агнца-Искупителя и будут ведомы и Церкви земной. Таковы нам лично известны, ибо узы Христовы связывали нас в отдаленных краях Крайнего Севера, митрополиты: Евгений, Кирилл, Петр – заместитель Патриарха Тихона; архиепископы: Иларион, которого митрополит Евгений (Зернов) именовал «Золотой ум и золотое сердце», Серафим (Мещеряков), Арсений Ростовский, Митрофан (Гринев), Захарий (Лобов), оба с Дона; Ювеналий (епископ Курский) и его викарий Никон, и многие, многие другие, которых имена перечислили особо, а также иереи, протодиаконы и миряне.

http://pravmir.ru/tyuremnaya-pasxa/

Необходимость этой смерти была Богу представлена и Им услышана. Согласия двух было достаточно, чтобы получить просимое. Так монах не покинул своего монастыря. Таков был глава и представитель соловецких узников в этот период. С 1923 по 1926 г. в Соловецком лагере пребывали следующие архиереи: Евгений Зернов, архиепископ Приамурский и Благовещенский. Иларион Троицкий , архиепископ, б. Верейский, викарий Московский. Серафим Мещеряков, архиепископ, б. Костромской. Прокопий Титов, архиепископ Херсонский. Иувеналий Масловский, архиепископ Курский. Пахомий Кедров, архиепископ Черниговский. Амвросий Полянский, епископ Подольский и Брацлавский. Гавриил Абалымов, епископ Осташковский, викарий Тверской. Глеб Покровский, епископ Михайловский, викарий Рязанский. Григорий Козырев, епископ Печерский, викарий Нижегородский. Захарий Лобов, епископ Нижне-Чирской, викарий Донской. Игнатий Садковский , епископ Белевский, викарий Тульский. Иоаким Благовидов, епископ Алатырский, викарий Симбирский. Киприан Соловьев, епископ Семипалатинский, викарий Омский. Мануил Лемишевский, епископ Лужский, викарий Петроградский. Митрофан Гринев, епископ Аксайский, викарий Донской. Нектарий Трезвинский, епископ Яранский, викарий Вятский. Павел Введенский, епископ Сердобский, викарий Симбирский. Платон Руднев, епископ Богородский, викарий Московский. Рафаил Гумилев, епископ Александровский, викарий Ставропольский. Софроний Сиарков, епископ Селенгинский, викарий Забайкальский. Софроний Арефьев, епископ Якутский. Серафим Протопопов, епископ Колпинский, викарий Петроградский. Из этих 24 епископов почти все (17) непосредственно принимали «Памятную записку». Некоторые же из них не находились поблизости соловецкого кремля, где она вырабатывалась, а были на работах в других местах острова, но, вероятно, знали об этой «Записке» и сказали свое мнение архиепископу Евгению. Осенью 1926 г. в Соловки прибыло еще много епископов, которые в этот список не входят. Из этого же списка только один человек (Мануил Лемишевский) находится в настоящее время на свободе и в составе епископата, возглавляемого патриархом Алексеем. Остальные все, и многие одинакового с ним возраста, из новой полосы арестов и расстрелов 1937 г. к свободе и жизни уже больше не вышли. Известна нам только судьба трех-четырех. Их нет в живых.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Вообще история с исчезновением архиепископа Иоанникия довольно смутная. Ульяновская епархия была основной епархией григориан в Среднем Поволжье. Ее архиереи носили титул Симбирский и Корсунский; в состав епархии, которой принадлежало до 60% всех православных приходов, находящихся на ее территории, входило также два викариатства – Ибрессинское и Буинское. Иными словами, это была завидная епархия для григорианского епископа. Еще более странным кажется тот факт, что на протяжении четырех месяцев архиерей не удосужился дать о себе знать как епархии, так и руководству ВВЦС, в то время как о его местонахождении было прекрасно известно не кому-нибудь, а Ульяновскому окружному административному отделу (ОАО). Четыре месяца верующие просили ОАО дать им разрешение на проведение общего собрания для избрания другого архиерея, но всегда получали отказ в довольно расплывчатой формулировке: «По сведениям, имеющимся в окружном АО, архиепископ Иоанникий в недалеком времени прибывает в Ульяновск» . Откуда у отдела были такие сведения, остается неизвестным и поныне. Все-таки вскоре архиепископ Иоанникий прибыл в Ульяновск и вступил в свои обязанности. Свою неприязнь к епархии он проявлял постоянно, стараясь по любому поводу выехать за ее границы. Такое отношение владыки, ставшего сразу после вступления на Ульяновскую кафедру митрополитом, не могло не сказаться на состоянии епархии. В 1929 году с Мелекесской кафедры был снят «сергиевский» епископ Георгий (Анисимов), а на Алатырскую прибыл епископ Митрофан (Гринев), также «сергиевской» ориентации. В октябре, после смерти епископа Иоакима (Благовидова), епископ Митрофан становится Ульяновским преосвященным. Постановлением ВЦИК СССР от 8 апреля 1929 года и специальной инструкцией НКВД Церковь была лишена всех юридических прав. Все религиозные объединения и их члены подлежали обязательной регистрации. Местные же органы власти могли свободно отказывать в этой регистрации, причем без каких-либо объяснений. Без юридических прав все договоры о ремонте церковных зданий могли заключаться лишь с членами приходов, которые автоматически подпадали под статью о частном предпринимательстве. Духовенство лишили избирательных прав, а с 1930 года обязали выплачивать в казну 75% своих «нетрудовых» доходов. Множество священнослужителей с семьями лишились крыши над головой .

http://pravoslavie.ru/31328.html

Стремясь избежать столкновений на почве неисполнения декрета и уберечь паству от расправы над ней, митрополит Донской Митрофан (Симашкевич) и викарий Донской епархии епископ Аксайский Митрофан (Гринев) решили воззвание Патриарха не оглашать . 20 и 21 мая 1922 года на допросах в Донском ГПУ митрополит Митрофан (Симашкевич) пояснял и оправдывал свою позицию, а также указывал причины, не позволившие ему обнародовать патриаршее воззвание. Он утверждал, что получил этот документ не по официальным церковным каналам, отсутствовал указ Патриарха, что давало повод, по словам донского митрополита, сомневаться в его подлинности. К тому же он счёл, что распространение воззвания будет выглядеть в глазах властей противозаконным деянием и может вызвать их негативную реакцию . В ДОГПУ зафиксировали следующие показания митрополита: " Является ли изъятие церковных ценностей святотатством, ... можно сказать, что святотатством будет являться то, если священник или мирянин отдаёт собственными руками не превращённый в слиток священный предмет, если же он превратит целый священный предмет собственными руками в слиток, т.е. из священной чаши сделает лом, то это передав вам не в виде чаши, он святотатство не совершает. В канонах говорится, что золотой или серебряный сосуд не может быть присвоен на своё употребление. Вообще, таких предметов, которые нельзя пожертвовать без ущерба нет, это только необходимо считаться со всенародным мнением. По моему мнению, патриарх Тихон [в] своём послании недосказал, я уверен, что ни один священник, ни один мирянин верующий освящённый предмет, не обративши его в слиток, не отдал бы собственными руками " . Организацию помощи голодающим в Донской епархии начали ещё в августе 1921 года, когда Патриарх объявил о создании церковного комитета помощи голодающим Поволжья и началась организация его структурных единиц в провинции. В Новочеркасске, Ростове и Нахичевани-на-Дону также был организован сбор пожертвований по церквам. Организация помощи была одобрена Донским ЧК, высказавшим даже благодарность представителям Церкви .

http://e-vestnik.ru/science/donskoe_duho...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010